Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (47), 2016

Формирование информационной базы для многоуровневой оценки территориальной дифференциации в рамках мониторинга региональной экономической безопасности в Российской Федерации

Formation of information base for a multi-level assessment of territorial differentiation Within the monitoring of regional economic security of the Russian Federation

Авторы


магистрант 1 курса
Россия, Самарский государственный экономический университет
mashazvereva@mail.ru

Аннотация

Представлены результаты исследования на основных этапах формирования информационной базы для многоуровневой оценки территориальной дифференциации: во-первых, систематизированы подходы к типологизации российских регионов - субъектов РФ и обоснован выбор наиболее приемлемой типологии; во-вторых, сформирован массив индикаторов для многоуровневой оценки межрегиональной дифференциации: для разных типологических групп регионов; внутри одной типологической группы регионов; для муниципальных образований на внутрирегиональном уровне; в третьих, на базе сформированного информационного массива выполнена оценка динамики муниципальной дифференциации в рамках одной типологической группы регионов на примере муниципальных районов Самарской области. Сделан вывод о необходимости обоснования пороговых значений уровней региональной дифференциации.

Ключевые слова

территориальная дифференциация, экономическая безопасность, типология регионов, массив индикаторов, межрегиональная дифференциация, внутрирегиональная дифференциация, муниципальные образования.

Рекомендуемая ссылка
Зверева Мария Сергеевна
Формирование информационной базы для многоуровневой оценки территориальной дифференциации в рамках мониторинга региональной экономической безопасности в Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (47). Номер статьи: 4702. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4702/
Authors

Zvereva Marija Sergeevna
1 undergraduate course
Russia, Samara State University of Economics
mashazvereva@mail.ru

Abstract

The results of research on the major stages of the information base for the evaluation of multi-level territorial differentiation: first, systematic approach to the typology of Russian regions - the subjects of the RF and justified choice of the most suitable typology; secondly, it formed an array of indicators for the assessment of multi-level inter-regional differentiation: for different typological groups of regions; within a typological groups of regions; for municipalities on the intraregional level; thirdly, on the basis of information generated by an array of estimated dynamics of the municipal differentiation within a single typological groups of regions on the example of the municipal districts of the Samara region. The conclusion about the need to study the differentiation of thresholds regional levels.

Keywords

territorial differentiation, economic security, typology of regions, an array of indicators, inter-regional differentiation, intra-regional differentiation municipalities.

Suggested Citation
Zvereva Marija Sergeevna
Formation of information base for a multi-level assessment of territorial differentiation Within the monitoring of regional economic security of the Russian Federation. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (47). Art. #4702. Date issued: 2016-09-11. Available at: http://eee-region.ru/article/4702/

Print Friendly, PDF & Email
Данная работа продолжает начатое нами исследование по учету территориальной дифференциации в оценках экономической безопасности региона.

Согласно последним изменениям в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности на региональном уровне (на среднесрочную перспективу) является создание механизма сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, а в долгосрочной перспективе – устранение угрозы национальной безопасности, связанной с диспропорцией развития регионов России.[1]

Систематизация и сравнительный анализ уже имеющихся методик оценки региональной экономической безопасности показал, что в рассмотренных системах индикаторов практически отсутствуют показатели, отражающие региональные диспропорции (предлагается только показатель «дифференциация субъектов федерации по прожиточному минимуму»).

При этом следует учитывать, что такие диспропорции формируются, и поэтому могут быть исследованы, на нескольких уровнях:

  • межрегиональном – диспропорции между регионами (субъектами РФ) в рамках страны и макрорегионов (федеральных округов);
  • внутрирегиональном (муниципальном) — диспропорции между муниципальными образованиями в рамках одного субъекта РФ.

На основе сделанных выводов нами было предложено включить в состав системы индикаторов экономической безопасности региона показатели, отражающие региональные диспропорции, при этом сделан акцент на учет особенностей развития различных типов регионов[2].

Основными этапами и задачами формирования информационной базы для многоуровневой оценки территориальной дифференциации в рамках мониторинга региональной экономической безопасности являются следующие:

1) Исследование подходов к типологизации российских регионов — субъектов РФ  и выбор наиболее приемлемой типологии.

2) Формирование массивов индикаторов для оценки межрегиональной дифференциации на трёх уровнях:

  • межрегиональном уровне — для разных типологических групп;
  • межрегиональном уровне — внутри одной типологической группы регионов;
  • внутрирегиональном (муниципальном) уровне — конкретного региона.

3) Использование сформированного информационного массива в рамках оценки межрегиональной дифференциации на примере одного из уровней.

Приступая к исследованию на первом этапе, отмечаем, что единой общепризнанной типологии регионов на сегодняшний день не существует, да и вряд ли это возможно, так как классификация напрямую зависит от выборацели исследования.

Изучение зарубежного  опыта стран Евросоюза, показало, что они придают особое значение двум факторам при определении типологии: пространственному фактору (плотность населения) и экономическому потенциалу региона (ВРП на душу населения) и выделяют при этом: регионы – производственные площадки, регионы – источники увеличения прибыли и регионы – центры знаний.

Также наиболее простой классификацией регионов ЕС является классификация, основанная на моделях конкурентоспособности, согласно которой выделяют: отстающие регионы, характеризующиеся высокой долей занятости в отраслях с низкой добавленной стоимостью и низкой производительностью труда,регионы с высокой долей занятости в промышленности и регионы с высокой долей занятости в сфере услуг.[3]

В российской практике отметим следующие подходы к типологии:

  • политико-социальный подход (Гранберг А., Лавров А.). Здесь выделены «модельные» регионы восьми типов, в том числе «столичного» типа, экспортоориентированные, финансово сильные регионы с развитой промышленностью и др.;
  • подход с позиции инновационной привлекательности региона (Гусев К., БандуринА.): регионы с благоприятными стартовыми условиями вхождения в рынок, имеющие развитую диверсифицированную структуру производства;  регионы со скромными стартовыми возможностями, имеющие сырьевую специализацию промышленного производства; депрессивные регионы, отличительной чертой которых является узкоспециализированное промышленное производство и регионы, не попавшие в первые три группы;[4]
  • кластерный подход (Баринова В.А., Дробышевский С.М). Здесь выделяют следующие типы регионов: лидеры и инвесторы, сырьевые, средние, отстающие регионы[5].

В данном исследовании воспользуемся типологией, разработанной Л.М. Григорьевым совместно с другими учеными, поскольку именно она учитывает текущее развитие региона, а также долгосрочные факторы его развития, структуру доминирующих отраслей и характер рынков сбыта предприятий региона. Кроме того, при делении регионов на группы использовались как количественные показатели социально-экономического развития, так и качественные показатели институционального развития[6].

Важным является и тот факт, что, по мнению её авторов, данную классификацию можно использовать для проведения мониторинга социально-экономического развития регионов, следовательно, целесообразным является применить ее и для оценки состояния региональной экономической безопасности. Указанная типология предполагает выделение девяти типов регионов, объединенных в четыре группы, в зависимости от уровня развития: высокоразвитые регионы, развитые, среднеразвитые и менее развитые (таблица 1).

 

Таблица 1 — Типология регионов по уровню развития (2011 г.)

4702_08

 

Для оценки уровня региональной дифференциации необходимо для каждой из указанных групп регионов определить индикаторы, по которым эта оценка будет осуществлена.

При формировании информационной базы, представленной  массивами индикаторов для оценки межрегиональной дифференциации на трёх уровнях,будем руководствоваться следующим основным принципом: методически важным является информационная обеспеченность каждого индикатора. Поэтому, в своей работе используем только сведения о показателях, представленных на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ и на сайтах ее территориальных органов.

В результате обработки общего массива статистических показателей для оценки межрегиональной дифференциации для разных типологических групп регионов предлагаем использовать следующие индикаторы:

  • объем ВРП на душу населения, %
  • инвестиции в основной капитал, % к ВРП
  • уровень безработицы, %
  • доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, %
  • децильный коэффициент, раз

Следует отметить, что оценка дифференциации строится с упором на социальную сферу, так как, являясь наиболее уязвимой, она зачастую приобретает повышенный уровень дифференциации.

Перейдем к вопросу выбора показателей для оценки межрегиональной дифференциации внутри одной типологической группы регионов,являющемуся организационно более сложным. Каждый регион отличен по таким параметрам как: географическое положение, тип хозяйственной специализации, демографическая ситуация и природные условия жизнедеятельности, поэтому учет специфики каждого региона – приоритетное направление при обосновании выбора того или иного показателя.

В таблице 2 представлены сформированные нами группы индикаторов для каждого типа региона, отражающие как общие тенденции развития, так и специфические.

 

Таблица 2 — Индикаторы оценки межрегиональной дифференциации для одной типологической группы регионов

4702_09

 

Результаты формирования массива показателей для оценки внутрирегиональной (муниципальной) дифференциации на уровне конкретного региона представлены в таблице 3. Индикаторы также подразделяются на общие индикаторы и характерные только для определенного типа региона.

 

Таблица 3 — Индикаторы оценки внутрирегиональной (муниципальной) дифференциации

4702_10

 

Так как наш регион – Самарская область относится к типу регионов с диверсифицированной экономикой, то динамика уровня дифференциации будет выполнена по следующим показателям, указанным в данной таблице: коэффициент естественного прироста населения, уровень безработицы, дефицит/профицит бюджета, индекс промышленного производства и инвестиции в основной капитал на душу населения.

Используем один из наиболее применимых способов оценки уровня дифференциации[7] сравнения максимального и минимального значения показателя – определения размаха региональной асимметрии (W), который рассчитывается по следующей формуле:

4702_01

где Pr – значение показателя в r-м регионе, при r-1,2, …, R; R – число регионов.

Однако, для индикаторов, значения которых могут быть как положительными, так и отрицательными (в данном случае — коэффициент естественного прироста и дефицит/профицит бюджета) расчет размаха региональной асимметрии невозможен.

Для оценки дифференциации в таких случаях предлагаем использовать показатель «размах вариации», который представляет собой разность между максимальным и минимальным значением признака:

4702_02

Исходный массив информации по 27 муниципальным районам Самарской области за период 2005-2014 годы представлен в таблицах приложений 1-5.

В таблице 4 отражены полученные результаты оценки внутрирегиональной (муниципальной) дифференциации по показателям региональной асимметрии и размаха вариации.

 

Таблица 4 — Размах региональной асимметрии и размах вариации по муниципальным районам Самарской области в 2005-2014 гг.

4702_11

 

Как видим по результатам анализа, размах региональной асимметрии и размах вариации на внутрирегиональном уровне Самарской области значительны.

Показатель уровень зарегистрированной безработицы за 10 лет имеет наибольшее значение дифференциации в 2014 г. (в Волжском районе уровень безработицы – 0,3%, а в Приволжском – 5,4%). Следует отметить, что Волжский район за последние 9 лет сохраняет минимальный уровень безработицы, не превышающий 1% (за исключением 2009 г.).

По индикатору индекс промышленного производства выделяется 2005 г., когда максимальное значение достигло 3837% в Камышлинском районе, а минимальное – 22,8% в Приволжском районе.

Заметны различия и в дифференциации по показателю инвестиции в основной капитал на душу населения, так в одних районах инвестиции составляют только 1-5 тыс. руб., в других же — до 100-200 тыс. руб.

Коэффициент естественного прироста в период с 2005 г. по 2008 г. и в 2010 г. был отрицателен по всем муниципальным районам. В 2009 г., а затем с 2011 г. по 2014 гг. Большечерниговскому району удалось достичь положительного естественного прироста;  в 2014 г. наблюдался наибольший размах вариации — 13,3 (в Большечерниговском районе коэффициент естественного прироста равен 5,7, в Челно-Вершинскомрайоне он был отрицательным -7,6).

В отношении районных бюджетов можно наблюдать значительный размах вариации за весь период исследования, который не сокращается. Наибольший размах вариации по данному показателю также относится к 2014 г. (профицит у Кинельского района составил 170,6 млн.руб., дефицит у Безенчукского района составил 83,2млн.руб.).

Таким образом, по результатам обработки исходного массива информации можно объективно сделать вывод о наличии и сохранении в динамике высокого уровня внутрирегиональной дифференциации, которую следует учитывать при оценке уровня экономической безопасности Самарской области.Тем не менее, недостаточно «просто» сделать вывод о том что, уровень дифференциации высокий или низкий, да и такое суждение будет являться субъективным, ведь пока не существует границ, согласно которым мы можем сделать заключение о степени дифференциации.

Таким образом, необходимым перспективным этапом нашего следующего исследования станет обоснование пороговых значений региональной дифференциации для оценки её на разных уровнях региональных социально-экономических систем.

 

Справочные приложения к статье

Приложение 1 — Уровень зарегистрированной безработицы по муниципальным районам Самарской области

за 2005-2014 гг., %*

4702_03

* Информация для построения таблицы взята с официального сайта Федеральной службы государственной статистики: база данных показателей муниципальных образований.  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst36/DBInet.cgi


 

Приложение 2 — Индекс промышленного производства по муниципальным районам Самарской области

за 2005-2014 гг.,в % к предыдущему году**

4702_04

** Информация для построения таблицы взята с официального сайта Федеральной службы государственной статистики: база данных показателей муниципальных образований.  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst36/DBInet.cgi

 

 

Приложение 3 — Инвестиции в основной капитал на душу населения по муниципальным районам Самарской области за 2005-2014 гг., тыс. руб.***

4702_05

*** Информация для построения таблицы взята с официального сайта Федеральной службы государственной статистики: база данных показателей муниципальных образований.  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst36/DBInet.cgi


 

Приложение 4 — Коэффициент естественного прироста населения по муниципальным районам Самарской области за 2005-2014 гг.****

4702_06

**** Информация для построения таблицы взята с официального сайта Федеральной службы государственной статистики: база данных показателей муниципальных образований.  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst36/DBInet.cgi

 

Приложение 5 — Дефицит/профицит бюджета по муниципальным районам Самарской области за 2005-2014 гг., млн.руб.*****

4702_07

***** Информация для построения таблицы взята с официального сайта Федеральной службы государственной статистики: база данных показателей муниципальных образований.  http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst36/DBInet.cgi

 

Библиографический список:

  1. Указ Президента РФ от 31.12.2015. №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201512310038. [Дата обращения: 12.04.2016]
  2. Зверева М. С. Учет территориальной дифференциации в оценках экономической безопасности региона: методический аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 2196–2200. – URL: http://e-koncept.ru/2016/86466.htm.
  3. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л. М. Григорьева, Н. В. Зубаревич, Г.Р.Хасаева. – М.: ТЕИС, 2011. – 18 с.
  4. И.В. Черданцева. Технологии и инструменты социально-экономической политики устойчивого регионального развития Известия Томского политехнического университета. 2011. Т. 318. № 6
  5. Баринова, В.А., Дробышевский, С.М., Еремкин, В.А., Земцов, С.П., Сорокина, А.В. (2015). Типология регионов России для целей региональной политики. Российское предпринимательство, 16(23), 4199–4204. doi: 10.18334/rp.16.23.2161
  6. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Под ред. Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Г.Р. Хасаева. – М.: ТЕИС, 2011. – 41 с.
  7. Кузнецова И.И. Проблема территориальной дифференциации в региональной экономике и возможности ее исследования на городском уровне // Труды ИСА РАН 2006. Т.22.URL: http://www.isa.ru/proceedings/images/documents/2006-22/261-268.pdf [Дата обращения: 18.04.2016]

Методология исследований, Экономическая безопасность