Главная страница » Публикации » №1 (49) » Экономика США на современном этапе

Экономика США на современном этапе

THE US ECONOMY AT THE PRESENT STAGE

Авторы

Кравец Александр Витальевич
кандидат социологических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления
Россия, Новосибирский государственный университет экономики и управления
apt-words@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрено экономическое развитие Соединенных Штатов Америки через изменение динамики темпов роста валового внутреннего продукта США. Основой анализа составляют статистические данные правительства Соединенных Штатов Америки по динамике этого показателя за период с 1965 по 2015 год. В статье также описываются модели динамики ВВП США и государственных расходов, как одного из важных регуляторов экономического развития США. Построены эконометрические модели ВВП США и государственных расходов, как одного из компонентов валового внутреннего продукта, проведен их анализ. Основным выводом проведенного исследования является тот факт, что регулирование экономики США проводилось в рамках кейнсианской теории. Основным рычагом, стимулирования предпринимательской деятельности в США, являются государственные расходы.

Ключевые слова

Соединенные Штаты Америки, Экономика США, валовой внутренний продукт, государственные расходы, бюджетные расходы, федеральная контрактная система США, экономико-правовое регулирование хозяйственной деятельности

Рекомендуемая ссылка

Кравец Александр Витальевич

Экономика США на современном этапе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4937. Дата публикации: 10.03.2017. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4937/

Authors

Kravec Aleksandr Vital'evich
PhD, Associate Professor, Department of Regional Economics and Public Administration
Russia, Novosibirsk State University and management
apt-words@mail.ru

Abstract

The paper examines the economic development of the United States of America through the change in the dynamics of growth of the gross domestic product of the United States. The basis of the analysis constitute the statistical data of the government of the United States of America on the dynamics of this indicator for the period from 1965 to 2015. The article also describes the model for the dynamics of U.S. GDP and government spending as one of the important regulators of economic development of the United States. Built econometric model of US GDP and government spending as one of the components of gross domestic product, analyzed. The main conclusion of the study is the fact that the regulation of the U.S. economy was conducted in the framework of Keynesian theory. The main lever of promoting entrepreneurship in the United States are government spending.

Keywords

United States of America, US economy, gross domestic product, public expenditure, budget expenditures, US federal contract system, economic and legal regulation of economic activity

Suggested Citation

Kravec Aleksandr Vital'evich

THE US ECONOMY AT THE PRESENT STAGE// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Art. #4937. Date issued: 10.03.2017. Available at: https://eee-region.ru/article/4937/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Состояние экономики Соединенных Штатов Америки на современном этапе представляет собой результат длительного исторического развития. США являются самым крупным производителем сельскохозяйственной продукции. Они производят около 12% мирового объема пшеницы, 1/3 кукурузы, 50% соевых бобов, 21% хлопка, 18% масличного семени, 17% мяса. Экономическое превосходство оказывает значительное влияние на мировое хозяйство, непосредственно воздействуя на цикличность экономического развития в других странах, а также на структуру экономического обмена в мировой экономике. Протекание воспроизводственных процессов в американской экономической системе происходит под воздействием не только растущего вывоза товаров, услуг и капиталов, но также притока в США специалистов, товаров, услуг и капиталов из-за рубежа.

Вначале XX в. нематериальное производство занимало незначительное место в экономике США, а в настоящее время они представляют собой динамично развивающийся сектор экономики. Наибольший рост отмечается в науке и образовании, восстановления физических и творческих способностей человека. Среди них выделяются те, которые связаны с обеспечением отдыха населения. Что касается отраслей материальной сферы, то промышленность остается важнейшей. Сфера материального производства обеспечивает инновационное развитие других сфер экономики США. Сегодня в ней сосредоточены самые новые достижения НИОКР и инновационные технологии. Структурная перестройка промышленного производства основывается на взаимно обуславливающем росте трех важных отраслей индустрии: машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность. На них приходится 55-60 процентов всех инвестиций в промышленности. США находятся на 1-м месте в мире по объему продукции обрабатывающей промышленности (более 30% мирового производства), на них приходится 14% мирового экспорта продукции обрабатывающей промышленности. Промышленность остается весьма динамично развивающейся сферой экономики США [1; 2].

Анализ зависимости темпов роста валового внутреннего продукта от независимых факторов является важной задачей, решение которой позволяет установить те факторы, которые вносят наибольшее влияние на темпы его роста в определенный период времени, изучить динамику валового внутреннего продукта. Наилучшим инструментарием в этом случае является построение множественных регрессионных моделей. Регрессионный анализ, кроме проведения прогнозов позволяет анализировать временные ряды, проведение проверок построенных гипотез, выявлять скрытые взаимосвязи в используемых данных [8].

 

Модель Валового внутреннего продукта США

В качестве независимых переменных факторов, которые влияют на динамику ВВП США были выбраны:  темпы роста потребления товаров (в % к предыдущему году); темпы роста потребления услуг (в % к предыдущему году); темпы роста инвестиций (в % к предыдущему году); Х4 – темпы роста экспорта (в % к предыдущему году); темпы роста импорта (в % к предыдущему году); темпы роста государственных расходов и валовых инвестиций (Федеральное Правительство США, Правительства штатов США и муниципалитетов, в % к предыдущему году) [10].

Результаты построения модели (таблица 1).

 

Таблица 1 — Основные параметры полученной регрессионной модели

Variable Coefficient Std. Error z-Statistic Prob.
Темпы роста потребления товаров (фактор Х1) 0.275406 0.037017 7.439937 0.0000
Темпы роста потребления услуг

(фактор Х2)

0.237739 0.052247 4.550293 0.0000
Темпы роста инвестиций в основной капитал (фактор Х3) 0.183060 0.015053 12.16069 0.0000
Темпы роста Экспорта (фактор Х4) 0.086354 0.011155 7.741360 0.0000
Темпы роста Импорта (фактор Х5) -0.039019 0.012932 -3.017183 0.0026
Темпы роста государственных расходов США (фактор Х6) 0.256210 0.024783 10.33827 0.0000
R-squared 0.943879  Mean dependent var 4.634177
Adjusted R-squared 0.937643  S.D. dependent var 0.020687
Durbin-Watson stat 2.112703

 

 

Согласно полученным результатам, уравнение множественной линейной регрессии имеет следующий вид:

Y = 0,275*Х1+0,238*Х2+0,183*Х3+0,086*Х4-0,039*Х5+0,256*Х6

Проверка статистической значимости полученного уравнения множественной регрессии по F-критерию Фишера (проверка нулевой гипотезы Н0 о статистической незначимости уравнения регрессии) дал следующие результаты: фактическое значение критерия Фишера Fфакт =123,39 (0,9439/(1-0,9439)*((51-6-1)/6), Fтаб. = 2,31. Согласно полученному результату Fфакт > Fтаб. и нулевая гипотеза Н0 о статистической незначимости уравнения полученной множественной регрессии отклоняется. Коэффициенты полученной множественной регрессии являются значимыми (уровень значимости выше 0,01). Коэффициент детерминации (R-квадрат) равен 0,9439, что означает долю дисперсии зависимой переменной, объясняемую полученной моделью зависимости, то есть объясняющими переменными. Модель описывает 94,39% дисперсии темпов роста ВВП США. Проверка автокорреляции остатков по критерию Дарбина-Уотсона. Условием отсутствия автокорреляции остатков является нахождения коэффициента Дарбина-Уотсона в диапазоне dU < d < 4 – dL. В нашей модели коэффициент Дарбина-Уотсона равен 2,113, табличные значения dU = 1,639, dL = 1,639. Полученный коэффициент Дарбина-Уотсона находится в указанном диапазоне, что позволяет сделать вывод об отсутствии автокорреляции остатков построенной модели (1,639<2,113<2,361). Проверка на наличие гетероскедастичности модели дала отрицательный результат [5].

Анализ периодов темпов снижения и увеличения валового внутреннего продукта США и сопоставляя последние с экономической политикой правительства США дал следующие результаты [3; 4].

1965-1970 гг. – снижение темпов ВВП. В основу экономической политики США в этот период Дж. Кеннеди (1961-1963 гг.), Л. Джонсон (1963-1968 гг.) была положена кейнсианская модель использования дефицита Федерального бюджета в целях стимулирования агрегированного спроса и как следствие стабилизация темпов роста ВВП США и в целом экономического роста. Это политика новых рубежей (Кеннеди) и политика великого общества (Джонсон).

Были проведены следующие мероприятия: 1961-1962 гг. увеличение государственных расходов на социальные нужды с целью повышения платежеспособного спроса населения США, продление сроков выплат пособия по безработице и повышение минимума заработной платы (с 1 до 1,25 долл.), удешевление строительства жилья, увеличение помощи низкодоходным группам населения. Был принят закон, обязывающий правительство США решать задачи подготовки и переквалификации рабочей силы (принятие закона о выделении федеральных средств на высшее образование и профессионально-техническое обучение). Разработаны и приняты программы помощи депрессивным регионам, переквалификации и переобучения безработных новым профессиям. Крупному бизнесу были предоставлены налоговые льготы с целью стимулирования инвестиционных вложений. Приняты программы общинных действий, которые осуществлялись местными властями (муниципалитетами), а также осуществление программ медицинского обеспечения населения США («Медикэр» и «Медикейд»), которые составили 60% от общей величины государственных расходов на здравоохранение в США. Были увеличены государственные расходы на образование (увеличение произошло в 17 раз), приняты меры по развитию университетов, музеев и других учреждений образовательной системы США. Стимулировалось жилищное строительство в городах, выделялись жилищные субсидии.

1970-1973 гг. — увеличение темпов роста ВВП, 1973-1974 гг. — снижение темпов роста ВВП, 1974-1978 гг. — увеличение темпов ВВП.  Это период провозглашения новой экономической политики (Р. Никсон, Дж. Форд (1969-1977 гг) – замораживается рост заработной платы, жесткое регулирование цен на товары и услуги, ставки банковского процента (в течении 1972 года).

1978 – 1982 – снижение темпов роста ВВП. В этот период (Дж. Картер (1977-1980 гг.) основной целью экономической политики было объявлено сбалансирование федерального бюджета США за счет сокращения государственных расходов. В качестве первоочередных мер были выдвинуты – борьба с инфляцией и безработицей. Предусматривались налоговые льготы для американского бизнеса, в целях стимулирования инвестиционных вложений в экономику США. Правительство выступило за увеличение государственных расходов на создание новых рабочих мест (расширение общественных работ), обучение и квалификационная переподготовка безработных). Однако, в реальности, в результате лоббирования интересов крупного бизнеса, экономическая политика претерпела существенные изменения.

1982-1984 гг. увеличение темпов роста ВВП, 1984-1991гг. снижение темпов роста ВВП. Данный период (Р. Рейган, Дж. Буш-ст. (1980-1992 гг.) известен проведением экономической политики под названием «рейганомика».  Создавалась новая экономическая модель, которая включала следующие основные направления: снижение налогового бремени на предпринимателей, сокращение государственных расходов, за исключением расходов на национальную оборону, ликвидация ограничений предпринимательской деятельности и проведение рестриктивной финансовой политики. В этот период экономическая политика осуществлялась с позиций неоконсерватизма и монетаризма. Произошла переориентация бюджетной политики на баланс доходов и расходов. Была проведена налоговая реформа, в результате которой налоги сократились на 20%, прогрессивная шкала налогов была заменена на пропорциональную шкалу налогообложения [7].

1991-1999 гг. увеличение темпов роста ВВП.  Соединенные Штаты Америки в этот период добились высоких показателей экономического роста и продолжительным экономическим подъемом (Б. Клинтон (1992-2000 гг.). Так называемая новая экономика показала высокие темпы роста производства, это повлияло на рост заработной платы и сокращению количества безработных. В это время была создана страховочная сеть, которая защищала американцев при потере рабочего места, потери трудоспособности или кормильца. Значительные государственные расходы были направленны на поддержку науки, в результате чего США занимают ведущее место в мире по развитию информационных технологий и биотехнологии.

1999-2001 гг. снижение темпов роста ВВП, 2001-2004 гг. увеличение темпов роста ВВП, 2004-20009 гг. снижение темпов ВВП США.  В этот период в экономической политике США преобладали черты «рейганомики» (Дж. Буш-мл. (2000-2008 гг.). Происходила либерализация экономики, сокращение налогов, проводились реформы в области социального страхования за счет частичной приватизации в этой области. Был принят закон о снижении налогов (за 10 лет на 1,35 трлн. долл.), для среднего класса налоги сокращены на 1000 долларов в месяц, в 2 раза были сокращены налоговые сборы на дивиденды крупных корпораций (целью этого было стимулирование инвестиций в экономику США, однако процесс бегства капитала из США продолжился, в результате чего было потеряно 3 млн. рабочих мест за 3 года). Происходил рост государственных расходов на национальную оборону (военные расходы), в 2006 году он составлял 427 млрд. долларов (при росте бюджетного дефицита) [11].

2009-2011 гг. увеличение темпов роста ВВП, 2011-2015 гг. стабилизация темпов роста ВВП. Программа Обамы получила название «Новые рубежи. Потому что мы можем это вместе», что указывало на новаторский курс данной программы (Б. Обама (2008-2016 гг.). Основными положениями данной программы было стимулирование экономики (до 1 млрд. долларов инвестиций в экономику США) на строительство дорог, школ, общественных зданий, налоговые льготы фирмам, которые создают новые рабочие места, сокращение налогового бремени, реформа здравоохранения (90% населения впервые должны получить доступ к медицинским услугам и общие расходы государства составили 1 трлн. долларов), инвестирование программ по новым видам источников энергии [12].

 

Роль бюджетных расходов Правительства США в регулировании экономики

Бюджетные расходы и возрастание роли государства в регулировании экономического развития страны имеет большое значение. Общей тенденцией для экономики Соединенных Штатов Америки является абсолютное увеличение бюджетных расходов и увеличение их доли в Валовом внутреннем продукте. Вкладывая бюджетные средства в экономику Правительство США финансирует реализацию своих функций и оказывает прямое воздействие на экономику страны.

Статистические службы Соединенных Штатов Америки представляют статистику государственных расходов в следующей структуре: расходы федерального правительства США на национальную оборону, расходы федерального правительства США, не связанные с национальной обороной и расходы штатов и муниципальных образований.

Расчет мультипликатора государственных расходов за период с 2000 по 2015 год показывает, что рост государственных расходов на 1 доллар вызывал рост валового внутреннего продукта США на 2,3 доллара, а рост расходов федерального бюджета США на национальную оборону вызывал рост валового внутреннего продукта США на 3,04 доллара, что в том числе объясняет причины роста государственных расходов США в целом и рост расходов на национальную оборону в частности в экономической политике федерального правительства США.

Анализ темпов валового внутреннего продукта США и темпов государственных расходов США показывают, что экономическое регулирование федеральным правительством США, начиная с 1965 года по 2015 год проводилось в соответствии с кейнсианской моделью – в периоды роста темпов ВВП США государственные расходы снижались, а в периоды спада темпов роста ВВП США государственные расходы увеличивались, не смотря на то что это приводило к бюджетным дефицитам.

Анализ роли государства в регулировании экономики США и в частности Федеральной контрактной системы США показывает, что экономическая деятельность федерального правительства, которая связана с государственным гражданским потреблением и потреблением, связанным с национальной обороной США, опирается на основательную правовую пирамиду — 4320 законов и поправок к ним, которые были приняты за последние 70 лет.

Экономическая деятельность американского правительства – это наглядный пример правового государства с рыночной смешанной экономикой и механизмом государственного регулирования. Именно через механизм экономико-правового государственного регулирования Федеральное правительство США выражает свои национальные экономические и политические интересы.

Постоянный рост государственного потребления в условиях роста научно-технического прогресса, усиление регулирующей роли государства в экономике, наращивание военного и научного потенциала, прямое вмешательство в социально-экономические процессы – предпосылки которые сформировали сложную систему экономических связей между государством и частным капиталом [6].

Особое значение в системе государственных заказов США уделяется подготовке государственных экспертов в этой области из числа выходцев из военных и гражданских ведомств, военно-промышленных фирм и университетов. Проводится постоянная подготовка данных специалистов по следующим направлениям: управление государственным хозяйствованием и организацией контрактов (government contract management and administration), государственное контрактное право (federal contract law), организация государственных программ-заказов (system acquisition management and administration) [9].

 

Заключение

В настоящее время методы государственного хозяйствования охватывают практически всю экономику США, многочисленные группы национального капитала, «бесприбыльные корпорации» — государственные и квазигосударственные организации.

Современный этап социально-экономического развития Соединенных Штатов Америки наглядно демонстрирует тот факт, что Федеральная контрактная система США и связанная с ней государственно-экономическая деятельность – это свидетельство изменения экономической роли, характера и направлений хозяйственной деятельности капиталистического государства. Если в XIX веке это государство выступало в форме «совокупного капиталиста» и лишь периодически, временно выступало заказчиком товаров и услуг, в основном военного характера, то на рубеже XX-XXI веков, в условиях формирования глобальной экономической мировой системы, обострения всех форм конкуренции – это гигантский банкир, предприниматель, заказчик товаров, услуг, научно-исследовательских и опытно-конструкторский разработок, производимых национальной экономикой США для всех нужд государственного потребления.

В целом именно эта система способствует соединению государства и частного капитала через механизм его экономико-правового регулирования хозяйственной деятельности и служит целям обеспечения мирового технологического, экономического и военного лидерства Соединенных Штатов Америки.

 

Библиографический список

  1. Абель, Э. Макроэкономика / Э.Абель, Б. Бернанке / — СПб.: Питер, 2008. – 768 с.
  2. Бреннер, Р. Экономика глобальной турбулентности: развитые капиталистические экономики в период от долгового бума до долгого спада, 1945-2005. / Р. Бреннер / — М.: ВШЭ, 2014. – 552 с.
  3. Иванян, Э.А. История США / Э.А. Иванян — М.: Дрофа, 2004. – 576 с.
  4. Канинская, Г.Н. История стран Европы и США в первом десятилетии XXI века / Г.Н. Канинская — Ярославль: ЯрГУ, 2015. — 80 с.
  5. Кремер, Н.Ш. Эконометрика / Н.Ш. Кремер, Б.А. Путко — М.: Юнити-Дана, 2002. – 311 с.
  6. Мельников, В.В. Проблема оппортунизма в государственных закупках / В.В. Мельников // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES. – 2013. – Т.5. – №3. – с. 114–124.
  7. Федорович, В.А. США: Федеральная контрактная система: механизм регулирования государственного хозяйствования / В.А. Федорович — М.: Наука, 2010. – 1055 с.
  8. Филимоненко, И.В. Моделирование зависимости роста ВВП от изменения структуры занятости в экономике России / И.В. Филимоненко // Вестник НГУ. Серия социально-экономические науки. – 2011. – Том 11. – Выпуск 1. — с. 16-25
  9. Шмаков, А.В. Воздействие фактора доверия на процесс принятия экономических решений / А.В. Шмаков // Terra Economicus. – 2014. – Т. 12. – № 3. – с. 29-47.
  10. Andrikopoulos, A. Four decades of the Journal of Econometrics: Coauthorship patterns and networks /A. Andrikopoulos //Journal of econometrics. 2016. — Vol. 195. — №1. — P. 23-32.
  11. Kiani, K.M. On business cycle fluctuations in USA macroeconomic time series / K.M. Kiani //  Economic modelling. – 2016. — Vol. 53. — P. 179-186.
  12. Kollias, C. Defence and non-defence spending in the USA: stimuli to economic growth? Comparative findings from a semiparametric approach / C. Kollias // Bulletin of economic research. — 2015. — Vol. 67. — № 4. — P. 359-370.

 

References

  1. Abel E. and Bernanke B. Macroeconomics [Makrojekonomika] / SPb .: Peter. 2008
  2. Brenner R. Economics of Global Turbulence: the developed capitalist economy during the boom of the debt to a long recession [Jekonomika global’noj turbulentnosti: razvitye kapitalisticheskie jekonomiki v period ot dolgovogo buma do dolgogo spada, 1945-2005] / M .: Higher School of Economics. 2014.
  3. Ivanyan E. A. US History [Istorija SShA]. M .: Drofa. 2004.
  4. Kaninskaya G. N. The history of Europe and the United States in the first decade of the XXI century [Istorija stran Evropy i SShA v pervom desjatiletii XXI veka]. Yaroslavl: Yaroslavl State University. 2015.
  5. Kremer N. S. and Putko B. A. M .: Unity-Dana. 2002.
  6. Melnikov V. V. The problem of opportunism in public procurement [Problema opportunizma v gosudarstvennyh zakupkah]// Journal of institutional studies. 2013. T.5. №3. p. 114-124.
  7. Fedorovich V. A. US: Federal contract system: mechanism of regulation of state management [Federal’naja kontraktnaja sistema: mehanizm regulirovanija gosudarstvennogo hozjajstvovanija]. M .: Nauka. 2010.
  8. Filimonenko I. V. Simulation of GDP depending on the structure of employment changes in the economy of Russia [Modelirovanie zavisimosti rosta VVP ot izmenenija struktury zanjatosti v jekonomike Rossii]// Vestnik NGU. A series of social and economic sciences. 2011. № 1. p. 16-25.
  9. Shmakov A. V. The impact factor of confidence in the economic decision-making [Vozdejstvie faktora doverija na process prinjatija jekonomicheskih reshenij]// Terra economicus. 2014. № 3. p. 29-47.
  10. Andrikopoulos A. Four decades of the Journal of Econometrics: Coauthorship patterns and networks //Journal of econometrics. 2016. vol. 195. №1. p. 23-32.
  11. Kiani K.M. On business cycle fluctuations in USA macroeconomic time series //  Economic modelling. 2016. vol. 53. p. 179-186.
  12. Kollias C. Defence and non-defence spending in the USA: stimuli to economic growth? Comparative findings from a semiparametric approach // Bulletin of economic research. 2015. vol. 67. № 4. p. 359-370.

Еще в рубриках

США

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *