Главная страница » Публикации » №2 (54) » Совершенствование управления финансами бюджетных учреждений здравоохранения (на примере Рязанской области)

Совершенствование управления финансами бюджетных учреждений здравоохранения (на примере Рязанской области)

Perfecting of management of finance of budgetary institutions of health care (on the example of the Ryazan region)

Авторы

Бачина Татьяна Валерьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансового менеджмента
Россия, Рязанский государственный радиотехнический университет
bachina_t@mail.ru
Ерзылева Анна Александновна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и финансового менеджмента
Россия, Рязанский государственный радиотехнический университет
erzyleva.a@yandex.ru
Куликов Олег Андреевич
ведущий экономист
Россия, Государственное бюджетное учреждение Рязанской области «Городской клинический родильный дом № 1»
kulikov.oa@bk.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы развития отрасли здравоохранения в Российской Федерации (на примере Рязанской области). Проведен анализ финансирования бюджетных учреждений здравоохранения из бюджетов всех уровней, представлен анализ финансовой деятельности и рыночной конъюнктуры бюджетного учреждения. Предложены способы управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений в сфере здравоохранения, с целью повышения эффективности их деятельности и дальнейшего развития.

Ключевые слова

Рязанская область, бюджетные учреждения, здравоохранение, территориальные программы государственных гарантий, финансовое обеспечение отрасли здравоохранения

Рекомендуемая ссылка

Бачина Татьяна Валерьевна , Ерзылева Анна Александновна , Куликов Олег Андреевич

Совершенствование управления финансами бюджетных учреждений здравоохранения (на примере Рязанской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (54). Номер статьи: 5404. Дата публикации: 18.04.2018. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5404/

Authors

Kulikov Oleg Andreevich
Lead Economist
Russia, State Budgetary Institution of the Ryazan Region «City Clinical Maternity Hospital № 1»
kulikov.oa@bk.ru
Bachina Tat'jana Valer'evna
PhD in Economics, associate professor of economy and financial management
Russia, Ryazan state radio engineering university
bachina_t@mail.ru
Erzyleva Anna Aleksandnovna
PhD in Economics, associate professor of Economy and financial management
Russia, Ryazan state radio engineering university
erzyleva.a@yandex.ru

Abstract

In this article problems of development of branch of health care in the Russian Federation are considered (on the example of the Ryazan region). The analysis of financing of budgetary institutions of health care from budgets of all levels is carried out, the analysis of financial activity and market conditions of budgetary institution is submitted. Ways of management of financial resources of budgetary institutions in health sector, for the purpose of increase in effectiveness of their activity and further development are offered.

Keywords

Ryazan region, budgetary institutions, health care, territorial programs of state guarantees, financial provision of the healthcare sector

Suggested Citation

Bachina Tat'jana Valer'evna , Erzyleva Anna Aleksandnovna , Kulikov Oleg Andreevich

Perfecting of management of finance of budgetary institutions of health care (on the example of the Ryazan region)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (54). Art. #5404. Date issued: 18.04.2018. Available at: https://eee-region.ru/article/5404/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В последние годы в Российской Федерации сложилась неблагоприятная экономическая обстановка, которая оказала негативное влияние на социальные процессы  в стране. В связи с этим, государство было вынуждено прикладывать усилия по сглаживанию возникшей ситуации. Эти усилия в основном были приложены к отраслям социальной сферы, напрямую зависимым от основных экономических показателей. При этом часть независимых от этих показателей отраслей осталась без соответствующего внимания. Одной из таких отраслей оказалось здравоохранение. В результате принятых Правительством Российской Федерации мер по сокращению финансового обеспечения здравоохранения руководители органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений отрасли, вынуждены максимально эффективно использовать имеющиеся в своем распоряжении финансовые ресурсы.

Уровень развития отрасли здравоохранения в Рязанской области является одним из самых низких в Центральном федеральном округе Российской Федерации. Одним из главных факторов, негативно влияющим на развитие отрасли в регионе является снижение уровня финансового обеспечения. В связи с этим, руководители медицинских учреждений Рязанской области должны усилить контроль над неэффективным использованием финансовых ресурсов в подконтрольных им учреждений и разработать ряд мероприятий, направленных на привлечение дополнительных источников финансового обеспечения деятельности учреждений.

 

Анализ финансирования отрасли здравоохранения в Рязанской области

Финансирование развития отрасли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральными законами о бюджете Российской Федерации, а финансирование деятельности учреждений отрасли в большей степени зависят от бюджета Федерального и Территориального фондов обязательного медицинского страхования.

В таблице 1 приведены данные о финансировании отрасли здравоохранения в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования в периоде с 2015 по 2017 годы и плановом 2018 году [10, 11, 12].

 

Таблица 1 – Структура финансового обеспечения здравоохранения Российской Федерации в периоде с 2015 по 2017 годы и плановом 2018 году.

Показатель Фактический показатель Плановый показатель (прогноз)
2015 2016 2017 2018
Финансирование всего, тыс. руб. 2010601170 2038725057 2113658417 2307701406
Финансирование за счет средств федерального бюджета, тыс. руб. 371786604,7 448574176,3 378679801 396014853,1
Финансирование за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, тыс. руб. 1638814566 1590150881 1734978617 1911686553

 

В таблице 2 показан уровень инфляции в Российской Федерации с 2015 по 2017 годы и прогнозное значение на 2018 год [6, 7].

 

Таблица 2 – Уровень инфляции в Российской Федерации

Показатель Фактическое значение Плановый показатель (прогноз)
2015 2016 2017 2018
Уровень инфляции, % 12,2 5,8 3,2 4

 

В таблице 3 представлены доли каждого источника финансирования в структуре обеспечения отрасли финансовыми ресурсами.

 

Таблица 3 – Структура финансирования здравоохранения

Показатель Фактический показатель Плановый показатель (прогноз)
2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Финансирование всего, % 100,00 100,00 100,00 100,00
Финансирование за счет средств федерального бюджета, % 18,49 22,00 17,92 17,16
Финансирование за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, % 81,51 78,00 82,08 82,84

 

Из таблицы 3 следует, что в среднем 81% от финансового обеспечения здравоохранения приходится на средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В таблице 4 представлена динамика изменения финансирования отрасли с 2015 по 2017 годы и в прогнозном 2018 году.

Анализируя таблицы 2 и 4, видно, что финансирование отрасли увеличилось за рассматриваемый период на 15%, однако, принимая во внимание официальный уровень инфляции в стране и прогнозные данные на 2018 год, выходит, что реальное финансирование отрасли снизилось.

 

Таблица 4 – Динамика изменения финансирования отрасли в периоде с 2015 по 2017 годы и прогнозном 2018 году

Показатель Абсолютное изменение, тыс. руб. Темп роста Абсолютное изменение, тыс. руб. Темп роста Абсолютное изменение, тыс. руб. Темп роста Абсолютное изменение, тыс. руб. Темп роста
В 2016 году относительно 2015 года В 2017 году относительно 2016 года В 2018 году относительно 2017 года В 2018 году относительно 2015 года
Финансирование всего 28123886,5 1,01 74933360,6 1,04 194042988 1,09 297100235,4 1,15
Финансирование за счет средств федерального бюджета 76787571,6 1,21 -69894375,5 0,84 17335052,3 1,05 24228248,4 1,07
Финансирование за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования -48663685,1 0,97 144827736,1 1,09 176707936 1,10 272871987 1,17

 

Помимо этого, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403, направленным на повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников, перед учреждениями здравоохранения остро стоит необходимость в рациональном использовании имеющихся финансовых ресурсов [8].

Финансовое обеспечение развития отрасли в Рязанской области осуществляется в соответствии с областными законами о бюджете Рязанской области, а финансирование деятельности учреждений осуществляется в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области. Для учреждений здравоохранения Рязанской области план развития отрасли представлен Постановлением Правительства Рязанской области от 29 октября 2014 года № 311 [5].

В таблице 5 приведены данные о количестве застрахованного населения Рязанской области в системе обязательного медицинского страхования с 2015 по 2019 годы. Особенностью учета застрахованных лиц в Территориальной программе является то, что учет в отчетном году осуществляется на 01 апреля предыдущего года. При рассмотрении темпа роста застрахованного населения на территории Рязанской области прослеживается тенденция его снижения за рассматриваемый период.

 

Таблица 5 – Численность застрахованного населения Рязанской области

Показатель 2015 год 2017 год 2018 год 2019 год
Численность застрахованного населения, чел. 1141251 1134624 1134123 1133425
Темп роста застрахованного населения,% 99,42 99,96 99,94

 

В таблице 6 представлены данные о формировании источников финансирования Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи  на территории Рязанской области с 2015 по 2017 годы и плановых 2018 и 2019 годах [6, 7].

 

Таблица 6 – Структура финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи  на территории Рязанской области

Показатель Фактический показатель Плановый показатель (прогноз)
2015 год 2017 год 2018 год 2019 год
Стоимость Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Рязанской области, всего, млн. руб. 11101,83 11833,97 13443,39 14125,35
Средства областного бюджета Рязанской области, млн. руб. 1673,7 1821,72 1747,1 1818,88
Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования, млн. руб. 9428,13 10012,24 11696,29 12306,46
Средства областного бюджета Рязанской области на содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, млн. руб. 0 0 0 0
Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, млн. руб. 9428,13 10012,24 11696,29 12306,46
Субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, млн. руб. 9428,13 10012,24 11696,29 12306,46
Межбюджетные трансферты областного бюджета на финансовое обеспечение Территориальной программы обязательного медицинского страхования в части базовой программы обязательного медицинского страхования, млн. руб. 0 0 0 0

 

Из таблицы 6 видно, что за рассматриваемый период задействованы не все возможные источники финансирования деятельности учреждений здравоохранения Рязанской области.

Исходя из данных таблиц 5 и 6, рассчитан показатель стоимости Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя Рязанской области с 2015 по 2019 годы. Полученные данные представлены в таблице 7.

 

Таблица 7 – Стоимость Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя Рязанской области

Показатель Фактический показатель Плановый показатель (прогноз)
2015 год 2017 год 2018 год 2019 год
Стоимость Программы госгарантий в расчете на одного застрахованного, всего, руб./чел. 9727,16 10429,86 11853,56 12462,53
Средства областного бюджета Рязанской области в расчете на одного застрахованного, руб./чел. 1466,46 1614,86 1555,89 1627,64
Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одного застрахованного, руб./чел. 8260,70 8815,00 10297,67 10834,89

 

Снижение количества застрахованного населения Рязанской области повлияло на увеличение стоимости Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя Рязанской области.

В таблице 8 представлен темп роста величины каждого источника финансирования Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области с 2015 по 2019 годы.

Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается небольшой рост финансового обеспечения здравоохранения в целом по всем источникам финансирования. При сравнении с данными таблицы 4 уровень роста финансового обеспечения здравоохранения в Рязанской области значительно уступает уровню роста в Российской Федерации.

 

Таблица 8 – Темп роста финансирования Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области

Показатель 2017 год к 2015 году 2018 год к 2017 году 2019 год к 2018 году 2019 год к 2015 году
Стоимость Программы госгарантий, всего,% 106,59 113,60 105,07 127,23
Средства консолидированного бюджета Рязанской области,% 108,84 95,90 104,11 108,67
Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования,% 106,20 116,82 105,22 130,53
Средства консолидированного бюджета Рязанской области на содержание медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования,%
Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования за счет средств обязательного медицинского страхования,% 106,20 116,82 105,22 130,53
Субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования,% 106,20 116,82 105,22 130,53
Средства, передаваемые на оплату медицинской помощи в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области,%

 

В таблицах 9 и 10 приведены показатели абсолютного и относительного изменения стоимости Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя Рязанской области с 2015 по 2019 годы.

 

Таблица 9 – Абсолютное изменение стоимости Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя Рязанской области

Показатель 2017 год к 2015 году 2018 год к 2017 году 2019 год к 2018 году 2019 год к 2015 году
Стоимость Программы госгарантий в расчете на одного застрахованного, всего, рублей/застрахованное лицо 702,09 1 423,70 608,97 2 734,76
Средства областного бюджета Рязанской области в расчете на одного застрахованного, рублей/застрахованное лицо 147,79 -58,97 71,75 160,57
Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одного застрахованного, рублей/застрахованное лицо 554,30 1 482,67 537,22 2 574,19

 

Таблица 10 – Относительное изменение стоимости Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в расчете на одного застрахованного жителя Рязанской области

 Показатель 2017 год к 2015 году 2018 год к 2017 году 2019 год к 2018 году 2019 год к 2015 году
Стоимость Программы госгарантий в расчете на одного застрахованного, всего,% 107,22 113,65 105,14 128,11
Средства областного бюджета Рязанской области в расчете на одного застрахованного,%. 110,07 96,35 104,61 110,94
Стоимость Территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одного застрахованного, % 106,71 116,82 105,22 131,16

 

Приведенные таблицы 9 и 10 также свидетельствуют о незначительном улучшении финансирования отрасли в Рязанской области в расчете на одного застрахованного жителя. Однако если учитывать уровень инфляции и снижение численности застрахованного населения Рязанской области, то реальная величина финансирования здравоохранения в Рязанской области осталась практически неизменной.

Таким образом, подтверждается необходимость высокоэффективного управления финансовыми ресурсами в учреждениях здравоохранения.

 

Оценка финансовой деятельности бюджетного учреждения здравоохранения Рязанской области

В качестве объекта исследования выбрано одно из бюджетных учреждений Рязанской области (БУ).

Основные показатели, характеризующие финансовое состояние учреждения, представлены в таблицах 11, 12, 13.

 

Таблица 11 – Показатели ликвидности, финансовой устойчивости БУ

Показатель На 31.12.2014 года На 31.12.2015 года На 31.12.2016 года Изменение за период (с 2014 года по 2016 год)
Коэффициент текущей ликвидности 13,95 2,14 3,85 -10,10
Коэффициент абсолютной ликвидности 5,6 0,88 1,53 -4,07
Коэффициент автономии (без учета обязательств перед учредителем) 0,95 0,68 0,83 -0,12
Коэффициент финансовой зависимости (без учета обязательств перед учредителем) 0,05 0,32 0,17 0,12
Коэффициент автономии (с учетом обязательств перед учредителем) 0,98 0,90 0,94 -0,04
Коэффициент финансовой зависимости (с учетом обязательств перед учредителем) 0,02 0,10 0,06 0,04
Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования, % 126,00 121,16 134,01 8,01

 

Таблица 12 – Показатели оборачиваемости активов и рентабельности БУ

Показатель За 2014 год За 2015 год За 2016 год Абсолютное изменение за период (2014 — 2016гг.) Темп роста за период (2014 — 2016гг.), %
2 3 4 5 6 7
Оборачиваемость совокупных активов, обороты 1,9 1,93 2,1 0,20 110,53
Продолжительность оборота совокупных активов, дни 189,47 186,53 171,43 -18,04 90,48
Оборачиваемость текущих (оборотных) активов, обороты 5,93 8,31 8,86 2,93 149,41
Продолжительность оборота текущих (оборотных) активов, дни 60,71 43,32 40,63 -20,08 66,92
Оборачиваемость средств в расчетах с дебиторами (дебиторской задолженности), обороты 2881,73 2669,85
Продолжительность оборота средств в расчетах с дебиторами (дебиторской задолженности), дни 0,12 0,13
Оборачиваемость материальных запасов, обороты 14,24 13,99 14,89 0,65 104,56
Продолжительность оборота материальных запасов, дни 25,28 25,73 24,18 -1,10 95,65
Убытки на 1 руб. совокупных активов, руб. 23,42 4,09 1,28 -22,14 5,47
Убытки на 1 руб. оборотных активов, руб. 73,11 17,62 5,41 -67,70 7,4
Убытки на 1 руб. основных средств, руб. 14,62 2,15 0,57 -14,05 3,9
Убытки на 1 руб. доходов, руб. 12,59 2,12 0,61 -11,98 4,85
Убытки на 1 руб. расходов, руб. 11,18 2,08 0,61 -10,57 5,46

 

Таблица 13 – Структура и динамика доходов и расходов учреждения

№ п/п Показатель За 2014 год За 2015 год За 2016 год Абсолютное изменение за период (2014 — 2016гг.) Темп роста за период(2014 — 2016гг.), %
1 2 3 4 5 6 7
1 Всего поступлений, % 100,00 100,00 100,00
1.1 Доля поступлений из областного бюджета, % 6,06 0 0 -6,06 0
1.2 Доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, % 19,79 17,17 22,29 2,5 112,63
1.3 Доля доходов, полученных по средствам ОМС, одноканального финансирования и финансового обеспечения оказания дополнительной медицинской помощи % 74,15 82,83 77,71 3,56 104,8
2 Всего выплат, %

В том числе:

100,00 100,00 100,00
2.1 Заработанная плата, % 44,38 51,44 52,15 7,77 117,51
2.2 Прочие выплаты, % 0,01 0,03 0,01 0,00
2.3 Начисления на выплаты по оплате труда, % 13,06 15,35 15,56 2,50 119,14
2.4 Услуги связи, % 0,21 0,26 0,22 0,01 104,76
2.5 Транспортные услуги, % 0,01 0,02 0,00 -0,01 0,00
2.6 Коммунальные услуги, % 4,38 4,98 5,32 0,94 121,46
2.7 Работы, услуги по содержанию имущества, в том числе капитальный ремонт, % 2,26 2,28 2,95 0,69 130,53
2.8 Прочие услуги, % 4,13 4,84 4,84 0,71 117,19
2.9 Пособия по социальной помощи населению, % 0,00 0,004 0,00 0,00
2.10 Прочие расходы, % 0,11 0,13 0,41 0,30 372,73
2.11 Приобретение основных средств, % 12,62 2,32 0,29 -12,33 2,30
2.12 Увеличение стоимости материальных запасов, % 18,83 18,35 18,25 -0,58 96,92

 

Анализ данных представленных в предыдущих таблицах, позволяет сделать выводы о том, что главными причинами сложившегося ухудшения его финансового состояния за анализируемый период стали:

  1. Непредоставление субсидий учреждению из областного бюджета.
  2. Сокращение доходов учреждения связано, во-первых с сокращением мощности коечного фонда круглосуточного стационара учреждения, что привело к снижению плановых объемов медицинской помощи, во-вторых с 01.01.2015 года изменился показатель планового объема медицинской помощи с койко-дня на случай госпитализации, в-третьих также с 01.01.2015 года изменилась оплата законченного случая лечения пациента страховыми компаниями.
  3. Превышение расходов над доходами учреждения вследствие перевыполнения плановых объемов медицинской помощи. Сверхплановая медицинская помощь учреждению не оплачивается. Так как учреждение оказывает экстренную помощь, то оно не вправе отказать пациентам в оказании медицинской помощи. Здесь также стоит отметить, что после снижения мощности коечного фонда учреждения, порядок маршрутизации пациентов в учреждение не был изменен Министерством здравоохранения Рязанской области.
  4. Оказание медицинской помощи пациентам, не имеющим полис обязательного медицинского страхования или полис добровольного медицинского страхования.
  5. Малый объем оказания платной медицинской помощи.

Для разработки конкретных предложений по повышению эффективности работы БУ целесообразно провести SWOT-анализ, выявив при этом сильные и слабые стороны, определив угрозы и возможности.

Результаты анализа демонстрируют типовые проблемы и возможности их преодоления, характерные для отрасли в целом:

  1. Развитая компьютеризация и программное обеспечение позволят увеличивать объем деятельности, приносящей доход, и снижать постоянные и переменные издержки в осуществлении деятельности.
  2. Недостаточное количество квалифицированных кадров препятствует использованию возможности по обслуживанию населения близлежащих районов, что в свою очередь будет препятствовать получению максимально возможного финансирования.
  3. Наличие высококлассного оборудования позволит снизить ущерб от сокращения объемов бюджетного финансирования за счет оказания платных услуг на данном оборудовании и уменьшении статей расходов на приобретение нового оборудования и ремонт используемого.
  4. Высокая изношенность основных фондов в ближайшем будущем не будет устранена в связи с экономическим кризисом, что впоследствии может повлечь за собой отзыв лицензии на осуществление основных видов медицинской деятельности.
  5. Заключение «Эффективного контракта» со всеми сотрудниками при наличии ограничений по использованию бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования, непосредственно влечет и при возникновении случаев невыполнения стандартов лечения, позволит снизить последствия от штрафных санкций за нарушение финансовой дисциплины и за невыполнение стандартов лечения.
  6. Небольшой перечень, оказываемых платных услуг населению, приводит к предоставлению малого объема платных услуг населению, что, в конечном счете, ведет к недополучению средств, на которых не распространяются ограничения по их использованию, в отличие от бюджетных средств и средств обязательного медицинского страхования.
  7. Слабое информационное обеспечение деятельности учреждения приводит к неосведомленности потенциальных пациентов об оказываемых услугах и о качестве их предоставления в учреждении, что в итоге приведет снижению объемов оказания, как платных услуг, так и услуг в рамках системы обязательного медицинского страхования [1].

 

Мероприятия, направленные на повышение эффективности управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений

Руководствуясь результатами SWOT-анализа, для улучшения финансового состояния БУ без снижения качества оказываемой медицинской помощи для учреждения рекомендуются следующие группы мероприятий:

  1. Мероприятия по проведению внутреннего контроля над деятельностью сотрудников.
  2. Мероприятия по улучшению информационного обеспечения деятельности учреждения.
  3. Мероприятие по расширению спектра платных услуг.

Первая группа мероприятий направлена на организацию контроля над финансовой и медицинской деятельностью учреждения. Суть данных мероприятий заключается в снижении штрафов и пеней от действий специалистов учреждения, посредством дополнительного контроля. Данные мероприятия не будут приводить к увеличению дохода учреждению, но позволят сократить величину не полученных доходов.

В рамках данной группы выделим следующие мероприятия: контроль над целевым использованием финансовых ресурсов учреждения, контроль над оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами лечения и правильным оформлением медицинской документации.

Так как мероприятия этой группы не приведут к увеличению доходов учреждения, то эффект от их использования будет заключаться в перенаправлении средств, используемых для оплаты труда специалистов учреждения, ответственных за возникшие нарушения, на закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг по содержанию имущества учреждения, что в конечном итоге приведет к незначительному улучшению материально-технического обеспечения деятельности учреждения, а также к повышению качества оказываемой медицинской помощи в учреждении.

Нарушения, связанные с нецелевым использованием учреждением финансовых ресурсов, выявленные по результатам плановых и внеплановых проверок влекут за собой возврат всей суммы средств, потраченных не по целевому назначению, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Рязанской области (средства обязательного медицинского страхования) или в Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, а также уплаты штрафа в размере 10 процентов от суммы средств, потраченных не по целевому назначению.

Обязанности по контролю над целевым использованием финансовых ресурсов учреждения следует возложить на заместителя главного врача по экономическим вопросам и главного бухгалтера учреждения. Так как в учреждении для медицинских работников и руководящих работников действует «эффективный контракт», то реализация данного мероприятия пройдет путем внесения изменений в показатели и критерии эффективности деятельности выбранных выше работников и соответственно не потребует финансовых ресурсов [6, 7].

В случая выявления нецелевого использования средств, заместитель главного врача по экономическим вопросам и главный бухгалтер будут лишены премии по результатам работы период на протяжении 3 месяцев. Размер экономии на заработной плате в случае финансовых нарушений позволит либо частично, либо полностью компенсировать возврат средств за нецелевое использование.

На рисунке 1 схематично показан алгоритм работы данного мероприятия. Профильные специалисты собирают информацию о необходимых для деятельности учреждения товарах, работах, услугах, формируют документацию о закупке или проект контракта (для закупок в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18 июля 2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») и предоставляют ее заместителю главного врача по экономическим вопросам и главному бухгалтеру на согласование. Далее заместитель главного врача по экономическим вопросам и главный бухгалтер проверяют полученную документацию и согласовывают возможность осуществления этой закупки. После этого происходит заключение контракта, а затем его исполнение. В любое время может быть осуществлена внеплановая проверка деятельности учреждения, или в соответствии с графиком проверок – плановая проверка. Одной из целей проверок является поиск нецелевого использования денежных средств. По результатам проверки составляется акт проверки. Если нарушений нет, то учреждение может продолжить свою деятельность. Однако, при возникновении финансовых нарушений, составляется внутренний приказ по учреждению о лишении премий главного бухгалтера и заместителя главного врача по экономическим вопросам на весь следующий квартал. Одновременно с созданием приказа происходит возврат потраченных не по целевому назначению денежных средств и уплата штрафа и пеней.

 

Алгоритм реализации мероприятия по контролю над целевым использованием финансовых ресурсов учреждения

Рисунок 1 – Алгоритм реализации мероприятия по контролю над целевым использованием финансовых ресурсов учреждения

 

С целью реализации мероприятия по контролю над целевым использованием финансовых ресурсов учреждения целесообразно выполнить:

  1. Подготовку критериев эффективности деятельности для главного бухгалтера и заместителя главного врача по экономическим вопросам и внесение соответствующих изменений в положение об оценке эффективности деятельности сотрудников БУ.
  2. Заключение дополнительных соглашений к трудовому контракту с главным бухгалтером и заместителем главного врача по экономическим вопросам.

Также важного внимания заслуживает контроль над оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами лечения и правильным оформлением медицинской документации. Средняя ежегодная величина штрафов и удержаний страховых компаний и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области, примененных к учреждению, за оказание медицинской помощи с отклонением от стандарта лечения и ошибок в медицинской документации составляет примерно 350 тыс. руб.

Обязанности по выполнению данного мероприятия нужно возложить на заведующих отделениями и заместителя главного врача по медицинской части. Это мероприятие также можно реализовать без использования дополнительных финансовых ресурсов, в связи с тем, что все медицинские работники переведены на «эффективный контракт». Для реализации необходимо только внести соответствующие изменения в показатели и критерии эффективности деятельности сотрудников.

В случае возникновения подобных нарушений в течение 3 месяцев размер ежемесячной премии врачей специалистов и заведующих отделениями, причастных к допущению данного нарушения, а также заместителя главного врача по медицинской части должен быть снижен на 5% при допущении одного нарушения в отчетном периоде, на 10% при допущении от двух до четырех нарушений в отчетном периоде и на 20% при пяти и более нарушениях. Такое решение способно полностью перекрыть затраты учреждения по уплате штрафов.

На рисунке 2 схематично показан алгоритм работы данного мероприятия. Страховая медицинская компания в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» осуществляет проверку медицинской документации на соответствие оказанной медицинской помощи стандартам лечения. По результатам проверки составляется акт экспертизы качества оказания медицинской помощи. Если нарушений нет, то учреждение может продолжить свою деятельность. Однако, при возникновении нарушений или дефектов при оказании медицинской помощи, создается внутренняя комиссия учреждения, которая выявляет специалистов, допустивших нарушения или дефекты при оказании медицинской помощи. После этого при рассмотрении выполнения показателей эффективности деятельности сотрудниками учреждения за отчетный период, комиссия учреждения снижает размер стимулирующей выплаты провинившимся работникам на следующий квартал.

 

Алгоритм реализации мероприятия по контролю над оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами лечения и правильным оформлением медицинской документации

Рисунок 2 – Алгоритм реализации мероприятия по контролю над оказанием медицинской помощи в соответствии со стандартами лечения и правильным оформлением медицинской документации

 

С целью реализации мероприятия по контролю над целевым использованием финансовых ресурсов учреждения целесообразно:

  1. Подготовка критериев эффективности деятельности для врачей специалистов и заведующих отделениями учреждения и внесение соответствующих изменений в положение об оценке эффективности деятельности сотрудников БУ.
  2. Заключение дополнительных соглашений к трудовому контракту с врачами специалистами и заведующими отделениями.

Фактически при выявлении рассмотренных нарушений доход учреждения снижается, что приводит к ухудшению финансового состояния учреждения. Однако, за счет того, что компенсация штрафов и пеней будет происходить за счет средств, направляемых на оплату труда провинившихся сотрудников, размер средств на приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг по содержанию учреждения не будет снижен относительно начальных плановых значений. А в случаях, когда экономия средств на оплату труда превысит размер штрафов и пеней, то учреждение сможет направить эту разницу в средствах на приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения и услуг по содержанию учреждения.

Вторая группа мероприятий направлена на повышение информированности населения о деятельности учреждения здравоохранения.

Своевременная и качественная информация о деятельности учреждении, а также положительные отзывы об учреждении позволят привлечь дополнительных пациентов сверх территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Рязанской области. Это могут быть пациенты, не относящиеся в соответствии с Листом маршрутизации к учреждению, пациенты из других регионов Российской Федерации, пациенты, не имеющие полис обязательного медицинского страхования, иностранные граждане.

В рамках этой группы рекомендуются следующие мероприятия: переработка и продвижение официального сайта учреждения в сети интернет, формирование положительных отзывов пациентов в учреждении, на официальном сайте и на сторонних ресурсах, в которых имеется упоминание учреждения.

Мероприятия данной группы позволят привлечь дополнительных пациентов, которые в основном будут пользоваться платными услугами. Эффективность мероприятий будет заключаться в привлечении средств, на которых не распространяются ограничения по их использованию учреждением. Часть этих средств пойдет на дополнительную заработную плату сотрудников, что упростит достижение целевых показателей по заработной плате, установленных органами власти Рязанской области. Оставшаяся часть средств пойдет на финансирование развития учреждения.

В настоящее время сеть Интернет становится наиболее приоритетным источником информации, поэтому официальный сайт учреждения будет являться одним из основных каналов связи с потребителями медицинских услуг. Поэтому, для качественного информационного сопровождения деятельности учреждения необходимо осуществить продвижение сайта учреждения в поисковых системах, а также параллельно вести работу по формированию положительных отзывов у пользователей на сторонних ресурсах.

Как известно, на позицию сайта в выдаче поисковой системы влияет множество факторов, которые условно можно разделить на внешние и на внутренние.

Внутренние факторы определяются самим сайтом (его контентом, структурой, заголовком, количеством и плотностью ключевых слов и т.д.), поэтому при реализации данного мероприятия следует уделить внимание внутренней оптимизации сайта.

В настоящее время официальный сайт учреждения располагается на портале учреждений здравоохранения Российской Федерации. Собственник этого портала предоставил учреждению домен с базовым наполнением бесплатно. Однако на внесение дополнительной информации о деятельности учреждения требуется заключить с собственником портала контракт на администрирование сайта.

С целью реализации данного мероприятия целесообразно:

  1. Переработать контент, структуру, заголовки и ключевые слова для сайта и подготовить техническое задание на изменение сайта
  2. Реализовать подготовленные изменения собственнику сайта
  3. Заключить контракт со специализированной организацией по внешней оптимизации сайта учреждения
  4. Исполнить контракт специализированной организации по внешней оптимизации сайта учреждения.

Параллельно с мероприятием по продвижению сайта учреждения должно реализовываться мероприятие по формированию положительных отзывов о деятельности учреждения. Для этого необходимо, чтобы при выписке пациента осуществлялось анкетирование об удовлетворенности качеством оказываемых учреждением услуг. Помимо заполнения анкет, необходимо попросить пациента об оставлении отзыва об оказанной медицинской помощи либо в книге отзывов и предложений, либо на официальном сайте учреждения в сети Интернет или на сторонних ресурсах. Отзывы, оставленные пациентами в книге отзывов и предложений, следует перевести в электронный вид и разместить на сайте учреждения. Положительные отзывы пациентов буду способствовать повышению имиджа учреждения, а отрицательные – помогут улучшить качество оказываемой учреждением медицинской помощи. Алгоритм реализации данного мероприятия представлен на рисунке 3.

 

Алгоритм реализации мероприятия по формированию отзывов пациентов о качестве оказываемой помощи в учреждении

Рисунок 3 – Алгоритм реализации мероприятия по формированию отзывов пациентов о качестве оказываемой помощи в учреждении

 

Третья группа мероприятий направлена на увеличения перечня платных услуг. Суть мероприятий заключается в увеличении ассортимента предоставляемых платных медицинских услуг населению, что должно привести к увеличению доходов учреждения.

Основополагающим нормативным правовым актом в сфере оказания платных медицинских услуг населению является Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Указанные правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности [2].

Медицинское учреждение может предоставлять населению платные медицинские услуги только при наличии у них лицензии на избранный вид деятельности.

Цена на платные медицинские услуги формируется в соответствии с Постановлением Министерства здравоохранения Рязанской области от 9 октября 2015 г. № 8 «Об утверждении порядка определения платы для граждан и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении министерства здравоохранения Рязанской области, оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания» [3].

В рамках этой группы рекомендуются следующие мероприятия: организация платных палат, организация платной палаты повышенной комфортности, введение дополнительных услуг. Данные услуги будут пользоваться стабильным спросом среди пациентов, так как за исследуемый период пациенты активно интересовались наличием таких услуг.

Так как мероприятия этой группы позволяют увеличить доходы учреждения, то эффективность от их применения связана с повышением финансовой устойчивости учреждения, а также последующей возможностью осуществлять капитальные вложения в ремонт учреждения и приобретение нового оборудования, что в итоге повысит привлекательность учреждения для потенциальных пациентов.

Привлекательность платных медицинских услуг для бюджетного учреждения Рязанской области связана с тем, что без ущерба для основной деятельности учреждения они позволяют решать задачи по совершенствованию материально-технической базы и повышению социальной защищенности медицинских работников, расширению объемов медицинских услуг, повышению финансовой устойчивости учреждения, обеспечению окупаемости нового оборудования, улучшению внутреннего и внешнего вид учреждения, а также удовлетворению спроса населения на медицинские услуги сверх объемов, запланированных Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Рязанской области.

С целью реализации услуг по предоставлению платных палат в учреждении целесообразно:

  1. Выбор помещений для размещения в них платных палат
  2. Разработка документации на закупку услуг по созданию проектно-сметной документации по ремонту помещений
  3. Осуществление закупки услуг по созданию проектно-сметной документации по ремонту помещений
  4. Разработка документации на закупку работ по ремонту помещений
  5. Осуществление закупки работ по ремонту помещений
  6. Разработка документации на закупку оборудования и мебели в палаты
  7. Осуществление закупки оборудования и мебели в палаты
  8. Обновление прейскуранта учреждения на платные услуги

Таким образом, введение платных палат повысят финансовую устойчивость учреждения, а также дадут возможность осуществлять капитальные вложения в ремонт учреждения и приобретение нового оборудования, а также финансировать реализацию новых мероприятий, направленных на получение дохода учреждением, что в дальнейшем повысит привлекательность учреждения для потенциальных пациентов.

 

Заключение

Таким образом, качественное оказание медицинской помощи населению напрямую зависит от финансового обеспечения развития и функционирования отрасли здравоохранения, а также от эффективного использования имеющихся финансовых ресурсов.

Проведенный анализ финансового состояния БУ позволил установить, что главными причинами сложившегося ухудшения его финансового состояния являются: непредоставление субсидий учреждению из областного бюджета, сокращение доходов учреждения, превышение расходов над доходами учреждения вследствие перевыполнения плановых объемов медицинской помощи, малый объем оказания платной медицинской помощи.

Для улучшения финансового состояния БУ без снижения качества оказываемой медицинской помощи предложены способы управления финансовыми ресурсами бюджетных учреждений в сфере здравоохранения, с целью повышения эффективности их деятельности и дальнейшего развития.

 

Список источников:

  1. Дементьев В.В. Пономаренко Г.С. Использование SWOT анализа при анализе деятельности медицинского учреждения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-swot-analiza-pri-analize-deyatelnosti-meditsinskogo-uchrezhdeniya (дата обращения 15.02.2018)
  2. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006.
  3. Об утверждении порядка определения платы для граждан и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности бюджетных учреждений здравоохранения, находящихся в ведении министерства здравоохранения Рязанской области, оказываемые сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного задания: Постановлением Министерства здравоохранения Рязанской области от 9 октября 2015 года № 8.
  4. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) по состоянию на 2017 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://оквэд-2.рф/#razdel_Q (дата обращения 17.01.2018)
  5. Постановление Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 311 «Об утверждении государственной программы Рязанской области «Развитие здравоохранения на 2015 — 2020 годы»»
  6. Постановление Правительства Рязанской области от 22 декабря 2014 г. №396 «Об утверждении «Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»»
  7. Постановление правительства Рязанской области от 29 декабря 2016 г. №334 «Об утверждении «Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Рязанской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»»
  8. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403 «О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»
  9. Сергеева Н.М. О подходах к оценке эффективности функционирования медицинских организаций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 2-1. – С. 72-76. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=11220 (дата обращения: 30.01.2018).
  10. Федеральный закон от 16.10.2017 N 290-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280370/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/ (дата обращения 20.01.2018)
  11. Федеральный закон от 31.10.2016 N 379-ФЗ «Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2015 год». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206477/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/ (дата обращения 20.01.2018)
  12. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/dc8f459a83fa9628aaf32e426375ce2776c0c3de/ (дата обращения 20.01.2018)
  13. Центральный комитет профсоюза работников здравоохранения российской федерации об отдельных аспектах нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность здравоохранения в 2013 году Москва 2013 г. об отдельных аспектах нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность здравоохранения в 2013 году (дата обращения 6.02.2018). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libed.ru/knigi-nauka/1060834-1-centralniy-komitet-profsoyuza-rabotnikov-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federacii-otdelnih-aspektah-normativnoy-p.php

 

References:

  1. Dement’ev V.V. Ponomarenko G.S. Use of SWOT analysis in the analysis of activity of medical institution. [Ispol’zovanie SWOT analiza pri analize dejatel’nosti medicinskogo uchrezhdenija]. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-swot-analiza-pri-analize-deyatelnosti-meditsinskogo-uchrezhdeniya (date of the address 15.02.2018).
  2. About the approval of Rules of providing paid medical services by the medical organizations [Ob utverzhdenii Pravil predostavlenija medicinskimi organizacijami platnyh medicinskih uslug]: Resolution of the Government of the Russian Federation of October 4, 2012 No. 1006.
  3. About the statement of an order of definition of a payment for citizens and legal entities for the services (works) which are falling into to primary activities of the budgetary institutions of health care which are under authority of the Ministry of Health of the Ryazan region, rendered over the established state task and also in the cases determined by federal laws within the established state task [Ob utverzhdenii porjadka opredelenija platy dlja grazhdan i juridicheskih lic za uslugi (raboty), otnosjashhiesja k osnovnym vidam dejatel’nosti bjudzhetnyh uchrezhdenij zdravoohranenija, nahodjashhihsja v vedenii ministerstva zdravoohranenija Rjazanskoj oblasti, okazyvaemye sverh ustanovlennogo gosudarstvennogo zadanija, a takzhe v sluchajah, opredelennyh federal’nymi zakonami, v predelah ustanovlennogo gosudarstvennogo zadanija]: Resolution of the Ministry of Health of the Ryazan region of October 9, 2015 No. 8.
  4. The All-Russian Classifier of Economic Activities OK 029-2014 (KDES of the Edition 2) as of 2017. [Obshherossijskij klassifikator vidov jekonomicheskoj dejatel’nosti OK 029-2014 (KDES Red. 2) po sostojaniju na 2017 god]. Access mode: http://оквэд-2.рф/#razdel_Q (date of the address 17.01.2018)
  5. The resolution of the government of the Ryazan region of 29.10.2014 N 311 «About the approval of the state program of the Ryazan region «Development of health care for 2015 — 2020″» [Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rjazanskoj oblasti «Razvitie zdravoohranenija na 2015 — 2020 gody»»].
  6. The resolution of the government of the Ryazan region of December 22, 2014 No. 396 «About a statement «The territorial program of the state guarantees of free rendering a medical care to citizens in the territory of the Ryazan region for 2015 and for planning period of 2016 and 2017″» [«Ob utverzhdenii «Territorial’noj programmy gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na territorii Rjazanskoj oblasti na 2015 god i na planovyj period 2016 i 2017 godov»»].
  7. The resolution of the government of the Ryazan region of December 29, 2016 No. 334 «About a statement «The territorial program of the state guarantees of free rendering a medical care to citizens in the territory of the Ryazan region for 2017 and for planning period of 2018 and 2019″» [«Ob utverzhdenii «Territorial’noj programmy gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na territorii Rjazanskoj oblasti na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov»»].
  8. The order of the Government of the Russian Federation of December 19, 2016 No. 1403 «About the program of the state guarantees of free rendering a medical care to citizens for 2017 and for planning period of 2018 and 2019» [«O programme gosudarstvennyh garantij besplatnogo okazanija grazhdanam medicinskoj pomoshhi na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov»].
  9. Sergeeva N.M. About approaches to assessment of effectiveness of functioning of the medical organizations [O podhodah k ocenke jeffektivnosti funkcionirovanija medicinskih organizacij]//the International magazine of applied and basic researches. – 2017. – No. 2-1. – Page 72-76. Access mode: http://applied-research.ru/ru/article/view?id=11220 (date of the address: 30.01.2018).
  10. The federal law of 16.10.2017 N 290-FZ «About budget implementation of Federal Compulsory Health Insurance Fund for 2016». [«Ob ispolnenii bjudzheta Federal’nogo fonda objazatel’nogo medicinskogo strahovanija za 2016 god»]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_280370/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/ (date of the address 20.01.2018).
  11. The federal law of 31.10.2016 N 379-FZ «About budget implementation of Federal Compulsory Health Insurance Fund for 2015». [«Ob ispolnenii bjudzheta Federal’nogo fonda objazatel’nogo medicinskogo strahovanija za 2015 god»]. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_206477/2b7f88742da5abad05b8bc29a84947176c096cff/ (date of the address 20.01.2018).
  12. The federal law of 19.12.2016 N 415-FZ (an edition of 14.11.2017) «About the federal budget for 2017 and for planning period of 2018 and 2019». [«O federal’nom bjudzhete na 2017 god i na planovyj period 2018 i 2019 godov»]. Access mode://http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209150/dc8f459a83fa9628aaf32e426375ce2776c0c3de/(date of the address 20.01.2018).
  13. The central committee of labor union of workers of health care of the Russian Federation about separate aspects of the regulatory legal base regulating activity of health care in 2013 Moscow 2013 about separate aspects of the regulatory legal base regulating activity of health care in 2013 (date of the address 6.02.2018). [Central’nyj komitet profsojuza rabotnikov zdravoohranenija rossijskoj federacii ob otdel’nyh aspektah normativnoj pravovoj bazy, reglamentirujushhej dejatel’nost’ zdravoohranenija v 2013 godu Moskva 2013 g. ob otdel’nyh aspektah normativnoj pravovoj bazy, reglamentirujushhej dejatel’nost’ zdravoohranenija v 2013 godu]. Access mode: http://libed.ru/knigi-nauka/1060834-1-centralniy-komitet-profsoyuza-rabotnikov-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federacii-otdelnih-aspektah-normativnoy-p.php.

Еще в рубриках

Рязанская область

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *