Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (49), 2017

Социально-экономические проблемы и национальная безопасность стран Африки к югу от Сахары

Addressing socio-economic issues and national security of Countries in sub-Saharan Africa

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
Россия, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
galvp@mail.ru


кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики
Россия, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
migaleva08@rambler.ru

Аннотация

В статье дается оценка экономическому развитию стран Африки к югу от Сахары в условиях геополитических рисков и усиления конкуренции на мировых рынках. Предложены возможные направления преодоления экономической отсталости и изменения их статуса в мировой экономической системе. На основе проведенного анализа выявлены проблемы национальной безопасности исследуемых стран.

Ключевые слова

страны Африки, африканский регион, социально-экономическая отсталость стран АЮС, уровень бедности в странах АЮС, национальная безопасность стран АЮС, продовольственная безопасность, стратегия устойчивого роста и инклюзивного развития

Рекомендуемая ссылка
Подбиралина Галина Викторовна , Мигалева Татьяна Евгеньевна
Социально-экономические проблемы и национальная безопасность стран Африки к югу от Сахары// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (49). Номер статьи: 4903. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4903/
Authors

Podbiralina Galina Viktorovna
PhD, Associate Professor, Department of World Economy
Russia, Russian University of Economics named G.V. Plehanov
galvp@mail.ru

Migaleva Tat'jana Evgen'evna
PhD, Associate Professor, Department of World Economy
Russia, Russian University of Economics named G.V. Plehanov
migaleva08@rambler.ru

Abstract

The article assesses the economic development of the countries in sub-Saharan Africa in terms of geopolitical risks and increased competition on world markets. Possible directions of overcoming economic backwardness and change their status in the world economic system. On the basis of analysis the problems of national security the countries studied.

Keywords

African countries, the African region, socio-economic backwardness of African countries south of the Sahara countries, the poverty rate in African countries south of the Sahara, African countries south of the Sahara national security, food security, sustainable growth and inclusive development strategy

Suggested Citation
Podbiralina Galina Viktorovna , Migaleva Tat'jana Evgen'evna
Addressing socio-economic issues and national security of Countries in sub-Saharan Africa. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (49). Art. #4903. Date issued: 2017-01-17. Available at: http://eee-region.ru/article/4903/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В первое десятилетие XXI века в мировом хозяйстве произошли структурные изменения, способствующие трансформации внешних условий развития многих стран мира, в том числе наблюдалось заметное ускорение экономического роста в развивающихся странах в процессе модернизации их хозяйства. Тем не менее, не все страны из этой группы добились значительных успехов. Некоторые из них (более всего это относится к странам с низкими доходами) до сих пор сохраняют зависимое положение в мировой экономической системе, что во многом обусловлено технико-экономической отсталостью их экономик. В частности, неэффективное развитие многих экономик стран Африки к югу от Сахары (АЮС) отражает их неспособность интегрироваться в мировую экономику а, следовательно, оказывать влияние на процессы, происходящие в международной торговле и международных экономических отношениях. Успехи ряда африканских стран в области экономического развития не оказали существенного влияния на уровень жизни бедной части населения и  не способствовали в полной мере выполнению Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРТ).

 

Социально-экономические проблемы: уровень бедности населения

Начиная с конца 1970-х годов и по настоящее время, большинство африканских стран не смогли добиться заметного продвижения по достижению ЦРТ. Так, например, в Докладе о глобальном мониторинге за 2015-2016 годы «Цели развития в эпоху демографических изменений», подготовленном экспертами Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) отмечается, что «общими усилиями страны мира выполнили одну из ЦРТ, а именно сокращение уровня бедности в мире вдвое, на пять лет раньше запланированного срока. Последние данные показывают, что уровень крайней нищеты продолжает снижаться на протяжении нескольких десятилетий. Тем не менее, уровень бедности все еще остается крайне высоким. В 2012 г. в мире насчитывалось примерно 900 миллионов человек, живущих менее чем на 1,90 долларов в месяц (новая черта бедности в мире)». Согласно оценкам, в 2015 г. этот показатель составил 700 млн человек. Причем, как отмечают специалисты, «особенно высока концентрация бедного населения в странах Африки к югу от Сахары, где эта проблема все еще носит глубокий характер» [1].

 

Темпы снижения уровня бедности в регионах мира, 1990-2015 гг., %

Рисунок 1. Темпы снижения уровня бедности в регионах мира, 1990-2015 гг., %.

Источник: [1]

 

На рисунке 1 показано, что за последние несколько десятилетий значительное большинство бедного населения в основном сконцентрировалось в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе, Южной Азии и странах АЮС. Причем  в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе за 1990-2015 гг. уровень бедности существенно снизился, в то время как в Южной Азии этот показатель все еще остается очень высоким. В отличие от этих регионов, в данный период в странах АЮС наблюдался постепенный рост доли бедного населения, которая в 2012 г. составляла около 43% от общего числа бедного населения в мире, а в 2015 г. (согласно оценке) – 35, 2% (таблица 1). В африканском регионе тенденция медленного снижения уровня бедности сопровождается быстрым ростом численности населения.

 

Таблица 1. Уровень бедности в мире с учетом новой черты бедности, 1990-2015 гг.

Регион Исторические показатели Последнее зарегистрированное значение Оценка
1990 1999 2011 2012 2015
Доля населения, живущего менее чем на 1,90 долл. в день (ППС уровня 2011 г.), %
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 60,6 37,5 8,5 7,2 4,1
Европа и Центральная Азия 1,9 7,8 2,4 2,1 1,7
Латинская Америка и Карибский бассейн 17,8 13,9 5,9 5,6 5,6
Южная Азия 50,6 41,8 22,2 18,8 13,5
Страны Африки к югу от Сахары 56,8 58,0 44,4 42,7 35,2
Развивающиеся страны 44,4 34,3 16,5 14,9 11,9
Мир 37,1 29,1 14,1 12,7 9,6
Численность населения, живущего менее чем на 1,90 долл. в день (ППС уровня 2011 г.), млн
Восточная Азия и Тихоокеанский регион 995,5 689,4 173,1 147,2 82,6
Европа и Центральная Азия 8,8 36,8 11,4 10,1 4,4
Латинская Америка и Карибский бассейн 78,2 71,1 35,3 33,7 29,7
Южная Азия 574,6 568,0 361,7 309,2 231,3
Страны Африки к югу от Сахары 287,6 374,6 393,6 388,8 347,1
Мир 1958,6 1751,5 983,3 896,7 702,1

Источник: [1]

 

Данные представленные в таблице, практически подтверждаются показателями, содержащимися в отчетах и докладах ООН о достижении ЦРТ, где отмечается, что «хотя за прошедшее десятилетие темпы сокращения масштабов нищеты ускорились», регион АЮС продолжает отставать от других: в 2015 году доля населения, живущего в условиях крайней нищеты, по-прежнему превышает 40% [9].

О том, что большинство африканских стран не смогли добиться заметного продвижения по пути достижения ЦРТ, свидетельствует такой показатель, как реальный доход на душу населения. Например, в странах АЮС реальный доход на душу населения в 1980 г. составлял в среднем 589 долл. (в постоянных ценах 2000 г.), а в 2005 году – 569 долларов (также в постоянных ценах 2000 г.). В этот же период объем промышленного и сельскохозяйственного производства оставался крайне низким. Доля мирового экспорта этих стран сократилась с 2,8% в 1980 г. до 1,4% в 2005 году [7]. Эти неблагоприятные тенденции развития складывались под воздействием целого ряда макроэкономических факторов, включая последствия политики замещения импорта в рамках узко национальных рынков, ухудшение торговой конъюнктуры, большая внешняя задолженность, к которым добавились также кризис здравоохранения и вооруженные конфликты. Согласно оценке экспертов МВФ, темпы роста реального ВВП на душу населения в странах АЮС в 2015 г. составили 1,4%, а в 2016 г. ожидаются в пределах 1,9% [12]. Тем не менее, за последнее десятилетие быстрый экономический рост в регионе АЮС способствовал увеличению доходов на душу населения и снижению уровня бедности в отдельных его странах. Однако продолжает сохраняться дифференциация доходов между различными слоями населения, в результате, африканские страны отличаются самым большим неравенством по доходам по сравнению с другими регионами мира.

Нерешенная до настоящего времени проблема бедности усугубилась развитием демографических процессов. В период с 1970 по 2005 гг. численность населения в регионе АЮС увеличилась на 162% [Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения, Мировые демографические перспективы: пересмотренная база демографических данных, 2006 год]. Согласно прогнозам, население региона к 2100 году увеличится до 3,7 млрд человек (согласно сценарию  среднего уровня рождаемости ООН). Его доля в общей численности  мирового населения увеличится с менее чем 12%  до примерно 35% [8].

Большинство африканского населения по-прежнему не в состоянии преодолеть условия своего нищенского существования, поскольку они целиком зависят от природной базы ресурсов и подвержены любым экономическим и экологическим потрясениям (таблица 2).

 

Таблица 2. Основные причины и следствия социально-экономической отсталости стран АЮС

Группы причин Внутренние противоречия и причины Внешние воздействия
Экономические и социальные слабость производственной базы; неразвитость инфраструктуры; нехватка квалифицированных специалистов; безработица среди молодежи; высокий уровень коррупции; быстрые темпы урбанизации; пандемия малярии, ВИЧ/СПИДа и др. серьезных заболеваний; гендерные проблемы зависимость от внешнего финансирования;

экономические потрясения, в т.ч. волатильность цен на продовольствие;

экологические проблемы, вызванные изменением климата

Политические межэтнические конфликты, соперничество региональных объединений; нарушение прав человека;

 

незначительная доля в международной торговле и международных экономических отношениях

Источник: составлено авторами

 

И хотя в последнее время в отдельных странах Африканского континента произошли перемены в основных аспектах развития (уменьшение числа внутренних конфликтов; увеличение объема внутренних и внешних инвестиций, что обусловило рост производительности предприятий), прогресс остается неустойчивым, поскольку он обеспечивался в основном, за счет роста цен на сырьевые товары.

Одним из приоритетов экономического развития продолжает оставаться укрепление системы социальной защиты наиболее нуждающегося населения. Согласно статистике, по причинам, связанным с нищетой, ежедневно умирает 18 тыс. детей, и лишь 28% работающих женщин эффективно защищены с помощью накопительных и ненакопительных систем выплаты денежных пособий по беременности и родам (по миру в целом). Большинство малоимущих людей остаются вне рамок систем социальной защиты, особенно в странах с низким уровнем дохода. Из всего населения в этих странах лишь один человек из пяти пользуется какой-либо социальной защитой по сравнению с двумя из трех в странах с уровнем дохода выше среднего. Особенно остро этот разрыв проявляется в странах АЮС и Южной Азии, где проживает большинство беднейших людей мира. Например, в регионе АЮС лишь 15% из тех, кто находится в нижнем квинтиле по уровню дохода имеют доступ к пособиям системы социальной защиты [10].

Следует отметить, что по мере роста городского населения начинают обостряться жилищные проблемы, что также оказывает влияние на уровень нищеты. Так, по своим условиям жизни 30% городского населения в 2014 г. проживали в трущобах, причем в странах АЮС доля такого населения составила 55%, что является наивысшим показателем среди всех регионов мира (По миру в целом в этот период в трущобах проживало более 880 млн человек.). (Для справки: в этом оценочном показателе не учтено население, проживающее в неудовлетворительных или неприемлемых по ценам (когда стоимость жилья составляет более 30% совокупного месячного дохода домохозяйства)) условиях [10].

Таким образом, в отличие от других регионов мира уровень бедности в странах АЮС продолжает оставаться крайне высоким.

 

Социально-экономические проблемы: голод

Данная цель, сформулированная в ЦРТ, обязывает не только ликвидировать голод, но и обеспечить всеобщий круглогодичный доступ к безопасной, питательной и достаточной пище. Чтобы достигнуть выполнения поставленных целей необходимо создание «систем обеспечения устойчивого производства продовольствия и внедрения надежных методов ведения сельского хозяйства, равного доступа к земле, технологиям и рынкам, а также международного сотрудничества, способствующего поступлению инвестиций в инфраструктуру и технологии в целях повышения продуктивности сельского хозяйства. Необходимо добиваться генетического разнообразия пород скота, что имеет решающее значение для сельского хозяйства и производства продовольствия, поскольку позволяет разводить сельскохозяйственных животных в различной среде обитания и обеспечивает основу для разнообразия продуктов и услуг» [10].

Согласно текущим оценкам, от недоедания во всем мире страдает около 795 млн человек, т.е. почти у каждого девятого человека не хватает продуктов питания (Подавляющее большинство этих людей (780 млн человек) проживают в развивающихся странах). Тем не менее, доля людей, страдающих от недоедания, в развивающихся регионах сократилась с 23,3% в 1990-1992 годах до 12,9% в 2014–2016 годах, что близко к целевому показателю ЦРТ по борьбе с голодом. Серьезное негативное влияние на жизнь и благополучие людей, а также в конечном итоге на прогресс в деле обеспечения во всем мире продовольственной безопасности оказывает ряд факторов, среди которых можно выделить: неустойчивость цен на сырьевые товары, повышение цен на продовольствие и энергоносители, рост безработицы, экономический спад в конце 1990-х годов и в 2008-2009 годах, а также частые природные катаклизмы и стихийные бедствия. Причем во многих странах с низким уровнем дохода последствия природных катастроф усугубляются политической нестабильностью и гражданскими беспорядками, что приводит к многочисленным и значительным гуманитарным кризисам [9].

Следует отметить, что темпы сокращения масштабов голода отличаются по регионам. Например, Кавказ и Центральная Азия, Восточная Азия, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия достигли целевого показателя по борьбе с голодом главным образом благодаря стремительному экономическому росту за последние два десятилетия. В тоже время, в странах Карибского бассейна, Океании, Южной Азии и АЮС темпы сокращения масштабов голода остаются слишком низкими. Наиболее остро проблема голода стоит в Южной Азии, где проживает около 281 млн человек, страдающих от недоедания, а в странах АЮС в 2014-2016 гг. уровень недоедания составляет почти 23%. И хотя с 1990 года доля лиц, страдающих от голода, сократилась, однако число людей, страдающих от недоедания, увеличилось на 44 млн человек, что отражает высокие темы роста численности населения в этом регионе. Причем ситуация в субрегионах континента сильно различается. Например, большинство стран Северной, Западной и Южной части Африки уже достигли или близки к достижению целевого показателя. Однако в Центральной Африке прогрессу препятствуют стремительный рост численности населения и экологическая уязвимость, а также экономические и политические потрясения (с 1990 года число людей, страдающих от недоедания, в этом субрегионе удвоилось) [9].

Проведенный анализ проблемы голода в странах АЮС показывает, что для решения данной проблемы (ликвидации всех форм недоедания) требует снижения воздействия на уязвимые экономики ряда факторов, к которым относятся: нехватка финансовых ресурсов; неразвитая производственная база и инфраструктура; неустойчивость цен на сырьевые товары, продовольствие и энергоносители; рост безработицы; частые природные катаклизмы и стихийные бедствия, а также этнические конфликты и нестабильность политической системы в этих государствах.

 

Социально-экономические проблемы  в области водоснабжения

Водоснабжение и санитария играют важную роль в выживании людей и планеты, составляя основу устойчивого развития. В 2011 году напряженная ситуация в области водоснабжения отмечалась в 41 стране (для справки: в 1998 году таких стран было 36). Из них, в 10 странах – расположенных на Аравийском полуострове, в Северной Африке и Центральной Азии – забор воды превышал 100% объема возобновляемых ресурсов пресной воды (рисунок 2) [9].

Согласно данным ООН, более значительный прогресс был достигнут в обеспечении доступа к питьевой воде. В 2015 году 6,6 млрд человек, или 91% мирового населения, использовали улучшенные санитарно-технические средства по сравнению с 82% в 2000 году. Несмотря на это, около 663 млн человек использовали загрязненные источники или поверхностные воды [9].

 

Уровень водозабора из возобновляемых источников воды, 2011 г., %

Рисунок 2. Уровень водозабора из возобновляемых источников воды, 2011 г., %

Источник: [9]

 

Причем, согласно оценке экспертов ООН, в настоящее время нехватку воды ощущают более 40 % населения мира и, предполагается, что доля таких людей будет увеличиваться. Нехватка воды уже затрагивает каждый континент и затрудняет устойчивое управление природными ресурсами, а также экономическое и социальное развитие [9]. Но есть и положительные примеры решения этой проблемы. Так, например, по данным Всемирного Банка, показатель обеспечения питьевой водой в Эфиопии вырос почти в четыре раза: с 13% населения в 1990 г. до 66% в 2009–2010 гг., а доля недоедающих среди населения Руанды снизилась с 56% в 1997 г. до 40% в 2005 г. [5].

 

Национальная безопасность стран АЮС

Анализируя проблемы развития стран АЮС, следует отметить,  что либерально-демократические модели западных образцов, также как и социально-ориентированные модели, которые африканские государства (например, Кот-д’Ивуар, Бурунди, Мозамбик, Демократическая Республика Конго и др.) приняли за основу развития, не всегда оказывались эффективными. Во многом сказалось влияние внутренних факторов: незрелость политических элит, отсутствие демократических традиций и практического опыта, а также внутрипартийные и межпартийные трения на этнической основе.

По мнению специалистов Всемирного Банка, для восстановления и укрепления национальной безопасности необходимо предпринимать меры по развитию государственно-частного партнерства и решению проблем инфраструктуры, особенно проблем энергоснабжения, которые являются основным фактором, препятствующим предпринимательской деятельности в нестабильных районах Африки [5]. Помимо этого необходимо обеспечить доступ к финансам (особенно к кредитам) и инвестициям (в настоящее время приоритетным сектором для привлечения иностранных инвестиций являются инфраструктура, информационно-коммуникационные технологии и энергетика), что позволило бы связать между собой производителей и рынки. Действительно, все эти меры должны способствовать не только экономической стабильности и укреплению позиций стран АЮС на региональных и мировых рынках, но и в конечном итоге укреплению национальной безопасности.

Особенно актуальны для большинства африканских стран проблемы развития сельских районов, где экономика по-прежнему определяется главным образом развитием аграрного сектора, а прогресс в области искоренения нищеты будет зависеть от повышения производительности в этой отрасли экономики. Чтобы решить эту задачу необходимо расширить доступ фермеров к удобрениям, технологиям и ирригационным сооружениям, применять новые сорта сельскохозяйственных культур, заниматься разработками новейших технологий для удовлетворения растущих потребностей африканского населения, увеличить финансирование этой отрасли с целью повышения продуктивности и диверсификации потенциального экспорта. Уменьшению зависимости экономики африканских стран от непостоянства цен на сырьевые товары поможет диверсификация сельскохозяйственного производства, предусматривающая переход на культивирование сельскохозяйственных культур, приносящих больший доход.

Продолжает остро стоять и проблема модернизации африканских хозяйств, особенно обрабатывающих производств, поскольку во многих странах основу экономического развития, занятости и социальной стабильности обеспечивает именно обрабатывающая промышленность. Однако в настоящее время наблюдалась тенденция снижения доли чистой продукции обрабатывающей промышленности в ВВП регионов развитых стран, в 2015 году согласно оценкам этот показатель составил 13%, что было вызвано в основном увеличением роли сферы услуг. В тоже время у развивающихся стран он оставался относительно постоянным, с незначительным повышением с уровня 19% в 2005 году до 21% в 2015году. Однако за этими показателями скрыты существенные различия по регионам. Так, например, на долю чистой продукции обрабатывающей промышленности приходилось более 31% ВВП в Восточной Азии и примерно 10% ВВП как в странах АЮС и Океании. Особые проблемы в плане индустриализации испытывают наименее развитые страны (большинство из них сосредоточено в АЮС). Хотя на долю этих стран приходится 13% численности населения мира, их доля в мировом производстве чистой продукции обрабатывающей промышленности составляет менее 1%. В этих странах основными источниками занятости продолжают оставаться сельское хозяйство и традиционные сектора экономики [10].

Как отмечается в докладе Всемирного банка «Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития», серьезным вызовом для стран АЮС является задача обеспечения охраны природных ресурсов. Это обусловлено тем, что очень сложно осуществлять природоохранную деятельность в условиях крайней нищеты и демографических проблем, для решения этой задачи следует улучшить работу по просвещению и образованию населения с целью разъяснения значимости и методов устойчивого и рационального использования природных ресурсов и защиты биоразнообразия. По мере того, как проблема изменения климата превращается в серьезное препятствие на пути к достижению устойчивого развития, многим африканским странам придется при поддержке международного сообщества заниматься и проблемой адаптации к климатическим изменениям [2].

По мнению экспертов, особое значение в разработке стратегий и программ развития должно отводиться вопросам улучшения социального положения уязвимых групп населения, разрабатывать и укреплять меры, направленные на обеспечение всестороннего учета их интересов в рамочных программах развития. Решение этих проблем имеет большое значение для реализации основных прав человека на доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию и занятости и оказывает содействие социальному развитию [6].

Следует отметить, что в декабре 2015 г. международное сообщество подвело итоги выполнения программы Целей ЦРТ и дало старт новому более амбициозному проекту – Цели устойчивого развития (ЦУР) до 2030 г., где ключевая задача обозначена как устранение дисбалансов, образовавшихся в процессе предшествующего роста, а также предотвращение возникновения новых дисбалансов в будущем.

 

Заключение

Таким образом, для прогресса стран АЮС важно сохранить и развить имеющийся ресурсный потенциал и предпринимать меры, способствующие как экономическому росту, так и социальной защите населения. Только диверсифицировав производственную и экспортную базу можно добиться поступательного экономического роста, повышения производительности всей национальной экономики, уменьшить уязвимость экономики африканских стран к внутренним и внешним потрясениям (засухам, финансовым, экономическим и долговым кризисам и т.д.), а также изменить роль и место этой группы стран в глобальной экономике. Решение этих задач должно способствовать увеличению конкурентоспособности африканской продукции и ее доступу на мировые рынки (Для справки: за последние 20 лет доля африканского ВВП в общемировом ВВП снизилась с 2,3 до 1,8%). В настоящее время большинство стран АЮС не могут получать выгоды от торговли. Поскольку, несмотря на запреты ВТО, торговые барьеры по-прежнему существуют, а сельскохозяйственных субсидий стало еще больше, все это приводит к увеличению глобального неравенства и препятствует проведению политики структурных преобразований.

 

Библиографический список

  1. Доклад о глобальном мониторинге за 2015-2016 годы «Цели развития в эпоху демографических изменений». Совместное издание Группы Всемирного банка и Международного валютного фонда, 2016.
  2. Доклад о росте. Стратегии устойчивого роста и инклюзивного развития. Часть 3. Вызовы росту в контексте конкретных стран. Издано для Всемирного банка. Издательство «Весь Мир», Москва 2009.
  3. Кузнецова Г. В. Ответственное инвестирование и устойчивое развитие: мировой и российский опыт // Российский экономический вестник. — 2016. — № 6. – С. 66-78.
  4. Мировые демографические перспективы: пересмотренная база демографических данных, 2006 год. Департамент по экономическим и социальным вопросам, Отдел народонаселения.
  5. Обзор доклада Всемирного банка о мировом развитии 2011. – Международный банк реконструкции и развития / Всемирный банк, Вашингтон, 2011. – С. 6-7. URL: www.worldbank.org
  6. Обзор экономического и социального положения в Африке, 2010 год, Нью-Йорк, 2010.E/2010/17.
  7. Показатели мирового развития, 2007 год, Всемирный банк. URL: www.worldbank.org
  8. Taкур В., Уэйкман-Линн Дж. Оседлать демографическую волну // Финансы и развитие, март 2016. – С. 22.
  9. Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. Организация Объединенных Наций Нью-Йорк, 2015 год – С. 15. URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf
  10. ЭКОСОС ООН/E/2016/75. 3 June 2016. URL: http://unstats.un.org/sdgs/files/report/2016/secretary-general-sdg-report-2016—RU.pdf
  11. Economic Report on Africa 2015: Industrializing Through Trade. United Nations Economic Commission for Africa. — Addis Ababa, Ethiopia, 2015.
  12. IMF, African Department database, and IMF, World Economic Outlook database, 18 September, 2015.

 

References

  1. Global Monitoring Report for 2015-2016 years «Development Goals in an era of demographic change» [Doklad o global’nom monitoringe za 2015-2016 gody «Celi razvitija v jepohu demograficheskih izmenenij»]/ Joint publication of the World Bank Group and the International Monetary Fund, 2016.
  2. The Growth Report. Strategies for Sustained Growth and Inclusive Development. Part 3. Calls growth in the context of specific countries [Doklad o roste. Strategii ustojchivogo rosta i inkljuzivnogo razvitija. Chast’ 3. Vyzovy rostu v kontekste konkretnyh stran.]. Published for the World Bank. Publisher «All The World», Moscow 2009.
  3. Kuznecova G. V. Responsible investment and sustainable development: World and Russian Experience [Otvetstvennoe investirovanie i ustojchivoe razvitie: mirovoj i rossijskij opyt]// Russian Economic Bulletin. — 2016. — № 6. — p. 66-78.
  4. World Population Prospects: revised database of demographic data, 2006 [Mirovye demograficheskie perspektivy: peresmotrennaja baza demograficheskih dannyh, 2006 god]. The Department of Economic and Social Affairs, Population Division.
  5. Review of the World Development report 2011, World Bank — International Bank for Reconstruction and Development [Obzor doklada Vsemirnogo banka o mirovom razvitii 2011 – Mezhdunarodnyj bank rekonstrukcii i razvitija]/ The World Bank, Washington, 2011. — p. 6-7. URL: www.worldbank.org
  6. Overview of the economic and social situation in Africa, 2010 [Obzor jekonomicheskogo i social’nogo polozhenija v Afrike, 2010 god], New York, 2010.E / 2010/17
  7. World Development Indicators, 2007 [Pokazateli mirovogo razvitija, 2007 god], World Bank. URL: www.worldbank.org
  8. Takur V., Ujejkman-Linn Dzh. Ride the demographic wave [Osedlat’ demograficheskuju volnu]// Finance & Development, March 2016 — pp. 22.
  9. The Millennium Development Goals Report 2015 [Celi razvitija tysjacheletija: doklad za 2015 god.]. United Nations, New York, 2015. — P. 15. URL: http://www.un.org/ru/millenniumgoals/mdgreport2015.pdf
  10. Economic and Social Council of the UN / E / 2016/75. 3 June 2016. URL: http://unstats.un.org/sdgs/files/report/2016/secretary-general-sdg-report-2016—RU.pdf
  11. Economic Report on Africa 2015: Industrializing Through Trade. United Nations Economic Commission for Africa. — Addis Ababa, Ethiopia, 2015.
  12. IMF, African Department database, and IMF, World Economic Outlook database, 18 September, 2015.

Экономика регионов мирового хозяйства, Экономическая безопасность