Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (47), 2016

Методология определения потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества (в условиях развития региона «Ростовская область»)

Methodology for determining the potential economic and intermunicipal cooperation treaty (in the "Rostov region" under development in the region)

Авторы


аспирант кафедры Экономики и Финансов
Россия, Таганрогский институт управления и экономики
mov0801@rambler.ru

Аннотация

В статье на примере Ростовской области рассматриваются основные проблемы социально-экономического развития муниципальных образований, для решения которых автором предлагается использование механизма межмуниципального сотрудничества. Для того, чтобы организация и развитие процесса кооперации между территориями были более эффективными, в работе приводится методологическое описание и анализ потенциала взаимодействия на базе структурно-логической модели экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества. Апробация подобной модели будет способствовать решению проблем безработицы населения, совершенствованию транспортной инфраструктуры, поднятию агропромышленного и животноводческого комплексов в муниципальных хозяйствах, а также совершенствованию системы функционирования муниципальных хозяйствующих субъектов.

Ключевые слова

потенциал, межмуниципальное сотрудничество, ресурсы, социально-экономическое развитие, модель.

Рекомендуемая ссылка
Миронова Ольга Васильевна
Методология определения потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества (в условиях развития региона «Ростовская область»)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (47). Номер статьи: 4704. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4704/
Authors

Mironova Ol'ga Vasil'evna
Postgraduate of the Department of Economics and Finance
Russia, Taganrog Institute of Management and Economics
mov0801@rambler.ru

Abstract

The article on the example of the Rostov area the basic problems of socio-economic development of municipalities, for which the author proposes the use of inter-municipal cooperation mechanism. In order to organize and develop a process of cooperation between the territories were more effective in the work is a methodological description and analysis of the interaction potential on the basis of structural-logical model of economic and labor potential intermunicipal economic and contractual cooperation. Testing of such a model will help to solve the unemployment problems of the population, improvement of transport infrastructure, raising livestock and agro-industrial complexes in the municipal economy, as well as improving the functioning of the system of municipal entities.

Keywords

potential, inter-municipal cooperation, resources, socio-economic development model.

Suggested Citation
Mironova Ol'ga Vasil'evna
Methodology for determining the potential economic and intermunicipal cooperation treaty (in the "Rostov region" under development in the region). Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (47). Art. #4704. Date issued: 2016-09-20. Available at: http://eee-region.ru/article/4704/

Print Friendly, PDF & Email
Ростовская область как самостоятельный субъект в рамках пространственного экономического развития Российской Федерации занимает позицию управленческого и инновационно-технологического центра Юга и части Центрально-Черноземного региона России, а также граничащих с ней территорий СНГ, обеспечивающий устойчивое экономическое и пространственное развитие, высокий уровень и качество жизни населения Ростовской области.[1] Однако, на современном этапе времени для Ростовской области как региона существует ряд социально-экономических проблем: демографической направленности ─ наблюдается прогрессирующая динамика показателей естественной и миграционной убыли жителей субъекта РФ, а также отмечается старение населения; социальной направленности ─ высокий процент изношенности учреждений здравоохранения, образования и социального обслуживания населения; недостаточность в обеспечении населения учреждениями здравоохранения, культуры, образования, спорта; кадровый дефицит в сфере здравоохранения; направленности жилищно-коммунального хозяйства и городского благоустройства ─ высокий уровень износа водопроводных сетей, дефицит в доброкачественной воде, использование водоисточников и питьевой воды, не отвечающих гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим требованиям; неудовлетворительное санитарно-техническое состояние существующих канализационных сооружений и сетей или полное отсутствие централизованных систем канализации в муниципальных образованиях Ростовской области; экологической направленности ─ загрязнение водных объектов неочищенными и недостаточно очищенными сточными водами; недостаточный уровень технической безопасности гидротехнических сооружений; разрушение берегов, вызванное природными явлениями и усилением антропогенной нагрузки на водоемы; транспортной направленности ─ инфраструктурные ограничения реализации транспортно-логистического потенциала развития Ростовской области.

Для решения обозначенного ряда социально-экономических проблем региона органам местного самоуправления и властным структурам регионального уровня необходимо использовать механизм межмуниципального сотрудничества, т.е. комплекс процедур, связанных с созданием и совершенствованием связей горизонтального и вертикального уровня между территориальными образованиями, формирующих базис для оказания государственных и муниципальных услуг населению на более высоком и комплексном уровне и выступающих одним из катализаторов социально-экономического развития  муниципальных образований региона.

Тем более, что создание и развитие системы местного хозяйства предполагает, что рациональная организация деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в сфере жизнеобеспечения населения включает кооперирование между субъектами управления различных уровней (федерального, субфедерального и муниципального), специализирующимися на исполнении тех или иных функций [с.2].[3]

Ключевым моментом в развитии межмуниципального сотрудничества на территории Ростовской области является выявление потенциала муниципальных образований к кооперированию, исходя из сложившейся системы экономического районирования региона. К тому же, для совершенствования системы управления на муниципальных образований процессами межмуниципальной кооперации необходимо разработать методику, позволяющую идентифицировать потенциал взаимодействия муниципальных образований, в которой бы учитывалась дифференциация  в уровнях социально-экономического  развития  территорий, т.е. применялся  системный подход, учитывающий объем трудовых, природных, бюджетных ресурсов, а в целом, комплексно весь потенциал региона.

В рамках исследования целесообразно ввести в научный оборот определение «потенциал межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества» как совокупности определенных ресурсов и организационных возможностей  территорий к общественному воспроизводству или созданию добавленной стоимости в валовом муниципальном продукте в контексте межмуниципального взаимодействия.  С точки зрения автора, этот потенциал представлен совокупностью разнообразных потенциалов муниципальных образований, которые могут быть  использованы органами местной власти в управленческих процессах при  решении социально-экономических проблем и задач.

Известны частные примеры межмуниципального хозяйственно-договорного  сотрудничества, разнообразные концептуальные подходы к использованию ресурсов муниципальных образований для достижения общего положительного социально-экономического результата, которые представлены в работах Л.Ю. Падилья Сароса, А.В. Негодуйко, Л.Н.Джек.

В работе Л.Ю. Падилья Сароса рассмотрен практический опыт реализации экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества. Так, хозяйственное взаимодействие между промышленно-перерабатывающими комплексами, расположенными на территории Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов обеспечило улучшение социально-экономической ситуации, существенно снизив уровень безработицы на данных территориях. «Городское население с большей покупательской  способностью обеспечивает стабильный спрос на  молочные  и  мясные  продукты,  сельчанам  же  гарантированы новые рабочие места и сбыт произведенной продукции. Свиноводческий комплекс интенсивного кормления «Новомалыклинский», открытый в январе 2007 г., обеспечил 122 рабочих места, планируется увеличить поголовье свиноматок с 605 до 11 000 и организовать переработку на давно действующем предприятии  в Димитровграде [с.131]».  [5]

В научном исследовании А.В. Негодуйко приводится теоретическое обоснование и раскрытие практической значимости внедрения типового межмуниципального инвестиционного проекта, ориентированного на промышленно-аграрный сектор экономики, в частности, предлагается создание комплекса производств по выращиванию и переработке масличных культур (рапса и подсолнечника). «Его реализация позволит создать около 400 новых рабочих мест в организациях сельского хозяйства и переработки, обеспечить  налоговые отчисления  в бюджеты всех уровней в объеме около 240 млн  рублей.  При выращивании и переработке  125 тысяч  тонн масличных культур посевные площади увеличатся на  110 тысяч  гектар [с.22]».[4]

Л. Н. Джек предлагает  для улучшения социально-экономического положения муниципальных образований предлагает использовать механизм межмуниципального сотрудничества в направлении решения проблемы безработицы среди населения, что подтверждается результатами проведенного исследователем социально-экономического анализа муниципальных районов Тюменской области. «В частности, наибольший потенциал межмуниципального сотрудничества для решения  проблем  на  локальных  рынках  труда  существует  для  Заводоуковского, Ялуторовского и Упоровского муниципальных образований в силу их  территориальной  расположенности  вблизи  Тюмени.  В  данном  случае можно, с одной стороны, наладить более регулярное транспортное сообщение для доставки работников в Тюмень, а с другой  – шире использовать территории данных  муниципальных образований для выноса предприятий из самой Тюмени или развития программ по кооперации производства» [с.18].[2]

Однако, на современном этапе развития в практике экономик регионального и муниципального сектора до сих пор не сложилась система общих методологических подходов к оценке потенциала межмуниципального сотрудничества, в связи с чем, предлагается авторский подход к идентификации экономико-трудового потенциала хозяйственно-договорного взаимодействия муниципальных образований, который направлен на обоснование необходимости консолидации общих усилий при реализации и совершенствовании механизма межмуниципального сотрудничества с использованием конкурентных преимуществ конкретной группы территории.

Основой для формализации экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества является определение направлений деятельности органов местной и региональной власти через объединение ресурсов (трудовых, инвестиционных, инфраструктурных, сырьевых, финансовых) в процесс межмуниципального сотрудничества, т.е. экономико-управленческий механизм, способствующий решению определенных вопросов местного значения посредством использования договорных и хозяйственных форм данного механизма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимости, позволившие предложить системный, ресурсный и управленческий подходы в моделировании экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества (рис.1).

Вертикальные связи между конструктами в структурно-логической модели экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества отражают системный подход, сущность которого заключается в строительстве совместных хозяйствующих субъектов, продуцировании элементов производственной инфраструктуры, формировании благоприятных конъюктурообразующих факторов для инвестиционной и предпринимательской среды муниципальных территорий.

Ресурсный подход заключается в наличии и распределении консолидированных ресурсов и мощностей различного вида потенциалов для организации процесса межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества.

Управленческий подход раскрывается через наличие организационных возможностей и властных полномочий органов местного самоуправления использовать собственные ресурсы  и привлекать дополнительные ресурсы из источников других территорий на базе договорных и хозяйственных форм сотрудничества.

 

4703_03

Рис. 1. Структурно-логическая модель экономико-трудового потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества

 

Промышленно-предпринимательский, сельскохозяйственный, трудовой потенциалы являются базисом социально-экономического развития территорий, поэтому их идентификация и оценка имеют большое значение в управлении муниципальным сектором экономики. В процессе корреляции составных элементов экономического и трудового потенциалов происходит вовлечение в хозяйственный оборот местной сырьевой базы и трудовых ресурсов, что обуславливает усовершенствование производственной инфраструктуры, обеспечение загрузки производственных мощностей, формирование условий для поддержания и развития благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

От обеспеченности муниципальных хозяйствующих субъектов  трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования средств труда и как результат объем производства продукции, себестоимость, прибыль и ряд других значимых результатов субъектов в финансово-хозяйственной деятельности. Вследствие чего, трудовой потенциал напрямую взаимосвязан с промышленно-предпринимательским и сельскохозяйственным потенциалами муниципальных образований.

Возможность возникновения устойчивых взаимосвязей между сельскохозяйственным и промышленно-предпринимательским потенциалами и их слияние в экономический потенциал обосновываются близостью сырьевой базы и рынков сбыта для предприятий. В целом же, промышленно-предпринимательский потенциал учитывает насыщенность территории факторами производства (топливно-энергетическими ресурсами, основными фондами, объектами бизнес-инфраструктуры и т.д.), потребительский спрос населения  и другие показатели, влияющие на потенциальные объемы инвестирования в экономический сектор муниципального образования.

С позиции экономико-математического моделирования, экономико-трудовой потенциал межмуниципального сотрудничества является агрегированной величиной, включающей в себя набор индивидуальных показателей или следующих видов потенциалов:  трудовой и экономический, объединяющий в себе сразу несколько видов ─ промышленно-предпринимательский и сельскохозяйственный.

Каждый из обозначенного набора элементов потенциала межмуниципального сотрудничества определяется системой статистических показателей, позволяющих раскрыть сущность каждого потенциала в отдельности. Перейдем к более детальному рассмотрению совокупности потенциалов межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества.

Экономический потенциал ─ это синтез промышленно-предпринимательского и сельскохозяйственного потенциалов. Промышленно-предпринимательский потенциал характеризуется рядом следующих абсолютных показателей:

  1. обрабатывающие производства;
  2. производство и распределение электроэнергии, газа и воды;
  3. оборот розничной торговли по всем каналам реализации;
  4. оборот общественного питания;
  5. инвестиции в основной капитал без учета микропредприятий;
  6. финансовые результаты крупных и средних предприятий (прибыль).

Сельскохозяйственный потенциал сформирован следующими блоками экономических показателей:

Блок, характеризующий уровень развития сферы  «животноводства» и сферы «птицеводства»

  1. Поголовье коров в хозяйствах всех категорий
  2. Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий
  3. Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий
  4. Производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий
  5. Производство молока в хозяйствах всех категорий
  6. Производство яиц в хозяйствах всех категорий

Блок, характеризующий  уровень развития  сферы «растениеводства»

  1. Валовой сбор зерна в хозяйствах всех категорий
  2. Валовой сбор семян подсолнечника в хозяйствах всех категорий
  3. Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий
  4. Валовой сбор овощей открытого грунта в хозяйствах всех категорий

Трудовой потенциал ─ это ряд статистических показателей, содержащих данные о среднесписочной численности работников и о безработных, а также информацию о естественном и миграционном движении населения:

  1. Среднесписочная численность работников без внешних совместителей и работников несписочного состава  (человек)
  2. Численность населения
  3. Численность безработных
  4. Естественный прирост (убыль) населения (человек)
  5. Прирост (убыль) населения за счет миграции (человек).

Структурное содержание потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества и его формирующие блоки статистических показателей обосновываются приоритетными направлениями в совместной деятельности муниципальных образований. Показатель «производства и распределения электроэнергии, газа и воды» в промышленно-предпринимательском потенциале раскрывает резервы энергетических мощностей, необходимые  для создания и развития промышленных объектов. Блоки показателей, формирующие сельскохозяйственный потенциал, содержат необходимую информацию об объеме сырьевых ресурсов, которые являются базой для развития промышленно-предпринимательского потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества. Развитие в свою очередь промышленно-предпринимательского потенциала, т.е. увеличение доли обрабатывающих производств, расширение объемов розничной торговли и общественного питания, обуславливает перспективы создания новых рабочих мест, а значит уменьшение численности безработных.

Роль выявления и усиления потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества обуславливается потребностью в повышении уровня социально-экономического развития региона, т.е. благодаря эффективному использованию механизма межмуниципального сотрудничества со стороны организационных структур региональных и местных властей возможно достижение в целом на уровне всего региона и по его муниципальным  образованиям  в отдельности более инновационного и интенсивного развития сельского хозяйства, энергетического комплекса, транспортной системы, промышленности и т.д. Таким образом, активизация процессов межмуниципального сотрудничества на территории Ростовской области будет способствовать решению проблем безработицы населения, совершенствованию транспортной инфраструктуры, поднятию агропромышленного и животноводческого комплексов в муниципальных хозяйствах, а также совершенствованию системы функционирования муниципальных хозяйствующих субъектов, предоставляющих общественные благи населению и т.д. В силу чего, помимо разработки методики оценки потенциала межмуниципального хозяйственно-договорного сотрудничества необходима также разработка программно-проектной документации в сфере интеграции территорий по кооперированию промышленными, инфраструктурными, транспортными, трудовыми, инвестиционными ресурсами для достижения муниципальными образованиями общего положительного социально-экономического эффекта.

 

Список литературы

  1. Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 30.10.2007 № 2067 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года».
  2. Джек Л.Н. Межмуниципальное экономическое взаимодействие как условие регулирования локальных рынков труда (на примере Тюменской области): автореф. дис.. канд. экон. наук/Л.Н. Джек. -Екатеринбург, 2011. -29 с.
  3. Игнатова Т.В. Теория управления ресурсами многоотраслевого местного хозяйства: межмуниципальное сотрудничество и кооперирование // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. №3(46). 2014.
  4. Негодуйко А.В. Управление межмуниципальным экономическим сотрудничеством в регионе: автореф. дис.. канд. экон. наук / А.В. Негодуйко. — Иркутск, 2008. — 23 с.
  5. Падилья-Сароса Л.Ю. Межмуниципальное сотрудничество — перспективы развития // Городской альманах. Вып. 3. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2008. С. 125-131.

 

References

  1. Resolution of the Legislative Assembly of the Rostov region from 30.10.2007 number 2067 On approval of the Strategy of socio-economic development of the Rostov region for the period till 2020 [Postanovlenie Zakonodatel’nogo Sobranija Rostovskoj oblasti ot 30.10.2007 № 2067 Ob utverzhdenii Strategii social’no-jekonomicheskogo razvitija Rostovskoj oblasti na period do 2020 goda].
  2. Dzhek L.N. Inter-municipal cooperation as a condition for economic regulation of local labor markets (for example, the Tyumen region) [Mezhmunicipal’noe jekonomicheskoe vzaimodejstvie kak uslovie regulirovanija lokal’nyh rynkov truda (na primere Tjumenskoj oblasti)]. Dis .. PhD. ehkon. Science Ekaterinburg, 2011. 29 p.
  3. Ignatov T.V. Management Theory diversified local economy: inter-municipal cooperation and cooperation [Teorija upravlenija resursami mnogootraslevogo mestnogo hozjajstva: mezhmunicipal’noe sotrudnichestvo i kooperirovanie]. Science and Education. Agriculture and economics, entrepreneurship. law and governance. №3 (46). 2014.
  4. Negodujko A.V. Manage inter-municipal economic cooperation in the region [Upravlenie mezhmunicipal’nym jekonomicheskim sotrudnichestvom v regione]. Dis . PhD. ehkon. Science Irkutsk, 2008.  23 p.
  5. Padil’ja-Sarosa L.Ju. Inter-municipal cooperation — development prospects [Mezhmunicipal’noe sotrudnichestvo — perspektivy razvitija]. Urban Almanac. Vol. 3. M . Fund Institute of Urban Economics, 2008. P. 125-131.

Методология исследований