Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (50), 2017

Методический подход к формированию стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона

Methodological approach to formation of scientific and technological development strategy for regional industrial complex

Авторы


доктор экономических наук, профессор, директор Инженерно-экономического института
Россия, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева
erigina@sibsau.ru


аспирант
Россия, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф.Решетнева
bel_anutik@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены методические вопросы формирования стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона. Даны рекомендации по формированию стратегии. Проанализированы и обобщены положения документов (стратегий, программ) региональных органов государственной власти в сфере научно-технологического развития. Представлен поэтапный процесс разработки стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона, а также рассмотрен мониторинг реализации стратегии, включающий цель, задачи, направления развития. Предложена система показателей мониторинга реализации стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона.

Ключевые слова

регион, промышленный комплекс региона, научно-технологическое развитие, стратегия научно-технологического развития, мониторинг реализации стратегии

Рекомендуемая ссылка
Ерыгина Лилия Викторовна , Рыжая Анна Андреевна
Методический подход к формированию стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5007. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5007/
Authors

Erygina Lilija Viktorovna
Doctor of economics, professor, director of the engineering and economic Institute
Russia, Siberian State Aerospace University named Academician M.F.Reshetnev
erigina@sibsau.ru

Ryzhaja Anna Andreevna
Post-graduate Student
Russia, Siberian State Aerospace University named Academician M.F.Reshetnev
bel_anutik@mail.ru

Abstract

The article considers methodological approaches to formation of scientific and technological development strategy for regional industrial complex. Presented recommendations to formation strategy. Analyzed and summarized regional public authorities documents in the field of scientific and technological development. Presents a process of strategy development of scientific and technological development of regional industrial complex and review the monitoring of strategy implementation, which includes the purpose, objectives and directions of development. The authors propose the system of indicators for monitoring of strategy implementation of scientific and technological development for regional industrial complex.

Keywords

Region, industrial complex of the region, scientific and technological development, strategy of scientific and technological development, monitoring the implementation of the strategy

Suggested Citation
Erygina Lilija Viktorovna , Ryzhaja Anna Andreevna
Methodological approach to formation of scientific and technological development strategy for regional industrial complex. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (50). Art. #5007. Date issued: 2017-04-13. Available at: http://eee-region.ru/article/5007/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Укрепление роли государства в управлении экономикой предполагает не только расширение возможностей воздействия на различные стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятий, отраслей и промышленности в целом, но и повышение ответственности за результативность своих действий и реализацию принимаемых решений в условиях конкретного региона.

В последние годы в стране реализуется федеральная политика повышения самостоятельности регионов, позволяющая расширять полномочия субъектов РФ в инновационной деятельности, формировать и реализовывать региональную научно-технологическую и инновационную промышленную политику, а также создавать и реализовывать стратегию научно-технологического развития промышленного комплекса региона.

Стратегия научно-технологического развития промышленного комплекса региона относится к числу основных документов стратегического управления региональным промышленным комплексом, определяющим программу действий на долгосрочный период (10-15 лет) как органов исполнительной власти региона, так и руководства промышленных предприятий, научных и образовательных организаций. Сформировать такую стратегию достаточно сложная задача. Учитывая, что до настоящего времени, как показал анализ экономической литературы и информации сети Интернет, стратегий научно-технологического развития ни один регион России не разрабатывал, методические положения по содержанию стратегии и организации ее разработки отсутствуют.

 

Стратегия научно-технологического развития промышленного комплекса региона

Стратегия научно-технологического развития промышленного комплекса региона должна основываться на исполнении следующих государственных нормативных документов:

  • Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;
  • Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
  • Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

При разработке стратегии должны учитываться:

  • прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
  • отраслевые документы стратегического планирования в области научно-технологического развития;
  • прогноз социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочный период;
  • стратегия социально-экономического развития субъекта РФ.

Кроме того, в качестве ориентира должны учитываться мировые тенденции научно-технологического развития как в целом промышленного производства, так и соответствующих отраслей, которые представлены в регионе.

В стратегии должны быть сформулированы цели и основные направления технологического развития промышленности региона, представлено видение желаемого технологического будущего регионального промышленного комплекса, увязанное со стратегией социально-экономического развития региона и стратегиями научно-технологического развития соответствующих отраслей промышленности.

Стратегия должна определить целевые ориентиры технологического развития для промышленных предприятий, направления исследований и разработок для научных организаций, задачи подготовки кадров для образовательных организаций.

Для достижения сформулированных долгосрочных целей научно-технологического развития промышленного комплекса в стратегии должны быть определены направления совершенствования институциональной среды с учетом имеющихся условий как мотивационного механизма увязки интересов и объединения усилий всех участников этого процесса в регионе.

С учетом возможного несовпадения интересов для достижения консенсуса в принятии решений должны участвовать непосредственные исполнители, что будет способствовать урегулированию  конфликтов и расширению делового сотрудничества для достижения общих целей.

Как и большинство стратегических планов, стратегия научно-технологического развития промышленного комплекса региона носит, в основном, индикативный (рекомендательный) характер. Намечаемые показатели являются ориентиром. Их достижение должно обеспечиваться разнообразием применяемых стимулов и инструментов управления. В тоже время, часть задач, которые находятся в пределах полномочий региональных исполнительных органов, должна носить обязательный характер.

После всестороннего обсуждения и утверждения стратегия научно-технологического развития промышленного комплекса становится основой для разработки стратегических планов технологического  развития предприятий. По отдельным направлениям научно-технологического развития промышленного комплекса с учетом их актуальности разрабатываются государственные программы.

Проведенный анализ различных стратегий регионального развития и развития промышленных предприятий позволили предложить структуру типовой стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона. На наш взгляд, в структуре стратегии целесообразно выделить восемь разделов:

  1. Научно-технологический уровень регионального промышленного комплекса и его влияние на социально-экономическое развитие региона и качество жизни населения.
  2. Прогноз научно-технологического развития промышленного комплекса региона.
  3. Цели и приоритеты научно-технологического развития промышленного комплекса
  4. Формирование региональной системы научно-технологического развития промышленного комплекса
  5. Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического развития.
  6. Подготовка и переподготовка кадров для научно-технологического развития регионального промышленного комплекса.
  7. Стратегические задачи и меры по технологическому развитию промышленного комплекса
  8. Основные этапы и механизмы реализации стратегии и контроля.

Рассмотрим содержание стратегии, типовые вопросы научно-технологического развития, которые должны найти в ней отражение.

В первом разделе должна быть отражена оценка реального состояния научно-технологического развития промышленности региона: имеющийся научно-технологический потенциал, технологический уровень предприятий, их зависимость от импорта технологий и оборудования, конкурентоспособность выпускаемой продукции, инновационная активность и инновационная восприимчивость предприятий, а также дана оценка, как это влияет на социально-экономическое развитие региона, качество жизни населения, экологию.

Во втором разделе должны быть представлены результаты прогноза научно-технологического развития промышленного комплекса региона, определены возможные сценарии технологического развития, сформирован перечень перспективных технологий.

В третьем разделе должны быть представлены результаты экспертного выбора приоритетных направлений  научно-технологического развития промышленного комплекса, сформулированы стратегические цели развития и намечаемые целевые показатели, разработаны технологические дорожные карты.

В четвертом разделе представляются разработанные и обоснованные предложения по формированию системы научно-технологического развития, соответствующей сформулированным целевым установкам и приоритетным направлениям.

В пятом разделе отражается организация НИОКР в регионе по созданию передовых технологий и обеспечения трансфера отсутствующих технологий.

В шестом разделе отражаются меры по обеспечению научно-технологического развития промышленного комплекса квалифицированными кадрами.

В седьмом разделе формулируются стратегические задачи и меры по технологическому развитию предприятий промышленного комплекса, развитию технологической кооперации, оценка социальных последствий технологического развития.

В восьмом разделе должны быть представлены основные этапы и механизмы реализации стратегии, а также система контроля за реализацией с принятием решений по отклонениям.

В соответствии с логической последовательностью действий по разработке положений стратегии в методике предлагается девять этапов ее разработки (рисунок 1).

 

Этапы разработки стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона

Рисунок 1 – Этапы разработки стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона

 

С целью придания всей последовательности этапов и содержащихся в них конкретных мероприятий и работ вид стратегического плана целесообразна разработка дорожной карты формирования стратегии, в которой должны быть указаны конкретные сроки и ответственные исполнители.

 

Мониторинг реализации стратегии научно-технологического развития регионального промышленного комплекса

Эффективность реализации стратегии научно-технологического развития регионального промышленного комплекса во многом зависит от организации системы мониторинга, который в стратегическом управлении представляет функцию контроля реализации принятых решений.

Главной целью мониторинга стратегии научно-технологического развития регионального промышленного комплекса является обеспечение органов управления промышленным комплексом своевременной достоверной аналитической информацией для принятия решений.

 

Получение, анализ, оценка информации осуществляется по следующим направлениям:

  • контроль выполнения дорожной карты формирования стратегии;
  • анализ и оценка формирования региональной системы научно-технологического развития промышленного комплекса;
  • анализ выполнения планов научно-исследовательских работ академическими учреждениями, вузами и промышленными предприятиями;
  • анализ и оценка коммерциализации результатов НИОКР, их передачи и использования промышленными предприятиями;
  • анализ результативности системы трансфера технологий;
  • анализ выполнения планов и договоров образовательных организаций с предприятиями по подготовке и переподготовке кадров для задач научно-технологического развития;
  • контроль формирования стратегий технологического развития промышленными предприятиями; анализ и оценка их выполнения; анализ результатов технологического развития предприятий;
  • анализ и оценка тенденций научно-технологического развития промышленного комплекса;
  • анализ и оценка эффективности принятых мер государственной поддержки научно-технологического развития промышленного комплекса;
  • оценка нормативно-правового обеспечения системы научно-технологического развития промышленного комплекса;
  • анализ и оценка эффективности системы стратегического управления научно-технологическим развитием промышленного комплекса.

Объектами мониторинга являются:

  • предприятия регионального промышленного комплекса;
  • научные организации  и вузы, выполняющие НИОКР по созданию передовых производственных технологий для промышленного комплекса региона;
  • образовательные организации, осуществляющие подготовку и переподготовку кадров для промышленного комплекса;
  • центры трансфера технологий и другие субъекты технологической инфраструктуры региона;
  • органы управления региональным промышленным комплексом в части выполнения функций по его научно-технологическому развитию, осуществлению мер государственной поддержки и стимулированию спроса и предложения передовых производственных технологий.

Проведение мониторинга должно основываться на следующих принципах [2, 4, 5, 6]:

  • комплексности, которая проявляется в решении всей совокупности задач мониторинга по каждому направлению развития;
  • непрерывности наблюдения за объектами;
  • полноте и достоверности первичной информации и источников ее получения;
  • сопоставимости применяемых показателей во времени;
  • регламентации для выполнения мониторинга по определенной технологии;
  • оптимальности, дающей возможность решать проблемы по реализации стратегии с максимальной эффективностью;
  • открытости и прозрачности –  информационная открытость, позволяющая результаты мониторинга делать доступными для всех заинтересованных сторон (администрации, общества, научных кругов, бизнеса, государства и т.д.);
  • постоянного совершенствования системы мониторинга.

Структурно мониторинг должен включать следующие процессы:

  • наблюдение;
  • сбор данных;
  • унификация данных в единую информационную среду;
  • накопление информации;
  • упорядочение информации;
  • анализ полученных данных с целью подготовки предложений для принятия управленческих решений [1].

При мониторинге реализации стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса используются данные статистического наблюдения инновационной деятельности Федеральной службы государственной статистики РФ, информационные и аналитические материалы органов государственной власти региона, промышленных предприятий, научных и образовательных организаций, запросы на получение дополнительной информации от предприятий и организаций, официальные материалы (законы, постановления, программы и др.).

В настоящее время Федеральная служба государственной статистики РФ собирает и обрабатывает достаточно обширную информацию по научной и инновационной деятельности предприятий и организаций. Непосредственно к научно-технологическому развитию имеют следующие формы статистического наблюдения по направлению «наука и инновации» [3]:

  • сведения о выполнении научных исследований и разработок;
  • сведения о разработке и использовании передовых производственных технологий;
  • сведения об инновационной деятельности организации;
  • сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве вычислительной техники, программного обеспечения и оказания услуг в этих сферах;
  • сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами).

Среди оцениваемых показателей особое значение имеют показатели результативности реализации стратегии научно-технологического развития промышленного комплекса региона. К таким показателям могут быть отнесены:

  1. Показатели организации НИОКР и создания передовых производственных технологий:
  • число организаций в регионе, выполнявших научные исследования и разработки по созданию передовых производственных технологий;
  • численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в регионе;
  • численность исследователей (по ученым степеням и возрастным группам) в регионе;
  • финансирование исследований и разработок, выполняемых в регионе из средств федерального бюджета;
  • внутренние затраты субъекта РФ на научные исследования и разработки;
  • финансирование исследований и разработок предприятиями промышленного комплекса региона;
  • число разработанных в регионе передовых производственных технологий;
  • число разработанных передовых производственных технологий новых для России;
  • число принципиально новых разработанных передовых производственных технологий;
  • число поданных патентных заявок на изобретения от организаций региона и число полученных охранных документов в России;
  • число используемых объектов интеллектуальной собственности в промышленном комплексе региона.
  1. Показатели кадрового обеспечения научно-технологического развития промышленного комплекса региона:
  • численность аспирантов по специальностям технологического профиля в регионе;
  • численность докторантов по специальностям технологического профиля в регионе;
  • количество выпускников (вузов, средних специальных учебных заведений) по направлениям технологического профиля;
  • количество выпускников магистратуры в области технологического и научного менеджмента;
  • количество персонала предприятий и организаций, прошедших переподготовку и повышение квалификации в области технологических компетенций.
  1. Показатели технологического развития промышленного комплекса региона:
  • затраты на технологические инновации в региональном промышленном комплексе (в том числе по отдельным предприятиям);
  • удельный вес затрат на технологические инновации  в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;
  • удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе предприятий промышленного комплекса;
  • удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных малых предприятий промышленного комплекса региона;
  • удельный вес организаций, осуществлявших экологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций;
  • число используемых передовых производственных технологий в промышленном комплексе региона (в том числе по отдельным предприятиям);
  • количество приобретённых предприятиями промышленного комплекса новых технологий (технологических достижений), программных средств;
  • объем отгруженных инновационных товаров, выполненных работ, услуг предприятиями промышленного комплекса региона;
  • удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг.

Рассмотрение данных показателей в динамике будет характеризовать результативность реализации стратегии научно-технологического развития регионального промышленного комплекса.

 

Заключение

Представленный поэтапный процесс позволяет: определить уровень технологического развития промышленных предприятий региона; учитывая территориальные отличия региона, выявить приоритетные направления развития; разработать стратегический план технологического развития промышленного комплекса региона, а также разработать механизм его реализации.

Данная методика может быть использована органами государственной власти субъектов РФ  при формировании стратегии и разработке программ инновационного и научно-технологического развития регионов.

 

Библиографический список

  1. Аралбаева Г.Г. Мониторинг инновационной деятельности в регионе // Вестник ОГУ. 2009. № 8 (102). С. 6–14.
  2. Ермакова Ж.А. Технологические приоритеты как основа научно-технологического развития промышленного комплекса региона // Вестник ОГУ. 2012. № 8 (144)
  3. Приказ Росстата от 05.08.2016 № 391 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере образования, науки, инноваций и информационных технологий». Электронный ресурс: URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=279001
  4.  Шишкин А.И. Сущность, задачи и принципы мониторинга // Экономический рост в регионах России: сб. науч. тр. по материалам рабочего совещания, 8 февр. 2003 г. – Электронный ресурс:  URL: http://www.aspe.spb.ru/Workshop/Shishkin.pdf .
  5. Керефова Л.З., Налчаджи Т.А., Бечелова Т.Р. Модели управления развитием производственно-экономических систем промышленности // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Номер статьи: 3316. Дата публикации: 2013-01-17 . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3316/
  6. Лытнева Н.А. Механизм управления устойчивым развитием промышленных предприятий// Современные технологии управления. ISSN 2226-9339. — №4 (64). Номер статьи: 6403. Дата публикации: 2016-04-03 . Режим доступа: http://sovman.ru/article/6403/

 

References

  1. Aralbaeva G.G. Monitoring of innovative activity in the region [Monitoring innovacionnoj dejatel’nosti v regione]// Vestnik OGU. 2009. № 8 (102). S. 6–14.
  2. Ermakova Zh.A. Technological priorities as a basis for scientific and technological development of the regional industrial complex [Tehnologicheskie prioritety kak osnova nauchno-tehnologicheskogo razvitija promyshlennogo kompleksa regiona]// Vestnik OGU. 2012. № 8 (144)
  3. Prikaz Rosstata ot 05.08.2016 № 391 « On approval of statistical tools for the organization of Federal statistical observation of activities in the field of education, science, innovations and information technologies [Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentarija dlja organizacii federal’nogo statisticheskogo nabljudenija za dejatel’nost’ju v sfere obrazovanija, nauki, innovacij i informacionnyh tehnologij]». Elektronnyy resurs: URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=279001
  4. Shishkin A.I. The Essence, objectives and principles of monitoring [Sushhnost’, zadachi i principy monitoringa]// Ekonomicheskiy rost v regionakh rossii : sb. nauch. tr. po materia- lam rabochego soveshchaniya, 8 fevr. 2003 g. – Elektronnyy resurs: URL: http://www.aspe.spb.ru/Workshop/Shishkin.pdf .
  5. Kerefova L.Z., Nalchadzhi T.A., Bechelova T.R. Models of management of development of industrial and economic systems of the industry [Modeli upravlenija razvitiem proizvodstvenno-jekonomicheskih sistem promyshlennosti]// Regional economy and management: the electronic scientific magazine. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Article Number: 3316. Date of publication: 2013-01-17. Access mode: http://eee-region.ru/article/3316/
  6. Lytneva N.A. The mechanism of management of sustainable development of industrial enterprises [Mehanizm upravlenija ustojchivym razvitiem promyshlennyh predprijatij]// Modern management technologies. ISSN 2226-9339. — №4 (64). Number of article: 6403. Publication date: 2016-04-03. Access mode: http://sovman.ru/article/6403/

Отраслевая экономика