Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (54), 2018

Оценка инвестиционного портфеля стратегического развития Новосибирской области

Investment portfolio evaluation of development Strategy Novosibirsk region

Авторы


кандидат технических наук, доцент кафедры финансов и кредита
Россия, Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
shchou@mail.ru

Аннотация

В статье проведена оценка инвестиционного портфеля по Стратегии развития Новосибирской области на базе бизнес-проектов и проектов государственного-частного партнерства (ГЧП) посредством методов сопоставления и сравнения.
Основная цель работы заключается в исследовании реализации наиболее значимых бизнес-проектов и проектов ГЧП инвестиционного портфеля региона до 2025 года.
В настоящей работе для определения инвестиционной привлекательности региона рассмотрен метод линейной регрессии, а именно по показателю детерминации выполнения ведомственной целевой программы «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» с учетом региональной поддержки.
В статье используется метод оценки в реализации бизнес-проектов за период с 2014 г. по 2025 г. в рамках сравнения и сопоставления таких показателей, как количество инвестиционных проектов, капитальных вложений в эти проекты по программе и с учетом региональной поддержки, занятость населения региона в представленных проектах, реальный доход населения. Данный анализ позволил выявить ряд проблем, а также преимуществ и недостатков используемого метода оценки реализации бизнес-проектов.
На базе проведенной проверки статистической гипотезы по критерию Пирсона сделан вывод о том, что использование предложенной методики оценки позволил получить незначительные расхождения эмпирических и теоретических данных для периода с 2014 г. по 2017г. и созданы предпосылки для дальнейшего исследования на прогнозные периоды с 2018г. по 2025г., где на данном этапе расчетов главной проблемой выступает отсутствие определенной информации по некоторым бизнес-проектам, что существенно влияет на инвестиционную привлекательность региона в целом.

Ключевые слова
Рекомендуемая ссылка
Щербина Оксана Юрьевна
Оценка инвестиционного портфеля стратегического развития Новосибирской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (54). Номер статьи: 5407. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5407/
Authors

Shherbina Oksana Jur'evna
Candidate of Technical, docent, Department of Finance and Credit
Russia, Siberian Institute of Management – the branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
shchou@mail.ru

Abstract

The article assesses the investment portfolio on the development Strategy of the Novosibirsk region on the basis of business projects and public-private partnership (PPP) projects through the methods of comparison.
The main purpose of the work is to study the implementation of the most important business projects and PPP projects of the investment portfolio of the region until 2025.
In the present work for definition of investment attractiveness of the region the method of linear regression, namely on index of determination of accomplishment of the departmental target program "support of innovative and investment activity of the organizations of a scientific and industrial complex of the city of Novosibirsk" taking into account regional support is considered.
The article uses the method of evaluation in the implementation of business projects for the period from 2014 to 2025 in the comparison and comparison of indicators such as the number of investment projects, capital investments in these projects under the program and taking into account regional support, employment of the region in the submitted projects, the real income of the population. This analysis revealed a number of problems, as well as the advantages and disadvantages of the method used to assess the implementation of business projects.
On the basis of the statistical hypothesis testing according to Pearson's criterion, it is concluded that the use of the proposed evaluation methodology allowed obtaining minor discrepancies of empirical and theoretical data for the period from 2014 to 2017. and prerequisites for further research for the forecast periods from 2018g. on 2025g., where at this stage of calculations the main problem is the lack of certain information on some business projects, which significantly affects the investment attractiveness of the region as a whole.

Keywords

Novosibirsk Region, Novosibirsk Region Development Strategy, investment portfolio, regional state support, business projects, public-private partnership

Suggested Citation
Shherbina Oksana Jur'evna
Investment portfolio evaluation of development Strategy Novosibirsk region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (54). Art. #5407. Date issued: 2018-05-07. Available at: http://eee-region.ru/article/5407/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области  на период до 2025 года [1, с.30], где наряду с выявленными проблемами, в том числе и по привлечению инвестиций, перечислены и функции, одной из которых является инициирование новых инвестиционных проектов и обеспечение условий для улучшения инвестиционного климата в регионе. Ежегодные пополнения «инвестиционного портфеля» как от отечественных, так и зарубежных компаний, а также ряда новых проектов, инициированных администрацией Новосибирской области, предопределяют необходимость их оценки на начальном этапе их разработки.

По словам эксперта Ольги Молчановой по состоянию на 30.07.2015 г. [2]: «…Министерство экономического развития Новосибирской области создало инвестиционную карту региона, которая отражает информацию о реализующихся в области проектах, в том числе в рамках механизма государственного-частного партнерства (ГЧП), на бюджетные, частные инвестиции и в рамках инвестиционных программ компаний-монополистов…».

В данной статье проведем оценку инвестиционного портфеля по Стратегии развития Новосибирской области на базе бизнес-проектов и проектов государственного-частного партнерства для определения инвестиционной привлекательности региона методом линейной регрессии, а именно по показателю детерминации выполнения ведомственной целевой программы «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска».

 

Актуализация вопроса инвестиционной привлекательности региона

В рамках вопроса инвестиционной привлекательности региона по итогам Гайдаровского форума 2017 года в рейтинге инновационной активности регионов Новосибирская область заняла пятое место в группе «сильных инноваторов» [3]. Рассмотрение данной проблемы актуализировано в программе реиндустриализации экономики области до 2025 года, изначальная идея которой – это продвижение проектов и разработок сибирской науки на базе высокотехнологичного производства. В новостной ленте развития региона в своем интервью врио заместителя губернатора региона Анатолий Соболев сказал: «…В частности, сегодня остро назрела необходимость в реализации не только отдельных проектов, но и комплексного развития перспективных для региона отраслей. Например, агробиотехнологии, биофармацевтика, …авиастроительного кластера…» [4].

На этапах реализации и продвижения подобных проектов необходима их оценка регулирующего воздействия (ОРВ) [5], которая представляет собой процедуру анализа проблем и целей государственного регулирования, поиска альтернативных вариантов достижения этих целей, а также связанных с ними выгод и издержек социальных групп, подвергающихся воздействию регулирования, для определения наиболее эффективного варианта регулирующего воздействия. По данным сайта [5] процедура ОРВ предполагает осуществление следующих действий:

  • определение проблемы, на решение которой направлено регулирование той или иной нормы;
  • выявление и описание всех возможных вариантов решения проблемы;
  • оценка возможных последствий, к которым приведут предлагаемые варианты (затраты, выгоды и т.д.);
  • проведение публичных консультаций с заинтересованными сторонами;
  • подготовка заключения об ОРВ.

Проведение ОРВ направлено на снижение издержек заинтересованных лиц (субъектов предпринимательской деятельности), обеспечение экономии бюджетных средств, снижение риска возникновении коррупции, а также повышения доверия граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

Итоговым результатом ОРВ является повышение эффективности государственного регулирования, в том числе по проведению селекции и оценки наиболее значимых инвестиционных проектов, что дает возможность определить отраслевую принадлежность, категорию и характер инвестиционных предложений на предмет соответствия стратегическим целям развития региона с выявлением проблем по каждому такому предложению, а также и их перспективы. Для упрощения функционирования механизмов, включающих и такие процедуры как ОРВ необходимы оценочные методы. Рассмотрим один из таких методов для основного перечня инвестиционных проектов, включающего бизнес-проекты и проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), рассмотренные и одобренные департаментом развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области на исследовательский период до 2025 года.

 

Оценка бизнес-проектов и проектов государственного-частного партнерства в рамках инвестиционного портфеля Стратегии развития региона

Всего было рассмотрено 81 проект, из которых 26 относятся к сфере производства (7 — топливно-энергетических комплексов, 3 — цветной и черной металлургии, 4 — машиностроения и ОПК, 1 — переработка отходов, 5 — промышленность строительных материалов, 6 — сельскохозяйственное производство и пищевая промышленность), 43 — к сфере обслуживания (1 — научно-технический парк, 9 — транспортный узел и логистические центры, 6 — бизнес-центры, 6 — гостиницы, 21 — торговые и развлекательные центры) и 12 проектов — площадки для строительства жилья.

В первую очередь, в Стратегии развития региона [1] описаны проекты, входящие в кластер электротехнического и электроэнергетического машиностроения. Рассматриваемые проекты были распределены по двум уровням: крупные проекты, требующие для реализации капиталовложений свыше 100 млн. долл. США (2,5 млрд. руб.) и средние проекты, для реализации которых необходимо от 100 млн. руб. до 100 млн. долл. США (2,5 млрд. руб.). Представим в таблице 1выборку проектов «первого уровня» в период с 2014 г. по 2025г.

 

Таблица 1 – Выборка инвестиционных проектов «первого уровня» в период с 2014 г. по 2025г.

Наименование инвестиционного проекта Проектная производительность Окончание строительства
1 Научно-технический парк «Академгородок» 30 млрд руб. товарной продукции к 2015 г. До 2015 г.
2 Промышленно-логистический парк 62 млрд руб. товарной продукции к 2015 г. До 2015 г.
3 Мультимодальный транспортный узел (включая международный авиационный транспортный узел) 5,5 млн пассажиров, 300 тыс. т. авиагрузов До 2015 г.
4 Масштабная реконструкция и модернизация комплекса предприятий кластера энергетического и электроэнергетического машиностроения 80 — 90 млрд руб. товарной продукции к 2025 г. До 2025 г.
5 Строительство новых ТЭС 5,95 — 11,9 млрд кВт*ч электроэнергии 2014 -2020 гг.

 

Из представленной Стратегии [1] и отчетности [6] проведем выборку по соотношению объемов финансирования инфраструктуры Новосибирской области по отраслям (см. рис.1).

 

 Соотношение объемов финансирования инфраструктуры Новосибирской области по отраслям  на период до 2025 года

Рисунок 1 – Соотношение объемов финансирования инфраструктуры Новосибирской области по отраслям  на период до 2025 года

 

Относительно строительной отрасли по данным источника [7] «400 крупнейших инвестиционных проектов в промышленном строительстве РФ. Проекты 2017-2021 годов»  описаны крупнейшие инвестиционные проекты по России, в том числе и по Сибирскому федеральному округу, включающему 57 проектов по отраслям: пищевая промышленность и АПК (8 проектов); нефтегазоперерабатывающая и химическая промышленности (16 проектов); фармацевтическая и медицинская промышленности (4 проекта); металлургия и горнодобыча (19 проектов); машиностроение (2 проекта); промышленность строительно-отделочных материалов (1 проект); деревообрабатывающая промышленность (4 проекта); другие отрасли (3 проекта).

Общий банк данных представляет инвестиционные проекты с их качественными и количественными характеристиками. А также представленные проекты различаются по качеству представленной информации, вероятности реализации, характеристикам экологической нагрузки, инновационной направленности (табл. 2).

 

Таблица 2 – Распределение проектов по качественным характеристикам и вероятности их реализации

Качественные характеристики Высокая вероятность Средняя вероятность Низкая вероятность
Неопределенность информации 40 30 11
Вероятность реализации 48 29 4
Экологическая нагрузка 4 34 43
Инновационный уровень 15 66 0

 

По предложенному методу оценки наряду с качественными характеристиками и вероятностью реализации инвестиционных предложений также для дальнейшего анализа необходимо представить информацию о потребностях заявленных проектов в ресурсах: трудовых, электроэнергии и строительно-монтажных работах (см. табл.3).

 

Таблица 3 – Потребность проектов в ресурсах

Отрасли Кол-во проектов Численность занятых, чел.
Сфера производства 26 13459
Топливно-энергетический комплекс 7 2650
Металлургический комплекс 3 3550
Промышленность стройматериалов 5 2443
Машиностроение и ОПК 4 520
Переработка отходов 1 150
Пищевая промышленность и сельское хозяйство 6 4146
Сфера услуг 43 64000
Инновационный комплекс 1 10000
Транспортный комплекс и логистика 9 51000
Бизнес-центры, гостиницы 12
Торговля и развлекательные центры 21 более 3000
Строительство жилья 12
ВСЕГО                   81 77459

 

По изученной отчетности для дальнейшего исследования выделим из требуемых для реализации 81 проектов, где только отрасли производства составляет 35,1%. Кстати, этим структура инвестиций Новосибирской области значительно отличается от структуры в других регионах Сибирского федерального округа, где приоритеты отдаются развитию отраслей материального производства и сырьевого сектора.

В соответствии с Постановлением мэрии города Новосибирска №10119 от 20.11.2014г. Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» на 2015-2017 годы представлен паспорт ведомственной целевой программы с утвержденным объемом финансирования.

По представленному интервью с Анатолием Соболевым [2] выявлено: «…На 1 января 2018 года рабочей группой были рассмотрены и одобрены восемь проектов. В том числе и в 2017 году. Это проекты биомедицинского парка, сфера деятельности – высокотехнологичная медицинская помощь, производство высокотехнологичных медицинских изделий и сердечных препаратов; проект расширения производства телекоммуникационного оборудования, эта компания – один из лидеров в России по разработке и производству оборудования мирового уровня. Сфера деятельности – разработка и промышленное производство катализаторов, сорбентов в области переработки и нефтехимии, инжиниринг каталитических процессов.

На январском заседании был представлен и одобрен проект создания завода по производству медицинских изделий для хирургии. Также подведены промежуточные результаты развития проекта промышленного медицинского парка за 2017 год. По обоим проектам даны соответствующие поручения правительства. В настоящее время совместно с областными органами государственной власти рассматривается еще ряд новых потенциальных флагманских проектов. В том числе проект Института цитологии и генетики СО РАН, проект Института ядерной физики им. Будкера, проект создания агробиотехнопарка в Краснообске и еще ряд проектов…».  При этом озвучены итоги реализации: общий объем федеральной поддержки по восьми проектам программы за 1,5 года составил более 2 млрд. руб., общий объем региональной поддержки – 335 млн. руб.

Хотелось бы отметить суммарные показатели реализации программы по созданию высокопроизводительных рабочих мест. Если в 2016 году на этих предприятиях работало 1 278 человек, то прогноз на 2018 год – 2 449 человек, это практически удвоение.

Включая данные 2013-2014 гг. и прогнозы 2018г. обобщим, что финансирование инвестиционных проектов по программе вместе с учетом региональной поддержки составили: 2014 г. – 8,03%; 2015 г. – 26,27%; 2016г. – 24,24%; 2017 г. – 22,7%; 2018 г. – 0,34%. Из всего объема инвестиций на заявленные периоды определим, что на период с 2019г. по 2025г. приходится 18,43%. Для дальнейшего анализа выбранных данных представим их в табличной форме (см. табл.4).

 

Таблица 4 – Исходные данные по выборке бизнес-проектов и проектов государственного-частного партнерства инвестиционного портфеля Стратегии развития Новосибирской области на период с 2014 г. по 2025г.

Исходные данные по выборке бизнес-проектов и проектов государственного-частного партнерства инвестиционного портфеля Стратегии развития Новосибирской области на период с 2014 г. по 2025г.

 

Далее для оценки инвестиционной привлекательности региона используем метод линейной регрессии, а именно по показателю детерминации выполнения ведомственной целевой программы «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» с учетом региональной поддержки, определим параметры выборочного уравнения регрессии, построим график зависимости количества инвестиционных проектов  (xi)  по годам от размера инвестиций (yi), а также рассчитаем коэффициент детерминации (мера общего разброса – вариации- переменной y) по следующей формуле:

              (1)

где b — это коэффициент уравнения регрессии, который определяется из категории «Статистической функции» — «НАКЛОН»;

а – это свободный компонент уравнения регрессии, который определяется также из категории  «Статистической функции» — «ОТРЕЗОК».

 

Результаты расчета параметров выборочного уравнения регрессии   по реализации инвестиционных проектов в рамках выполнения ведомственной целевой программы «Поддержка инновационной и инвестиционной деятельности организаций научно-промышленного комплекса города Новосибирска» с учетом региональной поддержки на период с 2014-2018 гг. представим в табличной форме (см. табл.5).

 

Таблица 5 – Результаты  расчета параметров выборочного уравнения регрессии   по реализации инвестиционных проектов Новосибирской области на период с 2014-2018гг.

Исследовательский период (год), ni Количество инвестиционных проектов, xi, шт Инвестиции за  текущий год, yi, % Инвестиции в месяц, yi мес, %
2014 6 8,03 3,9
2015 10 26,27 13,05
2016 8 24,24 12,1
2017 12 22,7 11,3
2018 8 0,34 0,2

 

При этом коэффициенты a и b составили: a = 48,62; b = 8,2, тогда уравнение (1) примет вид: .

Далее, определив параметры уравнения регрессии для построения линии тренда (регрессии), проведем статистический анализ полученного уравнения и рассчитаем коэффициент детерминации R2

Построим график реализации бизнес-проектов и проектов ГЧП инвестиционного портфеля Новосибирской области по годам в зависимости по вложенным в них капитальных вложений с расчетом коэффициента детерминации (см. рис.2).

 

Реализации бизнес-проектов и проектов ГЧП инвестиционного портфеля Новосибирской области за 2014-2018 гг.

Рисунок 2 — Реализации бизнес-проектов и проектов ГЧП инвестиционного портфеля Новосибирской области за 2014-2018 гг.

 

В данном случае коэффициент детерминации (R2) не стремится к единице, это значит, что не произошло увеличение объясненной доли разброса коэффициента детерминации. Другими словами, проанализированы показатели разброса уровней инвестиций по годам. Большого всплеска уровней не наблюдается, но наряду с данным выводом можно говорить о положительной тенденции проведенного анализа, а именно, что не происходило и снижение этого уровня. Проведем оценку значимости параметров регрессии:

Показатель Значение
Дисперсия ошибок регрессии (необъясненная дисперсия) 11304180.69
Дисперсия параметра b 102400.3614
стандартное отклонение параметра b 320.0005646
t-статистка параметра b 1.13527048
Дисперсия параметра a 1.67551E+12
стандартное отклонение параметра a 1294415.295
t-статистка параметра a -0.003695766
Критическое значение t-статистики 3.182446305
F-статистика 1.288777698
Критическое значение F-статистики 10.12796448

 

По проверке условий, выполнение которых предполагалось при анализе регрессии, можно резюмировать, что близкое к единице значение коэффициента детерминации еще не свидетельство высокого качества этого критерия.

Для проверки статистической гипотезы используем критерий Пирсона  (χ2набл) по упрощенной формуле:

критерий Пирсона      (2)

где n = Σni = Σni’  объем выборки.

 

В нашем случае  за период с 2014 г. по 2018 г. n = 54 проекта, а s = 5.

По представленной формуле (2) определим, что χ2набл = -19,1, а также  определим число степеней свободы k =s-3=5-3=2. Далее, используя данные таблицы 2, установим  уровень  значимости α=0,05, по которым критическое значение критерия Пирсона составило χ2кр=6,0, а т.к.    χ2набл < χ2кр, т.о. не следует отвергать гипотезу о нормальном распределении инвестиций по годам с 2014г. по 2018г., т.е. расхождения эмпирических и теоретических данных (запланированных) незначительны для рассматриваемого исследовательского периода. Но необходимы  дальнейшие исследования по следующим периодам с 2019 г. по 2025 г.

Вывод: если сравнить полученные данные динамики реализации бизнес-проектов  и проектов ГЧП инвестиционного портфеля Новосибирской области за исследуемые периоды, то можно отметить приблизительно одинаковые темпы (тенденции) освоения заложенных в них инвестиций в период с 2014 г. по 2017 г., что достаточно серьезно отличает полученные результаты от прогнозных расчетов пока только на один 2018 г., ну, и конечно же, что в большей степени пробуждает интерес в расчете прогнозных данных за следующие периоды с 2019 г. по 2025г.

Далее предполагается по данной методике оценки рассмотреть зависимости реального объема потребления или спроса  заявленных бизнес-проектов и полученного от них реального дохода населения (CONS), а также занятости по численности населения в них (POP, чел.), что остается достаточно серьезной проблемой, которая выявляется уже на первых этапах предлагаемой методики оценки.

 

Заключение

В целом анализ инвестиционных предложений по Новосибирской области, имеющихся на сегодняшний день, позволяет сделать следующие выводы: цели и структура инвестиционных предложений в целом соответствует стратегическим направлениями развития Новосибирской области, реализации ее конкурентных преимуществ и формирования комфортной среды проживания для населения региона, что постепенно, но способствует задействовать население, обеспечивая его рабочими местами в реализации бизнес-проектов и проектов ГЧП инвестиционного портфеля Стратегии развития Новосибирской области; рассмотренные проекты обладают разной степенью проработки и обоснованности, ряд из них уже реализованы или реализуются в настоящем, но нет возможности детального анализа по прогнозным периодам с 2019г. по 2025 г., кроме того, отсутствует определенная информация о сроках реализации многих проектов, что также затруднило расчеты в представленном методе оценки; в рассмотренном методе оценки инвестиционных предложений выявлена еще одна  проблема, связанная с привлечением иностранного инвестора, что способствовало бы повышению общего имиджа Новосибирской области и ее инвестиционной привлекательности.

 

Библиографический список:

  1. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Новосибирск, 2018. – с.30. – Режим доступа: http://www.nso.ru/page/2523 (дата обращения 08.04.2018г.).
  2. Молчанова О. Инвестпроекты в Новосибирской области. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Новосибирск, 2018. – Режим доступа: http://vseon.com/analitika/investitsii/investproekty-v-novosibirskoj-oblasti (дата обращения 08.04.2018г.).
  3. Инвестиции: Новосибирская область среди сильнейших инновационных регионов страны— [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Новосибирск, 2018.  – Режим доступа: http://vseon.com/analitika/investitsii (дата обращения  08.04.2018г.).
  4. Соболев А. В Новосибирской области одна из сильнейших в стране инновационных инфраструктур. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Новосибирск, 2018. — Режим доступа: http://www.moex.ru http://vseon.com/analitika/mnenie-eksperta/anatolij-sobolev-v-novosibirskoj-oblasti-odna-iz-silnejshih-v-strane-innovacionnyh-infrastruktur (дата обращения 08.04.2018г.).
  5. Правительство Новосибирской области: Оценка регулирующего воздействия— [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Новосибирск, 2018. – Режим доступа: http://www.nso.ru/page/2486 (дата обращения 08.04.2018г.).
  6. Соотношение объемов финансирования инфраструктуры Новосибирской области по отраслям— [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Новосибирск, 2018. – Режим доступа: http://www.vseon.com/themes/investicii/item/investproekty-v-novosibirskoj-oblasti.html (дата обращения  08.04.2018г.).
  7. Описание крупнейших инвестиционных проектов: 400 крупнейших инвестиционных проектов в промышленном строительстве РФ. Проекты 2017-2021 годов. — [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — М: 2018. – Режим доступа: http://investtop.allinvest.ru/?yclid=96285024057035847 (дата обращения 08.04.2018г.).

 

References

  1. Strategy of social and economic development of the Novosibirsk region for the period up to 2025. [Strategija social’no-jekonomicheskogo razvitija Novosibirskoj oblasti na period do 2025 goda] — Electron. dan. — Novosibirsk, 2018. — p. 30. — Access mode: http://www.nso.ru/page/2523 (circulation date 08.04.2018).
  2. Molchanova O. Investment projects in the Novosibirsk region. [Investproekty v Novosibirskoj oblasti] — Electron. dan. — Novosibirsk, 2018. — Access mode: http://vseon.com/analitika/investitsii/investproekty-v-novosibirskoj-oblasti (circulation date 08.04.2018).
  3. Investments: Novosibirsk region among the strongest innovative regions of the country [Investicii: Novosibirskaja oblast’ sredi sil’nejshih innovacionnyh regionov strany] — Electron. dan. — Novosibirsk, 2018. — Access mode: http://vseon.com/analitika/investitsii (circulation date 08.04.2018).
  4. Sobolev A. Novosibirsk region has one of the strongest innovative infrastructures in the country. [V Novosibirskoj oblasti odna iz sil’nejshih v strane innovacionnyh infrastruktur] — Electron. dan. — Novosibirsk, 2018. — Mode of access: http://www.moex.ru http://vseon.com/analitika/mnenie-eksperta/anatolij-sobolev-v-novosibirskoj-oblasti-odna-iz-silnejshih-v-strane-innovacionnyh-infrastruktur (accessed 08.04.2018).
  5. Novosibirsk oblast government: regulatory impact Assessment. [Pravitel’stvo Novosibirskoj oblasti: Ocenka regulirujushhego vozdejstvija] Electron. dan. — Novosibirsk, 2018. — Access mode: http://www.nso.ru/page/2486 (circulation date 08.04.2018).
  6. The ratio of volumes of financing of infrastructure of the Novosibirsk region by industry — [Sootnoshenie ob#emov finansirovanija infrastruktury Novosibirskoj oblasti po otrasljam] — Electron. dan. — Novosibirsk, 2018. – Mode of access: http://www.vseon.com/themes/investicii/item/investproekty-v-novosibirskoj-oblasti.html  (accessed 08.04.2018).
  7. Description of the largest investment projects: 400 largest investment projects in industrial construction of the Russian Federation. Projects 2017-2021 years. [Opisanie krupnejshih investicionnyh proektov: 400 krupnejshih investicionnyh proektov v promyshlennom stroitel’stve RF. Proekty 2017-2021 godov] Electron. dan. — M: 2018. – Mode of access: http://investtop.allinvest.ru/?yclid=96285024057035847 (accessed 08.04.2018).

Инвестиции и инновации