Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Модернизация социальной сферы региона (на примере Республики Ингушетия)

Modernization of social sphere of region (on the example of the Republic of Ingushetia)

Авторы


Аспирант кафедры экономической теории
Россия, Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана
madina061192@mail.ru

Аннотация

В статье рассматривается анализ сущности одного из приоритетных направлений формирования и реализации региональной социальной политики – развитие системы здравоохранения. Показано, как сформулированные стратегические цели, по достижению желаемого образа будущего, декомпозируются на уровень задач, проектов и инвестиционных предложений по каждому стратегическому направлению социально-экономического развития Ингушетии до 2030 года.

Ключевые слова

социальная сфера региона, региональная политика, управление социальной сферой региона, стратегические цели, тактические программные мероприятия, комфортное социальное пространство

Рекомендуемая ссылка
Сукиева Мадина Магомедовна
Модернизация социальной сферы региона (на примере Республики Ингушетия)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4945. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4945/
Authors

Sukieva Madina Magomedovna
Postgraduate Student, Department of Economic Theory
Russia, Moscow State Technical University named N.Je.Bauman
madina061192@mail.ru

Abstract

In article the analysis of essence and one of the priority directions of formation and realization of regional social policy – development of a health system is considered. It is shown how the formulated strategic goals, in order to achieve the desired image of the future, are decomposed into the level of tasks, projects and investment proposals for each strategic direction of socio-economic development of Ingushetia until 2030.

Keywords

Social sphere of the region, regional policy, management of the social sphere of the region, strategic goals, tactical program activities, comfortable social space

Suggested Citation
Sukieva Madina Magomedovna
Modernization of social sphere of region (on the example of the Republic of Ingushetia). Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4945. Date issued: 2017-03-27. Available at: http://eee-region.ru/article/4945/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Формирование социальной политики на региональном уровне сравнительно новое явление, так как до начала конституционной реформы регион (республика Ингушетия) не был достаточно самостоятельным в формировании социально-политических отношений и практически не реализовал себя как субъект региональной политики. Хотя проблемы социального развития были острыми всегда, а на уровне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным федеральным центром правилам.

Но в условиях реформирования и демократизации российского общества региональные органы государственной власти и управления становятся главным субъектом социальной политики в регионе. Государственная региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

 

Социальная сфера региона: функционирование и развитие

Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:

  • последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;
  • учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
  • повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор.

Предпосылками региональной политики выступают структурная разнородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, социальном, экономическом, этническом и политическом аспектах. Подобная разнородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

Провозглашаемый курс на модернизацию страны с необходимостью предполагает модернизацию экономики и социальной сферы регионов. Но универсальная схема такой модернизации в условиях России объективно невозможна, с учетом неравномерности развития и качественной неоднородности регионов, различий в располагаемых ими экономических и социальных ресурсах. Поэтому одним из важных условий осуществления изменений является анализ состояния ресурсного потенциала региона, определяющий возможности инновационного развития.

Инновационное развитие как страны в целом, так и регионов невозможно осуществить только через использование пусть даже самых передовых экономических моделей и производственных технологий. Успешность модернизации в первую очередь зависит от состояния человеческих и социальных ресурсов, возможностей эффективного использования человеческого капитала. В этих условиях особую значимость приобретают состояние социальной сферы региона.

Социальная сфера включает в себя отрасли, деятельность организаций которых обеспечивает решение социальных проблем населения. Основой реализации государственной социальной политики является территориальное образование (субъект Федерации), так как особенности его развития должны учитываться при разработке и принятии управленческих решений в социальной сфере.

Цель функционирования социальной сферы – социальное развитие региона, направленное на изменение благосостояния, структуры потребностей и форм жизнедеятельности населения в меняющейся социальной и экономической среде. Объектом социального развития является население региона.

Представление социальной сферы региона в виде системы позволяет представить ее в виде системы взаимосвязей основных отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, ЖКХ), деятельность которых направлена на развитие человеческого потенциала и улучшение качества жизни населения региона.

Основным субъектом управления социальной сферы региона выступает государство в лице региональных органов власти. Кроме того, субъектами управления социальной сферы являются хозяйствующие субъекты (бизнес -структуры), выполняющие социальные функции, и общественные организации, играющие роль сторонних наблюдателей и контролеров.

На функционирование социальной сферы региона как системы влияют различные факторы. Такими внешними факторами являются [6]:

  • уровень экономического развития региона;
  • социально-политические процессы региона, страны;
  • демографические процессы;
  • природная среда;
  • культурное и национальное наследие региона.

Составляющие системы развития социальной сферы региона невзаимозаменяемые, но равнозначны, и в целом определяют две стороны развития. С одной стороны, это компоненты, определяющие потребление (доход) и человеческий капитал (образование, здоровье), а с другой стороны, условия, характеризующие уровень базовых благ и услуг и доступ к ним. Определение приоритетности этих компонентов во многом зависит от концепции социального развития региона и от уровня экономического развития.

 

Развитие социальной сферы в Республике Ингушетия

Попытаемся рассмотреть действие некоторых факторов на примере Республики Ингушетия. Постановлением Правительства от 16 февраля 2009 г. утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009-2020 годы и на период до 2030 года.

Определив направление движения, и сформулировав образ будущего Ингушетии как неотъемлемой части России, равноправного и самобытного региона, многонациональной, дружелюбной, гостеприимной, инвестиционно привлекательной, политически стабильной, экономически и культурно развитой, благополучной и самодостаточной Республики органы государственной власти, тем самым, обозначили состояние, которого необходимо достичь к 2030 году.

Сформулированные стратегические цели, по достижению желаемого образа будущего, декомпозируются на уровень задач, проектов и инвестиционных предложений по каждому стратегическому направлению социально-экономического развития Ингушетии до 2030 года [1]:

  1. Мегапроект «Индустрия уюта» жителям Республики Ингушетия.
  2. Позитивная репутация бизнес сообщества Республики.
  3. Содействие Российской Федерации в установлении мира и добрососедства на Северном Кавказе.
  4. Энергия нашей земли Вашему здоровью.

Таким образом, формируются тактические программные мероприятия. Реализация этих мероприятий позволит достичь генеральной цели: «Обеспечение роста благосостояния населения в независимости от принадлежности к той или иной национальности, конфессии, а также месту проживания».

 

Решение стратегической задачи создания комфортного социального пространства в Республике Ингушетия

Рассмотрим первое стратегическое приоритетное направление: «Мегапроект «Индустрия уюта» жителям Республики Ингушетия».

Цель — создание к 2030 году условий для комфортного проживания и ведения экономической деятельности хозяйствующих субъектов на всей территории Республики Ингушетия.

Основные задачи:

  1. Создать комфортную социальную сферу в целом по Республике и в каждом ее районе в частности (развитие социального пространства).
  2. Создать комфортное экономическое пространство, обеспечивающее устойчивый экономический рост и возможность эффективной занятости населения на всей территории Ингушетии.
  3. Создать эффективно действующую инфраструктуру (транспортную, финансовую, информационную) позволяющую связать социально-экономическую деятельность на всей территории Ингушетии в единый комплекс.

Задача № 1. «Создание комфортного социального пространства».

Формирование комфортного социального пространства отражает самое важное стратегическое направление — социальную стратегию, которая в качестве наполнения включает развитие всех социальных услуг (образования, здравоохранения, культуры, молодежной — политики и т.д.) на всей территории Ингушетии.

Решением этой задачи достигается следующая цель — создать к 2030 году в Ингушетии комфортное социальное пространство.

Эта задача решается путем реализации следующих четырех проектов:

  1. Здоровье гражданина — здоровье нации
  2. Образование — основа развития, залог успеха
  3. Историко-культурный потенциал — основа самобытности ингушского народа
  4. Ингушетия — регион благоприятной социальной среды.

В рамках данной статьи более подробно рассмотрим первый проект «Здоровье гражданина — здоровье нации». Для этого необходимо охарактеризовать текущее состояние здравоохранения Республики Ингушетия.

За прошедшие годы республике удалось кардинально изменить ситуацию в сфере медицины, а именно в части обеспеченности объектами здравоохранения. Еще несколько лет назад большинство медицинских учреждений республики располагались в приспособленных, не соответствующих требованиям помещениях, что сказывалось на качестве оказываемых населению медицинских услуг, еще хуже было с оборудованием.

За счет поддержки, которая оказывалась республике в рамках государственных программ Российской Федерации и за счет собственных средств построено 19 объектов в сфере здравоохранения [2]. Все эти учреждения оснащены современным медицинским оборудованием.

Только в 2016 году завершено строительство таких крупных медицинских объектов как противотуберкулезный диспансер, республиканская детская больница, республиканский эндокринологический диспансер, Малгобекское отделение противотуберкулезного диспансера; проведено оснащение оборудованием онкологического диспансера.

Знаковым событием для системы здравоохранения республики, безусловно, станет ввод в эксплуатацию перинатального центра на 130 коек, строительство которого уже завершено.

Качественное улучшение материально-технической базы системы здравоохранения позволило республике обеспечить низкую общую смертностью и рост продолжительности жизни. Так, за январь–ноябрь 2016 года рождаемость составила 17,2 на 1000 населения, что выше средних показателей по Российской Федерации и СКФО (РФ – 13,3, СКФО – 16,0), смертность — 3,2 на 1000 населения, что в 4 раза ниже среднего показателя по Российской Федерации и в 2 раза по СКФО (РФ – 12,9, СКФО – 7,7).

Произошло снижение младенческой смертности, которая составила за 11 месяцев 2016 года 10,6 случаев на 1000 родившихся живыми (в 2015 году –11,4). Однако данный показатель остается еще высоким: для сравнения, в среднем по РФ он составил 5,9 случаев на 1000 родившихся живыми [3].

Особое внимание уделяется развитию доступности медицинской помощи сельскому населению, сохранены все ФАПы и врачебные амбулатории. В полном объеме проведена диспансеризация населения.

На базе Ингушской республиканской клинической больницы и республиканского противотуберкулезного диспансера второй год оказывается высокотехнологичная медицинская помощь (нейрохирургия, травматология, ортопедия, торакальная и сердечно-сосудистая хирургия). За 2016 год проведено более 300 высокотехнологичных оперативных вмешательств, а в 2015 году – их число составляло 221. В 2016 году получено 13 автомобилей скорой медицинской помощи, в том числе 1 реанимобиль. Организована работа кабинетов неотложной медицинской помощи. Улучшение доступности неотложной медицинской помощи позволило сократить в 98% случаев время доезда до 20 минут.

Показатель обеспеченности населения врачами в республике составил 38,1 на 10 тыс. человек населения, хотя это пока ниже аналогичного показателя по Российской Федерации. По результатам окончания интернатуры и ординатуры 18 выпускников медицинских ВУЗов России трудоустроено в медицинские организации республики, 155 человек направлено в ведущие медицинские ВУЗы страны в рамках выделения целевых мест по программам специалитета, более 100 человек направлено на обучение в интернатуру и ординатуру. Ряд проведенных мероприятий позволил снизить дефицит врачебных кадров, а по отдельным профилям медицинской помощи достигнута 100% укомплектованность врачами.

В 2017 году в целях укомплектования участковыми врачами-терапевтами и педиатрами Минздраву республики необходимо наращивать число врачей, которые находятся в системе непрерывного медицинского образования. Параллельно необходимо развивать новые системы допуска к профессиональной деятельности. В рамках осуществления задачи по информатизации здравоохранения сформирована региональная медицинская информационная система, в медицинских организациях установлены программные модули: электронная медицинская карта, электронная регистратура, автоматизированное рабочее место врача, самостоятельная запись на прием и т.д. Создана региональная корпоративная сеть на основе волоконно-оптической линии связи с центром в Минздраве Ингушетии.

Реализация данного проекта даст возможность сократить время, расходуемое врачом на заполнение документации, и высвободить не менее 30% его рабочего времени на непосредственную работу с больным. Врач получит неограниченный доступ ко всем информационным базам, к электронной медицинской библиотеке, к системам помощи в принятии решений, а кроме того, к возможности телемедицинских консультаций с федеральными и региональными организациями необходимого профиля.

В 2017 году Министерству здравоохранения республики необходимо продолжить работу по следующим направлениям [4]:

  • финансовое обеспечение граждан, страдающих редкими органными заболеваниями;
  • продолжить работу по развитию информатизации в медицинских организациях;
  • организовать мероприятия по сокращению дефицита медицинских кадров;
  • продолжить работу по созданию трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и детям.

Для системного развития здравоохранения Республики Ингушетия необходимо комплексное решение проблем. Все мероприятия локального характера не смогут исправить существующую ситуацию.

Исходя из выше изложенного, предложена следующая модель развития здравоохранения Республики Ингушетия до 2030 года: в области здравоохранения к 2030 году планируется обеспечить условия для повышения качества оказания медицинских услуг, их равнодоступности для всего населения. При этом основной упор будет сделан на переход от лечения заболеваний к их профилактике и лечению.

Основное внимание здравоохранения должно быть направлено на:

  • устранение причин возникновения болезней;
  • обеспечение современных стандартов в работе системы здравоохранения;
  • формирование здорового образа жизни.

Цель Проекта — укрепить здоровье и создать условия для динамичного развития демографической ситуации, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни населения на всей территории Ингушетии.

Задачи Проекта:

1) Улучшить демографическую ситуацию;

2) Повысить качество и равнодоступность услуг здравоохранения.

К 2020 году в Республике планируется развивать программные мероприятия, связанные с развитием медицинской науки и инноваций в сфере здравоохранения. В период с 2020 по 2030 гг. планируется развить медицинские центры по предупреждению сердечно-сосудистых заболеваний, центра онкологии, а также сети санаторных, оздоровительных учреждений в горной Ингушетии.

Центры будут созданы с учетом обеспечения развития сети образовательных медицинских учреждений, обеспечивающих развитие науки, образования и медицинской практики в комплексе. Это будет способствовать развитию новых и внедрению передовых технологий в сфере здравоохранения.

 

Заключение

Все перечисленные мероприятия, планируемые к осуществлению до 2030 года, направлены на создание комфортных условий для обеспечения населения высококвалифицированной, специализированной медицинской помощью и реабилитацией. Это позволит, к 2030 году сформировав систему здравоохранения, обеспечить развитие комфортного социального пространства на всей территории Ингушетии.

 

Литература:

  1. Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 г. «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009-2020 годы и на период до 2030 года».
  2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, (утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 2408-р).
  3. Информация Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа о реализации Государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года за 2016 г.
  4. Послание Главы Республики Ингушетия Ю-Б.Б. Евкурова Народному Собранию Республики Ингушетия на 2017 год.
  5. Отчет Министерства экономического развития Республики Ингушетия о социально–экономическом развитии Республики Ингушетия за 2016 год.
  6. Скворцов И.П. Социальная политика региона: теория и практика. М.: Кнорус, 2010.

 

Literature:

  1. Decree of the Government of the Republic of Ingushetia of 16 February 2009 «On the approval of the socio-economic development strategy of the Republic of Ingushetia for 2009-2020 and for the period until 2030 [Ob utverzhdenii strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija Respubliki Ingushetija na 2009-2020 gody i na period do 2030 goda]».
  2. The State Program of the Russian Federation «Development of the North Caucasus Federal District» for the period until 2025 [Razvitie Severo-Kavkazskogo federal’nogo okruga» na period do 2025 goda], (approved by the decree of the Government of the Russian Federation of December 17, 2012 No. 2408-r).
  3. Information of the Ministry of the Russian Federation on the affairs of the North Caucasus on the implementation of the State Program of the Russian Federation «Development of the North Caucasus Federal District» for the period until 2025 [Razvitie Severo-Kavkazskogo federal’nogo okruga» na period do 2025 goda] for 2016.
  4. Message from the Head of the Republic of Ingushetia Ju-B.B. Evkurov to the People’s Assembly of the Republic of Ingushetia for 2017.
  5. Report of the Ministry of Economic Development of the Republic of Ingushetia on the socio-economic development of the Republic of Ingushetia for 2016.
  6. Skvorcov I.P. Social policy of the region: theory and practice [Social’naja politika regiona: teorija i praktika]. Moscow: Knorus, 2010.

Государственное и муниципальное управление, Экономика труда