Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (48), 2016

Развитие международного сотрудничества России со странами Каспийского бассейна в туристско-рекреационной сфере и морском пассажирском сообщении

The development of international cooperation between Russia and the Caspian basin countries in the tourist and recreational sector and the maritime passenger transport

Авторы


преподаватель
Россия, Институт мировой экономики
Esmi_sadykova@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития международных морских пассажирских перевозок в Каспийском бассейне. Для организации международных морских пассажирских перевозок между странами Каспийского бассейна предлагаем создать «Каспийский логистический центр», который будет наделен полномочиями сбора и обработки информации между странами Каспийского бассейна. Определено, что конкурентные преимущества Дагестана в туристко-рекреационной сфере, наличие уникальных исторических и культурных достопримечательностей позволят Республике стать центром притяжения зарубежных туристов с прикаспийских государств, что потребует развития морской портовой инфраструктуры, строительство нового порта на побережье г. Дербента даст толчок развитию города и региона в целом.

Ключевые слова

международное сотрудничество, Каспийский бассейн, страны Каспийского бассейна, приграничное сотрудничество, морское пассажирское сообщение, международные морские пассажирские перевозки, туристско-рекреационная сфера

Рекомендуемая ссылка
Садыкова Эсмира Фирудиновна
Развитие международного сотрудничества России со странами Каспийского бассейна в туристско-рекреационной сфере и морском пассажирском сообщении// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4842. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4842/
Authors

Sadykova Jesmira Firudinovna
Lecturer
Russia, Institute of World Economy
Esmi_sadykova@mail.ru

Abstract

The article deals with the problems and prospects of development of international maritime passenger transport in the Caspian basin. For the organization of international maritime passenger transport between the Caspian basin countries we propose to establish a "Caspian Logistics Center", which will be empowered to collect and process information between the countries of the Caspian basin. Competitive advantages of Dagestan in the tourist-recreational sphere, unique historical and cultural attractions allow the Republic to become a center of attraction for foreign tourists with the Caspian states, which will require the development of sea port infrastructure. Construction of a new port on the coast of the city of Derbent give impetus to the development of the city and the region as a whole.

Keywords

international cooperation, the Caspian basin, the Caspian Sea countries, cross-border cooperation, maritime passenger transport, international maritime passenger transport, tourism and recreation sphere

Suggested Citation
Sadykova Jesmira Firudinovna
The development of international cooperation between Russia and the Caspian basin countries in the tourist and recreational sector and the maritime passenger transport. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (48). Art. #4842. Date issued: 2016-12-17. Available at: http://eee-region.ru/article/4842/

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В настоящее время при разработке стратегии развития территорий, регионы России уделяют пристальное внимание развитию туристской сферы, как источнику пополнения доходов, росту занятости и возможности диверсифицировать экономику. Россия граничит со многими странами и есть огромный экономический, политический и стратегический интерес сотрудничать с приграничными государствами. Этот аспект особенно актуален для регионов Каспийского бассейна, в частности Республики Дагестан, как субъекта с депрессивной экономикой. Актуальность проблемы определила выбор темы исследования. Сотрудничество Дагестана с соседними государствами Каспийского бассейна может стать импульсом экономического развития республики.

Цель работы – рассмотреть проблемы и перспективы сотрудничества регионов России с приграничными территориями в сфере морских транспортных услуг в Каспийском регионе на материалах Республики Дагестан.

 

Проблемы и перспективы развития взаимоотношений между Российской Федерацией и странами Каспийского бассейна

Россия и Иран являются странами Каспийского бассейна. Связующим звеном в экономическом сотрудничестве между Россией и Ираном является Дагестан. Одним из способов реализации экономических связей между странами, является установление сотрудничества в сфере туризма. Так как побережья стран омывается Каспийским морем, можно выйти с предложением о создании совместного туристического проекта в области морских круизных пассажирских сообщений между этими странами. Данный проект позволит осуществлять партнерство между странами во всех сферах.

По оценкам экспертов, каждый круизный турист во время транзитного захода судна в порт («судозахода») в среднем за 10 часов стоянки тратит в городе пребыванияот 50 до 100 евро. При заходе в порт одного круизного судна типа Panamax город одновременно посещает до 2000 туристов. Сумма, затрачиваемая одним туристом в базовом порту (в городе и во время экскурсий), достигает 600 евро за 2–3 дня. Таким образом, круизное судоходство дает возможность в течение сезона – семи месяцев в году – создать условия для гарантированного пополнения местных бюджетов (в том числе за счет туризма, расходов туристов на сферу развлечений и т.п.). К тому же это не приводит к существенному увеличению нагрузки на наземную инфраструктуру приморских регионов [14].

Как и вся экономическая, туристко-рекреационная деятельность является объектом острой конкурентной борьбы между государствами и крупнейшими монополиями флота. Таким образом, необходимо усиление внимания государственной власти к морскому пассажирскому и туристско-круизному сервису в России [2, с. 23].  Российская Федерация, как самая большая по площади страна в мире должна развивать свою транспортную отрасль.

В стратегии развития морской деятельности РФ описаны стратегические цели, одной из которых является переход к комплексному подходу к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий конкретных побережий страны путем выделения их в отдельный единый объект государственного управления.

С нашей точки зрения для осуществления данной стратегической цели в Каспийском регионе необходимо создать специальный орган «Каспийский логистический центр» который будет наделен полномочиями сбором и обработкой информации поступающей в раках развития морской логистической а так же грузо-пассажирской деятельности между странами Каспийского бассейна.  С целью реализации данного проекта необходимо при проведении международных встреч в рамках «Каспийского саммита» между государствами Каспия, внести на рассмотрение вопрос о развитии международного туризма между странами.  Для чего рассмотреть вопрос по заключению международного соглашения «О развитии туризма в странах Каспия», и рассмотрении в нем  создания «Каспийского логистического центра» и его филиалов в странах Каспийского бассейна.

В настоящее время взаимоотношения между Российской Федерацией и странами Каспийского бассейна развиваются во всех аспектах. С целью совместного развития транспортной логистики, и упрощения  экономических взаимоотношений между странами  каспийского бассейна   целесообразно задействовать возможности Махачкалинского и Астраханского портов. С реализацией транспортного коридора «Север–Юг» можно будет повернуть часть грузопотока, который сегодня проходит через Суэцкий канал в сторону Каспийского региона, и тем самым увеличить объем перевозок до 100 млн. т. ежегодно [4].

Развитие приграничного сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья проходит в раках внешнеполитической линии России. Так, после подписания 13 декабря 1997года  в Махачкале российско-иранских межправительственных соглашений, а так же Меморандума о торгово-экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Правительством Республики Дагестан Российской Федерации и Министерством развития Исламской Республики Иран. Стороны договорились об оказании взаимной поддержки и содействия в вопросах развития транспортного сообщения, топливно-энеретического комплекса, промышленности, строительства, торговли, сельского хозяйства и туризма [5].

В этой связи перспективы развития морских каботажных пассажирских перевозок в летний период времени особенно актуальны в связи с низкой пропускной способностью автомобильных дорог и с высокой пропускной способностью морского транспорта, а так же низкой себестоимостью в сравнении с авиа перелётами [11, С.266].

 

Роль Республики Дагестан в международном сотрудничестве между Российской Федерацией и странами Каспийского бассейна

Республика Дагестан в настоящее время характеризуется одними из наиболее низких показателей социально-экономического развития среди всех 85 субъектов Российской Федерации. Так по показателю валовой региональный продукт на душу населения она занимает 77 место, по уровню занятости – 80-е место, по среднемесячной заработной плате – 83-е место. Республика характеризуется высокой плотностью населения. Занимая по площади 52-е место, по численности населения она находится на 12-м месте, иными словами на территории, площадь которой около 0,3% от общероссийской проживает 2% населения России.  В такой ситуации поиск новых точек роста является актуальной задачей региональной и федеральной власти. Одним из новых полюсов роста может выступить туристско-рекреационная сфера [9].

Рассматривая туристско-рекреационную привлекательность Дагестана стоит отметить, что Республика является уникальной сокровищницей России, которая  славится не только своим неповторимым горным пейзажем и Каспийским морем, но и своими уникальными мусульманскими достопримечательностями, отдельные из которых  отнесены к культурному наследию РФ и  ЮНЕСКО.

Учитывая все уникальные достопримечательности Дагестана, существует необходимость создать туристический маршрут и организовывать экскурсии по всем этим достопримечательностям.

В Иране так же находятся множество исторических мест,  святынь для паломничества мусульман. В основном они сосредоточены в городе Исфахан. В городе расположено большое число памятников исламской архитектуры XI – XIX  веков. Особенно знамениты площадь Имама и пятничная мечеть – памятник  Всемирного наследия. В Иране город часто называют Несф-е джехан («Половина мира»).

Таким образом, общность вероисповедания, культурных и религиозных традиций и достопримечательностей Республики Дагестан и  Исламской Республики Иран может дать толчок развитию международного сотрудничества.

 

Направления развития международного сотрудничества в туристско-рекреационной сфере и морском пассажирском сообщении

В качестве первого шага предлагаем открыть международное туристическое агентство, которое будет рекламировать морское путешествие по Каспийскому морю с посещениями культурных и исторических мест. Необходимо составить маршрут посещения исторических мест в Дагестане и в Иране. Развивая туристическую деятельность в двух странах, по данному направлению мы придем к тому, что будет привлекаться иностранные туристы. Благодаря этому регион станет экономически привлекателен для потенциальных инвесторов.

Укрепление международных экономических и транспортных связей между городами Дагестана и зарубежьем возможно путем развития морских пассажирских сообщений (суда и паромы) в Каспийском бассейне с выходом в Иран и другие страны побережья Каспия.

Подвижность населения России (порядка 6,3 пасс. – км. в год) в 4 с лишним раза меньше, чем развитых странах с обширной территорией (США, Канаде и Австралии), и примерно в 3 раза меньше, чем в странах западной Европы. Население России распадается по фактору мобильности на полярные кластеры – высокомобильный (подвижность 15% населения приближаемся к американским стандартам) и маломобильный (подвижность основной части населения находится на крайне низком уровне) [1]. Эти факты свидетельствуют о необходимости развития транспортной инфраструктуры в РФ.

В целом осуществление модернизации морских пассажирских перевозок в Каспийском бассейне позволит освоить перспективные пассажиропотоки к порту Махачкалы и портам иностранных государств Каспийского бассейна.

 

Определение статуса Каспия – одна из ключевых проблем развития международных морских пассажирских перевозок

Одной из проблем развития международных пассажирских сообщений в Каспийском море является определение статуса Каспия. Прикаспийские страны стремятся к консенсусу в выработке согласованных позитивных решений, чтобы скорее перейти к практическому осуществлению проектов, сулящие не малые экономические выгоды всем заинтересованным странам. Промедление же приносит лишь финансовые убытки, вызывает сложности взаимоотношений, нагнетает международную напряженность [6, С.298].

Дискуссии на эту тему продолжаются уже около 20 лет. Если Каспий признают озером, то его природные богатства и акватория будут делиться поровну, если морем — то границы на Каспии будут определяться с учетом длины границ на суше. [13].

Одним из факторов развития морского пассажирского флота в Дагестане является вхождение в состав России Крымской Республики,  обладающей мощным судостроительным потенциалом. На территории Крымского полуострова расположены Керченский судостроительный завод «Залив», Феодосийский судостроительный завод «Море», Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе и судостроительные-судоремонтные заводы «Фрегат» и «Южный Севастополь». Во времена существования СССР все они имели свою уникальную специализацию и выпускали инновационную продукцию, среди которой: атомный лихтеровоз, торпедные  катера, корабли-амфибии, пассажирские суда на подводных крыльях, плавучие краны и др. «Приоритетная задача государства – формирование портфеля заказов для этих предприятий» [3, С. 91]. Один из таких заказов может поступить со стороны Республики Дагестан.

Существует необходимость создания нового порта. Этот порт мог бы расположиться в акватории Каспийского моря, у побережья древнего города Дербента. Организация порта на побережье Дербента даст толчок в развитии не только города, но региона в целом. Сам город со временем имеет все шансы стать туристическим центром как, например, город Сочи в Краснодарском крае. Для этого есть все условия как географические, так и климатические.

Развитие грузопассажирских международных сообщений предлагаем осуществлять в 2 этапа: первый этап – развитие внутренних морских пассажирских сообщений; второй этап – развитие международных морских пассажирских сообщений [12].

Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний. Одной из потребностей является потребность в туризме. Удовлетворение туристических потребностей и желаний, предполагают производство туристических продуктов и услугу, а это в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и развитие туристических ресурсов [7].

Для развития внутренних пассажирских сообщений, нужно в сознании общества пробудить интерес к морским перевозкам и морскому транспорту в целом. Необходимо создать условия для развития яхт клуба в городе и осуществления частных пассажирских перевозок (морские прогулки) либо перевозки граждан по прибрежным городам республики. Этот предложение требует создания причала для осуществления внутренних морских сообщений между городами Дагестана находящимися у побережья Каспия. Благодаря данному предложению разгрузятся трассы с автобусами и маршрутными такси,  перевозящими пассажиров по прибрежным городам республики.  Люди начнут ощущать реальный комфорт, качество и безопасность морских перевозок. Морские перевозки считаются самым дешевым видом перевозок не требующим ремонта дорог и обслуживания трассы. В связи с этим и цена в перспективе может быть весьма приемлемой для граждан желающих быстро и без пробок добраться до места назначения         . Для пенсионеров и малоимущих семей можно ввести систему проездных билетов либо льготу за проезд. Все эти методы бы могли сделать данный вид перевозок популярным среди простого населения[10 C.69].

Следующий этап будет стартом для создания порта в целях осуществления морских международных грузопассажирских сообщений между странами Каспийского бассейна. Расширение границ международного сотрудничества в сфере путешествий вызывает необходимость постоянного совершенствования норм и правил осуществления таможенного, пограничного и санитарного видов контроля. [8]  Для этого нужно обеспечить и оснастить порт всем необходимым для прохождения процедур таможенного декларирования всех граждан, обеспечение безопасности пассажиров и груза.

Для упрощения таможенного контроля со странами Каспия необходим комплексный подход, затрагивающий пограничные и таможенные структуры и направленный на их упрощение. Предлагаю создать «Каспийский туристический союз».  Деятельность новой организации будет направлена на упрощение процедур прохождения таможенного и пассажирского контроля, что будет способствовать развитию морских пассажирских и грузопассажирских перевозок, расширению сотрудничества России со странами Каспийского бассейна, притоку иностранных туристов и другим положительным последствиям, в частности, снижению отрицательного сальдо платежного баланса по статье «поездки».

 

Заключение

Главной целью развития международных пассажирских сообщений в Каспийском бассейне является организация международных маршрутов с использованием круизных лайнеров. Лайнеры могут быть оснащены разными опциями, включая развлечение и отдых пассажиров у себя на борту. Данный вид перевозок будет намного интереснее для отдыхающих туристов не только в плане отдыха и всевозможных развлечений на борту круизного лайнера, но и увлекательными путешествиями с посещением интересных мест и достопримечательностей Дагестана и других прибрежных регионов Каспийского бассейна. Кроме того предложенные нами направления развития будут способствовать реализации поставленной в стратегии цели  «Обеспечение доступности качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами». Что в дальнейшем благодаря развитию туризма приведет к повышению экономического роста Республики Дагестан.

 

Библиографический список

  1. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 №1734-р (ред. от 11.06.2014) «О Транспортной стратегии Российской Федерации» // http://base.consultant.ru
  2. Бабурина О.Н. Развитие морского транспорта России в условиях глобализации: роль государственной власти // Транспорт Российской Федерации.- 2013.-№2 (45).-С. 20-23
  3. Baburina O.N. Retro- and perspective of Crimean Shipbuilding and ship repairing in context of Russian sea industry’s revival // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. №2. С. 89-92.
  4. Галбацова Ш.С. Развитие торгово-экономических отношений между Дагестаном и Ираном на современном этапе// Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. № 4. С. 214-217.
  5. Касумова М.Р. ДАГЕСТАНСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ
    Регионология. 2015. № 1 (90). С. 38-44.
  6. Миришли Ф.Р., Кожаев Ю.П., Садыкова С.Э., Садыков А.А.Султанов Т.Т. Экономическая интеграция Азербайджана в мировое хозяйство: Научная монография. – М. :ЗАО «Книга Бизнес»,2012.-497с. С.298-316.
  7. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник для высш. учеб. Заведений. М.: Академия, 2004
  8. Осипова О.Я. Транспортное Обслуживание Туристов// учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм / М., 2010. Сер. Высшее профессиональное образование. Сервис (5-е изд., стер.)
  9. Регионы России. Социально-экономические показатели — 2015 г. Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm. (Дата обращения10.2016г.).
  10. Садыкова Э.Ф. Развитие морских пассажирских сообщений в Азово-Черноморском бассейне // Всероссийский научно-практический журнал по экономике. Российское предпринимательство.2013. №11(233). С. 68-73.
  11. Садыкова Э.Ф. проблемы восстановления и перспективы развития морских пассажирских перевозок в Азово-Черноморском бассейне // Молодой ученый. 2013. № 3. С. 265-267.
  12. Садыкова Э.Ф. Перспективный проект развития морской туристско-рекреационной зоны в Каспийском бассейне//М: Российское предпринимательство. Том 17, Номер5. Март 2016.стр.585-696 (С.685-696).
  13. Сайт Президента России // http://www.kremlin.ru/events/president/news/46686. (Дата обращения 05.10.2016г.)
  14. Тенденции в развитии круизного рынка //Электронный ресурс// – Режим доступа: http://portsukraine.com/node/2580 (дата обращения: 05.10. 2016).

 

References

  1. Decree of the RF Government of 22.11.2008 №1734-p (ed. From 06.11.2014) «On the Transport Strategy of the Russian Federation» // http://base.consultant.ru
  2. Baburina O.N. The development of Russia’s maritime transport in the context of globalization: the role of public authorities // Transport of the Russian Federatsii.- 2013.-№2 (45) .- p. 20-23
  3. Baburina O.N. Retro- and perspective of Crimean Shipbuilding and ship repairing in context of Russian sea industry’s revival // European Journal of Economics and Management Sciences. 2015. №2. p. 89-92.
  4. Galbatsova S.S. The development of trade and economic relations between Dagestan and Iran at the present stage // Bulletin of the Dagestan State University. Series 2: Humanities. 2014. № 4. p. 214-217.
  5. M.R. Gasimova Dagestan COMPONENT OF CROSS-BORDER COOPERATION RUSSIA Regional Studies. Number 1, 2015. (90). p. 38-44.
  6. Mirishli F.R, Leather J.P, Sadykova S.E, Sadykov A.A.Sultanov T.T Economic integration of Azerbaijan into the world economy: Scientific monograph. — Moscow: ZAO «Book Business», 2012.-497p. p.298-316.
  7. Morozov M.A. Economy and Entrepreneurship in the socio-cultural service and tourism: Textbook for higher. Proc. Institutions. M .: Academy 2004
  8. Osipova O.J. Tourist Transport Service // textbook for university students enrolled in socio-cultural service and tourism / M., 2010. Ser. Higher professional education. Service (5 th ed., Sr.)
  9. Regions of Russia. Socio-economic indicators — 2015, the Federal Service of State Statistics // http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm. (Reference date 05.10.2016).
  10. Sadykova E.F. The development of maritime passenger transport services in the Azov-Black Sea basin // All-Russian scientific and practical journal on economics. Russian predprinimatelstvo.2013. №11 (233). p. 68-73.
  11. Sadykova E.F. recovery problems and prospects of development of sea passenger transportation in the Azov-Black Sea basin // Young scientist. 2013. № 3. p. 265-267.
  12. Sadykova E.F. Prospective project development of marine tourism and recreation zones in the Caspian Sea // M: Russian Entrepreneurship. Volume 17, Number 5. March 2016.p.585-696 (p.685-696).
  13. The President of Russia Site // http://www.kremlin.ru/events/president/news/46686. ( reference date 05.10.2016)
  14. Trends in the development of the cruise market // // Electronic resource — Access: http://portsukraine.com/node/2580 (reference date: 05.10.2016).

Локальные рынки и межрегиональные связи, Отраслевая экономика