Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (50), 2017

Роль кластеров и кластерной политики в развитии Калининградской области

Role of Clusters and Cluster Policy in the Development of the Kaliningrad Region

Авторы


кандидат экономических наук, начальник управления научно-исследовательской деятельности, доцент кафедры экономики организаций Института финансов, экономики и менеджмента
Россия, Калининградский государственный технический университет
polyakov_rk@mail.ru


Институт финансов, экономики и менеджмента
Россия, Калининградский государственный технический университет
nordtime@yandex.ru

Аннотация

Определены особенности российской модели кластеризации. Проведена оценка роли кластерных образований в стратегии развития Калининградской области. Систематизирована информация по существующим и потенциальным кластерам. Выявлены проблемы и перспективы развития янтарного, туристического, транспортно-промышленного, судостроительного и других кластеров.

Ключевые слова

Калининградская область, кластеризация Калининградской области, кластерная политика, кластер, территориально-производственные кластеры, дирижистский путь развития кластерной политики

Рекомендуемая ссылка
Поляков Руслан Константинович , Дуров Андрей Владимирович
Роль кластеров и кластерной политики в развитии Калининградской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №2 (50). Номер статьи: 5019. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5019/
Authors

Poljakov Ruslan Konstantinovich
PHD, Head of the Department of Scientific Research, Associate Professor of the Department of Economics of the Institute of Finance, Economics and Management
Russia, Kaliningrad State Technical University
polyakov_rk@mail.ru

Durov Andrej Vladimirovich
Institute of Finance, Economics and Management
Russia, Kaliningrad State Technical University
nordtime@yandex.ru

Abstract

The specifics of the Russian cluster formation model are determined. The role of cluster entities in the development strategy of the Kaliningrad region was assessed. Information on existing and potential clusters is systematized. Problems and prospects of development of amber, tourist, transport-industrial, ship-building and other clusters are revealed.

Keywords

Kaliningrad region, clustering of the Kaliningrad region, cluster policy, cluster, territorial production clusters, dirigist way of development of cluster policy

Suggested Citation
Poljakov Ruslan Konstantinovich , Durov Andrej Vladimirovich
Role of Clusters and Cluster Policy in the Development of the Kaliningrad Region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (50). Art. #5019. Date issued: 2017-05-23. Available at: http://eee-region.ru/article/5019/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Одним из условий повышения конкурентоспособности регионов России в современной экономической ситуации является кластеризация. Кластерные объединения состоят из различных участников рынка, включая предприятия, осуществляющие производство товаров и услуг, согласно профилю кластера, а также компании, выполняющие поставки оборудования и материалов, оказывающие услуги сервиса, научных исследований, образования, консалтинга, информационного обеспечения и др. При этом, входящие в кластер организации объединяются по признакам территориальной близости и функциональной взаимозависимости. Задачи формирования региональных кластеров внесены в стратегии развития субъектов РФ и муниципальных образований. В этой связи актуальным является определение проблем и перспектив кластеризации региона, на примере Калининградской области.

Отличительной особенностью Калининградской области является его полуэксклавное положение. Особое положение региона существенно влияет на социально-экономическое и демографическое развитие региона, а  также на все аспекты его жизни.

Соседство со странами Европейского союза, наличие незамерзающих портов и богатая минерально-сырьевая база (нефть, янтарь, торф, пресная и минеральная вода, лечебные грязи, песчано-гравийный материал, песок, глина, калийная соль, каменная соль и бурый уголь) способствует всестороннему развитию Калининградской области

Целью работы является определение роли кластеров в развитии Калининградской области с выявлением проблем и перспектив кластеризации.

 

Особенности развития кластерной политики в Калининградской области

Кластерная политика России активно развивается с 2012 г. как один из способов поддержания процессов производства несырьевой продукции и импортозамещения. Кластеризация и формирование сетевых вертикально и горизонтально интегрированных структур создают основу для инновационной экономики. С другой стороны, рядом исследователей выявлены проблемы функционирования и развития кластеров, в их числе превалирование государства над инициативой коммерческих структур, и, как следствие, доминирование компаний с государственным участием в кластерах. Известны два способа кластеризации - либеральный и дирижистский. В случае либеральной кластеризации преобладает рыночный путь создания кластера, с минимальным участием государства, по принципу «снизу вверх», когда инициатива исходит от регионов к центральным органам власти. В данном случае правительство, выступая координатором кластерной политики, определяет направления и ориентиры кластеризации и создает условия ее осуществления. В более характерной для России дирижистской кластеризации государство определяет приоритеты, целенаправленно создает инфраструктуру, определяет регионы создания кластеров и объемы финансирования кластерных образований [1].

В связи с отмеченными выше особенностями дирижистского пути развития кластерной политики, направления развития и перспективные планы формирования региональных кластерных образований отражены в различных стратегических программах, постановлениях правительства, федеральных целевых программах (ФЦП). Соответственно, роль кластеризации Калининградской области отмечена в ряде стратегических документов развития. Так, необходимость создания территориально-производственных кластеров для повышения конкурентоспособности экономики, уровня жизни населения, развития туризма и мобильности определена в госпрограмме РФ «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года» [2].

В Государственной программе развития промышленности и предпринимательства указана необходимость обеспечения инженерной инфраструктурой кластеров Калининградской области, развития практики государственно-частного партнерства, улучшения инвестиционного климата и кадрового обеспечения производственных кластеров [3].

Согласно Государственной программе Калининградской области «Туризм» и подпрограмме «Развитие туризма на 2015-2020 гг.» предусмотрено создание условий повышения конкурентоспособности и качества услуг туристической индустрии, продвижение области на рынки России и зарубежья как центра туризма, а также формирование инфраструктуры туристических кластеров в Калининградской области. Финансирование программы составит 625,2 млн. руб. на 2017 г., 479,1 млн. руб. на 2018 г., 300,1 млн. руб. на 2019 г. и 260,6 млн. руб. на 2020 г. Важным стратегическим результатом выполнения данной программы будет повышение доли сфер туризма и отдыха в валовом региональном продукте [4].

Согласно ФЦП развития Калининградской области до 2020 г. в период 2013-2020 гг. необходимо формировать отраслевые кластеры, технологические парки, промышленные площадки и другие формы инновационного развития. ФЦП предусматривает создание автомобильного, судостроительного, биохимического кластеров и ряда технологических парков в сфере высоких технологий, а также проект игорной зоны [5].

 

Действующие и потенциальные кластеры в Калининградской области

Необходимость выполнения программ и постановлений правительства активизирует процессы кластеризации в Калининградской области. Так, в конце 2017 г. будет создан один из ряда намеченных туристических кластеров. Планируется, что кластеризация приведет к увеличению потока туристов в Калининградскую область в 2 раза. Полная реализация проекта создания туристических кластеров приведет к образованию 3,8 тыс. рабочих мест и 3,6 тыс. мест в объектах коллективного размещения. Например, финансирование первого туристического кластера «Раушен» в г. Светлогорск Калининградской области осуществляется в рамках ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма, с выделением со стороны Ростуризма 281 млн. руб. Инфраструктура туристско-рекреационного кластера «Раушен», создаваемая на территории уникальных минеральных источников, будет соответствовать уровню лучших бальнеологических курортов. К 2020 году планируется возведение туристического кластера «Кранц» в г. Зеленоградск с гостинично-развлекательными комплексами, гостевыми домами на 800 номеров и яхтенными причалами с соответствующей инфраструктурой. В рамках кластера запланировано возведение коммерческой недвижимости «Роза ветров», стилизованной под восточно-прусскую архитектуру XIX – XX вв. [6].

Однако, несмотря на наличие лечебного морского климата, песчаных пляжей, минеральных вод, грязей и лечения янтарем на Балтийском побережье, сдерживающим фактором развития туризма являются климатические условия. Климат характеризуется среднегодовой температурой +8 °C, со средними температурами июля - от +15 до +17 °C и значительным количеством осадков [5].

Одной из туристско-рекреационных зон, предусмотренных ФЦП [5] является игорная зона в Зеленоградском районе Калининградской области с дополнительными объектами семейного развлечения и отдыха, создание которой планируется до 2029 г. Проблемой развития данного кластера является недостаточный спрос на услуги игорного бизнеса со стороны существующих и потенциальных потребителей, что требует значительных усилий по эффективному позиционированию данного направления.

Согласно запланированным ФЦП мероприятиям в промышленной зоне «Правдинская» осуществляется строительство биотехнологического кластера. В данном случае основной инвестор проекта построит ряд объектов, включая заводы по производству молочной кислоты, биокомпозитов и биоразлагаемых полимеров, белковых кормовых добавок для рыбных кормов и рыбоводный комплекс, общей стоимостью 1,2 млрд. руб. Объем  производимой молочной кислоты составит более 16 тыс. т, а биокомпозитов 50 тыс. т в год. Проблемой остается наличие высококвалифицированных кадров, которые для создаваемых производств будут подготовлены кафедрой биотехнологии БФУ им. И.Канта в Калининграде [7].

На текущий момент Правительство Калининградской области одобрило строительство первого этапа транспортно-промышленного кластера «Голубевский», который будет расположен на территории пос. Голубево площадью 384 тыс.кв.м. Первая очередь строительства, из планируемых четырех, будет завершена к февралю 2018 г. Полное возведение кластерных объектов планируется до конца  2022 г. Данный кластер будет осуществлять переработку древесины и изготовление ДСП. Планируемый объем инвестиций - 12,2 млрд. руб. Производство мебели Калининграда составляет 8% от общероссийского мебельного производства, а в результате кластеризации, производители за счет наличия собственного сырья будут защищены от удорожания производства и конечной продукции, после отмены таможенных льгот особой экономической зоны Калининградской области [8].

Продолжается обсуждение развития в Калининградской области янтарного кластера, который будет включать янтарный комбинат и около 50-60 организаций-переработчиков. Отмечено, что в Калининградской области уже существует янтарный кластер в виде саморегулируемой организации, созданной в рамках программы федерального Агентства стратегических инициатив. В состав данного кластера входят больше 20 инновационных компаний и предпринимателей и свыше 15 некоммерческих организаций. Проблемой остается сотрудничество с единственным в стране предприятием, добывающим янтарь по лицензии. Необходимость полного обновления основных фондов в связи с их износом на 80-90% заставляет комбинат устанавливать завышенные цены на сырец популярных фракций в 3-6 раз. Это сказалось на продажах янтарной продукции, которые в 2016 г. снизились на 30-50% по сравнению с 2015 г. [9].

Перспективы развития данного кластера связаны с упрощением процедур регистрации малых янтарных предприятий, сертификации янтарной продукции и таможенных процедур, связанных с экспортом, совершенствованием образования в сфере добычи и переработки янтаря, модернизации инфраструктуры и усилением государственной поддержки. Кроме того, требуется освоение рынков иных стран, формирование молодежных предпочтений янтарной продукции, повышение качества янтарного сырья и др. [10].

В связи с санкциями ряда стран, в 2016 году руководство Минсельхоза РФ и губернатор Калининградской области запланировали создание плодоовощного кластера, включающего производство яблок (для снижения влияния Польши) и других фруктов и овощей. Развитие кластера для удовлетворения плодоовощных потребностей области и России в целом требует освоения сотен тысяч гектаров садово-огородных территорий и внедрения эффективных технологий плодоводства и овощеводства, что будет осуществляться за счет субсидирования и привлечения краткосрочных кредитов [11].

Также планируется создание Прибалтийского межрегионального судостроительного кластера, на базе Калининградского судостроительного завода. Около 30 компаний в составе кластера будут осуществлять поставки материалов, запасных частей и комплектующих, а также выполнять работы по сборке корпусов, вентиляции, электрооборудования и другие судостроительные работы, для объединения производственного потенциала, кадровых ресурсов и функциональных особенностей организаций с целью совместного развития отрасли. Проблемой развития кластера является высокий износ основных фондов головного судостроительного предприятия [12].

Создание масштабного кластера полнопрофильного автомобильного производства стало возможным благодаря усилиям автомобильного холдинга, одного из крупнейших автопроизводителей РФ. Кластер предполагает создание полнопрофильного производства на территории свыше 1000 га с привлечением таких партнеров как BMW, Subaru, GM, Hyundai, KIA и др. Кластер имеет стратегическое значение для социально-экономического развития региона, так как кроме непосредственно автозаводов и производств автокомпонентов, будут возведены образовательный, научно-технический и испытательный комплексы. Кроме того, запланировано строительство портового контейнерного терминала, позволяющего осуществлять доставку автомобилей морским путем в г. Санкт-Петербург и на зарубежные рынки. Формирование кластера стало возможным посредством государственно-частного партнерства в форме TIF (Tax Increment Financing), согласно которой, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, возведенные автомобильным холдингом, передаются в собственность государства. При этом, государство возмещает затраты холдинга на возведение объектов субсидиями из федерального бюджета, формируемыми в результате повышения объема налогов от вводимых производственных мощностей. С другой стороны, следует учитывать, что развитие автокластера зависит от геополитической обстановки и санкционной политики ряда государств. Так в 2016 г. концерн General Motors прервал сотрудничество с головным предприятием кластера, что привело к окончанию сборки автомобилей Opel, Chevrolet и Cadillac сокращению общего объема производства примерно на треть [13].

 

Проблемы и перспективы кластеризации Калининградской области

Учитывая геополитические особенности Калининградской области и наличие таможенных границ, перспективным будет развитие кластеров, предоставляющих услуги в сфере IT-технологий и цифровых трансформаций. Так, ФЦП предусматривает финансирование развития индустриальных и технологических парков «Константиновка», «Черняховск», «Технобалт», включающих среди прочих направлений деятельности, разработку продуктов и оказание услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий [5].

Следует учитывать, что запланированных в ФЦП средств недостаточно для эффективного развития кластерных образований. При организации кластерных проектов возможно привлечение средств фонда содействия инновациям, например, в виде грантов на развитие национальных технологических инициатив, позволяющих объединять усилия бизнес-сообществ, научных и образовательных структур, государственных органов, зарубежных партнеров и общества в целом для развития высокотехнологичных отраслей. Для развития малого инновационного бизнеса существуют конкурсы «Старт 1» и «Старт 2». Проблемой грантовой политики фонда для вновь создаваемых предприятий остается требование к сроку существования компании-заявителя - не менее года с момента регистрации до подачи заявки на конкурс [14].

Отдаленность Калининградской области от основной территории Российской Федерации границами стран Европейского союза создает для полуэксклава массу проблем. К тому же сформировавшийся тип промышленного производства в регионе с опорой на низкотехнологичное, морально устаревшее оборудование и дешевую рабочую силу препятствует формированию новой модели экономического развития Калининградской области и тормозит развитие инновационных секторов экономики.

 

Заключение

Таким образом, проведенный анализ показал перспективность развития в Калининградской области кластеров различного типа в связи со стимулирующей функцией государственных органов и заданной в стратегических документах развития политики кластеризации.

К ряду выявленных проблем, которые следует преодолевать в ходе развития кластерных образований, можно отнести нехватку квалифицированных специалистов (биотехнологический, янтарный, судостроительный кластеры), что в перспективе будет решено совместно с образовательными учреждениями области.

Так же проблемой остается низкая восприимчивость к инновациям, износ основных фондов, и, как следствие, несоответствующее качество и стоимость продукции (янтарный, судостроительный кластеры), что требует инвестиций в обновление основных фондов и развития технологий, в частности за счет государственных субсидий. Низкий организационный уровень развития кластера, проблемы кооперации и коммуникаций между участниками, отсутствие внутреннего спроса и сложности выхода на международные рынки (янтарный, плодоовощной, игорный кластеры), могут быть снижены путем вовлечения региональных властей в координацию работы кластера, введения льгот для отрасли, правильного позиционирования продукции.

Проблемы развития инфраструктуры сервиса и транспорта (туристический, транспортно-промышленный, автотранспортный кластеры), а также кластеров в сфере высоких технологий, решаются за счет субсидий ФЦП, региональных программ развития, системы грантов, льготных кредитов и внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

В целом государственная политика и стратегические программы развития Калининградской области способствую активизации процессов кластеризации.

 

Список литературы

  1. Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В. Анализ особенностей кластеризации экономики на основе мирового опыта // Государственное управление. 2016. - №58. – С.126-146.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 311. «Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года».
  3. Постановление Правительства Калининградской области от 25 марта 2014 года № 144 «О государственной программе Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства». Калининград, 2014. - 138с.
  4. Постановление от 24.12.2013 г. №993 «О Государственной программе Калининградской области “Туризм”» в ред. от 12.05.2015 N 248. Калининград. 2015. - 31 с.
  5. Постановление Правительства РФ от 7.12.2001 №866, с изм. от 25.05.2016 г. №464 «О ФЦП развития калининградской области на период до 2020 г.». Москва, 2016. – 112 с.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2016 г. № 534. «О внесении изменений в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Москва, 2016. – 173 с.
  7. Туристический кластер «Раушен» сдадут к концу 2017 года. Режим доступа: http://knia.ru/news/19913 (дата обращения 1.05.2017).
  8. В Калининграде построят биотехнологический комплекс за 1,2 млрд. руб. Режим доступа: http://knia.ru/news/10113 (дата обращения 1.05.2017).
  9. В Калининградской области построят транспортно-промышленный кластер. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3249810 (дата обращения 1.05.2017).
  10. Мал сырец, да дорог. Режим доступа: https://rg.ru/2016/10/18/reg-szfo/v-kaliningradskoj-oblasti-predlozhili-sozdat-iantarnyj-klaster.html (дата обращения 1.05.2017).
  11. Медведева С.В. Кластеризация перспективных отраслей. Калининградская область на пути восстановления янтарной промышленности // Молодой ученый. — 2014. — №7.1. — С. 57-59.
  12. В Калининградской области планируют создать «яблочный» кластер. Режим доступа: http://www.mk-kaliningrad.ru/articles/2016/04/04/v-kaliningradskoy-oblasti-planiruyut-sozdat-yablochnyy-klaster.html (дата обращения 1.05.2017).
  13. Усов В.Ю. Создание промышленного кластера в Калининградской области // Экономические стратегии. – 2013. - №6-8. - С. 142-146.
  14. Калининградский автокластер затормозила геополитика. Режим доступа: http://провэд.рф/economics/business/33757-kaliningpadskiy-avtoklastep-zatopmozila-geopolitika.html (дата обращения 3.05.2017).
  15. Фонд содействия инновациям. Конкурсы. Режим доступа: http://fasie.ru/competitions (дата обращения 3.05.2017).

 

References

  1. Dubrovskaja Ju.V., Kozonogova E.V. Analysis of the features of economic clustering based on world experience [Analiz osobennostej klasterizacii jekonomiki na osnove mirovogo opyta]// Public administration. 2016. - № 58. - P.126-146.
  2. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 311. "The State Program of the Russian Federation "Social and Economic Development of the Kaliningrad Region until 2020" [Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Social'no-jekonomicheskoe razvitie Kaliningradskoj oblasti do 2020 goda]".
  3. Decree of the Government of the Kaliningrad region of March 25, 2014 №. 144 "On the state program of the Kaliningrad region "Development of industry and entrepreneurship" [O gosudarstvennoj programme Kaliningradskoj oblasti «Razvitie promyshlennosti i predprinimatel'stva»]". Kaliningrad, 2014. - 138s.
  4. Decree of December 24, 2013, No. 993 "On the State Program of the Kaliningrad region "Tourism" [O Gosudarstvennoj programme Kaliningradskoj oblasti “Turizm”]. In the red. From 12/05/2015 N 248. Kaliningrad. 2015. - 31 p.
  5. Resolution of the Government of the Russian Federation of December 7, 2001 № 866, with amend. From 25.05.2016 №464 "About FTP of development of the Kaliningrad region for the period till 2020" [O FCP razvitija kaliningradskoj oblasti na period do 2020 g.]. Moscow, 2016. - 112 p.
  6. Decree of the Government of the Russian Federation of June 11, 2016 №534. «On Amending the Federal Target Program for the Development of Domestic and Entry Tourism in the Russian Federation (2011-2018)» [O vnesenii izmenenij v FCP «Razvitie vnutrennego i v#ezdnogo turizma v Rossijskoj Federacii (2011-2018 gody)»]. Moscow, 2016. - 173 p.
  7. The tourist cluster "Rauschen" will be handed over by the end of 2017 [Turisticheskij klaster «Raushen» sdadut k koncu 2017 goda]. Access mode: http://knia.ru/news/19913 (the date of circulation is 1.05.2017).
  8. In Kaliningrad, a biotechnology complex will be built for 1.2 billion rubles [V Kaliningrade postrojat biotehnologicheskij kompleks za 1,2 mlrd. rub.]. Access mode: http://knia.ru/news/10113 (circulation date is May 1, 2017).
  9. A transport and industrial cluster will be built in the Kaliningrad region [V Kaliningradskoj oblasti postrojat transportno-promyshlennyj klaster]. Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/3249810 (circulation date 1.05.2017).
  10. It's a little raw, but expensive [Mal syrec, da dorog]. Access mode: https://rg.ru/2016/10/18/reg-szfo/v-kaliningradskoj-oblasti-predlozhili-sozdat-iantarnyj-klaster.html (circulation date 1.05.2017).
  11. Medvedeva S.V. Clustering of promising industries. Kaliningrad Region on the path to recovery of the amber industry [Klasterizacija perspektivnyh otraslej. Kaliningradskaja oblast' na puti vosstanovlenija jantarnoj promyshlennosti]// Young Scientist. - 2014. - No.7.1. - P. 57-59.
  12. In the Kaliningrad region they plan to create an "apple" cluster [V Kaliningradskoj oblasti planirujut sozdat' «jablochnyj» klaster]. The regime of access: http://www.mk-kaliningrad.ru/articles/2016/04/04/v-kaliningradskoy-oblasti-planiruyut-sozdat-yablochnyy-klaster.html (circulation date 1.05.2017).
  13. Usov V.Ju. Creation of an industrial cluster in the Kaliningrad region [Sozdanie promyshlennogo klastera v Kaliningradskoj oblasti]// Eco-nomic strategies. - 2013. - № 6-8. - P. 142-146.
  14. The Kaliningrad auto cluster has stalled geopolitics [Kaliningradskij avtoklaster zatormozila geopolitika]. Access mode: http: //forward.rf/economics/business/33757-kaliningpadskiy-avtoklastep-zatopmozila-geopolitika.html (circulation date 3.05.2017).
  15. Fund for the Promotion of Innovation. Competitions [Fond sodejstvija innovacijam. Konkursy]. Access mode: http://fasie.ru/competitions (circulation date 3.05.2017).

Пространственная экономика, Региональное предпринимательство