Главная страница » Публикации » №4 (52) » Концептуально-стратегические подходы к развитию рынка труда молодежи Республики Крым

Концептуально-стратегические подходы к развитию рынка труда молодежи Республики Крым

Conceptual and strategic approaches to the development of the youth labor market in the Crimean Republic

Авторы

Подсмашная Ирина Николаевна
ст. преподаватель кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления
Россия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
podsmashnaya@bk.ru
Цёхла Светлана Юрьевна
д.э.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления
Россия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
s.tsohla@yandex.ru
Симченко Наталия Александровна
д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории Института экономики и управления
Россия, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского
simchenko@gmail.com

Аннотация

Работа посвящена разработке концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи, необходимых для обеспечения качественных изменений в социальной, экономической и общественно-политической жизни Республики Крым. Обосновывается необходимость системного использования административного ресурса государственного регулирования с использованием инструментов и технологий, учитывающих экономические, социальные особенности региона и инфраструктурные ограничения муниципальных образований.

Ключевые слова

рынок труда, рынок труда молодежи, Республики Крым, эффективность рынка труда, государственное регулирование рынка труда

Финансирование

Публикация подготовлена в рамках проекта РФФИ «Развитие социальных институтов регулирования рынка труда молодежи Республики Крым», № 15-02-00150

Рекомендуемая ссылка

Цёхла Светлана Юрьевна , Симченко Наталия Александровна , Подсмашная Ирина Николаевна

Концептуально-стратегические подходы к развитию рынка труда молодежи Республики Крым// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5223. Дата публикации: 29.12.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5223/

Authors

Cjohla Svetlana Jur'evna
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department of Management of Entrepreneurship of Institute of Economics and Management
Russia, Crimean Federal University named V.I. Vernadskij
s.tsohla@yandex.ru
Simchenko Natalija Aleksandrovna
Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of Department of Economic Theory of Institute of Economics and Management
Russia, Crimean Federal University named V.I. Vernadskij
simchenko@gmail.com
Podsmashnaja Irina Nikolaevna
Senior Lecturer of Department of Management of Entrepreneurship of Institute of Economics and Management
Russia, Crimean Federal University named V.I. Vernadskij
podsmashnaya@bk.ru

Abstract

The work is devoted to the development of conceptual and strategic approaches to the development of the youth labor market, necessary to ensure qualitative changes in the social, economic and socio-political life of the Republic of Crimea. This study shows the necessity of systematic use the administrative resource of state regulation using tools and technologies that take into account the economic and social characteristics of the region and the infrastructure constraints of municipalities.

Keywords

labor market, youth labor market, the Republic of Crimea, labor market efficiency, state regulation of the labor market

Project finance

This publication was prepared within the framework of the RFBR project "Development of social institutions regulating the labor market of young people of the Republic of Crimea», № 15-02-00150

Suggested Citation

Cjohla Svetlana Jur'evna , Simchenko Natalija Aleksandrovna , Podsmashnaja Irina Nikolaevna

Conceptual and strategic approaches to the development of the youth labor market in the Crimean Republic// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Art. #5223. Date issued: 29.12.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5223/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

На современном этапе социально-экономического развития Республики Крым требуют решения задачи, связанные с обеспечением эффективной занятости молодежи, ее адаптацией на рынке труда, трудовой и профессиональной социализацией, развитием рынка труда молодежи в республике, что обеспечит ресурсную поддержку  и модернизацию экономики республики.

Ученые различных школ и направлений признавали тот факт, что трудовые ресурсы являются одним из главных факторов экономического роста. Среди сегментов регионального рынка труда одним из наиболее перспективных с точки зрения активности его субъектов и потенциала является рынок труда молодежи, что подтверждается исследованиями отечественных ученых. Симаков А.В. обосновывает, что «эффективность экономики зависит от доли молодого населения как в его общей численности, так и в общем объёме трудовых ресурсов» [1, с.55]. Схожая точка зрения представлена в работе Асалиева А.М., Забелиной О.В., рассматривающих молодежь как основной источник пополнения ресурсов труда и обосновывающих необходимость признания важной роли молодежи для настоящего и будущего социально-экономического развития общества [2]. Корчагина И.А. отмечает, что «недоиспользование  трудового потенциала молодежи приводит к снижению темпов обновления трудовых ресурсов, особенно в наименее привлекательных для молодых людей отраслях, что в конечном итоге негативно отражается на развитии всей экономики и общества в целом» [3]. Таким образом, большинство российских ученых, изучающих проблемы функционирования рынка труда, профессионального определения, трудоустройства, адаптации и трудовой социализации молодого поколения, признают тот факт, что молодежь является одним из основных субъектов общественного воспроизводства, носителем интеллектуального, инновационного, трудового и репродуктивного потенциала нации. Интерес исследователей также направлен на осмысление проблем, происходящих в молодежной среде, связанных с ценностно-нормативным кризисом.

В контексте качественных изменений социально-политической и экономической жизни Республики Крым при выявлении социально-экономических проблем, определении состояния и перспектив социально-экономического развития республики особое место должно быть отведено исследованию рынка труда молодежи и выработке подходов к его развитию.

В этой связи целью работы является разработка концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи Республики Крым.

 

Концептуально-стратегические подходы к развитию рынка труда молодежи: обзор позиций и точек зрения

Одним из наиболее значимых ресурсов для обеспечения инновационного развития являются трудовые. Особая роль отведена рынку труда молодежи, процессам его развития и регулирования, поскольку именно здесь происходит аккумуляция резервов рабочей силы, трудового потенциала региона. Молодежь, являясь субъектом экономических и социальных отношений, обладает достаточно высоким, по сравнению с другими социально-демографическими группами, уровнем активности и, как следствие, попадая на рынок труда, динамично реагирует на его сигналы и конъюнктурные изменения.

Ключевые факторы, обуславливающие нестабильность функционирования рынка труда в России выделены Ивановой Н.А. [4]:

  1. процессы глобализации и интеграции российской экономики в систему мировых рынков труда, капитала, товаров, услуг;
  2. циклический характер развития мировой и российской экономики, объясняющий закономерную смену периодов спада, подъема, неизбежность кризисов, рецессий, рост циклической безработицы на региональных и национальном рынках труда;
  3. модернизация российской экономики, формирующая, с одной стороны, новые возможности реаллокации, реструктуризация и роста эффективности занятости, с другой – риски структурной безработицы и социальной нестабильности;
  4. неконтролируемая миграция, оказывающая дополнительное давление на рынок труда, способствующая расширению его теневого сегмента;
  5. усиливаются риски безработицы, связанные с угрозами сокращения производства неконкурентной продукции в ряде отраслей, спадом занятости в ряде регионов, порождаемые присоединением России к ВТО.

На наш взгляд на состояние и развитие рынка труда молодежи Республики Крым последний из перечисленных Ивановой Н.А. факторов оказывает значительное влияние, хотя причины его возникновения иные, связаны с геополитическими и социально-экономическими вызовами. Однако наиболее важными из вышеперечисленных, с точки зрения силы их воздействия и последствий для Республики Крым, являются такие факторы как: модернизация российской экономики и неконтролируемая миграция. Именно они  оказывают наибольшее влияние на рынок труда республики. Остальные факторы, подчеркивая важность учета социально-экономических преобразований, очерчивают направления адаптации рынка труда Республики Крым к общероссийским условиям.

Выработка концептуальных подходов предполагает предварительную разработку комплекса ключевых положений, определяющих направленность, архитектонику и преемственность исследования. Исходное положение при разработке концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи Республики Крым основывается на тезисе о том, что эволюционно-институциональными истоками и движущей силой инновационного развития республики должны стать процессы модернизации. Необходимость осуществления модернизации экономики Республики Крым актуализирует выработку новых для региона подходов, обеспечивающих развитие рынка труда молодежи и как следствие — рост показателей социально-экономического развития, базирующихся на эффективном использовании его ресурсного потенциала.

Различные аспекты модернизации экономики регионов России на протяжении последнего десятилетия являются предметом изучения  ведущих отечественных ученых. Вопросы восприимчивости регионов России к модернизации и инновациям рассмотрены в работах Балакиной Г.Ф. [5], Владимировой О.Н. [6]. Исследование Кетовой Н.П. посвящено изучению возможностей модернизации регионов Юга России и обоснованию стратегий, предусматривающих их инновационно-ориентированное развитие [7]. В работе обобщены черты, присущие территориям Юга России в начале ХХІ века, которые требуют учета при «очерчивании контуров и возможных направлений модернизации экономики» [7]. Анализ социально-экономического развития Республики Крым в начале ХХІ века дает основания говорить о наличии значительного числа аналогий, что позволяет, с учетом определенной погрешности, связанной со спецификой Крыма как уникального региона Российской Федерации, рассматривать возможности и сдерживающие факторы, необходимые для модернизации экономики региона, в первую очередь, за счет развития рынка труда молодежи и активного ее вовлечения в процессы преобразования.

Молодежь как носитель интеллектуального, инновационного, трудового и репродуктивного потенциала может дать новый импульс социально-экономическому развитию региона, стать катализатором происходящих изменений.

При исследовании факторов, обеспечивающих развитие территории и рост благосостояния, Степановой С.В., наряду с общими факторами, такими как географическое положение, демография и климат, факторами пространственного развития, ресурсной обеспеченности и экономического развития выделены социальные активы, к которым отнесены: социально-политическая стабильность, частно-государственное партнерство, квалификация и трудовые ресурсы, социальная инфраструктура [8, с.173]. На наш взгляд автором недооценена роль трудовых ресурсов в достижении заданного вектора и уровня эффективности трансформационных процессов, включая процессы модернизации. В работах Белой Н.В [9], Думанова А. Х., Кумышева З. Х., Кильчукова А. Л. [10] обосновывается определяющая роль трудовых ресурсов при осуществлении модернизации и смене технологического уклада, что в большей степени соответствует сложившимся условиям.

Эволюционные механизмы модернизации в стратегии региона рассмотрены Мартишиным Е.М. [11]. Отмечая, что в стратегии модернизации выделяют два противоположных направления: модернизация «сверху», которая трактуется как воздействие государства, его административного ресурса на достижение целей модернизации и модернизация «снизу» — «с опорой на частную инициативу» в работе обосновывается целесообразность применения на Юге России первого направления институциональной траектории модернизации [11, с.17]. В работе Золина И.Е., посвященной исследованию механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации, доказана необходимость модернизации существующих подходов к государственному регулированию рынка труда [12]. Соглашаясь с авторами, необходимо подчеркнуть, что для Крымского региона с учетом его культурных, экономических, социальных и геополитических особенностей направленность и глубина модернизационных процессов должны быть обеспечены необходимым и достаточным административным ресурсом государства с учетом опыта, накопленного субъектами Российской Федерации в этой сфере.

Исследуя предпосылки и последствия изменений содержания и характера труда в условиях становления инновационной экономики Долженко Р.А. подчеркивает «фрагментарность трансформаций, происходящих в сфере труда», также в работе отмечено, что дихотомия, характерная для современной системы трудовых отношений, выражается в двух абсолютно разнонаправленных тенденциях в сфере труда – гуманизации и прекаризации труда [13, с. 82]. Указанные тенденции характерны и для рынка труда молодежи Республики Крым, что обостряет противоречие между ожиданиями работодателей и представителей молодого поколения, которые, с одной стороны не всегда обладают достаточным уровнем квалификации, с другой – не согласны на монотонный, рутинный труд. В подтверждение выраженности указанных тенденций необходимо отметить, что многие отечественные ученые и практики констатируют обострение проблемы неконкурентоспособности молодежи на рынке труда. В частности эти вопросы освещены в работах Тавокина Е.П.,  Абасовой Х.У., Чернышевой Н.И., Вишневской  Н.Г., Климовой Н.В., Михеевой В.А.. Среди основных причин недостаточной конкурентоспособности молодежи на рынке труда выделяют:

  • не соответствие рынка образовательных услуг актуальным и перспективным потребностям рынка труда;
  • высокие затраты на адаптацию молодежи и риски работодателей при их найме;
  • дисбаланс между характеристиками желаемой и действительной работы;
  • высокие требования к уровню оплаты труда при недостаточной мотивации к трудовой деятельности.

Исследования качественного состояния трудового потенциала населения на примере отдельных областей Российской Федерации подтверждают, что неготовность молодежи реализовывать имеющийся потенциал связана с такими факторами, как: недостаток профессиональных знаний, работа не по специальности, неудобный график работы, несоответствие работы способностям и склонностям, отсутствие интереса к выбранной профессии [14, с.252].

В Республике Крым – по данным Министерства труда и социальной защиты – ситуация на рынке труда, в том числе рынке труда молодежи, усугубляется продолжением действия экономических санкций со стороны ЕС и США и пониженной инвестиционной активностью [15]. Среди региональных проблем также выделяют значительное количество неэффективных рабочих мест с плохими условиями труда, низкой производительностью и низким уровнем заработной платы и низкий прогнозируемый приток молодежи в трудовые ресурсы по сравнению с численностью лиц, выбывающих из трудоспособного возраста [16, с.6].

Признавая, что на рынке труда молодежи в Республике Крым существует ряд проблем, необходимо очертить круг тех, которые могут быть решены при последовательной реализации концептуально-стратегических подходов к его развитию. В исследовании Здоровцевой Л.В. отмечается, что «эффективность рынка труда определяется качеством общественных институтов – государственного управления, системы образования, служб занятости и пр.» [17, с.70]. Возрастание роли государственного вмешательства в процессы структурной реорганизации существующей социальной сферы социально-экономических систем: образования, здравоохранения, культуры и т.д. в рамках развития нового технологического уклада в России рассматриваются Думановой А. Х., Кумышевой З. Х., Кильчуковой А. Л. [10]. Ими подчеркивается, что «Необходимость государственного вмешательства в регулировании рынка труда является неоспоримым». Правомерно предположить, что именно на уровне регионов государственное вмешательство должно быть реализовано в виде концептуально-стратегических подходов к развитию рынка труда молодежи с учетом внутренних условий региона, выражаемых в генезисе структуры региональной экономики, нормативной и институциональной средах, доминирующих в обществе идеологических установках, укладе, хозяйственном порядке, определяемым в работе Степановой С.В. как «генотип» [18, с.174]. Генотип может оказывать тормозящее или стимулирующее влияние на процесс трансформации социально-экономической системы, что предопределяет важность учета этого фактора при формировании комплекса мероприятий или выборе инструментов развития регионального рынка труда.

В Республике Крым инструментом, обеспечивающим развитие рынка труда молодежи, являются государственные программы [19-22], представляющие собой комплекс организационных, экономических, социальных мероприятий, направленных на обеспечение государственных гарантий в области повышения занятости населения и снижения социальной напряженности на рынке труда республики.

Реализация данных Программ направлена на решение таких задач, как:

  • рост занятости, эффективность использования и повышение качества рабочей силы;
  • повышение гибкости регионального рынка труда;
  • обеспечение баланса между спросом и предложением на рынке труда;
  • создание условий труда, сохраняющих трудоспособность населения;
  • содействие занятости населения региона, нуждающегося в социальной защите по причине неспособности на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • повышение мобильности на рынке труда;
  • создание условий для привлечения иностранной рабочей силы с учетом перспективных региональных потребностей экономики в трудовых ресурсах и принципа приоритетного использования кадров республики и т.п. [23, с. 174-175]. Указанные государственные программы являются одним из основных инструментов в реализации мероприятий на региональном рынке труда, представляют собой элемент механизма государственного регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда Республики Крым, обеспечивающий снятие основных инфраструктурных ограничений в целях обеспечения экономической стабильности региона.

В Республике Крым была принята Государственная программа «Молодежь Крыма» [24], которая легла в основу при разработке программ, направленных на реализацию молодежной политики муниципальными округами, но в дальнейшем Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16 мая 2016 года N 204 «Об утверждении Государственной программы развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы» она была признана утратившей силу. На данный момент в Государственную программу развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы [25] включена подпрограмма «Реализация государственной молодежной политики», однако при детальном анализе можно сделать вывод, что конкретных мероприятий и инструментов, направленных на решение проблем занятости молодежи она не содержит.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. развитие рынка труда и молодежная политика включены в раздел, посвященный развитию человеческого потенциала. При разработке программных документов, планов и показателей деятельности органам исполнительной власти и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано руководствоваться положениями Концепции. Развитие рынка труда в Концепции рассматривается как необходимое условие перехода к инновационной экономике. Основные мероприятия, направленные на развитие рынка труда молодежи реализуются на уровне городских округов и муниципальных районов Республики Крым, где разработаны и приняты муниципальные программы, целью которых является действенная молодежная политика. При этом анализ муниципальных программ, целью которых является решение проблем, с которыми сталкивается молодое поколение, дает основание говорить о том, что менее половины содержат четко сформулированные задачи и мероприятия, направленные на содействие занятости молодежи, адаптации молодежи на региональном рынке труда, созданию условий реализации потенциала и предпринимательских инициатив. Наиболее часто на уровне муниципальных образований Республики Крым ставятся задачи:

  • развития существующих и поиск новых форм мероприятий, направленных на социализацию, воспитание и обучение молодежи;
  • социализации молодежи, нуждающейся в особой заботе государства;
  • поддержки молодых инициатив, талантливых молодых людей, создание условий для самореализации, профессионального и творческого развития молодежи;
  • реализации интеллектуального потенциала молодёжи в интересах общественного развития.

Содействие трудоустройству и вторичной занятости молодежи, поддержка молодежного предпринимательства выделены только в «Муниципальной программе «Молодежь» городского округа Судак на период 2016-2018 годы», утвержденной Постановлением администрации города Судака от 04.12.2015г. №1231. Механизм контроля эффективности реализации мероприятий, направленных на решение проблем молодежи на рынке труда, не достаточно эффективен. Индикаторы, позволяющие оценить достижение утвержденных к реализации мероприятий в части обеспечения эффективной занятости молодежи, ее адаптации и трудовой социализации отсутствуют.

 

Выводы и предложения

На основе анализа регулирования рынка труда молодежи в Республике Крым и реализации государственной молодежной политики в сфере занятости, можно сделать следующие выводы:

  • развитие регионального рынка труда молодежи в Республике Крым характеризуется как общероссийскими тенденциями, связанными с территориальными, отраслевыми и профессионально-квалификационными диспропорциями предложения и спроса; недостаточной привлекательностью для молодежи вакантных рабочих мест по уровню оплаты и условиям труда; отсутствием сформированной системы непрерывного образования; так и специфическим, например, более высоким уровнем мобильности рабочей силы в республике;
  • уровень занятости и безработицы на рынке труда молодежи зависит от региональной и государственной социально-экономической политики, что в свою очередь актуализирует выработку механизмов, направленных на стимулирование спроса на рабочую силу с учетом геополитических и экономических особенностей республики;
  • совершенствование законодательства Республики Крым в сфере занятости необходимо проводить, учитывая обширный опыт других субъектов Российской Федерации, а также наработки органов местного самоуправления, которые ближе всех соприкасаются с реальными проблемами трудоустройства молодежи.

Наращивание темпов экономического роста региона следует обеспечить применением комплексного подхода к развитию рынка труда молодежи Республики Крым на основе:

  • прогнозирования перспективной потребности в кадрах (в 2017г. Республике Крым впервые разработан перспективный прогноз потребности в квалифицированных кадрах на период до 2024г. [26], что является важным шагом и должно быть реализовано на систематической основе);
  • эффективного сочетания административных и экономических инструментов регулирования рынка труда молодежи в Республике Крым;
  • обеспечения взаимодействия органов власти на уровне республики и отдельных муниципальных образований, системы профессионального образования и работодателей для снижения отраслевых и профессионально-квалификационных диспропорций предложения и спроса за счет подготовки и переподготовки специалистов, по структуре и профессиональному уровню соответствующих перспективным потребностям экономики Республики Крым путем внедрения действенной системы трипартизма;
  • обеспечения высокого качества профессиональной подготовки кадров в республике с учетом Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации плана ее реализации на 2017-2019гг. [27];
  • повышения экономической активности и занятости отдельных групп молодежи, в том числе, проживающих в сельской местности, молодых женщин в период отпуска по уходу за ребенком, инвалидов;
  • развития и расширения альтернативных форм занятости молодежи;
  • обеспечения развития инфраструктуры крымского регионального рынка труда, в том числе организации превентивных мер содействия занятости молодежи;
  • развития системы профессиональной ориентации с учетом перспективных потребностей развития экономики республики;
  • оптимизации внешних и внутренних миграционных потоков в соответствии с долгосрочными потребностями социально-экономического и демографического развития Республики Крым.

Активная государственная политика, направленная на развитие рынка труда молодежи в Республике Крым, должна включать в себя:

  • мероприятия, направленные на формирование образовательных траекторий молодежи в соответствии с потребностями рынка труда республики;
  • формирование устойчивых форм партнерства органов государственной власти, бизнеса, образовательных организаций для обеспечения высокого качества подготовки специалистов и их дальнейшего трудоустройства;
  • мониторинг эффективности затрат на реализацию государственных программ и отдельных мероприятий, направленных на обеспечение эффективной занятости молодежи в республике.

Таким образом, развитие рынка труда молодежи в Республике Крым возможно при последовательном системном использовании административного ресурса государственного регулирования на уровне республики с использованием разнообразных инструментов и технологий, учитывающих экономические, социальные, геополитические особенности региона и инфраструктурные ограничения, влияющие на процесс модернизационной трансформации региона.

 

Список литературы

  1. Симаков, А.В. Трудовой потенциал молодёжи // Проблемы развития территории. – 2012. – Вып. 2 (58). – С. 55-61.
  2. Асалиев, А.М., Забелина О.В. Особенности молодежи как части трудового потенциала российской экономики и объекта политики занятости [Электронный ресурс] // ТДР. – 2011. – №11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-molodezhi-kak-chasti-trudovogo-potentsiala-rossiyskoy-ekonomiki-i-obekta-politiki-zanyatosti (дата обращения: 28.11.2017).
  3. Корчагина, И.А. Проблемы функционирования молодежного рынка труда в России [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Науковедение». – 2016. – № 5. – Том 8. – URL: http://naukovedenie.ru/PDF/18EVN516.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. яз. рус., англ.
  4. Иванова, Н.А. Регулирование рынка труда в условиях социально-экономической нестабильности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук по спец. 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда): Саратов. – 2013. – 45с.
  5. Балакина, Г.Ф. Модернизационная восприимчивость региона: понятие и методика определения // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – №2. – С.160-168.
  6. Владимирова, О.Н. Теоретические и методические аспекты оценки инновационной восприимчивости региона // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – №16. – С.40-53.
  7. Кетова, Н.П. Обоснование стратегии модернизации регионов Юга России: риски, сценарий, стратегии [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика.– 2012. – №4 (111). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-strategii-modernizatsii-regionov-yuga-rossii-riski-stsenariy-strategii (дата обращения: 17.12.2017).
  8. Степанова, С.В. Трансформация региональной социально-экономической системы в контексте эволюционной теории: концептуальная модель // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2015. – №393. – С.171-177.
  9. Белая, Н.В. Трудовые ресурсы в модернизационной экономике // Вестник АГАУ. – 2010. – №4. – С.102-105.
  10. Думанова, А. Х., Кумышева З.Х., Кильчукова А.Л. Роль трудовых ресурсов в переходе к инновационной экономике [Электронный ресурс] // ИВД. – 2014. – №4-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-trudovyh-resursov-v-perehode-k-innovatsionnoy-ekonomike (дата обращения: 11.11.2017).
  11. Мартишин, Е.М. Эволюционные механизмы модернизации в стратегии региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – №13. – С.9-19.
  12. Золин, И.Е. Развитие механизмов государственного регулирования рынка труда в условиях модернизации экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – №48 (333). – С.30-41.
  13. Долженко, Р.А. Предпосылки и последствия изменения содержания и характера труда в условиях становления инновационной экономики // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. – 2016. – №3 (35). – С.77-88.
  14. Попов, А. В., Соловьева Т.С. Барьеры реализации потенциала молодежи в трудовой деятельности // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – №3 (51). – С.251-268.
  15. Прогноз баланса трудовых ресурсов на 2017-2019гг. / Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты [Электронный ресурс] . – URL: http://rk.gov.ru//file/File/27122016_0005.pdf
  16. Государственная программа содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы: утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 23.12.2014 г. № 541 [Электронный ресурс] // Правительство Республики Крым. – URL: www.rk.gov.ru. с.6
  17. Здоровцова, Л. В. Регулирование рынка труда монопрофильной территории Дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05. — Экономика и управление народным хозяйством (экономика труда). – Воронеж, 2014. – 216 с.
  18. Степанова, С. В. Трансформация региональной социально-экономической системы в контексте эволюционной теории: концептуальная модель // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2015. – №393. – С.171-177.
  19. Государственная программа обеспечения дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым на 2014 год [Электронный ресурс]: принята Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 июля 2014 года № 230. – URL: http://crimea.regnews.org/doc/jq/i8.htm.
  20. Государственная программа обеспечения дополнительных мер по поддержке рынка труда Республики Крым на 2015 год [Электронный ресурс] : принята Постановлением Совета министров Республики Крым от 31 марта 2015 года № 173. – URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/docs/strateg/gosprogRK/02-07/Gosudarstvennaja_programma_obespechenija_dopolnitel’nyh_mer_po_podderzhke_rynka_truda_Respubliki_Krym_na_2015_god.pdf.
  21. Государственная программа содействия занятости населения Республики Крым на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]: принята Постановлением Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года № 541. – URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/file/File/post541.pdf.
  22. Государственная программа труда и занятости населения Республики Крым на 2015 — 2017 годы [Электронный ресурс]: принята Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2015 N 836. – URL: http://rk.gov.ru/file/File/pub_273581.pdf.
  23. Цёхла, С.Ю., Симченко Н.А., Полищук Е.А., Романюк Е.В., Подсмашная И.Н. Социальные институты регулирования рынка труда молодежи: монография: Симферополь: ИТ «Ариал», 2017. –254с.
  24. Государственная программа «Молодежь Крыма» на 2015-2017 годы [Электронный ресурс]: принята Постановлением Совета Министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года № 653. – URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub/pub_238012.pdf.
  25. Государственная программа развития образования в Республике Крым на 2016-2018 годы [Электронный ресурс]: утверждена Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.05.2016 № 204. – URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2016/strateg/gosprog/utv/may/GP_RK_razvitia_obrazovania_v_RK_na_16-18gg.pdf.
  26. Итоги прогноза потребностей рынка труда Республики Крым в специалистах различных направлений на период до 2024 года [Электронный ресурс], утверждены Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от _24.11.2017_ No _657. – URL: http://rk.gov.ru/file/itogiPrognozapotrebnostivkadrah.pdf
  27. План реализации Стратегии научно-технологического развития России [Электронный ресурс]: принят Распоряжением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. N 1325-р. – URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

 

References

  1. Simakov, A.V. The labor potential of youth [Trudovoj potencial molodjozhi]// Problems of territory development. — 2012. — Issue. 2 (58). — P. 55-61.
  2. Asaliev, A.M., Zabelina O.V. Features of youth as part of the labor potential of the Russian economy and the object of employment policy [Osobennosti molodezhi kak chasti trudovogo potenciala rossijskoj jekonomiki i ob#ekta politiki zanjatosti] // TDR. — 2011. — № 11. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-molodezhi-kak-chasti-trudovogo-potentsiala-rossiyskoy-ekonomiki-i-obekta-politiki-zanyatosti (reference date: 11/28/2017).
  3. Korchagina, I.A. Problems of the functioning of the youth labor market in Russia [Problemy funkcionirovanija molodezhnogo rynka truda v Rossii] // Internet-journal «Naukovedenie». — 2016. — No. 5. — Volume 8. — URL: http://naukovedenie.ru/PDF/18EVN516.pdf (access is free). Ver. from the screen. yaz. rus., Eng.
  4. Ivanova, N.A. Regulation of the labor market in conditions of social and economic instability [Regulirovanie rynka truda v uslovijah social’no-jekonomicheskoj nestabil’nosti]/ The dissertation author’s abstract on competition of a scientific degree of the Doctor of Economics in specialty. 08.00.05 — Economics and management of the national economy (labor economics): Saratov. — 2013. — 45s.
  5. Balakina, G.F. Modernization susceptibility of the region: the concept and methodology of definition [Modernizacionnaja vospriimchivost’ regiona: ponjatie i metodika opredelenija]// Knowledge. Understanding. Skill. — 2016. — №2. — P.160-168.
  6. Vladimirova, O.N. Theoretical and methodical aspects of the assessment of innovation susceptibility of the region [Teoreticheskie i metodicheskie aspekty ocenki innovacionnoj vospriimchivosti regiona]// Economic analysis: theory and practice. — 2012. — № 16. — P.40-53.
  7. Ketova, N.P. Substantiation of the strategy of modernization of the regions of the South of Russia: risks, scenario, strategies [Obosnovanie strategii modernizacii regionov Juga Rossii: riski, scenarij, strategii] // Bulletin of the Adyghe State University. Series 5: The Economy .- 2012. — №4 (111). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-strategii-modernizatsii-regionov-yuga-rossii-riski-stsenariy-strategii (reference date: 17.12.2017).
  8. Stepanova, S.V. Transformation of the regional socio-economic system in the context of evolutionary theory: a conceptual model [Transformacija regional’noj social’no-jekonomicheskoj sistemy v kontekste jevoljucionnoj teorii: konceptual’naja model’]// Vestn. Tom. state. University. — 2015. — No. 393. — P.171-177.
  9. Belaja, N.V. Labor Resources in the Modernization Economy [Trudovye resursy v modernizacionnoj jekonomike]// Vestnik AGAU. — 2010. — №4. — P.102-105.
  10. Dumanova, A. H., Kumysheva Z.H., Kil’chukova A.L. The role of labor resources in the transition to an innovative economy [Rol’ trudovyh resursov v perehode k innovacionnoj jekonomike] // IVP. — 2014. — №4-1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-trudovyh-resursov-v-perehode-k-innovatsionnoy-ekonomike (reference date: 11.11.2017).
  11. Martishin, E.M. Evolutionary mechanisms of modernization in the region strategy [Jevoljucionnye mehanizmy modernizacii v strategii regiona]// Regional economy: theory and practice. — 2014. — № 13. — C.9-19.
  12. Zolin, I.E. Development of mechanisms for state regulation of the labor market in the context of economic modernization // National interests: priorities and security. — 2015. — No. 48 (333). — P.30-41.
  13. Dolzhenko, R.A. Prerequisites and consequences of changes in the content and nature of labor in the conditions of formation of an innovative economy [Predposylki i posledstvija izmenenija soderzhanija i haraktera truda v uslovijah stanovlenija innovacionnoj jekonomiki]// Vestn. Tom. state. University. Economy. — 2016. — No. 3 (35). — P.77-88.
  14. Popov, A. V., Solov’eva T.S. Barriers to realizing the potential of youth in labor activity [Bar’ery realizacii potenciala molodezhi v trudovoj dejatel’nosti]// Economic and social changes: facts, trends, forecast. — 2017. — No. 3 (51). — P.251-268.
  15. Forecast of the balance of labor resources for 2017-2019gg. [Prognoz balansa trudovyh resursov na 2017-2019gg.]/ Official website of the Ministry of Labor and Social Protection [Electronic resource]. — URL: http://rk.gov.ru//file/File/27122016_0005.pdf
  16. State program for the promotion of employment of the population of the Republic of Crimea for 2015-2017 [Gosudarstvennaja programma sodejstvija zanjatosti naselenija Respubliki Krym na 2015-2017 gody]: approved. Decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of December 23, 2014 № 541 [Electronic resource] // Government of the Republic of Crimea. — URL: www.rk.gov.ru. p.6
  17. Zdorovcova, L. V. Regulation of the labor market of a mono-profile territory [Regulirovanie rynka truda monoprofil’noj territorii] Diss. … cand. econ. Sciences: 08.00.05. — Economics and management of the national economy (labor economics). — Voronezh, 2014. — 216 with.
  18. Stepanova, S. V. Transformation of the regional socio-economic system in the context of evolutionary theory: a conceptual model [Transformacija regional’noj social’no-jekonomicheskoj sistemy v kontekste jevoljucionnoj teorii: konceptual’naja model’]// Vestn. Tom. state. University. — 2015. — No. 393. — P.171-177.
  19. State program to provide additional measures to support the labor market of the Republic of Crimea for 2014 [Gosudarstvennaja programma obespechenija dopolnitel’nyh mer po podderzhke rynka truda Respubliki Krym na 2014 god]: adopted by Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of ​​July 25, 2014 No. 230. — URL: http://crimea.regnews.org/doc/ jq / i8.htm.
  20. State program to provide additional measures to support the labor market in the Republic of Crimea for 2015 [Gosudarstvennaja programma obespechenija dopolnitel’nyh mer po podderzhke rynka truda Respubliki Krym na 2015 god]: adopted by Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of ​​March 31, 2015, No. 173. — URL: http://minek.rk.gov.ru/ file / File / 2015 / docs / strateg / gosprogRK / 02-07 / Gosudarstvennaja_programma_obespechenija_dopolnitel’nyh_mer_po_podderzhke_rynka_truda_Respubliki_Krym_na_2015_god.pdf.
  21. State program for the promotion of employment of the population of the Republic of Crimea for 2015-2017 [Gosudarstvennaja programma sodejstvija zanjatosti naselenija Respubliki Krym na 2015-2017 gody]: adopted by Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of December 23, 2014 No. 541. — URL: http://mtrud.rk.gov.ru/rus/ file / File / post541.pdf.
  22. The State Program of Labor and Employment of the Population of the Republic of Crimea for 2015 — 2017 [Gosudarstvennaja programma truda i zanjatosti naselenija Respubliki Krym na 2015 — 2017 gody]: adopted by Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of December 23, 2015 N 836. — URL: http://rk.gov.ru/file/File/ pub_273581.pdf.
  23. Cjohla, S.Ju., Simchenko N.A., Polishhuk E.A., Romanjuk E.V., Podsmashnaja I.N. Social institutions of youth labor market regulation [Social’nye instituty regulirovanija rynka truda molodezhi]: monograph: Simferopol: IT Arial, 2017. -254p.
  24. State program «Youth of Crimea» for 2015-2017 [Gosudarstvennaja programma «Molodezh’ Kryma» na 2015-2017 gody]: adopted by Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of December 30, 2014 No. 653. — URL: http://rk.gov.ru/rus/file/pub /pub_238012.pdf.
  25. State program for the development of education in the Republic of Crimea for 2016-2018 [Gosudarstvennaja programma razvitija obrazovanija v Respublike Krym na 2016-2018 gody]: approved by Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea of 16.05.2016 № 204. — URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File /minek/2016/strateg/gosprog/utv/may/GP_RK_razvitia_obrazovania_v_RK_na_16-18gg.pdf.
  26. The results of the forecast of the labor market needs of the Republic of Crimea in specialists of various directions for the period up to 2024 [Itogi prognoza potrebnostej rynka truda Respubliki Krym v specialistah razlichnyh napravlenij na period do 2024 goda], approved by the Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Republic of Crimea dated _24.11.2017_ No _657. — URL: http://rk.gov.ru/file/itogiPrognozapotrebnostivkadrah.pdf
  27. Plan for the implementation of the Strategy for Scientific and Technological Development of Russia [Plan realizacii Strategii nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossii]: adopted by Decree of the Government of the Russian Federation of June 24, 2017 No. 1325-r. — URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm.

Еще в рубриках

Республика Крым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *