Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Арктический вектор развития регионов - основа экономической безопасности Российской Федерации (на примере Мурманской области)

Arctic vector of development of regions - a basis of Russian economic security (in Murmansk region)

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры философии, истории и иностранных языков
Россия, Норильский государственный индустриальный институт
smirnovaat@bk.ru


старший преподаватель кафедры экономики, менеджмента и организации производства
Россия, Норильский государственный индустриальный институт
79135011424@yandex.ru

Аннотация

На фоне финансово-экономического кризиса 2014 года, повлекший ряд последствий для экономической безопасности России, освоение Арктического шельфа в необходимом объеме является стратегической задачей развития страны. Необходимость мониторинга дальнейших преимуществ и текущего состояния разработки проектов по освоению углеводородного сырья объясняется способностью расширить присутствие России на энергетических рынках, экономику в целом и энергетическую отрасль. На примере Мурманской области, которая динамично развивается в промышленном секторе экономики, полностью входит в состав Арктической зоны Российской Федерации и относится к высоко урбанизированным регионам России, проведен мониторинг основных тенденций развития Арктики, включение в него основных регионов с учётом освоения углеводородных месторождений на долгосрочную перспективу. Целью исследования является определение факторов, сдерживающих развитие Арктики и ее вклад в энергетическую отрасль России. На основе проведенных исследований удалось выявить основные проблемы и перспективы экономического развития потенциала Арктического региона Мурманской областью в долгосрочной перспективе; предложить пути оптимизации факторов, сдерживающих развитие проектов освоения Арктического шельфа.

Ключевые слова

Арктическая зона Российской Федерации, Арктический регион, Мурманская область, развитие Арктики, экономическая безопасность, социально-экономическое развитие

Рекомендуемая ссылка
Смирнова Анастасия Талибжановна , Атлыгина Виктория Александровна
Арктический вектор развития регионов - основа экономической безопасности Российской Федерации (на примере Мурманской области)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4932. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4932/
Authors

Smirnova Anastasija Talibzhanovna
PhD, assistant professor of Department of philosophy, history and foreign languages
Russia, Norilsk State Industrial Institute
smirnovaat@bk.ru

Atlygina Viktorija Aleksandrovna
Senior Lecturer, Department of Economics, Management and organization of production
Russia, Norilsk State Industrial Institute
79135011424@yandex.ru

Abstract

Due to the financial and economic crisis of 2014, which entailed a number of consequences for the economic security of Russia, the development of the Arctic shelf is a strategic objective of the country's development. The need for further monitoring of the benefits and the current state of the reclamation for the development of hydrocarbon projects is due to the ability to extend the presence of Russia in the energy markets, the economy in general and the energy sector. On the example of the Murmansk region, which is rapidly developing in the industrial sector and it is fully a part of the Russian Federation the Arctic zone, besides it refers to the highly urbanized regions of Russia, conducted monitoring of the main trends of the Arctic development, the inclusion of the major regions taking into account the development of hydrocarbon deposits in the long term. The aim of the study is to determine the factors hampering the development of the Arctic and its contribution to the energy sector in Russia. On the basis of the research it was able to identify the main challenges and prospects for economic development in the Arctic region potential with the help of the Murmansk region in the long term; suggest ways to optimize the factors hampering the development of the Arctic shelf development projects.

Keywords

Arctic zone of the Russian Federation, the Arctic region, the Murmansk region, the development of the Arctic, economic security, social and economic development

Suggested Citation
Smirnova Anastasija Talibzhanovna , Atlygina Viktorija Aleksandrovna
Arctic vector of development of regions - a basis of Russian economic security (in Murmansk region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4932. Date issued: 2017-03-04. Available at: http://eee-region.ru/article/4932/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Национальная безопасность любого государства, особенно в период геополитической нестабильности во многом зависит от степени развития промышленности и способности самостоятельно обеспечить себя всем необходимым. Однако ни одно современное государство не в состоянии этого сделать в силу международного разделения труда. Специфика современной мировой экономики заключается в том, что страны стали не только специализироваться на отдельных видах продукции, что привело к взаимозависимости друг от друга, но и  в том, что производство, способное обеспечить возрастающие потребности общества, не может обойтись без дополнительных источников энергии, доступ к которым имеют далеко не все страны.

Мировая экономика  находится в очень не устойчивом состоянии. Национальные рынки и международная торговля попали под влияние политических амбиций определенных кругов некоторых государств и их объединений. Все эти обстоятельства серьезно отражаются на возможности развития отношений между заинтересованными во взаимном сотрудничестве компаний и целых стран, чьи интересы и безопасность стала заложником внешнеполитической ситуации в мире. Но в настоящее время такое развитие невозможно без доступа к источникам энергии.

 

Проблемы и перспективы экономического развития потенциала Арктического региона на примере Мурманской области

Современное общество не мыслит себя без потребления и использования нефти и газа, которые являются основными компонентами топлива, так как во всем мире углеводородные ресурсы потребляются в огромных масштабах и являются единственно доступными и более менее дешевыми. Особенностью данных источников энергии являются тот факт, что почти все доступные крупные месторождения находится в  развивающихся странах и запасы давно изучены и скоро будут исчерпаны. Поэтому одной из главных задач развивающихся стран в современных условиях конкурентоспособности – увеличение доли нефтегазодобычи из морских месторождений и получение роли ведущего экспортера на мировой энергетическом рынке. Развитые страны могут обеспечить себя углеводородами, если совместно будут участвовать в освоении Арктики, которая на сегодняшний день является приоритетной задачей на долгосрочную перспективу. Самое интересное заключается в том, что в «борьбу» за право использования ресурсов Арктической зоны включились и страны, далекие от ее освоения и не вкладывавшие ни финансовые, ни другие средства в ее развитие еще некоторое время назад. Появление такой заинтересованности свидетельствует о том, что освоение Арктики и умелое рациональное использование ее ресурсов становится залогом экономической безопасности государства.

Все это касается и России, арктический шельф которой сегодня рассматривается как крупный регион, обладающий огромнейшим углеводородным потенциалом, способным обеспечить значительную часть энергетических потребностей страны, принести большой экономический эффект и обеспечить экономическую безопасность страны. Освоением Арктического шельфа заинтересованы многие страны, такие как Россия, Норвегия, Финляндия, Канада, США. Богатство его ресурсов можно продемонстрировать на карте (рис.1). Однако самым большим сектором среди приполярных государств обладает России. По данным учёных, ещё даже 80% арктических запасов остаются неразведанными.

 

Схема нефтегазоносности Баренцево-Карского региона

Рис. 1 – Схема нефтегазоносности Баренцево-Карского региона

Источник: [5]

 

Именно сейчас, когда страны столкнулись с падением цены на нефтегазовое сырьё, главной задачей для Российской Федерации является освоение Арктического шельфа посредством укрепления партнёрских отношений для развития проектов Арктики. Уникальность и главное отличие России от других стран заключается в том, что большая территория нашей страны относится к приполярной, а многие регионы считаются Арктической зоной. В рамках нашей статьи невозможно рассмотреть особенности всей Арктической зоны страны, поэтому акцент мы сделали на Мурманской области, которая непосредственно соседствует с нашими стратегическими партнерами в освоении Арктики.

Динамично развивающийся регион Мурманской области, имеющий выгодное географического положение и прямой доступ к океанским магистралям, становится отправной точкой движения развития Арктики.

Было бы не справедливо рассматривать данный регион только с точки зрения добычи углеводородов, так как Мурманская область имеет явно выраженную дифференцированную структуру по отраслям экономики.

Широко представленное промышленное производство, однако, необходимо отметить, что промышленность имеет сырьевую направленность с преобладанием добывающей промышленности, в частности: апатитовый концентрат, железорудного концентрата, нефелинового и лопаритового концентратов. Индекс производства составил 106,6 % к аналогичному периоду 2015 года (в среднем по России – 102,2 %).

Из обрабатывающих отраслей необходимо отметить развитие производства, пищевых продуктов, транспортных средств и оборудования, металлургического и химического производства, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов. По официальным данным, во всех из перечисленных видов промышленности наблюдается рост производства, что свидетельствует об успешной реализации промышленной политики в РФ, не смотря на кризисное состояние экономики в целом.

Горнопромышленный комплекс обеспечивает значительную часть потребностей России: в фосфатных рудах (100%), флогопите и вермикулите (80–90%), бадделеите (100%), в нефелиновом и керамическом сырье (по 35%), железорудном концентрате (8,5%), в никеле, меди, кобальте, ниобии, тантале, редкоземельных металлах.

Помимо горной промышленности, в Мурманской области хорошо развита рыбная промышленность. Мурманская область обеспечивает около 20% общероссийского производства пищевой рыбной продукции. Оборот организаций рыбопромышленного комплекса области в начале 2012 году составил ежегодно 20,8 млрд. рублей.

Немаловажную роль в экономике Мурманской области занимает топливно-энергетический комплекс. Основой электро- и теплоэнергетической отрасли Мурманской области являются Кольская атомная электростанция, 17 гидроэлектростанций, 2 теплоэлектроцентрали и сеть магистральных и распределительных линий электропередач (ЛЭП), объединяющая эти станции в энергосистему области, которая является частью Единой энергетической системы России. Область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий РФ.

Объем инвестиций в основной капитал за 9 месяцев 2016 года, по предварительным данным Мурманскстата, составил 48,2 млрд. рублей, или 119,2 %. Основным фактором роста объема инвестиций в основной капитал стало увеличение капитальных вложений организациями транспорта и связи и организациями коммунального комплекса. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций за 9 месяцев 2016 года являлись собственные средства организаций (56,3 %), доля привлечённых средств составила 43,7 % (за 9 месяцев 2015 года — соответственно 71,7 % и 28,3 %). На средства бюджетов всех уровней пришлось 25,1 % общего объёма инвестиций в основной капитал (за 9 месяцев 2015 года — 18,9 %).  Рост объема инвестиций в основном связан с увеличением расходов на строительство универсальных атомных ледоколов и возведение объектов в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Объем иностранных инвестиций, по оценке, составил 5,9 млн. долларов США, что на 13,3 % меньше уровня аналогичного периода 2014 года. Основным иностранным инвестором Мурманской области, как и прежде, выступает Королевство Норвегия. Также иностранные вложения поступили из Республики Сейшельские острова, Республики Кипр и Британских Виргинских островов.

Норвегия за два года вложила около 6 миллионов норвежских крон (примерно 644 тыс. евро) в программы повышения уровня безопасности Кольской АЭС в Мурманской области и намерена продолжать поддержку проектов. В 2014 году норвежская сторона выделила на эти цели 2,7 млн. крон, а уже в 2015 г. эта цифра достигла 3,3 млн. крон.

Объем работ и услуг, выполненных собственными силами по виду деятельности «Строительство», также показывает рост, что обусловлено ростом объема строительных работ на объектах горнопромышленного комплекса. В настоящее время в области действует около 20 предприятий по производству строительных материалов. За счет собственных производственных мощностей регион способен удовлетворить потребность в инертных материалах (песок, щебень, гравий), бетоне и изделиях из бетона, металлоконструкциях.

Рынок жилья в Мурманской области с освоением Арктического шельфа становиться более привлекательный. Кроме того, регион расширяет транспортные сети, что способствует притоку жителей соседних стран в Мурманскую область, а рынок труда этому способствует — потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями, по сравнению с октябрем 2015 года, возросла на 30,4 %.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что положение региона достаточно стабильно, и он вносит свою лепту не только в развитие экономики страны и в обеспечении ее экономической безопасности.

Но стабильно не всегда означает хорошо, если не происходит дальнейшего движения в рамках намеченной стратегии. В этом смысле перспективы развития Мурманской области на долгосрочный период можно охарактеризовать как имеющие тенденцию к росту (табл. 1).

 

Таблица 1 — Среднегодовые темпы прироста основных показателей социально-экономического развития Мурманской области на период до 2030 года, [3]

Периоды

Показатели

2011-2015 2012-2018 2016-2020 2021-2025

 

2026-2030
Валовый региональный продукт, % 1,7 3,8 7,5 5,4 1,0
Промышленность, % 1,4 6,7 14,8 7,8 0,8
Инвестиции в основной капитал, % 20,0 14,9 1,7 -0,9 0,1
Реальная заработная плата, % 5,1 6,5 6,3 4,7 4,2
Оборот розничной торговли, % 3,8 4,5 4,3 2,8 2,5

Источник: разработка авторов.

 

Мурманская область в перспективе должна стать центром развития и международного сотрудничества в рамках освоения Арктического региона.

Ключевую роль в инновационной политики, планируемую и реализуемую в перспективе, следует отнести проект крупнейших российских нефтегазовых компаний (таких как «Роснефть», «НОВАТЭК», «Газпром») по созданию благоприятных условий и необходимой инфраструктуры для освоения месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе. Так, площадка Совета Баренцева / Евроарктического региона (СБЕР) предоставляет возможности создания перспективного регионального кластера, способного сформировать устойчивые экономические, социальные и культурные отношения между Мурманской областью и соседними регионами.

В Мурманской области уже налажено сотрудничество с нефтедобывающими компаниями, как «Газпром», «Роснефть». Логистические базы снабжения обеспечивают добычу нефти с Приразломного месторождения, открыто новое месторождение нефти в Карском море, произведено разведочное бурение на Долгинском месторождении. Промышленный потенциал Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов арктического шельфа способствовал формированию морского нефтегазового кластера на примере Ассоциации «Мурманшельф» (см. рис. 2) Главной целью создания Ассоциации является подготовка местной промышленности, объединение предприятий, заинтересованных в участии в проекте комплексного освоения Штокмановского ГКМ и других месторождений на шельфе Арктики.

Дополнительный мощный импульс развитию свободных площадей на западном берегу Кольского залива придаст проект комплексного развития Мурманского транспортного узла, реализация которого происходит на трех этапах.

 

Структура Ассоциации «Мурманшельф»

Рис. 2 – Структура Ассоциации «Мурманшельф»

Источник: [9]

 

В рамках проекта также предусмотрено строительство угольного и нефтяного терминалов. Стоимость данного проекта – 152,05 млрд. руб., из которых 60% – внебюджетные источники [3].

Роль Мурманской области в освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ) имеет для «Газпрома» стратегическое значение. Газопровод «Мурманск — Волхов» обеспечит поставки газа со Штокмановского месторождения для потребителей Северо-Западного региона России и экспортные поставки по газопроводу «Северный поток» (рис. 3). Строительство газопровода, в частности, позволит реализовать социально значимую программу газификации Мурманской области и Карелии, что ускорит промышленное развитие региона.

Особенность создания технологического кластера обеспечения шельфовой добычи в Арктике заключается в том, что он ориентирован на инвестиционный спрос, в первую очередь внутрироссийский, рождаемый за счет разработки месторождений углеводородов на континентальном шельфе России в Арктике. «…Для вывоза нефти с шельфовых месторождений необходимы транспортные суда усиленного ледового класса и ледоколы, — подчеркнул заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский. — Такими судами перевозить нефть до конечного потребителя невыгодно.

 

Проект Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ)

Рис. 3 – Проект Штокмановского газоконденсатного месторождения (ГКМ)

Источник: [10]

 

Логичнее всего организовать перевалку нефти здесь, в незамерзающем глубоководном порту Мурманск. Он будет основной точкой перевалки наливных грузов из арктических морей…». После 2020 г. кластер должен стать основным поставщиком услуг и кадров для освоения Арктики в Баренц-регионе, добившись тем самым глобальной конкурентоспособности.

На освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения, включая завод по производству сжиженного природного газа и портовый транспортно-технологический комплекс по его отгрузке, будет потрачено 510 млрд. рублей. Объем добычи 71 млрд. м3 природного газа Производство СПГ в объеме 30 млн. т в год. Помимо этого, будут созданы дополнительные рабочие места для 7000 работников.

Штокмановское ГКМ является ресурсной базой для поставок газа по трубопроводу «Северный поток» в страны Западной Европы. Проект обеспечит долгосрочные поставки энергетического сырья зарубежным партнерам Российской Федерации и станет важным фактором обеспечения энергетической безопасности на европейском континенте. Следовательно, данный проект, реализуемый с участием Мурманской области, укрепит позиции России в качестве ведущего игрока не только на европейском газовом, но и на глобальном энергетическом рынке.

 

Заключение

Мурманская область обладает огромным потенциалом для того, что бы в полной мере включится в игру под названием «Освоение Арктической зоны», конечно, существует еще много проблем, которые необходимо решить в ближайшей перспективе и объективных факторов, сдерживающих реализацию данной амбициозной задачи. Но существующие проблемы развития описанной территории позволяют выделить ряд факторы, сдерживающие развитие Арктики: экономические секторальные санкции, введённые западными странами; тяжёлые климатические  и социальные условия, влияющие как на саму возможность работы в таких условиях, так и на здоровье человека и на качественную составляющую его жизни; угроза экологических рисков; изменение законодательной базы; высокие экономические затраты на освоение месторождений.

Пути оптимизации сдерживающих факторов обеспечат качественный скачок в экономическом развитии Арктического шельфа, и обеспечат экономическую безопасность и конкурентные преимущества, как Мурманской области, так  и России в целом.

Хотелось бы отметить, что Россия, пережившая в недавнем времени финансовый кризис, нацелена вернуть свою позицию на международном энергетическом рынке. С точки зрения целесообразности реализации стратегии по освоению Арктического региона, Мурманская область играет важную стратегическую роль: наличие незамерзающего порта, развитая промышленная инфраструктура помогут значительно сократить издержки освоения. Для Мурманской области эти значительные перемены положительно повлияют на социально-экономическое развитие региона, потому что на данный момент город Мурманск является международной базой для заключения договоров и контрактов, а также проведения конференций, на которые приезжают более 200 компаний нефтегазового сектора, специализирующиеся на разведке, добыче и переработке углеводородного сырья, а также компании-подрядчики нефтегазовой промышленности и научно-исследовательские институты.

Российская Федерация заинтересована в освоение Арктики. По мнению авторов, в нынешних условиях будущее арктических проектов будет напрямую зависеть от готовности правительств арктических стран приспосабливать условия разработки месторождений к меняющейся ситуации. При сохранении низких цен на нефть компаниям будет сложнее окупить крайне высокие затраты, необходимые для освоения разработки арктических месторождений. В этой ситуации вероятен серьезный пересмотр стратегии освоения арктического шельфа, как корпорациями, так и правительствами стран.

Подводя итоги, отметим, что дальнейшее развитие проектов по освоению Арктического шельфа зависит от того, как долго будут действовать санкции против России, как долго цены на нефть останутся низкими, как нефтедобывающие компании способны успешно сократить свои издержки, способность и готовность государства в оказании поддержки и создания благоприятных условий для освоения шельфа Арктики.

 

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 30.12.2006 № 268-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  3. Постановление Правительства Мурманской области от 25 декабря 2013 г. №768-ПП/20 «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: — http://mpr.gov-murman.ru/files/139-%D0%9F%D0%9F-5_26%2003%202014.pdf. — дата обращения — 10.10.2016.
  4. Доклад об итогах социально-экономического развития Мурманской области за январь-декабрь 2016 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://minec.gov-murman.ru/activities/devel_mo/sub01/sub01/2016/. — дата обращения — 10.10.2016.
  5. Фадеев А.М., Череповицын А.Е., Ларичкин Ф.Д. Возможности и перспективы Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов Арктического шельфа. Научный журнал: Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 4(16) – 28-42.

References

  1. Federal Law of 30.12.2006 number 268-FZ (ed. Of 24.11.2014) «On Amendments to Part One and Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation.» [O vnesenii izmenenij v chast’ pervuju i chast’ vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossijskoj Federacii]
  2. Federal Law of November 30, 1995 №187-FZ «On the continental shelf of the Russian Federation [O kontinental’nom shel’fe Rossijskoj Federacii]» (as amended).
  3. The decision of the Government of the Murmansk region on December 25, 2013 # 768-PP / 20 «On the Strategy of socio-economic development of the Murmansk region till 2020 and for the period till 2025». [O Strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija Murmanskoj oblasti do 2020 goda i na period do 2025 goda]. — Access mode: — http://mpr.gov-murman.ru/files/139-%D0%9F%D0%9F-5_26%2003%202014.pdf. — Treatment date — 10.10.2016.
  4. Report on the results of socio-economic development of the Murmansk region for January-December 2016. [Doklad ob itogah social’no-jekonomicheskogo razvitija Murmanskoj oblasti za janvar’-dekabr’ 2016 goda]. — Http://minec.gov-murman.ru/activities/devel_mo/sub01/sub01/2016/ Access. — Treatment date — 10.10.2016.
  5. Fadeev A.M., Cherepovicyn A.E., Larichkin F.D. Opportunities and prospects of the Murmansk region in the development of hydrocarbon resources in the Arctic shelf [Vozmozhnosti i perspektivy Murmanskoj oblasti v osvoenii uglevodorodnyh resursov Arkticheskogo shel’fa]. Scientific Journal: Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2011. № 4 (16) — 28-42.

Государственное и муниципальное управление, Экономическая безопасность