Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (51), 2017

Преодоление цифрового неравенства в условиях Крайнего Севера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Overcoming the digital divide in the conditions of the Far North (for example Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra)

Авторы


кандидат исторических наук, доцент кафедры менеджмента
Россия, Югорский государственный университет
dolly96@mail.ru


магистрант
Россия, Югорский государственный университет
longplaying96@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы проявления цифрового неравенства в условиях Крайнего Севера (на примере северного региона России Ханты-Мансийского автономного округа - Югры), выявлены факторы, влияющие на специфику формирования цифрового неравенства, проанализирован опыт регионального государственного управления по его преодолению и сформулированы предложения по совершенствованию данного процесса.

Ключевые слова

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Крайний Север, государственная региональная политика, информационное общество, цифровое неравенство

Рекомендуемая ссылка
Брагина Елена Михайловна , Орлова Дарья Сергеевна
Преодоление цифрового неравенства в условиях Крайнего Севера (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (51). Номер статьи: 5107. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5107/
Authors

Bragina Elena Mihajlovna
PHD, associate professor, the department of management
Russia, Yugra State University
dolly96@mail.ru

Orlova Dar'ja Sergeevna
Graduate student
Russia, Yugra State University
longplaying96@gmail.com

Abstract

In this article authors consider the questions of the digital divide demonstration in the conditions of the northern region of Russia (e.g. Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra), identify the factors which are influencing on the digital divide formation specifics, analyze the regional government administration’s experience for overcoming this problem and show suggestions for the development of considered process.

Keywords

Khanty-Mansi Autonomous Area - Yugra, the Far North, state regional policy, information society, digital inequality

Suggested Citation
Bragina Elena Mihajlovna , Orlova Dar'ja Sergeevna
Overcoming the digital divide in the conditions of the Far North (for example Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra). Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (51). Art. #5107. Date issued: 2017-08-30. Available at: http://eee-region.ru/article/5107/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Переход к информационной стадии развития общества характеризуется глобальным распространением информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) во всех сферах его функционирования. ИКТ становятся важным фактором успешности как государств, регионов, так и отдельных предприятий, граждан. Разным аспектам информатизации в России, в том числе и на региональном уровне, посвящены труды Р.Ф. Абдеева, С. И. Ашмариной, Д.Н. Варакина, В.Г. Горохова, С.А. Дятлова, И.А. Негодаева, Н.Н. Моисеева, А.И. Ракитова, А.Д. Урсура и др. Однако субъекты РФ существенно отличаются друг от друга по степени развития информационного общества, что и делает актуальным изучение специфики региональных процессов информатизации.

Дифференциация по уровню доступности ИКТ в международной практике получила название digital divide, переводимое на русский язык по-разному: информационное неравенство, цифровое неравенство, цифровой раскол и т.д. Информационное неравенство – это неравенство в доступе граждан, фирм, регионов, стран к информационным ресурсам, к ИКТ, являющееся выражением энтропийной неоднородности и дифференциации информации как важнейшего ресурса инновационного развития экономических систем, имеющее своим следствием усиление экономического, социального, культурного неравенства и влияющее на устойчивость и динамику экономического развития и темпы экономического роста [2]. В 1997 г. в программе развития ООН было введено новое понятие – «информационная бедность». В 2000 г. на саммите стран «большой восьмерки» была принята «Окинавская хартия глобального информационного общества», в которой заявлялась необходимость преодоления «цифрового разрыва» в области информации и знаний. О существовании данной проблемы в РФ заговорили в 2000 г. после проведения международного семинара «Проблемы преодоления цифрового неравенства в России и странах СНГ». В 2008 г. она обсуждалась на заседании Государственного Совета.  Задача устранения цифрового неравенства между городскими и сельскими жителями была поставлена в Федеральном законе «О связи» и направленной на его реализацию федеральной программе устранения цифрового неравенства на 2014 – 2018 гг. Многие субъекты РФ  включили мероприятия в данном направлении в программы региональной информатизации.

Изучение проблем цифрового неравенства является актуальной научной задачей, так как  оно ведет к негативным последствиям в развитии общества, представляет собой не только техническую, экономическую, но и серьезную социальную проблему [1]. В докладе Генеральной ассамблеи ООН (2011 г.) ограничение доступа к сети «Интернет» признано нарушением базовых прав человека. В РФ территории значительно отличаются по возможностям доступа к ИКТ: дифференциация субъектов по интегральным показателям информационного развития достигает 4 и более единиц, что затрудняет создание единого информационного пространства взаимодействия организаций, граждан с государственными и муниципальными структурами и между собой [8].

Целью данной статьи является исследование специфики проявления  цифрового неравенства в условиях Крайнего Севера (на примере северного региона России Ханты-Мансийского автономного округа — Югры), изучение опыта регионального государственного управления по его преодолению и разработка предложений по совершенствованию данного процесса.

 

Специфика проявления цифрового неравенства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре

Согласно рейтингу субъектов РФ, впервые представленному Минкомсвязью в 2016 г., Югра  входит в пятерку ведущих регионов по уровню развития информационного общества [7]. По ряду значимых показателей округ опережает средний уровень по России: количество пользователей Интернет на 100 чел  — 85,0 (РФ — 73), абонентов мобильной связи  на 100 чел. – 241,24 (РФ – 159,95), число пользователей широкополосного доступа на 100 чел – 19,75 (РФ – 17,51) [13]. Однако успехи региона не говорят о решении проблем цифрового неравенства.

Для оценки и классификации видов цифрового неравенства в международной и российской практике было предложено несколько моделей [1,2]. Одна из них, на наш взгляд, наиболее полная представлена на рис.1. В рамках данной статьи речь пойдет преимущественно о техническом, финансовом, демографическом аспектам цифрового неравенства.

 

Аспекты цифрового неравенства

Рис. 1 – Аспекты цифрового неравенства [1]

 

Охарактеризуем факторы, влияющие на специфику формирования цифрового неравенства в Югре.

  1. Автономный округ относится к малозаселенным территориям: средняя плотность населения — 3,08 чел./км2. Как и во многих регионах «нового освоения», в Югре исторически сложилась неравномерность заселения территории, во многих обусловленная практикой промышленной эксплуатации нефтегазовых районов. Транспортная и коммуникационная инфраструктуры развиты только в районах добычи полезных ископаемых. Более половины населенных пунктов не имеют постоянной транспортной связи [12].  Это увеличивает значение внедрения ИКТ для преодоления зависимости от геоположения и обусловленного им геолокационного неравенства, ярким примером  которого является положение на региональном рынке труда. Например, в июле 2017 г. уровень регистрируемой безработицы по округу составлял 0,47%, а в Березовском районе – 2,33%; Советском районе – 3,1%. Коэффициент напряженности в округе был 0,3 чел./раб. место, в Березовском районе – 1,8, в Советском районе – 2,4 [11]. О неравномерности развития информационно-коммуникационной инфраструктуры  (далее ИКИ) в округе подробнее будет сказано далее.
  2. Югра – регион с высокой степенью урбанизации. По данным Росстата, в городах автономного округа  в 2017 г. проживает 92,33 % населения (аналогичный показатель по РФ —  74,27 %).  Однако из 202 населенных пунктов лишь 16 относятся к городам, 24 – к поселкам городского типа. Остальные 162 (80% от общей численности) отнесены к поселкам, селам, деревням [14].
  3. Для региона характерны резкие диспропорции в социально-экономическом развитии городских и сельских поселений, значительная территориальная, отраслевая и иная дифференциация уровня доходов населения. Так, в 2016 г. заработная плата в отраслях, связанных с добычей полезных ископаемых, составила 86396 руб., и  в 2,5 раза превышала заработную плату в сельском хозяйстве, в 2 раза – в рыболовстве [4]. В Югре наблюдается устойчивый рост численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума: в 2008 г. оно составляло 7,3% от общей численности населения, в 2012 г. – 9,8 %, в 2016 г. – 13,8% (аналогичный показатель по РФ – 13,5).  Кроме того, из года в год растет численность пенсионеров. Если в 2008 г. их было 297 тыс. чел., в 2014 г. – 363,5 тыс. чел., то  в  2016 г. – 420,8 тыс. чел. В настоящее время это 26% населения округа (в т. ч. 17% населения — неработающие пенсионеры) [9].Средний размер пенсии в Югре в 1,9 раз выше, чем в среднем по РФ,  но и величина прожиточного минимума выше в 1,5 раза. А главное — значительно отличаются показатели средней начисленной заработной платы, среднего размера пенсии и величины прожиточного минимума (рис. 2). То есть малообеспеченные слои населения значительно отличаются от сложившегося в регионе стандарта потребления, в т. ч. и в сфере ИКТ.Динамика размера средней начисленной заработной платы, пенсии, величины прожиточного минимума в Югре

    Рис. 2  – Динамика размера средней начисленной заработной платы, пенсии, величины прожиточного минимума в Югре [9]

     

  4. Югра является исконным местом поселения коренных малочисленных народов Севера (далее КМНС): в  регионе проживает более 12 % представителей КМНС РФ (31,5 тыс. чел.). Почти 70 % коренного населения региона – сельские жители, более 3 тыс. чел. ведут традиционный образ жизни [12].
  5. Географические и поселенческие характеристики региона определили специфику региональной управленческой структуры. В автономном округе создано 105 муниципальных образований, подавляющая часть которых (79%) относятся к поселенческому типу [9]. Многие муниципальные образования включают в себя несколько населенных пунктов, расстояния между которыми может составлять десятки, а то и сотни километров, что существенно затрудняет информационный обмен в ходе реализации муниципальных полномочий.

 

Основные направления государственной региональной политики по преодолению цифрового неравенства

Рассмотренные факторы позволяют сделать вывод, что одной из главных целей по преодолению цифрового неравенства в Югре является обеспечение доступа к ИКТ жителей малонаселенных труднодоступных поселков, в том числе меняющихся мест проживания КМНС, с целью реализации прав граждан на информацию, предупреждение изолированности отдельных социальных групп, расширения возможности удовлетворения образовательных, культурных потребностей, трудоустройства,  совершенствования механизмов взаимодействия с органами  государственной и муниципальной власти.

Обозначенная специфика региона затрудняет решение вопросов доступности ИКТ только рыночными методами, так как у операторов нет заинтересованности в развитии сетей связи в малонаселенных труднодоступных поселках из-за экономической нецелесообразности, больших сроков окупаемости финансовых вложений, повышенной сложности строительства объектов в заболоченной местности и т.д. Для населения это будет означать отсутствие связи или невысокий уровень ее качества, значительное удорожание тарифов при невысоком уровне доходов в сельских населенных пунктах. Данные причины делают возможным преодоление цифрового неравенства в северных регионах только при активном участии государства, путем поиска новых механизмов частно-государственного партнерства. Рассмотрим опыт Югры.

Вопросы развития информационного общества на территории региона решаются органами государственной власти преимущественно программно-целевым методом. Были успешно реализованы целевые программы автономного округа «Электронная Югра на 2006 – 2010 годы», «Информационное общество – Югра на 2011 — 2013 годы». В настоящее время выполняются мероприятия государственной программы «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы». Обобщая десятилетний опыт реализации данных программ, можно выделить основные направления государственной региональной политики по преодолению цифрового неравенства (рис.3)

 

Направления государственной политики Югры  по обеспечению доступности для населения современных ИКТ

Рис.3 – Направления государственной политики Югры  по обеспечению доступности для населения современных ИКТ [3]

 

Рассмотрим данные направления подробнее. Важнейшим из них является преодоление технического цифрового неравенства, т.е. развитие системы социального доступа к ИКТ. Наиболее значимым критерием  развития ИКИ стал показатель «Доля домашних хозяйств, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в общем числе домашних хозяйств». Приведенные на рис. 4  данные свидетельствуют об успешной реализации планов по данному показателю: за пять лет доля домохозяйств в округе, имеющих доступ к сети «Интернет», выросла с 58,3% до 87,6% (общая численность домохозяйств в 2016 г. — 590984).  Первоначальное отставание показателя от средних по России значений с 2014 г. (с принятия государственной региональной программы) сменилось устойчивым ростом. В 2016 г. он превысил российский уровень на 12,8%. Автономный округ является одним из лидеров данного направления, опережая Москву,  Московскую область, Санкт-Петербург, Свердловскую, Тюменскую области [10].

Доступность сети «Интернет» еще не определяет  качество услуг, предоставляемых потребителю. В настоящее время важно, чтобы доступ был высокоскоростным. За пять лет количество населенных пунктов, имеющих широкополосный доступ, выросло в 2,9 раза и составило почти 60%. Этими населенными пунктами являются, прежде всего, города. Высокая степень урбанизации региона объясняет то, что 96,34% населения Югры обеспечены качественным подключением к сети «Интернет». В 2016 г. не имели широкополосного доступа 3,53% населения, проживающего в 23,47% населенных пунктах. Вообще не имели доступа в сети 0,13% населения, проживающего в 16,83% населенных пунктов [10].

 

Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети «Интернет» в РФ и Югре в 2012 – 2016 гг.

Рис. 4  – Доля домохозяйств, имеющих доступ к сети «Интернет» в РФ и Югре в 2012 – 2016 гг. [7,10]

 

Технологическими методами развития ИКИ широкополосного доступа в автономном округе стали строительство волоконно-оптических магистральных и распределительных сетей, внедрение спутниковых технологий,  работа по развитию сетей 3G и 4G. Между Правительством автономного округа и открытым акционерным обществом «Газпром космические системы» заключено соглашение о сотрудничестве по развитию услуг доступа к сети «Интернет» в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах с применением спутниковых технологий. Для реализации инвестиционных проектов на территории Югры заключены трехстороннее соглашения между Минкомсвязью России, Правительством автономного округа и ПАО «Ростелеком», соглашения о сотрудничестве с ООО «Екатеринбург-2000» (Мотив), ООО «Т2 Мобайл» (Теле2), ООО «Зуммер», ООО «Нэт Бай Нэт Холдинг» (Югрател). На территории Югры ПАО «Ростелеком» реализует проект, финансируемый за счет фонда универсальных услуг связи. Данный фонд формируется операторами связи, которые обязаны ежегодно отчислять в него  1,2% выручки для развития,  в том числе и программ устранения цифрового неравенства.

Для решения задачи по подключению населенных пунктов, где строительство линий связи для операторов связи убыточно, в автономном округе разработан Порядок предоставления субсидий по возмещению части затрат на строительство объектов связи на территории труднодоступных и отдаленных местностей. В результате реализации как действующих инвестиционных проектов, так и планируемых в 2017 – 2019 годах, с учётом выделенных средств из бюджета автономного округа и средств инвесторов более 32 500 жителей округа получат возможность качественного доступа к сети «Интернет». Средний размер инвестиций на одного жителя составит примерно 40 тыс. руб., из них региональная бюджетная составляющая —  13,5 тыс. руб., 26,5 тыс. руб. — инвестиции застройщика [10].

Важной проблемой финансового цифрового неравенства является высокие цены на услуги интернет-провайдеров и компьютерную технику. В регионе наблюдаются позитивные тенденции в отношении тарифной политики: при росте скорости подключения к сети «Интернет» базовые тарифы для физических лиц снижаются. В 2016 г. они составили в среднем 675 руб. в месяц (в среднем по РФ — 559,44 руб. в месяц) [7,14]. Соотношение ценовой доступности услуг ИКТ с разными уровнями доходов населения выглядит следующим образом: базовый тариф составляет 5% от величины прожиточного минимума (около 14% населения), 3% от среднего размера пенсии (17% населения – неработающие пенсионеры), 1% — от средней заработной платы в регионе [9,14].

Другая ситуация со стоимостью компьютерной техники: за пять лет средняя стоимость ноутбука увеличилась почти на 20%. В настоящее время в Югре  она равняется 31219 рублям, что составляет  212% от величины прожиточного минимума, 131% — от размера пенсии, 49% — от размера средней заработной платы [9,14]. Очевидно, что для малообеспеченных слоев населения покупка компьютерной техники и ежемесячные платежи за доступ к сети «Интернет»  становятся трудноразрешимой задачей. Цифровой раскол становится одним из видов экономического неравенства [1].

Проанализируем пути решения данного круга проблем финансового и демографического цифрового неравенства, используемые в Югре. С 2006 г. в рамках окружных и муниципальных программ на базе часто посещаемых гражданами учреждений создаются центры общественного доступа (далее – ЦОД) — типовые аппаратно-программные комплексы, открытые широкому кругу пользователей с целью организации доступа к информации о деятельности органов власти, государственных услугах, к правовым системам, информационно-образовательным ресурсам.

Сеть ЦОД устойчиво развивается. В 2016 г. в Югре функционировало 224 ЦОД (в 2012 г. — 200), в 153 населенных пунктах (в 2012 г. – в 146). Из них 92 населенных пункта (41%) находятся в отдаленных и труднодоступных районах (в 2012 г. — 85). В 61 центре (в 2012 г. – в 59) доступ к сети «Интернет» обеспечивается посредством спутниковых технологий. С 2011 г. в 12 ЦОД размещено специализированное оборудование для граждан с ограниченными возможностями по зрению [10].

 

Выводы и предложения по совершенствованию государственного управления по преодолению цифрового неравенства в Югре

Таким образом, в ходе исследования были выявлены факторы, определяющие специфику формирования цифрового неравенства на территории  Югры, связанными с неравномерностью заселения, высоким уровнем урбанизации региона, значительной социальной дифференциацией населения по уровню доходов и др. В связи с этим одной из главных целей по преодолению цифрового неравенства в Югре стало обеспечение доступа к ИКТ жителей малонаселенных труднодоступных поселков, в том числе меняющихся мест проживания КМНС. Мероприятия в этом направлении включены в региональные программы информатизации и успешно реализуются с использованием механизмов частно-государственного партнерства.

Для совершенствования региональной политики, на наш взгляд, могут быть предложены следующие мероприятия:

1) успешное решение проблемы цифрового неравенства в автономном округе обусловлено активным взаимодействием региональных органов государственной власти с федеральными государственными структурами, операторами связи, развитием механизмов частно-государственного партнерства. Существующий механизм может быть дополнен разработкой муниципальных программ, направленных на участие в работе с операторами связи, на привлечение потенциальных инвесторов для строительства линий, объектов связи на территории населенных пунктов. Построенные в рамках муниципальной программы линии, объекты связи будут находиться в собственности муниципалитета. Они могут быть переданы в аренду или проданы операторам связи. Это приведет к их самоокупаемости, а впоследствии станет  источником  дохода для муниципального бюджета. Предоставление линий связи для нескольких операторов будет способствовать развитию конкуренции на рынке услуг;

2) для решения проблемы ценовой доступности ИКТ может быть предложено заключение с операторами связи соглашений о предоставлении малообеспеченным слоям населения социальных условно-безлимитных тарифов;

3) для совершенствования работы ЦОД необходимо:

  • расширить перечень населенных пунктов, в которых должен быть создан ЦОД, включив в него все поселения с постоянным населением не менее 50 человек;
  • увеличить норматив количества оборудованных автоматизированных рабочих мест в ЦОД;
  • в целях ликвидации цифрового неравенства центры должны расширить  спектр своей деятельности. ЦОД создавались прежде всего для организации взаимодействия населения с органами власти. Для пенсионеров, малообеспеченных слоев населения необходимо перевести в разряд бесплатных такие виды наиболее востребованных услуг, как набор текста на компьютере, распечатка текста на принтере, услуги электронной почты, скайпа, поиск информации не только на сайтах органах власти;

4) одной из возможных форм ликвидации цифрового неравенства может стать покупка ноутбуков и другой компьютерной техники для пенсионеров, инвалидов, других малообеспеченных социальных групп за счет регионального, муниципальных бюджетов, спонсорских средств. В настоящее время в Югре это делается в рамках реализации конституционного права на образование. С 2007 г. регион участвует в реализации Федеральной целевой программы по организации дистанционного обучения для детей-инвалидов. Для 440 детей (100% от нуждающихся) приобретены необходимая компьютерная техника, другое современное специализированное оборудование для реализации адаптированных образовательных программ [5].

Данные предложения могут быть использованы при редактировании действующих и разработке новых целевых государственных, муниципальных программ в сфере региональной информатизации.

Большие возможности для дальнейшего изучения проблем цифрового неравенства в российских регионах открывает введение новой методики оценки уровня развития информационного общества в субъектах РФ, утвержденной в 2016 г. Советом по региональной информатизации.

 

Библиографический список

  1. Дятлов С.А., Селищева Т.А. Регионально-пространственные характеристики преодоления цифрового неравенства в России // Экономика и образование. – 2014. – №2. – С.48-52.
  2. Дятлов С. А., Лобанов О. С. Конвергенция информационных пространств как фактор снижения цифрового неравенства в Евразийском экономическом союзе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – №2(50). — Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5003/
  3. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014 – 2020 годы» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.depit.admhmao.ru/programmy/
  4. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2016 год [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/itogi-razvitiya-okruga/2016
  5. Информационная справка об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.doinhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/obrazovanie-dlya-lic-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami
  6. Лукошков Д.С. Результаты и перспективы развития телекоммуникационной инфраструктуры на примере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры: доклад на VIII Международном IT-Форуме с участием стран БРИКС и ШОС (Ханты-Мансийск, 2016)  [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://www.itforum.admhmao.ru/2016/program/doklady-uchastnikov
  7. Мониторинг региональной информатизации [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/783/
  8. Мониторинг развития информационного общества в РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:  www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls
  9. Общие сведения и социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://www.monitoring.admhmao.ru/hmao/pasporta-subekta
  10. Отчеты о достигнутых результатах деятельности Департамента информационных технологий Югры за 2012  — 2016 год [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.depit.admhmao.ru/deyatelnost
  11. Показатели мониторинга ситуации на рынке труда автономного округа в разрезе муниципальных образований на 25.07.2017 [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.deptrud.admhmao.ru/monitoring-situatsii-na-registriruemom-rynke-truda.
  12. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года и на период 2030 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/vlozheniya.
  13. Торгашин Ю.И.  О состоянии и развитии телекоммуникационной инфраструктуры в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, странах БРИКС и ШОС: доклад на IX Международном IT-Форуме с участием стран БРИКС и ШОС (Ханты-Мансийск, 2017) [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://www.itforum.admhmao.ru/2017/program/doklady
  14. Центральная база статистических данных Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921001. 

 

References

  1. Djatlov S.A., Selishheva T.A. Regionally spatial characteristics and ways to bridge the digital divide in Russia [ Regional’no-prostranstvennye harakteristiki preodolenija cifrovogo neravenstva v Rossii]// Ekonomika i obrazovanie. 2014. №2. P.48-52.
  2. Djatlov S. A., Lobanov O. S. Convergence of information spaces as a factor of digital inequality reduction in the Eurasian economic space [Konvergencija informacionnyh prostranstv kak faktor snizhenija cifrovogo neravenstva v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze] // Regional economy and management: electronic scientific journal. 2017. №2 (50). Access mode: http://eee-region.ru/number-jour/2017-50/.
  3. State program of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra «Information society of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra for 2014-2020 years» [Gosudarstvennaja programma Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Jugry «Informacionnoe obshhestvo Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Jugry na 2014 – 2020 gody»]// Access mode: http://www.depit.admhmao.ru/programmy/.
  4. Results of socio-economic development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug-Yugra for 2016 year [Itogi social’no-jekonomicheskogo razvitija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Jugry za 2016 god]// Access mode: http://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/itogi-razvitiya-okruga/2016.
  5. Information note for the education of children with disabilities and children with disabilities [Informacionnaja spravka ob obrazovanii detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov’ja i detej-invalidov]// Access mode: http://www.doinhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/obrazovanie-dlya-lic-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami.
  6. Lukoshkov D.S. Results and prospects of development of telecommunication infrastructure on the example of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug – Ugra [Rezul’taty i perspektivy razvitija telekommunikacionnoj infrastruktury na primere Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Jugry]: report at the VIII International IT-Forum with the participation of the BRICS and SCO countries (Khanty-Mansiysk, 2016) [Electronic resource]// Access mode: http://www.itforum.admhmao.ru/2016/program/doklady-uchastnikov.
  7. Monitoring of regional informatization [Monitoring regional’noj informatizacii]// Access mode: http://minsvyaz.ru/ru/activity/directions/783/.
  8. Monitoring of information society development in Russian Federation [Monitoring razvitija informacionnogo obshhestva v RF]// Access mode: www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/monitor_rf.xls.
  9. General information and socio-economic development of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra [Obshhie svedenija i social’no-jekonomicheskoe razvitie Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga-Jugry]// Access mode: http://www.monitoring.admhmao.ru/hmao/ pasporta-subekta.
  10. Reports on the achieved results of the activities of the Department of Information Technologies of Ugra for 2012 – 2016 [Otchety o dostignutyh rezul’tatah dejatel’nosti Departamenta informacionnyh tehnologij Jugry za 2012  — 2016 god]// Access mode: http://www.depit.admhmao.ru/deyatelnost.
  11. Indicators of monitoring the situation on the labor market of the Autonomous Okrug in the context of municipalities on July 25, 2017 [Pokazateli monitoringa situacii na rynke truda avtonomnogo okruga v razreze municipal’nyh obrazovanij na 25.07.2017]// Access mode: http://www.deptrud.admhmao.ru/monitoring-situatsii-na-registriruemom-rynke-truda.
  12. Strategy of social and economic development of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Ugra until 2020 and for the period of 2030 [Strategija social’no-jekonomicheskogo razvitija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Jugry do 2020 goda i na period 2030 goda]// Access mode: http://www.depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/sotsialno-ekonomicheskoe-razvitie/vlozheniya.
  13. Torgashin Ju.I.  On the state and development of telecommunications infrastructure in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug — Ugra, BRICS and SCO [O sostojanii i razvitii telekommunikacionnoj infrastruktury v Hanty-Mansijskom avtonomnom okruge – Jugre, stranah BRIKS i ShOS]: report at the IX International IT Forum with the participation of the BRICS and SCO countries (Khanty-Mansiysk, 2016)// Access mode: http://www.itforum.admhmao.ru/2017/program/doklady.
  14. The central statistical database of the Federal State Statistics Service [Central’naja baza statisticheskih dannyh Federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki]// Access mode: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921001.

Региональное развитие