Главная страница » Публикации » №2 (42) » Модернизация местного самоуправления: приоритетные направления

Модернизация местного самоуправления: приоритетные направления

Modernization of local government: priorities directions

Авторы

Татаркин Александр Иванович
академик РАН, д.э.н., профессор, директор Института экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
tatarkin_ai@mail.ru
Новикова Ксения Александровна
соискатель ученой степени кандидата экономических наук, помощник директора Института экономики Уральского отделения Российской академии наук
Россия, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
ksenija2011@yandex.ru

Аннотация

В статье рассмотрены условия для устойчивого развития территорий, роль общественности в развитии территории. Дано определение понятия «потенциал территории», в частности предложен вариант определения социально-экономического потенциала. Конкурентные преимущества территории, благодаря которым территория получает определенные преференции, также обозначены в данной статье. Рассмотрены вопросы инвестирования и селективного управления экономикой территории.

Ключевые слова

Потенциал территории, инновации, рейтинг, научный потенциал, интеллектуальный потенциал, стратегический план, экономика знаний, селективная модель управления, конкурентные преимущества.

Рекомендуемая ссылка

Татаркин Александр Иванович , Новикова Ксения Александровна

Модернизация местного самоуправления: приоритетные направления// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (42). Номер статьи: 4206. Дата публикации: 13.04.2015. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4206/

Authors

Tatarkin Aleksandr Ivanovich
Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
Russia, Ural Branch of the Institute of Economics Russian Academy of Sciences
tatarkin_ai@mail.ru
Novikova Ksenija Aleksandrovna
candidates for a degree of Candidate of Economic Sciences, Assistant Director of the Institute of Economics of the Urals Branch of the Russian Academy of Sciences
Russia, Ural Branch of the Institute of Economics Russian Academy of Sciences
ksenija2011@yandex.ru

Abstract

Conditions for sustainable territory development, the role of population in territory development are reviewed in this article. It was done the definition of “territory potential” and the variant of the term of socio-economic territory potential was done too. Competitive territory advantages, by which territory receive specific preferences, are indicated also in this article. Questions of investment and select management of territory economics are considered.

Keywords

territory potential, innovations, rating, science potential, intellect potential, strategic plan, knowledge-economy, select management model, competitive advantages.

Suggested Citation

Tatarkin Aleksandr Ivanovich , Novikova Ksenija Aleksandrovna

Modernization of local government: priorities directions// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (42). Art. #4206. Date issued: 13.04.2015. Available at: https://eee-region.ru/article/4206/ 

Print Friendly, PDF & Email

Поскольку в настоящее время «центром внимания» большинства экономических реформ в стране (в том числе создание информационного общества, формирование инновационного пространства, внедрение экономики знаний) смещается на уровень регионов и территорий. В этих условиях представляется целесообразным использовать обновленные подходы к использованию принципов и механизмов согласования инновационной политики федерального центра и регионов (территорий), определению сущности и содержания процессов инновационного развития хозяйствующих субъектов, разработке критериев оценки эффективности различных стратегических направлений развития экономики территорий.

Анализ различных теоретико-методологических подходов к оценке сущности и содержания понятия «потенциал инновационного развития территорий» позволяет определить его как: 1) совокупность природно-географических, финансово-экономических, социально-психологических, политических, научно-образовательных факторов и предпосылок создания, совершенствования и использования инноваций на определенной территории; 2) готовность бизнес-сообщества и самой территории (в лице территориальных органов управления) внедрять передовые разработки, инновационные продукты, услуги, технологии; 3) способность воспринимать и гибко реагировать на все изменения внутренней и внешней среды, оперативно адаптируясь к новым условиям хозяйствования [1].

Но и население должно участвовать в развитии своей территории посредством выражения своего мнения, голосования, наказа органам местного самоуправления. Потребности населения влияют на развитие территории. Необходимо выявлять те потребности, в которых наиболее всего нуждается население, развивать их, тем самым повышая уровень жизни населения, следовательно, и уровень развития территории.

Любая территория (субъект, регион, муниципалитет) имеет определенный потенциал своего развития, оценив который, можно определить уровень развития территории, определить насколько  нуждается территория в дополнительном финансировании для обеспечения достойного качества жизни своего населения.

Термин «потенциал» применяется для обозначения средств, запасов и источников, имеющихся в наличии и могущих быть использованными для достижения одобренной цели, решения частной задачи, а также уникальных возможностей отдельного субъекта экономических отношений в какой-либо области [3. С.33]. Требуется постоянный мониторинг ситуации в экономике и социальной сфере каждого региона, комплексной объективной оценки имеющихся ресурсов, обоснования наиболее рационального выбора траектории и механизмов развития конкретной территории. Потенциал развития территории, с одной стороны, может представлять собой ресурсный, производственный, трудовой, интеллектуальный. А с другой, все перечисленное – элементы (части) социально-экономического потенциала. Под социально-экономическим потенциалом территории традиционно понимается совокупность всех имеющихся в ее границах ресурсов (средств, запасов, источников) – материальных и духовных, природных и человеческих, как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех, которые могут быть использованы для наращивания экономических возможностей, установления и укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня и качества жизни населения данной территории [4.С.8].

В условиях дальнейшей трансформации российской экономики становится все более востребованным переход к инновационному развитию. Но уже сегодня существует объективная потребность в инновационной “наполненности” привлекаемых инвестиций. В создании конкурентного преимущества региона немаловажное значение имеют научные знания, образование  и как факторы развития производства, и как факторы формирования инновационного потенциала региона [5.С.10].

Муниципальные образования аккумулируют все имеющиеся ресурсы для наиболее эффективного их использования с целью создания благоприятных условия для жизни населения и развития бизнеса. Выгодное географическое положение, ресурсообеспеченность, производство, инвестиционная привлекательность, человеческий потенциал, инновационная деятельность, — все это обуславливает конкурентные преимущества территории. Но не каждая территория обладает всем набором ресурсов для развития. Потребности территории выступают так называемой мобилизационной базой для обеспечения системного развития территории, наращивая потенциал территории. Чем выше потенциал развития территории, тем выше способность территории конкурировать на общей арене развития территорий страны.

Конкурентные преимущества территории формируются, прежде всего, путем выявления имеющихся ресурсов (производственных, трудовых). Далее необходимо исследователь те области социально-экономического развития территории, которые в меньшей степени задействованы в улучшении положения территории из-за финансовой ограниченности, недостатка квалифицированных кадров и т.д. Поэтому необходимо инвестирование именно в те сферы, где наблюдается «провал» в развитии. Тем самым реализуется  возможность наращивать потенциал территории, в том числе и создавать новые рабочие места, осваивать производственные процессы, направлять экономику по пути развития «экономики знаний». В своем развитии территория призвана опираться как на уже созданные условия, так и на инновационные процессы, что позволяет  занимать ведущие места в рейтингах и становиться локомотивом развития экономики.

Развитие интеллектуального потенциала населения должно быть приоритетной национальной программой страны. Развитие творческих способностей молодежи, развитие системы образования, стимулирование исследовательской деятельности, повышение доли работников умственного труда — должно стать приоритетом государственной политики.

Регулирование инновационных процессов на федеральном уровне в России происходит на базе инновационных прогнозов, стратегий, программ, проектов, мероприятий поддержки инновационной деятельности. На основании инновационной стратегии Правительство РФ разрабатывает государственную инновационную программу, которая является составной частью программы социально экономического развития РФ на среднесрочный период. Государственная инновационная программа включает в себя: федеральные целевые инновационные программы по важнейшим базисным инновациям, крупные инновационные проекты, федеральные программы поддержки инновационной деятельности, развития инновационной инфраструктуры. Органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают региональные и межрегиональные инновационные программы. Органы местного самоуправления разрабатывают комплексную программу развития инновационной деятельности с учетом своих полномочий и финансовых возможностей [2.С.180].

Однако, конкурентный рынок может и должен рассматриваться как необходимое, но отнюдь не основное условие для устойчивого и гармоничного развития экономики и общественного благополучия. Конкурентный рынок в оценках большинства специалистов рассматривается лишь как наиболее благоприятная среда, которая может обеспечить, а может и не обеспечить успешное развитие и общественное процветание. Только многообразие форм собственности и многоукладность экономики при централизованном плановом регулировании приоритетных для общества направлений развития, с подключением наиболее эффективных и результативных источников и институтов, могут  обеспечить устойчивое и гармоничное функционирование всего общества [6.С.19].

Необходимо вовремя выявлять новые потребности территории, их угрозы для устойчивого развития, а также возможности их удовлетворения в условиях  финансовой ограниченности. Четкая реакция органов власти г. Екатеринбурга на предложения сочетать плановые методы регулирования экономики с возможностями городского сообщества оказывать содействие в удовлетворении территориальных потребностей позволит приблизить развитие территории к потребностям населения.

Развитие территории в настоящее время призвано все больше ориентироваться на потребности не только самой территории, но и потребностей проживающего населения. Повышение уровня доходов населения, инвестиции в образование и инфраструктуру расширяют возможности для развития отдельного индивида и всего населения в целом. При рассмотрении вопросов инвестирования в тот или иной сектор социально-экономического развития, важно ранжировать приоритеты по их привлекательности для инвестирования и роста благосостояния. Необходимо развивать данный сектор, а затем на полученный от его развития  доход, распределять средства на развитие самого сектора и сопряженных сфер социально-экономического развития территории. В этом плане селективная модель управления экономикой благоприятна в условиях современной трансформационной российской экономики для удовлетворения потребностей территорий, для их развития и повышения  конкурентоспособности территорий России. Переход на селективное управление экономическими процессами позволит развиваться территории в целом, как единой социально-экономической системе, что в свою очередь приведет к повышенному уровню и качеству жизни населения данной территории.

Список литературы:

  1. Барлыбаева Ф.Б. Потенциал инновационного развития территории: методика исследования и направления эффективной реализации // Управление экономическими системами – Электронный ресурс (http://www.uecs.ru/logistika/item/384-2011-04-04-09-03-17 Дата обращения — 29.05.2013).
  2. Попов  О.В., Цукублина Н.Н.  Инновационные стратегии, как элемент стратегического плана развития территории. проблемы и задачи при построении стратегических программ развития инновационного потенциала на территории. — Известия томского политехнического университета. 2005. т. 308. № 1. с.179-184.
  3. Савруков А.Н. Методика оценки потенциала ипотечного жилищного кредитования в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №8. С. 33-43.
  4. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления. / Под ред. чл.-корр. РАН А.И. Татаркина. Екатеринбург: УрО РАН , 1997. 379 с.
  5.  Шайдаров К.Я. Определение стратегических преимуществ региона в процессе трансформации российской экономики // Экономические науки. 2009. № 7(56). С. 7-10.
  6. Татаркин А.И. Регулирующий потенциал существующих моделей социально-экономического развития.- «Журнал экономической теории».2014.№2.С.7-20.

References

  1. Barlybaeva F.B. The potential of innovative development of the territory: methodology and research towards effective implementation of [Potencial innovacionnogo razvitija territorii: metodika issledovanija i napravlenija jeffektivnoj realizacii]. Management of economic systems (http://www.uecs.ru/logistika/item/384-2011-04-04-09-03-17 Date of treatment — 29/05/2013).
  2. Popov  O.V., Cukublina N.N. Innovative strategies, as part of a strategic plan for development of the area. challenges in the construction of strategic development of innovative potential of the territory [Innovacionnye strategii, kak jelement strategicheskogo plana razvitija territorii. problemy i zadachi pri postroenii strategicheskih programm razvitija innovacionnogo potenciala na territorii]. The Tomsk Polytechnic University. 2005 m. 308. № 1. pp.179-184.
  3. Savrukov A.N. Methods of assessing the potential of mortgage lending in the region [Metodika ocenki potenciala ipotechnogo zhilishhnogo kreditovanija v regione]. Regional economy. theory and practice. 2012. №8. pp. 33-43.
  4. Socio-economic potential of the region, the problem of assessing, use and management [Social’no-jekonomicheskij potencial regiona, problemy ocenki, ispol’zovanija i upravlenija]. Ekaterinburg, Ural Branch of Russian Academy of Sciences, 1997. 379 p.
  5. Shajdarov K.Ja. Identifying strategic advantages of the region in the process of transformation of the Russian economy [predelenie strategicheskih preimushhestv regiona v processe transformacii rossijskoj jekonomiki]. Economics. 2009. № 7 (56). pp. 7-10.
  6. Tatarkin A.I. Regulatory capacity of the existing models of social and economic development [Regulirujushhij potencial sushhestvujushhih modelej social’no-jekonomicheskogo razvitija]. Journal of Economic Theory. 2014. №2. pp.7-20. 

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *