Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (50), 2017

Региональные розничные рынки нефтепродуктов в России: предпосылки и особенности формирования

Regional retail markets of oil products in Russia: prerequisites and features of the formation

Авторы


Старший научный сотрудник
Россия, Центральный экономико-математический институт РАН
mfilkin@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена исследованию последствий реформирования нефтяной отрасли России на уровне розничного рынка нефтепродуктов. Анализируется конкурентная ситуация на региональных рынках бензина. С помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается рыночная концентрация и оценивается власть продавцов автомобильного топлива. Приводятся обоснования тезиса о том, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач.

Ключевые слова

региональные рынки нефтепродуктов, конкуренция, концентрация рынка, розничный рынок нефтепродуктов, рыночная власть

Рекомендуемая ссылка
Филькин Михаил Евгеньевич
Региональные розничные рынки нефтепродуктов в России: предпосылки и особенности формирования// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (50). Номер статьи: 5006. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/5006/
Authors

Fil'kin Mihail Evgen'evich
Senior researcher
Russia, Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences
mfilkin@mail.ru

Abstract

The article is devoted to consideration of consequences of reforming the Russian oil industry on regional gasoline markets. Competition in the regional gas stations is analyzed. Market power and concentration is calculated by means of Herfindahl-Hirschman Index. We conclude that reforms in Russian oil industry have substantially succeeded in its goals proposed 25 years ago.

Keywords

Regional markets of petroleum products, competition, market concentration, retail market of petroleum products, market power

Suggested Citation
Fil'kin Mihail Evgen'evich
Regional retail markets of oil products in Russia: prerequisites and features of the formation. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (50). Art. #5006. Date issued: 2017-04-12. Available at: http://eee-region.ru/article/5006/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Реформирование российского энергетического сектора, начатое в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века, осуществлялось разными методами для разных отраслей энергетики. В газодобывающей отрасли путем преобразования Министерства газовой промышленности СССР был создан газодобывающий концерн «Газпром», главным акционером которого стало государство. «С самого начала реформирования российской экономики газовая отрасль России оказалась в особом положении по сравнению с другими отраслями не только промышленности, но и энергетического сектора – идеи либерализации в течение долгого времени к газовой отрасли не применялись» [7]. Как было показано в [7], создание монополии в газовой отрасли было обусловлено стремлением к максимизации  рентных доходов, поступающих в Россию от экспорта российского газа в Европу. Для достижения этой цели государственный концерн «Газпром», преобразованный в акционерную компанию со смешанным капиталом, получил эксклюзивное право экспортировать российский природный газ, с тем чтобы исключить на внешних рынках конкуренцию между собой российских газовых компаний. Газпром получил также право на разработку крупнейших российских газовых месторождений, всю трубопроводную систему транспорта газа, подземные газохранилища, а также право на диспетчирование газотранспортной сети.   Благодаря этому у Газпрома остается значительная рыночная власть и на внутреннем рынке.

В электроэнергетике была сформирована федеральная компания РАО «ЕЭС России», в состав которой включили наиболее мощные и эффективные российские электростанции. Диспетчирование загрузки электростанций также осуществлялось  РАО «ЕЭС России». Контрольный пакет акций компании остался в государственной собственности. Были сформированы 75 региональных компаний АО-энерго, подавляющая часть которых вскоре после приватизации стали дочерними компаниями федеральной компании. Таким образом, в электроэнергетике возник доминирующий холдинг, и конкуренция между производителями электроэнергии была сильно ограничена. Сохранение государственного регулирования цен электроэнергии и тепловой энергии, отпускаемой централизованными источниками, также послужило дополнительным фактором ограничения конкуренции. Только в 2008 г. холдинг РАО «ЕЭС России» был разделен на части, однако услуги по передаче электроэнергии остались в собственности и под управлением государственных органов.

В нефтяной промышленности государство изначально решило пойти иным путем. Постановления Совета Министров СССР (например, №18 от 25 ноября 1991 г.) и последующие указы Президента РФ (например, №1403 от 17 ноября 1992 г.) определили особый порядок приватизации нефтяной промышленности бывшего Советского Союза. Государственные нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия были акционированы, и преобразованы в одиннадцать нефтяных компаний: Лукойл, ЮКОС, Сургутнефтегаз, Сиданко, Тюменская нефтяная компания (ТНК), Роснефть, Славнефть, Башнефть, Татнефть, Сибнефть, Восточная нефтяная компания (ВНК). Формирование этих компаний осуществлялось с сохранением вертикальной интеграции, то есть нефтедобывающие предприятия и заводы, которые перерабатывали добытую этими предприятиями нефть в нефтепродукты, вошли в состав соответствующих акционерных нефтяных компаний. Нефтяным компаниям разрешалось также продавать свою продукцию на розничных рынках нефтепродуктов, в том числе и на автозаправочных станциях. Активы, созданные для транспортировки нефти по трубопроводам, вошли в состав государственной компании Транснефть, а активы, которые были задействованы в трубопроводном транспорте нефтепродуктов, – в состав государственной компании Транснефтепродукт.

Тем самым, на рынках нефти и нефтепродуктов были законодательно установлены предпосылки для конкуренции между вертикально-интегрированными нефтяными компаниями как на внешнем рынке нефти, так и на внутренних рынках нефтепродуктов. Создание условий для соперничества на рынке нефти и нефтепродуктов не в последнюю очередь объясняется стремлением поддержать ускоренную автомобилизацию населения, которая началась в начале 1990-х годов, и которой могли помешать высокие цены на бензин. Разница в подходах к реформированию с газовой индустрией была обусловлена, в том числе, тем, что на мировом рынке нефти (в отличие от европейского рынка природного газа) Россия не была ценоформирующей страной, и появление нескольких нефтяных российских компаний на внешнем рынке нефти не могло повлиять на масштаб извлечения ренты при экспорте российской нефти. В то же время на внутреннем конкурентном рынке нефтепродуктов можно было ожидать более низких цен  на бензин, чем на рынке, где могла появиться рыночная власть поставщиков нефтепродуктов.

Исторически  цены на бензин имеют тенденцию к постоянному росту, что закономерно вызывает вопрос о том, насколько эффективно достигаются цели реформ и действительно ли розничный рынок бензина является концентрированным? Актуальной задачей, таким образом, является мониторинг ситуации на региональных рынках. Сохраняется ли тенденция для достижения поставленных реформами целей? В каких регионах России концентрация игроков максимальна, а где состояние розничного рынка бензина близко к конкурентному? В дальнейшем мы попытаемся ответить на эти вопросы.

 

Анализ структуры региональных рынков нефтепродуктов

Изучение концентрации на розничном рынке бензина прямыми методами является непростой задачей. Основные статистические данные, по которым можно делать выводы о доминирующем или монопольном положении, а именно, объемы продаж и розничные цены, являются коммерческой тайной предприятий. Поэтому задачей исследователя является оценка степени концентрации и конкурентности на основании косвенных данных, которые содержатся в открытых источниках. В нашем случае таковыми являются данные о количестве автозаправочных станций (АЗС), принадлежащих той или иной нефтяной компании и объединенных под единым брендом. Стоит поэтому сразу сделать оговорку относительно выводов и дальнейших результатов. На основании данных о количестве автозаправочных станций, принадлежащих тому или иному бренду в определенном регионе, можно сделать вывод лишь о наличии признаков возможного доминирования или высокой концентрации рынка в данном регионе. Утверждение и доказательство наличия доминирующего положения компании – прерогатива государственных регулирующих и антимонопольных органов.

Строение рынков нефтепродуктов является предметом исследования многих российских и зарубежных экономистов. В отечественной науке можно отметить исследования [2, 4], связанные с топливной промышленностью и методологией оценки конкуренции. В работе [1] был проведен анализ динамики российской нефтеперерабатывающей отрасли и рынка автомобильных топлив за 2000–2010 гг., измерены ряд отраслевых показателей, и с помощью них исследована структура рынка автомобильных топлив России. С помощью компьютерных расчетов был построен прогноз для данного рынка, а также выявлены сценарии его развития на период до 2020 г.

Наше исследование охватывает 85 субъектов Российской Федерации, включая полуостров Крым и город Севастополь. Для каждого субъекта федерации было установлено количество автозаправочных станций (на февраль 2017 года), а также принадлежность станции тому или иному бренду. В случае если АЗС не принадлежит к какому-либо бренду, она формально считается независимым оператором. Хотя фактически такая компания может покупать нефтепродукты  на оптовой базе, принадлежащей крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании, тем не менее, мы считаем, что в формировании ценовой политики она имеет большую долю самостоятельности, что позволяет считать ее «независимым» игроком. В этом случае вопрос может стоять о конкуренции и концентрации на оптовом рынке поставки бензина.

Всего в стране на февраль 2017 года действовало более 25200 автозаправочных станций и небольшое количество автоматизированных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Оказалось, что из 85 регионов России в 74 субъектах ни одному бренду не принадлежит наибольшее количество АЗС, иными словами, наибольшее число АЗС может рассматриваться как «независимые операторы». В 11 регионах РФ та или иная вертикально-интегрированная нефтяная компания владеет наибольшим (по отношению к другим участникам) количеством автозаправочных станций. Условно назовем такую компанию «главным» игроком, с учетом оговорки, что факт доминирования вовсе не обязательно следует из наличия наибольшей доли рынка и большого числа АЗС в регионе.

В таблице 1 приведены 11 регионов, имеющих в качестве «главного» игрока одну из российских вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Приведено количество АЗС в регионе и доля рынка крупнейшего участника.

 

Таблица 1 — Регионы с «главным» игроком (по числу АЗС)

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
Ненецкий автономный округ 5 Лукойл 3 60.0%
Республика Коми 110 Лукойл 59 53.6%
Республика Башкортостан 619 Башнефть 316 51.1%
Ямало-Ненецкий автономный округ 98 Роснефтегаз 40 40.8%
Псковская область 173 Сургутнефтегаз 66 38.2%
Республика Бурятия 147 Роснефть 56 38.1%
Кировская область 201 Движение 76 37.8%
Чувашская Республика 157 Татнефть 56 35.7%
Новгородская область 172 Сургутнефтегаз 61 35.5%
Удмуртская Республика 225 Лукойл 66 29.3%
Липецкая область 194 Роснефть 52 26.8%

Источник данных: база данных www.benzin-price.ru [3], расчеты автора

 

Можно видеть, что компания Лукойл является крупнейшим игроком в 3 регионах, причем в Ненецком автономном округе ей принадлежит 60% розничного рынка бензина (по количеству АЗС). Компании Роснефть и Сургутнефтегаз имеют максимальное относительное присутствие в двух регионах (фактически, Роснефть даже в трех, поскольку с 2016 года она является основным акционером Башнефти, которой принадлежит 51.1% автозаправочных станций в республике Башкортостан). Татнефть, Движение и корпорация Роснефтегаз (государственная компания, управляющая нефтегазовыми активами России) имеют относительное максимальное присутствие соответственно в Чувашской республике, Кировской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

Отдельно стоит рассмотреть ситуацию в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В Москве к настоящему моменту функционирует 758 автозаправочных станций, в области их 1470. На Санкт-Петербург и Ленинградскую область, соответственно, приходится 546 и 351 станция. В обоих городах федерального значения наибольшее количество АЗС приходится на Лукойл, однако его доля для Москвы составляет всего 16.4%, а в Санкт-Петербурге 21.4% (табл.2).

 

Таблица 2 — АЗС в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Регион АЗС в регионе «Главный» игрок АЗС у «главного» игрока Доля рынка
г. Москва 758 Лукойл 124 16.4%
Московская область и новая Москва 1470 Независимые операторы 424 28.8%
г. Санкт-Петербург 546 Лукойл 117 21.4%
Ленинградская область 351 Независимые операторы 96 27.4%

Источник данных: база данных www.benzin-price.ru [3], расчеты автора

 

В областях страны доля ни одного из брендовых АЗС не превышает 12%, а главная часть приходится на независимых операторов (28.8% и 27.4% соответственно Московская и Ленинградская области).

 

Индексы Херфиндаля-Хиршмана для оценки концентрации рынков

Для оценки уровня концентрации в отрасли будем использовать индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). В зависимости от его значения, различают следующие уровни концентрации на рынке.

  • Значения индекса H ниже 100 указывают на наличие высокой степени конкуренции на рынке.
  • Значения индекса H ниже 1500 указывают на низкую степень концентрации в отрасли.
  • Индекс в пределах от 1500 до 2500 характеризует рынок с умеренной концентрацией компаний-продавцов.
  • Если индекс выше 2500, то на рынке есть признаки высокой концентрации и низкого уровня конкуренции.

В табл.3 приведены данные по 10 регионам России с самыми низкими уровнями рыночной концентрации. Лидером по этому показателю является Республика Дагестан. Из 326 автозаправочных станций в регионе 7 приходится на топливную компанию «Экотек», 1 на Роснефть, 1 на Гарант и 317 на небрендовых операторов. Вся первая десятка регионов имеет индекс Херфиндаля-Хиршмана ниже 350, что указывает на низкую степень концентрации и высокий уровень конкуренции на розничном рынке бензина в этих регионах. Необходимо сделать оговорку, что это не означает автоматически высокую конкуренцию на нефтяном рынке в регионе в целом, поскольку на уровне оптовых поставщиков и, к примеру, рынке транспортировки нефтепродуктов, ситуация может быть совсем другой. Тем не менее, непосредственно в ритейловых продажах бензина можно отметить позитивный итог реформирования нефтегазового сектора и формирование рынка с низким уровнем концентрации и высокой самостоятельностью на уровне отдельных розничных игроков.

 

Таблица 3 — Регионы с самой низкой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Республика Дагестан 326 35
Республика Калмыкия 113 137
Чеченская республика 136 138
Республика Тыва 50 208
Республика Северная Осетия-Алания 115 268
Калужская область 225 304
Ханты-Мансийский автономный округ 329 308
Самарская область 635 316
Республика Адыгея 153 331
Тульская область 300 334

 

Приведем также 10 регионов с наивысшим показателем индекса Херфиндаля-Хиршмана. Данные табл.4, как можно было ожидать, во многом перекликаются с данными табл.1.

 

Таблица 4 —  Регионы с самой высокой концентрацией игроков (по HHI)

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
Ненецкий автономный округ 5 4 400
Республика Коми 110 2 929
Республика Башкортостан 619 2 764
Ямало-Ненецкий автономный округ 98 2 193
Кировская область 201 2 125
Республика Бурятия 147 1 843
Чукотский автономный округ 6 1 667
Псковская область 173 1 615
Липецкая область 194 1 568
Костромская область 105 1 556

 

Регионом с самым высоким уровнем концентрации является Ненецкий автономный округ (индекс HHI равен 4400). Из пяти АЗС региона 3 принадлежат Лукойлу, 2 приходятся на независимых операторов. Наряду с данным регионом, Республика Коми и Республика Башкортостан имеют показатели индекса HHI выше 2500, что указывает на высокую концентрацию и низкий уровень конкуренции на данных региональных рынках. Остальные 7 регионов из табл.4 имеют индекс HHI в пределах от 1500 до 2500 пунктов, что означает умеренную концентрацию участников розничного рынка бензина.

В этой части также необходимо сделать оговорку. Наличие высокой концентрации в отрасли означает рыночную власть олигополистов, однако не определяет факт использования или злоупотребления этой властью. Для того, чтобы установить признаки недобросовестной конкуренции, необходимы исследования взаимодействия между игроками и определение методики и характеристик ценообразования на том или ином рынке (подробнее см. [5] и [6]). Тем не менее, индекс Херфиндаля-Хиршмана выявляет потенциал рыночной власти продавцов и степень концентрированности рынка, что делает его подходящим инструментом для маркирования строения рынков.

Индекс HHI для Москвы, Санкт-Петербурга и соответствующих областей приведен в табл.5.

 

Таблица 5 —  Концентрация рынков бензина в Москве, Санкт-Петербурге и областях

Регион АЗС в регионе Индекс Херфиндаля-Хиршмана
г. Москва 758 823
Московская область и новая Москва 1470 331
г. Санкт-Петербург 546 1 025
Ленинградская область 351 448

 

Как в самих городах, так и в соответствующих областях индекс показывает низкую степень концентрации. Следует отметить, что в среднем по России одна АЗС приходится на 5.8 тыс. человек населения. В Москве и Санкт-Петербурге этот показатель равен соответственно 16.3 тыс. и 9.7 тыс. человек на одну АЗС (данные Госкомстата РФ). Таким образом, два города федерального значения наряду с Чеченской республикой (10.4 тыс. на одну АЗС) имеют самую низкую насыщенность автозаправочными станциями в стране. В то же время в Московской области этот показатель равен 5.0 тыс. на АЗС, а в Ленинградской 5.1 тыс., что ниже среднего по стране. Можно сделать вывод, что низкая (по сравнению с другими регионами) насыщенность розничного рынка в пересчете на душу населения не обязательно определяет высокую концентрацию и рыночную власть продавцов.

 

Выводы

На текущий момент есть основания считать, что реформирование нефтяной отрасли в России в большой степени достигло поставленных 25 лет назад задач. Сформированный рынок имеет преимущественно низкую концентрацию продавцов и предпосылки для конкурентного взаимодействия. Тем не менее, ситуация неоднородна между различными регионами страны. В большинстве субъектов федерации значительное число АЗС управляется независимыми розничными операторами, что определяет высокую степень независимости в принятии решений о политике ценообразования и создает условия для высокой степени конкуренции. В то же время часть регионов России обладает высокой концентрацией продавцов с потенциалом рыночной власти и мотивацией для ее использования. Насколько эта власть реализуется и есть ли признаки неконкурентного ценообразования в регионах России, в том числе с низкой концентрацией продавцов, – актуальная задача для новых обширных исследований.

 

Список литературы:

  1. Брагинский О.Б., Куницына Н.Н., Лактионов В.В. Исследование, моделирование и прогнозирование российского рынка автомобильных топлив // Препринт # WP/2011/284. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011.
  2. Брагинский О.Б., Лактионов В.В. О методах анализа и прогноза структуры рынка автомобильных топлив // Нефть, газ и бизнес. №9. С.38-41, 2008.
  3. Интернет-каталог российских АЗС // http://www.benzin-price.ru/
  4. Краснова М. И. Совершенствование методики оценки конкуренции на региональном рынке нефтепродуктов // Вестник Пермского университета. Выпуск № 2, 2012.
  5. Панфилов М.В. Есть ли сговор на российском рынке розничной продажи нефтепродуктов? // Магистерская диссертация РЭШ, 2008
  6. Филькин М.Е. Эмпирический анализ конкуренции на розничном рынке бензина // Экономическая наука современной России. №3 (50) С.78-92. 2010.
  7. Чернавский С.Я. Реформы регулируемых отраслей российской энергетики // Нестор-История, М.; СПб., 2013.

 

References

  1. Braginskij O.B., Kunicyna N.N., Laktionov V.V. Research, modeling and forecasting of Russian automotive fuels market [Issledovanie, modelirovanie i prognozirovanie rossijskogo rynka avtomobil’nyh topliv]// Preprint # WP/2011/284. – M.: CEMI RAS, 2011.
  2. Braginskij O.B., Laktionov V.V. Methods for analyzing and forecasting of automotive fuels market structure [O metodah analiza i prognoza struktury rynka avtomobil’nyh topliv]// Oil, gas and business. №9. С.38-41, 2008.
  3. Internet database of Russian gas stations // http://www.benzin-price.ru/
  4. Krasnova M. I. Improvement of the methodology of competition estimation in the regional gasoline market [Sovershenstvovanie metodiki ocenki konkurencii na regional’nom rynke nefteproduktov ]// Perm University Herald, Issue №2, 2012.
  5. Panfilov M.V. Is there collusion in the Russian retail gasoline market? [Est’ li sgovor na rossijskom rynke roznichnoj prodazhi nefteproduktov?]// Master theses, NES, 2008.
  6. Fil’kin M.E. Empirical analysis of competition in the Russian retail gasoline market [Jempiricheskij analiz konkurencii na roznichnom rynke benzina]// Economics of Contemporary Russia. №3 (50), pp. 78-92. 2010.
  7. Chernavskij S.Ja. Industrial regulatory reforms in the Russian energy sector [Reformy reguliruemyh otraslej rossijskoj jenergetiki]// Nestor-History, M., SPb., 2013.

Отраслевая экономика, Региональное предпринимательство