Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (48), 2016

Проблемы и перспективы развития промышленности в Республике Саха (Якутия)

Problems and prospects of development of the industry in the Republic of Sakha (Yakutia)

Авторы


К.э.н., доцент кафедры экономики и управления производством
Россия, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Финансово-экономический институт
nurguyana@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы развития промышленности в Республике Саха (Якутия). Обозначены общие условия деятельности промышленных предприятий, проведен краткий обзор направлений деятельности и проблем основных региональных институтов развития производства: центра кластерного развития, технопарка и Корпорации развития Республики Саха (Якутия). Определены направления развития промышленности в Республике Саха (Якутия).

Ключевые слова

Республика Саха (Якутия), регион, промышленность, кластер, территориально-производственные кластеры, региональные институты развития промышленности, государственная поддержка развития промышленности

Рекомендуемая ссылка
Федорова Нюргуяна Аркадьевна
Проблемы и перспективы развития промышленности в Республике Саха (Якутия)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №4 (48). Номер статьи: 4845. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4845/
Authors

Fedorova Njurgujana Arkad'evna
Ph.D., Associate Professor, Department of Economics and Production Management
Russia, North-Eastern Federal University named M.K. Ammosov, Financial and Economic Institute
nurguyana@mail.ru

Abstract

The article deals with problems of the industrial enterprises of the Republic of Sakha (Yakutia). It observes general conditions of the industrial activities, carries out an overview of main goals and problems of key regional institutions created by the regional government to support enterprises: the center of cluster development, technopark and the Corporation of the development of the Republic of Sakha (Yakutia). The directions of the industry development in the Republic of Sakha (Yakutia).

Keywords

The Republic of Sakha (Yakutia), the region, the industry cluster, territorial and industrial clusters, regional institutes of development of industry, government support for industrial development

Suggested Citation
Fedorova Njurgujana Arkad'evna
Problems and prospects of development of the industry in the Republic of Sakha (Yakutia). Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (48). Art. #4845. Date issued: 2016-12-20. Available at: http://eee-region.ru/article/4845/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Развитие промышленности региона во многом зависит от усилий правительства региона по улучшению условий деятельности производственных предприятий. В статье проведен краткий обзор проблем промышленного производства в Республике Саха (Якутия) и направлений деятельности основных региональных институтов по его поддержке в последние годы.

Для повышения конкурентоспособности региона, необходимо принять во внимание, что каждый регион фактически участвует не только в внутрироссийской, но и в мировой межрегиональной конкуренции. В Китае, например, регионам даны большие возможности в осуществлении политики внешнеэкономической деятельности. Регионы с одной стороны  конкурируют между собой  за ресурсы – за территории, рабочую силу, налоги и др. С другой стороны, сами регионы становятся своеобразным товаром, который «потребляется» целевыми рынками – инвесторами, бизнесменами, жителями и т.д. [1].

Известно, что конкурентоспособность региона складывается из совокупности трех крупномасштабных групп факторов: начальных условий, контекста и микроэкономической конкурентоспособности [2].

Начальные условия (эндаумент), включая природные ресурсы, географию и историю развития региона, могут в целом оказывать на конкурентоспособность значительное влияние. Природные ресурсы напрямую отражаются на экспорте и эффективности производственной деятельности. Но наиболее важное влияние на производительность оказывает микроэкономическая конкурентоспособность экономики, что проявляется в трех составляющих:  качестве экономической среды, состоянии развитости кластеров (объединений по видам деятельности) и грамотности организации деятельности компаний.

 

Общая характеристика промышленности региона и условий ее развития

По рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов Якутия занимает первое место в Российской Федерации. В республике имеются запасы алмазов, золота, олова, вольфрама, ртути, полиметаллических руд, слюды, железной руды, коксующихся углей, апатитов, природного газа, нефти, каменного и бурого углей и других полезных ископаемых. Потенциальные запасы гидроресурсов основных рек республики составляют 507 млрд. кВтч, что составляет 1/5 общих ресурсов Российской Федерации. В Республике Саха (Якутия) произрастает 2,5 % леса мировых и около 11% древесных запасов России. Имеются значительные запасы промысловых животных, птиц, рыб, а также дикорастущего сырья.

Однако наличие такого количества природных ресурсов не является достаточным условием для обеспечения конкурентоспособности РС(Я).

Месторасположение РС(Я) определяет большие по сравнению с другими регионами расходы на логистику, но можно использовать сочетание разных путей: морского, наземного, воздушного. Месторасположение также подразумевает учет фактора близлежащих территорий или сопредельных стран, т.е. относительно близкое расстояние до стран АТР. Уровень благосостояния и размер соседних территорий: Иркутской, Читинской областей, Республики Бурятия, а также регионов ДВФО может значительно воздействовать на конкурентоспособность, так как соседи — наиболее естественный источник привлечения партнеров как по коммерческой, так и по инвестиционной деятельности.

К сожалению, транспортная инфраструктура РС(Я) имеет ряд крупных недостатков. Только 8,7% территории имеет круглогодичную транспортную доступность, где проживает 16% населения республики. Из 586 сельских населенных пунктов только 322 (55%) имеют связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования.

На рис. 1 представлена динамика объемов отгруженной продукции по ВЭД с 2005 по 2015 гг.

 

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в РС (Я)

Рис. 1. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности в РС (Я)

(в фактически действовавших ценах; тысяч рублей)

 

На рисунке отчетливо видно отсутствие взаимосвязи и значительный разрыв между быстрым ростом добычи полезных ископаемых и ростом производства в обрабатывающих отраслях, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Использование горнодобывающими предприятиями преимущественно вахтовой рабочей силы, сокращение финансирования ими социальных объектов и проч. уже не позволяет рассматривать развитие добычи полезных ископаемых в качестве локомотива сбалансированного развития экономики региона.

 

Таблица 1. Производство отдельных видов промышленной продукции в РС(Я), 1990-2014 гг.

1990 2000 2010 2011 2012 2013 2014
добыча алмазов, млрд .долл.США. 2,7  1,6 2,4 2,7 2,9 3,5 нет данных
Золото, тонн  35 17,3 18,6 19,4 20,9 22,5 23,5
   уголь, млн. т 16,9 10,1 11,1 9,8 12,3 11,9 12,0
   Нефть добытая, тыс. т 41 344,8 3425,8 5513,8 6713,4 7551,2 8704,2
   естественный газ, млрд. м3 1,4 1,6 1,9 1,9 1,99 2,0 2,1
   мясо, включая субпродукты I категории, тыс. т 23 2,5 4,4 4,4 4,6 4,5 1,9
   цельномолочная продукция в пересчете на 134 14,5 37,6 40,3 39,3 38,9 37,9
   молоко, тыс. т
   хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 100 52,1 45,7 44,6 43,7 43,4 41,3
   пиломатериалы, тыс. м3 809 149 148,9 152,7 128,4 139,3 123,9
   сборные железобетонные конструкции и 629 76,9 98,4 105,2 99,3 89,6 97,0
   изделия, тыс. м3
   электроэнергия, млрд. кВт× ч 8,5 7,6 7,3 8,2 8,5 8,5 8,6

 

В соответствии с данными таблицы 1, только алмазный, нефтяной и газовый секторы увеличили объемы производства (добычи) по сравнению с 1990 г. За десятилетний период в регионе был реализован ряд крупномасштабных проектов, связанных с освоением месторождений полезных ископаемых, строительством нефте - и газопроводов, в соответствии с принятой в 2007 году «Схемой комплексного развития производительных сил, энергетики и транспорта РС(Я) до 2020 года», в которой было предусмотрено ускоренное развитие черной и цветной металлургии, нефте - и газопереработки, добычи и урана, строительство и реконструкция транспортной инфраструктуры.

 

Таблица 2. Основные показатели внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия) за 2006-2015 гг.*

20061) 20071) 20081) 20091) 20101) 2011 2012 2013 2014 2015
млн.долларов США
Внешнеторговый оборот 2244,6 2156,3 2394,0 1557,3 3327,2 4785,5 4840,5 4912,1 5 125,4 3 972,6
Экспорт товаров 2158,0 2091,9 2291,3 1469,1 3236,5 4595,6 4707,8 4734,3 5 050,2 3 785,6
Импорт товаров 86,6 64,4 102,7 88,2 90,7 189,9 132,7 177,8 75,2 187,0
Сальдо 2071,4 2027,5 2188,6 1380,9 3145,8 4405,7 4575,1 4556,5 4 975,0 3 598,6
Объем международных услуг              
Экспорт услуг 13,6 13,0 3,7 4,0 8,2 15,1 15,6 11,9 19,8 18,6
Импорт услуг 15,2 11,6 11,7 13,9 19,2 19,0 21,7 30,2 22,7 10,5

1) Без учета данных об экспорте и импорте в торговле с Республикой Беларусь и с 1июля 2010г. с Республикой Казахстан.
*  (по данным Федеральной таможенной службы России, с учетом данных взаимной торговли со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС))

 

На территории Республики Саха (Якутия) экономический рост обеспечивается увеличением объемов добычи полезных ископаемых, почти не развиты перерабатывающие производства, терпят убытки предприятия, производящие товары народного потребления. В 2015 г. 85,3 % экспорта товаров и услуг составил экспорт драгоценных камней и изделий из них. Десять лет назад это соответствовало общим проблемам российской промышленности [4].  Но в настоящее время с созданием индустриальных парков в Калужской области, Татарстане, Ульяновской области и других регионах РФ, ситуация изменилась. К сожалению, остается только констатировать сырьевую специализацию РС(Я) и провал в стремлении развивать производство готовой продукции. Разрыв в уровне развития между добывающими и обрабатывающими отраслями республики увеличивается [5].

Республика Саха (Якутия) развивает топливно-энергетический комплекс как альтернативу добыче алмазного сырья, но 100 % уплата налога на добычу полезных ископаемых (углеводородного сырья) в федеральный бюджет с 2017 года, конечно, негативно отражается на потенциале роста регионального бюджета и на возможностях развития республики. Следует отметить растущую зависимость региона от деятельности всего нескольких крупных компаний. 68 % всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики за 2015 г. приходятся на долю всего трёх предприятий – группы «АЛРОСА» (36 %), компании «Сургутнефтегаз» (17 %) и корпорации «Транснефть» (15 %). Ещё 2% обеспечивает компания «Якутуголь».

Региону необходимо развивать переработку добываемых полезных ископаемых, однако, существует целый ряд препятствий как объективного, так и субъективного характера. Суровый климат и недостатки инфраструктуры вкупе с дороговизной электроэнергии на территории РС(Я) всегда воспринимаются инвесторами как ограничивающие факторы. Кроме того, все больший вес приобретает общественное мнение. В 2015 г. из-за широкого негативного общественного резонанса было закрыто рассмотрение проекта по строительству газохимического комплекса на берегу р. Лена. Таким образом, был прекращен один из наиболее перспективных с экономической точки зрения проектов переработки.

Для мотивации инноваций и инвестиций в этой сфере необходимо обеспечивать соответствующую государственную поддержку в виде налоговых льгот, строительства недостающей транспортной и энергетической инфраструктуры и проч. Создание территорий опережающего социально-экономического развития в данном случае является эффективным средством.

 

Обзор деятельности региональных институтов развития промышленности

В последние годы Правительством РС(Я) разработано достаточно большое количество нормативно-правовых документов, целью которых является обеспечение условия эффективной деятельности бизнеса. В их числе различные целевые программы развития районов республики, отраслей экономики. Активно создается новая институциональная среда для поддержки предприятий. Ведется планомерная работа по поддержке предпринимательства, организованы ОАО «Венчурная компания «Якутия» (с государственным участием), ГАУ Республики Саха (Якутия) «Технопарк «Якутия», Центр кластерного развития, действует Агентство инвестиционного развития РС(Я) и др. учреждения. Начинает работать Корпорация по развитию РС(Я), на которую возлагаются большие надежды по реализации крупных инвестиционных проектов.

Для изучения проблем поддержки малого и среднего бизнеса нами в 2014 и 2015 гг. были организованы исследования деятельности Центра кластерного развития и Технопарка «Якутия». Предполагалось оценить эффективность деятельности этих организаций и возможность их рассмотрения в качестве основы для развития небольших кластеров различных отраслей экономики РС(Я).

В Технопарке «Якутия» в 2015 г. действовало  около 90 резидентов, из которых к сфере IT технологий относилось 24 компании, к сфере энергоэффективных технологий - 13 компаний; в строительстве было занято 12 компаний, биотехнологиями занималось 23 компании, и только 19 фирм занималось непосредственно производством. Поддержка технопарка состоит в помощи при получении резидентами грантов и венчурных инвестиций, предоставлении помещений на льготных условиях и информационных услуг. Объем привлеченных средств на развитие деятельности резидентов ежегодно растет, чем довольны резиденты. Но информационные услуги технопарка не пользуются достаточным спросом. Компании стремятся стать резидентами, ожидая от Технопарка поддержки в участии в конкурсах на гранты; ради статуса резидента ТП, который дает аргумент в пользу надежности компании и выступает гарантом честного сотрудничества; низкой арендной платы, доступа к имущественному комплексу ТП; помощи в организации сбыта производимых товаров и услуг.

В рамках реализации кластерной политики в РС(Я), для обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения конкурентоспособности предприятий и организаций, образующих территориально-производственные кластеры, в свое время был образован Центр кластерного развития «Якутия». Ядром кластера должен был стать деревообрабатывающий комплекс, оставшийся после реорганизации прежнего, крупного в советские времена предприятия. Сегодня кластер представлен резидентами по производству домокомплектов, пластиковых окон, лакокрасочной продукции, изделий из металла, отделочных материалов для облицовки дома, корпусной мебели из ЛДСП и массива дерева и др., включая пошив швейных изделий и выращивание зелени. В процессе анализа результатов деятельности резидентов в 2014-2015 гг., мы выяснили, что большинство резидентов  убыточно, предприятия не связаны между собой технологически, не пользуются услугами друг друга. ЦКР «Якутия» не является связующим звеном в управлении кластером, подбор резидентов осуществляется случайно. Каждый резидент направляет свою деятельность на достижение исключительно собственных целей, компании не объединены какой-либо общей стратегией, они не работают на достижение совместных целей. В итоге основная деятельность ЦКР в 2015 году была фактически направлена на эффективное распределение имеющихся площадей между резидентами и взимание с них арендной платы. С целью разработки рекомендаций для ОАО «ЦКР «Якутия», нами было проведено исследование на выявление потенциальных ядер кластеров и выяснено, что, к сожалению, деревообработка не обладает достаточным  кластерообразующим потенциалом. Результаты исследования показали, что в качестве основы для промышленных кластеров могут выступать предприятия, работающие в отраслях по добыче полезных ископаемых и некоторые обрабатывающие производства, например, алмазогранильные.

Для продвижения реализации крупных инвестиционных проектов в регионе была создана Корпорация развития РС(Я).  Ее приоритетными направлениями инвестиций являются инфраструктура (транспортная, энергетическая, промышленная, коммунальная и связи), инфраструктура и промышленные производства в рамках ТОСЭР, производство высокотехнологичной промышленной продукции, производство, хранение и переработка продовольствия, продукции сельского хозяйства, добыча и переработка полезных ископаемых, индустрия туризма и отдыха. Таким образом, компания должна обеспечить создание регионом стратегически важных инфраструктурных проектов с длительными сроками окупаемости посредством эффективного государственно-частного партнерства.

Экономика республики действительно представлена естественным образом сложившимися территориально-производственными кластерами промышленных предприятий, организаций и учреждений, в основном возникшими еще в советский период на основе разработки месторождений полезных ископаемых. Это, прежде всего, Мирнинский центр алмазодобычи, Нерюнгринский угольный бассейн, Алданские горнопромышленные предприятия (золотодобыча). Созданная в этих местах промышленная, транспортная, энергетическая и социальная инфраструктура стала основой для развития производств в соседних районах республики и предоставляет возможности для перспективного планирования инвестиций в новые месторождения других полезных ископаемых. В частности, в разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития РС(Я) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г. [3] рассматриваются перспективы развития Алданской горнопромышленной провинции и Восточной горнорудной провинции.

Соответственно, мы можем выделить несколько сложившихся в регионе на настоящий момент кластеров: добычи нефти и газа, алмазов, угля и золота. Проблема в том, чтобы повлиять на достижение синергии в их развитии и обеспечить не только высокие темпы роста этих отраслей, но и сбалансированное развитие экономики всего региона на их основе.

Считается, что общность технологий, навыков, поставщиков, обеспечивающая пересечение кластеров, способствует достижению высоких экономических результатов. В частности, М. Портер утверждает, что «…пересечения между кластерами также представляют собой последовательный путь к определению путей развития  региональной и национальной экономики, поскольку позволяют определить потенциал перехода обособленного кластера в кластеры родственных отраслей». В смежных кластерах могут быть использованы соответствующие навыки и компетенции. Если взять за основу его исследования кластеров в американской экономике, то кластер нефти и газа должен быть тесно взаимосвязан с производством пластмассы и химической продукции, кластер энергетики - с производством электрооборудования, кластер ювелирной промышленности и драгметаллов существует отдельно и не влияет ни на какие другие отрасли. Увы, мы не видим сильной связи между четырьмя основными кластерами региона: золотом, алмазами, углем и нефтью и газом. Значит, нет взаимодополнения, нет источников для создания уникальных конкурентных преимуществ для региона.

Первый проект в РС(Я) в данной области – это ТОСЭР «Индустриальный парк Кангалассы», но он имеет небольшую площадь и создан для предприятий малого и среднего бизнеса. Большие надежды возлагаются на формирование Якутского индустриального транспортно-логистического узла, освоение месторождений различных районов Якутии и возможное строительство единого центра переработки сложнокомпонентных руд возле г. Якутска. Создание соответствующей территории опережающего социально-экономического развития, строительство производственной площадки или индустриального парка могло бы обеспечить развитие перерабатывающих предприятий и в значительной степени улучшить экономическое положение региона.

 

Заключение

Таким образом, концентрация усилий региона на создании благоприятных условий для предприятий обрабатывающих отраслей становится совершенно необходимой для экономики республики. В долгосрочной перспективе это могло бы обеспечить регион дополнительными рабочими местами, сгладить диспропорции в социально-экономическом развитии и избежать негативных последствий сырьевой специализации республики. Нам необходимо в дальнейшем определить потенциал роста существующих в настоящее время кластеров предприятий по добыче полезных ископаемых и возможности развития смежных с ними отраслей. Эффективным инструментом региональной промышленной политики может послужить организация индустриальных парков на территории РС(Я).

 

Библиографический список

  1. Калюжнова Н.Я., Третьяков В.С. Российско-китайские связи в аспекте конкурентоспособности Байкальского региона: Монография. http//www.inocenter.ru. – 110 с.
  2. Майкл Портер, Кристиан Кетелс, Мерседес Дельгадо, Ричард Брайден. Конкурентоспособность на распутье: направления развития российской экономики. –М.: ЦСР, 2007. – 114 с.
  3. Стратегия социально-экономического развития РС(Я) на период до 2030 г. с определением целевого видения до 2050 г. Проект. –Якутск, 2016.
  4. Федорова Н.А. Промышленность Республики Саха (Якутия): основные проблемы и пути их решения.// Проблемы теории и практики управления. – 2008. - №7. - С. 35-43.
  5. Федорова Н.А., Дьячковская Н.Н. Проблемы развития промышленности и транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия). //Материалы международной научной конференции МКЭ-2015 от 24-25 декабря 2015 г.: сборник научных трудов. - том 4. -  С. 7-16.

References 

  1. Kaluzhnova N.Y., Tretyakov V.S. Russian-Chinese regional economic relations and competitiveness ot the Baikal region. http//www.inocenter.ru. – 110 p.
  2. Porter, Michael, Ketels, Christian. The competetiviness and development of the Russian economy. –Moscow, Centre of the strategic researches, 2007.
  3. Strategy of the socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period up to 2030 with the definition of target vision to 2050. Project. –Yakutsk, 2016 – 220 p.
  4. Fedorova N.A. Industry of the Republic of Sakha (Yakutia): the main problems and ways to solve them .// Problems of management theory and practice, 2008. №7. – р. 35-43
  5. Fedorova N.A., Diachkovskaya N.N. Problems of development of industry and transport infrastructure of the Republic of Sakha (Yakutia). Materials of the international scientific conference MKE 24-25 december 2015 г.- is 4. - Publishing Center Rusalyans "Owl"- p. 7-16

Отраслевая экономика