Главная страница » Публикации » №4 (8) » Потребительские предпочтения и отношения к франчайзинговым компаниям на региональном рынке

Потребительские предпочтения и отношения к франчайзинговым компаниям на региональном рынке

Consumer preferences and attitudes towards franchising companies in the regional market

Авторы

Кинчина Е.В.
Вятский государственный университет
Скопина И.В.
доктор экономических наук, профессор
Вятский государственный университет
Скопин А.О.
Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского
mim@mcnip.ru

Аннотация

Самые популярные франшизы в России сконцентрированы в области фаст-фуда и торговли. В США франчайзинг наиболее развит в сегменте услуг. В России это ближайшее будущее. Сейчас важно делать поправку на очень юный возраст российского франчайзинга, но вскоре мы станем свидетелями бурного развития этого вида предпринимательства во многих сферах экономики.

Ключевые слова

франшиза, сегмент услуг, франчайзинг, предпринимательство, экономика, регионы мира

Рекомендуемая ссылка

Скопин А.О. , Скопина И.В. , Кинчина Е.В.

Потребительские предпочтения и отношения к франчайзинговым компаниям на региональном рынке// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (8). Номер статьи: 802. Дата публикации: 26.12.2006. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/802/

Authors

Skopin A.O.
Nizhny Novgorod State University. Lobachevsky
mim@mcnip.ru
Skopina I.V.
doctor of economic sciences, professor
Vyatka State University
Kinchina E.V.
Vyatka State University

Abstract

The most popular franchises in Russia is concentrated in the area of ​​fast food and trade. In the U.S., franchising is the most developed in the services segment. In Russia it is the near future. Now it is important to make allowances for a very young age of the Russian franchise, but soon we will witness a rapid development of this kind of business in many sectors of the economy.

Keywords

franchise, the segment of services, franchising, business, economics, regions of the world

Suggested Citation

Skopin A.O. , Skopina I.V. , Kinchina E.V.

Consumer preferences and attitudes towards franchising companies in the regional market// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (8). Art. #802. Date issued: 26.12.2006. Available at: https://eee-region.ru/article/802/ 

Print Friendly, PDF & Email

Самые популярные франшизы в России сконцентрированы в области фаст-фуда и торговли. В США франчайзинг наиболее развит в сегменте услуг. В России это ближайшее будущее. Сейчас важно делать поправку на очень юный возраст российского франчайзинга, но вскоре мы станем свидетелями бурного развития этого вида предпринимательства во многих сферах экономики.

Активнее всего по схеме франчайзинга в регионах в настоящее время работают розничные сети («Пятерочка», «Эльдорадо», «Эконика–обувь» и другие), разворачиваются общепитовские франшизы («Крошка–Картошка», «Ростикс», «Елки–палки»). Эксперты предсказывают выход на рынок значительного количества производственных и сервисных франшиз, которые ныне в явном меньшинстве. В крупных городах франшизы из сферы услуг приживаются быстрее всего: клининговые агентства, кейтеринг, химчистки, общепит с оригинальной и уже опробованной в столицах концепцией, а также новые торговые франшизы — бутики бижутерии, часов и аксессуаров, обувные магазины для среднего класса [1]. Отмечают уклон курса франчайзинга в сторону национального: все больше российских брэндов применяют франчайзинговую политику для расширения своего бизнеса в регионы («Эконика», «Ростикс», «Ригла», «Красный куб», «Шоколадница», Персона Lab, «Елки-Палки», «Копейка», «Лукойл», «Конфаэль», «Спортландия» и многие другие).

20-25% франчайзинговых технологий в России приходится на зарубежные брэнды, что уже дало России, по оценке экспертов, более $600 млн. инвестиций. Компании с мировым именем: «Kodak», «Subway», «World Class», «Xerox», «Baskin Robbins», «1 C», «Grillmaster», «Jani King», «EF English First», «Sbarro», «ZARA», «Pizza Hut», — предлагают российским предпринимателям свой опыт, имя и выход на международный уровень.

Различные компании, выходящие на региональные рынки имеют различные стратегии, в частности в таблице представлены стратегии некоторых розничных сетей одежды и обуви.

Таблица 1 — Стратегии развития розничных сетей одежды и обуви

Компания

Стратегия роста

Конкурентная стратегия

Inditex Открытие собственных магазинов, вывод новых брендов на рынок Стратегия следующего за лидером
Adidas Развитие по франчайзингу, географическая экспансия, покупка фирм-конкурентов Стратегия лидера
Nike Увеличение маркетинговой активности, географическая экспансия Стратегия бросающего вызов
Stoсkmann Развитие по франчайзингу, совместное развитие с другими игроками рынка
Sela Активная экспансия в регионы, развитие по франчайзингу, вывод на рынок нового бренда, развитие нового формата торговли Стратегия лидера
Русская торговая группа Развитие по франчайзингу, экспансия в регионы, открытие собственных магазинов Стратегия следующего за лидером
Bosco di Ciliegi Развитие собственных магазинов, раскрутка собственного бренда Стратегия следующего за лидером
Джамилько Диверсификация бизнеса, открытие собственных магазинов и развитие по системе франчайзинга, вывод новых брендов Стратегия следующего за лидером

(Источник: МА Step by step, 2006)

Предпочтения потребителей и отношения к франчайзинговым компаниям

Эффективность деятельности любой фирмы, любой компании определяется, главным образом, потребительским спросом. Если продукция будет удовлетворять покупателей, то и бизнес будет процветать; если же нет, то фирма и компания могут прогореть. Рассмотрим оценку предпочтения потребителей, их отношение к франчайзинговым компаниям в Кировской области.

Рынок одежды.
По рынку одежды рейтинг потребительских предпочтений Кировской области представлен в рис. 1.

2_002

Рис. 1 – Рейтинг потребительских предпочтений на рынке одежды Кировской области

4% затруднились ответить, а для 5% товарная марка не имеет значения. Из рейтинга видно, что самой популярной из известных франчайзеров является мастер-франчайзи магазинов немецкой одежды sOliver. Потребителям нравится качество продукции, дизайн и приемлемые цены. Модная и современная одежда для всех возрастных групп и для любой ситуации – все товары поставляются под маркой компании s.Oliver. Такой подход позволил s.Oliver заявить о себе как о лидирующем поставщике модной одежды на рынке Германии, отличающимся высокой требовательностью и жесткой конкуренцией. Но Бернд Фрайер и его команда не останавливаются на достигнутом, они стремятся добиться большего для s.Oliver: они нацелены на всемирное признание и уверенный рост объемов производства [2].

Преимуществами  sOliver являются [3]:

  • одна из лидирующих торговых марок Европы;
  • сильная презентация марки на местах продажи благодаря строго разработанной концепции мерчендайзинга и  планировки магазинов;
  • четко разработанные, утвержденные концепции форматов магазинов;
  • постоянное повышение известности марки и имиджа благодаря активной рекламой кампании и public relations;
  • централизованная рекламная кампания по всей России;
    • реклама в прессе: Glamour, Cosmopolitan, Gala, In Style, Men’s Health, Афиша. Москва., Дом 2, She, Apriori, XXL, Maxim;
  • размещение рекламы s.Oliver на рекламных щитах в городах партнеров;
  • предоставление информации по проведению различных мероприятий и рекламных кампаний;
  • постоянный ассортимент модных и актуальных коллекций с коротким ритмом заказа и поставок — в каждой линии предлагается по 12 новых коллекций в год;
  • коммерческий успех марки основан на проверенной концепции организации

работы в области заказов товара, товарной аналитики, маркетинга и корпоративного обучения;

  • бесплатный дизайн-проект;
  • предоставление рекламного пакета на открытие магазина.

 

Остальные марки тоже нравятся потребителям, но некоторые из них не устраивают уровнем цен, другие – узким модельным рядом.
Необходимо отметить, что все марки известны населению. И это является очень хорошим результатом деятельности компаний. Возможно, что в будущем менее популярные марки станут для потребителей более приоритетными. Главное – не стоять на месте, постоянно развиваться и совершенствоваться.

Рынок спортивной одежды.
По рынку спортивной одежды рейтинг потребительских предпочтений Кировской области представлен на рис. 2.

2_004

Рис. 2 – Рейтинг потребительских предпочтений на рынке спортивной одежды Кировской области (доля, %)

5%  респондентов затруднились ответить, для 8% не имеет значение, 4% предпочли другие.

Бессменным лидером за всё время существования является Adidas. Эта компания привлекает качеством своего товара. Цены утраивают потребителей. Хотя некоторые считают, что они немного завышены. Многие покупатели посещают исключительно этот магазин только потому, что Adidas – их самая любимая марка.

Nike и Спортландия не на много отстают от Adidas. Надо сказать, что Спортландия известна тем, что в ней представлена не только одежда, но и обувь, спортивное оборудование и инвентарь как всемирно известных производителей: Columbia, Nike, Reebok, Аdidas, Merrell, CAT, Asics, Kettler, Roces, так и более «бюджетных» марок: Outventure, Demix, Matrix, Nordway, Torneo, Denton и др. Это и привлекает многих покупателей.

Рынок бытовой техники и электроники. По рынку бытовой техники рейтинг потребительских предпочтений в Кировской области представлен на рис. 3.

2_006
Рис. 3 – Рейтинг потребительских предпочтений на рынке бытовой техники и электроники в Кировской области

27% опрошенных предпочли другие компании, 4% затруднились ответить. Как видно из рейтинга, Эльдорадо является фаворитом на рынке бытовой техники и электроники. Данной компании доверяет большое количество потребителей. Главный плюс, по мнению опрошенных, низкие цены и постоянные акции. Но есть и те, кто отрицательно настроен по отношению к этой фирме. Они считают, что качество товаров очень низкое, а следствием этого является быстрая поломка продукции. В настоящее время компания занимает около 28% рынка бытовой электроники в России. Узнаваемость брэнда «Эльдорадо» в большинстве регионов превышает 80%, а в некоторых городах доходит и до 98%. Но покупатель все в большей степени руководствуется не только соотношением цены и качества, покупатель становится все более требовательным – к ассортименту, качеству товаров, уровню сервиса.

Потребители стремятся купить не только и не столько товар, сколько элемент новой, лучшей жизни, ее символ, а это уже абсолютно другой процесс взаимодействия с покупателем, который становится для «Эльдорадо» партнером [4].

Компания DOMO появилась в городе Кирове недавно, но уже обрела своих постоянных покупателей, благодаря активной маркетинговой деятельности. Потребителям нравится качество обслуживания и качество самих товаров. Так же их привлекают различные акции, которые проводит DOMO. Со временем компания сможет занять лидирующее место на рынке бытовой техники и электроники.

Примерно на той же позиции, что и Компания DOMO, в рейтинге находится «Эксперт». Заключение «Технорадо» франчайзингового договора с Компанией «Эксперт» явилось продуманным и верным решением. То есть к постоянным покупателям компании «Технорадо» прибавились приверженцы компании «Эксперт». Потребителям нравится то, что в магазинах данной компании невысокие цены, хорошее обслуживание и система дисконтных карт. Можно сказать, что «Эксперт» только начинает своё развитие, но оно является довольно успешным.

Рынок цифровой электроники и сотовой связи.
По рынку сотовой связи рейтинг потребительских предпочтений в Кировской области представлен в рис. 4.

2_008
Рис. 4 – Рейтинг потребительских предпочтений на рынке цифровой электроники и сотовой связи в Кировской области

10% опрошенных предпочли другую компанию, 1% затруднились ответить. По итогам опроса видно, что лидирующее место занимает «Евросеть» — крупнейшая в России сеть салонов связи, работающая в формате дискаунтера, и ведущий дилер крупнейших операторов связи. Что касается качества обслуживания, все компании устраивают потребителей. Но «Евросеть» многих устраивает и близостью к месту проживания (как отмечалось ранее, в Кировской области 23 салона), и уровнем цен, и уровнем производимых услуг. У «Евросети» в активе находится около 50 потенциальных франчайзинговых партнеров. По оценкам топ-менеджеров «Евросети» и «Ультра», к концу года эти сети должны контролировать 40-45 % и 8-10 % рынка сотового ритейла России соответственно, при этом их совокупный оборот может составить $3,5 млрд, в том числе оборот «Ультры» — $600 млн.

Компании DIXIS и «Цифроград» так же популярны среди населения. Потребителей удовлетворяют цены. Если данные компании будут расширяться, то возможно они смогут опередить своего конкурента. Компания Divizion на данный момент менее популярна, но она имеет своих постоянных потребителей. А дальнейшее её совершенствование приведёт к большим результатам.

Как удалось выяснить, Кировской области наибольшее количество франчайзинговых компаний действуют на рынках одежды, бытовой техники и электроники, цифровой электроники и сотовой связи. Постепенно в Кировскую область приходят новые компании, работающие по схеме франчайзинга, они развиваются и их развитие очень заметно. Постепенно они завоевывают доверие потребителей и становятся популярными среди населения.

Литература:

  1. Ленц Е. Франчайзинг вне закона // http://www.bportal.ru/
  2. sOliver // http://www.soliver.ru/
  3. sOliver //http://www.soliver.ru/
  4. Эльдорадо // http://www.eldorado.ru/

References:

  1. E. Lenz Franchising is illegal / / http://www.bportal.ru/
  2. sOliver / / http://www.soliver.ru/
  3. sOliver / / http://www.soliver.ru/
  4. Eldorado / / http://www.eldorado.ru/

Еще в рубриках

Отраслевая экономика регионов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *