Главная страница » Публикации » №2 (42) » Региональная инновационная система как инструментарий модернизации промышленности Арктической зоны Российской Федерации

Региональная инновационная система как инструментарий модернизации промышленности Арктической зоны Российской Федерации

Regional innovation system as a tool of industrial modernization of the Russian Arctic

Авторы

Цукерман Вячеслав Александрович
зав. отделом промышленной и инновационной политики, кандидат технических наук, старший научный сотрудник по специальности «Обогащение полезных ископаемых»
Россия, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН
tsukerman@iep.kolasc.net.ru
Козлов Алексей Анатольевич
научный сотрудник отдела промышленной и инновационной политики
Россия, Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН
kinemur@mail.ru

Аннотация

Рассмотрены вопросы, связанные с созданием и развитием региональных инновационных систем (РИС) в качестве инструментария модернизации промышленности на примере Арктической зоны Российской Федерации, основу которой составляют минерально-сырьевые комплексы. РИС представляет собой организационно-экономический механизм постиндустриального хозяйства, ориентированный на повышение конкурентоспособности экономики региона. Рассмотрены предложения по функционированию РИС с учетом опыта развитых стран.

Ключевые слова

промышленные предприятия, инновационное развитие, региональная инновационная система, Арктика.

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке РФФИ, проект 15-06-06827 «Научные основы комплексного инновационного промышленного развития регионов Арктики минерально-сырьевой направленности»

Рекомендуемая ссылка

Цукерман Вячеслав Александрович , Козлов Алексей Анатольевич

Региональная инновационная система как инструментарий модернизации промышленности Арктической зоны Российской Федерации// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (42). Номер статьи: 4207. Дата публикации: 13.04.2015. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4207/

Authors

Cukerman Vjacheslav Aleksandrovich
Head. Department of Industrial and Innovation Policy, Ph.D., Senior Research Associate in "Mineral"
Russia, Institute of Economic Problems. GP Luzin KSC RAS
tsukerman@iep.kolasc.net.ru
Kozlov Aleksej Anatol'evich
Researcher at the Department of Industrial and Innovation Policy
Russia, Institute of Economic Problems. GP Luzin KSC RAS
kinemur@mail.ru

Abstract

The problems associated with the creation and development of regional innovation systems (RIS) as a tool of industrial upgrading the example of the Russian Arctic, which is based on mineral complex. RIS is an organizational-economic mechanism of post-industrial economy, focused on improving the competitiveness of the regional economy. Consider proposals for the operation of RIS on the experience of developed countries.

Keywords

industry, innovation development, regional innovation system, Arctic.

Project finance

The study was supported by RFBR project 15.06-06827 "Scientific bases of complex innovative industrial development of the regions of the Arctic mineral resources orientation"

Suggested Citation

Cukerman Vjacheslav Aleksandrovich , Kozlov Aleksej Anatol'evich

Regional innovation system as a tool of industrial modernization of the Russian Arctic// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (42). Art. #4207. Date issued: 13.04.2015. Available at: https://eee-region.ru/article/4207/ 

Print Friendly, PDF & Email

В связи со сложной политической и экономической обстановкой, сложившейся в стране, существенно возросло значение промышленности Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), основу которой составляет минерально-сырьевой комплекс (МСК).

Разработка и реализация инновационных технологий в области разведки, добычи и глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов Арктики — реальная основа инновационного прорыва в новое качество всех смежных и вспомогательных отраслей.

Следует отметить, что в ряде научных работ и правительственных постановлений противопоставляется минерально-ресурсный и инновационный путь развития, что, по мнению авторов, не соответствует действительности. Именно МСК должен быть связан с производством высокотехнологичной продукции. Так, для повышения эффективности использования минеральных ресурсов принципиально важно следовать принципу максимального извлечения сырья с применением новейших природосберегающих технологий. Инновационная модернизация промышленности МСК должна быть не менее наукоемкой, чем передовые отрасли промышленности страны [1].

МСК АЗРФ располагает необходимым инновационным потенциалом для становления реальным центром генерации технологических преобразований, что является важнейшей целью стратегического развития горнодобывающей отрасли и экономики страны [2].

Изменение динамики индекса промышленного производства, основанного на добыче и переработке минеральных ресурсов в регионах Арктики, непосредственно влияет на экономические показатели страны.

Экономический рост РФ в последнее десятилетие основывался на опережающей роли доходов от минерально-сырьевого экспорта, который обеспечивался благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. При этом рост экспорта опережал промышленное производство, а объемы вложений в НИОКР значительно отставали от объемов соответствующих затрат зарубежных минерально-сырьевых  компаний.

Существует ряд реальных предпосылок для модернизации промышленности МСК АЗРФ, в т.ч.: многогранный научно-технический и образовательный потенциал, обеспечение разнообразными природными ресурсами, геополитическое положение и др.

Следует сосредоточить внимание на становлении ключевых направлений промышленного развития МСК, для чего необходима целенаправленная государственная научно-техническая и инновационная политика, главной задачей которой является рациональное комплексное освоение минерально-сырьевого потенциала.

Модернизация промышленности МСК АЗРФ предполагает определение контуров и основных параметров, а также обоснование места и роли территориального сообщества и его участников как субъектов инновационной политики. На первый план выдвигается задача создания государством общих условий и среды, которые способствуют привлечению частного капитала в создание наукоемкой продукции промышленности МСК.

Требуется разработка новых систем и механизмов управления развитием функционирующих промышленных комплексов. В качестве инструментария реализации политики модернизации промышленности МСК АЗРФ, направленной на повышение инновационной составляющей конкурентоспособности региональных экономик, предлагается создание и развитие региональных инновационных систем (РИС).

Показано, что РИС обладает свойствами, обусловленными ее институциональной спецификой, и представляет собой организационно-экономический механизм и социальный институт постиндустриального хозяйства, ориентирующий исследования и разработки на повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона, а также является совокупностью учреждений и организаций, расположенных на территории региона, осуществляющих научно-образовательную, научно-техническую, инновационную деятельность и трансфер технологий в соответствии с законами РФ [3].

Основные тенденции деятельности государства в инновационной сфере развитых стран привели к формированию универсальных, проверенный мировой практикой и доказавших свою эффективность рекомендаций в отношении содержания и основных задач государственной поддержки инновационной деятельности и модернизации промышленных предприятий.

Этот опыт и рекомендации могут быть с успехом использованы для модернизации промышленности МСК АЗРФ, народнохозяйственный эффект от которой не ограничивается повышением конкурентоспособности предприятий промышленности. В процессе развития создаются предпосылки для дальнейшей структурной перестройки экономики. В этом плане целью формирования РИС является создание экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции и технологий в интересах реализации стратегических приоритетов региона.

Выявление объективных предпосылок для формирования РИС может быть проведено лишь на основе комплексного анализа в конкретном регионе с учетом сложившейся отраслевой структуры экономики, уровня промышленного развития МСК АЗРФ, наукоемкости продукции, степени научного обеспечения инновационных разработок и др. В то же время необходимо отметить, что мировой опыт свидетельствует о формировании и развитии РИС, как правило, в крупных территориальных образованиях.

В теории управления выделяют два типа региональных инновационных систем:

  • институциональные РИС, основу которых составляют государственные центры генерации новых знаний и институты;
  • предпринимательские РИС, основу которых составляют предприятия малого и среднего бизнеса, в которых продукт проходит основные этапы инновационного процесса.

Можно утверждать, что на региональном уровне необходимы институциональные изменения в государственном регулировании инновационных процессов, уточнение функций и полномочий исполнительной власти и контролирующих организаций в экономической сфере. Должны быть созданы специальные формы поддержки инновационного бизнеса [4].

Вследствие разнообразности потенциала и особенностей развития промышленного сектора АЗРФ различаются и инструменты управления РИС для каждого региона. Так, для регионов с наименьшим инновационным развитием наиболее эффективно применение административных механизмов, таких как государственная помощь организационного характера и прямые методы регулирования инновационной деятельности. Для инновационно развитых регионов необходимо шире использовать стимулирующие механизмы. При этом инновационная активность региона должна сочетаться с развитым промышленно-производственным комплексом, что позволит не только производить инновационный продукт, но и выходить с ним на новые рынки. Это может способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов и снижению потребности в импорте инновационных технологий.

Политика в области развития инновационной деятельности реализуется путем создания благоприятной экономической и правовой среды в отношении формирования инфраструктуры РИС.

Инновационная инфраструктура является системой взаимосвязанных организаций, субъектов инновационной деятельности. Ядром этой системы являются научно-исследовательские институты и университеты, в которых на основе фундаментальных и прикладных исследований создаются востребованные на рынке инновационные продукты и услуги. Другие элементы системы могут осуществлять продвижение новой продукции и оказывать производственно-технологические, финансовые, информационные, кадровые, консалтинговые услуги.

Управление РИС должно быть направлено на тиражирование эффективно функционирующих объектов инфраструктуры, создание и развнтие ее недостающих элементов.

На территории АЗРФ имеются некоторые структуры, в задачи которых входит развитие инновационной деятельности, но инновационные системы как таковые отсутствуют, что является результатом не только качества институтов управления и регулирования реального сектора экономики органами государственной власти, но и недостаточной эффективности научного сообщества и бизнеса в сфере внедрения инноваций. Также отсутствуют четко работающие механизмы предоставления научными организациями собственных разработок потенциальным инвесторам. В тоже время представители бизнеса склонны заниматься менее рискованной деятельностью [5].

Одной из основных проблем формирования РИС является работа инфраструктурных элементов практически в автономном режиме, без постоянной, тесной взаимосвязи с промышленностью МСК. Данные элементы функционируют либо за счёт частной инициативы, либо за счёт ресурсов, выделяемых государством или органами местного самоуправления, и мало связаны друг с другом.

Образовательные учреждения АЗРФ недостаточно активно, по мнению авторов, используют возможности создания малых инновационных предприятий, чьей целью является обеспечение реального внедрения созданных за счет бюджетных средств результатов научно-технической деятельности.

Остро стоит вопрос финансирования инновационных проектов для модернизации промышленности. В связи с этим можно рекомендовать использовать опыт западной системы венчурного кредитования в виде специального внебюджетного фонда и системы страхования рисков, связанных с инновационными проектами.

Также необходимо использовать и расширять опыт применения промышленного сервиса на предприятиях горнодобывающего комплекса [6].

Для обеспечения модернизации промышленности МСК необходима существенная перестройка организационной структуры управления, что потребует вовлечения руководителей всех звеньев в инновационную деяятельность. Однако до сих пор не сформирована эффективно функционирующая система переподготовки кадров для работы в сфере инновационного развития. К решению подобной проблемы целесообразно привлечь и научные коллективы. В дальнейшей перспективе для управленческих кадров наиболее эффективным представляется создание сети региональных центров (институтов повышения квалификации) на базе отраслевых вузов [7].

Для решения рассмотренных проблем необходимо формирование и совершенствование РИС с учетом опыта инновационно-развитых стран. Это позволит провести эффективную модернизацию промышленности минерально-сырьевого комплекса.

Список литературы:

  1. Цукерман В.А. Концептуальные основы инновационного промышленного развития Севера и Арктики // Север и рынок: Формирование экономического порядка. 2012. — № 3. – С. 139-143.
  2. Березиков С.А., Цукерман В.А. Технологическая структура экономики и се влияние на конкурентоспособность северных регионов России минерально-сырьевой направленности // Горный журнал. 2012. — № 9. — С. 63-66.
  3. Инновационная экономика: Энциклопедический словарь-справочник / Комков Н.И., Селин В.С., Цукерман В.А. Науч. рук. Ивантер В.В., Суслов В.И.; ИНП РАН. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 544 с.
  4. Развитие экономического потенциала северных регионов России / под ред. Селина В.С., Павлова К.В., Башмаковой Е.П./ – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2011. – 201 с.
  5. Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М., Цукерман В.А. Инновационные векторы экономического роста северных регионов: возможности, оценки, прогнозы. – Апатиты: Изд. Кольского научного центра РАН, 2013. – 199 с.
  6. Иванова Л.В., Козлов А.А. и Цукерман В.А. Организация промышленного сервиса на горном производстве: российский и зарубежный опыт // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2014. — № 12. — С. 279-284.
  7. Тенденции и особенности инновационной индустриализации в северных регионах России / Коллектив авторов; под науч. ред. Селина В.С., Цукермана В.А. – Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 162 с.

References:

  1. Cukerman V.A. Conceptual bases of innovative industrial development of the North and the Arctic [Konceptual’nye osnovy innovacionnogo promyshlennogo razvitija Severa i Arktiki]. North and market, the formation of economic order, 2012, No 3, pp. 139-143.
  2. Berezikov S.A., Cukerman V.A. The technological structure of the economy and its impact on the competitiveness of the northern regions of Russia mineral resource orientation [Tehnologicheskaja struktura jekonomiki i se vlijanie na konkurentosposobnost’ severnyh regionov Rossii mineral’no-syr’evoj napravlennosti]. Mining Journal, 2012, No 9, pp. 63-66.
  3. Innovative Economy. Encyclopedic Dictionary Directory [Innovacionnaja jekonomika. Jenciklopedicheskij slovar’-spravochnik]. Moscow. Publ. MAKS Press, 2012, 544 p.
  4. Development of the economic potential of the northern regions of Russia [Razvitie jekonomicheskogo potenciala severnyh regionov Rossii]. Apatity. Publ. Kola Science Centre, 2011, 201 p.
  5. Gorid’ko N.P., Nizhegorodcev R.M., Cukerman V.A. Innovation vectors of economic growth of the northern regions, potentialities, evaluations, forecasts [Innovacionnye vektory jekonomicheskogo rosta severnyh regionov: vozmozhnosti, ocenki, prognozy]. patity. Publ. Kola Science Centre of  RAS, 2013. 199 p.
  6. Ivanova L.V., Kozlov A.A. i Cukerman V.A. Organization of industrial services for mining industry, Russian and foreign experience [Organizacija promyshlennogo servisa na gornom proizvodstve, rossijskij i zarubezhnyj opyt]. Mountain information-analytical bulletin, 2014, No 12, pp. 279-284.
  7. Tendencies and peculiarities of innovative industrialization in the Northern regions of the Russian Federation [Tendencii i osobennosti innovacionnoj industrializacii v severnyh regionah Rossii]. Apatity Publ. KSC RAS, 2014.  162 p.

Еще в рубриках

Экономика инноваций

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *