Главная страница » Публикации » №3 (43) » Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в России

Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в России

Tools of state stimulation of innovative activity in Russia

Авторы

Литвинова Алла Владимировна
доктор экономических наук, профессор кафедры Финансы и кредит
Россия, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета
litvinova_av@mail.ru
Парфенова Мария Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры Финансы и кредит
Россия, Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета
pvv_65@mail.ru

Аннотация

Значительная роль государства в стимулировании инновационной деятельности свойственна не только национальной инновационной системе, но и подтверждается опытом развитых стран. Государственная поддержка нового сектора экономики в странах имеет финансовый характер, и соотношение объемов затрат на реализацию инструментов-стимулов зависит от особенностей страны, масштабов ее экономики, обеспеченности природными и трудовыми ресурсами, традиций в развитии общественных институтов, социокультурных факторов.

Ключевые слова

государство, инструменты, бюджет, инновационная деятельность, бюджетное стимулирование, роль государства

Рекомендуемая ссылка

Литвинова Алла Владимировна , Парфенова Мария Викторовна

Инструменты государственного стимулирования инновационной деятельности в России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (43). Номер статьи: 4305. Дата публикации: 16.07.2015. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4305/

Authors

Litvinova Alla Vladimirovna
Doctor of Economic Sciences, professor of the Department Finance and Credit
Russia, Volzhsky Humanitarian Institute (branch) of the Volgograd State University
litvinova_av@mail.ru
Parfenova Marija Viktorovna
PhD, Associate Professor of Finance and Credit
Russia, Volzhsky Humanitarian Institute (branch) of the Volgograd State University
pvv_65@mail.ru

Abstract

Much of the state's role in fostering innovation is not limited to the national innovation system, but also confirmed by the experience of developed countries. State support for the new economy, the country has a financial nature and the volume ratio of costs to sell tools, incentives depends on the specifics of the country, the scale of its economy, the availability of natural and human resources and traditions in the development of public institutions, social and cultural factors.

Keywords

State, tools, budget, innovation, fiscal stimulus, the role of government

Suggested Citation

Litvinova Alla Vladimirovna , Parfenova Marija Viktorovna

Tools of state stimulation of innovative activity in Russia// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (43). Art. #4305. Date issued: 16.07.2015. Available at: https://eee-region.ru/article/4305/ 

Print Friendly, PDF & Email

Объемы бюджетного стимулирования российской науки растут в среднем на 30% ежегодно (рисунок 1). В целом темпы роста данного показателя нельзя назвать стабильными, так в докризисном периоде с 2000 по 2008 г. рост объемов составил в среднем 32% с максимальным значением в 2005 г. равным 62%. Если в 2009 г. роста объемов бюджетного стимулирования составлял величину 35%, то уже в 2010 г. – сократился до 8%, зафиксировав минимальное значение за весь рассматриваемый период. К 2011 г. темп роста достиг среднего значения докризисного периода – 32%.

Динамика финансирования науки из средств федерального бюджета
Рис. 1. Динамика финансирования науки из средств федерального бюджета, млн. руб.
Примечание: составлено автором

Субсидия, как инструмент бюджетного стимулирования инновационной деятельности, – это сумма бюджетных средств, предоставляемая юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с их хозяйственной деятельностью в сфере инноваций. Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям инновационных товаров, работ, услуг регулируется ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетные субсидии могут предоставляться субъектам инновационной деятельности на условиях софинансирования расходов по уплате процентов по кредитам субъектов инновационной деятельности в кредитных организациях и в целях возмещения части затрат (расходов), направленных на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции [2]. Законодательно устанавливаются критерии отбора субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение бюджетных субсидий, условия и порядок предоставления субсидий.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация в инновационной сфере (далее – целевые программы или ФЦП) как инструменты прямого метода бюджетного стимулирования инновационной деятельности, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих инновационное развитие экономики, а также эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации [11].

Инновационные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной, научно-технической и инновационной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инновационных проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти. В этой связи значимым этапом разработки целевых программ является определение объемов и порядка их стимулирования. Проект целевой инновационной программы на очередной финансовый год представляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации одновременно с бюджетным посланием на предстоящий год. Государственная Дума осуществляет контроль над выполнением целевой инновационной программы и заслушивает отчет органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Объем финансирования программных мероприятий по развитию инновационной деятельности за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, указывается в расходной части соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации как отдельный вид расходов. При этом объем, и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период (таблица 1).

Таблица 1 — Объемы стимулирования ФЦП в области инноваций по источникам, млрд. руб.

Название ФЦП

Средства федерального бюджета

Средства внебюджетных источников

Итого, из них:

НИОКР

Капитальные вложения

Прочие нужды

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы

111,02

98,62

11,62

0,78

60,6

Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2011 годы

24,53

*0,31

15,17

9,05

2,88

Национальная технологическая база, на 2007-2011 годы

26,79

21,35

5,44

24,71

Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы

85,01

33,12

12,08

39,81

15,92

Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы

106,85

63,91

42,94

72,38

Мировой океан, 2008-2013 годы и др.

5,25

2,43

2,34

0,48

1,40

*субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом»
Источник: составлено автором по «Федеральные целевые программы России [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://www.programs-gov.ru/, свободный : (15.03.2013 г.). – Загл. с экрана» [13]

Очевидно, что планирование расходов бюджета на ФЦП, ориентированное на результат, внедряемое в бюджетную практику в современных условиях, основывается на использовании программно-целевого метода планирования, который исходит из необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов мероприятий, осуществляемых органами власти. Основными чертами, характеризующими данный метод планирования, являются: целеполагание, формирование функциональной системы действий, принцип целевого распределения [3, С. 378].

Инновационный грант, во-первых, это оплачиваемый, субсидируемый государственный заказ на выполнение научных исследований и разработок; во-вторых, денежные средства, выделяемые в порядке благотворительности для финансовой поддержки инновационных научных исследований, ученых, авторов; целевое использование таких средств подтверждается отчетом.

Инновационные гранты, как трансферт из бюджета, выделяются на конкурсной основе, на условиях, предусмотренных договором между грантодателем и грантополучателем, с целью проведения прикладных научных исследований по темам, связанным с развитием приоритетных направлений науки, техники и технологий Российской Федерации. Например, гранты предоставляются для выполнения опытно-конструкторских разработок, подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта, патентования объекта промышленной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях. Порядок и сроки проведения конкурсов определяются Правительством Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На совершенствование системы грантовой поддержки научных проектов указал В.В. Путин на первом заседании президентского Совета по науке и образованию в обновлённом составе: «Нам необходимо скорректировать бюджетные инструменты, сделать их назначение и использование более адресным, выработать дифференцированный подход к поддержке и финансированию различных стадий исследовательского цикла, установить понятную и прозрачную связь между научными результатами и вознаграждением учёных. И в то же время дать возможности для творческого роста и профессиональной самореализации молодых исследователей, обеспечить им достойный уровень жизни» [8]. По итогам заседания правительству поручено разработать комплекс мер по совершенствованию финансовых инструментов и механизмов поддержки научной деятельности.

Взносы в международные инновационные организации обеспечивают участие российских ученых и специалистов в деятельности международных научных организаций, располагающих значительными возможностями для проведения крупномасштабных исследований и проектов, которые не могут быть проведены в рамках одной или даже нескольких национальных академий или центров, так как требуют объединения усилий, финансовых средств и участия целых научных коллективов. Данный инструмент стимулирования способствует активизации участия российских представителей в международных конгрессах, конференциях, инновационных программах и проектах; в работе руководящих органах и специализированных рабочих группах. Посредством взносов в международные инновационные организации обеспечивается развитие и углубление международного научного сотрудничества, результатом которого является рост интернационализации науки, расширения масштабов научно-технической специализации и кооперации ученых; реализация российских интересов в международном движении инновационных товаров и услуг, факторов производства и т.д.

В целом положительная динамика расходов федерального бюджета, обеспечивающих осуществление Российской Федерацией приоритетных направлений международной деятельности в области инноваций, способствует успешной реализации международного сотрудничества в сфере инноваций, о чем свидетельствует рост объемов экспорта инновационных товаров, работ, услуг и технологического обмена в организациях, включающего научно-технические публикации; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями и встречи ученых и инженеров; миграцию специалистов; обучение студентов и аспирантов и др. (таблица 2). Скачек вниз величины объема экспорта инновационных товаров, работ, услуг в 2009 г. есть следствие финансового кризиса 2008 г., который привел к с сокращению темпов роста экономики в целом.

Таблица 2 — Величина и результативность финансирования участия в международном инновационном сотрудничестве

Год

Взносы в международные

организации (тыс. руб.)

Технологический обмен в организациях (шт.)

Объем экспорта инновационных товаров, работ, услуг (млн. руб.)

2000

248789,14

867

32672,3

2001

326789,12

782

40330,6

2002

317957,10

827

43597,2

2003

550000,00

780

74351,1

2004

635842,20

759

69557,8

2005

845469,00

788

151358,0

2006

835656,80

928

168176,0

2007

915618,00

890

276280,8

2008

1093906,00

900

283792,5

2009

1855332,60

945

217621,4

2010

2121087,00

950

228644,5

2011

2464088,00

959

237678,6

Источник: составлено автором по «Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. [Текст] / Росстат. – M., 2010. – 558 с.» [13]

Обобщая анализ развития инструментов бюджетного стимулирования инновационной деятельности, отметим, что динамика бюджетных расходов на реализацию рассмотренных инструментов имеет экспоненциальный рост (рисунок 2), который значительно усилился с 2007 г., когда в 35,5 раз увеличилось финансирование федеральных целевых программ. Более того, увеличение доли расходов на федеральные целевые программы в области инноваций в общем объеме бюджетного финансирования на цели стимулирования инновационной деятельности  произошло одновременно со снижением удельного веса субсидий на поддержку научных мероприятий, финансирования участия в международном инновационном сотрудничестве и научных грантов (рисунок 3).

Динамика расходов государства на инструменты стимулирования инновационной деятельности
Рис. 2 Динамика расходов государства на инструменты стимулирования инновационной деятельности, тыс. руб.
Примечание: составлено автором

Долевое распределение бюджетных расходов по инструментам стимулирования инновационной деятельности
Рис. 3 Долевое распределение бюджетных расходов по инструментам стимулирования инновационной деятельности за период с 2000 по 2011 гг., %
Примечание: составлено автором

В условиях перевода экономики на инновационный путь развития в банковском секторе работают практически все инструменты государственного стимулирования инноваций – банковский инновационный кредит, инновационный лизинг и факторинг. Несмотря на то, что система кредитования инновационной деятельности уже имеет место, однако пока находится в зачаточном состоянии, не оформлена институционально (законодательно), не подкреплена методологической базой. Инновационные проекты составляют всего 3% на рынке кредитования [4].

Перспективным инструментом государственного стимулирования инновационной деятельности является инновационный лизинг, который охватывает все новые сферы, стимулируя тем самым техническое перевооружение и развитие значительного числа инновационных предприятий.

Инновационный лизинг – это определенный, специфический вид экономических отношений между их субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом лизингового имущества по поводу объектов движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам в процессе инновационной деятельности [9, С. 39]. Решая задачу повышения доступности рассматриваемого инструмента для стратегических отраслей национальной экономики, субъектов малого и среднего бизнеса и компаний, ориентированных на инновационный тип развития, государство принимает программы субсидирования части затрат на обслуживание договоров лизинга, а именно, федеральный бюджет субсидирует часть затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам и уплатой первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. Кроме возмещения в финансовой форме такие сделки могут поддерживаться в форме предоставления гарантий со стороны субъектов федерации, на территории которых реализуются программы развития [2].

Факторинг, как инструмент кредитного стимулирования инновационной деятельности, востребован предприятиями-инноваторами на стадии реализации инновационных товаров. Дорогостоящая инновационная продукция способна формировать большую величину дебиторской задолженности на длительном временном отрезке, в этом случае эффективным инструментом увеличения финансов инновационных предприятий становится договор факторингового обслуживания, заключаемый на неопределенно длительный срок. Факторинг – это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Как и в случае с инновационным кредитом и лизингом поддержка и развитие факторинга в сфере инноваций осуществляется через такие компании со стопроцентным государственным участием, как ОАО «Российский банк развития» и ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства», которые разрабатывают и реализуют программы государственной поддержки малого и среднего инновационного бизнеса через факторинг. Например, факторинговая компания «Лайф» стала первым участником программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса через факторинг, которая предполагает финансирование предприятий на специальных условиях, предоставляя возможность многим малым и средним предприятиям получить факторинговое финансирование.

Среди косвенных методов государственного стимулирования инновационной деятельности усиленное развитие после 2008 г. получает налоговое стимулирование, включающее такие инструменты как инвестиционный налоговый кредит, налоговые льготы, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. До последнего финансового кризиса 2008 года и в условиях постоянного роста ВВП, как отмечает А.В. Кузин, государство не предусматривало каких либо чрезвычайных мер налогового стимулирования инновационного бизнеса, делая, ставку на прямые государственные инвестиции в этот сектор через государственные корпорации, бюджетное финансирование науки (включая представление связанных с этим налоговых льгот), государственные целевые программы и фонды поддержки (государственных гарантий) малого и среднего бизнеса [8].

Под инновационным налоговым кредитом понимается такое изменение срока уплаты налога, при котором для субъектов инновационной деятельности, являющихся налогоплательщиками соответствующего налога, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, либо без таковых [13].

Инновационный налоговый кредит может быть предоставлен субъектам малого предпринимательства и другим налогоплательщикам, перешедшим на специальные налоговые режимы, по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.

Основания и порядок предоставления налогового кредита и возврата его сумм устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) (таблица 3), при этом на первом этапе инноватор заключает с контролирующими органами договор об инвестиционном налоговом кредите и определяет в нем индивидуальный порядок уменьшения налоговых платежей. Затем, каждый отчетный период организация начисляет налог, но при этом перечисляет его в сокращенном размере, не менее 50% причитающейся к уплате суммы. Уменьшение производится по каждому платежу до тех пор, пока отложенная сумма налога не станет равной сумме кредита, предусмотренной договором. После чего происходит постепенное погашение налоговых обязательств и выплата процентов за предоставленную рассрочку [13].

Несмотря на то, что инвестиционный налоговый кредит считают наиболее перспективным для налогового стимулирования инновационной деятельности, особенно, в период выхода страны из финансового кризиса [7; 8; 9], данный инструмент не только не используется, но о его существовании почти не знают специалисты. К такому выводу пришла Д.М. Беланенко, проведя анкетирование 11 промышленных предприятий на предмет использования различных инструментов налогового стимулирования.

Таблица 3 — Размер инвестиционного налогового кредита в зависимости от основания
его получения

Основание получения инвестиционного налогового кредита

Размер инвестиционного налогового кредита

Норма НК РФ Замечание по принятию
Научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства.
Осуществление инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.
100% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для этих целей пп.1 п.2 ст.67

27.07.2010 N 229-ФЗ

Внедренческая или инновационная деятельность, в том числе создание новых или усовершенствование применяемые технологии, создание новых виды сырья или материалов.
Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Выполнение государственного оборонного заказа.
Определяется по соглашению между уполномоченным органом и организацией пп.2 п.2 ст.67

26.11.2008 N 224-ФЗ

Включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития в соответствии с ФЗ «О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». не более чем 100% процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов пп.2 п.2 ст.67

03.12.2011 N 392-ФЗ

Источник: составлено автором по «Налоговый кодекс Российской Федерации [Эл. ресурс] : часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://base.consultant.ru, свободный : (15.04.2013 г.). – Загл. с экрана» [9]

Из опрошенных 60% – не знают о возможностях инвестиционного налогового кредита для инновационного бизнеса [13, С. 171-172]. Л.Б. Парфенова к причине невостребованности данного инструмента относит несовершенство правовых основ предоставления инвестиционного налогового кредита, так как в современном состоянии они не отвечают требованиям целесообразности со стороны потенциальных заемщиков-инвесторов. Автор обоснованно считает, что необходима четкая методика, позволяющая оценить потребность заемщика в финансовых ресурсах в четкой привязке к экономической ситуации на предприятии и внешней конъюнктуре, а также, позволяющая минимизировать риски государства [8, С. 8].

Таблица 4 — Объем выданных инвестиционных налоговых кредитов

Объем выданных инвестиционных налоговых кредитов

год

млн. руб.

темп прироста, %

год

млн. руб.

темп прироста, %

2000

23,00

2006

219,51

2001

60,00

160,87

2007

205,00

-6,61

2002

0,00

-100,00

2008

400,00

95,12

2003

205,00

2009

26,90

-93,28

2004

0,00

-100,00

2010

98,00

264,31

2005

0,00

2011

68,00

-30,61

Примечание: составлено автором

Налоговая льгота как – это преимущество, предоставляемое государством либо местным самоуправлением категории налогоплательщиков-инноваторов, ставящее их в более выгодное положение в сравнении с остальными налогоплательщиками, которое выражается в частичном или полном освобождении от уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством. Часть налоговых льгот обеспечивается двумя другими инструментами – налоговыми ставками, порядком и сроками уплаты налога.

Ряд исследователей в области налогообложения указывают на то, что прямо налоговое законодательство Российской Федерации, предусматривает льготы для инновационных фирм или проектов в инновационном центре «Сколково». Проекты, же реализуемые в других регионах, как правило, применяют льготы, предусмотренные законодательством соответствующего субъекта РФ [11, С. 205; 7, С. 250]. Максимально возможным снижением для таких проектов может быть: снижение ставки налога на прибыль организаций на 4,5%, освобождение от транспортного налога и налога на имущество организаций на 5-10 лет. В части применения налоговых льгот отметим, что среди более чем 350 положений НК РФ, которые возможно трактовать как льготы, на стимулирование инноваций направлено только порядка 10 [8, С. 11], что недостаточно для дальнейшего прогрессивного развития инновационной деятельности. При этом законодательная и исполнительная власть не отслеживают процесс внедрения налоговых новшеств, сферу их распространения и социально экономическую эффективность.

Оценивая в целом инструментарий налогового стимулирования инновационной деятельности, отметим, что совершенствование работы инструментов проводится или фрагментарно (ограниченное недостаточное влияние стимулирующего потенциала), или слишком обще (стимулирующее воздействие на экономику в целом, а не только на сферу инноваций). Нельзя не согласиться с мнением Л.Б. Парфеновой, о том, что отсутствует взаимосвязь между общей системой налогообложения и набором имеющихся льгот и преференций, отсутствует четкое законодательное толкование различных аспектов налогового стимулирования. Необходимо добиваться системности в применении налоговых льгот во взаимосвязи с общим режимом налогообложения, развивать различные стимулы, которые охватили бы широкий спектр различных предприятий, ориентированных на НИОКР, и, в целом, создавать благоприятную среду для применения налогового стимулирования инновационной деятельности с использованием ресурсов органов власти на местах, потенциала малого и среднего бизнеса, развития консультационных центров по соответствующим вопросам, при этом необходимо применять мировой опыт построения систем налогового стимулирования с трансляцией их на контекст российских условий [13, С. 6-7].

Нормативная основа работы амортизационного механизма установлена НК РФ, в частности, налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10% расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств [9] (редакция от 26.11.2008 г. N 224-ФЗ). Данная льгота получила название «амортизационная премия», которая увеличена до 30% в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам. Она распространяется на любые основные средства со сроком полезного использования от 3 до 20 лет, однако, на затраты на НИОКР капитального характера, то есть те, которые привели к формированию нематериального актива, премия не распространяется.

В части использования линейного и нелинейного способов начисления амортизации инновационным предприятиям предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования. Производители инновационных товаров также вправе амортизировать основные средства, которые используются только в научно-технической деятельности в ускоренном порядке, то есть норма амортизации по такому имуществу умножается на повышающий коэффициент, размер которого не может превышать 3 (2 п. 2 ст. 259.3 НК; статья введена ФЗ 22.07.2008 N 158-ФЗ).

Проводя сравнение инструментария налогового стимулирования и стимулирования воспроизводственных процессов, поддержим П.А. Орлова в высказывании о том, что использование ускоренной амортизации лучше стимулирует инвестиции в обновление производства по сравнению со снижением ставки налога на прибыль, предоставлением налоговых скидок или инвестиционного налогового кредита, хотя то и другое, при прочих равных условиях, приводит к увеличению объемов валового самофинансирования, включающего в себя чистую прибыль и амортизационные отчисления, а, следовательно, и инвестиционных возможностей [10, C. 54]. Это с вязано с тем, что ускоренная амортизация приводит к снижению налога на прибыль в первые годы после ввода новых средств труда в эксплуатацию и за счет этого обеспечивает более быструю окупаемость инвестиций, делает инновационные проекты более эффективными и менее рискованными для инвесторов, повышает инвестиционные возможности и инновационную активность предприятий. Примечательно, что льготы от ускоренной амортизации предприятие получает только после осуществления реальных инвестиций.

Государственное стимулирование процессов страхования в инновационной сфере реализуется посредством следующих инструментов:

  • страховой взнос, под которым будем понимать взносы работодателя-инноватора в фонды обязательного социального страхования;
  • страховой тариф – плата за страхование, вносимая страхователем – производителем инновационных товаров (услуг) страховщику.

Российская практика начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования предполагает использование пониженных ставок для инновационных предприятий, организаций, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в пределах ОЭЗ, и резидентов ТВОЭЗ, а также участников проекта «Инновационный центр «Сколково» (таблица 5).

Таблица 5
Совокупная ставка страховых взносов для занятых в инновационной деятельности организаций [8]

Организации в сфере инновационной деятельности*.
Организации, зарегистрированные и осуществляющие деятельность в пределах ОЭЗ, и резиденты ТВОЭЗ

Участник проекта «Инновационный центр «Сколково»

период

совокупная ставка

период

совокупная ставка

2010 г.

14%

с 2010 г.
в течение 10 лет

14%**

2011-2017 гг.

14%

2018 г.

21%

2019 г.

28%

* Российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных
** Тарифы страховых взносов не применяются для участника проекта с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором совокупный размер прибыли участника проекта превысил 300 миллионов рублей.

Ранее понижающие ставки ЕСН, на смену которому пришли страховые взносы, были установлены:

1) с 2006 г. для налогоплательщиков-резидентов ТВОЭ и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории ТВОЭ – 14%;

2) с 2007 г. для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Тем самым законодатель поддерживал экспортеров IT-услуг и так называемых офшорных программистов и компании, работающие по заказам западных фирм. При этом большое число российских софтверных компаний, работающих на внутреннем рынке, не получило налоговых льгот.

У представителей российской инновационной сферы существуют опасения, что снижение налогового бремени может обрасти громоздким механизмом «сдержек и противовесов» и потому перестанет быть привлекательным для большинства компаний, а также могут быть созданы искусственные барьеры, отсекающие от системы новых льгот значительную часть инновационных предприятий. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых являются научные исследования и разработки применяются понижающие ставки тарифов страховых взносов с 26% в 2011 г. до 20% – в 2012-2013 гг. (таблица 6).

Таблица 6 — Совокупная ставка страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности которых являются научные исследования и разработки [1]

Год

Наименование фонда

ПФ РФ

Фонд социального страхования РФ

Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС

2011

18%

2,9%

3,1%

2%

2012

20%

0%

0%

0%

2013

20%

0%

0%

0%

Страховой тариф является основой расчетов страховой премии, которая представляет собой цену на услуги страховщика, предоставляющего клиенту, в случае реализации инновационного риска, под которым понимается – вероятность потерь, возникающих при вложении организацией средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке.

Степень применимости рассматриваемого инструмента косвенного стимулирования инновационной деятельности определятся уровнем развития страхования инновационных рисков в государстве. В экономическом сообществе существуют дискуссионные мнения относительно применения страхования как способа защиты от рисков при реализации инновационных проектов от нецелесообразности использования данного механизма в силу сложности прогнозирования вероятности успешной реализации инновационных проектов до идеи создания Федерального Фонда страхования инновационных рисков по образцу ОСАГО, который бы действовал за счет, например, семипроцентных поступлений от всех акций приватизации государственного, муниципального имущества и ежегодных разовых отчислений коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей в размере 5 000 руб. При этом, этот фонд не выдавал бы кредиты, а только компенсировал бы потери коммерческих банков в случае неудачной реализации инновационного проекта, допущенной инновационной компанией, примерно так, как это делают страховые компании, а «временно свободные средства» инвестировал в государственные инновационные проекты [190].

Авторы, которые придерживаются мнения о необходимости развития страхования инновационных рисков, однозначно указывают на то, что последнее довольно редко применяется в России  по причине, во-первых, отсутствия достоверной статистической информации, позволяющей рассчитать вероятность наступления страхового случая, а, следовательно, страхового тарифа. Во-вторых, недоверия российских страховых компаний к новым видам страхования в условиях современного рынка страховых услуг. Страховые компании не готовы принимать на себя инновационные риски вне зависимости от того, в какой области они намечаются. Доход от реализации страховых продуктов инновационной деятельности, рассчитанный на долгосрочную перспективу, связанный с повышенным риском, является не столь стабильным и экономически не обоснованным по сравнению с уже привычными, понятными и прогнозируемыми продуктами общего страхования.

Государство стимулирует инновационную деятельность, реализуя меры, направленные на минимизацию затрат и сокращение сроков при совершении таможенных процедур в отношении субъектов инновационной деятельности. Инструментами таможенного стимулирования являются:

1. Таможенные пошлины, представляющие собой обязательные платежи в федеральный бюджет, взимаемые таможенными органами при ввозе (вывозе) товаров на (с) таможенную(ой) территорию(и) РФ, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством РФ, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. К таможенным пошлинам относятся ввозная таможенная пошлина, включая сезонные пошлины, и вывозная таможенная пошлина. Размер таможенной пошлины определяется ставкой, которая устанавливается в соответствии с таможенным тарифом.

2. Таможенные сборы – платежи, уплата которых является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Таможенные сборы уплачиваются [6, C. 190-191]:

1) за таможенное оформление – за декларирование инновационных товаров;
2) за таможенное сопровождение – при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита либо с таможенным режимом международного таможенного транзита;
3) за хранение – при хранении товаров на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа.

3. Таможенная стоимость – это цена товаров, которую предъявляет участник внешнеэкономической деятельности органам таможни при пересечении грузом границы. Таможенная стоимость – базовая сумма при определении таможенных платежей (пошлин, налогов).

Касательно действия данного инструментария с целью стимулирования инновационной деятельности отметим, что 67% руководителей 100 крупных компаний России назвали проблемы с таможенным контролем главным препятствием, тормозящим внедрение инноваций [4].

Как правило, субъекты инновационной деятельности находятся в том же правовом поле, что и прочие субъекты таможенных отношений, например, 1) иностранные товары в пределах ОЭЗ размещаются без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость. Экспорт товаров и услуг с территории свободной экономической зоны также осуществляется в режиме свободной таможенной зоны; 2) инновационные товары, как и прочие товары, могут подпадать под действие постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 г. № 372 «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».

Проект Федерального закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» не предусматривает каких-либо особенностей в части применения рассматриваемого инструментария и содержит [6]:

  • указание таможенным органам на содействие декларантам российских инновационных товаров при производстве таможенного оформления, способствующее сокращению сроков и минимизации затрат декларантов на совершение таможенных формальностей. При производстве таможенного оформления российских инновационных товаров, вывозимых за пределы таможенной территории РФ, в таможенные органы должны представляться только те документы и сведения, которые необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0%, идентификации товаров и внешнеэкономической сделки для целей валютного контроля и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения условий таможенных режимов. Перечень таких документов определяется Таможенным кодексом Российской Федерации;
  • возможность государства предоставлять субъектам инновационной деятельности тарифные льготы (тарифные преференции), под которыми понимается возврат ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара, предназначенного для осуществления инновационной деятельности. В настоящий момент из федерального бюджета предоставляются субсидии на возмещение затрат по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС, понесенных юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями, участвующими в исполнении проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») (Постановление Правительства РФ от 05.05.2011 г. №339).

Использование таможенных инструментов в интересах развития инновационной экономики России в условиях экономической интеграции и Таможенного союза регламентируется важнейшим правовым документом – Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», разработанного в соответствии с решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС. Закон разработан в связи с принятием Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС), который является неотъемлемой частью Договора о ТК ТС. По вопросам, связанным с уплатой таможенных платежей, в части, позволяющей это сделать в рамках национального законодательства, в закон включены положения, касающиеся уплаты авансовых платежей, форм уплаты таможенных пошлин, налогов и момента исполнения обязанности по их уплате. Урегулированы вопросы по срокам уплаты таможенных сборов, порядка их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не взимаются.

Таким образом, в период с 2000 по 2011 гг. развитие методов и инструментов государственного стимулирования инновационной деятельности в России, обусловленное модернизацией отечественной экономики при несоответствии между ее потребностями в капитале и возможностями его эффективного использования, сопровождалось:

  • расширением линейки инструментов стимулирования, например, с 2002 г. началась реализация федеральных целевых программ в области инноваций;
  • ростом расходов государства на реализацию прямых экономических методов и инструментов в среднем на 30% в год;
  • перераспределением расходов государства – снижением удельного веса субсидий на поддержку научных мероприятий, финансирования участия в международном инновационном сотрудничестве и научных грантов при одновременном увеличении доли расходов на федеральные целевые программы в области инноваций в общем объеме бюджетного финансирования на цели стимулирования инновационной деятельности.

Бесспорно, важной составляющей государственной политики в сфере инноваций является соотношение прямых и косвенных методов стимулирования, которое определяется экономической ситуацией в стране и избранной концепцией государственного регулирования, спецификой национального уклада экономики и национальными традициями. Оценивая степень использования в России инструментов прямого и косвенного стимулирования инновационной деятельности с 2000 по 2011 гг., заметим, что первоначальный акцент на прямые методы и инструменты государственного стимулирования был перенесен на расширение числа мер, направленных на реализацию косвенных методов (налогового, страхового и таможенного), усилившихся в кризисный и посткризисный период. Именно в период после 2008 года были приняты большинство изменений в подзаконных актах, регулирующих порядок применения инструментов косвенного стимулирования инновационной деятельности.

Однако согласимся с большинством исследователей, которые сходятся к мнению о сохраняющемся преобладании инструментов прямого стимулирования инноваций, оказывающих более сильное влияние на результативность осуществляемой в стране инновационной деятельности [10, С. 13; 11, С. 27]. Более того, ряд авторов указывает на преобладание именно бюджетного стимулирования всех форм научной и инновационной деятельности и инновационной инфраструктуры [5, С. 137]. Данный факт подтверждается значениями β-коэффициентов, используемых в статистических расчетах в качестве индикаторов степени влияния факторов (в данном случае расходов государства на финансирование инструментов стимулирования) на результативный показатель (объем производства инновационной продукции и услуг российскими предприятиями) – 0,91 и 0,28 соответственно (рисунок 4).

Сравнение влияния методов и инструментов прямого и косвенного стимулирования на результативность инновационной деятельности
Рис. 4 Сравнение влияния методов и инструментов прямого и косвенного стимулирования на результативность инновационной деятельности, млн. руб.
Примечание: составлено автором

Дальнейшее развитие стимулировании инновационной деятельности в России должно опираться на оценку эффективности тех инструментов, которые получили наибольшее распространение в практике государственного регулирования и оказывают первостепенное влияние на результативность инновационной деятельности, осуществляться в направлении развития доказавших свою эффективность инструментов и применения новых эффективных инструментов стимулирования.

Список литературы:

  1. Ашмарин В.В. Государственные рычаги формирования и повышения эффективности инновационной экономики [Эл. ресурс] / В.В. Ашмарин, Ю.С. Сизова // Режим доступа : sdo.rea.ru/cde/conference/, свободный : (11.03.2013 г.). – Загл. с экрана.
  2. Бондаренко Н.Е. Государственное управление инновационными процессами / Н.Е. Бондаренко // Вестник ТГУ. – 2009. – №5(73). – С. 195-201.
  3. Галансков Е.В. Некоторые аспекты совершенствования государственного финансового контроля региональных целевых программ [Текст] / Е.В. Галансков // Региональные проблемы. – 2009. – № 12. – С. 99-102.
  4. Гарипова Г.Р. Методические аспекты оценки эффективности управленческих инноваций / Г.Р. Гарипова // Вестник казанского технологического университета. – 2010. – №1. – С. 324-329.
  5. Индикаторы инновационной деятельности: 2012 [Эл. ресурс] // Режим доступа : www.hse.ru/primarydata/2012, свободный : (20.03.2015 г.). – Загл. с экрана.
  6. Киселев В.Н. Инновационные ваучеры – новый инструмент поддержки инновационной деятельности [Эл. ресурс] / В.Н. Киселев, М.И.  Яковлева // Инновации. – 2012. – №4. – Режим доступа : http://transfer.eltech.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/50c97483b6eb6ec744257a51002376d1?Open Document, свободный : (20.05.2015 г.) – Загл. с экрана.
  7. Литвинова А.В., Парфенова, М.В. Роль и проблемы налогового стимулирования в реализации стратегии инновационного развития России // Инновационный вестник Регион (ИнВестРегион). – 2013. – № 2. – С. 56-60.
  8. Литвинова А.В., Парфенова, М.В. Финансово-экономические аспекты повышения эффективности государственной инновационной политики Волгоградской области // Terra economicus. – 2012. – Т. 10, № 1, ч. 2. – С. 91-94
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации [Эл. ресурс] : часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://base.consultant.ru, свободный : (15.04.2013 г.). – Загл. с экрана.
  10. Полтавский П.А. Институциональный подход к государственному регулированию деятельности в инновационной сфере [Текст] / П.А. Полтавский // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 5 (186). Экономика. Вып. 25. – С. 13-17.
  11. Парфенова М.В. Принципы государственной формы стимулирования инновационной деятельности // Экономика. Инновации. Управление качеством. – 2013.
  12. Федеральные целевые программы России [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://www.programs-gov.ru/, свободный : (15.03.2015 г.). – Загл. с экрана.
  13. Федеральный бюджет [Эл. ресурс] // Режим доступа : http://www1.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/, свободный : (15.02.2015 г.). – Загл. с экрана.

References:

  1. Ashmarin V.V. State arms formation and increase the efficiency of the innovation economy [Gosudarstvennye rychagi formirovanija i povyshenija jeffektivnosti innovacionnoj jekonomiki]. Access: sdo.rea.ru/cde/conference/, free (of 03.11.2013). Caps. from the screen.
  2. Bondarenko N.E. State management of innovative processes [Gosudarstvennoe upravlenie innovacionnymi processami]. Vestnik TSU. 2009. №5 (73). pp. 195-201.
  3. Galanskov E.V. Some aspects of improving public financial control regional programs [Nekotorye aspekty sovershenstvovanija gosudarstvennogo finansovogo kontrolja regional’nyh celevyh programm]. Regional problems.  2009.  № 12. pp. 99-102.
  4. Garipova G.R. Methodological aspects of evaluating the effectiveness of management innovations [Metodicheskie aspekty ocenki jeffektivnosti upravlencheskih innovacij]. Vestnik of the Kazan Technological University.  2010.  №1. pp. 324-329.
  5. Indicators of innovation activity. 2012 [Indikatory innovacionnoj dejatel’nosti. 2012]. Access: www.hse.ru/primarydata/2012, free (of 03.20.2015).  Caps. from the screen.
  6. Kiselev V.N. Innovation Vouchers  a new tool to support innovation [nnovacionnye vauchery novyj instrument podderzhki innovacionnoj dejatel’nosti]. Innovations. 2012. №4. Access mode :http://transfer.eltech.ru/innov/archive.nsf/0d592545e5d69ff3c32568fe00319ec1/50c97483b6eb6ec744257a51002376d1?Open Document, free. (05/20/2015)  The Caps. from the screen.
  7. Litvinova A.V., Parfenova, M.V.  The role of tax incentives and challenges in implementing the strategy of innovative development of Russia [Rol’ i problemy nalogovogo stimulirovanija v realizacii strategii innovacionnogo razvitija Rossii]. Innovation Gazette Region (InVestRegion). 2013.  № 2. pp. 56-60.
  8. Litvinova A.V., Parfenova, M.V.  Financial and economic aspects of increase of efficiency of state innovation policy of the Volgograd region [Finansovo-jekonomicheskie aspekty povyshenija jeffektivnosti gosudarstvennoj innovacionnoj politiki Volgogradskoj oblasti]. Terra economicus. 2012.  V. 10, number 1, ch. 2. pp. 91-94
  9. The Tax Code of the Russian Federation the first part of 31.07.1998, № 146-FZ and the second part of 05.08.2000, № 117-FZ [Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii chast’ pervaja ot 31.07.1998 g. № 146-FZ i chast’ vtoraja ot 05.08.2000 g. № 117-FZ]. Access: http://base.consultant.ru, free (of 04.15.2013).  Caps. from the screen.
  10. Poltavskij P.A.  The institutional approach to state regulation of activities in the sphere of innovation [Institucional’nyj podhod k gosudarstvennomu regulirovaniju dejatel’nosti v innovacionnoj sfere]. Herald of Chelyabinsk State University. 2010.  № 5 (186). The Economy. Vol. 25. pp. 13-17.
  11. Parfenova M.V.  The principles of state-stimulating innovation [Principy gosudarstvennoj formy stimulirovanija innovacionnoj dejatel’nosti]. Economy. Innovation. Quality control. 2013.
  12. Federal Target Program of Russia [Federal’nye celevye programmy Rossii]. Access: http://www.programs-gov.ru/, free (of 03.15.2015). Caps. from the screen.
  13. Federal budget [Federal’nyj bjudzhet]. Access: http://www1.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/, free (of 02.15.2015).  Caps. from the screen.

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *