Главная страница » Публикации » №4 (52) » ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений

ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений

UNESCO and Russian regions in the system of international relations

Авторы

Буданова Евгения Андреевна
соискатель кафедры дипломатии третий секретарь Департамента международных организаций МИД России
Россия, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России
jenniebudanova@gmail.com

Аннотация

В статье рассматривается международная деятельность субъектов Российской Федерации на примере взаимодействия российских регионов с ЮНЕСКО. Проведенный анализ показывает, что проекты, реализуемые многими российскими субъектами совместно с Организацией, создают привлекательный и позитивный имидж России в международном сообществе.

Ключевые слова

субъект федерации, международная деятельность, система международных отношений, Российская Федерация, ЮНЕСКО.

Рекомендуемая ссылка

Буданова Евгения Андреевна

ЮНЕСКО и субъекты Российской Федерации в системе международных отношений// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5213. Дата публикации: 23.11.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5213/

Authors

Budanova Evgenija Andreevna
postgraduate student of the Diplomacy Department third secretary of the Department of international organizations of the Ministry of Foreign Affaires
Russia, Moscow State University of International Relations
jenniebudanova@gmail.com

Abstract

The author examines the international activities of the regions of the Russian Federation on the example of the collaboration of the Russian regions with UNESCO. The analysis shows that projects implemented by Russian regions jointly with the Organization create an attractive and positive image of the Russian Federation in the international community.

Keywords

region of the Russian Federation, international activities, the system of international relations, Russian Federation, UNESCO.

Suggested Citation

Budanova Evgenija Andreevna

UNESCO and Russian regions in the system of international relations// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Art. #5213. Date issued: 23.11.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5213/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Современное положение России требует проведения активной, многовекторной внешней политики как необходимого условия для осуществления кардинальных внутренних преобразований. Сделав выбор в пользу открытого общества, России далеко не безразлично, каким образом и в каком качестве она войдет в мировое интеллектуальное и культурное пространство. Не менее важно для нее и то, каким будет само это пространство в третьем тысячелетии. И это также во многом относится к сфере внешней политики.

Непосредственное участие субнациональных субъектов (регионов) в международной деятельности представляет собой одну из отличительных черт т. н. «нового регионализма», складывающегося в современных международных отношениях. Еще одной особенностью нынешнего этапа международных отношений является бурное развитие глобализации в различных областях жизнедеятельности человека, в том числе гуманитарной. «В сегодняшней ситуации в мире гуманитарное сотрудничество является важным направлением усилий по оздоровлению международных отношений, предотвращению появления разломов по межцивилизационному и межконфессиональному признакам. Трудно переоценить в этой связи роль ЮНЕСКО – гуманитарной опоры системы ООН, уникального многостороннего форума по вопросам продвижения важнейших нравственных ценностей, защиты культурного достояния и окружающей среды» [1].

Представляется актуальным соединить для исследования эти две особенности, поскольку именно в сферах международного сотрудничества, как отдельных государств, так и их субъектов, как правило, представляющих интересы «народов без различия расы, пола, языка и религий» и затрагивающих интеллектуальный и духовный мир человека, лежат долгосрочные, стратегические ответы на многие вызовы XXI столетия.

Актуальность темы находит свое выражение также в том, что международная деятельность субъектов Российской Федерации – направление относительно новое, представляющее собой отдельный сегмент в отечественной регионалистике, в основе которого заложен огромный потенциал.

Бурный рост активности российских регионов на внешних направлениях, их озабоченность международными проблемами, прямая вовлеченность во внешний мир в силу процессов глобализации правомерны. Для многих регионов внешнеэкономическая деятельность уже стала важным, а в ряде случаев – доминирующим фактором социально-экономического развития. После распада Советского Союза в условиях разрыва традиционных экономических связей, сложившихся в рамках командной советской экономики, выход на международную арену рассматривался многими субъектами Российской Федерации как способ улучшить сложное социально-экономическое положение региона. Проекты, реализуемые регионами в сотрудничестве с ЮНЕСКО, мероприятия субъектов Федерации, проводимые в штаб-квартире Организации, создают привлекательный имидж России в международном сообществе, на «площадке» ЮНЕСКО как многонациональной и многоконфессиональной страны с самобытной культурой и историей.

«Развитие сотрудничества с регионами России, – отметил Председатель Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО С.В. Лавров, – является важным направлением деятельности Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. География такого взаимодействия обширна – от Дальнего Востока и Республики Саха (Якутия) до Санкт-Петербурга и Калининградской области. Выработан и его алгоритм – субъекты Российской Федерации участвуют в тех проектах ЮНЕСКО в области образования, науки, культуры и коммуникации, которые в наибольшей степени содействуют их устойчивому развитию» (Из благодарственного письма Председателя Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО С.В. Лаврова в адрес Президента Башкортостана Р. Хамитова 19 января 2014 г. https://news.mail.ru/politics/16544579/).

 

Региональные комитеты и отделения ЮНЕСКО в Российской Федерации

Постоянное представительство Российской Федерации при ЮНЕСКО активно сотрудничает с российскими регионами по широкому кругу вопросов и областям компетенции Организации. В ряде субъектов, таких как Республики Алтай, Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Хакасия, Чеченская Республика, Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ростовская область созданы региональные комитеты и отделения. Дальневосточное отделение Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, созданное в мае 1990 года, представляет интересы Российской Федерации и сотрудничает с более 60 партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе через Дальневосточный Государственный Университет и Международную ассоциацию поддержки совместных программ ООН-ХАБИТАТ и ЮНЕСКО.

Одним из первых региональных комитетов был создан в январе 1991 года в Республике Саха (Якутия). В декабре 2011 года он преобразован в Национальный Комитет Республики Саха (Якутия) по делам ЮНЕСКО при главе республики (Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 27 декабря 2011 года № 1160 (с изменениями на 21 апреля 2015 г.). Комитет является координационным органом для обеспечения согласованных действий органов исполнительной власти, предприятий, организаций республики в области образования, науки, культуры и коммуникации по проектам, находящимся в компетенции ЮНЕСКО.

Национальный комитет по делам ЮНЕСКО при Правительстве Республики Тыва [4] обеспечивает сотрудничество правительства, федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, а также ученых, общественных деятелей с ЮНЕСКО. Осуществляет связь между правительством Республики Тыва и ЮНЕСКО по вопросам участия республики в деятельности организации, работая над распространением информации о целях, принципах, деятельности и программах ЮНЕСКО. Комитет руководствуется поставленными целями: содействие укреплению мира и безопасности за счет расширения сотрудничества государства и народа в области образования, науки и культуры; создание условий для диалога между цивилизациями, культурами и народами.

С начала основания деятельность Комитета была направлена в основном на включение хоомея (тувинского горлового пения) в список объектов нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. С октября 2014 года Комитет расширил сферу своей деятельности, руководствуясь принципами, целями и идеями ЮНЕСКО.

Сходные функции, задачи и направления деятельности предусмотрены в комитетах и отделениях Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в Республиках Алтай, Башкортостан, Татарстан, Дагестан, Хакасия, Ростовской области и других.

 

Коммюнике, меморандумы о сотрудничестве регионов Российской Федерации и ЮНЕСКО

В разные годы были подписаны совместные коммюнике по вопросам сотрудничества с ЮНЕСКО руководством таких субъектов Российской Федерации, как Республики Татарстан (2003 г.), Башкортостан (2008 г., 2013 г.), Саха (Якутия) (2006 г., 2014 г.), Дагестан (2015 г.), Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (2014 г.).

Одним из первых подобное коммюнике было подписано в Казани 2 июня 2003 года в ходе визита в республику Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры. В переговорах с главой Татарстана М. Шаймиевым, проходивших в Казанском Кремле, речь шла об участии ЮНЕСКО в мероприятиях, посвященных 1000-летию Казани, о включении в список Всемирного наследия ЮНЕСКО «Болгарского историко-архитектурного комплекса» и «Ансамбля городской застройки острова-града Свияжска». В коммюнике стороны выразили удовлетворение решением 166 сессии Исполнительного Совета ЮНЕСКО, рекомендовавшей включить 1000-летие Казани и 200-летие Казанского государственного университета в список событий, в праздновании которых принимает участие ЮНЕСКО [8].

В 2006 году Генеральный директор ЮНЕСКО К. Мацуура посетил Республику Саха (Якутию). По итогам визита было также подписано совместное Коммюнике. В документе республика и международная организация наметили приоритетные направления сотрудничества в области культуры, образования, науки и охраны окружающей среды [7]. Были утверждены рабочие группы по реализации пунктов Совместного коммюнике, в частности по разработке международной программы под эгидой ЮНЕСКО «Устойчивое развитие стран Арктики и северных регионов Российской Федерации в контексте образования, науки и культуры», по участию Республики Саха (Якутия) в программах ЮНЕСКО «Образование для всех», «Человек и биосфера», «Международная гидрологическая программа», «Управление социальными преобразованиями», «Международная программа по геонаукам», по адаптации университетского инженерного образования к промышленности и экономике республики, по реализации пилотных проектов «Развитие кочевых общинных школ в северных районах Республики Саха (Якутия)», «Развитие биоэтики в Республике Саха (Якутия)» и многих других.

21 апреля 2014 года, в ходе встречи генерального директора ЮНЕСКО И. Боковой и президента Якутии Е. Борисова, состоялась торжественная церемония подписания второго совместного Коммюнике сотрудничества между Якутией и ЮНЕСКО с 2014 по 2020 гг. (Второе коммюнике о сотрудничестве // http://www.ucheba.su/news/3808.html).

Как правило, в совместных коммюнике отражены приоритетные направления дальнейшего сотрудничества между ЮНЕСКО и тем или иным регионом Российской Федерации в области образования, науки и охраны окружающей среды, социальных и гуманитарных наук, культуры, коммуникаций и информации [4].

Кроме того, регионы России подписывают с ЮНЕСКО и ее структурными подразделениями различные соглашения и меморандумы. Так, 27 сентября 2010 года подписан меморандум о сотрудничестве в области образования, науки и культуры между Ярославской областью и ЮНЕСКО (Подписан Меморандум о сотрудничестве ЮНЕСКО и Ярославской области // http://unesco.ru/ru/?module=news&action=view&id=106).

Этот документ предусматривает активную совместную работу ЮНЕСКО и правительства региона по совершенствованию профессионально-технического и инклюзивного образования, внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, развитию науки в сфере модернизации, сохранению культурно-исторического и природного наследия. Ярославль наряду с Санкт-Петербургом – единственные два города в России, центральная часть которых включена в перечень объектов сохранения культурного наследия ЮНЕСКО. Подписание Меморандума – это еще и свидетельство уважения к усилиям властей и жителей, прилагаемым для увеличения привлекательности области на международной арене во всех отношениях.

На 39-й сессии Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО в Бонне (Германия) летом 2015 года директор музея «Кижи» (Республика Карелия) А. Нелидов и генеральный директор Международного исследовательского центра по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ) Стефано де Каро подписали меморандум о сотрудничестве. Главная цель соглашения – организация на базе учебно-методического центра музея-заповедника «Кижи» международных курсов ИККРОМ для специалистов в области сохранения и реставрации памятников деревянного зодчества. Также стороны договорились о совместном проведении семинаров, круглых столов и конференций по управлению, сохранению и развитию объекта всемирного наследия «Кижский погост».

 

Визиты руководителей ЮНЕСКО в субъекты Российской Федерации

Руководители Организации неоднократно посещали Москву и регионы страны по приглашению Правительства СССР и России. 30 октября 2000 года состоялся первый в истории наших отношений визит Президента Российской Федерации В.В. Путина в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже, кстати, что стало одним из первых его зарубежных визитов на посту президента страны. Визит был призван подчеркнуть важность постоянного углубления отношений России с зарубежными партнёрами в области науки, культуры, гуманитарной сферы. В ноябре 2003 года по приглашению В.В. Путина Генеральный директор ЮНЕСКО принял участие в заседании Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации, а в мае 2005 года – в праздновании 60-летия Победы. В июле 2006 года Гендиректор К. Мацуура участвовал в саммите «восьмерки» в Санкт-Петербурге, а в июле 2009 года встречался с Президентом России в Москве. И. Бокова в качестве нынешнего Гендиректора ЮНЕСКО также неоднократно посещала Россию и встречалась с российскими официальными лицами: в сентябре 2010 года в рамках работы Московской Всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста, она встречалась с Министром образования и науки Российской Федерации А. А. Фурсенко; в сентябре 2011 – принимала участие в Мировом политическом форуме в Ярославле и тогда же она была принята Д.А. Медведевым. В июне 2012 года И. Бокова открывала 36-ю сессию Комитета всемирного наследия в Санкт-Петербурге, где встречалась с Министром культуры Российской Федерации В.Р. Мединским. Ее визит в Россию в апреле 2014 года был приурочен к празднованию 60-летия вступления СССР (России) в ЮНЕСКО.

20 августа 2014 года, Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова приняла участие в торжественной церемонии вручения в Казани сертификата о включении Болгарского историко-архитектурный комплекса в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в декабре в Санкт-Петербурге участвовала в праздничных мероприятиях по случаю 250-летия Государственного музея Эрмитаж.

2015 год был юбилейным для ЮНЕСКО, которая отметила 70-летие со дня своего образования. Это обстоятельство в значительной степени отразилось как на работе самой Организации, так и на ее взаимодействии с Российской Федерацией. Имел место достаточно интенсивный и высокий уровень контактов ЮНЕСКО с российским руководством. За 2015 год Генеральный директор И. Бокова дважды посетила нашу страну. В мае она находилась с визитом в Москве, где приняла участие в торжествах по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Вместе с Генеральным секретарем ООН она была принята Президентом В.В. Путиным. Примечательно, что И. Бокова одной из первых откликнулась на соответствующее приглашение Президента Российской Федерации.

Вслед за пленарным заседанием состоялась отдельная встреча Генерального директора И. Боковой и Президента В.В. Путина, в ходе которой особое внимание было уделено укреплению международных усилий по охране культурного наследия человечества. Генеральный директор, в частности, поблагодарила Российскую Федерацию за поддержку, которая привела к принятию Советом Безопасности ООН резолюции 2199 о мерах по предотвращению финансирования экстремизма.

Весьма важным и знаковым событием для взаимодействия России с ЮНЕСКО в 2015 году стал состоявшийся в ноябре визит в штаб-квартиру Организации Министра иностранных дел России С.В. Лаврова, который принял участие в работе 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. Подчеркнув успехи, достигнутые ЮНЕСКО за прошедшие 70 лет, он вместе с тем выразил обеспокоенность в связи с попытками политизировать деятельность Организации, всплесками терроризма и насильственного экстремизма, прежде всего на Ближнем Востоке и Северной Африки, фактами варварского уничтожения бесценных памятников мировых цивилизаций. С.В. Лавров призвал ЮНЕСКО незамедлительно направить экспертные миссии на освободившиеся от террористов сирийские территории, где расположены объекты всемирного наследия, с целью возможного восстановления. Состоялась также отдельная беседа Министра и Гендиректора, в ходе которой обсуждались конкретные вопросы взаимодействия России и этой ведущей международной гуманитарной Организации.

В июне 2017 года Генеральный директор И.Бокова приняла участие в работе Санкт-Петербургского Международного экономического Форума, а также посетила с короткими визитами Якутск и Казань в июле и августе 2017 года соответственно.

 

Презентации субъектов Российской Федерации в штаб-квартире ЮНЕСКО

За последние годы в стенах ЮНЕСКО проведен ряд крупных мероприятий с участием субъектов Российской Федерации. Состоялись успешные презентации в штаб-квартире ЮНЕСКО Республик Алтай (2005 г.), Башкортостан (2008 г., 2013 г.), Якутия (1993 г., 2005 г., 2012 г.), Дагестан (2015 г.), Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (2014 г.), городов Москва (2007 г.), Астрахань (2009 г.) и Ярославль (2010 г.).

Формат мероприятий обычно включает в себя рабочие встречи с руководством ЮНЕСКО и в профильных секторах, подписание документов о сотрудничестве, конференции, круглые столы, выставки, концерты, представление национальной культуры и кухни и др. Необходимо отметить высокую практическую отдачу от этих мероприятий в продвижении совместных проектов субъектов Российской Федерации и ЮНЕСКО.

22-26 февраля 2010 года официальная делегация Ярославской области во главе с Губернатором С.Вахруковым приняла участие в юбилейных мероприятиях в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, которые были посвящены 1000-летию основания города Ярославля.

Главными целями презентации стали обсуждение условий участия Ярославской области в программной деятельности ЮНЕСКО, а также представление странам-членам Организации, деловым и научным кругам Франции важнейших инвестиционных, инфраструктурных и социальных проектов, реализуемых на территории региона.

21 марта 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в третий раз был проведен День Якутии. Для участия в презентации в Париж прибыла представительная официальная делегация Республики Саха (Якутия) во главе с Председателем Правительства Республики Г.И. Данчиковой. В рамках Дня Якутии в штаб-квартире Организации была организована серия презентаций совместных проектов с Якутией за круглым столом, которые привлекли большой интерес специалистов и широкой международной публики. В рамках культурной программы презентации состоялось торжественное открытие художественно-этнографической выставки «Якутия: искусство, Арктика, артефакты». На ней были представлены экспонаты единственного в мире Музея традиционного музыкального инструмента хомуса (варгана) и выставки «Сокровищницы Республики Саха (Якутия)», Национального художественного музея и Объединенного музея истории и культуры народов Якутии. Для посетителей выставки была подготовлена дегустация блюд якутской кухни. Центральным событием презентации стало арт-шоу «Северное сияние над Парижем» – яркое театрализованное представление из героического эпоса Олонхо.

1–2 октября 2013 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась вторая Презентация Республики Башкортостан «Башкортостан-жемчужина России» с участием официальной делегации во главе с Президентом Республики Башкортостан Р.З.Хамитовым, посвященная 15-летию сотрудничества Республики Башкортостан с ЮНЕСКО.

Основной задачей Презентации стало представление международной общественности комплекса историко-культурного, образовательного, природного и туристического потенциала Республики Башкортостан, в том числе элементов самобытной национальной культуры башкир, крупнейших достижений мирового уровня в сфере культуры и образования, сохранения природного и культурного наследия, языкового многообразия и народных промыслов, основных направлений деятельности по дальнейшему развитию и укреплению сотрудничества Республики Башкортостан с ЮНЕСКО.

В рамках «Дней Башкортостана» прошла выставка, посвященная культурному, образовательному и туристическому потенциалу республики, круглые столы, гала-концерт и прием от имени Президента Республики Башкортостан.

28–29 октября 2014 года в Париже «на полях» 195-й сессии Исполнительного совета Организации состоялась презентация Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На площадках ЮНЕСКО прошли выставка графики народного художника Г. Райшева «Легенда Югры», масштабная экспозиция «Многоликая Югра», посвященная различным аспектам экономики, культуры, традиций, туристического потенциала региона, а также большой концерт творческих коллективов и мастеров искусств. В рамках проведения «Дня Югры в ЮНЕСКО» совместно с Российским комитетом Программы «Информация для всех», Сектором информации и коммуникации ЮНЕСКО организована двухдневная встреча экспертов «Формирование медийно-информационной грамотности и продвижение многоязычия в киберпространстве в целях построения обществ знания».

В период c 14 по 17 декабря 2015 года в штаб-квартире ЮНЕСКО прошли Дни Дагестана, посвященные 2000-летию города Дербента. Для участия в празднованиях в Париж прибыла делегация Республики Дагестан, которую возглавил Глава Дагестана Р.Абдулатипов.

Дни Дагестана в Париже открылись выставкой «Культура. Люди. Дагестан», своего рода презентацией, рассказывающая о Дербенте – древнейшем городе России, объекте всемирного наследия ЮНЕСКО, который является уникальным памятником истории, культуры, архитектуры и археологии. В рамках Дней прошел ряд мероприятий, в том числе музыкально-театрализованная хроника тысячелетий «Гончарный круг», где была воссоздана историческая реконструкция быта, традиций и обычаев жителей Дербента. Лучшие коллективы республики выступили на торжественном концерте в сопровождении симфонического оркестра и оркестра народных инструментов. Представление познакомило зрителей с эпизодами, отражающими наиболее значимые события истории: возникновение крепости, строительство Великой стены, объединение народов, говорящих на разных языках, рождение самобытной и богатой культуры.

В октябре 2015 года министерство культуры Хакасии представило проект проведения презентации региона в штаб-квартире ЮНЕСКО, который планируется реализовать в ближайшем будущем.

 

Предоставление эгиды ЮНЕСКО

Получают поддержку со стороны Организации многочисленные международные образовательные, научные, культурные проекты, реализуемые в регионах Российской Федерации. Решение о ходатайстве в пользу получения эгиды Организации мероприятиям принимает Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Постоянное представительство проводит соответствующую работу с Секретариатом ЮНЕСКО. Так, в течение 2012 года эгиду ЮНЕСКО получили международная научно-практическая конференция и выставка «Байкал – сокровище мира» (апрель, Париж), Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы» (июнь, Махачкала), V Международные спортивные игры «Дети Азии», II Международный фестиваль «Встреча шедевров ЮНЕСКО на Земле Олонхо» (июль, Якутск), VI Международная конференция городов Всемирного наследия Евразии (июль, Казань).

В 2013 году эгиду ЮНЕСКО получили: Международная ассамблея художников «Пластовская осень» (январь, Ульяновск), Международная научно-практическая конференция «Олонхо в контексте эпосов народов мира» (июнь, Якутск), III Международный культурный форум «Культура нового поколения» (сентябрь, Ульяновск).

В 2014 году эгида ЮНЕСКО предоставлена для I Открытых молодежных Европейских Дельфийских игр (май, Волгоград), VII Международного Скульптурного симпозиума (май-июнь, Пенза), VI Международного фестиваля «Горцы» (июнь, Махачкала), VIII Московского международного фестиваля фольклора (сентябрь, Москва), IV Международного культурного форума «Культура и инвестиции: региональный аспект» (сентябрь, Ульяновск), I чемпионата мира по мас-рестлингу и III Конгресса Международной Федерации мас-рестлинга (ноябрь, Якутск), года культуры в Тюменской области. Во многих из них приняли участие представители секторов ЮНЕСКО, которым была оказана необходимая визовая и организационная помощь. Консультативная и методическая помощь оказана представителям администраций Красноярского края, Брянской и Свердловской областей.

В 2015 году эгида ЮНЕСКО получена для проектов, проведенных в следующих субъектах Российской Федерации: II Международного конгресса «Музыкальное искусство и образование в духовном развитии обществ (август, Якутск); III Международной выставки «Denkmal Moscow» (октябрь, Москва); второго этапа Международного фестиваля культуры и искусств (август, Сочи).

В мае 2016 году под эгидой ЮНЕСКО в Ульяновской области прошли мероприятия, приуроченные к 250-летию со дня рождения Н. Карамзина. В соответствии с решением 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, юбилей историографа и писателя включен в Календарь памятных дат ЮНЕСКО на 2016 год. Этот же статус получила международная конференция «Этника, транспорт и устойчивое развитие: социальная роль наук о транспорте и ответственность ученых» (Москва, 16-17 февраля), VII Международный фестиваль фольклора и традиционной культуры «Горцы» (Дагестан, май-июнь и июль) и другие.

Самым крупным международным мероприятием 2017 года, прошедшим под эгидой ЮНЕСКО стала VI Международная конференция министров и высших должностных лиц, ответственных за физическое воспитание и спорт, МИНЕПС VI (Казань, 13-15 июля). Эгида ЮНЕСКО была предоставлена Международному форуму «Эпосы народов мира на Земле Олонхо», который традиционно проходит в июле в Якутске и который в 2017 году посетила Генеральный директор ЮНЕСКО И.Бокова. Также эгиду ЮНЕСКО получили Международный социально-культурный проект – 1-е Антарктическое Биеннале (февраль-апрель), Московский международный салон образования (Москва, апрель), Международная экспедиция «Новый шелковый путь 2017», III Панъевропейский Фестивальный марафон «От Атлантики до Тихого океана» (апрель), V Международный научный конгресс «Глобалистика – 2017» (Москва, сентябрь), VII Международный культурный форум «Культура и бизнес: творческий капитал современного города» (Ульяновск, сентябрь), Международный конгресс «Спорт, люди и здоровье» (Санкт-Петербург, октябрь).

В январе 2018 года в Москве под эгидой ЮНЕСКО пройдет Международный конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада».

 

Оценка результатов взаимодействия ЮНЕСКО и субъектов Российской Федерации в системе международных отношений

Эффективность сотрудничества субъектов Российской Федерации с ЮНЕСКО нельзя измерить с математической точностью, поскольку невозможно подсчитать в денежном измерении, что дают нам, скажем, международные контакты ученых, доступ специалистов к научно-технической информации. Тем не менее, по оценкам специалистов из различных министерств и ведомств, совокупная отдача от нашего участия в ЮНЕСКО и ее органах дает России ежегодно как в материальном, так и в информационном измерении под сотню миллионов долларов отдачи на 16 млн. долларов взносов в бюджет организации. Например, участие в Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО дает России объем информации, стоимость которого специалисты Росгидромета, Министерства рыбного хозяйства, Минобороны, картографы, геологи, геодезисты оценивают в десятки миллионов долларов, но и это далеко не полностью отражает всю пользу нашего сотрудничества по данному направлению.

Россия является крупным плательщиком в бюджет Организации. Поэтому для нашей страны вопрос об эффективности участия в ЮНЕСКО, о повышении практической отдачи от него очень актуален. Речь идет о возможности для российских образовательных, научных центров и отдельных специалистов участвовать в международных проектах сотрудничества, особенно таких, которые дают возможность использовать отечественные наработки в области высоких технологий.

Участие российских экспертов в различных специализированных органах и программах ЮНЕСКО позволяет не только получать ценную научно-практическую информацию и перенимать опыт других стран, но и самим влиять на формирование международной стратегии в области образования, науки, культуры и информации, на решение актуальных проблем глобального характера.

Развитие сотрудничества российских регионов с ЮНЕСКО в самой приоритетной области ее деятельности – образовании – предоставляет возможность более полно использовать мировой опыт для реформирования отечественной школы, а также распространения ее собственных достижений. Особенно результативна деятельность субъектов Российской Федерации в реализации программы «Образование для всех». Ежегодно проводится множество международных мероприятий по различным аспектам образования, входящим в сферу компетенции ЮНЕСКО, среди которых выделяются Международные конференции по образованию в интересах устойчивого развития (ОУР (Глобальная программа действий по образованию в интересах устойчивого развития в качестве последующей деятельности по итогам Десятилетия образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций в период после 2014 г. http//:unesdoc.unesco.org/images/0022/002243/224368r.pdf)), проводимые на постоянной основе в Ханты-Мансийском автономном округе.

В Российской Федерации успешно работают 64 кафедры ЮНЕСКО. Открыто более 200 филиалов и отделений этих кафедр практически во всех субъектах России. В нашей стране в настоящее время функционирует более 290 ассоциированных школ в разных регионах России и их число постоянно пополняется.

Решением 29-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1997 году в Москве был создан Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО). Широкое участие российских и международных партнеров в деятельности этой международной структуры облегчает доступ к новейшим научным достижениям в целях их эффективного использования в совершенствовании отечественных образовательных систем, обеспечивает немалую экономическую отдачу.

Представляют интерес международно-правовые наработки ЮНЕСКО (конвенции, рекомендации) по внедрению современных международных стандартов в отечественные системы обучения.

Огромный научный потенциал России и его нынешние потребности определяют роль сотрудничества субъектов Российской Федерации с ЮНЕСКО в области естественных наук.

Активное подключение российской науки к программной деятельности ЮНЕСКО создает возможность получения экспертной поддержки Организации при реализации российских научных проектов, служит средством расширения участия российских регионов в международном научном сотрудничестве и обмене научной информацией, привлечения интеллектуального и материально-технического потенциала других стран, получения доступа к результатам и методикам новейших научных исследований.

На сегодняшний день Россия принимает участие в следующих основных программах ЮНЕСКО: Международной программе по фундаментальным наукам, Международной гидрологической программе, программе «Человек и биосфера», Международной программе по геонаукам, Межправительственной океанографической комиссии.

Программа “Человек и биосфера” (МАБ) позволила включить 44 биосферных заповедника России в мировую сеть. Через участие в этой Программе РАН, Минприроды и Госкомэкологии получают возможность пользоваться уникальным банком научно-исследовательских данных из 669 биосферных резерватов мира.

Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) традиционно осуществляет высокоэффективную деятельность с участием российских исследователей. Глобальное картирование мирового океана позволяет в порядке обмена предоставлять иностранным партнерам и получать от них картографическую информацию в соотношении 1:14, в том числе по районам, закрытым для российских судов.

В области социальных наук речь идет в первую очередь о подключении российских ученых к некоторым перспективным международным сравнительным исследованиям, таким как Программа “Управление социальными преобразованиями” (МОСТ), ставшим возможными в условиях прекращения конфронтации и деидеологизации научного сотрудничества в данной сфере. Участие в международных проектах, осуществляемых в рамках Программы, представляет прямой интерес с точки зрения привлечения зарубежных методик и средств к исследованиям социально-экономических процессов, происходящих на пространстве бывшего СССР (проблемы миграции, социальной инфраструктуры мегаполисов, роли местных органов власти и управления в выработке социальной политики, борьбе с нищетой и т.п.).

Особую актуальность приобретает взаимодействие с ЮНЕСКО в работе с молодежью. Перспективной с точки зрения получения поддержки от ЮНЕСКО является деятельность российских организаций по трудоустройству городской молодежи и профилактической работе с ней. Она органично вписывается в деятельность ЮНЕСКО на данном направлении и может внести весомый вклад в решение задач федеральной программы, связанной со снижением уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде.

Повестка дня ЮНЕСКО в области устойчивого развития на период до 2030 года является важным достижением в отношении устойчивого развития во многих областях, и в особенности культуры. В этой связи ключевым фактором является деятельность ЮНЕСКО на следующих направлениях: практическом осуществлении конвенций Организации в сфере культуры, в частности конвенций об охране культурного и природного наследия (Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. http://www.conventions.ru/view_base.php?id=129) и поощрении культурного разнообразия; развития индустрии культуры и творчества; реализации совместных программ с другими учреждениями системы ООН.

Следует особо отметить работу отечественных специалистов совместно с экспертами ЮНЕСКО по обеспечению сохранности 29 уже внесенных в список всемирного наследия российских культурных и природных памятников (включая крымский Херсонес), из которых 17 культурных и 11 природных объектов. На очереди в предварительном списке всемирного наследия от России стоят еще более 20 объектов. В числе последних объектов «Заповедное Кенозерье» (Архангельская область), «Мемориальный комплекс «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане» (Волгоградская область).

Взаимодействие регионов России и ЮНЕСКО в области коммуникации и информации направлено на оперативное реагирование на факты дискриминации российских журналистов, привлечение международной общественности к решению проблем сохранения плюрализма и независимости СМИ, активное участие в международных информационных проектах.

В России создан национальный комитет Международной программы развития коммуникации, который обладает значительным потенциалом для развития сотрудничества регионов России со странами-членами ЮНЕСКО. Программа дает им возможность участвовать в формировании международной политики в области коммуникации, оказывать содействие повышению качества журналистского образования, а также противодействию «фейковым новостям» и радикализации СМИ. Программа открывает возможности для создания общего информационного и культурного пространства в субъектах Российской Федерации, способствует сохранению позиций русского языка как языка межгосударственного сотрудничества.

При участии экспертов ЮНЕСКО в регионах Российской Федерации организован целый ряд международных мероприятий по вопросам формирования национальной и международной информационной политики, проблемам доступа к информации, этическим и правовым аспектам использования Интернета. По инициативе России в 2012 году в ЮНЕСКО в рамках Межправительственной программы «Информация для всех» (ПИДВ) была создана Рабочая группа по многоязычию, председателем которой также является наша страна. Россия последовательно выступает за многоязычие в киберпространстве. Работа экспертов во многом базируется на результатах прошедших в Якутске (2008, 2011, 2014 гг.), Ханты-Мансийске (2016, 2017 гг.), Южно-Сахалинске (2015г.) Международных конференций по данной проблематике. Международное сообщество закрепило за Ханты-Мансийским автономным округом статус «площадки» для объединения усилий разных стран и их регионов в части формирования эффективной государственной политики в сфере информатизации, обмена лучшими практиками по повышению качества жизни населения за счет использования современных информационно-коммуникационных технологий [5].

Возможности ЮНЕСКО используются в разработке и осуществлении проекта модернизации Российской государственной библиотеки. Благодаря авторитету Организации к проекту на безвозмездной основе привлекаются видные специалисты из крупнейших библиотек США, Англии, Франции, Германии.

Осуществляется плодотворное сотрудничество с ЮНЕСКО по проекту создания компьютеризированной сети крупнейших библиотек России и других стран СНГ и Центральной и Восточной Европы, по проекту создания на базе музеев Кремля и РосИКОМа музейного “интернет”-центра, а также по Программе “Память мира”, в рамках которой осуществляется проект “Память России”, заключающийся в переводе на электронные носители наиболее ценных исторических документов.

Приведенный выше краткий, далеко не полный, обзор результатов сотрудничества регионов Российской Федерации с ЮНЕСКО позволяет говорить о достаточно высоком его уровне. Дальнейшее наращивание результативности этого взаимодействия с ЮНЕСКО связано, во-первых, с повышением реальной заинтересованности российских регионов в ее возможностях и, во-вторых, с поисками новых точек соприкосновения интересов субъектов Российской Федерации по конкретных проектам и программам. При этом принципиально важным для России является вопрос деполитизации ЮНЕСКО и повышения эффективности самой Организации. Деятельность Организации должна быть в большей мере ориентирована на решение глобальных проблем, требующих объединения интеллекта и практических усилий всего человечества.

 

Перспективы взаимодействия ЮНЕСКО и субъектов Российской Федерации

Приведенные в данной статье факты и примеры, позволяют сделать некоторые выводы, которые убедительно свидетельствуют о том, что в современных условиях роль субъектов Российской Федерации в системе международных отношений с ЮНЕСКО неуклонно возрастает.

Попытка оценить, систематизировать и проанализировать актуальные проблемы международной деятельности субъектов Российской Федерации, в частности их взаимодействие с ЮНЕСКО, дают возможность сформулировать ряд перспективных направлений развития дальнейшего сотрудничества, которые открываются при этом с точки зрения внешнеполитических интересов России.

В практическом плане можно выделить основные преимущества таких отношений, а также сформулировать некоторые рекомендации дальнейшего их совершенствования, которые связаны, прежде всего, с совершенствованием форм и методов «мягкой силы» используемых нашим государством для формирования и укрепления положительного образа России на международной арене:

  1. Степень вовлеченности регионов страны в процесс кооперации с ЮНЕСКО могла быть более расширенной. Лишь девять субъектов имеют постоянно действующие комитеты и отделения Комиссии по делам ЮНЕСКО Российской Федерации. Башкортостан, Дагестан, Татарстан, Югра, Саха (Якутия), Ярославская область уже накопили значительный опыт в этом отношении, безусловно, он будет полезен и другим субъектам Российской Федерации.
  2. С учетом активизации участия субъектов Российской Федерации, федеральных органов, НПО и других российских партнеров в сотрудничестве с ЮНЕСКО целесообразно разработать концепцию сотрудничества России с ЮНЕСКО на ближайшую и дальнейшую перспективу.
  3. Необходимо эффективнее использовать преимущества прочного взаимопонимания, установившегося в последнее время с руководством ЮНЕСКО. Сегодня существует уникальная возможность не только поддержания сложившихся отношений на самом высоком уровне, но и расширения потенциала координации сотрудничества на региональном уровне. Участие российских регионов в различных специализированных органах и программах ЮНЕСКО позволяет не только получать ценную научно-практическую информацию и перенимать опыт других стран, но и оказывать влияние на формирование международной стратегии в области образования, науки, культуры, коммуникации и информации, на решение актуальных проблем глобального характера.
  4. Использование каналов ЮНЕСКО даёт возможности для формирования положительного образа России в мире, укрепления международных позиций страны через демонстрацию её достижений в областях компетенции ЮНЕСКО. Было бы полезно подготовить стратегию участия регионов России в презентациях в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, так как регулярные презентации российских регионов на этой площадке – полезный инструмент для улучшения имиджа России.
  5. Используя трибуну крупнейшей гуманитарной Организации и активно влияя на принятие ее документов и рекомендаций, Россия, как страна в целом, имеет реальную возможность прямого воздействия на международное сообщество и продвижения своих взглядов в рамках данной Организации. Несомненно, голос восьмидесяти пяти субъектов, поющих в унисон и составляющего это целое, мог бы многократно усилить эффективность этого процесса.
  6. Сотрудничество с ЮНЕСКО субъектов Российской Федерации может более активно ими использоваться для решения важных внутриполитических задач. Более активная работа с Организацией может стать важным фактором поддержки в субъектах Российской Федерации развития науки и культуры в контексте общего социально-экономического развития страны, расширить круг партнёров двустороннего и многостороннего сотрудничества в научно-аналитической сфере, укрепить международные позиции регионов благодаря демонстрации их достижений в областях компетенции ЮНЕСКО, способствовать дальнейшему утверждению национального самосознания и патриотизма российских граждан, профилактики этнических и социальных конфликтов.

В настоящий момент Российская Федерация – один из наиболее авторитетных членов Организации, однако наша страна имеет значительный потенциал и возможности, что может послужить не только на благо России и ее регионов, но и будет способствовать укреплению её позиций в многополярном мире в целом.

 

Список литературы

  1. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В. Лаврова на Общем собрании Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО 25.04.2016 //http://unesco.ru/ru/?module=news&action=view&id=821
  2. Коммюнике об итогах презентации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в штаб-квартире ЮНЕСКО (28-29 октября 2014 года, Париж, Франция). Unesco.ru›media/2014/12/R_C_rus.pdf.
  3. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / под ред.А.Г.Гранберга. М.:Научная книга, 2001, 349c.
  4. Постановление Правительства Республики Тыва от 22 ноября 1994 года № 506 «Об образовании национального комитета по делам ЮНЕСКО при Правительстве Республики Тыва».
  5. Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО — Югры от 9 октября 2013 года N 424-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2016-2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  6. Распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 03.07.2015 № 709-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Коммюнике-Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Башкортостан и ЮНЕСКО».
  7. Распоряжение Президента Республики Саха (Якутия) «О мерах по реализации совместного коммюнике по итогам визита Генерального директора ЮНЕСКО К. Мацууры в Республику Саха (Якутия) Российской Федерации» от 27 июня 2007 г. № 299-Р.
  8. Подписано Коммюнике о сотрудничестве ЮНЕСКО и Татарстана // РИА Новости http://ria.ru/politics/20030602/388745.html#ixzz4Fd7NZltn

 

Bibliography

  1. Statement by the Minister of Foreign Affairs of the Russian Federation, S.V. Lavrov at the General Meeting of the Commission of the Russian Federation for UNESCO 25.04.2016 [Vystuplenie Ministra inostrannyh del Rossijskoj Federacii S.V. Lavrova na Obshhem sobranii Komissii RF po delam JuNESKO 25.04.2016]//unesco.ru/en/?module=news&action=view&id=821
  2. Communique on the results of the presentation of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra at UNESCO Headquarters (28-29 October 2014, Paris, France) [Kommjunike ob itogah prezentacii Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry v shtab-kvartire JuNESKO (28-29 oktjabrja 2014 goda, Parizh, Francija)]. Unesco.ru> media / 2014/12 / R_C_eng.pdf.
  3. International and foreign economic relations of the subjects of the Russian Federation [Mezhdunarodnye i vneshnejekonomicheskie svjazi sub#ektov Rossijskoj Federacii]/ Ed.A.G.Granberg. M.: The scientific book, 2001, 349c.
  4. Decree of the Government of the Republic of Tuva of November 22, 1994 No. 506 «On the formation of a national committee for UNESCO under the Government of the Republic of Tuva.» [Postanovlenie Pravitel’stva Respubliki Tyva ot 22 nojabrja 1994 goda № 506 «Ob obrazovanii nacional’nogo komiteta po delam JuNESKO pri Pravitel’stve Respubliki Tyva».].
  5. Resolution of the Government of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra on October 9, 2013 No. 424-p «On the State Program of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra» Information Society of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra for 2016-2020 «(with amendments and additions) [Postanovlenie Pravitel’stva Hanty-Mansijskogo AO — Jugry ot 9 oktjabrja 2013 goda N 424-p «O gosudarstvennoj programme Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry «Informacionnoe obshhestvo Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga — Jugry na 2016-2020 gody» (s izmenenijami i dopolnenijami)].
  6. The order of the Government of the Republic of Bashkortostan dated 03.07.2015 No. 709-r «On approval of the action plan for the implementation of the Communiqué-Agreement on Cooperation between the Government of the Republic of Bashkortostan and UNESCO» [Rasporjazhenie Pravitel’stva Respubliki Bashkortostan ot 03.07.2015 № 709-r «Ob utverzhdenii plana meroprijatij po realizacii Kommjunike-Soglashenija o sotrudnichestve mezhdu Pravitel’stvom Respubliki Bashkortostan i JuNESKO»].
  7. Order of the President of the Republic of Sakha (Yakutia) «On measures to implement a joint communique on the results of the visit of the Director-General of UNESCO, K. Matsuura, to the Republic of Sakha (Yakutia) of the Russian Federation» dated June 27, 2007 No. 299-R [Rasporjazhenie Prezidenta Respubliki Saha (Jakutija) «O merah po realizacii sovmestnogo kommjunike po itogam vizita General’nogo direktora JuNESKO K. Macuury v Respubliku Saha (Jakutija) Rossijskoj Federacii» ot 27 ijunja 2007 g. № 299-R].
  8. Signed a communiqué on cooperation between UNESCO and Tatarstan [Podpisano Kommjunike o sotrudnichestve JuNESKO i Tatarstana]// RIA Novosti http://ria.ru/politics/20

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *