Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (51), 2017

Сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии в нефтегазовой области

Cooperation between China and Central Asia in oil and gas region

Авторы


аспирант кафедры экономической теории и экономического образования
Россия, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Институт экономики и управления
gengzhe@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена нефтегазовому сотрудничеству между Китаем и странами Центральной Азии. Проанализированы благоприятные условия такого сотрудничества. Особое внимание уделено проблемам и факторам, ограничивающим нефтегазовое сотрудничество. Спрогнозированы перспективы нефтегазового сотрудничества между Китаем и Среднеазиатским районом.

Ключевые слова

Китай, Центральная Азия, энергетическое сотрудничество, нефтегазовое сотрудничество, энергетический сектор, страны-члены ШОС, стратегическое партнерство, Великий шелковый путь.

Рекомендуемая ссылка
Гэн Чжэ
Сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии в нефтегазовой области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (51). Номер статьи: 5110. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5110/
Authors

Geng Zhe
post-graduate student of the Department of Economic Theory and Economic Education
Russia, Russian State Pedagogical University named A.I. Gercen, Institute of Economics and Management
gengzhe@mail.ru

Abstract

The article is devoted to cooperation between China and the countries of Central Asia in oil and gas region. Special attention is paid to advantageous condition, and limiting factors in oil and gas cooperation. Finally, the author Looks forward to the prospect of oil and gas cooperation between China and Central Asia.

Keywords

China, Central Asia, energy cooperation, oil and gas cooperation, energy sector, SCO member countries, strategic partnership, the Great Silk Road.

Suggested Citation
Geng Zhe
Cooperation between China and Central Asia in oil and gas region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (51). Art. #5110. Date issued: 2017-09-12. Available at: http://eee-region.ru/article/5110/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Центральная Азия является важным регионом, соединяющим Европу и Азию, имеет уникальное геополитическое положение и значительные запасы энергоресурсов. Открытие месторождений нефти в регионе Каспийского моря в настоящее время еще более повышает значение Центральной Азии в структуре мировых энергетических ресурсов. Благодаря своему расположению в глубине Евразийского континента, геополитический, экономический и стратегический статус Центральной Азии становится все более заметным. Целью статьи является анализ благоприятных условий и ограничивающих факторов для нефтегазового сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии на основе объективного изучения текущей ситуации такого сотрудничества, и обозрение перспектив нефтегазового сотрудничества в будущем.

В состав Центральной Азии, рассмотренной в настоящем исследовании, входят пять стран: Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Следует отметить, что Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан имеют сухопутные границы с Китаем протяженностью в 3300 километров. Китай и четыре центрально-азиатских государства (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан) являются странами-членами ШОС, которое охватывает региональное сотрудничество в освоении, добыче, транспортировке, переработке энергоресурсов и др. [7, с.110]

Затрагивая вопрос энергоресурсов в Центральной Азии, следует в первую очередь отметить Каспийский район, побережье которого делят пять стран: Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Иран. Каспийский регион богат нефтегазовыми ресурсами, обладает значительным экспортным потенциалом. Данный регион занимает важное место на мировом энергетическом рынке, является точкой внимания крупных нефтяных компаний. Таким образом, запасы нефти и газа в районе Каспийского моря выступают важным фактором улучшения позиций Центральной Азии на мировом энергетическом рынке. В XXI веке в связи с быстрым ростом мирового спроса на энергоносители страны Центральной Азии повысили интенсивность разработки нефтегазовых ресурсов, что привело к быстрому росту объемов добычи нефти и газа.

 

1. Энергетическое сотрудничество между Китаем и Центральной Азией

С середины 90-х гг. сотрудничество между Китаем и Центральной Азией постоянно тесно связано. В настоящее время объем экспорта нефтегазовых ресурсов стран Центральной Азии в Китай относительно велика(табл.1), однако по-прежнему сосредоточено в двух аспектах: разведки и разработки ресурсов, и трубопроводного транспорта.

 

Таблица 1. Экспорт нефтегазовых ресурсов стран Центральной Азии в Китай

Экспорт нефтегазовых ресурсов в Китай(млрд. долл.) Доля экспорта в Китай (%)
Страна Казахстан Туркменистан Узбекистан Казахстан Туркменистан Узбекистан
2010 5.5442 1.2335 0.0394 14.7 36.3 7.3
2011 9.6503 5.1225 0.0303 16.8 53.6 20
2012 9.1057 7.8744 0.1594 15.5 60.6 28.4
2013 8.8855 8.6897 2.064 15 67.2 84.4
2014 5.0965 9.3231 1.758 9.2 67.8 84.4

Источник: UNCTAD

 

1) Нефтегазовое сотрудничество между Китаем и Казахстаном

С середины 90-х гг. ХХ века Китай и Казахстан начали сотрудничество в области энергетики. В 1997 г. Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) выиграла тендер и приобрела 60,3% акций одной из нефтедобывающих компаний Казахстана АО «Актобемунайгаз». Кроме того, в том же году указанная компания получила право на разработку и эксплуатацию нефтяного месторождения Узень, с чего и началось энергетическое сотрудничество двух стран. В настоящее время Китайская национальная нефтегазовая корпорация владеет 89,17% акций. С тех пор китайские компании завершили ряд сделок по приобретению нефегазовых компаний в Казахстане.

Помимо разработки нефтегазовых ресурсов значительные успехи достигнуты в строительстве трубопроводов между Китаем и Казахстаном. В 2004 г. Китайская компания по поиску и разработке нефти и природного газа совместно с Акционерным обществом «КазТрансОйл» (в равных долях) основали ТОО «Казахстанско-Китайский Трубопровод», ответственный за инвестиции, строительство и управление операциями в рамках проекта казахстанско-китайского нефтепровода. Трубопровод начинается в области Каспийского моря, в Атырау, проходит через Актобе и через пограничную область Казахстана с Китаем – Алашанькоу – достигает автономного района Синьцзян в КНР. Общая протяженность линии трубопровода – 2755 километров, согласно планам, годовая мощность составляет 20 миллионов тонн нефти. Казахстанско-китайский трубопровод явился первым в Китае межгосударственным нефтепроводом, обслуживающим сухопутный маршрут транспортировки сырого энергоресурса. Этот трубопровод стал единственной для Казахстана линией, не проходящей через третью страну, а выходящей непосредственно к конечному потребителю сырой нефти. Трубопровод был официально введен в промышленную эксплуатацию с 2006 года, а совокупные поставки сырой нефти в Китай превысили 77 млн тонн.

Казахстанско-китайский газопровод является важной частью трубопровода Китай – Центральная Азия. Среднеазиатский газопровод делится на четыре линии: A, B, C, D, при этом два отрезка А и В, по существу, были проложены одновременно. Начальной точкой выступает правый берег Амударьи, граница с Узбекистаном, далее газопровод проходит через центральную часть Узбекистана и южную часть Казахстана, в городе Алашанькоу достигает Китая, а затем соединяется со второй линией переброски газа с запада на восток. Линия С начинается на границе с Узбекистаном, проходит через Узбекистан и Казахстан, достигая городского уезда Хоргос, в Синьцзяне, КНР и соединяется с третьей линией переброски газа с запада на восток. Направление трубопровода D отличается от рассмотренных линий А, B и C: исходной точкой выступает газовое месторождение Туркменистана, далее маршрут проходит через Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и достигает южной части Синьцзяна, согласно плану, соединяясь с пятой линией переброски газа с запада на восток.

За последние десять с небольшим лет нефтяные компании Китая к  эксплуатации газовых и нефтяных ресурсов Казахстана постепенно добавили сферы разведки, транспортировки, переработки, реализации нефтепродуктов и инженерных услуг. Нефтегазовое сотрудничество между Китаем и Казахстаном в Центральной Азии не только началось довольно рано, но стало также самым обширным и масштабным.

2) Нефтегазовое сотрудничество между Китаем и Туркменистаном

Сотрудничество между Китаем и Туркменистаном в области энергетики началось довольно рано, однако до 2000 года оно в основном ограничивалось проектами технических услуг по ремонту скважин и буровой разведке глубинных пластов. В 2006 г. правительства Китая и Туркменистана подписали «Генеральное соглашение о реализации проекта газопровода Туркменистан-Китай и продаже туркменского природного газа в Китайскую Народную Республику».

С 2007 года Китай и Туркменистан достигли консенсуса по широкому ряду вопросов в области всестороннего сотрудничества в области газа. КННК будет реализовывать проект по разработке месторождения на правом берегу реки Амударья на территории Туркменистана и построит газопровод Центральная Азия – Китай. С 2007 г. правительства двух стран и соответствующие предприятия подписали последовательно соглашение о разделе месторождений нефти и газа, рамочное соглашение о сотрудничестве в секторе природного газа, соглашение о закупках природного газа, соглашение о поставках природного газа и т.д.

В 2009 г. Chuanqing  Drilling Engineering Co., Ltd. и Государственный концерн «Туркменгаз» подписали договор, согласно которому китайская компания приступила к разработке газового месторождения «Галкыныш» и обязалась построить завод по переработке природного газа с производственной мощностью в десять миллиардов кубометров газа в год.[6] В 2013 г. был построен и введен в эксплуатацию первый завод по переработке энергоресурса.

Линии A, B и C трубопровода «Центральная Азия – Китай» начинаются на границе Туркменистана и Узбекистана, в то время как отправной точкой линии D выступает месторождение Туркменистана. Все четыре линии соединяют Туркменистан с Китаем, при этом в сегодня первые три трубопровода уже введены в эксплуатацию.

3) Сотрудничество в нефтегазовой сфере между Китаем и Узбекистаном

В 1997 году Китайская национальная корпорация по разведке и разработке нефти и газа (CPTDC) стала первой компанией, начавшей сотрудничество с нефтегазовыми компаниями Республики Узбекистан в области бурения нефтяных скважин, впоследствии же сотрудничество ограничивалось проектами технического обслуживания. В 2004 г. благодаря инициативе правительств двух стран между КННК и Национальной холдинговой компанией «Узбекнефтегаз» был подписан ряд соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве в области нефти и газа.

В мае 2006 года Китай и Узбекистан подписали соглашения о сотрудничестве в области разработки энергоресурсов на общую сумму 600 млн долл. Согласно договору, к 2010 году поставки из Узбекистана в Китай достигнут 70 млрд куб. м природного газа. 8 июня 2006 года КННК и Национальная холдинговая компания «Узбекнефтегаз» в Пекине заключили соглашение о разведке энергетических ресурсов. В декабре того же года КННК получила лицензию на разведку нефти и газа пяти сухопутных разведочных блоков. 15 октября 2008 КННК и «Узбекнефтегаз» в Ташкенте подписали официальное соглашение о разработке нефтяного месторождения, расположенного на севере Ферганской долины в Узбекистане, при этом объем извлекаемых запасов может превысить 30 млн тонн.

В 2007 г. Китай и Узбекистан заключили соглашение о принципах строительства и эксплуатации газопровода «Узбекистан – Китай». 530 километров линии газопровода Центральная Азия – Китай проходят по территории Узбекистана. Линии A и B обладают мощностью транспортировки газа в размере 30 млрд кубометров в год, а проектная мощность линии С – 25 млрд кубометров газа в год.

Впоследствии Китай и Узбекистан заключили ряд соглашений о сотрудничестве, которые способствовали развитию отношений двух стран в области разведки нефти и газа, химической промышленности, электроэнергетике, новых источниках энергии, добыче урана, строительстве и эксплуатации трубопроводов.

4) Сотрудничество между Китаем и Кыргызстаном в области нефти и газа

В 2002 году корпорация «Синопек» приобрела лицензию на разработку ста двадцати шести квадратных километров нефтяного месторождения Майлису IV — Избаскент, а также лицензию на разведку 6000 кв. км Алайской долины. Общий объем инвестиций в оба проекта составил 57 млн долл США.

В 2004 году корпорация «Синопек» получила 24 тыс. тонн нефти согласно проекту по разработке месторождений Кыргызстана. Кроме того, ОАО «Кыргызнефтегаз» и КННК подписали договор о разведке и добыче нефти на территории Кыргызстана КННК планирует на первом этапе сотрудничества провести инвестиции в сферу нефтедобычи в размере 130 млн долл США, а затем постепенно увеличить вложения до 300 млн долл США.

В 2014 г. Кыргызстан и Китай условились запустить в эксплуатацию газопровод, через который Туркменистан поставляет газ в Китай с 2016 года. Протяженность транзитной ветки составляет 215 км, и пропускная способность газопровода достигает 30 млрд м3 газа в год.[4, с.371]

5) Сотрудничество в области нефти и газа между Китаем и Таджикистаном

В 2012 г. во время проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества представитель КННК и министр промышленности и энергетики Таджикистана подписали первый «Меморандум о сотрудничестве  между Китайской национальной нефтегазовой корпорацией с Министерством энергетики и промышленности Таджикистана». Через шесть месяцев после подписания меморандума, КННК получила права на первый нефтегазовый объект в Таджикистане. Данная сделка относилась к месторождению Бохтар в восточной части бассейна Амударьи на площади 35 тыс. кв. км. Месторождения указанного региона представлены в большей степени газовыми ресурсами.

В 2013 г. представитель КННК и министр промышленности и энергетики Таджикистана заключили «Рамочное соглашение о дальнейшем укреплении сотрудничества между Китайской национальной нефтегазовой корпорации и Министерством энергетики и промышленности Таджикистана». В соответствии с соглашением, обе стороны будут всесторонне укреплять сотрудничество в области разведки и добычи нефти и газа. В том же году КННК,  компания «Total»  и «Куляб Петролеум Лимитед» согласно соглашению о разделе продукции совместно основали «Бохтарскую операционную компанию Б.В.» (Bokhtar Operating Company). Это означало, что сотрудничество между Китаем и Таджикистаном в области нефти и газа вступило в реальную стадию.

 

2. Благоприятные условия энергетического сотрудничества между Китаем и странами Центральной Азии

1) Географические преимущества

Китай и страны Центральной Азии являются близкими и даже соседними государствами и имеют общие границы протяженностью более чем в 3300 км. Китай граничит с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном и хотя не является соседом Туркменистана и Узбекистана, однако расположен очень близко к ним. В течение длительного периода времени, поскольку импорт нефти в основном осуществлялся из Ближнего Востока, Китай находился в сильной зависимости от ближневосточной нефти. Кроме того, импорт энергетических ресурсов проходил посредством морских перевозок, поэтому в значительной степени страдал от неопределенных факторов, например, геополитических конфликтов, террористических актов и чрезвычайных ситуаций. Морские маршруты транспортировки энергии в Китай проходили через Малаккский пролив, Сомали и Персидский залив – регионы, подверженные различным волнениям, что наделяло импорт и транспортировку нефти и газа значительными рисками.

Прокладка нефте- и газопроводов в сотрудничестве со странами Центральной Азии позволила направлять нефть и газ из указанных стран в западную часть Китая, а также соединить поставки с китайским трубопроводом, переправляющими энергоресурсы с запада на восток. Строительство наземных путей транспортировки ресурсов помогло разрушить ограничения китайского импорта нефти и газа транспортной ситуацией на море, а также обеспечило возможность диверсификации каналов импорта энергетических ресурсов.

В рамках сотрудничества в области нефти и газа географическая близость стран облегчает транспортировку энергоресурсов как путем трубопроводов, так и сухопутными маршрутами, упрощает перевозки соответствующего оборудования и взаимодействие персонала. Удобное пересечение границ позволяет значительно экономить время и экономические издержки транспортировки. Указанные обстоятельства и определяют коммерческую выгоду сотрудничества. [1, с.8]

2) Взаимодополняющий характер сотрудничества Китая и стран Центральной Азии

Между Китаем и странами Центральной Азии существует сильная экономическая взаимодополняемость. [2, с.6] После получения независимости государства Центральной Азии не имели средств для продолжения развития, таким образом была выдвинута стратегия возрождения государств на основании разработки энергоресурсов, активном развитии горнодобывающей промышленности, в том числе газовой промышленности и металлургической промышленности (разработке цветных металлов). В связи с этим экономическая структура стран Центральной Азии стала относительно простой, а обрабатывающая промышленность отсталой. Например, предметы первой необходимости, продукция легкой промышленности, изделия машиностроения и электроники, транспортные средства и механическое оборудование импортируются из-за границы. В то же время перерабатывающая промышленность Китая вышла на передовой мировой уровень, ввиду этого структура торговли между Китаем и Центральной Азией основана на принципах взаимного дополнения и представляет собой большой потенциал для торгово-экономического сотрудничества.

В 2014 году общий объем импорта Китая из пяти стран Центральной Азии составил сумму в 209,2 млн долл США, при этом импорт из Казахстана равнялся 9,7 млрд долл., импорт из Туркменистана – 9,5 млрд долл. Так, эти страны заняли первые два места по величинам китайского импортного оборота, составив около 46% от общего объема импорта. В то же время закупки Китаем энергоресурсов из остальных трех стран Центральной Азии относительно невелики.

В 2014 году общий объем экспорта китайских товаров в пять стран Центральной Азии составил сумму в 24 млрд долл., при этом его большая часть пришлась на Казахстан – около 12,7 млрд долл., что составило 53% от общей суммы. Китай в основном экспортирует в Казахстан текстильные изделия, одежду, предметы первой необходимости, изделия машиностроения и электроники, а также химические продукты. Китай по большей части импортирует из Казахстана минеральные ресурсы и продукты.

В энергетическом секторе стран Центральной Азии, ввиду слабости национального экономического фундамента, технологии разведки и обработки нефти являются отсталыми, используется устаревшее оборудование, что серьезно ограничивает развитие нефтегазовой промышленности. В то же время китайская экономика сегодня находится в стадии бурного развития, а внутреннее производство нефти и газа не может удовлетворить государственные потребности, в результате чего поиск зарубежных нефтегазовых ресурсов стал направлением развития энергетической стратегии Китая. КНР имеет комплексные нефтяной и горнодобывающей промышленности, а также имеет соответствующие технологии обработки. В связи с этим сотрудничество Китая и стран Центральной Азии в области нефти и газа носит взаимодополняющий характер.

 

3. Факторы, ограничивающие нефтегазовое сотрудничество Китая со Центральной Азией

1) Внутренние межэтнические противоречия и социальная нестабильность стран Центральной Азии 

После распада Советского Союза страны Центральной Азии получили независимость, однако не завершили полностью строение собственной политической и экономической систем. Государства Центральной Азии номинально имеют западную демократическую систему, однако на самом деле по-прежнему политический режим отличается сильно централизованным характером.

На протяжении многих лет экономка государств региона, за исключением отдельных стран, развивалась довольно медленными темпами. После обретения независимости среднеазиатский регион прервал существующие экономические связи с Советским Союзом, что привело к тому, что развитие стран столкнулось с отрицательными факторами в сфере технологий, капитала и кадров. Эти факторы вызвали серьезные трудности в экономическом развитии государств Центральной Азии.

Среднеазиатский регион всегда являл собой многонациональную область с разнородной этнической принадлежностью населения и существенными этническими вопросами. В указанных условиях активизировались религиозные экстремистские силы, чье стремительное развитие в Центральной Азии поставило под угрозу безопасность не только соседних стран, но и всего мира. В то же время в связи с распределением ресурсов среди национальностей разных стран Центральной Азии, возникновением частых пограничных конфликтов и трансграничных этнических вопросов обострились многие противоречия, что оказало определенное влияние на геополитическую структуру нескольких государств региона.

В Центральной Азии широко распространились различные экстремистские и террористические силы, в результате чего в регионе возник хаос и нестабильность. Неустойчивая социально-политическая ситуация в Центральной Азии способна причинить большой вред экономическому развитию региона, а также оказать неотвратимое влияние на взаимодействие Китая и стран Центральной Азии в энергетическом секторе и других областях, повысить риски и опасность осуществления сотрудничества.

2) Разногласия и противоречия между странами Центральной Азии

Между странами Центральной Азии существуют некоторые разногласия и противоречия, сложившиеся в ходе истории, например, территориальные споры, вопросы распределения ресурсов, нелегальной иммиграции и т.д. В области энергоресурсов существуют проблемы, непосредственно связанные с распределением вод Каспийского моря. Каспийское море расположено в западной части Центральной Азии и юго-восточной части Европы. С запада от моря расположены Кавказские горы, водоем окружают пять государств – Россия, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран. Каспийский район обладает весьма благоприятными нефтяными геологическими условиями, таящими в себе богатые запасы нефтяных и газовых ресурсов. С углублением геологоразведочных работ постоянно увеличиваются доказанные запасы энергоресурсов, что делает регион важным источником энергии. После окончания холодной войны в ряде стран Каспийского моря возникли разногласия в отношении разделения Каспия, по данному вопросу до настоящего времени невозможно достичь консенсуса.

С наступлением XXI века постепенно растет социально-экономический разрыв в развитии стран Центральной Азии. Несбалансированное распределение ресурсов и богатства приводит в определенной степени к появлению новых конфликтов и нестабильности.

3) Ограничения, вызванные государственной политикой стран Центральной Азии

Энергоресурсы являются источником жизненной силы экономики и промышленности стран Центральной Азии. Вслед за повышением важности и стратегического статуса нефтегазовых ресурсов страны Центральной Азии начинают усиливать контроль над энергоресурсами. С одной стороны, это воплощается в постепенном ужесточении условий деятельности иностранных инвесторов, что приводит к ослаблению роли иностранного капитала в нефтегазовой промышленности. С другой стороны, контроль проявляется в постоянном усилении налоговой политики.

К примеру, в 2008 году Казахстан начал взимать пошлины на экспорт нефти, при этом тарифы корректируются ежегодно в соответствии с изменениями цен на нефть. Это направлено на увеличения государственной пошлины в периоды высоких цен на нефть и получением большей прибыли в данной сфере. Так, рост экспортной пошлины на энергоресурс, налога на нефтедобычу, налога на сверхприбыль и других обложений значительно увеличил затраты Китая на импорт нефти. В то же время в связи с незрелым характером системы рыночной экономики и законодательства в странах Центральной Азии отсутствует надежная правовая система для защиты коммерческой деятельности зарубежных компаний. Приветствуя иностранные инвестиции, правительства государств также беспокоятся о возможности хищничества энергоресурсов. В связи с этим среднеазиатские страны под предлогом нанесения ущерба национальным интересам пересматривают или не выполняют условия контракта, что приносит множество трудностей деятельности бизнес-инвесторов, а также увеличивает инвестиционные риски и затраты.

4) Недостаток конкурентоспособности китайских энергетических компаний

Энергетический рынок Китая, испытавший на себе влияние китайской государственной системы, представлен доминирующими государственными предприятиями: Китайской национальной нефтегазовой корпорацией, Корпорацией «Синопек» и Китайской национальной нефтегазовой морской корпорацией. Эти предприятия имеют соответствующую монополистическую позицию в Китае: государственные предприятия в условиях национализированной системы управления не имеют возможности конкурировать с международными энергетическими гигантами. [5, с.93] На международной арене, поскольку китайские компании в большой степени не имеют самостоятельности и носит характер принадлежности правительству КНР, они зачастую зависят от правительства в процессе переговоры и сделки в нефтегазовом секторе. До подписания соглашений о сотрудничестве между предприятиями необходимо заключение договоров о партнерских отношениях между правительством Китая и стран Центральной Азии. Подобная запутанная ситуация соотношения прав и обязанностей между правительством и предприятиями часто ставит под сомнение сотрудничество китайских компаний с международными партнерами. В то же время при реализации инвестиционных проектов китайские корпорации оказываются под давлением западных нефтяных компаний.

5) Ограничивающие факторы, вызванные международными аспектами

Центральная Азия является традиционной сферой влияния России, экспорт энергоносителей среднеазиатских стран по-прежнему в значительной степени зависит от транспортной системы России. После распада СССР различные страны региона продолжают поддерживать тесные связи с Россией в культурной, экономической, военной, научной и технической сферах. Центральная Азия оказывает существенное влияние на безопасность и экономические интересы России, поэтому РФ постоянно стремится сохранить свое влияние в странах среднеазиатского региона.

Страны Центральной Азии из-за своего геополитического положения и богатых запасов энергоресурсов, имеющих высокую экономическую ценность, получили внимание крупных европейских держав и Америки. Сразу после распада СССР США незамедлительно установили дипломатические отношения с государствами Центральной Азии. Крупные державы Европы, Америка, Россия стали развернуть ожесточенную конкуренцию с целью получения геополитического преимущества и доступа к энергетическим ресурсам стран Центральной Азии, развернув ожесточенную конкуренцию. [3, с.13]

Данный регион явился важной частью глобальной стратегии США, поэтому для того, чтобы содержать Россию и Китай, Америка стремилась опираться на военную силу Североатлантического альянса и создавать материковую опору своей стратегии Атлантического и Тихого океана на основании Центральной Азии. В экономическом плане США использует превосходство капитала для того, чтобы сделать Центральную Азию стабильным поставщиком энергии, и также использует военное и экономическое проникновение в регионе. Посредством усиления контроля над нефтегазовыми ресурсами региона, с одной стороны, можно гарантировать энергетическую безопасность США и уменьшить зависимость от ближневосточной энергии; с другой стороны, можно разрушить монополию России в сферах развития и транспортировки энергетики, а также препятствовать Китаю в получении доступа к среднеазиатским ресурсам.

Страны ЕС также активно участвуют в освоении среднеазиатской нефти и газа: чтобы привлечь государства региона к энергетическому сотрудничеству, европейские державы обещают предоставить более выгодные условия и активно содействуют строительству Транскаспийского международного транспортного маршрута в обход энергетических трубопроводов России.

Вследствие того, что Европа и Америка довольно рано вошли в сферу международной нефтедобычи, они постоянно проводили политику, подавляющую попытки энергетического сотрудничества между Китаем и Центральной Азией. Данный фактор серьезно повлиял на темпы и глубину развития нефтегазового сотрудничества Китая со странами Центральной Азии. Конкурирование от международных аспектов значительно осложнил среду освоения энергоресурсов в регионе, затруднил сотрудничество КНР и среднеазиатских стран в энергетической сфере.

 

4. Перспективы нефтегазового сотрудничества между Китаем и Центральной Азией

Нефтегазовое сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии, включающее строительство трубопроводов, позволяет нефтегазодобывающему региону проводить развитие энергетики, а также помогает странам с нехваткой ресурсов находить каналы и пути экономического роста.  Посредством сотрудничества в сфере нефти и газа, особенно транснационального сотрудничества в области прокладки трубопроводной сети, страны Центральной Азии могут получить огромную прибыль. Уже построенные трубопроводы создали рабочие места в Туркменистане, Узбекистане и Казахстане, а также принесли экономические выгоды этим странам. Страны Средней Азии за счет сотрудничества с Китаем в области энергетики и транспортной инфраструктуры, коммерческих финансов и инвестиций достигают высоких темпов экономического роста, получают доступ к капиталу и передовым ресурсам, к тому же достигают цели диверсификации экспорта энергоносителей, таким образом повышая уровень собственной энергетической безопасности.

В 2013 году Китай выдвинул концепцию экономического пояса «Великий шелковый путь», который не только способствовала развитию сотрудничеству экономической и торговой областей, но также создала платформы для международных обменов и коммуникаций. Эта стратегия предоставила возможности сотрудничества Китая и странами, расположенными «вдоль Шелкового пути», но также обеспечила среднеазиатскому региону шансы налаживания партнерских отношений с государствами Восточной и Западной Европы, а также странами Шелкового пути. В 2016 году Китай и Казахстан подписали план о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса «Шелкового пути» и «Cветлого пути». Реализация инициативы «Один пояс, один путь» приведет Казахстан, и также среднеазиатский регион стать транзитным узлом, соединяющем Китай и Европу. Энергетическое сотрудничество является ключевым пунктом построения стратегии «Один пояс, один путь», по мере реализации стратегии экономического пояса «Великий шелковый путь» в среднеазиатских странах и прилегающих регионах, уровень энергетического сотрудничества Китая и страны Центральной Азии будет дальше углублен.

 

Заключение

Китай и страны Центральной Азии близко расположены, а также характеризуются наличием взаимного политического доверия и сильной экономической взаимодополняемостью. Однако различия в области политической и экономической систем, идеологии, степени развития и т.д. приводят к тому, что Китай и страны Центральной Азии в области энергетического сотрудничества сталкиваются многими проблемами. Тем не менее, энергетическое сотрудничество между Китаем и Центральной Азией чрезвычайно перспективно и неуклонно продвигается. Сотрудничество между странами в сфере энергии содействует укреплению стратегического партнерства между Китаем и странами Центральной Азии, отвечает интересам диверсификации нефтяного сектора среднеазиатского региона и энергетической безопасности Китая. В то же время реализация стратегии экономического пояса «Великий шелковый путь» в среднеазиатских странах и прилегающих регионах способствует повышению уровня энергетического сотрудничества Китая и данного региона. В будущем, сотрудничество в нефтегазовой области будет увеличено в сфере торговля нефтью и газом, и инвестиции на перерабатывающие отрасли.

 

Список литературы

  1. Артемьева Ю.В. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества Китая и стран Центральной Азии. Актуальные проблемы современности [сборник] // ред. Д.В.Буяров. – Благовещенск: изд-во БГПУ, 2015. – 284 с.
  2. Ван Юэ, Ван Нань, Чжан Цзин. Анализ ситуации нефтегазового сотрудничества со странами Центральной Азии//Китайская горная промышленность. — 2009. — №4. – с.4-7.
  3. Ванг ЮйФэй. Ограничения в энергетическом сотрудничестве между Китаем и Центральной Азией // Чжэнчжоу институт управления авиационной промышленности. — 2009. — №3. – с.12-14.
  4. Гусев Л.Ю. Китай и Центральная Азия: основные направления развития сотрудничества в сфере экономики и энергетики//Молдавский журнал международного права и международных отношений. — 2016. — №3. – с.367-375.
  5. Кин Пэн. История и современное положение нефтегазового сотрудничества Китая со странами Центральной Азии // Вестник Синьцзян университета. — 2013. — №4. – с.87-95.
  6. Китай намерен предоставить Туркменистану новый кредит на разработку газового месторождения «Галкыныш» [Электронный ресурс] URL:http://www.trend.az/business/energy/2186096.html (дата обращения:04.9.2013).
  7. Подоба З.С., Попова Л.В., Сутырин С.Ф. Энергетические инициативы в рамках ШОС и сотрудничество России, Китая и Казахстана в нефтяной сфере // Известия Уральского государственного экономического университета. — 2009. — №2. – с.109-115.

 

Bibliography

  1. Artem’eva Ju.V. Problems and prospects of energy cooperation between China and the countries of Central Asia [Problemy i perspektivy jenergeticheskogo sotrudnichestva Kitaja i stran Central’noj Azii]. Actual problems of our time [compilation] // ed. D.V.Bujarov. — Blagoveshchensk: publishing house of the Belarusian State Pedagogical University, 2015. — 284 p.
  2. Van Juje, Van Nan’, Chzhan Czin. Analysis of the situation of oil and gas cooperation with Central Asian countries [Analiz situacii neftegazovogo sotrudnichestva so stranami Central’noj Azii]// The Chinese mining industry. — 2009. — №4. — pp.4-7.
  3. Vang JujFjej. Restrictions in energy cooperation between China and Central Asia [Ogranichenija v jenergeticheskom sotrudnichestve mezhdu Kitaem i Central’noj Aziej]// Zhengzhou Institute of Management of the Aviation Industry. — 2009. — №3. — pp.12-14.
  4. Gusev L.Ju. China and Central Asia: the main directions of development of cooperation in the field of economics and energy [Kitaj i Central’naja Azija: osnovnye napravlenija razvitija sotrudnichestva v sfere jekonomiki i jenergetiki]// The Moldavian Journal of International Law and International Relations. — 2016. — № 3. — pp.367-375.
  5. Kin Pjen. History and current situation of China’s oil and gas cooperation with Central Asian countries [Istorija i sovremennoe polozhenie neftegazovogo sotrudnichestva Kitaja so stranami Central’noj Azii]// Herald of Xinjiang University. — 2013. — №4. — pp.87-95.
  6. China intends to provide Turkmenistan with a new loan to develop the gas field «Galkynysh» [Kitaj nameren predostavit’ Turkmenistanu novyj kredit na razrabotku gazovogo mestorozhdenija «Galkynysh»] URL: http://www.trend.az/business/energy/2186096.html (circulation date: 04.9.2013).
  7. Podoba Z.S., Popova L.V., Sutyrin S.F. Energy Initiatives within the SCO and Cooperation of Russia, China and Kazakhstan in the Oil Sphere [Jenergeticheskie iniciativy v ramkah ShOS i sotrudnichestvo Rossii, Kitaja i Kazahstana v neftjanoj sfere]// Izvestiya Ural State Economic University. — 2009. — №2. — pp. 109-115.

Экономика регионов мирового хозяйства