Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (7), 2006

Структура землепользования в хозяйствах АПК России и Кабардино-Балкарской республики

The structure of the land in farms and agribusiness Russian republic of Kabardino-Balkaria

Авторы


Россия, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия
golovanov@mail.ru

Аннотация

В России государство остается основным собственником земельных ресурсов, в первую очередь земель лесного фонда. Процесс разграничения государственной собственности и соответствующего юридического оформления прав находится в начальной стадии. Процедура эта чрезвычайно сложна требует существенных финансовых затрат, особенно в условиях, когда границы большинства земельных участков не описаны точно.

Ключевые слова

земельные ресурсы, государство, регламентирование, регулирование, регион

Рекомендуемая ссылка
Голованов К.А.
Структура землепользования в хозяйствах АПК России и Кабардино-Балкарской республики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №3 (7). Номер статьи: 705. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/705/
Authors

Golovanov K.A.
Kabardino-Balkar State Agricultural Academy
golovanov@mail.ru

Abstract

In Russia, the state remains the owner of the land, particularly forest lands. The process of separation of state ownership and appropriate legal formalization of rights is in its infancy. This procedure is extremely complex requires a significant financial cost, particularly in circumstances where the boundaries of the majority of land is not described accurately.

Keywords

land, state regulation, the regulation, the region

Suggested Citation
Golovanov K.A.
The structure of the land in farms and agribusiness Russian republic of Kabardino-Balkaria. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (7). Art. #705. Date issued: 2006-09-28. Available at: http://eee-region.ru/article/705/

Print Friendly, PDF & Email

Основным объектом собственности в сельском хозяйстве была и остается земля, поэтому реформирование, проводимое в АПК нашей страны, связывалось с решением целого ряда проблем земельных отношений, изменением состава землевладельцев. Поскольку все земли практически были в собственности государства или находились в бессрочном пользовании колхозов, использовались населением для подсобных хозяйств, огородов, садов, дачного строительства, то имелся один путь реформирования – изменение в составе собственников и пользователей земли.

Основными хозяйствующими субъектами, функционирующими в российском аграрном секторе, являются акционерные общества, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения. В их собственности, владении и пользовании закреплена основная часть сельскохозяйственных угодий. В каждом аграрном сегменте сложилась своя структура, отличающаяся как по субъектам федерации, так и по зонам.

В Кабардино-Балкарской республике с 1990 года был издан ряд нормативных документов регламентирующих земельные отношения: Закон КБАССР «О земельной реформе» (3 октября 1991 года), Закон КБАССР «Об аренде» (4 октября 1991 года), Земельный Кодекс КБР (13 мая 1992 года), Указ Президента КБР «О полномочиях Правительства Кабардино-Балкарской республики и местных администраций в регулировании земельных отношений в период поэтапной конституционной реформы» (13 апреля 1994 года), Указ Президента КБР «О регулировании земельных отношений и защите конституционных прав граждан на землю в Кабардино-Балкарской республике» (2 апреля 1999 года).

С принятием Земельного Кодекса КБР (1992г.) было сохранено право бессрочного (постоянного) пользования землей коллективами, но также установлены права на коллективно-долевое владение, коллективное владение, аренду земельных участков, а для крестьянских (фермерских) хозяйств, семей, физических лиц – и пожизненное наследуемое владение.

Так по данным Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по КБР предприятия, организации и граждане, занимавшиеся сельскохозяйственным производством в 2004 году, осуществляли свою деятельность на земле общей площадью 440,5тыс. га. Из них на долю сельскохозяйственных организаций приходится 245,6 тыс. га., крестьянских (фермерских) хозяйств – 13,1 тыс. га., индивидуальных предпринимателей – 77,6 тыс.га (табл. 1).

В результате аграрной реформы произошли изменения в структуре землепользователей и землевладельцев. В 1995 году в структуре сельскохозяйственных угодий на долю сельскохозяйственных предприятий КБР приходилось 86,3%, крестьянских (фермерских) хозяйств – 0,7%, хозяйств населения – 13%.

С развитием частного сектора произошло перераспределение земель, и структура сельскохозяйственных угодий изменилась. В 2000 году коллективный сектор занимал 84,4%, крестьянские (фермерские) хозяйства 1,5%, хозяйства населения 14,1% от общей площади сельхозугодий [1].

Таблица 1 - Распределение сельскохозяйственных угодий по землепользователям (на конец 2004 года; тысяч гектаров)

Общая земельная площадь

Все сельскохозяйственные угодья

в том числе:

пашня

кормовые угодья

Всего земель (территория)

1247,0

695,7

308,3

371,0

Земли, используемые землепользователями, занимающимися сельхозпроизводством:

440,5

407,6

257,2

135,7

в том числе:

сельскохозяйственных организаций

245,6
229,6
179,6
44,8

из них:

хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов

178,0
168,8
136,8
28,0
государственных и муниципальных унитарных сельскохозяйственных организаций
40,0
36,9
22,9
12,9

Крестьянских (фермерских) хозяйств

13,1

12,8

11,2

1,5

Индивидуальных предпринимателей

77,6

76,9

49,2

27,7

В личном пользовании граждан

31,0

26,8

16,1

1,3

Земли запаса и лесного фонда

513,3

119,8

0,3

119,2

В России государство остается основным собственником земельных ресурсов, в первую очередь земель лесного фонда. Процесс разграничения государственной собственности и соответствующего юридического оформления прав находится в начальной стадии. Процедура эта чрезвычайно сложна требует существенных финансовых затрат, особенно в условиях, когда границы большинства земельных участков не описаны точно [2]. Земельное реформирование коснулось преимущественно сельскохозяйственных угодий (рис.1).

3_002

Рисунок 1 Распределение земель сельскохозяйственного назначения по субъектам собственности (на 1 января 2004г.)

Из рисунка видно, что более 87% сельскохозяйственной земли оказалось в собственности граждан на правах земельных долей, четвертая часть которых до сих пор не оформлена документально, а собственники не получили свидетельств. В категорию «остальные земли в собственности граждан» входят крестьянские подворья и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также садоводческие участки.

Формирование широкого круга сельскохозяйственных товаропроизводителей с различными формами собственности и хозяйствования квалифицируется как позитивный результат аграрной реформы. Но этот факт отражает лишь формальную сторону преобразований в аграрном секторе – юридический и институциональный их аспект.

За годы аграрной реформы площади земельных угодий сельскохозяйственных предприятий уменьшались, а площади земельных угодий крестьянских (фермерских) хозяйств увеличивались, что объясняется передачей части земельных угодий сельскохозяйственными предприятиями гражданам, желающим заниматься крестьянским (фермерским) хозяйством.

Земельная реформа должна быть направлена не столько на смену земельной собственности, сколько на создание условий, обеспечивающих улучшение плодородия почв, рост сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности [3 ].

Однако по данным министра сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации Гордеева А. кризисные явления в агропромышленном комплексе прогрессируют. На 26 млн. га, или почти на четверть сократились посевные площади сельскохозяйственных культур. В 8 раз уменьшилось применение минеральных, и в 5 раз – органических удобрений. Объемы капитальных вложений в агропромышленный комплекс (в сопоставимой оценке) уменьшились в 20 раз, масштабы мелиоративных работ в 23 раза.

Надежды на быстрое создание в сельскохозяйственном производстве многочисленного среднего класса в целом по России не оправдалось.

Литература

  1. Российский статистический ежегодник. 2004. Стат. сб. / Госкомстат России. – М: 2004
  2. Арашуков В. Формы организации сельскохозяйственного производства и предпринимательства. // АПК: экономика, управление, 2005, №11
  3. Хафизов Д.Ф. Совершенствование подходов к формированию многоукладной экономики в аграрной сфере // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2005, №9
  4. Шакиров Ф.К. Организация производства на предприятиях АПК.- М.: КолосС, 2003

References

  1. Russian Statistical Yearbook. In 2004. Stat. Sat / Goskomstat of Russia. - M: 2004
  2. Arashukov B. Forms of organization of agricultural production and entrepreneurship. / / AIC: economics, management, 2005, № 11
  3. Khafizov DF Improved approaches to the formation of a mixed economy in agriculture // Economics of agricultural and processing enterprises, 2005, № 9
  4. Shakirov FK Organization of production of agricultural enterprises. - M. KolosS, 2003

АПК и сельское хозяйство региона, Землеустройство