Главная страница » Публикации » №4 (48) » Методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей

Методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей

Methodical approach to urban transport system development based on a balanced scorecard

Авторы

Савин Глеб Владимирович
к.э.н., доцент кафедры коммерции, логистики и экономики торговли
Россия, Уральский государственный экономический университет
glebsavin@ya.ru

Аннотация

В статье представлен методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей. Актуальность исследования выражается в необходимости управления сложной городской транспортной системой, которое позволит оптимизировать затраты на обслуживание и развитие городских транспортных систем. Выделены приоритетные направления развития городской транспортной системы и предложены направления ее совершенствования.

Ключевые слова

управление городской транспортной системой, городская транспортная система, городской транспортно-коммуникационный коридор, городское ядро, центральный деловой район города, система сбалансированных показателей

Рекомендуемая ссылка

Савин Глеб Владимирович

Методический подход к развитию городской транспортной системы на основе сбалансированной системы показателей// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4838. Дата публикации: 15.12.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4838/

Authors

Savin Gleb Vladimirovich
Ph.D., Associate Professor, Department of Commerce, Economics and Trade Logistics
Russia, Ural State University of Economics
glebsavin@ya.ru

Abstract

The paper presents a methodical approach to urban transport system development based on balanced scorecard. Relevance of the research is reflected in the need to manage complex urban transport system, which will optimize the maintenance costs and the development of urban transport systems. Priority directions of development of the urban transport system and suggests ways to improve it.

Keywords

management of urban transport systems, urban transport systems, urban transport and communication corridor, urban core, the central business district, the balanced scorecard

Suggested Citation

Savin Gleb Vladimirovich

Methodical approach to urban transport system development based on a balanced scorecard// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4838. Date issued: 15.12.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4838/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Организация регулируемого рынка на городском транспорте зарекомендовала себя за рубежом. Сейчас в городах России функционирует административная модель с элементами регулирования. Современные города, благодаря своему месту, занимаемому в глобальных цепочках поставок, представляются прекрасными платформами для внедрения тех или иных передовых решений в рамках различных логистических моделей. Проблема рационального развития городской транспортной системы (ГТС) решается изучением спроса и объемов товародвижения, а также оптимизацией потоковых процессов. Однако, прогнозы спроса зависят от множества факторов, которые сложно и дорого прогнозировать.

Городская транспортная система – все виды транспортной инфраструктуры, автотранспортных средств и оборудования, а также их деятельность в городах, включая городской пассажирский транспорт, организацию дорожного движения, организацию паркирования автотранспортных средств [2]. 
Бесспорно, все элементы городской транспортной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждая отдельная система не может локально обеспечить выполнение задач определенного характера, ей принадлежит лишь ведущая роль, а сам процесс достижения целей и задач города обеспечивается всей совокупностью функционирующих систем.

Городская транспортная система имеет определенную структуру, под которой понимается относительно устойчивый способ организации элементов системы, позволяющий сохранять качества системы при изменении внутренних и внешних условий. При этом важную роль играют понимание процесса развития, позволяющее наилучшим образом решать логистические задачи, и организационная структура. В упрощенном варианте, к элементам относят инфраструктуру, транспорт, человек и управление.  Сложность возникает, когда человек при возникновении потребности в перевозке, может выбрать и индивидуальный транспорт, или общественный. Но когда у человека присутствует индивидуальный транспорт, он будет использовать общественный очень редко или не использовать вообще. Что касается выбора для человека при использовании общественного транспорта, у него существует множество вариантов при развитой городской транспортной системе.

Необходимо отметить, что в ходе развития интегрированной концепции логистики появились новые типы организационных структур, ориентированных на эффективное выполнение логистических операций. Сегодня логистика как практическая деятельность устойчиво заняла свою нишу в управлении. Наличие подразделения выполняющего логистические функции рассматривается как обязательная составляющая.

 

Модель городской транспортной системы на основе системы сбалансированных показателей

Модель представляет собой логическое или математическое описание компонентов и функций, отражающих существенные свойства моделируемого объекта или процесса.

Сегодня транспортная система в крупном городе переживает ряд трудностей, с которыми сталкивается каждый город с развитой экономической системой [1]. Для поддержания высокой конкурентоспособности городская транспортная система должна постоянно развиваться и совершенствоваться. Для этого необходимо иметь способ определения следующих параметров: насколько хорошо операции функционируют; в каком направлении следует усовершенствовать операции; насколько успешно проходит обновление операций в выбранном направлении. Как правило, каждая операция измеряется определенными показателями. За совокупностью функций городской транспортной системы стоит целый комплекс взаимосвязанных показателей, по которым производится оценка ее деятельности. В связи с этим выбор и обоснование системы показателей для управления операциями является важным методологическим вопросом анализа городской транспортной системы. От того, насколько полно и точно отражают выбранные показатели сущность той или иной операции, зависят результаты деятельности всей городской транспортной системы. Будучи построенной, такая модель способна обеспечить полное представление как о функционировании обследуемого процесса.

Сосредоточенное внимание только на финансовых показателях не дает полной картины состояния городской транспортной системы, не позволяет построить точный прогноз ее развития. Поэтому рекомендуется использовать и не финансовые показатели, которые должны не только дополнять финансовые данные, но и приводиться в логической связи с ними. Соответственно, необходимо использовать систему комплексного учета всех показателей – сбалансированную систему показателей (ССП).

ССП дополняет систему финансовых параметров, а также указывает, откуда берется рост доходов; какие потребители его обеспечивают и почему; выявляет те ключевые операции и бизнес-процессы, на усовершенствовании которых должны сосредоточиться муниципалитеты, чтобы как можно лучше донести свое предложение до потребителя; помогает направить инвестиции и сориентировать в этом направлении работу с персоналом и развитие внутренних систем.

При формулировании стратегии на основе ССП деятельность системы рассматривается в рамках четырех перспектив (рис. 1): финансы; клиенты; внутренние бизнес-процессы; обучение и развитие.

 

Сбалансированная система показателей городской транспортной системы

Рис. 1. Сбалансированная система показателей городской транспортной системы [3]

 

Применительно к оценке эффективности операций городской логистической системы перспектива «клиенты» может быть поделена на две перспективы: «внутренние клиенты» и «внешние клиенты».

Как только для городской транспортной системы установлены цели, разрабатываются цели для ее элементов. Традиционные системы оценки фокусируют внимание на снижении стоимости, улучшении качества и сокращении временного цикла.

Сбалансированная система показателей выделяет из них те, которые являются наиболее значимыми для получения выдающихся результатов с точки зрения потребителей и городской транспортной системы.

 

Основные модели целевой функции городской транспортной системы

Говоря о главной цели управления ГТС, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целевой функцией управления ГТС в целом и реализуется с ней в едином комплексе. В контексте городской транспортной системы, огромное значение имеет своевременная и точная оценка функционирования логистической системы в целом и ее отдельных операций. Система оценки эффективности логистики создает основу для анализа системы, обеспечивает информацией всех участников логистической системы, объединяет всю систему формирования ценностей логистической системы, давая возможность формулировать стратегию и реализовать ее на практике.

Общие расходы можно сократить за счет улучшения определенных показателей операций и бизнес-процессов логистической системы по нескольким направлениям. Все эти действия, в конечном счете, приводят к более высокой рентабельности.

Целевая функция рассматривается в рамках поведенческой экономической теории, которая исследует реальное поведение отдельных хозяйствующих субъектов. С развитием экономической теории менялись подходы и к определению главной цели функционирования ГТС и разрабатывались разные модели (рис. 2).

По мнению автора, в среднесрочной перспективе можно выделить две основные модели на которых должно выстраиваться развитие городской транспортной системы – это модель обеспечения конкурентных преимуществ между личным транспортом и общественным, а также модель минимизации транзакционных издержек.

 

 Основные модели главной целевой функции городской транспортной системы

Рис. 2. Основные модели главной целевой функции городской транспортной системы

 

Направления совершенствования городской транспортной системы

Сформулируем основные направления для формирования ССП в ГТС крупнейшего города (Таблица 1).

 

Таблица 1 – Основные направления совершенствования ГТС

Направление ССП Основные направления
Перспектива финансов Оптимальный объем пассажиропотока, грузопотока
Перспектива клиентов Минимальное время передвижения для городского транспорта, сокращение расстояния перевозки грузового и личного транспорта в «ядре города»
Перспектива внутренних бизнес-процессов Совершенствование трафика, пересадок, стоянок
Перспектива обучения и развития Реинжиниринг, создание новых  городских транспортно-коммуникационных коридоров (ГТКК)

 

Реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов необходим для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.

Реинжиниринг необходим ГТС, так как ей нужны существенные изменения.

Выделим условия, которые влияют при оптимизации городских транспортных потоков:

  • исходная информация (место зарождения потока, потребность в транспортировке, место назначения);
  • постоянно действующие ограничения (расстояние, количество светофоров по маршруту следования, количество поворотов налево, ограничения по скорости на маршруте, количество не регулируемых светофоров без преимущества движения, состояние и качество дорожного покрытия);
  • динамические ограничения (пропускная соборность маршрута, пробки).

 

Приоритетные направления развития городской транспортной системы

Центральный деловой район любого крупного города («городское ядро») характеризуется наиболее высоким уровнем загруженности улично-дорожной сети, что существенно ограничивает пропускную способность автомобильных дорог и магистралей города. Эффективная, мобильная и непрерывная связь центральной части города с другими районами города, является одним из приоритетных направлений транспортной политики города.

Была выявлена совокупность критериев оценки городской транспортной системы:

  • в области городского общественного транспорта;
  • в области индивидуального транспорта;
  • в области грузового транспорта.

Система взаимодействия участников в области городского общественного транспорта отражена на рис. 3.

 

Система взаимодействия участников в области городского общественного транспорта

Рис. 3. Система взаимодействия участников в области городского общественного транспорта

 

Отметим, что невозможно использовать единый критерий оценки эффективности всей системы, и тем более что подход к описанию должен строится с позиции функционирования и транспортного предприятия (для городского общественного транспорта), и с позиции городской транспортной системы.

Выделение «городского ядра» и прочих узлов, и определение ГТКК (Городской транспортно-коммуникационный коридор) до ядра и узлов позволит нам рассмотреть систему с входящими и исходящими потоками, определить «пики» наполняемости «городского ядра» и прочих узлов, а также максимальное время задержки до снижения заполняемости этих ареалов. Для этого необходимо выделить ареалы, в зависимости от вида, и постоянный и максимальный потенциал каждого ареала, т.е. оценка его людности. Это будет являться основой развития городского общественного транспорта и позволит планировать его развитие на отдаленную перспективу, т.к. ГТКК с своей структуре имеет дороги 1 категории, которые используются только для общественного транспорта. Появиться конкурентное преимущество общественного транспорта по сравнению с личным в разрезе ССП «перспектива клиентов» – минимальное время передвижения до «городского ядра». Это позволит также планировать пассажиропоток.  Также это позволит ограничить въезд в центр на личном транспорте.

Приведем параметры системы городского общественного транспорта (Таблица 2-3).

 

Таблица 2 ­– Параметры системы городского общественного транспорта в системе ГТКК

Показатель Описание
Объем перевозки, пас. в сутки Прогнозные значения, в зависимости от частоты на маршруте и  заполняемости
Заполняемость (max/min),% Согласно статистики в городах по видам транспорта
Уровень сервиса,% Соблюдение графика движения
Время одного  оборота, мин. Согласно расстоянию ГТКК

 

Таблица 3 – Параметры «городского ядра», как элемента городской транспортной системы

Показатель Описание
Объем входящих личных автомобилей / исходящих, в сутки Согласно пропускной способности дорог и трафика
Объем перевозки в «городском ядре, пас. в сутки Прогнозные значения, в зависимости от частоты на маршруте и  заполняемости
Объем входящих / исходящих (без ГТКК), пас. в сутки На основании людности и уровня автомобилизации ареалов и «городского ядра» и оценки доли трудоспособного населения
Объем входящих грузовых автомобилей / исходящих, в сутки Согласно пропускной способности дорог и трафика
Скорость, км/час Согласно пропускной способности дорог и трафика

 

Управление ГТС в «городском ядре» необходимо построить по принципу выталкивающей системы, т.е. выбытие городского транспортного потока должно строиться по четкому графику. Особенно это применимо к грузовому и личному видам транспорта. Время перспективного выбытия городского транспортного потока также будет являться параметром ГТС «городского ядра».

 

Клинетоориентированность при создании городской транспортной системы

Одним из направлений развития городского общественного транспорта является его клиентоориентированность, которую необходимо развивать на основе CRM (Customer Relationship Management). Существующая в настоящее время концепция управления взаимоотношениями с клиентами направлена на изучение рынка и конкретных потребностей клиентов. Основными функциями CRM являются сбор, хранение, анализ информации о потребителях (покупателях), партнерах и оценка возможных рисков.

Внедрение CRM-технологий в практику управления городскими транспортными потоками приведет планированию работы транспортных средств на маршруте, к повышению заполняемости, соблюдению графика маршрута, снижению издержек, росту производительности труда сотрудников транспортных компаний.  Используя зарубежный опыт решения интенсивного трафика, можно создать модель, которая позволила городу бы комплексно развиваться без замедляющих его факторов. Возможно прогнозирование этих системных факторов и управление ими. Необходимо также сделать акцент на качество транспортных услуг для населения и безопасность дорожного движения, как для пассажирского транспорта, так и для индивидуального автомобильного транспорта.

 

Выводы

  1. Одной из общих задач городской транспортной системы является создание эффективной интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков и контроля за ними, который бы обеспечивал высокое качество поставки продукции и передвижения людей.
  2. Процесс оказания транспортных услуг связан с возникновением различных затрат – на приобретение топлива, техническое обслуживание, заработную плату, административные издержки и прочее, влияющих на себестоимость перевозки. Существует много более или менее важных поводов, по которым общество должно и порой даже вынуждено осуществлять контроль над транспортом в целях согласования и регулирования макрологистических и социально-экономических процессов.
  3. Функционирование городской транспортной системы необходимо регулировать в интересах общественной безопасности. Это одно из проявлений государственных обязательств по отношению к своим гражданам.
  4. Отметим, что «городское ядро» и входящие в него магистрали образуют транспортные узлы. На основании данной модели можно рассчитать потенциал пропускной способности и регулировать светофорное движение с использованием интеллектуальных транспортных систем в зависимости от интенсивности разнонаправленного движения.
  5. При моделировании городских транспортных потоков необходимо сократить для пассажира выбор при выборе маршрута движения. Это реализуется сокращением длины маршрута движения общественного транспорта, но ростом количества пересадок для пассажиров.

 

Библиографический список

  1. Карх Д.А., Савин Г.В., Гаянова В.М. Проблемы организации системы общественного транспорта в г. Екатеринбурге / Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2014. – № 5 (115). – С. 66-71.
  2. Савин Г.В. Кризис административной модели в управлении городской логистикой / М: Изд-во «Инновации и инвестиции», – 2015. – №1. С.134-137.
  3. Савин Г.В., Карх Д.А. Проектирование логистических систем / М-во образования и науки Рос. Фе-дерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Ека-теринбург : [Изд-во Урал. гос. экон. ун-та], – 2015. – 77 с.

 

References

  1. Karkh D. A., Savin G. V., Gayanova V. M. Problems of the organization of system of a public transport in. Yekaterinburg / bulletin of the Samara state economic university. – 2014. – No. 5 (115). – page 66-71.
  2. Savin G. V. Crisis of administrative model in management of urban logistics/M: Innovations and Investments publishing house, – 2015. – No. 1. page 134-137.
  3. Savin G. V., Karkh D. A. Designing of logistic systems / M-in science and education of Dews. Federations, Ural state university of economics. – Yekaterinburg, – 2015. – 77 pages.

Еще в рубриках

Транспорт и логистика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *