Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (52), 2017

Риски в современных мегаполисах: виды, особенности, специфика

Risks in modern megalopolises: types, features, specifics

Авторы


кандидат экономических наук, начальник научно-исследовательского центра
Россия, Российский новый университет
elisd@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены и обобщены риски различного характера, присущие современному крупному городу. Проведена систематизация рисков природного и антропогенного характера. Определены и выявлены специфические особенности этих рисков.

Ключевые слова

урбанизация, мегаполис, экологические риски, антропопгенные риски, экономические риски, техногенные риски

Финасирование

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 16-18-10324 «Человек в мегаполисе: экономические, демографические и экологические особенности»), в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН

Рекомендуемая ссылка
Елисеев Дмитрий Олегович
Риски в современных мегаполисах: виды, особенности, специфика// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (52). Номер статьи: 5211. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5211/
Authors

Eliseev Dmitrij Olegovich
PHD, Head of the Research Center
Russia, Russian New University
elisd@mail.ru

Abstract

The article describes and generalizes various types of risks in modern large cities. The research fulfilled the systematization natural and anthropogenic risks. Specific features of those risks are defined and revealed.

Keywords

urbanization, metropolis, environmental risks, anthropogenic risks, economic risks, technogenic risks

Project finance

The research was carried out at the expense of a grant from the Russian Science Foundation (project No. 16-18-10324 "Man in a megapolis: economic, demographic and ecological features"), at the Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences

Suggested Citation
Eliseev Dmitrij Olegovich
Risks in modern megalopolises: types, features, specifics. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (52). Art. #5211. Date issued: 2017-10-30. Available at: http://eee-region.ru/article/5211/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Урбанизация является доминирующей тенденцией развития современной цивилизации. За последние столетие по оценкам ООН в среднем по миру доля городского населения выросла до 54 %. Наибольшее число городских жителей приходится на Северную Америку 82%, Южную Америку 80%, Европу – 73% [1]. Урбанизация в странах Африки и Азии началась более поздно и в настоящее время городское население в этих регионах составляет 40-50%, однако поражает динамика его прироста. К примеру,  в Китае в 1985 г. горожане составляли около 20% всего населения, к 2015 оно увеличилось до 50%. Современный тренды показывают, что в долгосрочной перспективе рост населения земного шара будет происходить именно в городах.

Города, в особенности мегаполисы, являются центрами концентрации промышленности, науки, образования, торговли. Социально-экономическое  развитие мегаполисов определяет тенденции в экономике и социальной сфере отдельных государств и регионов, значительным образом влияя на такие важные экономические показатели как занятость населения, качество жизни, спрос на товары и услуги [2].  Рост городского населения объективный процесс. Жители городов имеют лучший доступ к товарам и услугам, более значительных их доходы, в городах выше уровень и качество жизни. Большинство населения обеспечено водой, электричеством, системами теплоснабжения и канализации,  а также возможностями использовать  различные средства транспорта и коммуникаций. В городах развита система здравоохранения, образования. Имеются более широкие возможности по трудоустройству и получению более высоких доходов.

Однако помимо преимуществ и перспективных возможностей жизни в городах существует значительное количество потенциальных рисков, которым подвержена жизнь населения. Отличительной особенностью  рисков в мегаполисе являются масштабы ущерба для городского хозяйства и имущества, а также угрозы жизни и здоровью значительного количества населения. Вопросы анализа рисков, включая отдельные аспекты их влияния в городской среде отражены в работах  Б.А. Ревича, С.Л. Авалиани, Дж. Симонса, Б.Н. Порфирьева, Е.А. Макарова, В.П. Малышева [3, 4, 5]. Данная проблематика затрагивается в исследованиях ООН, Всемирного банка, Всемирного экономического форума  [6, 7]. Важность таких исследований растет вместе с увеличением городского населения в мире.

 

Виды и особенности рисков в мегаполисах

В настоящее время выделяются риски природного и антропогенного характера. К природным рискам относятся стихийные бедствия, гидрометеорологического (циклоны, наводнения, лесные пожары, ураганы, тайфуны, проливные дожди и т.д.), геологического (землетрясения, оползни, извержения вулканов, цунами  и т.д.) и биологического (эпидемия) характера. Среди антропогенных выделяются экологические, техногенные и социально-экономические риски.

Принципиальным отличием природного риска от антропогенного являются следующие факторы. Во-первых, природные риски (явления) воздействуют на все городские системы, степень негативного воздействия  зависит от силы природного явления и степени устойчивости городских систем к таким событиям. Во-вторых, это явления случайного, спонтанного характера и управление ими в контексте городской среды ограничивается мониторингом, информационным обеспечением, организацией специальных служб по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий. В-третьих, существенный ущерб причиняемый стихией, как правило, оценивается в значительные суммы денежных средств, а человеческие жертвы могут исчисляться тысячами. В-четвертых, природные риски могут спровоцировать антропогенные риски. Характерным примером являются события на японской АЭС Фукусима, которые наступили после землетрясения и цунами в 2011 г. (примеры различий отражены в табл. 1).

 

Таблица 1 – Отдельные природные катаклизмы и техногенные аварии и их последствия

Страна/город Стихийное бедствие Количество погибших Количество пострадавших Общий ущерб в долларах
Бедствия природного характера
Гаити (Порт-о-Пренсе) Землетрясение 2010 г. 222 570 3 400 000
Китай (10 городов) Землетрясения 2008 87 476 45 976 596 85 млрд.
Мьянма (Янгон) Тропический циклон 2008 138 366 2 420 000 4 млрд.
Индонезия (Джакарта) Землетрясение 2006 5 778 3 177 923 3,1 млрд.
Пакистан (Музаффарабад) Землетрясение 2005 73 338 5 128 000 5,2 млрд.
США (Новый Орлеан) Тропический циклон 2005 1 833 500 000 125 млрд.
Индия (Мумбай) Наводнение 2005 1 200 20 000 055 3,3 млрд.
Иран (Бам) Землетрясение 2003 26 796  267 628 0,5 млрд.
Германия (Дрезден) Наводнение 2002 27 330 108 11,6 млрд.
Индия (Ахмедабад) Землетрясение 2001 20 005 6 321 812 2,6 млрд.
Бедствия антропогенного характера
Франция (Тулуза) Авария на химическом заводе 2001 30 300 3 млрд.
Германия (Кельн) Автомобильная авария 2004 0 2 358 млн.
Китай (Шицзячжуан) Авария на химическом заводе 2012 25

 

Вопросы влияния природных  рисков на городскую жизнь, оценка последствий таких событий, а также возможные пути их предотвращения достаточно подробно исследованы. В научной литературе наибольшее внимание уделено проблемам анализа природных рисков и их последствий, систематизации данных по природным бедствиям, вопросам устранения их последствий, а также экономическая оценка ущерба [8, 9, 10, 11]. Это в первую очередь связано с глобальным характером таких бедствий в рамках городской среды и соответственно обширным негативным влиянием на социальную и экономическую сферу городов, а также жизнь и здоровье населения.

По оценкам специалистов Всемирного Банка и ООН в 2000 году более 680 млн. человек, проживающих в крупных мегаполисах были подвержены природным рискам [7]. К 2050 году этот показатель составит более 1,5 млрд. человек. Затраты на предотвращение ущерба от стихийных бедствий только от тропических штормов в США оцениваются в 800 млн. долларов ежегодно [12], однако экспертные оценки в любом случае показывают рост ущерба от тропических штормов до 60 млрд. долларов ежегодно [13].

Фактически необходимо говорить, что данные виды рисков имеют случайное и не верифицируемое значение, минимизация ущерба с управленческой точки зрения базируется на мероприятиях по упреждению (системы оповещения), а также скорейшей ликвидации их последствий (эффективная работа чрезвычайных служб). Издержки данного вида рисков для населения, городских систем, отраслей городского хозяйства являются условно-постоянными и могут расцениваться как данность, что и подтверждается ежегодными расходами на поддержание. С финансовой точки зрения, снижение рисков такого характера в первую очередь связана с развитыми системами страхования имущества и жизни. Страхование в большинстве случаев позволяет компенсировать значительную часть ущерба, исключая крупнейшие катастрофы. К примеру, после урагана Катрина в 2005 г. Федеральному правительству пришлось израсходовать 20 млрд. долларов дополнительно для восстановления г. Новый Орлеан, помимо выплат страховых компаний, а общий ущерб превысил 120 млрд. долларов. Вместе с тем, роль страхования значительна только в богатых мегаполисах, где население финансово состоятельно и готово нести страховые расходы.

Антропогенный риск является прогнозируемым и имеет ограниченный масштабом мегаполиса характер. Его возникновение и специфика обусловлено сложной средой современных мегаполисов, где функционирует множество различных систем, которые могут, является, как продуцентами, так и реципиентами этого вида рисков. К примеру, авария в коммунальных системах в крупном городе перекрывает доступ к услугам ЖКХ для значительного количества населения, в отличие от такой же аварии в небольшом поселении. Аварии на транспорте грозят транспортным коллапсом и невозможностью перемещения значительного количества горожан, что влияет на городскую экономику, доступность различных видов продукции и услуг для населения.

Таким образом, любой антропогенный риск воздействует на городское хозяйство, в особенности на население по нескольким взаимосвязанным направлениям. Во-первых, это влияние на здоровье человека, во-вторых, возможные изменения его привычной среды обитания, в-третьих, потеря и порча имущества граждан, в-четвертых, потенциальные изменения качества, уровня и образа жизни населения. В этой связи целесообразно рассмотреть степень и уровень влияния различных рисков антропогенного характера на городские системы и население.

Экологические риски. Загрязнение окружающей среды, климатические изменения, неэкологичные виды строительства, бытовые отходы подвергают население следующим негативным воздействиям: непосредственный вред организму человека, убытки, связанные с расходами на здоровье, увеличение расходов коммунально-бытовые системы (кондиционеры, водные и воздушные фильтры и т.п.), снижение стоимости принадлежащего населению имущества. Принципиально важными аспектами экологических рисков является география их распространения, длительность воздействия, а также невозможность полного предотвращения. Наиболее характерным видом экологических рисков, который отличается масштабностью и всеобъемлющим воздействием является загрязнение воздуха в мегаполисах.

Основными продуцентами загрязнения воздуха в городах является автотранспорт и промышленность. При этом автотранспорт оказывает негативное влияние в городском масштабе, а промышленность локально в зоне ее концентрации. В то же время, по длительности воздействия автотранспорт является  загрязнителем смешанного цикла, поскольку пик  его деятельности приходится на рабочий день, а промышленность и в особенности энергетика загрязняет воздух постоянно. Несмотря на значительные усилия по предотвращению рисков загрязнения воздуха на современном этапе этот вид экологической опасности по своей сути является неустранимым городским явлением.

Согласно исследованиям Йельского университета за последние 15 лет доля оксида азота, который является высокотоксичным газом и оказывает негативное воздействие на человека, провоцируя заболевания органов дыхания снизилась только на 0,07% (рис. 1).

 

Концентрация оксида азота в мегаполисах различных регионов мира по годам

Рис. 1 — Концентрация оксида азота в мегаполисах различных регионов мира по годам

 

Основным источником оксида азота является автотранспорт.  Введение строгих экологических стандартов для автотранспорта принесли неплохие результаты на первоначальном этапе, в особенности в европейских странах, США и Канаде, однако за последние десятилетие существенных изменений не наблюдается. Более того автомобилизация в новых быстрорастущих мегаполисов показывает ухудшение экологической обстановки.

Промышленные загрязнения воздуха фиксируются содержанием вредных частиц. По оценкам всемирной организации здравоохранения превышение норм загрязнения воздуха за последние 25 лет в среднем по миру сократилось на 0,01% (рис. 2).

 

Концентрация вредных частиц в воздухе

Рис. 2 – Концентрация вредных частиц в воздухе

 

При этом зафиксирован существенный рост этого показателя в городах Китая, Индии, Южной Америки, Восточной Азии. Единственными регионами, где улучшилась экологическая обстановка является Европа и Северная Америка. Это в первую очередь связано с выводом грязных производств в страны Азии, Африки, Южной Америки, развитие альтернативной энергетики, внедрение жестких экологических стандартов. Однако даже эти меры не дают ощутимых результатов.

Дальнейшее сокращение выбросов вредных веществ может быть достигнуто только в случае полного отказа от существующего автомобильного транспорта и фактической ликвидации промышленного производства в крупных мегаполисах. Эти условия в настоящее время практически не достижимы. К примеру, согласно оценкам Международной ассоциации автопроизводителей мировой автопарк в 2015 году составил 1,28 млрд. единиц [14]. При этом ежегодные продажи экологически чистых электромобилей около 700 тыс. единиц и прогнозируется рост до 25 млн. в последующие 10 лет [15]. Но даже этих условий недостаточно, учитывая что совокупные продажи автомобилей составляют более 100 млн. ежегодно.

Более сложным представляется вопрос сокращения промышленности в крупных городах. В работе [2] отмечается, что большинство современных мегаполисов мира, за исключением американских и отдельных европейских городов, имеют развитую промышленность, которая в структуре городского валового продукта занимает от 30% до 50%. То есть деиндустриализация будет означать сокращение размеров экономики городов.

Техногенные риски. Риски техногенный аварий и катастроф в городе связаны со спецификой городской среды. Неотъемлемой частью городского хозяйства являются потенциально опасные объекты, без которых функционирование городских систем невозможно. Это автозаправочные станции, отдельные промышленные и научные предприятия, использующие ядовитые, пожаро и взрывоопасные вещества, городская энергетика и система ЖКХ, транспорт. В экспертной среде принято выделять следующие виды техногенных рисков[16]:

  • пожары, взрывы в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных объектов, на транспорте, в жилых зданиях;
  • обрушение элементов транспортных коммуникаций, производственных и непроизводственных зданий и сооружений;
  • аварии с выбросом химически опасных веществ с образованием зон;
  • аварии с проливом нефтепродуктов;
  • аварии на электростанциях и сетях с долговременным перерывом энергоснабжения основных потребителей;
  • аварии на системах жизнеобеспечения и очистных сооружениях;
  • аварии автотранспорта на автодорогах, поездов, речным или морских судов, авиакатастрофы, разрывы магистральных продуктопроводов с разливом токсичных и опасных веществ;
  • аварии в инженерных сетях ЖКХ;
  • дефицит мощности электро и теплоснабжения.

Возникновение этих рисков связано с различными факторами, но особенно следует отметить рост городов и уплотнение застройки. Исторически сложилось, что многие производственные объекты, в том числе потенциально опасные располагались на окраинах города. По расширения городов жилые кварталы практически вплотную приблизились к этим объектам. Характерными примерами могут являться Московский нефтеперерабатывающий завод, расположенный на юго-востоке столицы, НИЦ «Курчатовский институт»  — на северо-западе.

В настоящее время наибольшую угрозу в городских условиях представляют энергетические аварии. Городское хозяйство не может функционировать без электрической и тепловой энергии. Из-за энергетических аварий в городе могут перестать автомобильные заправки, под угрозой окажутся учреждения здравоохранения, нарушится водоснабжение жилых домов и других объектов, возникнут перебои с канализационной системой, на предприятиях пищевой промышленности отключится холодильное оборудование, что приведет к порче продукции.

Эти обстоятельства в свою очередь повысят риски возникновения антисанитарной обстановки и эпидемической угрозы.

Техногенная авария – это всегда нештатная ситуация, возникающая, как правило, из-за несоблюдения каких-то нормативов, законодательных актов и иных требований и предписаний по эксплуатации. Минимизация рисков их возникновения, а также устранения последствий таких аварий базируется на разработке, анализу, контролю и выполнению строгих требований по эксплуатации объектов повышенной опасности.

Социально-экономические риски. Развитие крупного мегаполиса и обеспечение приемлемого качества жизни его жителей неразрывно связано с уровнем его социально-экономического развития. Основой благополучия городского хозяйства является устойчивое функционирование экономики, что обеспечивает поступление налогов в городской бюджет, занятость городского населения и рост городского валового продукта.

В научной литературе проблемам социально-экономических рисков в крупных городах не уделяется достаточного внимания. Обычно эти вопросы рассматриваются в контексте общего развития экономики регионов или отдельных стран, либо как case-studies конкретных сложностей (к примеру, риски ликвидации градообразующих предприятий в моногородах). Вместе с тем в отдельных исследованиях среди наиболее значимых выделяются вопросы безработицы [17, 18].

Благополучие экономики и социальной среды крупного мегаполиса в значительной степени зависит от городской экономики, а также обеспеченности жителей работой. Решение этих вопросов обеспечивает доходы городского бюджета, что в свою очередь улучшает показатели качества среды обитания, повышает спрос на товары и услуги, продаваемые в городе, стимулирует активность бизнеса.

Рост безработицы в городах может быть источником  серьезных социальных и экономических проблем, к которым относятся сокращении спроса на товары и услуги,  дополнительные расходы городских бюджетов,  рост преступности, количества бездомных и нищих в городах, деградация человеческого капитала и снижение профессиональной квалификации безработной части населения [19, 20].

Процессы урбанизации свидетельствуют, что население перемещается в города в поисках лучшей работы, получения более качественных товаров и услуг. Однако эмпирические данные показывают, что городская среда совершенно не гарантирует лучшее обеспечение занятости и как следствие доступ к повышенному уровню комфорта. Согласно оценкам ОЭСР за последние 15 лет в 60 мегаполисах  с населением свыше 1 млн. человек уровень безработицы превышает средне страновые показатели. При этом не возникает значимой корреляции между уровнем экономического роста в городе и наблюдаемой безработицей (отдельные города представлены в табл. 2).

 

Таблица 2 – Безработица в отдельных странах и мегаполисах мира в 2001-2014 гг. (в % от экономически активного населения)

Страна/Город 2001 2005 2009 2013 2014
Канада 7,22 6,76 8,34 7,07 6,91
Монреаль 8,52 8,79 9,37 8,06 8,2
Тороното 6,25 6,92 9,54 8,06 7,88
Бельгия 6,18 8,44 7,91 8,43 8,52
Брюссель 8,15 10,58 10,14 12,08 11,8
Германия 7,77 11,17 7,74 5,31 4,98
Берлин 15,32 19,41 13,02 9,92 8,78
Кельн 5,92 10,65 7,79 6 5,51
Бремен 6,65 12,8 7,09 5,59 5,17
Испания 10,35 9,15 17,86 26,09 24,44
Севилья 21,25 13,85 23,6 34 32,77
Франция 8,61 8,88 9,12 9,89 9,93
Марсель 14,01 11,43 10,17 11,41 10,43
Лиль 14,02 13,34 13,49 14,59 13,74
Италия 9,4 7,73 7,75 12,15 12,68
Неаполь 25,32 16,25 14,05 24,29 23,74
Япония 5,02 4,42 5,04 4,01 3,57
Осака 6,51 5,33 5,85 4,34 4,1
Наха 8,41 7,86 7,51 5,73 5,43
Южная Корея 4 3,73 3,64 3,12 3,53
Сеул 4,3 4,39 4,23 3,54 3,99
Пусан 5,66 4,33 4,28 3,82 3,79
Мексика 2,54 3,51 5,18 5,01 4,89
Мехико 3,68 5,42 7,01 6,38 6,7
Нидерланды 2,12 4,72 3,41 7,24 7,42
Роттердам 2,03 4,93 3,61 7,95 8,41
Португалия 3,83 7,58 9,43 16,18 13,9
Лиссабон 4,87 8,51 9,73 18,24 14,77
Великобритания 4,7 4,76 7,54 7,53 6,11
Лондон 5,44 6,08 8,13 7,83 6,48
Бермингэм 7,07 7,23 11,94 11,81 9,23
Ньюкастл 6,93 5,73 9,12 8,7 7,96
США 4,75 5,08 9,25 7,38 6,17
Филадельфия 4,68 5,06 8,31 8,16 6,37
Портлэнд 6,03 5,86 10,75 7,27 6,33
Лос-Анджелес 5,26 5,03 11,4 9,24 7,72
Детройт 5,36 7,32 15,03 9,4 8,49
Чикаго 5,45 5,9 10,05 9,06 7,05
Нью-Йорк 5,08 5,06 8,7 7,94 6,54
Лас-Вегас 5,57 4,46 11,94 10 7,84

 

По оценкам ООН  крупнейшие мегаполисы производят около 40% мирового ВВП [21]. В отдельных странах, производимый продукт на долю одного крупного города приходится до 40% ВВП (к примеру,  Лиссабон, Брюссель). Но эти данные совершенно не гарантируют обеспечение повышенной занятости.

Фактически можно предположить, что сокращение городской безработицы в большей степени региональная и муниципальная проблема и риски от нее целиком и полностью зависят от способностей городских властей эффективно содействовать увеличению занятости населения. Особое беспокойство вызывает динамика увеличения доля городского ВВП в структуре государств в контексте повышенного уровня безработицы в этих городах.

        

Выводы

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, масштаб города определяет уровень угроз и рисков. Чем крупнее мегаполис, тем выше стоимость предупреждения, предотвращения и ликвидации различного рода рисков природного и антропогенного характера. Во-вторых,  последствия природных рисков и их устранение является трудно прогнозируемы явлением. Основными приоритетами по их минимизации становятся мероприятия по развитию систем мониторинга и предупреждения,  подготовке специальных служб и техники, развитие систем страхования имущества и жизни. В-третьих, из наиболее значимых  антропогенных рисков следует выделять экологические и социально-экономические. Экологические проблемы в крупных мегаполисах значительно увеличивают риски здоровья населения, что в свою очередь сокращает продолжительность жизни, провоцирует заболевания различного характера. Социально-экономические риски, в особенности безработица,  могут стать причиной огромного количества проблем, среди которых рост преступности, нищета, сокращение продолжительности жизни, рост количества бездомных. Эти проблемы присутствуют во многих крупных городах, однако неправильная экономическая политика муниципальных властей способна увеличить риски этих явлений.

 

В исследовании использованы статистические данные:

  1. Всемирной организации здравоохранения (WHO) http://apps.who.int/gho/data/view.main.AMBIENTCITY2016?lang=en
  2. Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). http://stats.oecd.org/

 

Список литературы

  1. World Urbanization Prospects The 2014 Revision Highlights //Режим доступа: https://esa.un.org/unpd/wup/publications/files/wup2014-highlights.pdf
  2. Елисеев Д.О. Современные мировые мегаполисы: эволюционный рост и экономическое развитие// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. — №4 (48). Номер статьи: 4812. Дата публикации: 2016-11-17 . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4812/
  3. Revich B.A., Avaliani S.L., Simons G.J. Аir pollution and public health in a megalopolis: a case study of Moscow // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 4. С. 1069-1078.
  4. Порфирьев Б.Н., Макарова Е.А. Экономическая оценка ущерба от природных бедствий и катастроф // Вестник Российской академии наук. 2014. Т. 84. № 12. С. 1059.
  5. Малышев В.П. Основные угрозы и опасности для жителей крупных городов // Проблемы анализа риска. 2006. Т. 3. № 4. С. 338-345.
  6. Global Risks 2015. 10th Edition. Geneva: World Economic Forum, 2015 // режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_2015_Report15.pdf
  7. Natural hazards, unnatural disasters : the economics of effective prevention / The World Bank and The United Nations // режим доступа: https://www.gfdrr.org/sites/gfdrr.org/files/nhud/files/NHUD-Report_Full.pdf
  8. Heinrichs et al. (eds.), Risk Habitat Megacity, DOI 10.1007/978-3-642-11544-8_3, # Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2012
  9. Kraas et al. (eds.), Megacities: Our Global Urban Future, International Year of Planet Earth, 1 DOI 10.1007/978-90-481-3417-5_1, © Springer Science+Business Media B.V. 2014.
  10. Guha-Sapir, D., Hoyois, Ph., Below, R. (2015) Annual Disaster Statistical Review 2014; Godschalk, D.R., et al. (1999) Natural hazard mitigation: Recasting disaster policy and planning, Island Press, Washington, D.C.
  11. Wenzel, F., Bendimerad, F. & Sinha, R. Nat Hazards (2007) 42: 481. https://doi.org/10.1007/s11069-006-9073-2.
  12. Stern, N. 2007. The Economics of Climate Change. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press
  13. Mendelsohn, R. and G. Saher. 2010. “The Global Impact of Climate Change on Extreme Events.
  14. World vehicles in use // режим доступа: http://www.oica.net/wp-content/uploads//Total_in-use-All-Vehicles.pdf
  15. Global Plug-in Sales for 2016 // режим доступа: http://www.ev-volumes.com/news/global-plug-in-sales-for-2016/
  16. Татаринцев С.А., Бармин А.Н., Колчин Е.А., Шуваева О.О. Современный город: техногенные угрозы жизнедеятельности – проблемы и возможности // Геология, география и глобальная энергия. 2013. № 1. С. 128-137.
  17. The Origins of the Urban Crisis: Race and Inequality in Postwar Detroit. By Thomas J. Sugrue. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2014, 369 p.
  18. Kraas et al. (eds.), Megacities: Our Global Urban Future, International Year of Planet Earth, 1 DOI 10.1007/978-90-481-3417-5_1, Springer Science+Business Media B.V. 2014.
  19. Nichols, J. Mitchell, S. Lindner Consequences of Long Term Unemployment // режим доступа: http://docshare02.docshare.tips/files/20531/205310300.pdf
  20. Руднев В.Д. Безработица и ее социальные последствия // Социальная политика и социология. 2011. №11 (77). С. 64-73.
  21. Urbanization and development: emerging futures // World Cities report 2016 – режим доступа: http://wcr.unhabitat.org/main-report/

 

References

  1. World Urbanization Prospects The 2014 Revision Highlights // URL: https://esa.un.org/unpd/wup/publications/files/wup2014-highlights.pdf
  2. Eliseev D.O. Modern megalopolises: conditions, a role in world economy and feature of development [Sovremennye mirovye megapolisy: jevoljucionnyj rost i jekonomicheskoe razvitie]// Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (48). Art. №4812. Date issued: 2016-11-17. URL: http://eee-region.ru/article/4812/
  3. Revich B.A., Avaliani S.L., Simons G.J. Аir pollution and public health in a megalopolis: a case study of Moscow // Economy of the region. 2016. Т. 12. № 4. pp. 1069-1078.
  4. Porfir’ev B.N., Makarova E.A. Economic assessment of damage from natural disasters and accidents [Jekonomicheskaja ocenka ushherba ot prirodnyh bedstvij i katastrof]//the Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2014. T. 84. No. 12. p. 1059.
  5. Malyshev V.P. Main threats and dangers to residents of the large cities [Osnovnye ugrozy i opasnosti dlja zhitelej krupnyh gorodov]//Problems of the analysis of risk. 2006. T. 3. No. 4. pp. 338-345.
  6. Global Risks 2015. 10th Edition. Geneva: World Economic Forum, 2015 // URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_2015_Report15.pdf
  7. Natural hazards, unnatural disasters: the economics of effective prevention / The World Bank and The United Nations // URL: https://www.gfdrr.org/sites/gfdrr.org/files/nhud/files/NHUD-Report_Full.pdf
  8. Heinrichs et al. (eds.), Risk Habitat Megacity, DOI 10.1007/978-3-642-11544-8_3, # Springer-Verlag Berlin Heidelberg 2012
  9. Kraas et al. (eds.), Megacities: Our Global Urban Future, International Year of Planet Earth, 1 DOI 10.1007/978-90-481-3417-5_1, © Springer Science+Business Media B.V. 2014.
  10. Guha-Sapir, D., Hoyois, Ph., Below, R. (2015) Annual Disaster Statistical Review 2014; Godschalk, D.R., et al. (1999) Natural hazard mitigation: Recasting disaster policy and planning, Island Press, Washington, D.C.
  11. Wenzel, F., Bendimerad, F. & Sinha, R. Nat Hazards (2007) 42: 481. https://doi.org/10.1007/s11069-006-9073-2.
  12. Stern, N. 2007. The Economics of Climate Change. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press
  13. Mendelsohn, R. and G. Saher. 2010. “The Global Impact of Climate Change on Extreme Events.
  14. World vehicles in use // URL: http://www.oica.net/wp-content/uploads//Total_in-use-All-Vehicles.pdf
  15. Global Plug-in Sales for 2016 // URL: http://www.ev-volumes.com/news/global-plug-in-sales-for-2016/
  16. Tatarincev S.A., Barmin A.N., Kolchin E.A., Shuvaeva O.O. Modern city: technogenic threats of activity – a problem and an opportunity [Sovremennyj gorod: tehnogennye ugrozy zhiznedejatel’nosti – problemy i vozmozhnosti]//Geology, geography and global energy. 2013. No. 1. Pp. 128-137.
  17. The Origins of the Urban Crisis: Race and Inequality in Postwar Detroit. By Thomas J. Sugrue. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 2014, 369 p.
  18. Kraas et al. (eds.), Megacities: Our Global Urban Future, International Year of Planet Earth, 1 DOI 10.1007/978-90-481-3417-5_1, Springer Science+Business Media B.V. 2014.
  19. Nichols, J. Mitchell, S. Lindner Consequences of Long Term Unemployment // URL: http://docshare02.docshare.tips/files/20531/205310300.pdf
  20. Rudnev V. D. Unemployment and its social consequences//Social policy and sociology. 2011. No. 11 (77). Page 64-73.
  21. Urbanization and development: emerging futures // World Cities report 2016. URL: http://wcr.unhabitat.org/main-report/

Региональное развитие