Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (48), 2016

Качество информационной среды как фактор управления социальными инновациями региона

The quality of the information environment as a factor of social management innovation in the region

Авторы


кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Россия, Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН
acanaria2005@yandex.ru


кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН
kirillova_sa@mail.ru

Аннотация

Одним из важнейших условий эффективного управления социальными инновациями является качественная информационная поддержка каждого элемента этой системы. Показано, что именно информационная составляющая является главной характеристикой новой инновационной социальной среды. Однако сегодня информационный аспект создания, внедрения и поддержки социальных инноваций в нашей стране не имеет должного развития. Статья посвящена оценке качества информационной среды региональных Центров инноваций социальной сферы (ЦИСС) в Российской Федерации. Оценка качества заключается в измерении уровня доступности информационного поля о деятельности ЦИСС. Сформирована система параметров оценки качества и результативности социальных инноваций, базирующаяся на учете четырех основных элементов инновационного процесса в социальной сфере.

Ключевые слова

управление социальными инновациями региона, качество информационной среды, Центр инноваций социальной сферы, результативность социальных инноваций

Финасирование

Данное исследование выполнено в рамках госзадания ИСЭИ УНЦ РАН по теме № 0253-2014-0001 «Стратегическое управление ключевыми потенциалами развития разноуровневых социально-экономических систем с позиций обеспечения национальной безопасности» (№ гос. регистрации 01201456661).

Рекомендуемая ссылка
Кузнецова Юлия Александровна , Кириллова Светлана Александровна
Качество информационной среды как фактор управления социальными инновациями региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4855. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4855/
Authors

Kuznecova Julija Aleksandrovna
PhD in Economic sciences, senior researcher
Russia, Institute Of Social And Economic Researches Of Ufa Scientific Centre Of Russian Academy Of Sciences
acanaria2005@yandex.ru

Kirillova Svetlana Aleksandrovna
PhD in Economic sciences, leading researcher
Russia, Institute Of Social And Economic Researches Of Ufa Scientific Centre Of Russian Academy Of Sciences
kirillova_sa@mail.ru

Abstract

The most important condition for effective social management innovation is the quality information support. Information component is the main characteristic of the new innovative social environment. Today, however, the information aspect of creation, implementation and support social innovation in our country has not properly developed. The article is devoted to assessing the quality of the information environment of innovation centers of the social sphere in the Russian Federation. Quality assessment is to measure the level of access to the information field of the activities of the centers. The system of quality assessment parameters and the impact of social innovations. The system is based on taking into account the four basic elements of the innovation process in the social sphere.

Keywords

management of social innovation in the region, the quality of the information environment, Innovation Center of the social sphere, the impact of social innovations

Project finance

This study was performed as part of the state task ISEI USC RAS Related № 0253-2014-0001 «Strategic management of key potentials of different levels of socio-economic systems from the standpoint of national security» (№ state. Registration 01201456661).

Suggested Citation
Kuznecova Julija Aleksandrovna , Kirillova Svetlana Aleksandrovna
The quality of the information environment as a factor of social management innovation in the region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (48). Art. #4855. Date issued: 2016-12-28. Available at: http://eee-region.ru/article/4855/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Увеличивающееся количество проблем социального и экономического характера обозначило необходимость усиления значимости стратегического управления развитием территорий различного иерархического уровня, определения путей активизации потенциала их саморазвития с получением мультипликативного эффекта. Такой подход требует учета перспектив и интересов развития всех уровней управления. Согласованный подход к экономическому развитию на региональном уровне требует более комплексного подхода к стратегическому планированию, пронизывая существующие программы, уровни управления и заинтересованные хозяйствующие субъекты. Еще в 2009 году американскими специалистами в области стратегического управления J. Nelles, David A. Wolfe [9] было доказано, что способность установления более тесных связей между хозяйствующими субъектами и органами власти и управления является ключевым фактором в совершенствовании региональной политики.

Согласно современной теории управления под стратегическим управлением развитием региона понимается деятельность по целенаправленному переводу социально-экономической региональной системы в качественно иное состояние, характеризующееся ростом уровня и качества жизни населения путем трансформации имеющегося потенциала в соответствии с миссией и целями региона в изменяющейся внешней и внутренней среде [4]. Достижение стратегических целей развития при этом во многом определяет способность региона управлять значимой составляющей комплексного регионального потенциала – его инновационным потенциалом. В основе такого управления лежит своевременное выявление и направленный отбор востребованных обществом идей, их трансформация в социальные и технологические инновации для последующего внедрения, и взаимоувязывающая имеющиеся у региона ресурсы и компетенции с целевыми результатами развития территории [8].

 

Информационная среда как элемент стратегического управления инновационным потенциалом региона

C нашей точки зрения, важным элементом стратегического управления инновационным потенциалом региона является повышение качества взаимодействия между хозяйствующими субъектами, органами власти, представителями инфраструктуры, о беспечивающими финансирование предприятий и организаций, а также теми, для кого инновации предназначены.

В самом деле, успешность развития территорий уже не определяется высокими экономическими показателями, которые рассматриваются не как цель, а, скорее, как средство для достижения высокого качества жизни – одного из главных принципов прогресса на современном этапе. Именно качество социальной сферы, институты которой (системы образования и здравоохранения, социального обеспечения и др.) определяют не только качество политической системы, но и уровень развития общества, качество жизни населения [5], приобретает особую значимость на этапе постиндустриального развития. Сегодня это особенно актуально в силу появления «новых метрик прогресса, где доминирующим вектором развития является не ВВП, а показатели качества жизни» [2, C.55].

В условиях динамичного изменения внешней среды в практике управления все более утверждается инновационный подход к развитию социальной сферы. Говоря об инновационном развитии в социальной сфере, большинство ученых и специалистов в данной области имеют ввиду, прежде всего, социальные инновации, под которыми понимаются новые идеи, концепции, технологии, организации, способствующие решению социально-значимых задач и вызывающие социальные изменения в обществе. Проводниками социальных инноваций являются социальные предприниматели [1, 7, 10]. Однако следует признать, что для России социальные инновации как инструмент совершенствования социальной сферы являются относительно новым явлением, поэтому становление единой институциональной среды только набирает обороты [3].

 

Оценка качества информационной среды (по результатам деятельности региональных Центров инноваций социальной сферы)

Организационной основой для действия социальных предпринимателей являются Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС), постепенно создаваемые во всех регионах страны в рамках проекта повышения эффективности социального предпринимательства, инициированного Агентством стратегических инициатив [11]. В рамках стратегического развития социальной сферы формирование единой региональной сети ЦИСС позволит с одной стороны, реализовать системный подход к единству механизмов поддержки и развития социально-ориентированных некоммерческих организаций, а с другой, улучшить качество социальных услуг при одновременном повышении эффективности деятельности организаций.

В настоящее время в России свою деятельность ведут 23 ЦИСС [12]. Первые центры в 2012 году были открыты в городах Омск и Иркутск. Охват регионов составляет только 27%, а снижение динамики открытия новых ЦИСС связано с изменением условий отбора субъектов РФ на получение финансовой поддержки из федерального бюджета. В соответствии с п. 3.4.1. Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 [6].

Как было указано ранее, важным элементом стратегического управления инновационным потенциалом региона является качество взаимодействия между всеми участниками инновационного процесса. Одной из характеристик качества взаимодействия является всесторонняя информационная доступность и открытость. Поэтому в рамках исследования организационных основ формирования инновационной среды в социальной сфере, важным представляется оценка качества информационной среды о деятельности ЦИСС. Для этих целей нами были проанализированы официальные сайты ЦИСС 23 регионов по следующим параметрам, сформированным с учетом Приказа Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 в части требований, предъявляемых к деятельности центров (таблица 1).

 

Таблица 1 – Параметры оценки качества информационной среды о деятельности ЦИСС

Название параметра

оценки

Качественная

оценка

Количественная оценка
Наличие актуализированной информации о:
— оказываемых услугах; + / + (не подробно) / — «+» — 3 балла

«+ (не подробно)» — 2 балла

«–» — 1 балл

— стоимости платных услуг; + / —
— проведенных мероприятиях; + / + (не подробно) / —
— проектах, реализуемых социальными предпринимателями, НКО + / + (не подробно) / —
— результатах реализации социально значимых проектов; + / + (не подробно) / —
— показателях результативности деятельности ЦИСС (количество выпускников образовательных программ, количество рабочих мест, общая стоимость проектов, объем привлеченных внебюджетных средств и др.) + / + (текст) / —
Наличие стратегии развития ЦИСС на среднесрочный период + / —
Наличие сведений о выступлениях представителей ЦИСС в СМИ + /-
Итого:

 

Экспертная оценка каждого сайта по выделенным параметрам оценки позволяет сгруппировать сайты по качеству информационной среды о деятельности ЦИСС (таблица 2).

 

Таблица 2 – Группы сайтов по качеству информационной среды о деятельности ЦИСС

Группа А Группа В Группа С Группа D Группа Е
Величина итоговой оценки качества информационной среды, баллов 20 и более 14-19 8-13 7-12 менее 7
Качественная интерпретация полученных результатов Высоко доступная среда Доступная среда Пограничное состояние перехода от доступной к недоступной среде Низко доступная среда Недоступная среда

 

Исследование сайтов ЦИСС по указанным параметрам позволило получить следующие результаты. В группу А попали сайты ЦИСС Кабардино-Балкарской республики (г. Нальчик), Республики Алтай (г. Горно-Алтайск), г. Омск. Сайты этих ЦИСС содержат всю информацию о своей деятельности, включая показатели результативности реализации социально-значимых проектов, что представляется важнейшим параметром, позволяющим говорить о доступности информационной среды о деятельности организации, и о возможности тиражирования лучших практик в иных регионах.

В группу В вошли сайты ЦИСС 35% территорий, в частности: г. Астрахань, г. Барнаул и другие. Отнесение данных территорий в группу В обусловлено отсутствием на сайтах таких сведений, как, например, стоимость оказываемых платных услуг, результатах реализации социально значимых проектов. Кроме того, ЦИСС не предоставляют никакой информации (либо, она содержится в очень кратком виде) о стратегических направлениях деятельности центра.

В группу С вошел сайт ЦИСС Республики Башкортостан (г. Уфа). Сайт содержит актуальную информацию о проводимых и планируемых мероприятиях, однако недоступными являются сведения о показателях результативности, стратегии развития Центра, нет подробной информации о порядке получения той или иной помощи социальным предпринимателям. Для того, чтобы получить какую бы то ни было информацию о Школе социальных предпринимателей, Клубе социальных предпринимателей, Индивидуальной программе сопровождения предпринимательского проекта, порядке финансирования, необходима предварительная запись на консультацию.

По результатам анализа сайтов ЦИСС получено, что в группу D не попал ни один регион, тогда как в группу E вошли 5 сайтов (г. Братск, г. Краснотурьинск, г. Красноярск, г. Москва, г. Ханты-Мансийск, г. Череповец). Причиной отнесения данных сайтов к группе Е является отсутствие информации по подавляющему большинству выделенных параметров. Кроме того, многие ЦИСС не имеют самостоятельных сайтов.

Как было получено в результате анализа качества информационной среды о деятельности ЦИСС, важнейшим элементом оценки является оценка результативности их деятельности.  В этой связи, нами сформирована система параметров оценки качества и результативности социальных инноваций, базирующаяся на учете четырех основных элементов инновационного процесса в социальной сфере: 1) выявление новых / неудовлетворенных / удовлетворенных социальных нужд; 2) разработка инновационных решений в ответ на социальные нужды; 3) оценка эффективности (результативности) новых решений в области удовлетворения социальных нужд; 4) возможность распространения масштабов эффективных социальных инноваций. Система включает 15 показателей (таблица 3).

 

Таблица 3 – Параметры оценки качества и результативности социальных инноваций

Элемент 1 Элемент 2 Элемент 3 Элемент 4
Наименование показателей Доля социальных услуг, на которые зафиксирован высокий спрос, % Количество социальных предпринимателей, чел.

 

Количество благополучателей социальных инновационных проектов, чел. Количество инновационных проектов, перенятых для реализации из опыта лучших практик иных организаций внутри региона, ед.
Доля социальных услуг, по которым зафиксирована невозможность полного удовлетворения нужд, % Количество центров инноваций в социальной сфере, ед.

 

Количество запущенных социально-предпринимательских проектов, ед. Количество инновационных проектов, перенятых для реализации из опыта лучших практик иных организаций других регионов, ед.
Количество инновационных проектов по отдельным отраслям социальной сферы, ед.

 

Количество инициаторов инновационных проектов, чел. Количество социально-предпринимательских проектов на стадии разработки, ед. Количество имитаторов инновационных проектов, чел.(ед.)
Количество благополучателей, заинтересованных в реализации нужд посредством инновационных решений, чел. Доля высоко востребованных социальных услуг, которые можно реализовать посредством социальных инноваций, % Общее количество реализуемых и потенциальных инновационных проектов в социальной сфере, ед.

 

Заключение

Таким образом, с учетом того, что только 48% сайтов ЦИСС имеют достаточно полную информацию о своей деятельности (но только 27% из их числа – предоставляют полномасштабные сведения о результативности социальных проектов), следует сделать вывод о том, что информационная среда о деятельности ЦИСС является недостаточно открытой не только для самих социальных предпринимателей, но и для потенциальных благополучателей. Бесспорно, что такое положение затрудняет процесс тиражирования лучших практик и снижает качество инновационной среды в социальной сфере.

 

Список литературы

  1. Баскаков В.Л. Методологические подходы к исследованию инновационных аспектов управления социальной сферой // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 2. – С. 88-90.
  2. Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса. Первая глава. Рабочий перевод. – М.: НИИ СП, 2010. – 118 с.
  3. Кузнецова Ю.А. Социальные инновации в России и за рубежом: сравнительный анализ // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – №6. – С. 33-37
  4. Маскайкин Е.П., Арцер Т.В. Инновационный потенциал региона: сущность, структура, методика оценки и направления развития // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – №21. – С. 49-53
  5. Подберезкин А.И. Приоритетные национальные проекты – идеология прорыва в будущее. М.: Европа, 2007. – С. 107.
  6. Приказ Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2015 г. № 167 «Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (с изм. от 04.02.2016 г.)
  7. Теребова С.В., Кузьмин И.В., Мухачева С.В. Анализ отечественной и зарубежной практики реализации инноваций в социальной сфере // Дискуссия. – 2015. – № 7 (59). – С. 59-65.
  8. Innovative strategies and actions. Results from 15 years of regional experimentation. European Commission Working Document. European Commission, 2006. – 27 p.
  9. Nelles J., David A. Wolfe The Strategic Management of Urban Economies and the Scope for Intermunicipal Cooperation: Alternative Approaches to Economic Development in Ontario. Strategic Management of Urban Economies, March 2009. – 42 p.
  10. Volokhova L., Evseenko O. Innovative approaches to research methodology of social responsibility in the field of risk management // Вiсник Киiвського нацiонального унiверситету iм. Тараса Шевченка. Серiя: Економiка. – – № 5 (182). – С. 6-12.
  11. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/docs/ciss_OUT_NEW_RIGHT.pdf (дата обращения: 10.11.2016)
  12. Официальный сайт Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ «Высшая школа экономики». URL: https://socentr.hse.ru/ciss (дата обращения: 10.11.2016)

 

References

  1. Baskakov V.L. Methodological approaches for the study ynnovatsyonnыh aspektov management sotsyalnoy sferoy [Metodologicheskie podhody k issledovaniju innovacionnyh aspektov upravlenija social’noj sferoj]. Science. Nauchnыe kadrы.  2015.  № 2. pp. 88-90.
  2. The report of the Commission on the Measurement of the effectiveness of the economy and of social progress. The first chapter. Transfer Call Work [Doklad Komissii po izmereniju jeffektivnosti jekonomiki i social’nogo progressa. Pervaja glava. Rabochij perevod]. M . NII SP, 2010. 118 p.
  3. Kuznecova Ju.A. Sotsyalnыe innovations in Russia and abroad, comparative analysis [Social’nye innovacii v Rossii i za rubezhom, sravnitel’nyj analiz]. Problems of the theory and practice of management.   №6. pp. 33-37
  4. Maskajkin E.P., Arcer T.V. BUILDING Innovative region: essence, structure, methodology estimates and direction of development [Innovacionnyj potencial regiona: sushhnost’, struktura, metodika ocenki i napravlenija razvitija]. Herald SUSU.   №21. pp. 49-53
  5. Podberezkin A.I. Pryorytetnыe natsyonalnыe projects — prorыva ideology in the future [Prioritetnye nacional’nye proekty – ideologija proryva v budushhee]. M . Europe, 2007. 107 p.
  6. The command of the Ministry of the Economic development of Russia from 25 March 2015 number 167 g «Rev. Adoption uslovyy competitive otbora subjects of the Russian Federation, budgets kotorыh predostavlyayutsya subsidy IZ hosudarstvennuyu federal budget to support Small and Medium Entrepreneurship, vkljuchaja krestyanskye (fermerskye) sector, and trebovanyy for the organization, obrazuyuschym infrastructure support subjects small and Medium Entrepreneurship «(with amended. from 4.2.2016 g) [Prikaz Ministerstva jekonomicheskogo razvitija RF ot 25 marta 2015 g. № 167 «Ob utverzhdenii uslovij konkursnogo otbora sub#ektov Rossijskoj Federacii, bjudzhetam kotoryh predostavljajutsja subsidii iz federal’nogo bjudzheta na gosudarstvennuju podderzhku malogo i srednego predprinimatel’stva, vkljuchaja krest’janskie (fermerskie) hozjajstva, i trebovanij k organizacijam, obrazujushhim infrastrukturu podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel’stva» (s izm. ot 04.02.2016 g.)].
  7. Terebova S.V., Kuz’min I.V., Muhacheva S.V Patriotic Analysis and Implementation ynnovatsyy zarubezhnoy practices in the sphere sotsyalnoy [Analiz otechestvennoj i zarubezhnoj praktiki realizacii innovacij v social’noj sfere]. 2015.  № 7 (59). pp. 59-65.
  8. Innovative strategies and actions. Results from 15 years of regional experimentation. European Commission Working Document. European Commission, 2006. 27 p.
  9. Nelles J., David A. Wolfe The Strategic Management of Urban Economies and the Scope for Intermunicipal Cooperation: Alternative Approaches to Economic Development in Ontario. Strategic Management of Urban Economies, March 2009. 42 p.
  10. Volokhova L., Evseenko O. Innovative approaches to research methodology of social responsibility in the field of risk management. Bulletin Kyivskoho National University. Taras Shevchenko. Series: Economics. 2016. № 5 (182). pp. 6-12.
  11. The official site of the Agency stratehycheskyh ynytsyatyv [Oficial’nyj sajt Agentstva strategicheskih iniciativ]. URL: http://asi.ru/docs/ciss_OUT_NEW_RIGHT.pdf (date of circulation: 11/10/2016)
  12. The official site of the Center of Social Entrepreneurship and NYU Up Social ynnovatsyy «Higher School of Economics» [Oficial’nyj sajt Centra social’nogo predprinimatel’stva i social’nyh innovacij NIU «Vysshaja shkola jekonomiki»]. URL: https://socentr.hse.ru/ciss (date of circulation: 11/10/2016)

Инвестиции и инновации