Главная страница » Публикации » №3 (51) » Развитие малых форм хозяйствования в АПК России и вопросы выборочного обследования личных подсобных хозяйств

Развитие малых форм хозяйствования в АПК России и вопросы выборочного обследования личных подсобных хозяйств

Development of small forms of management in the agrarian and industrial complex of Russia and questions of a selective survey of personal subsidiary plots

Авторы

Василевская Наталья Савельевна
кандидат экономических наук, заведующий сектором несплошных единовременных наблюдений
Россия, Москва, НИИ статистики Росстата
niistat@hotbox.ru
Афонина Вера Евгеньевна
доцент
Россия, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ
Платонова Татьяна Егоровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры национальной и региональной экономики
Россия, Одинцовский филиал МГИМО МИД РФ
Platonova5@mail.ru

Аннотация

В статье исследуются особенности деятельности личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и их налогового и законодательного статуса. Подробно освещаются вопросы применения выборочного метода для отбора и анализа статистических данных по ЛПХ, приводятся основные формулы оценки выборочных данных для совокупности ЛПХ. В качестве примера дается расчет основных показателей оценки выхода продукции животноводства( на примере КРС) за июнь 2016 года по Федеральным округам РФ. Авторы статьи делают выводы об основных проблемах развития ЛПХ в настоящее время и приводят ряд предложений по решению этих проблем.

Ключевые слова

Развитие малых формы хозяйствования в АПК, личные подсобные хозяйства и другие индивидуальные хозяйства граждан, выборочное наблюдение ЛПХ, основные формулы оценки выборочного наблюдения по статистическим данным ЛПХ.

Финансирование

Исследование выполнено на базе Научно-исследовательского института Росстата РФ в рамках темы «Разработка методологических рекомендаций по совершенствованию проведения статистического наблюдения сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан», включенной в план исследований института на 2017год.

Рекомендуемая ссылка

Василевская Наталья Савельевна , Платонова Татьяна Егоровна , Афонина Вера Евгеньевна

Развитие малых форм хозяйствования в АПК России и вопросы выборочного обследования личных подсобных хозяйств// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (51). Номер статьи: 5103. Дата публикации: 08.08.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5103/

Authors

Vasilevskaja Natal'ja Savel'evna
PhD, Head of the sector of continuous single-time observations
Russia, Moscow, CIS Statcommittee
niistat@hotbox.ru
Platonova Tat'jana Egorovna
PhD, Associate Professor of Department National and regional economy
Russia, Moscow, MGIMO University
Platonova5@mail.ru
Afonina Vera Evgen'evna
Associate Professor
Russia, Moscow, MGIMO University

Abstract

The article deals with the characteristics of the activities of private subsidiary farms (PSF) and their tax and legislative status are explored. The main formulas for estimating sample data for the aggregates of typical private subsidiary farms, large private subsidiary farms and especially large private subsidiary farms are given. As an example, the calculation of the main indicators for estimating the yield of livestock products (on the example cattle ) for June 2016 for the Federal Districts of the Russian Federation is given. The authors of the article draw conclusions about the main problems of the development of private subsidiary farms at the present time and provide a number of proposals for solving these problems

Keywords

Development of small forms of management in the agro-industrial complex, private subsidiary farms and other individual farms of citizens, selective observation of private subsidiary farms, basic formulas for estimating selective observation according to the statistical data of the private subsidiary farms.

Project finance

The research was carried out on the basis of the Research Institute of the Federal State Statistics Service of the Russian Federation in the framework of the theme "Development of methodological recommendations for improving the statistical monitoring of agricultural activities of personal subsidiary and other individual households" included in the research plan of the Institute for 2017.

Suggested Citation

Vasilevskaja Natal'ja Savel'evna , Platonova Tat'jana Egorovna , Afonina Vera Evgen'evna

Development of small forms of management in the agrarian and industrial complex of Russia and questions of a selective survey of personal subsidiary plots// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (51). Art. #5103. Date issued: 08.08.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5103/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В соответствии с Указом Президента РФ № 208 от 13.05.2017 г. «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.» основными целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности является укрепление экономического суверенитета Российской Федерации, обеспечение экономического роста,  повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Для решения этой проблемы необходимо развитие всех видов сельскохозяйственных товаропроизводителей и особенно – малых форм хозяйствования, которые в 2015 году произвели более 48 % отечественной сельскохозяйственной продукции. К этой категории обычно относят граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели (ИП), работающие в сфере сельского хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Занимая значительную долю сельскохозяйственного рынка и обеспечивая производство более 48 % всей продукции сельского хозяйства малые предприятия испытывают серьезные трудности в своей работе:

  • нехватка собственных и оборотных средств;
  • трудности при получении кредитов и высокие ставки;
  • низкая обеспеченность передовой техникой, ГСМ, запасными частями, ветеринарными препаратами, селекционными посевными материалами, высококачественными удобрениями и кормами и др.;
  • сложности с реализацией и переработкой продукции из-за небольших объемов производства и т.д.

Различные государственные органы и негосударственные структуры по поручению президента РФ в последние годы оказывают довольно значительную поддержку малым предприятиям АПК.

Для более эффективного распределения и использования государственных и негосударственных ресурсов, направляемых в сектор малого сельскохозяйственного бизнеса требуется получение достоверной и своевременной информации о состоянии данных категорий хозяйств. Такую полноту информации обеспечивают только данные всесоюзных сельскохозяйственных переписей (ВСХП). В связи с этим в период между переписями применяются методологии выборочных обследований, которые разрабатываются НИИ Росстата РФ.

 

Основные параметры развития АПК  и малых форм хозяйствование в РФ

В настоящее время сельское хозяйство является одним из немногих локомотивов  экономического роста. По данным Росстата индекс роста производства  сельскохозяйственной продукции составил в 2015 году – 102,6%, в 2016 году – 104,8 %. Индекс физического объема ВВП и валовой добавленной стоимости по сельскому хозяйству, охоте и лесному хозяйству в 2016 году составил 103,6%, доля этой отрасли в общем объеме валовой добавленной стоимости возросла с 4,3 % в 2015 году до 4,5 % в 2016 году[6].

Значительный вклад в производство многих видов сельскохозяйственной продукции вносят предприятия малых форм хозяйствования, к которым обычно относят граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, индивидуальных предпринимателе (ИП) работающих в сфере сельского хозяйства, крестьянские (фермерские хозяйства)

Подробное изучение данной категории хозяйств проводится Росстатом в период проведения всероссийских сельскохозяйственных переписей, рассмотрим динамику состояния этих хозяйств по результатам ВСХП 2006 и 2016 гг.

 

Таблица 1 — Число и общая площадь земли в расчете на один объект переписи по категориям хозяйств по результатам ВСХП 2006 и 2026 гг.

Наименование категорий объектов ВСХП Число объектов ВСХП, тыс. ед. Общая площадь земли в среднем на один объект ВСХП ,га
2006 2016 2006 2016
Сельскохозяйственные организации 59,2 36,4 6930,1 6018,1
Крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП 285,1 174,6 103,0 240,9
Личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан 22800 18200 0,4 0,7
Некоммерческие организации граждан 79,8 76,3 15,1 14,6

Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 г. Предварительные итоги http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2016/VSHP-2016.pdf

 

Данные таблицы показывают, что количество личных подсобных хозяйств сократилось по данные переписи 2016 года по сравнению с данными переписи 2006 года с 22,8 млн. единиц до 18,2 млн. единиц , однако при этом их общее количество является наибольшим среди всех категорий хозяйств, а площадь земли на один объект ЛПХ увеличилось с 0,4 га до 0,7 га.

Проанализируем вклад данной категории хозяйств в общий объем производства продукции сельского хозяйства за последние 15 лет. К сожалению, выделить конкретные данные по ЛПХ не представляется возможным из-за изменения понятий различных категорий хозяйств  в методиках Росстата (Госкомстата).

 

Таблица 2 — Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств по Российской Федерации, 1991-2015 гг,%

Категории хозяйств 1991 2000 2005 2010 2014 2015
Хозяйства всех категорий, в т.ч. 100 100 100 100 100 100
Сельскохозяйственные организации 68,8 45,2 44,6 44,5 49,5 51,5
Хозяйства населения 31,2 51,6 49,3 48,8 40,5 37,4
Крестьянские (фермерские) хозяйства, ИП в сфере АПК 3,2 6,1 7,2 10,0 11,1

Рассчитано по данным приложения к ежегоднику «Социально-экономические показатели РФ в 1991-2015 гг»  http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13_p/Main.htm

 

Данные таблицы свидетельствуют, что совокупный вклад хозяйств населения (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП в сфере  АПК возрос с 1991  до 2015 года с 31,2 % до 48,5 %. В последние 15 лет наблюдалась тенденция уменьшения объема производства в личных подсобных хозяйствах и наращиванием в секторе крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, что объясняется переходом в этот сектор хозяйств населения в рамках участия в получении грантов по поддержке начинающих фермеров в соответствии  с государственными программами.

Крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями в 2016г. получено 27,7% от общего сбора зерна в хозяйствах всех категорий (в 2015г. -26,3%), сахарной свеклы — 11,7% (10,6%), подсолнечника — 30,9% (29,3%). Производство картофеля и овощей сосредоточено в хозяйствах населения, которыми в 2016г. выращено 77,9% общего сбора картофеля и 66,5% овощей (в 2015г. — соответственно 77,6% и 67,0%) [5].

В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 42,9% поголовья крупного рогатого скота, 14,6% свиней, 46,9% овец и коз (на конец декабря 2015г. – соответственно/В сельскохозяйственных организациях на конец декабря 2016г. по сравнению с соответствующей датой 2015г. сократилось поголовье крупного рогатого скота на 1,2%, коров — на 0,9%, овец и коз — на 3,3%, поголовье свиней выросло на 4,4%, птицы — на 1,5%[5].

При исследовании деятельности сельскохозяйственных предприятий  большое значение имели  Всероссийские сельскохозяйственные переписи, проведенные в 2006 и 2016 гг. По мнению академика Петрикова А.В., «важным результатом прошедшей переписи стало уточнение генеральной совокупности, прежде всего для категорий хозяйств, отслеживаемых Росстатом не каждый год, например представителей малого бизнеса и владельцев личных подсобных хозяйств»[10].

Рассмотрим подробнее категорию личных подсобных хозяйств населения и других индивидуальных хозяйств граждан в разрезе Федеральных округов РФ.

 

Таблица 3 — Число и общая площадь земли в среднем на одно хозяйство граждан (личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан) по Федеральным округам по данным ВСХП 2016 г.

Федеральные округа Число хозяйств, единиц, тыс. ед Число хозяйств в % к общему количеству по РФ Общая площадь земли в среднем на одно хозяйство, га
Центральный ФО 4555,9 25,0 0,4
Северо-Западный ФО 1399,7 7,7 0,4
Южный ФО 2399,1 13,2 0,9
Северо-Кавказский ФО 1414,8 7,8 0,4
Приволжский ФО 4353,4 23,9 0,7
Уральский ФО 1130,0 6,2 0,4
Сибирский ФО 2430,8 13,3 1,3
Дальневосточный ФО 559,2 3,1 0,6
Российская Федерация 18242,9 100 0,7

Предварительные итоги Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2014/vsxp2016.html

 

Данные таблицы показывают, что наибольшее количество личных подсобных хозяйств находится в Центральном ФО- 4555,9 тыс. ед. (25,0 % от общего числа ЛПХ), на втором месте по силу ЛПХ находится Приволжский ФО – 23,9%, на третьем месте по этому показателю находится Сибирский ФО – 13,3 %. Наименьшее количество ЛПХ зарегистрировано в Дальневосточном ФО – 3,1 % от общего количества личных подсобных хозяйств по РФ. Наибольшая общая площадь земли на одно хозяйство отмечается в Сибирском ФО (1,3 га на одно хозяйство), по другим ФО в среднем на одно хозяйство приходится от 0,4 до 0,9 га на одно хозяйство, по Российской Федерации средняя площадь земли на одно хозяйство составляет 0,7 га.

 

Законодательный и налоговый статус ЛПХ и других индивидуальных хозяйств граждан

Личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан имеют особый законодательный статус. Закон о личном подсобном хозяйстве N 112-ФЗ   был принят Государственной Думой 7 июля 2003 года.

В соответствии со статьей 2 этого закона личное подсобное хозяйство было определено как форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной и  ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства».

Закон об ЛПХ определяет демократические принципы создания и ведения данного вида хозяйства, однако эти хозяйства должны соблюдать определенные требования.

Налоговый статус личных подсобных хозяйств определяется согласно ст. 217 Налогового кодекса РФ по которому,  доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории Российской Федерации, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде налогом на доходы физических лиц не облагаются.

Организация личного подсобного хозяйства — это форма непредпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, организовавшие личное подсобное хозяйство, не  являются плательщиками:

  • НДС (так как плательщиками этого налога являются только организации и индивидуальные предприниматели),
  • налога на прибыль,
  • налога на имущество (кроме налога на недвижимость, технику и автотранспортные средства),
  • отчислений с заработной платы сотрудников (членов семьи, по сути).

Личные подсобные хозяйства  являются налогоплательщиками земельного налога и налога на имущество гражданина (с недвижимости и техники).

Особое значение ЛПХ  и других индивидуальных хозяйств граждан в обеспечении населения продуктами сельского хозяйства требует получения более точных данных о состоянии их развития в период между всероссийскими сельскохозяйственными переписями. Этот вопрос решается Росстатом с применением методов выборочного обследования.

 

Проблемы и результаты выборочного обследования ЛПХ

Метод выборочного наблюдения данной категории хозяйств непрерывно изменялся и совершенствовался

В период с 1996 по 2008 год использовалась методология  четырехступенчатой выборки. При формировании выборочной совокупности хозяйств населения в рамках использования метода четырехступенчатой территориальной выборки, при котором на каждой ступени отбора (район, сельский округ, населенный пункт, хозяйства населения) производится выборка с вероятностью пропорциональной величине показателя, лежащего в основе отбора (общая площадь земли, выделенной хозяйствам населения).

В настоящий период применяется методология по проведению выборочного статистического наблюдения за сельскохозяйственной деятельностью личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан. Для каждого субъекта Российской Федерации устанавливается дифференцированный объем выборки в зависимости от общего количества личных подсобных хозяйств.

Для формирования выборочной совокупности личных подсобных хозяйств в субъектах Российской Федерации используется модель 2-х ступенчатой вероятностной выборки, на каждой ступени отбора (населенные пункты, личные подсобные хозяйства) проводится отбор с вероятностью, пропорциональной величине показателей, лежащих в основе отбора (общая посевная площадь и условное поголовье скота) по схеме, отображенной на рис.1.

 

Формирование двухступенчатой вероятностной выборки личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан в субъекте Российской Федерации

Рисунок 1 —  Формирование двухступенчатой вероятностной выборки личных подсобных и других индивидуальных хозяйств граждан в субъекте Российской Федерации

 

Проводится деление генеральной совокупности (ЛПХ субъекта РФ) на три массива хозяйств в зависимости от значений показателей, лежащих в основе отбора (общая посевная площадь и условное поголовье скота):

  • основной массив – типичные личные подсобные хозяйства (ТЛПХ),
  • крупные личные подсобные хозяйства (КЛПХ), у которых значение показателей «общая посевная площадь» и/или «условное поголовье скота» превышает ()  всей генеральной совокупности,
  • особо крупные личные подсобные хозяйства (ОКЛПХ), у которых значение показателей «общая посевная площадь» и/или «условное поголовье скота» превышает () генеральной совокупности крупных личных подсобных хозяйств.

Формирование выборочных совокупностей и распространение данных по каждой группе хозяйств проводится отдельно.

По совокупности личных подсобных хозяйств, попавших в выборку, сведения в течение года собираются по форме федерального статистического наблюдения  № 2 “Производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан”.

Распространение данных выборочного обследования личных подсобных хозяйств по основному массиву проводится двумя методами: оценка по доле и оценка по отношению.

Основные формулы выборочного наблюдения, применяемые в этом обследовании приведены в таблице 4.

 

Таблица 4 — Основные формулы для распространения данных выборочного наблюдения   личных подсобных хозяйств  по основному массиву ТПЛХ

 

По всем показателям, оцениваемым двумя методами, выбирается оптимальный вариант оценки данных (экспертная оценка и оценка по величине стандартной ошибки выборки в %).

Оценка точности результатов исследования производится на уровне зон по субъектам Российской Федерации, по субъекту РФ в целом, по Федеральным округам и Российской Федерации в целом.

Распределение данных на генеральную совокупность суммируется на каждом этапе выборки, а дисперсии для расчета стандартных ошибок — по принятому варианту оценки перевзвешиваются.

Оценка выхода продукции животноводства на примере поголовья КРС по Федеральным округам и по Российской Федерации в целом (по типам ЛПХ-типичные личные подсобные хозяйства, (ТЛПХ), крупные личные подсобные хозяйства (КЛПХ), особо крупные личные подсобные хозяйства (ОКЛПХ) приводятся в таблице 5 с указанием объема генеральной совокупности (N), объема выборки (n), принятого значения, дисперсии и ошибки выборки в %.

Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что уровень точности оцененных данных (стандартной ошибки выборки) по всем ЛПХ является приемлемым и по Федеральным округам и по Российской Федерации в целом (от 0,4 % до 7%). Однако по особо крупным личным подсобным хозяйствам (ОКЛПХ) ситуация критическая, несмотря на то, что процент отбора высокий. По некоторым регионам он составляет более 20%. По большинству субъектов РФ приемлемый уровень точности не достигнут – низкая заполняемость, несмотря на то, что у этой совокупности самые высокие значения посевной площади и условного поголовья скота. Складывается впечатление, что особо крупные ЛПХ не обследуются в нужном объеме, т.к. в отличии от ТЛПХ, которые сконцентрированы в отобранных на 1 ступени населенных пунктах, ОКЛПХ рассредоточены по всему изучаемому региону и при низком финансировании, ежемесячные посещения изучаемых хозяйств становится затруднительным из-за слишком высоких транспортных расходов.

 

Таблица 5 — Оценка выхода продукции животноводства за июнь 2016 года по регионам Поголовье КРС

Оценка выхода продукции животноводства за июнь 2016 года по регионам Поголовье КРС

 

Заключение

Владельцы личных подсобных хозяйств не всегда обходятся только собственными силами, более миллиона ЛПХ используют наемную рабочую силу. По этому показателю многие ЛПХ давно вышли за рамки личных подворий. Статус ЛПХ выгоден их собственникам в связи с тем, что освобождает от ряда налогов, дает возможность не предоставлять отчетность в государственные органы, не требует выполнять социальные обязательства перед работниками. ЛПХ берут кредиты на развитие товарного производства, но анализа отдачи этих инвестиций практически не происходит.

Сектор ЛПХ производит большие объемы продовольственного сырья. Но учет этой продукции в настоящее время качественно не налажен. Статистические данные зачастую имеют неполный и несовершенный характер.  Решение этой проблемы возможно с помощью применения выборочного метода исследования. С помощью НИИ Росстата была разработана методика выборочного исследования этой категории хозяйств. Данная методика позволяет получать данные о количестве этих категорий хозяйств, посевных площадей основных сельскохозяйственных культур, выходе продукции животноводства, расходе кормов скоту и птице, объемах продаж продукции собственного производства и т.д. Полученные при помощи выборочного обследования материалы позволяют выводить сектор ЛПХ из тени, координировать их деятельность в системе рыночных отношений. В связи с этим  государственный подход к решению проблем развития ЛПХ и их государственной поддержки требует принятия следующих мер:

  • личные подсобные хозяйства, получающие банковские кредиты и субсидии, должны предоставлять упрощенную отчетность о своей деятельности с включением показателей товарности продукции;
  • личные подсобные и другие индивидуальные хозяйства граждан, получающие кредиты и субсидии, а также превышающие определенный размер сельхозугодий или количество поголовья скота должны включаться в систему налогообложения (упрощенную или патентную);
  • создание стимулов для перехода крупных ЛПХ в фермерские хозяйства, для чего предлагается установить систему стимулирования6 получение единовременных субсидий, предоставление субсидированного кредита (до 1 млн. рублей на три года), выплаты 25 % компенсации за приобретение отечественной техники или скота, предоставление компенсаций при строительстве животноводческих ферм или жилья.

Получение более точных и репрезентативных сведений позволит государственным органам и финансовым организациям более гибко реагировать на изменяющиеся тенденции в этом секторе и наладить прогнозирование, планирование и управление процессами производства продукции сельского хозяйства и повысить заинтересованность владельцев ЛПХ в расширении объемов их  деятельности с помощью ценовой политики, гарантий и льгот.

Устойчивое развитие ЛПХ повысит уровень экономической безопасности нашего государства,  улучшит качество жизни сельского и не только сельского населения, позволит успешно решать многие экологические проблемы.

 

Литература

  1. Указ Президента РФ № 208 от 13.05.2017 г. «О стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г.» [Электронный ресурс]. http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921
  2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс].  http://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selskogo-hozyaystva/
  3. Материалы по малому бизнесу [Электронный ресурс]// Официальный интернет портал Министерства сельского хозяйства Российской федерации. http://agroportal2.garant.ru:81/SESSION/PILOT/main.htm
  4. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 г. Предварительные итоги [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2014/vsxp2016.html
  5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2016 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] http://mcx.ru/press-service/news/aleksandr-tkachev-predstavil-natsionalnyy-doklad-ob-itogakh-razvitiya-apk-v-2016-godu/
  6. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. http://www.gks.ru/
  7. Алтухов А.И. Возможные риски и угрозы национальной производственной безопасности и независимости // АПК: Экономика, управление.- 2016. — № 5.
  8. Климова Н.В. Политика ускоренного агропродовольственного импортозамещения в России //Экономика сельского хозяйства в России. – 2016. — № 12.
  9. Суровцева Е.С., Грудкина Т.И. Малые формы хозяйствования в АПК // Экономика сельского хозяйства в России. – 2016.- № 12.
  10. Петриков А.В. Для науки итоги сельхозпереписи – это бесценный массив данных [Электронный ресурс]. http://www.vshp2016.ru/news/8346/
  11. Суровцева Е.С. Управление по результатам как основа государственной политики развития крестьянских (фермерских) хозяйства и сельских индивидуальных предпринимателей // Вестник ОрелГАУ.-2016. № 5(62).

 

References

  1. Decree of the President of the Russian Federation No. 208 of May 13, 2017 «On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the Period until 2030» [O strategii jekonomicheskoj bezopasnosti RF na period do 2030 g.]. Http://www.kremlin.ru/acts/bank/41921
  2. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 [Gosudarstvennaja programma razvitija sel’skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel’skohozjajstvennoj produkcii, syr’ja i prodovol’stvija na 2013-2020 gody]. Http://www.gosprog.ru/gp-razvitiya-selskogo-hozyaystva/
  3. Materials on small business [Materialy po malomu biznesu] // Official Internet portal of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation. Http://agroportal2.garant.ru:81/SESSION/PILOT/main.htm
  4. All-Russian agricultural census of 2016. Preliminary results [Vserossijskaja sel’skohozjajstvennaja perepis’ 2016 g. Predvaritel’nye itogi] http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2014/vsxp2016.html
  5. National report on the progress and results of the implementation in 2016 of the State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 [Nacional’nyj doklad o hode i rezul’tatah realizacii v 2016 godu Gosudarstvennoj programmy razvitija sel’skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel’skohozjajstvennoj produkcii, syr’ja i prodovol’stvija na 2013-2020 gody] http://mcx.ru/press-service/news/aleksandr -tkachev-predstavil-natsionalnyy-doklad-ob-itogakh-razvitiya-apk-v-2016-godu /
  6. Federal Service of State Statistics [Federal’naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki]. Http://www.gks.ru/
  7. Altuhov A.I. Possible risks and threats to the national production security and independence [Vozmozhnye riski i ugrozy nacional’noj proizvodstvennoj bezopasnosti i nezavisimosti]// APK: Economics, Management .- 2016. — № 5.
  8. Klimova N.V. The policy of accelerated agro-food import substitution in Russia [Politika uskorennogo agroprodovol’stvennogo importozameshhenija v Rossii]// The Economics of Agriculture in Russia. — 2016. — No. 12.
  9. Surovceva E.S., Grudkina T.I. Small forms of management in the agroindustrial complex [Malye formy hozjajstvovanija v APK]// Economics of agriculture in Russia. — No. 12.
  10. Petrikov A.V. For science, the results of the agricultural census are an invaluable array of data [Petrikov A.V. Dlja nauki itogi sel’hozperepisi – jeto bescennyj massiv dannyh]. Http://www.vshp2016.ru/news/8346/
  11. Surovceva E.S. Results-based management as the basis of the state policy of development of peasant (farm) economy and rural individual entrepreneurs [Upravlenie po rezul’tatam kak osnova gosudarstvennoj politiki razvitija krest’janskih (fermerskih) hozjajstva i sel’skih individual’nyh predprinimatelej]// Vestnik OrelGau.-2016. No. 5 (62).

Еще в рубриках

Регионы России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *