Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (6), 2006

Экономические механизмы функционирования регионального АПК

Economic mechanism of the regional agriculture

Авторы


Красноярский государственный аграрный университет
hodos@mail.ru

Аннотация

Успешное развитие продуктовой структуры АПК страны во многом определяется их региональным уровнем. Наиболее приемлемыми способами регулирования взаимоотношений рассматриваемых структурных звеньев молочнопродуктового подкомплекса являются формирование рыночной инфраструктуры, государственная поддержка товаропроизводителей, оптимизация размещения производства и заготовки молочного сырья, развитие интеграционных процессов, совершенствование системы ценообразования.

Ключевые слова

структура АПК, региональный уровень, регулирование, молочнопродуктовый подкомплекс, государственная поддержка, интеграционные процессы

Рекомендуемая ссылка
Ходос Д.В.
Экономические механизмы функционирования регионального АПК// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (6). Номер статьи: 601. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/601/
Authors

Hodos D.V.
Krasnoyarsk State Agricultural University
hodos@mail.ru

Abstract

Successful development of the product structure of the country's agriculture is largely determined by their regional level. The most affordable ways to regulate the relationship under consideration of the structural units are sub Milkproduct formation of market infrastructure, government support for producers, the optimization of the location of production and procurement of raw milk, the development of integration processes, and improved pricing.

Keywords

structure of agriculture, the regional level, regulation, Milkproduct subcomplex, state support, the integration processes

Suggested Citation
Hodos D.V.
Economic mechanism of the regional agriculture. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (6). Art. #601. Date issued: 2006-06-25. Available at: http://eee-region.ru/article/601/

Print Friendly, PDF & Email

Современные условия функционирования АПК, где важнейшие его продуктовые подкомплексы представляют собой многоотраслевые, достаточно разветвленные интегрированные структуры с переплетающимися связями, диктуют объективную необходимость установления между партнерами (звеньями) взаимовыгодных экономических (прежде всего ценовых) отношений.

Успешное развитие продуктовой структуры АПК страны во многом определяется их региональным уровнем. Особого внимания при рассмотрении данной проблемы заслуживает Сибирский Федеральный округ, на территории которого расположен крупнейший в стране регион – Красноярский край, отличающийся от прочих специфическими природно-климатическими особенностями и условиями производства сельскохозяйственной продукции. В настоящее время в крае наблюдается тенденция снижения эффективности функционирования молочнопродуктового подкомплекса.

Анализ молочного скотоводства на сельхозпредприятиях показывает, что усиливаются процессы, ведущие к снижению воспроизводства в отрасли.

Развитие этих тенденций тесно переплетается со снижением уровня и качества кормления коров, ростом их яловости, ослаблением требований к племенной работе, увеличением объема ручных работ из-за износа и уменьшения средств механизации на молочных фермах. Снижение интенсивных факторов в развитии молочного скотоводства сопровождается падением производительности и оплаты труда работников отрасли. Рост разбалансированности ценового механизма в подкомплексе и ослабление государственного регулирования привели отрасль к убыточности.

Важным звеном молочнопродуктового подкомплекса является отрасль переработки, так как именно ей отведена основная роль в продвижении молочной продукции до потребителя. Молочная перерабатывающая промышленность в Красноярском крае представлена 32 специализированными предприятиями, из которых выделяются 18 молочных заводов, 3 молочноконсервных комбината, 7 маслозаводов, 3 сырзавода и молочный комбинат.

Наблюдающиеся тенденции уменьшения объемов производства и заготовок молока в сырьевых зонах перерабатывающих предприятий, низкое техническое состояние их оборудования, снижение платежеспособного спроса населения на молочные продукты отразились на производственной ситуации в молочной промышленности края. Имеющиеся производственные мощности недоиспользуются по всем видам выпускаемой продукции, особенно по маслу животному (на 65,6 %), цельномолочной продукции — на 58,2 %, молочным консервам — на 48,3 %. Региональный рынок молока и молочных продуктов в крае представлен местными товаропроизводителями.

Современный этап развития экономических взаимоотношений между структурными звеньями молочнопродуктового подкомплекса характеризуется отсутствием их общей заинтересованности, а также нарушением межотраслевого эквивалентного обмена. Дисбаланс подкомплекса в целом виден из анализа издержек и прибыли на стадиях производства, переработки и реализации молочных продуктов.

Экономический механизм в сфере переработки и реализации благоприятно повлиял на результаты деятельности этих звеньев по сравнению с производством молока на сельскохозяйственных предприятиях. Последние имеют наибольший удельный вес в общих затратах производства конечного продукта — 61 %. Затраты перерабатывающих предприятий составляют 32 %, торговли – 7 %. В распределении прибыли переработка занимает лидирующее положение – 50 %, сельские производители – 39 %. Это подтверждает неравноправность условий развития технологически взаимосвязанных отраслей, углубление противоречий между ними.

Наиболее приемлемыми способами регулирования взаимоотношений рассматриваемых структурных звеньев молочнопродуктового подкомплекса являются формирование рыночной инфраструктуры, государственная поддержка товаропроизводителей, оптимизация размещения производства и заготовки молочного сырья, развитие интеграционных процессов, совершенствование системы ценообразования.

Основным содержанием концепции ценообразования на молочное сырье должна стать свободная рыночная цена, ориентированная на принципы биологической ценности и потребительских качеств продукта. За каждые

0,1 % жира и белка выше установленных базисных норм предусматриваются надбавки к закупочной цене, а за каждые 0,1 % жира и белка ниже базисной нормы – соответствующие скидки. Целесообразность предлагаемого ценового механизма взаимоотношений подтверждается расчетами.

Другим направлением совершенствования системы ценообразования является развитие и углубление государственного ценового регулирования рынка молока и молочных продуктов, направленное на поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, ограничение монополизма поставщиков материально-технических ресурсов для села и переработчиков, увеличение потребления продукции населением.

Важным элементом системы государственного регулирования должна стать гарантированная (защитная) цена на молоко, служащая, прежде всего, ориентиром для контрагентов на рынке. Формирование гарантированной цены осуществляется на основе фактической себестоимости производства молока и нормативной рентабельности, обеспечивающей переход сельских товаропроизводителей к устойчивому расширенному воспроизводству.

Производственная себестоимость должна определяться по сельскохозяйственным зонам, что позволит сглаживать природно-экономические условия хозяйствования производителей молока.

Нормативную рентабельность следует определять единой для всех сельхозтоваропроизводителей края, минимальный уровень которой, как показали расчеты, должен составлять около 50 %. Механизм реализации гарантированной цены заключается в установлении сельским производителям ценовых надбавок на единицу продукции, равных разнице между гарантированной и фактической ценой реализации (если последняя ниже гарантированной).

Следуя данной концепции, нами рассчитан нормативный объем дотаций для поддержания требуемого уровня доходности у товаропроизводителей молока в крае. Расчеты выполнены для каждого района с учетом фактически сложившихся цен и объемов продаж по различным каналам реализации молочной продукции.

Совершенствование экономического механизма взаимоотношений в молочнопродуктовом подкомплексе может быть достигнуто в результате развития интеграционных процессов, которые в обобщенном их виде можно свести к следующим основным направлениям:

  • укрупнение интеграционных связей хозяйствующих субъектов различных сфер подкомплекса на договорной основе без образования юридического лица;
  • интеграция единых действий на основе приобретения контрольного пакета акций перерабатывающих предприятий сельскохозяйственными товаропроизводителями;
  • образование агропромышленных формирований (агрофирм, агрокомбинатов) с регистрацией юридического лица;
  • создание агропромышленных объединений в форме холдингов или финансово-промышленных групп;
  • организация агропромышленных связей на основе создания системы специализированных или многопрофильных потребительских и производственных кооперативов.

Неразвитость, а в большей степени отсутствие интеграционных процессов в молочнопродуктовом подкомплексе Красноярского края, требует разработки методологических и методических вопросов развития межотраслевых связей его участников на основе интеграции. В связи с этим, проводимые исследования первоначально должны быть направлены на отработку развития менее сложных форм агропромышленной интеграции, чтобы затем, учитывая первый опыт их функционирования можно было перейти к созданию более сложных интегрированных формирований. Одной из таких форм, может стать создание агропромышленного формирования без регистрации юридического лица определенной организационно-правовой формы, функционирующего на основе договора о совместной деятельности.

Исследование деятельности, а также сложившихся экономических взаимоотношений гормолзавода «Милко» (г. Красноярск) и сельскохозяйственных товаропроизводителей его сырьевой зоны, привели к выводу об экономической целесообразности создания на базе перерабатывающего предприятия объединения на основе договора о совместном сотрудничестве.

Важным элементом регулирования экономических взаимоотношений в объединении является определение механизма взаиморасчетов между участниками интеграции за поставляемое сырье, его переработку и реализацию готовой продукции. Расчеты показали, что эти обоснованные соотношения в предлагаемой модели объединения могут сложиться следующим образом: сельскохозяйственным товаропроизводителям — 61,0 %, переработке — 26,0 %, торговле — 13,0 % от суммы общего дохода.

Рассмотренная практическая концептуальная система устойчивого развития продуктового подкомплекса региона, является результатом длительных и серьезных наработок автора по выше обозначенной проблеме.

Предлагаемые направления, как показали исследования, могут дать положительные результаты, если их рассматривать и реализовывать комплексно и незамедлительно.

АПК и сельское хозяйство региона