Главная страница » Публикации » №2 (50) » Обеспечение инновационного развития региональных АПК: проблемы и пути решения

Обеспечение инновационного развития региональных АПК: проблемы и пути решения

Providing innovative development of regional AIC: problems and solutions

Авторы

Литвиненко Инна Леонтьевна
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента организации
Россия, Московский государственный гуманитарно-экономический университет
innalitvinenko@ya.ru
Киянова Лилия Дмитриевна
кандидат экономических наук, доцент, руководитель Академии экономики и бизнеса
Россия, Южный университет (Институт управления, бизнеса и права)
liliackgti@mail.ru

Аннотация

Статья рассматривает вопросы инновационного развития аграрно-промышленного комплекса отечественной экономики. В исследовании проведен анализ социально-экономической ситуации России в аграрном секторе, выявлены особенности протекания инновационных процессов, характерных для данной сферы, предложены меры, необходимые для стимулирования инновационной трансформации аграрных территорий.

Ключевые слова

инновационное развитие, аграрно-промышленный комплекс, региональные АПК, государственная поддержка инновационной деятельности, технопарк, Ростовская область

Рекомендуемая ссылка

Литвиненко Инна Леонтьевна , Киянова Лилия Дмитриевна

Обеспечение инновационного развития региональных АПК: проблемы и пути решения// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5012. Дата публикации: 19.04.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5012/

Authors

Litvinenko Inna Leont'evna
PHD, associate professor of the department of management of the organization
Russia, Moscow State University for the Humanities and Economics
innalitvinenko@ya.ru
Kijanova Lilija Dmitrievna
Candidate of economic sciences, associate professor, head of the Academy of Economics and Business
Russia, Southern University (Institute of Management, Business and Law)
liliackgti@mail.ru

Abstract

The article examines the issues of innovative development of agrarian and industrial complex of the national economy. The study analyses the socio-economic situation of Russia in the agricultural sector, wavelets features of the innovation process, characteristic for this sector, measures required to promote the innovative transformation of agricultural areas

Keywords

Innovative development, agrarian and industrial complex, regional agro-industrial complex, state support of innovation activity, technopark, Rostov region

Suggested Citation

Litvinenko Inna Leont'evna , Kijanova Lilija Dmitrievna

Providing innovative development of regional AIC: problems and solutions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Art. #5012. Date issued: 19.04.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/5012/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Главные особенности отраслей специализации — масштабность (большие объемы) и эффективность производства. Такого рода отраслям принадлежит решающая роль не только в производстве и экспорте продукции, но и во влиянии на размещение производительных сил, так как именно эти отрасли выполняют на территории региона роль центра, которые притягивает к себе вспомогательные обслуживающие и другие дополняющие отрасли производства. Следовательно, создание условий для инновационного развития сектора АПК региона является одним из важнейших факторов, способствующих повышению конкурентоспособности российской региональной социально-экономической системы и уровня и качества жизни населения.

 

Инновационное развитие АПК региона

Инновационное развитие АПК региона предполагает эффективное использование научно-технического потенциала, интеграцию науки, образования и производства, технологическую модернизацию экономики на базе инновационных технологий. Решение этой комплексной задачи требует создания надлежащих условий: соответствующей инфраструктуры инновационной деятельности или совокупности материальных, технических, законодательных и иных средств, обеспечивающих информационное, экспертное, маркетинговое, финансовое, кадровое и другое обслуживание инновационной деятельности.

Под инновациями на практике в сельском хозяйстве понимается использование новых сортов растений, пород сельскохозяйственных животных, технологий производства в отраслях растениеводства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции. В более широком понимании инновации — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.

Инновационные прорывы в АПК сопряжены с достижением трех взаимосвязанных целей:

  • обеспечение продовольственной безопасности
  • ресурсосбережение
  • экологическое и социальное благополучие сельских территорий.

Инновационный процесс представляет собой преобразование научного знания в инновацию и включает следующие стадии: «наука — техника (технология) — производство — потребление». В АПК инновационный процесс предполагает постоянный поток превращения научных исследований и разработок в новые или улучшенные продукты, материалы, новые технологии, новые формы организации и управления и доведение их до использования в производстве с целью получения эффекта. Инновационные процессы в АПК имеют свою специфику. Они отличаются многообразием региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Условиями и факторами, способствующими инновационному развитию АПК, являются наличие природных ресурсов, значительный научно-образовательный потенциал, емкий внутренний продовольственный рынок, возможность производить экологически безопасные, натуральные продукты питания.

В то же время, на современном этапе развития экономики наука и инновационная деятельность в сельском хозяйстве России остаются мало востребованными.

Анализ социально-экономической ситуации России в аграрном секторе последних лет свидетельствует, что здесь применяются устаревшие технологии, сорта растений, несовершенные методы и формы организации производства и управления. Значительно уменьшилось количество образцов вновь конструируемых механизмов средств автоматизации сельскохозяйственных работ, снизилась интенсивность процесса освоения и внедрения инновационной техники и технологий сельскохозяйственного производства крупными хозяйствами и мелкими фермерами. Современные хозяйства предпочитают в лучшем случае закупать импортные образцы техники и внедрять зарубежные технологии, однако в большинстве своем предприятия используют довольно сильно изношенную и морально устаревшую технику. Все это усугубляет деградацию отраслей комплекса, ведет к росту себестоимости и низкой конкурентоспособности продукции, тормозит социально-экономическое развитие сельской местности, резко снижает качество жизни на селе [7, 8].

Меры по переходу на новый уровень аграрного производства должны быть существенно дополнены проектами по формированию единой среды, стимулирующей инновационную трансформацию аграрных территорий, с использованием самых современных технологических возможностей развития человеческого потенциала и его эффективного использования. Очень важно, чтобы был сформирован весь комплекс инфраструктуры, сопутствующий современному бизнесу в сельском хозяйстве [6].

Крайне низкая активность инновационной деятельности связана в том числе с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Отсутствуют отработанные механизмы внедренческой деятельности, система научно-технической информации, соответствующая рыночной экономике, нет апробированной эффективной схемы взаимодействия научных учреждений с внедренческими структурами.

 

Государственная поддержка инновационной деятельности в АПК

Основным источником финансирования фундаментальных исследований в АПК на данный момент являются государственные инвестиции.

Финансовое обеспечение научной, научно-технической, инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации посредством финансирования организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, в том числе целевого финансирования конкретных научных, научно-технических программ и проектов и инновационных проектов. Финансовое обеспечение инновационной деятельности может осуществляться как государственными фондами поддержки,  так и фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданными юридическими лицами и (или) физическими лицами, т.е. негосударственными фондами [5].

В основном различают две формы источников финансовой поддержки инноваций – прямое и косвенное финансирование (таблица 1).

 

Таблица 1 – Источники финансирования инноваций

Прямые источники Косвенные источники
Бюджетные (федеральные и региональные) средства Налоговые льготы и скидки
Внебюджетные фонды Налоговые кредиты
Собственные средства предприятий Кредитные льготы, т.е. предоставление кредитов предприятиям – потенциальным потребителям инновационных разработок
Кредиты Финансовые санкции за невыполнение договоров (конкретных отношений) и обязательств
Инновационные инвестиции Лизинг специального научного оборудования и стендов
Прямые источники Косвенные источники
Специальные фонды Таможенные льготы
Инновационные иностранные кредиты Амортизационные льготы
Гранты Научно обоснованное ценообразование на научно-техническую продукцию

Источник: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 45.

 

Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность [5].

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:

  • программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
  • доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
  • публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
  • защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
  • приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
  • обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

Вышеперечисленные принципы можно так же дополнить следующими:

  1. Оптимизациягосударственной поддержки должна осуществляться «путем возможности сочетания различных ее форм и способов реализации с учетом особенностей субъекта инновационной деятельности, этапа инновационной деятельности, результатов научной и научно-технической деятельности, используемых при производстве инновационной продукции, вида производимой инновационной продукции и других показателей» [4].
  2. Рациональность предоставления государственной поддержки подразумевает, что она должна полностью исключать необоснованное финансирование аналогичных инновационных проектов и программ.
  3. Постоянное совершенствование форм государственной поддержки и способов ее реализации — меняется внешняя среда, развиваются и сами инновационные предприятия, это требует совершенствования господдержки.

Одним из основных документов, регулирующим государственную поддержку инновационной деятельности предприятий АПК, является Государственная программа и в ее рамках подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», цель которой — обеспечение повышения инновационности агропромышленного комплекса.

В процессе реализации этой подпрограммы планируется решение следующих задач:

  • стимулирование приобретения высокотехнологичных машин и оборудования;
  • создание системы информационного обеспечения сельского хозяйства на основе формирования информационных ресурсов и расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения к консультационным услугам;
  • проведение систематической подготовки и переподготовки кадров агропромышленного комплекса;
  • реализация мероприятий, направленных на внедрение результатов научно-исследовательской работы сельскохозяйственной науки;
  • стимулирование инновационной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса.

В программе отмечается, что, несмотря на проводимую исследовательскую работу аграрными научными учреждениями Ростовской области, уровень внедряемости существующих инновационных проектов и разработок остается низким. Остается низким уровень технической и технологической оснащенности сельскохозяйственного и перерабатывающего производств.

Сельхозтоваропроизводители недостаточно информированы в области научных разработок.

На 2013-2020 годы в программу заложено финансирование подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» в объеме 23,7 млрд руб. [1]. Этих средств явно недостаточно, это самый низкий показатель объемов финансирования из всех подпрограмм Госпрограммы. Доля средств федерального бюджета, выделенных на подпрограмму в общем объеме средств, направленных на реализацию Государственной программы развития на 2013-2020 годы составляет всего 1,8%.

Нехватка, физический и моральный износ приводят к нарушению технологии работ и агротехнических сроков их проведения. Инновационное развитие АПК предполагает, естественно, не только обновление парка сельскохозяйственной техники. Это и селекционная работа, и применение новых видов удобрений, и применение инновационных методов управления.

Создание условий для инновационного развития сектора АПК является одной из важнейших стратегических целей государственной политики, достижение которой позволит обеспечить продовольственную безопасность, повысить конкурентоспособность российской экономики, уровень и качество жизни населения.

Для преодоления негативных факторов необходимы государственное вмешательство и  поддержка, которая может и должна осуществляться как косвенными методами, в виде создания благоприятных условий для ее развития, так и при прямом участии государства.

Особую роль в обеспечении инновационного роста и потенциала агропромышленных предприятий призвана сыграть разработанная стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года.

В основе предлагаемой системы мероприятий лежит концентрация ресурсов инвесторов и средств собственников крупных агропромышленных холдингов для финансирования НИОКР на ключевых направлениях, к которым относятся:

  • повышение уровня «человеческого капитала» в системе управления агропромышленными интеграциями, который является одним из основных конкурентных преимуществ;
  • сохранение (развитие) среды, обеспечивающей расширенное воспроизводство фундаментальных знаний о крупных системах интеграционных образований в системе АПК РФ;
  • создание инновационных методов управления и инфраструктуры в агропромышленных интеграциях для реализации национальных приоритетов технологического развития и управления, обеспечивающей преобразование знаний в рыночный продукт Агропромышленный комплекс Ростовской области испытывает острую нехватку квалифицированных кадров, способных внедрять инновационные технологии и работать на современной технике. В значительной степени это связано с отсутствием опыта долгосрочного сотрудничества учреждений профессионального образования и бизнеса. В этих условиях необходимо проведение систематической подготовки и переподготовки кадров АПК с использованием современных достижений науки и передового опыта.

 

Государственная поддержка инновационной деятельности АПК в Ростовской области

В целях стимулирования инновационного развития агропромышленного комплекса Ростовской области осуществляется государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в области внедрения инновационных проектов в виде предоставления субсидий.

В Ростовской области, как аграрном регионе страны и одном из лидеров по валовому производству продукции сельского хозяйства, имеется мощный научный и кадровый потенциал в сельском хозяйстве:

  • 8 научно-исследовательских институтов;
  • 3 высших учебных заведения;
  • 5 средних учебных заведений;
  • 2 института повышения квалификации;
  • 1 межрегиональный учебный центр;
  • 2 опытные станции.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области проводится работа по содействию инновационному развитию агропромышленного комплекс. Оказывается также финансовая поддержка Сельхозтоваропроизводителям, осуществляющих затраты на инновационную деятельность, оказывается финансовая поддержка. В областном бюджете предусмотрены средства на выплату  субсидий на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции. При этом под инновационным проектом понимается конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции.

Одним из мероприятий в рамках работы по активизации инновационной активности в аграрном секторе региона является ежегодный конкурс «Лучшая инновационная разработка в агропромышленном комплексе Ростовской области», проводимый среди молодых ученых государственных аграрных образовательных и научных учреждений.

Несмотря на предпринимаемые усилия и  высокий научно-технический потенциал, Ростовская область характеризуется недостаточным уровнем реализации инноваций, проявляющемся как в незначительном количестве инновационно активных предприятий, так и в низкой доле инновационной продукции в общем объеме производства. В Концепции развития АПК Ростовской области отмечается низкий уровень внедряемости существующих инновационных проектов и разработок. Причиной этого является недостаточная отработанность механизмов трансформации научных идей в технологии и продукты, позволяющей концентрировать инвестиционные и интеллектуальные ресурсы на прорывных направлениях. Проблема внедрения инновационных разработок состоит также в низкой платежеспособности сельхозтоваропроизводителей, а также консерватизма селян. В Концепции предлагается для успешного инновационного развития регионального АПК сочетать меры государственной поддержки, направленные на стимулирование предложений по внедрению инноваций, с мерами, пропагандирующими инновационное технологическое развитие отрасли [2].

Из общего числа завершенных, принятых и рекомендованных к внедрению прикладных научно-технических разработок в сфере АПК реализуются всего 2-3%. Крайне низкая инновационная активность в АПК обусловлена целым рядом факторов:

  • отсутствие тесного взаимодействия государства и частного бизнеса;
  • низкий уровень затрат на аграрную науку;
  • низкие инвестиционные возможности сельхозтоваропроизводителей;
  • слабая подготовленность специалистов и недостаточная мотивация работников для освоения инноваций и др.

По экспертным оценкам в современной России внутренние факторы формируют одну треть инновационных рисков, а внешние – две третьих. В стабильных рыночных условиях это соотношение противоположное.

В качестве негативных факторов, сдерживающих инновационное развитие российского АПК, также следует отметить:

  • высокий уровень рисков инновационных процессов в аграрном секторе. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию не заинтересовывают частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства;
  • ведомственную разобщенность и ослабление научного потенциала аграрной науки. Для отечественной аграрной науки характеры высокая степень сложности организационной структуры и ведомственная разобщенность (более 20 министерств и ведомств, участвующих в решении проблем АПК);
  • инертность бизнесменов, занятых в АПК, особенно среди мелких производителей, фермеров.

Слабым звеном в формировании эффективного инновационного развития АПК является изучение спроса на инновации. Маркетинг не стал еще неотъемлемым элементом формирования заказов на научные исследования и разработки. Как правило, при отборе проектов не проводится глубокая экономическая экспертиза, не оцениваются показатели эффективности и рисков, не отрабатываются схемы продвижения полученных результатов в производстве. Это приводит к тому, что многие инновационные разработки не становятся инновационным продуктом.

Существенным фактором, сдерживающим инновационную деятельность в сельском хозяйстве, является также то, что использование нововведений носит сезонный характер. То же самое в большинстве случаев относится к рынку сбыта продукции и получению прибыли. Эти особенности могут являться препятствием для самофинансирования инновационной деятельности сельскохозяйственных предприятий, инвестирующих свои средства в дорогостоящие проекты и новейшие технологии, приобретаемые по импорту.

Особенностью АПК Ростовской области является преимущественно мелкотоварный тип производства. Зачастую экономическая и правовая безграмотность не позволяет фермерам использовать предлагаемые механизмы стабилизации бизнеса на основе внедрения инновационных проектов. Это также тормозит инновационное развитие отрасли.

К основным проблемам внедрения инновационных разработок можно отнести низкую платежеспособность сельхозтоваропроизводителей, а также консерватизм селян.

«Отсутствие заинтересованности частного сектора является одним из основных «узких мест» российской инновационной системы, пишет член-корр. РАН Н.А. Иванова, необходимо расширять косвенную поддержку инновационной деятельности, включая освобождение инновационных предприятий от налога на добавленную стоимость, импортных пошлин, налога на имущество и т.д.». Финансовая мотивация к инновациям, безусловно, может дать определенный эффект, возможно даже в среднесрочной перспективе, однако не всегда сможет породить заинтересованность предприятий к инновационной активности, особенно если она не сулит значительных материальных выгод. Камень преткновения, по нашему мнению, находится в том, что сегодня еще сохраняются значительные возможности заработать деньги без инноваций, без промышленного и сельскохозяйственного производства, на основе купли- продажи. Без устранения мифа о том, что можно зарабатывать не работая, который сформировался в лихие 1990-е гг. прошлого века, внес существенные деформации в сознание ряда предпринимателей, многие из которых ориентированы в своей деятельности на поиск легких денег. Как только станет понятно, что этого больше не будет, мы ожидаем, что такой период уже наступит в среднесрочной перспективе, можно ожидать разворот предпринимателей в сторону инноваций и инновационного развития своих предприятий, в сторону сельского хозяйства. Многие темы научных исследований в научно-исследовательских институтах не адаптированы к проблемам АПК региона.

Кроме того, на недостаточное использование, особенно малыми формами хозяйствования, в процессе производства новых технологий и техники, результатов научных исследований влияет низкая информированность сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основное мероприятие «Обеспечение инновационного развития АПК» включает следующие расходы областного бюджета:

  • мероприятия на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • мероприятия на создание системы государственного информационного обеспечения (СГИО);
  • мероприятия на разработку системы ведения агропромышленного производства Ростовской области;
  • мероприятия на проведение конкурса «Лучшая инновационная разработка в агропромышленном комплексе Ростовской области»;
  • мероприятия на создание и сопровождение банка данных в сфере обеспечения плодородия почв;
  • мероприятия на поддержку развития консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
  • субсидия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и индивидуальных предпринимателей) на возмещение части затрат на внедрение инновационных проектов в сфере сельскохозяйственного производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;
  • субсидия сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) и организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы на возмещение части затрат на подготовку и дополнительное профессиональное образование кадров.

 

Проблемы инновационного развития АПК и пути их решения

Говоря в целом, об инновационном развитии в субъектах РФ, отметим, что одной из глубинных проблем, без решения которой невозможно изменение ситуации в российских регионах, является низкая активность людей, проживающих в сельских территориях, отсутствие инициативы, пессимизм, негативное отношение к сельскому образу жизни, сложившееся в настоящее время в России, низкая производительность труда в агропромышленном комплексе, вызванная отсутствием квалифицированных кадров на селе. Пропаганда новых идей, изменение консервативного мышления крестьянства, повышение квалификации и овладение новыми компетенциями работников сферы АПК с целью перехода сельскохозяйственного производства на принципиально новый уровень является, по нашему мнению, важнейшей задачей, решить которую можно при условии сотрудничества власти, бизнеса и образовательных учреждений.

Все преимущества инновационной деятельности в агропромышленном комплексе могут быть реализованы при условии формирования регионального механизма управления инновационными разработками в агропромышленном комплексе, которые соответствуют современным условиям ведения хозяйственной деятельности.

Степень согласованности и сбалансированности инновационных процессов в рамках агропромышленного комплекса зависит от наличия множества вариантов экономических методов и форм, которые используются в развитии инновационной активности хозяйствующих субъектов.

Большое значение для развития инновационной деятельности на предприятиях имеют информатизация производства, конкретные рекомендации по различным аспектам функционирования отрасли. Современные информационные технологии на базе соответствующих массивов данных позволяют использовать с высокой эффективностью известные количественные методы прогнозирования. Применение данных методов позволит оптимизировать использование ограниченных ресурсов и повысить общую эффективность функционирования предприятий сельского хозяйства.

В соответствии с этим, только совместными усилиями государства, науки и предприятий агропромышленного производства можно в перспективе повысить инновационную активность в отраслях АПК страны.

 

Роль технопарков в инновационном развитии региональных АПК

Структурами, призванными обеспечить продвижение инноваций в секторе АПК, могут стать технопарки, создаваемые на базе крупных агроуниверситетов в тех регионах, в качестве «локомотивов роста» в которых выделен агропромышленный комплекс.

Задачи, решаемые с помощью таких технопарков:

  • увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции;
  • реализация мероприятий по развитию инновационной деятельности предприятий АПК;
  • повышение рентабельности сельскохозяйственного производства;
  • улучшение экологической обстановки в регионе;
  • создание новых рабочих мест, которое в перспективе должно привести к снижению миграции молодежи в города;
  • увеличение объема бюджетных поступлений.

Опыт функционирования таких технопарков в нашей стране, к сожалению, пока невелик. Как показал анализ опыта различных регионов,  в основном они создаются либо в высокотехнологичных отраслях, либо с целью стимулирования инновационной деятельности малых предприятий. Идея создания таких технопарков в сфере  не нова, первые шаги в этом направлении делались еще в начале 1990-х. В качестве положительного примера можно рассмотреть опыт Воронежского госагроуниверситета, в котором еще в 90-х годах XX века был сформирован стартовый комплекс университетского агротехнопарка, включающий первый в России выставочный центр в учебном заведении, самофинансируемые инновационные бизнес-единицы, переферийные инновационные звенья в 12 районах Воронежской и Липецкой областей. В настоящее время на базе Воронежского государственного аграрного университета работает пилотный проект регионального агротехнопарка, включающий экспоцентр, центр бизнес-образования, центр подготовки управленческих и финансовых кадров, центр продвижения современных технологий, центр агроинженерии, зооветеринарный центр, центр подготовки бухгалтеров, центр упаковочных технологий и др. Все эти бизнес-единицы являются самофинансируемыми. Обслуживающими подразделениями агротехнопарка являются компьютерный центр, лаборатория дистанционного обучения, издательский центр, компьютерные аудитории. Кроме того, в составе технопарка работают представительства промышленных, торговых и консалтинговых фирм, заинтересованные в продвижении своей продукции в области АПК.

К сожалению, можно констатировать, что данный опыт является скорее исключением, чем правилом в нашей стране. При этом нужно отметить, что технопарковые структуры вообще пока еще недостаточно развиты, а те, которые уже созданы, по мнению экспертов, являются мало эффективными в своей массе. Что касается технопарков в сельскохозяйственном секторе, то здесь особенно необходима поддержка государства. Это связано, прежде всего, с особенностями ведения бизнеса в агросекторе. Одной из глубинных проблем, без решения которой невозможно изменение ситуации в российской деревне, является низкая активность человеческого потенциала, людей, проживающих в сельских территориях, отсутствие инициативы, пессимизм, негативное отношение к сельскому образу жизни, сложившееся в настоящее время в России, низкая производительность труда в агропромышленном комплексе, вызванная отсутствием квалифицированных кадров на селе. Пропаганда новых идей, изменение консервативного мышления крестьянства, повышение квалификации и овладение новыми компетенциями работников сферы АПК с целью перехода сельскохозяйственного производства на принципиально новый уровень является, по нашему мнению, важнейшей задачей, решить которую можно при условии сотрудничества власти, бизнеса и образовательных учреждений.

Интересным является изучение опыта Краснодарского края. В настоящее время разработан проект Закона Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Краснодарского края». В нем дается следующее определение технопарка (технологического парка) – это специализированный субъект инновационной деятельности (сельскохозяйственные предприятия и их подразделения, научные организации, учебные заведения), на основе объектов недвижимости которого осуществляется формирование материально‑технической, социально‑культурной, сервисной, финансовой и иной базы для его эффективного становления и (или) развития. Основными задачами технопарка являются:

  • развитие научных исследований и разработок, внедрение результатов научной деятельности в производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • создание новых рабочих мест;
  • повышение квалификации руководителей и специалистов в области сельского хозяйства;
  • сокращение сроков реализации инновационных проектов и программ.

Для реализации основных задач технопарк осуществляет следующую деятельность:

  • выявление, отбор потенциальных рыночно‑эффективных инноваций с целью доведения их до опытных образцов и внедрения в производство и переработку сельскохозяйственной продукции;
  • информационное обеспечение инновационной деятельности, обеспечивающее равный доступ к банкам и базам данных всех организаций, работающих в технопарке;
  • подготовка и переподготовка кадров для инновационной деятельности в условиях рыночной экономики, включая целевое обучение для управления реализацией конкретных инновационных проектов и программ;
  • создание благоприятных условий для ведения хозяйственной деятельности предприятиями‑производителями сельскохозяйственной продукции.

При этом увеличение числа технопарков выделяется в качестве одного из основных направлений государственной региональной инновационной политики в агропромышленном комплексе Краснодарского края [3]. Агропромышленный комплекс является для края одним из структурообразующих межотраслевых комплексов, развитие которого буте способствовать росту экономики региона в целом. Принятие такого Закона станет важным шагом на пути формирования региональной инновационной системы данного субъекта и повышения эффективности его социально-экономического развития.

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному отметим, что, важными стратегическими направлениями развития сельского хозяйства и всего агропромышленного комплекса в регионах и стране, в целом, являются научно-исследовательский прогресс и инновационные процессы, позволяющие вести непрерывное обновление производства на основе освоения достижений науки и техники, то есть эффективность агропромышленного производства определяется взаимодействием науки и практики, внедрением в производство передовых инновационных технологий. Одним из способов стимулирования инновационной активности в сфере АПК может стать создание технопарковых структур. Опираясь на накопленный положительный опыт необходимы дальнейшие действия со стороны региональных властей в направлении формирования таких центров, призванных стать источниками инновационного развития не только отдельных отраслей, но и, в конечном итоге, региона в целом.

Реализация инновационных проектов на постоянной основе будет способствовать росту экономической эффективности и снижению рисков. Однако в данном направлении развития есть и отрицательный эффект. Внедрение инновационных высокотехнологичных способов осуществления аграрной деятельности влечет за собой высвобождение низкоквалифицированной рабочей силы и рост и без того значительного уровня безработицы в сельской местности.

Системный характер реализации инновационных проектов в агробизнесе будет способствовать увеличению числа рабочих мест. Вновь созданные рабочие места будут требовать работников, владеющих новыми компетенциями.

 

Библиографический список:

  1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы. Утверждена Постановлением Правительства РФ № 717 от 14 июля 2012.
  2. Концепция развития агропромышленного комплекса Ростовской области на период до 2020 года.
  3. Проект Закона Краснодарского края «О государственной поддержке инновационной деятельности в агропромышленном комплексе Краснодарского края». – Ст 1. [Электронный ресурс]. URL: http://kubzsk.ru/speach/files/project1.php. (Дата обращения: 07.04.2017).
  4. Проект Федерального Закона № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в РФ». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения: 07.04.2017).
  5. Федеральный закон Российской Федерации № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/. (Дата обращения: 07.04.2017).
  6. Котилко В.В., Вишнякова В.С. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в России в 2013-2015 гг.// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4811. Дата публикации: 2016-11-16. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4811/
  7. Гончаров П.В. Ретроспективный анализ понятия инновационной деятельности, ее роль в развитии аграрных предприятий// Современные технологии управления. ISSN2226-9339. — №3 (63). Номер статьи: 6302. Дата публикации: 2016-03-01. Режим доступа: http://sovman.ru/article/6302/
  8. Полушкина Т.М. Государственное регулирование развития органического сельского хозяйства: зарубежный опыт и отечественная практика// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. —№4 (48). Номер статьи: 4830. Дата публикации: 2016-12-09. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4830/
  9. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2008. — С. 45.

 

References:

  1. State program for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food for 2013-2020 [Gosudarstvennaja programma razvitija sel’skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel’skohozjajstvennoj produkcii, syr’ja i prodovol’stvija na 2013 — 2020 gody]. Approved by Resolution of the Government of the Russian Federation No. 717 of July 14, 2012.
  2. The concept of the development of the agro-industrial complex of the Rostov region for the period until 2020 [Koncepcija razvitija agropromyshlennogo kompleksa Rostovskoj oblasti na period do 2020 goda].
  3. Draft Law of Krasnodar Region «On State Support of Innovation in the Agro-Industrial Complex of the Krasnodar Territory» [O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel’nosti v agropromyshlennom komplekse Krasnodarskogo kraja]. — Article 1. URL: http://kubzsk.ru/speach/files/project1.php (Date of circulation: 07/04/2017).
  4. Draft Federal Law No. 495392-5 «On State Support of Innovation in the Russian Federation» [O gosudarstvennoj podderzhke innovacionnoj dejatel’nosti v RF]. URL: http://base.consultant.ru. (Date of circulation: 07/04/2017).
  5. Federal Law of the Russian Federation No. 254-FZ «On Amendments to the Federal Law» On Science and State Science and Technology Policy «. [O vnesenii izmenenij v Federal’nyj zakon «O nauke i gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politike»]. URL: http://base.consultant.ru/. (Date of circulation: 07/04/2017).
  6. Kotilko V.V., Vishnjakova V.S. State support of agricultural production in Russia in 2013-2015. [Gosudarstvennaja podderzhka sel’skohozjajstvennogo proizvodstva v Rossii v 2013-2015 gg.]// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Number of article: 4811. Date of publication: 2016-11-16. Access mode: https://eee-region.ru/article/4811/
  7. Goncharov P.V. Retrospective analysis of the concept of innovative activity, its role in the development of agrarian enterprises [Retrospektivnyj analiz ponjatija innovacionnoj dejatel’nosti, ee rol’ v razvitii agrarnyh predprijatij]// Modern management technologies. ISSN2226-9339. — №3 (63). Number of article: 6302. Publication date: 2016-03-01. Access mode: http://sovman.ru/article/6302/
  8. Polushkina T.M. State regulation of the development of organic agriculture: foreign experience and domestic practice [Gosudarstvennoe regulirovanie razvitija organicheskogo sel’skogo hozjajstva: zarubezhnyj opyt i otechestvennaja praktika]// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. -№4 (48). Number of article: 4830. Date of publication: 2016-12-09. Access mode: https://eee-region.ru/article/4830/
  9. Muhamed’jarov A.M. Innovative management [Innovacionnyj menedzhment]: a manual — M .: INFRA-M, 2008. — С. 45.

Еще в рубриках

Экономика агропромышленного комплекса (АПК) региона

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *