Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (42), 2015

Особенности финансового механизма кластерного развития энергоэффективных проектов региона

The financial mechanism of clustered development of energy efficient project in the region

Авторы


доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита
Республика Мордовия, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
levchaevpa@yandex.ru

Аннотация

С позиции приоритетов энергоэффективности в контексте стратегических направлений развития науки, технологии и техники России, исследуются структура и особенности функционирования финансового механизма кластерного развития энергоэффективных проектов Республики Мордовии. Рассмотрены особенности финансирования и направления расходования средств кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением», субсидиарная поддержка и нормативно-правовое регулирование деятельности.

Ключевые слова

Энергоэффективность, финансирование, программа, регион.

Рекомендуемая ссылка
Левчаев Петр Александрович
Особенности финансового механизма кластерного развития энергоэффективных проектов региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (42). Номер статьи: 4202. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4202/
Authors

Levchaev Petr Aleksandrovich
doctor of Economics, professor of the Department of finances and credit
Republic of Mordovia, Mordovia State University N.P. Ogareva
levchaevpa@yandex.ru

Abstract

In the article investigated structure and specific financial mechanism of clustered development of energy efficient project in the region Mordovia as priority of strategic directions of science Russia. The author analyses of financing and used budget, subsiding, legal framework of cluster Energy efficient lighting and intellectual system of control lighting.

Keywords

saving energies, process of financing, program, region.

Suggested Citation
Levchaev Petr Aleksandrovich
The financial mechanism of clustered development of energy efficient project in the region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (42). Art. #4202. Date issued: 2015-04-13. Available at: http://eee-region.ru/article/4202/

Print Friendly, PDF & Email

Проблемы энергосбережения и энергоэффективности сегодня являются одними из определяющих для развития территорий и конкурентоспособности экономических субъектов. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что энергоемкость российской экономики существенно превышает среднемировые показатели (по оценкам экспертов примерно в 3 раза больше, чем в передовых экономических странах), что в свою очередь негативным образом отражается на конкурентоспособности отечественных  товаров, а также   на структуре всей экономики, преобладающих и перспективных ее укладах.

Целесообразность своевременного и комплексного решения проблемы эффективного функционирования финансового механизма кластерного развития энергоэффективных проектов регионов, сегодня определяется требованием всестороннего повышения конкурентоспособности отечественной экономики и  товаропроизводителей. Поэтому, энергоэффективность и энергосбережение являются существенным резервом роста российской экономики [1]. Согласно мировой практике, государственное регулирование призвано создавать и стимулировать условия для развития цивилизованных экономических отношений посредством различных стимулов, льгот для реализации проектов имеющих важное значение для национальной экономики.

В соответствии с определяющий стратегию энергосбережения России Федеральной целевой Программой энергоэффективной экономики и утвержденными Президентом Основами политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу определены приоритетные направления развития науки, технологии и техники. К ним относятся:

  • энергосберегающие технологии;
  • энергоэффективность;
  • электроника.

Набор так называемых критических технологий требует внедрения и соответствующих научных разработок, новейших решений для обновления технологического парка России. Таким образом, успешное развитие экономики России связано во многом с эффективным использования энергетических ресурсов и формированием энергоэффективного базиса, каркаса национальной экономической системы органично встроенного в современные технологические уклады мировой экономики.

В основе территориально-отраслевой структуризации регионов лежит экономическая эффективность интеграционных производственно-хозяйственных связей экономических субъектов для наиболее полной реализации совместного экономического потенциала. Современной формой оптимизации производственно-экономических интересов хозяйствующих субъектов и других участников экономических отношений является кластер, представляющий собой относительно самостоятельную экономическую единицу, сгруппированную из взаимосвязанных компаний на той или иной территории, характеризующуюся определенными свойствами.  Подобная организация совместной деятельности поставщиков продукции и услуг, институтов инфраструктуры позволяет усилить конкурентные преимущества участников проекта.

Характерно, что присущий данной организационно-территориальной форме характер комплексности позволяет реализовать соответствующие базовые принципы, определяющие интеграционные процессы на всех уровнях управления. Речь идет о таких принципах: 1) системность, что предполагает взаимосвязь элементов и компонентов входящих в комплекс структурных единиц, а также достижение эффекта синергии; 2) взаимосвязь и последовательность реализации важнейших управленческих функций – координацию, планирование, анализ, контроль, регулирование; 3) полнота и адекватность взаимосвязи структурных частей комплекса в выбранном стратегическом направлении развития.

С целью более полного анализа и осознания проблемы функционирования финансового механизма кластерного развития энергоэффективных проектов региона, последующего эффективного ее решения необходимо задействование адекватного научного инструментария. В этой связи, одним из современных апробированных методов комплексного решения различных финансово-экономических задач, служит программно-целевой метод планирования, заключающийся в целевой ориентации деятельности экономических субъектов и соответствующим запланированным ресурсным обеспечением, выражающийся логической последовательностью «цель – пути (задачи) – способы (мероприятия) – ресурсы». В этом случае приоритет имеет не сложившаяся организационная структура, а управление элементами системы, программными ориентирами, действиями.

В Республике Мордовия действует Республиканская программа поддержки развития инновационного территориального кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» на 2013 – 2015 годы, которая имеет своей целью содействие решению задач социально-экономического развития региона. Основными задачами программы выступают следующие:

  • развитие объектов инновационной и образовательной инфраструктуры;
  • содействие развитию инновационно-активных малых и средних предприятий;
  • реализация совместных кооперационных проектов;
  • увеличение объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, развитие механизмов коммерциализации технологий;
  • повышение объемов производства инновационных товаров, работ, а также объемов экспорта продукции и услуг;
  • рост инвестиций в основной капитал участников.

Перечень упомянутых задач призван определить не только высокоэффективный характер использования привлекаемых на социально-экономические цели финансовых ресурсов, но и создать высокотехнологичный задел развития региона в форме инновационно-ориентированного уклада его экономики.

В настоящее время в состав кластера входят следующие основные участники, формирующие конкурентные инновационные преимущества организации:

  • АУ «Технопарк-Мордовия» (одним из стратегических направлений которого является энергосберегающая светотехника);
  • свыше 10 крупных и средних производственных компаний;
  • Научно-исследовательский институт источников света имени А.Н. Лодыгина (разработавший более 90 процентов источников света на отечественном рынке);
  • Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева (имеющий единственный в стране специализированный Светотехнический факультет, подготавливающий уникальные кадры для светотехнических предприятий);
  • Ассоциация производителей светотехнических изделий «Российский свет» (объединяющая свыше 40 светотехнических предприятий России и зарубежья).

К основным мероприятиям Программы относятся следующие:

  • развитие сектора исследований и разработок, включая кооперацию в научно-технической сфере;
  • формирование системы подготовки научных, инженерно-технических и управленческих кадров;
  • стимулирование производственного потенциала и производственной кооперации;
  • организационное развитие и создание инфраструктуры кластера;
  • совершенствование государственной поддержки и формирование благоприятных условий деятельности Кластера.

Взаимосвязанное функционирование вышеозначенных элементов и компонентов экономических систем различного уровня, условия, динамизм и развитие экономико-технологических процессов во времени, требуют не только системного представления сложнейших механизмов взаимодействия и финансового обеспечения, но и взаимоувязки интересов субъектов экономики. Это достижимо посредством реализации таких научных подходов исследования как системный, процессный, эволюционный через призму комплексного представления сложных взаимосвязей в функционирующем финансовом механизме.

Эффективность функционирования сформированного финансового механизма зависит как от оптимального функционирования его структуры и нацеленности, соответствия отдельных элементов и компонентов решению конкретных задач, так и от особенностей формирования и использования бюджетов средств. Организационно-управленческая специфика функционирования данного финансового механизма предполагает, что Управляющей компанией кластера, осуществляющей его организационное развитие, выступает Автономное учреждение «Технопарк-Мордовия», а стратегическое управленческое воздействие и контроль за реализацией программных мероприятий возложен на координатора — Министерство промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, контроль за целевым и обоснованным использованием средств республиканского бюджета осуществляет Министерство финансов Республики Мордовия.

Рассмотрение особенностей и специфики функционирования финансового механизма кластерного развития проектов предполагает исследование следующих составных частей и аспектов развития:

  • совокупности форм организации финансовых отношений;
  • условий и способов формирования и направлений использования финансовых ресурсов;
  • нормативно-правового обеспечения.

Структура данного механизма сложна и многообразна и предполагает задействование экономических отношений кластера с различными уровнями бюджетной системы, субъектами хозяйствования с целью формирования и использования бюджетов средств для реализации программных мероприятий. В целом, финансовое обеспечение функционирующего финансового механизма реализуется посредством сочетания таких форм как бюджетное финансирование и самофинансирование. Предусмотрено также использование субсидий.

Всего за 2013-2015 гг. для реализации программы поддержки развития инновационного территориального кластера Мордовии «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» планируется привлечь 7 783 832,1 тыс. руб., при этом состав источников аккумулируемых средств весьма разнообразен: на долю ресурсов Федерального бюджета приходится 13, 5 % (1 047 302,5 тыс. руб.), на ресурсы регионального бюджета 64,3 % (5 000 749,3 тыс. руб.), на ресурсы муниципального бюджета 1,8 % (147 280,3 тыс. руб.) и на внебюджетные источники финансирования 20,4 % (1 588 500,0 тыс. руб.).

Структура привлекаемых ресурсов достаточно подвижна. Так, если в начале периода реализации программы в 2013 г. из общего объема средств — 2 621 551,8 тыс. руб., 4,3 % формировалось из средств федерального бюджета, 67,4 % — регионального бюджета, 6,4 % — муниципального, а 22,7 % — из внебюджетных источников, то в конце реализации программы в 2015 г. бюджет аккумулируемых средств незначительно возрастет и составит 2 913 337,0   тыс. руб. и будет характеризоваться следующими долями: 20,4 %, 63,3 %, 0,1; и 16,2 процентов соответственно.

Анализ приведенных данных показывает, что наблюдается существенное возрастание доли средств федерального бюджета, незначительное снижение доли участия регионального бюджета, сокращение поступлений из внебюджетных источников средств и фактически полное отсутствие средств муниципального бюджета. Подобная картина вполне оправдана, поскольку реализуемая программа характеризуется как региональная в контексте реализации стратегических национальных приоритетов развития.

Участниками Кластера реализованы или готовятся к реализации комплекс из 26 инвестиционных проектов совместно с отечественными или зарубежными партнерами, способствующих увеличению доли инновационной продукции в ее общем объеме, общей оценочной стоимостью около 10342 млн. руб. Согласно умеренно-оптимистическому сценарию развития, темпы роста показателей результативности программы (к базовому 2012 г.)  весьма существенны и составляют по объему работ и проектов в сфере научных исследований и разработок, выполняемых совместно с иностранными организациями 309 %, объему отгруженной инновационной продукции, а также оказанных инновационных работ и услуг 256 %, росту совокупной выручки организаций-участников от продаж продукции на внешнем рынке 255 %.

Следующим элементом исследуемого финансового механизма являются субсидии. С целью поддержки мероприятий управляющей компании АУ «Технопарк-Мордовия» предусмотрено субсидирование затрат, связанных в частности с осуществлением деятельности по следующим направлениям:

  • кооперации в научно-технической сфере;
  • маркетинговая, информационная и PR-поддержка участников;
  • развитие кластера, взаимодействие с органами государственной власти, институтами развития, общественными организациями, другими кластерами, а также общая координация и управление;
  • организация и участие в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях в т.ч. за рубежом;
  • развитие производственного потенциала и производственной кооперации участников Кластера.

Основной целью нормативно-правового обеспечения, как элемента финансового механизма, является развитие научно-технического потенциала субъекта Российской Федерации, реализация комплекса мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования в сфере светотехники и интеллектуальных систем управления освещением.

На региональном уровне приняты нормативные правовые акты, направленные на регулирование и поддержку инновационной промышленности и энергосберегающих технологий: Закон Республики Мордовия «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», постановление Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Программы повышения инвестиционной привлекательности Республики Мордовия на 2011 — 2015 годы», постановление Правительства Республики Мордовия «О республиканской целевой программе "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011 — 2020 годы», постановление Правительства Республики Мордовия «О предоставлении финансовой поддержки научно-технической деятельности и разработке инновационных проектов в Республике Мордовия», распоряжение Правительства Республики Мордовия «Об утверждении Концепции Республиканской целевой программы научно-инновационного развития Республики Мордовия на 2010 — 2015 годы».

Таким образом, как показало исследование, в Республике  Мордовия успешно реализуется комплекс программ нацеленных на создание уникальной инновационной среды, реализующей программные мероприятия поддержки таких приоритетных направлений развития науки, технологии и техники России как энергосбережение и энергоэффективность.

Комплексный научный подход, а также метод программно-целевого планирования  позволяют достигать поставленных целей во взаимоувязке с ресурсным обеспечением направлений развития. Особенности финансового механизма инновационного территориального кластера Мордовии «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» характеризуются гибким сочетанием форм бюджетного финансирования и самофинансирования, субсидирования. Пристальное внимание целесообразно уделить нормативно-правовой проработке вопросов функционирования данной организационной структуры.

Список литературы

  1. Левчаев П.А. Опыт реализации энергоэффективных проектов в регионе. // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2014. — №3 (39). — Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.

References

  1. Levchaev P.A. The experience of realization energy-efficient project in the region [Opyt realizacii energoeffektiivnyh proectov v regione]. Regional economics and management. electronic scientific journal. 2014. № 3 (39). Access mode: http://region.mcnip.ru.

Финансы регионов