Главная страница » Публикации » №1 (49) » Региональная политика развития кластеров малых и средних предприятий

Региональная политика развития кластеров малых и средних предприятий

Regional policy for the development of small and medium-sized enterprises clusters

Авторы

Корчагина Ирина Васильевна
доцент кафедры экономической теории, налогообложения, предпринимательства и права, заместитель директора Института экономики и менеджмента по воспитательной работе
Россия, Кемеровский государственный университет
korchagina-i@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и методические основы формирования кластеров малых и средних предприятий, охарактеризована их роль в экономике регионов. Предложен новый подход к региональной кластерной политике на интегральной основе. Он позволяет объединить на единой содержательной основе мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса, промышленной политике, модели пространственного развития. Разработан алгоритм региональной кластерной политики по развитию кластеров малых и средних предприятий.

Ключевые слова

пространственное развитие, региональная политика развития кластеров, кластер малых и средних предприятий, алгоритм формирования кластерной политики региона

Рекомендуемая ссылка

Корчагина Ирина Васильевна

Региональная политика развития кластеров малых и средних предприятий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4939. Дата публикации: 20.03.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4939/

Authors

Korchagina Irina Vasil'evna
Deputy director on educational work of the Economics and Management Institute, Associate Professor, Department of Economic Theory, Taxation, Business and Law
Russia, Kemerovo State University
korchagina-i@mail.ru

Abstract

The purpose of the article is to develop an algorithm for the regional policy for the development of clusters of small and medium-sized enterprises, and measures for its implementation. The article clarifies the definition of the term «cluster of small and medium-sized enterprises», specifies the features of their functioning. The role of clusters of small and medium-sized enterprises in regional economic development is disclosed. The author's approach to regional cluster policy is presented. It involves supporting not isolated small, medium-sized enterprises, but their clusters. The algorithm of cluster policy, including the research stage, is developed. The most effective measures within the framework of the regional cluster policy have been identified and substantiated. The necessity of orienting the regional cluster policy on the strategic objectives of the development of the territory is shown. The conclusions and recommendations of the study can be used in further empirical studies of clusters of small and medium-sized enterprises, as well as the development of documents for the strategic development of the subjects of the Russian Federation.

Keywords

Spatial development, regional cluster development policy, a cluster of small and medium-sized enterprises, an algorithm for the formation of a cluster policy of the region

Suggested Citation

Korchagina Irina Vasil'evna

Regional policy for the development of small and medium-sized enterprises clusters// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4939. Date issued: 20.03.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4939/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Политика регионального развития современной России сталкивается с новыми проблемами и вызовами вследствие недостатка ресурсов и новых управленческих задач [1, 4, 6]. В сложившейся ситуации необходимо использовать потенциал новых форм пространственной организации экономики с присущими им положительными эффектами. Традиционно в ряду таких форм большое внимание уделяется кластерным образованиям, однако необходимо учитывать их неоднородность и большое разнообразие. Большинство исследований региональных кластеров концентрируется на возможностях интеграции крупных лидирующих фирм с малыми и средними предприятиями, что в большей степени соответствует американской модели кластерной организации экономики. Вместе с тем, на региональном уровне представляется перспективным объединение на основе кластера предприятий, относящихся по преимуществу к малым и средним.

 

Теоретические аспекты кластеров малых и средних предприятий

Анализ литературных данных показывает, что теоретические аспекты, связанные с пониманием сущности и особенностей кластеров малых и средних предприятий, в настоящее время недостаточно проработаны даже на уровне определения (см. таблицу 1). Безусловно, это ограничивает эффективность региональной кластерной политики.

 

Таблица 1 – Анализ подходов к термину «кластер малых и средних предприятий»

Автор и источник Определение
Романишин О.З. Перспективы развития малых предприятий в составе региональных мясоперерабатывающих кластеров // Никоновские чтения. 2006. №11. С. 181–182. Механизм функционирования группировки предприятий, опирающихся на общую сырьевую базу, имеющих тесные технологические и производственные связи, выпускающих разную продукцию и конкурирующих [7]
Кичигина И.С. Кластерный подход в формировании конкурентных преимуществ субъектов малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2010. №5. С. 40–44. Группа локализованных предприятий, объединенных территориально и связанных общими экономическими интересами [5]
Чугунова Е.В. Управление развитием кластеров предприятий малого бизнеса. Дисс. … канд. экон. наук. СПб., 2010. С. 12. Сеть географически соседствующих независимых мелких и малых предприятий, связывающих рыночные институты и потребителей и обеспечивающую их взаимодействие в целях достижения конкурентных преимуществ [9]
Березов А.Т. Региональные основы формирования и развития экономических кластеров малых предприятий. Дисс. … канд. экон. наук. Владикавказ, 2012. С. 11. Территориально-локализованная и сконцентрированная группы малых форм хозяйствования, взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга, ядром которой выступает одно или несколько крупных и устойчиво развивающихся предприятий [3]
Селезнева О.В., Соколова Л.Г. Малые предприятия в системе кластеров // Известия ИГЭА. 2012. №5. Объединение организаций, расположенных в непосредственной близости, работающих совместно с целью получения конкурентных преимуществ, взаимодополняющих друг друга, усиливающих конкурентные преимущества [8]
Бабейова М. Стратегия выхода кластера малых предприятий Словакии на внешние рынки. Дисс. … канд. экон. наук. М., 2013. С. 16. Сеть независимых производственных и/или сервисных фирм, создателей новых технологий и ноу-хау, связующих рыночных институтов и потребителей, как взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости, так и конкурирующих друг с другом с целью обеспечения выгодного конкурентного позиционирования [2]

 

Большинство представленных определений носит зауженный характер, поскольку не учитывают пространственные аспекты функционирования кластеров малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона, наличие единой связующей основы в виде цепочки создания добавленной стоимости. Учитывая данные соображения, автором предложено понятие «кластер малых и средних предприятий» рассматривать как пространственно локализованное неформальное объединение субъектов малого и среднего предпринимательства на основе участия в общих цепочках создания добавленной стоимости, производящего готовую продукцию с использованием по преимуществу местных факторов производства. Цепочка создания добавленной стоимости как одна из важнейших категорий, связанных с исследованием кластеров, позволяет соотнести конкретные звенья данной цепочки с отдельными предприятиями или их кластерами, которые специализируются на определенных операциях, добавляющих ценность производимой продукции и определяющих ее конкурентоспособность.

В рамках цепочек создания стоимости выделяются звенья, на которые возлагаются основные и вспомогательные операции. Формирование кластера малых и средних предприятий позволяет «наполнить» каждое звено цепочки тем составом участников, который реализует соответствующие операции наиболее эффективно с учетом преимуществ от территориальной концентрации. Таким образом, кластер малых и средних предприятий в значительной степени формирует единую цепочку создания стоимости, или, по крайней мере, основные ее звенья. Это обуславливает возможность производства конкурентоспособного готового продукта внутри региона.

Кластеры малых и средних предприятий могут специализироваться на производстве продукции с высокой добавленной стоимостью, не требующей эффекта масштаба, а также ориентированной на специфические региональные или местные потребности. В отличие от классических кластеров, малые и средние предприятия в данном случае не обслуживают лидеров кластера, а самостоятельно производят конечный продукт. В частности, кластеры малых и средних предприятий могут специализироваться на выпуске пищевых продуктов высокого качества, совместно формируя логистическую систему, необходимую для продвижения товаров в современные торговые форматы.

Наряду с этим, важным результатом деятельности малых и средних предприятий может стать импортозамещение на основе максимально полного использования региональных ресурсов и дифференциации продукции, что менее привлекательно для крупного бизнеса, лидирующего в кластерах традиционного типа, а также субконтрактация, когда сеть гибко специализированных малых и средних предприятий региона обеспечивает материально-техническими ресурсами крупные компании.

 

Региональная политика развития кластеров малых и средних предприятий

Региональной экономической политике свойственны институциональные барьеры, ограничения, связанные с недостатком системных взаимосвязей различных функциональных областей, а также не всегда корректным выбором приоритетов, целей и объектов поддержки. Достаточно ярко данные проблемы проявляются на примере кластерной политики России и ее регионов. Известно, что формирование и развитие кластеров, в том числе кластеров малых и средних предприятий, не может рассматриваться как стихийный процесс. Он требует адекватной региональной концепции и методов регулирования, согласованных со стратегией развития той или иной территории.

Тем не менее, кластерная политика еще не сложилась в виде четко определенной концепции и организационно-методического инструментария. Кластерные стратегии и программы используют меняющийся набор различных подходов и инструментов и обычно содержат сочетания аналитических приемов и методов, часто заимствованных из других областей. Кластерная политика может заимствовать из промышленной политики фокусирование на отдельных отраслях экономики и специфические для них мероприятия, то есть технологическую направленность. От политики регионального развития кластерная политика восприняла факт зависимости экономического роста от взаимодействия предпринимателей, научных и образовательных институтов и внешней среды в широком смысле.

С формированием кластеров также тесно связана пространственная политика, предполагающая пространственное планирование освоения и интеграции территории, межтерриториальную координацию между различными муниципальными образованиями, регулирование неоднородности формирующегося пространства. Из политики поддержки малого и среднего предпринимательства кластерная политика перенимает саму важность развития данной сферы как таковой, то есть аспекты, связанные со спецификой компаний. Совмещая роль технологического развития, отношения взаимосвязанных отраслей и рост частного предпринимательства, а также различные инструменты, связанные с каждой областью политики, можно сделать вывод, что конкурентные преимущества базируются на комбинации этих различных областей политики.

Целенаправленная политика региона по развитию кластеров малых и средних предприятий позволяет интегрировать основные направления промышленной политики (за счет реализации мероприятий, направленных на опережающее развитие обрабатывающей промышленности в соответствии с выбранными отраслевыми приоритетами), политики поддержки малого бизнеса (на основе формирования условий для получения малыми предприятиями интеграционных выгод и преимуществ). Наряду с этим, кластерная политика и конкретные цели, мероприятия, показатели развития кластеров малых и средних предприятий должны быть интегрированы в стратегию и программы развития региона с целью преодоления институциональных ограничений («барьеров»), возникающих при развитии кластеров.

По сравнению с поддержкой самих малых (а также средних) предприятий по отдельности, поддержка кластеров представляется значительно более продуктивной. Отдельные малые предприятия (как и многие средние) обладают чрезвычайно ограниченными финансовыми возможностями и мотивацией к технологическому развитию, склонны ограничиваться простейшими видами деятельности, в малой степени занимаются инновациями. Практика показывает, что стимулирование автономных малых предприятий не решает основных задач развития региональной экономики. Поэтому поддержка интеграции малых и средних товаропроизводителей в рамках кластеров, обладающих более значительным потенциалом диверсификации региональной экономики, удлинения цепочек создания добавленной стоимости, расширением деловых возможностей, в большей степени соответствует стратегическим целям развития большинства регионов.

В частности, для регионов традиционно-промышленного типа, которые составляют значительную часть субъектов РФ, основными приоритетами развития кластеров малых и средних предприятий выступает освоение производства промышленной продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также активизация инновационных процессов, направленных на преодоление недостатка ресурсов. Поскольку для таких регионов характерны приоритетная роль промышленности и инерционная отраслевая структура, возможности экономического развития в значительной степени обусловлены качественными преобразованиями самого промышленного сектора.

Предлагаемый автором алгоритм формирования кластерной политики региона, позволяющий диверсифицировать структуру экономики, а также сформировать условия для опережающего развития кластеров малых и средних предприятий, представлен на рисунке 1. Каждый этап алгоритма включает конкретные мероприятия и механизмы по идентификации, оценке кластеров, определению целей и задач, механизмов, методов реализации политики, проведению мониторинга кластерообразования и оценке достигнутых результатов.

В частности, необходимым элементом разработки кластерной политики является исследование региональной экономики с целью выбора и определения цели кластеров и методологии, используемые для идентификации и отбора целевых кластеров; исследование существующей нормативно-правовой базы с точки зрения кластерного подхода; изучение лучших практик и выявление локальных факторов успеха, влияющих на развитие кластеров в регионе. Это объясняется недостатком информации о потенциальных кластерах, формирующихся в экономике региона.

 

Алгоритм разработки и реализации региональной политики поддержки кластеров малых и средних предприятий

Рис. 1 – Алгоритм разработки и реализации региональной политики поддержки кластеров малых и средних предприятий

 

В отсутствие исследовательского этапа определение целей политики для проведения оценки кластерной политики представляет собой более сложную проблему, чем другие формы оценки экономического развития. Так как кластеры не соответствуют существующим отраслевым или статистическим классификациям, которые применяются в других видах оценки результативности политики, существует необходимость определить, что является границами кластера, которые следует учитывать при оценке.

В качестве приоритетных механизмов развития кластеров малых и средних предприятий, реализуемых в рамках кластерной политики, автор выделяет следующие.

  1. Формирование институциональных основ поддержки кластеров малых и средних предприятий, размещенных в экономическом пространстве региона, предполагает создание единого координирующего института кластерной политики, поскольку более традиционные институциональные решения (например, бизнес-инкубаторы) в ограниченной степени способны решать задачи кластерной политики в части содействия интеграционным процессам среди субъектов малого и среднего предпринимательства, росту кластерных компетенций у его участников, координации деятельности по управлению кластерами, привлечения новых участников кластеров, а также оперативной информационно-консультативной, организационной и маркетинговой поддержки.
  2. Реализация кластерного подхода и кластерных инициатив при доработке и актуализации стратегий развития регионов, в частности, включение цели и показателей развития кластеров малых и средних предприятий, производящих готовую продукцию, в содержание стратегии субъекта федерации, а также включение раздела «мероприятия в сфере создания кластеров малых и средних предприятий», соответствующих картосхем в схемы территориального планирования регионов, что позволяет реализовать на практике системный подход к кластерной политике.
  3. Осуществление постоянного мониторинга деятельности как уже сформированных, признанных кластеров, так и потенциальных, аккумулирование информации на базе центра кластерной политики в регионе, ее использование при совершенствовании кластерной политики и информационно-консультативной поддержке участников кластеров представляется необходимым для полноценной реализации исследовательского этапа кластерной политики, а также обеспечения обратной связи в системе регионального управления.
  4. Дифференцированная поддержка кластерных проектов, получивших позитивную оценку в формах субсидирования части затрат резидентов кластера на уплату процентных ставок по кредитам, техническое перевооружение и модернизацию производства, разработку, внедрение и сертификацию современных систем менеджмента (в частности, систем менеджмента качества, производственной безопасности), сертификацию продукции, приобретение патентов, лицензий, других нематериальных активов, а также в форме предоставления доступа к инфраструктуре, базам данных. Среди нефинансовых форм поддержки перспективными являются содействие защите интеллектуальной собственности резидентов кластера, проведение маркетинговых и бенчмаркинговых исследований в интересах кластера, создание площадок и институтов информационного обмена.

Первые три названных механизма в принципе не предполагают значительных дополнительных затрат бюджетов различных уровней и требуют в основном квалифицированных кадров и заинтересованности руководства региона в развитии кластеров. Исходным условием реализации кластерных механизмов на практике можно считать интеграцию соответствующих целей и задач в документы регионального стратегического планирования. При этом условии появляется адекватная содержательная и правовая основа для дальнейшей работы по использованию кластерных механизмов.

Таким образом, для реализации первых трех механизмов нужен в основном организационно-административный и кадровый ресурс. Более проблематичным представляется использование механизма поддержки кластерных проектов в условиях финансово-экономических ограничений. Основой их применения является оценка потенциального экономического и бюджетного эффектов с учетом соответствия целям стратегического развития региона.

 

Заключение

Формирование и функционирование кластеров малых и средних предприятий обладает существенным потенциалом для решения ключевых задач регионального развития. В свою очередь, это требует проработанной региональной кластерной политики, связанной с общими стратегическими целями и интегрирующей различные направления территориального регулирования. При наличии этих условий потенциал кластеров малых и средних предприятий может быть конструктивно реализован на практике.

 

Библиографический список:

  1. Анимица Е.Г., Силин Я.П., Сбродова Н.В. Теории регионального и местного развития. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2015. 151 с.
  2. Бабейова М. Стратегия выхода кластера малых предприятий Словакии на внешние рынки. Дисс. … канд. экон. наук. М., 2013. 191 с.
  3. Березов А.Т. Региональные основы формирования и развития экономических кластеров малых предприятий. Дисс. … канд. экон. наук. Владикавказ, 2012. 197 с.
  4. Дворядкина Е.Б., Сбродова Н.В. Промышленность как системообразующий фактор развития региона // Известия Уральского государственного экономического университета. 2008. №3. С. 8–13.
  5. Кичигина И.С. Кластерный подход в формировании конкурентных преимуществ субъектов малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2010. №5. С. 40–44.
  6. Новикова Н.В. Развитие элементов сетевой экономики на локальном потребительском рынке // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. №29. С. 98–104.
  7. Романишин О.З. Перспективы развития малых предприятий в составе региональных мясоперерабатывающих кластеров // Никоновские чтения. 2006. №11. С. 181–182.
  8. Селезнева О.В., Соколова Л.Г. Малые предприятия в системе кластеров // Известия ИГЭА. 2012. №5.
  9. Чугунова Е.В. Управление развитием кластеров предприятий малого бизнеса. Дисс. … канд. экон. наук. СПб., 2010. 192 с.

 

References:

  1. Animitsa E.G., Silin Ya.P., Sbrodova N.V. Theories of regional and local development [Teorii regional’nogo i mestnogo razvitija]. Ekaterinburg: Izd-vo USEU, 2015. 151 p.
  2. Babeyova M. Strategy for the exit of a cluster of small Slovak enterprises into foreign markets [Strategija vyhoda klastera malyh predprijatij Slovakii na vneshnie rynki]. Diss. … cand. Econ. Sciences. M., 2013. 191 p.
  3. Berezov A.T. Regional bases of formation and development of economic clusters of small enterprises [Regional’nye osnovy formirovanija i razvitija jekonomicheskih klasterov malyh predprijatij]. Diss. … cand. Econ. Sciences. Vladikavkaz, 2012. 197 p.
  4. Dvoryadkina E.B., Sbrodova N.V. Industry as a system-forming factor in the development of the region [Promyshlennost’ kak sistemoobrazujushhij faktor razvitija regiona]// Izvestia Ural State Economic University. 2008. № 3. P. 8–13.
  5. Kichigina I.S. Cluster approach in the formation of competitive advantages of small business entities [Klasternyj podhod v formirovanii konkurentnyh preimushhestv sub#ektov malogo predprinimatel’stva]// Journal of Russian Entrepreneurship. 2010. № 5. P. 40–44.
  6. Novikova N.V. Development of elements of the network economy in the local consumer market [Razvitie jelementov setevoj jekonomiki na lokal’nom potrebitel’skom rynke]// Bulletin of the Chelyabinsk State University. 2008. № 29. P. 98–104.
  7. Romanishin O.Z. Prospects for the development of small enterprises in the regional meat-processing clusters [Perspektivy razvitija malyh predprijatij v sostave regional’nyh mjasopererabatyvajushhih klasterov]// Nikon readings. 2006. № 11. P. 181–182.
  8. Selezneva O.V., Sokolova L.G. Small enterprises in the cluster system [Malye predprijatija v sisteme klasterov]// Izvestia IGEA. 2012. №5.
  9. Chugunova E.V. Management of small business cluster development [Upravlenie razvitiem klasterov predprijatij malogo biznesa]. Diss. … cand. Econ. Sciences. SPb., 2010. 192 p.

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *