Главная страница » Публикации » №4 (48) » Инфраструктура Арктической Зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные проекты

Инфраструктура Арктической Зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные проекты

The infrastructure of the Arctic zone of the Russian Federation: the state, the economic development of the tools and priority projects

Авторы

Цыганкова Анна Аристокесовна
кандидат экономических наук, старший преподаватель
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
annaromany@yandex.ru
Романченко Ольга Викторовна
кандидат технических наук, доцент
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
ghjd1@mail.ru
Шеметкова Ольга Леонидовна
кандидат физико-математических наук, доцент
Россия, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова
ol-shem@mail.ru

Аннотация

В статье проводится анализ состояния и проектов развития транспортной, производственной, инженерной, социальной, оборонной, информационной инфраструктур на территориях Арктической Зоны Российской Федерации. Приводится оценка капиталоемкости, приоритетности проектов и возможности и целесообразности применения экономических инструментов их государственной поддержки и стимулирования инвесторов.

Ключевые слова

Арктическая Зона, инфраструктура Арктической Зоны, опорные зоны, приоритетные проекты, экономические инструменты государственной поддержки

Рекомендуемая ссылка

Цыганкова Анна Аристокесовна , Романченко Ольга Викторовна , Шеметкова Ольга Леонидовна

Инфраструктура Арктической Зоны РФ: состояние, экономические инструменты развития и приоритетные проекты// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Номер статьи: 4816. Дата публикации: 24.11.2016. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4816/

Authors

Cygankova Anna Aristokesovna
PhD, Senior Lecturer
Russia, Russian University of Economics named G.V.Plehanov
annaromany@yandex.ru
Romanchenko Ol'ga Viktorovna
Ph.D., Associate Professor
Russia, Russian University of Economics named G.V.Plehanov
ghjd1@mail.ru
Shemetkova Ol'ga Leonidovna
Ph.D., Associate Professor
Russia, Russian University of Economics named G.V.Plehanov
ol-shem@mail.ru

Abstract

The analysis of a condition and development prospects of transport, production, engineering, social, defensive, information infrastructures on the territories of the Arctic Zone of the Russian Federation is carried out. The assessment of capital intensity, priority of projects and opportunity and feasibility of use of economic instruments of their state support and stimulation of economic entities is given.

Keywords

Arctic Zone, the infrastructure of the Arctic Zone, reference area, priority projects, economic instruments of the state support

Suggested Citation

Cygankova Anna Aristokesovna , Romanchenko Ol'ga Viktorovna , Shemetkova Ol'ga Leonidovna

The infrastructure of the Arctic zone of the Russian Federation: the state, the economic development of the tools and priority projects// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (48). Art. #4816. Date issued: 24.11.2016. Available at: https://eee-region.ru/article/4816/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Исторически Россия — ведущая арктическая держава, исходя из особенностей нашей страны, ее места и роли в глобальных и региональных международных отношениях. Арктика обеспечивает 11% национального дохода России и 22% объема общероссийского экспорта. На арктических территориях находятся более 700 месторождений нефти и газа, залежи цветных и драгоценных металлов, включая более 350 месторождений золота[11]. В арктическом регионе России проживает около 2,5 млн. человек, что составляет 2% населения страны и 40% населения всей Арктики. 22 600 км. — протяженность границ России на арктической территории. Уникальное геостратегическое расположение, суровые климатические условия, высокая ресурсоемкость, малое количество населения делает освоение территории чрезвычайно сложным и неравномерным.  Арктика считается самостоятельным регионом, однако её границы определяются по-разному. Один из вариантов — провести южную границу Арктики по Северному полярному кругу, затронув, таким образом, Северный Ледовитый океан с окраинными морями, а также заливы Баффинов и Фокс, многочисленные проливы и заливы Канадского Арктического архипелага и северные части Тихого и Атлантического океанов. Территории Арктики можно разделить на несколько географических регионов: зона России, зона Канады, Гренландия, Аляска, Шпицберген (Свальбард), Исландия и Фенноскандия (рис. 1).

Границы Арктики

Рис 1. Границы Арктики [12]

 

Экономические инструменты государственной поддержки приоритетных проектов в Арктической Зоне РФ: нормативно-правовая база

Законодательство в отношении Арктики насчитывает более 500 нормативных документов, 50 из которых сохраняют силу со времен СССР. В большей степени в них преобладает отраслевой подход к развитию макрорегиона.  В 2012 году Минрегионом РФ был подготовлен проект Федерального закона об Арктической зоне РФ, призванный создать условия для её комплексного и равномерного социально-экономического развития.  Однако он так и не был направлен на рассмотрение. Ожидается, что в ноябре-декабре 2016 года проект нового федерального закона «О развитии Арктической зоны РФ», после длительных обсуждений на конференции по экономическому развитию Арктики в рамках ПМЭФ-2016, на V Мурманской международной деловой неделе в рамках пленарного заседания  «Арктическим курсом» и прочих мероприятиях будет внесен на рассмотрение в Госдуму РФ.  Это первый закон, который сформирован по территориальному принципу, создающий законодательные основы и механизмы для реализации целей и задач  Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, а также  государственной программы Российской Федерации  «Социально-экономическое  развитие  Арктической  зоны  Российской  Федерации  на  период  до  2020 года», утверждённой Правительством Российской Федерации. В законопроекте сделан упор на развитие Арктической зоны (АЗ) на принципах проектного управления, путем выделения на территории опорных зон по типу ТОР. Система опорных зон – это новый инструмент территориального развития экономики, направленный на обеспечение стратегических интересов Российской Федерации в Арктике, в первую очередь, повышения качества жизни населения, в том числе коренного, развития всех видов инфраструктуры экономики и социальной сферы, обеспечение безопасности границ с севера, укрепление позиций России на международном уровне. В связи со стратегической важностью поставленных задач в законодательные документы заложены современные методы управления для эффективного использования значительных государственных и привлеченных капитальных вложений. Планируется создание сети проектных офисов, основное назначение которых состоит в объединении всех ведомств с целью реализации проектов комплексного развития территории Арктики. Целью настоящего исследования является обзор и анализ состояния инфраструктуры, проблем и подходов к обоснованию приоритетных проектов   комплексного развития АЗ  и методов государственной поддержки и регулирования их реализации.

Определены также экономические инструменты государственной поддержки приоритетных проектов в АЗ РФ (рис.2).

 

Экономические инструменты государственной поддержки проектов в АЗ РФ

Рис.2 Экономические инструменты государственной поддержки проектов в АЗ РФ [2]

 

Также определены приоритеты инвестиционной политики, преимущественным механизмом реализации которой является ГЧП. Так, до 2030 года из предусмотренных на развитие АЗ 5 трл. руб. только 1 трл.руб. будет затрачен из бюджетных источников (рис.3) [13].

 

Отраслевая структура проектов в АЗ РФ

Рис.3   Отраслевая структура проектов в АЗ РФ [1]

 

Анализ состояния  инфраструктуры Арктической Зоны и приоритетные проекты развития

 

Классификация объектов инфраструктуры в АЗ РФ

Рис. 4 Классификация объектов инфраструктуры в АЗ РФ

 

Развитие всех видов инфраструктуры предполагает возведение зданий и сооружений различного назначения на территории АЗ и собственно развитие строительного комплекса региона, включающего:

  • проектные и изыскательские организации, способные выполнять проекты зданий и сооружений с учетом условий вечной мерзлоты, высоких экологических требований, выполнения работ на воде, под водой и т.д.;
  • промышленность, производящая эффективные и инновационные строительные материалы, изделия и конструкции для особых климатических условий, сокращения продолжительности и повышения качества объектов;
  • строительные организации со специализированными строительными машинами и механизмами, владеющими технологиями и методами производства работ в условиях АЗ.

Очевидно, что кроме технических и экологических требований будет существенно отличаться стоимость возведения объектов инфраструктуры. Так, средняя стоимость строительства 1 кв. метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа в Москве и, например, Мурманской области различается в 1,5 раза [15].

Проведем анализ проблем и перспектив развития отдельных видов инфраструктуры на территории АЗ с позиции её комплексного освоения. Первоочередной задачей является создание транспортной сети, необходимо проложить дороги, устроить логистические центры, в том числе для строительных материалов, обеспечить доставку морским, воздушным, железнодорожным транспортом людей и техники к местам будущей деятельности [3].

 

Транспортная инфраструктура

За последние 25 лет произошло значительное устаревание  ранее созданной транспортной инфраструктуры Арктики.  Исторически главной транспортной артерией являлся Северный Морской Путь (СМП), который собственно и послужил каркасом для создания АЗ, связывая воедино  такие крупные центры как Мурманск и Архангельск с малонаселенными территориями  Якутии и Чукотки. Однако, если в советское время по Северному морскому пути перевозилось 12 млн. тонн грузов за одну навигацию, то 90-е годы эти цифры снизились до 1 млн. и до настоящего времени не восстановились. СМП позволяет обслуживать не только внутренние потребности северных территорий, но и будет развиваться как международная магистраль. Вместе с тем, реализация мегапроекта комплексного развития инфраструктуры СМП и прилегающих территорий потребует существенных капиталовложений и координированных действий различных субъектов АЗ. Предусмотрено выполнение группы проектов, в том числе приоритетного строительства и реконструкции объектов Мурманского Транспортного узла, стоимостью проектирования и строительства около 145 млрд. руб. [14], портов Тикси, Сабетта (97 млрд.руб), Индига (120 млрд.руб ), Глубоководный район порта Архангельск (208 млрд. руб) [1] район  некоторые из которых еще находятся в процессе обоснования.

Железнодорожное и автотранспортное сообщение развито в АЗ в меньшей степени и ориентировано на доставку грузов и сырья в порты [5]. Следует отметить, что проект железнодорожной магистрали  «Белкомур» имеет стратегическое значение, так как  напрямую соединит регионы Сибири и Урала, а в перспективе и Китая  с предприятиями СЗФО.  Общий объём  инвестиций по укрупненным оценкам составляет около 225 млрд.руб, уточнение которого будет  уже в условиях нового  экономического механизма развития «опорных зон» в АЗ. Среди приоритетных проектов также находится создание «Северного широтного хода», примерной стоимостью 270 млрд. руб [8] и железная дорога «Сосногорск-Индига» стоимостью около 190 млрд. без учета стоимости отвода земли. Железная дорога Бованенково-Сабетта, стоимостью 113 млрд. руб., проект строительства который  будет реализован в условиях ГЧП.  Следует отметить, что оба объекта входят в состав мегапроекта «Энергия Арктики», который по оценкам  к 2020 году  принесет в бюджет всех уровней налоговых поступлений на сумму около 9  трлн. руб.[10], при  общем  объёме инвестиций в ключевые  объекты оценочно более 2 трлн. руб.

Удаленность арктических регионов требует  авиационного сообщения. Имеющиеся в Арктике аэропорты преимущественно предназначены для малой авиации, имеющей значение для текущей жизни регионов.  Состояние этих объектов требует реконструкции, обновления навигационного оборудования.   Так предусмотрена реконструкция аэропортов в Северо-Якутской опорной зоне, общим объёмом инвестиций около 13 млрд. руб.    Для  решения стратегических задач макрорегиона построен  аэропорт Сабетта на Ямале, введённый в эксплуатацию 2 февраля 2015 года, который  принимает самолеты практически всех типов.

Трубопроводы в АЗ транспортируют нефть и газ в порты, основная  и вспомогательные сети которых возведены  в 80-х годах ХХ века. Крупными транспортными объектами  являются: магистральный газопровод Бованенково – Ухта, ставший частью единой газотранспортной системы; терминал для отгрузки нефти «Ворота Арктики», который позволяет круглогодично отгружать углеводороды в Европу по СМП; нефтепроводная система Заполярье – Пурпе, дающая выход новым месторождениям к единой магистральной системе нефтепроводов Транснефти.

Развитие транспортной системы АЗ должно повысить доступность территорий, инвестиционную привлекательность для бизнеса, снизить  чрезмерные транспортные затраты, улучшить качество жизни населения.

 

Социальная инфраструктура

Из Арктики продолжается отток населения, в первую очередь квалифицированных специалистов. Так только из Мурманской области за последние 25 лет выехало около 340 тысяч человек. Для того, чтобы остановить этот процесс, надо создавать комфортные условия для проживания и работы: строить современные жилые дома, детские сады, школы, больницы, спортивные сооружения, культурные комплексы, учреждения высшего и среднего образования.

В Арктике нет индивидуальных домов усадебного типа, преимущественно это двухэтажное жилье, оставшееся от геологов,  нефтяников, очень ветхое, устаревшее, в котором живут люди.  Требуется разработка, передача современных технологий возведения жилых зданий  и проектов застройки территорий поселков с учетом климатических особенностей на основе  использования типовых решений, уже применяемых в поселках газовиков, обслуживающих предприятия по сжижению газа. Так, в Якутии планируется до 2020 года ввести 144,9 тыс. кв. м жилья [8], строительство которого будет вестись добывающими компаниями, осуществляющими промышленное освоение территории. Такой подход,  преимущественно, будет применяться и в составе других приоритетных проектов.

Также следует разработать подходы к выделению тех населенных пунктов, на которых целесообразно сохранять и развивать постоянное проживание, и территории, непригодные для проживания, которые могут обслуживаться вахтовым методом. При обосновании таких приоритетных проектов может стать показатель расходов на содержание одного жителя. Так, например, в АЗ Красноярского края проживает 300 тысяч населения, на поддержание жизнедеятельности которых расходуется 33-34 млрд. руб бюджетных средств в год [7], в том числе на строительство больничных комплексов, спортивных, культурных и других объектов, что является очень высоким показателем. Предусмотрена региональная программа по переселению граждан, проживающих в городах Норильск и Дудинка, в районы с благоприятными условиями с целью высвобождения жилых помещений для проживающих в аварийных домах [4]. Проект стоимостью 17,7 млрд. руб. планируется до 2020 года.

Для закрепления молодежи должны быть созданы условия для получения образования и квалификации, применительно к занятости в АЗ, в том числе геологоразведка, климатология, полярная авиация и др.   Возведение  современных зданий университетов, становящихся опорными точками развития АЗ, таких как Арктический плавучий университет, филиалы  центральных Вузов России позволит решить эту задачу.

 

Инженерная  и энергетическая инфраструктура

Объекты производственной, транспортной и социальной инфраструктуры невозможно возводить и эксплуатировать без надежного энергетического  обеспечения  и развитой инженерной   инфраструктуры.

Отдельные территории АЗ имеют различные показатели обеспеченности и стоимости энергоресурсов. Так Мурманская область является энергоизбыточным регионом, который в полном объёме обеспечивает внутренний спрос и  более четверти производства экспортирует.

В то же время на Чукотке энергетика является главным ограничителем развития, и приоритетные проекты предусматривают реконструкцию  береговой инфраструктуры для установки плавучей  атомной электростанции в г. Певек, стоимостью около 830 млн.руб, а также межрегиональное объединение энергосистем с районами избыточного производства энергии.

 

Производственная инфраструктура

Развитие производственной инфраструктуры АЗ преимущественно связано с созданием добывающих мощностей, в том числе: нефть, газ, медь, олово,  редкоземельные металлы, золоторудное сырье.  Так Энергетической стратегией России до 2030 года Ямал определен основным газодобывающим регионом страны, поэтому 43   из 145 приоритетных проектов, утвержденных Государственной комиссией по вопросам развития Арктики, связаны с этим регионом. Ключевым объектом производственной инфраструктуры является завод «Ямал СПГ», строительство которого предусматривает привлечение различных источников финансирования, в том числе: 150 млрд. руб из Фонда национального благосостояния.

В Мурманской области в число приоритетных вошли собственные проекты развития горнопромышленных компаний региона, также в Кольской опорной зоне приоритетными проектами стали возведение специализированной верфи по строительству крупнотоннажных морских сооружений компании «Новатэк» и строительство опорной базы берегового обеспечения шельфовых проектов компании «Роснефть».

На территории Якутии в качестве приоритетного проекта рассматривается обеспечение и сохранение развитие сельского хозяйства в  северных широтах в условиях вечной мерзлоты.

В Архангельской области предлагается приоритетный проект по продовольственной безопасности путем создания мощностей по выращиванию семенного экологически чистого картофеля для высадки в южных территориях страны. Также опорной точкой приоритетного развития региона является Северодвинский промышленный потенциал, с использованием которого построены платформы Приразломная и Арктическая. Перспективными проектами является обустройство месторождений по добыче алмазов и развитие ограночного производства, а также  проект лесопромышленного комплекса.

На Чукотке сформировано две опорные территории как приоритетные проекты: Чаун-Билибинский узел по добыче драгоценных металлов и в целом с  полиметаллической специализацией, а также  Анадырский, который  специализируется в сфере углеводородов, нефти и газа.

 

Инновационная инфраструктура

Приоритетные проекты развития АЗ создают спрос на развитие высокотехнологичных направлений, в том числе: робототехника, топливные технологии, материаловедение. Создание этих мощностей не предполагается на территории АЗ в составе приоритетных проектов, однако арктический проект формирует заказ в научно-исследовательской и инновационной сфере экономики страны.

 

Инфраструктура обороны и безопасности

АЗ стала областью возможного международного конфликта из-за начавшегося хозяйственного освоения арктических территорий. Кроме политических и правовых действий, актуальным является капитальное строительство по восстановлению инфраструктуры аэродромов и портов двойного назначения (Амдермы, Диксона, Тикси), развитие наземных сооружений для космических систем и навигационного оборудования.

 

Информационная инфраструктура, связь и вещание

В настоящее время  мобильной связью, эфирным и спутниковым телевещанием обеспечено только 7% населённых пунктов арктической зоны, а радиовещание в отдельных населённых пунктах имеется только в FM-диапазоне [6]. В рамках приоритетного проекта создания единой концепции развития связи вещания в регионе, что будет способствовать повышению  безопасности и эффективному контролю за  развитием  хозяйственной деятельности в АЗ.

 

Выводы

  1. В России реализуется Государственная программа социально-экономического развития Арктической зоны РФ, включающую 145 проектов, общей стоимостью 5 трлн.руб, в том числе 1 трлн. бюджетных средств, 17 из которых определены приоритетными, «якорными». Каждый приоритетный проект является системообразующим, предназначен для решения задачи комплексного развития арктической территории, имеет межотраслевой и межтерриториальный характер, а также создает мультипликативные эффекты для других локальных проектов в регионе, на прилегающих неарктических территориях и в экономике страны в целом. Впервые подготовлен Федеральный закон не отраслевого, а территориального развития.
  2. Введена новая экономическая модель развития АЗ на основе «опорных зон», который предусматривает: 1. развитие территории как целостного проекта путем взаимоувязки отраслевых проектов на всех этапах его осуществления, 2. реализацию проектов федерального значения, межрегиональных и нацеленных на развитие АЗ в целом, а также территорий, тяготеющих к АЗ и предприятий, научно-образовательных центров, расположенных вне АЗ, но выпускающих продукцию и услуги для арктических нужд; 3. взаимоувязанное применение всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки. В то же время, учитывая, что новый механизм применен для решения уникальной задачи развития макрорегиона, включающего территории 8 субъектов, причем некоторые из них вошли в Арктическую зону частично, возможны сложности в реальном управлении проектами на этих территориях.
  3. В АЗ будет крупный комплексный проект территориального макрорегионального значения, в составе которого будет реализовано 17 приоритетных проектов общей стоимостью около 800 млрд. руб до 2020 года одновременно, и 1,7 трлн.руб до 2030 г. В связи с этим предусматривается применение проектного управления и создание сети проектных офисов, основной задачей которых будет межведомственная координация, увязка проектных и программных методов для достижения целевых показателей государственной программы по развитию АЗ.  Задача создания, размещения и организации функционирования проектных офисов в опорных зонах требует обоснования на основе применения научных методов организационного проектирования.
  4. Учитывая капиталоёмкость и материалоёмкость приоритетных инфраструктурных проектов, необходимо предусмотреть мероприятия и проекты по развитию строительного комплекса в АЗ, в первую очередь промышленности строительных материалов, изделий, конструкций, ориентированных на выпуск инновационной продукции, позволяющей сокращать сроки реализации проектов и повышать качество возводимых объектов инфраструктуры Арктической Зоны.

 

Список литературы

  1. Поручение Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. № РД-П16-2680 «О перечне приоритетных проектов, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации (пункт 3)» Министерство экономического развития Российской Федерации 05.2016 № 14605-АЦ/Д29и [Электронный ресурс] // URL: http://arctic.gov.ru (Дата обращения: 13.11.2016).
  2. Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (подготовлен Минрегионом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 31.01.2013) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&n=102357&req=doc#0 (Дата обращения: 15.11.2016).
  3. Владимирова И.Л., Земсков П.И. Исследование предпосылок управления инвестиционно-строительными проектами на основе теории транзакционных издержек/Владимирова И.Л. Земсков П.И.//Экономика и менеджмент систем управления. №3.2(21) (2016) с.212-217
  4. Владимирова И.Л. Внедрение механизма государственно-частного партнерства при реновации жилищного фонда/ Владимирова И.Л., Фокин А.Э.// Российское предпринимательство. Москва, 2015, №6(276), с.885-902
  5. Романченко О.В., Покидышева Ю.В. Перспективы внешне экономического развития Северных морских портов на примере портов Ненецкого автономного округа/ Романченко О.В., Покидышева Ю.В.// Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 5(11). С.33-38.
  6. Деловой совет госкомиссии по Арктике выступил с инициативой создания единой концепции развития связи и вещания в регионе [Электронный ресурс] // URL: http://ru.arctic.ru/infrastructure/20151127/242462.html (Дата обращения: 16.11.2016).
  7. Выступление В.А. Толоконского, губернатора Красноярского края на конференции по экономическому развитию Арктики 18 июня 2016 [Электронный ресурс] // URL:  http://arctic-conference.com/programma/ (Дата обращения: 16.11.2016).
  8. Перспективы развития Арктической зоны республики Саха (Якутия)/ доклад главы республики Саха Борисова Г.А. на конференции по экономическому развитию Арктики 18 июня 2016 [Электронный ресурс] // URL:  http://arctic-conference.com/programma/ (Дата обращения: 16.11.2016).
  9. А. Меньшиков Патовый ход/ Российская газета — Экономика УРФО №6838 (0) [Электронный ресурс] // URL:  https://rg.ru/2015/11/25/reg-urfo/sever.html (Дата обращения: 12.11.2016).
  10. В. Костамо Ямальский проект «Энергия Арктики» принесет 9 трлн налогов в бюджет [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/economy/20161116/1481480778.html (Дата обращения: 19.11.2016).
  11. Конференция по экономическому развитию Арктики 18 июня 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: http://arctic-conference.com
  12. THE ARCTIC [Электронный ресурс] // URL: http://ru.arctic.ru/geographics/
  13. Материалы конференции «Международное сотрудничество в Арктике: новые вызовы и векторы развития». 12-13 октября 2016 [Электронный ресурс] // URL:    http://russiancouncil.ru/arctic2016
  14. Официальный сайт ФКУ «РОСТРАНСМОДЕРНИЗАЦИЯ» [Электронный ресурс] // URL: http://ppp-transport.ru/ru/o-retu/proekty-retu/kompleksnoe-razvitie-murmanskogo-transportnogo-uzla/opisanie/
  15. Данные Росстата: Средняя стоимость строительства 1 кв метра общей площади отдельно стоящих жилых домов квартирного типа без пристроек, надстроек и встроенных помещений по субъектам Российской Федерации. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/#

 

References

  1. The order of the Government of the Russian Federation of April 21, 2016 No. RD-P16-2680 «About the list of the priority projects realized on the territory of the Arctic zone of the Russian Federation (point 3)» the Ministry of Economic Development of the Russian Federation 19.05.2016 of 14605-ATs/D29a No. [Poruchenie Pravitel’stva Rossijskoj Federacii ot 21 aprelja 2016 g. № RD-P16-2680 «O perechne prioritetnyh proektov, realizuemyh na territorii Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii (punkt 3)» Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii 19.05.2016 № 14605-AC/D29i]. URL: http://arctic.gov.ru ( reference date : 13.11.2016).
  2. The federal law draft «About the Arctic Zone of the Russian Federation» (it is prepared by the Ministry of Regional Development of the Russian Federation) (it isn’t brought in the State Duma of Federal Assembly of the Russian Federation, the text as of 31.01.2013) [Proekt Federal’nogo zakona «Ob Arkticheskoj zone Rossijskoj Federacii» (podgotovlen Minregionom Rossii) (ne vnesen v GD FS RF, tekst po sostojaniju na 31.01.2013)]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=PRJ&n=102357&req=doc#0 ( reference date: 15.11.2016).
  3. Vladimirova I. L., Zemskov P. I. Research of prerequisites of management of investment and construction projects on the basis of the theory of transactional expenses [Issledovanie predposylok upravlenija investicionno-stroitel’nymi proektami na osnove teorii tranzakcionnyh izderzhek]. Economy and management of management systems. 3.2(21) (2016) pp. 212-217
  4. Vladimirova I. L. Implementation of the mechanism of public-private partnership in case of renovation of the housing fund [Vnedrenie mehanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri renovacii zhilishhnogo fonda]. Russian entrepreneurship. Moscow, 2015, No. 6(276), pp. 885-902
  5. Romanchenko O.V., Pokidysheva Ju.V. Prospects for foreign economic development of the Northern sea ports for example, ports of the Nenets Autonomous Okrug [Perspektivy vneshne jekonomicheskogo razvitija Severnyh morskih portov na primere portov Neneckogo avtonomnogo okruga]. Bulletin of Moscow University Witte. Series 1 Economics and management. 2014. No. 5(11). pp. 33-38.
  6. Business council of state commission across the Arctic has taken the initiative of creation of the uniform concept of development of communication and broadcasting in the region [Delovoj sovet goskomissii po Arktike vystupil s iniciativoj sozdanija edinoj koncepcii razvitija svjazi i veshhanija v regione]. URL: http://ru.arctic.ru/infrastructure/20151127/242462.html (reference date: 11/16/2016).
  7. Tolokonsky’s V. A. performance, the governor of Krasnoyarsk Krai at a conference on economic development of the Arctic on June 18, 2016 [Vystuplenie Tolokonskogo A., gubernatora Krasnojarskogo kraja na konferencii po jekonomicheskomu razvitiju Arktiki 18 ijunja 2016]. URL: http://arctic-conference.com/programma/ ( reference date: 16.11.2016).
  8. Prospects of development of the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia) / report of the head of the Republic of Sakha Borisov G.A. at a conference on economic development of the Arctic on June 18, 2016 [Perspektivy razvitija Arkticheskoj zony respubliki Saha (Jakutija)/ doklad glavy respubliki Saha Borisova G.A. na konferencii po jekonomicheskomu razvitiju Arktiki 18 ijunja 2016]. URL: http://arctic-conference.com/programma/ ( reference date: 16.11.2016)
  9. Men’shikov A. the Stalemate course [Patovyj hod]. the Russian newspaper  Economy of the URAL FEDERAL DISTRICT No. 6838 (0) URL: https://rg.ru/2015/11/25/reg-urfo/sever.html ( reference date: 12.11.2016).
  10. Kostamo V. the Yamal project «Energy of the Arctic» will bring 9 trillion taxes in the budget [Jamal’skij proekt «Jenergija Arktiki» prineset 9 trln nalogov v bjudzhet]. URL: https://ria.ru/economy/20161116/1481480778.html (reference date: 19.11.2016).
  11. Conference on economic development of the Arctic on June 18, 2016 [Konferencija po jekonomicheskomu razvitiju Arktiki 18 ijunja 2016 g.]. URL: http://arctic-conference.com
  12. THE ARCTIC URL: http://ru.arctic.ru/geographics/
  13. Conference materials «International cooperation in the Arctic: new challenges and vectors of development». On October 12-13, 2016 [Materialy konferencii «Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v Arktike: novye vyzovy i vektory razvitija». 12-13 oktjabrja 2016]. URL: http://russiancouncil.ru/arctic2016
  14. Official site of FKU «ROSTRANSMODERNIZATSIYA» [Oficial’nyj sajt FKU «ROSTRANSMODERNIZACIJa»]. URL: http://ppp-transport.ru/ru/o-retu/proekty-retu/kompleksnoe-razvitie-murmanskogo-transportnogo-uzla/opisanie/
  15. The average cost of construction is 1 square metre of total area of separate houses of room type without extensions, superstructures and the built-in rooms on subjects of the Russian Federation. [Dannye Rosstata. Srednjaja stoimost’ stroitel’stva 1 kv metra obshhej ploshhadi otdel’no stojashhih zhilyh domov kvartirnogo tipa bez pristroek, nadstroek i vstroennyh pomeshhenij po sub#ektam Rossijskoj Federacii]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/building/#

Еще в рубриках

Региональная экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *