Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (41), 2015

Управление проектами в организациях жилищного строительства в региональном строительном комплексе

Managing projects in organizations of housing in the regional construction industry

Авторы


доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью
Россия, Кубанский государственный технологический университет
spkorol@yandex.ru

Аннотация

Рост объемов жилищного строительства в 60-е годы в нашей стране был основан на индустриальных методах и появлении организационной формы управления домостроительные комбинаты (ДСК), связавшей темпы выпуска продукции предприятием стройиндустрии и скорость возведения объектов на строительной площадке. Совершенствование конструктивных систем сборных жилых зданий и строительство на основе сборных и монолитных железобетонных каркасов, кирпича и легких блоков с учетом новых нормативных требований и экономически эффективная инвестиционно-строительная деятельность в условиях рынка возможны при перестройке структуры управления в организации. В качестве эффективной инновации признана технология управления проектами (Project Management), примененная в статье при построении структуры управления домостроительными организациями.

Ключевые слова

жилищное строительство, домостроительные комбинаты, структура управления, управление проектами, инвестиционно-строительная деятельность

Рекомендуемая ссылка
Король Светлана Павловна
Управление проектами в организациях жилищного строительства в региональном строительном комплексе// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (41). Номер статьи: 4103. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/4103/
Authors

Korol' Svetlana Pavlovna
Doctor of Economics, Associate Professor, Department of Technology, organization, economy, and property management
Russia, Kuban State University of Technology
spkorol@yandex.ru

Abstract

Growth in housing construction in the 60s in our country was founded on industry practices and the emergence of organizational forms of management house building factories (DSC) related to the rate of production of construction industry enterprises and speed construction of facilities on site. Improving the structural systems prefabricated residential buildings and construction based on modular and monolithic concrete frame, brick and light blocks with the new regulatory requirements and cost-effectiveness of investment and construction activity in the market conditions are possible in the restructuring of the management structure of the organization. As an effective innovation recognized technology experience recognized Project Management (Project Management), applied in an article in the construction of the governance structure of house-building organizations.

Keywords

housing construction, house building factories, management structure, project management, investment and construction activity

Suggested Citation
Korol' Svetlana Pavlovna
Managing projects in organizations of housing in the regional construction industry. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (41). Art. #4103. Date issued: 2015-01-24. Available at: http://eee-region.ru/article/4103/

Введение

Последние 15-20 лет характеризовались значительным изменением жилищной политики государства. За это время в России была проведена массовая приватизация жилищного фонда, сформирован рынок жилья, вырос объем строительства коммерческого жилья.   Доступное жилище возможно при выполнении следующих условий: в условиях рынка предложение должно превышать спрос, а насыщение рынка жилья будет влиять на снижение его стоимости. Наиболее реальным направлением доступности жилища является снижение единовременных затрат на строительство жилья. С этой целью необходимо разработать стандарты качества жилья, соответствующие современному состоянию экономики страны и социальных слоев населения. Значительная часть населения относится к группе, имеющей право на социальное жилище, поэтому  возрастает актуальность разработки стандартов качества для жилых домов и квартир, предназначенных для государственного и муниципального строительства и предоставления их по социальному найму. Возможности населения по приобретению жилья могут увеличиться с развитием системы ипотечного кредитования.

Основной тенденцией на рынке жилищного строительства в последние годы является рост негосударственных инвестиций. Учитывая, что ежегодные объемы жилищного строительства не удовлетворяют потребности населения в благоустроенных квартирах и спрос на жилье остается высоким, основой государственной политики в этой области является создание условий для дальнейшего роста объемов жилищного строительства. Средства государственного бюджета ограничены и увеличение объемов строительства возможно в основном за счет средств частных инвесторов. К приоритетам государственного инвестирования на период до 2020 года, наряду с другими современными российскими национальными проектами, относится жилищное строительство для обеспечения отдельных категорий граждан, определенных федеральным законодательством. Денежные средства населения, включая ипотечные кредиты, возрастают и в перспективе составят до 85-87% объема жилищного строительства [7].

Значение жилищного строительства в стране определяется Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Концепция долгосрочно социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации  17 ноября 2008 года N 1662-р и нормативные правовыми акты регионов положены в основу соответствующих региональных программ.

1.Состояние и проблемы развития управления региональным комплексом жилищного строительства

1.1 Цели и задачи развития строительного комплекса края в среднесрочный период (2013-2017 годы)

Процесс формирования рынка доступного жилья является в настоящее время одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Краснодарского края. Основной задачей следует считать повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса ценовой доступности. В период реализации Программы повышения доступности жилья для населения региона и обеспеченности граждан благоустроенным жильем планируется проведение ряда мероприятий. В числе таких мероприятий обеспечение условий для развития механизмов, способствующих расширению и стимулированию спроса населения на жилье и развитие не только ипотечного жилищного кредитования, но и других институтов жилищного финансирования, а также условий для развития инфраструктуры ипотечного рынка и деятельности всех его участников.

Реализация мероприятий, направленных на развитие рынка доступного жилья, позволит к 2017 году: увеличить ежегодный ввод жилья более чем на 18,5 процента; обеспеченность жильем на конец года довести с 24,1 в 2013 году до 26,4 в 2017 году кв. метров на душу населения  [6]. Программа социально-экономического развития края на 2013-2017 годы является  программой на среднесрочный период. Диверсифицированная экономика края обеспечивает стабильный рост всех основных секторов хозяйственного комплекса региона. Наибольшими темпами за 3 года развивался строительный комплекс (прирост на 52,5 процента в период 2009 — 2011 годов). Динамичный рост объема строительных работ (в 1,5 раза за 2009 — 2011 годы, в то время как в целом по России — на 8,8 процента) обеспечен за счет строительства олимпийских и крупных промышленных объектов, перегрузочных комплексов в портах Тамань и Кавказ в Темрюкском районе, реконструкции нефтеперерабатывающих производств, строительства мясомолочных комплексов, жилищного строительства. В 2011 году построено 3,7 млн. кв. метров жилья. Край удерживает второе место в стране по объемам жилищного строительства (после Московской области) и строит почти 6 процентов всего жилья в России. На 1 января 2012 года обеспеченность жильем в расчете на одного человека составляла 22,6 кв. метра. Среди регионов России по объему ВРП Краснодарский край находится на 7 месте (после ведущих экономик России — Москвы, Ханты-Мансийского автономного округа и др.), вклад Краснодарского края в ВВП России в 2011 году вырос до 2,7 процента. Край находится на  втором месте — по объему ввода жилья, на третьем — по объему привлекаемых инвестиций, на четвертом — по объему выполненных строительных работ [6].

Рост инвестиционных ресурсов связан и с мерами по снижению инвестиционных рисков. Существенно способствуют повышению уровня кредитоспособности потенциальных заемщиков создание интегрированных структур, ассоциаций и других объединенных структур, а также инфраструктура финансового кредитного рынка и рынка страховых услуг. Страхование инвестиций в рамках строительного комплекса, разработка различных схем финансовых гарантий, механизм применения залоговых форм в целях обеспечения возвратности инвестиций и кредитов, создание Фонда страхования инвестиций в строительном комплексе  снижают риски разного характера. Необходимо усиление института гарантий государства по предоставляемым банками кредитам предприятиям в рамках целевых федеральных программ.

Рассмотренные современные организационные структуры управления строительным комплексом содержат объективные предпосылки целесообразности выделения комплекса жилищного строительства в самостоятельное направление такое как, например, промышленное строительство или строительство объектов сельскохозяйственного направления и других отраслей экономики. Совершенствование структур управления в жилищном строительстве на основе принципиально новых инвестиционно-строительных предприятий будет способствовать решению  проблем   его  развития,   тем  более  что  в  жилищном строительстве края накоплен определенный опыт использования разнообразных прогрессивных структур управления. На основании  результатов исследований этих структур могут быть даны рекомендации, которые приемлемы как на региональном уровне, так и при совершенствовании структуры управления непосредственно предприятием. При рассмотрении современных структур управления обычно делается акцент на область их эффективного использования. Объективные экономические законы о соответствии спроса и предложения на рынке объектов недвижимости и, прежде всего, в сфере жилищного строительства способствовали появлению принципиально новых инвестиционно-строительных компаний и предприятий, которые в состоянии обеспечить удовлетворение потребностей рынка, успешно осуществляют свою деятельность и развиваются. Одним из видов таких формирований являются холдинги.

1.2 Развитие жилищного строительства и управления в стране и организациях края в дорыночный период

Необходимость создания мощных домостроительных комбинатов в  60-е годы в стране связана с подготовкой  к развертыванию массового жилищного строительства. В Москве в начале 50-х годов  были построены крупнейшие по тем временам Краснопресненский, Люберецкий и Хорошевский заводы ЖБК. На Краснопресненском заводе выпускались прокатные вертикальные панели высотой в два этажа, которые использовались при возведении домов в Кузьминках. Требовалась совершенно новая быстровозводимая технология в домостроении. Чтобы поставить производство домов на  конвейер, необходимо было четко отладить работу всех звеньев производственной цепочки: производителей и  поставщиков сырья, стройматериалов, комплектующих, до сих пор не связанных столь жестким временным графиком. Возникла идея создания предприятия, которое связало бы цикл производства комплектов  панелей на здание, их транспортировку и монтаж здания в одну цепочку. Впервые ДСК были созданы в 1959 г. в системе Главленинградстроя (Полюстровский, Обуховский и др.), в 1962-м организованы в Москве и в дальнейшем получили распространение в других городах страны. На первом этапе своей деятельности ДСК выпускали 1–2 типа жилых домов.

В Краснодаре в  1961 году на базе завода ЖБИ был создан Краснодарский ДСК. Его продукция — панельные пятиэтажки. Первой была серия домов 1-335 объемом 30 тыс. кв. м жилой площади в год. Освоенная серия объемного домостроения увеличила мощность комбината до 55 тыс. кв. м в год. Здания из пространственных конструкций размером «на комнату» (объемные блоки) краснодарского технического направления внедрялись впервые и поэтому включали все этапы: проектирование зданий, технологических линий и конструкций формовочных машин, отработку технологии производства и строительства, отделки конструктивных элементов зданий на конвейерных линиях [2,9]. Немногим позже была освоена  серия 1-464, увеличившая производственную мощность еще на 20 тыс. кв. м в год. Эта серия с поперечными и продольными несущими железобетонными стенами  завоевала широкое распространение в стране. До 70 % площади всех возводимых в стране жилых домов индустриальными методами были представлены серией 1-464. Благодаря вертикальному (кассетному) методу формования основных элементов серии внутренних стен и панелей перекрытий, сокращались производственные площади или увеличивался съем продукции с кв. м. площади технологических линий. Имелся опыт строительства индивидуальных и многоквартирных жилых домов на селе, ряда зданий общественного и нежилого назначения из крупнопанельных элементов и объемных блоков, таких как детские сады, общежития, несложные сооружения для комплексной застройки жилых массивов (насосные, трансформаторные подстанции, газораспределительные станции) и ряд других объектов.

1.3 Развитие жилищного строительства и управления в организациях края в рыночный период

Как новая, прогрессивная форма организации индустриального домостроения ДСК эффективно работали в рамках государства.  Скорость работы комбинатов отвечала требованиям времени, но не способствовала реконструкции предприятий  на выпуск комплектов изделий разнообразных жилых зданий. Вследствие перестройки хозяйственного механизма в 90-е годы многие ДСК в стране распались на самостоятельно ведущие хозяйственную деятельность фирмы:  заводы или цеха крупнопанельного домостроения,  железобетонных изделий для объектов различного назначения, строительно-монтажные управления и участки, а  также на вспомогательные и обслуживающие организации. Со временем появились повышенные требования к качественным характеристикам жилых зданий: прочностным, теплозащите  и  звукоизоляции,  архитектурно-планировочным   решениям.   Требования  развивающегося  в стране рынка жилья после 1990 года приводят к созданию более гибких проектно-строительных организационных структур, которые отличаются способностью к перестройке деятельности всех участников на создание строительной продукции, а именно жилых зданий,  по  стоимости, уровню   качества  в нормативно-договорные сроки, и отвечающие требованиям инвесторов.  Деятельность строительных организаций должна обеспечивать эффективное социально-экономическое развитие строительного комплекса в целом и каждой организации-участника создания строительной продукции, что в этот период развития регулируется рынком строительной продукции. Объединить  усилия организационно рассредоточенных участников жилищного строительства достаточно сложно, их производственные мощности уже ориентированы и на строительную продукцию для других направлений развивающейся экономики.

В жилой застройке появляется тенденция в центральной части городов точечного возведения элитных жилых домов повышенной этажности с  подземной парковкой легковых автомашин и улучшенной инфраструктурой, возводимых в основном в стесненных условиях. В массовом жилищном строительстве также преобладает повышенная этажность, свободная планировка квартир, нормативно и в проектах закрепляются дополнительные требования к прочностным и эксплуатационным качествам  зданий.  Эти факторы и ряд других вызывают необходимость разработки новых конструктивных систем зданий, изготовление комплектов изделий, для которых достаточно сложно выполнять в условиях заводского производства ввиду частой переналадки формовочных линий. Успех более дорогого монолитного домостроения, где весь процесс происходит непосредственно на стройке, связан во многом с тем, что  он не требует вложений в  инфраструктуру, необходимую при заводском производстве.

В тоже время прослеживается процесс сохранения в ряде строительных организаций структуры управления, похожей на ДСК. Эти организации развивают одновременно несколько технических направлений домостроения: сборное крупнопанельное, объемно-блочное, блочно-панельное, сборно-монолитное, монолитный железобетон в различных конструктивных  системах в сочетании с керамическим кирпичом и современными методами отделки фасадов. Объемы жилищного строительства определяются производственными мощностями подрядчика, инвестиционными возможностями заказчика и реальными условиями, определяемыми  техническими и технологическими  нормативами проектирования и строительства.

Проведенные исследования  рынка показывают, что для значительной части населения, модернизированные серийные дома остаются востребованным типом жилья. Учитывая, что не менее трети всего возводимого в городе жилья предназначено для социальных нужд — обеспечения квартирами малоимущих слоев населения и расселения старых и ветхих домов, жилые дома по типовым проектам продолжат возводить, и продукция предприятий типа ДСК будет востребована и  в дальнейшем. В Краснодарском крае функционируют крупные домостроительные предприятия, к которым можно отнести группу компаний ОБД и Краснодарский ДСК.  Эти   предприятия загружены заказами, успешно работают. Темпы роста строительства жилой недвижимости пока недостаточны для того, чтобы удовлетворить потребности покупателей. Цены на жилье остаются высокими. Следует отметить, что уже рассмотренными выше государственными и региональными программами  предусматривается рост жилищного строительства не только в долгосрочной перспективе (2020 год), но и среднесрочной (2013-2017 годы). В данной ситуации строительство жилья индустриальными методами может стать серьезной альтернативой. Оно дает возможность в короткие сроки и с меньшим объемом инвестиций строить новое жилье [7].

Конкурентное преимущество строительства жилья индустриальными методами по сравнению с другими технологиями исследованы в период освоения этих методов и заключаются в следующем [2,9]:

  • стоимость возведения жилого дома ниже, например, в  сравнении с домом с несущими кирпичными стенами  может быть ниже до 30%;
  • сроки строительства надземной части здания из сборных конструкций сокращаются в  среднем на 25 %;
  • построечные затраты труда на 1 кв. м жилой площади уменьшаются на 20–23%;
  • административно-хозяйственный персонал сокращается на 15–17%.

Квартиры в  современных домах удобны  и достаточно  комфортны. Все комнаты в квартирах  изолированы, кухни имеют увеличенную площадь,   позволяющую разместить необходимую  бытовою технику, в  окнах и  лоджиях устанавливаются металлопластиковые изделия со стеклопакетами. Стеновые панели зданий обладают лучшими теплоизоляционными характеристиками, а перекрытия дополнительной звукоизоляцией. Крупнопанельные, объемно-блочные и блочно-панельные конструктивные системы, применяемые в массовой застройке, по этажности не уступают домам из монолитного железобетона. Возведение жилых зданий из монолитного железобетона и  индустриального домостроения вполне могут уживаться на одной строительной площадке. Каждый из названных проектов занимает определенную нишу рынка, а  такая организационная форма управления как домостроительные комбинаты в виде современной усовершенствованной формы управления строительной организацией могут занять определенную долю рынка. С точки зрения организации строительной деятельности ДСК  в меньшей степени подвержены конъюнктурным рискам, поскольку весь производственный цикл «заведен» внутрь компании, что также является экономически выгодным при  развитии  такой организационной структуры управления [4].

2.  Проектное управление как инновационный метод современного подхода к строительству организационных структур. Обоснование  его организационно-экономической целесообразности для функционирования  сложных производственных систем

В  российской, как и мировой, практике в настоящее время можно считать одной из важнейших проблем повышение эффективности управления инвестиционно-строительной деятельностью на всех уровнях: федеральном, региональном, предприятий и их структурных подразделений. В условиях значительно возросшего в России разнообразия организационно-правовых форм предприятий инвестиционно-строительной сферы, возникает проблема разработки инновационных методов управления, увязывающих экономические интересы всех участников инвестиционного проекта и легко привязывающихся к специфике деятельности конкретной организации.

Механизм управления как в целом для экономки страны, так и ее отдельных субъектов (территорий и отраслей) и отдельных организаций не является чем-то застывшим, а, наоборот, постоянно находится в движении, преобразуется, изменяется и совершенствуется с учетом изменяющихся условий. Инновации в некоторых элементах механизма управления заключаются в принципах управления, методах и способах управления, функциях управления, а также аппарате управления. Аппарат управления должен быть направлен на оптимизацию организационной структуры органов управления, сокращения их численности по вертикали, обеспечение баланса прав и обязанностей, внедрение электронный оргтехники и ее программного обеспечения, мер экономического стимулирования персонала и его управленческой деятельности.

Как показывает мировой опыт, наиболее эффективной инновацией, при реализации инвестиционных решений является технология управления проектами (Project Management). Объектом проектного управления является проект, понятие которого трактуется по-разному. Среди ряда различных формулировок проекта остановимся на следующей: DIN 69901, Германия: “Проект – это предприятие (намерение), которое в значительной степени характеризуется неповторимостью условий в их совокупности, например: задание; цели; временные, финансовые, людские и другие ограничения; разграничения от других намерений; специфическая для проекта организация по его осуществления» [5]. Отличие проекта от производственной деятельности заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью. Производственные циклы в чистом виде не являются проектами, однако в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам, ориентированным на непрерывное производство.  В этом случае признается, что проект – целенаправленное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению [8].  Такой подход к проектному управлению может быть использован при формировании  структур управления для ряда направлений строительной деятельности. Вместе с тем теория и методология Project Management, разработанная зарубежными компаниями, требует существенной доработки и адаптации к конкретным условиям, к состоянию и тенденциям развития инвестиционно-строительной деятельности в РФ и ее регионах.

Применение зарубежных технологий управления проектами, в том числе русифицированных компьютерных программ, не дает значительного результата в российской  практике предпроектных  работ, проектировании и строительстве объектов. Большинство зарубежных технологий не охватывает в комплексе  весь жизненный цикл проекта от предпроектных разработок до его завершения, а также условия интеграции с участниками, реализующими общую программу или связанных общей целью функционирования. Необходимые направления деятельности его участников, в частности, по подготовке инвестирования и строительства объектов, организации и проведению конкурсов-торгов, проектированию и строительству объектов, планированию работ и ресурсов, взаиморасчетам за выполненные работы, экономическому и финансовому анализу реализации инвестиционного проекта, расчету потребности и обеспечению ресурсами увязываются не в полной мере.

Реализация проекта происходит в рамках организационной формы, структура которой в значительной степени влияет на сам проект и эффективность управления проектом. Основные принципы построения организационных структур управления проектами следующие:

  • соответствие организационной структуры управления системе взаимоотношений участников проекта;
  • соответствие организационной структуры управления организацией содержанию проекта;
  • соответствие организационной структуры управления проекта требованиям внешнего окружения.

При построении проектной структуры управления организации возможно решение одной из двух задач. К первому виду задач относится  создание наряду с традиционными, функционально-ориентированными подразделениями организации такими как производство, планирование, финансирование, контроль, учет, кадры и др. создаются новые проект А, проект Б и др. Новые подразделения могут функционировать как на постоянной, так и на временной – проектной основе. Ко второму виду задач относится создание специализированных фирм (организаций) – профессиональных управляющих функции проект-менеджера для заказчика (любой из участников проекта, нанимающий консультанта). Несмотря на то, что проектный подход применяется к процессам, ориентированным на непрерывное производство каждый проект имеет свой жизненный цикл и с этой точки зрения он является однократной или не цикличной деятельностью [8].

3. Формирование организационной структуры проектного управления в организациях жилищного строительства

Учитывая рассмотренный выше подход, предлагаем проектно-ориентированную организационную структуру управления для строительной организации, ведущей жилищное строительство зданий различных архитектурно-планировочных и конструктивных систем, для части из которых производство организовано на предприятиях стройиндустрии, а другая часть зданий возводится из монолитного железобетона и кирпича (традиционных строительных материалов) (рис.1). Вошедшие в общий  состав строительной организации как ее структурные элементы проекты должны формировать самостоятельную структуру управления, так как каждый из них обладает собственными отличительными признаками [1]. Однако приведенные отличительные признаки автор относит к отличию цикличной деятельности  при проектном управлении от управления предприятием, а в нашем случае можно  усмотреть  общность  подхода,  если  учесть,  что  каждое  техническое
направление строительства жилых домов и есть проект со своим жизненным циклом [11].  В  отдельные  проекты объединена  деятельность структурных элементов организации, которая обслуживает функционирование каждого проекта рассматриваемой организации, чья продукция востребована рынком жилья. Производственная мощность обслуживающих проектов ранее была рассредоточена по субподрядным строительным организациям и организациям материально-технического  обеспечения. Включение этих функций в проекты, создающие непосредственно строительную продукцию была бы недостаточно экономически эффективной. Суммарно мощность обслуживающих организаций, которые при включении в структуру организации являются  «Проектами», обеспечивает потребности организации в целом и продолжает собственное развитие по всем функциональным направлениям, следуя жизненным циклам развития проектов производящих непосредственно строительную продукцию. Такой подход освобождает в целом строительную деятельность от ряда субподрядных организаций, способствует оперативности управления в организации, а в самих организациях улучшаются технико- экономические показатели деятельности на основе роста специализации.

41-3-1

Рисунок  1 – Организационная схема проектного управления
в организациях жилищного строительства (Схема автора)

Деятельность всех структурных подразделений организации (проекты) может быть объединена календарным планом на текущий год, в котором оптимально распределяются объемы строительно-монтажных работ и обеспечивающие их выполнение все виды ресурсов. В качестве исходных данных послужат годовые планы каждого проекта.

Организация управления проектно-ориентированных структур требует приведение системы в состояние необходимой упорядоченности  и единства взаимодействия ее элементов, в результате которого обеспечивается  эффективный режим функционирования и поддержания системы в этом состоянии. Модель реализации проекта может быть представлена в виде сетевой матрицы, содержащей строго определенный состав работ по конкретным задачам [10].Предусматривается четыре этапа, на которых каждая работа сетевой матрицы оценивается с точки зрения ее необходимости в управленческих действиях, выявляются те производственные операционные операции, которые могут быть выполнены без соответствующих действий аппарата управления. Результатом будет сбалансированность блоков, которая создает динамическую систему управления проектом. Наиболее важным вопросом механизма функционирования проектно-ориентированных структур является их статус – т.е., мера ответственности за результаты своей деятельности, зависящая от возможных вариантов схем, определяющих статус новых структур управления проектом: «основная», «расширенное управление»,  «управление под ключ». Каждая из этих схем имеет конкретную область применения и определяет  меру делегирования полномочий руководителю проекта [8].

Заключение

Рассмотрение различных подходов к проектным системам управления позволяет сделать вывод, что их можно распространить не только на жилищное строительство, но и на строительные организации, специализирующиеся на объектах и комплексах отдельных направлений экономики, например, сельскохозяйственном, промышленном, энергетическом и других. За самостоятельный проект можно принимать строительство объектов, объединенных конструктивной системой либо технологиями производства работ, инженерным оборудованием объектов строительства, обеспечением ресурсами, подготовкой производства.

Развитие домостроительных комбинатов положило начало проектного управления в жилищном строительстве. В рыночной экономике такие структуры управления позволяют на экономически целесообразных условиях выстраивать проектные структуры управления, включая как элементы этих структур дополнительно организации, работавшие самостоятельно, но недостаточно эффективно.  В первую очередь снижаются риски их деятельности, и достигается более полное использование существующих производственных мощностей или их мощности приводятся в соответствие с потребностями организации, в структуру которой встроены.

Вариантов проектных структур управления может быть достаточно много, и связаны они с ранее сложившимися отношениями участников строительства, их желанием изменить эти отношения, роли внешней среды организации и реакции органов регионального управления. Представленный вариант организации проектного управления показывает возможность строительства жилых домов на базе сложившихся и развивающихся методов домостроения в рамках общей организации, при этом каждое техническое направление имеет свой жизненный цикл.

Аппарат управления организацией направлен на решение задач всей организации, в то время как аппарат управления  проектом сосредотачивает внимание на решение задач конкретного технического направления строительства. Проектом можно назвать и те подразделения организации, деятельность которых специализирована на обеспечении работы организации в целом и выполнение задач каждым проектом. К ним можно отнести обеспечение всеми видами материально-технических и энергетических ресурсов каждого проекта, инженерное оборудование зданий, ранее  передаваемое субподрядным организациям, и даже подготовку строительных площадок, а может быть и работы по благоустройству территорий, на которых окончено строительство.

Распределение функций управления между аппаратами управления строительной организации в целом и аппаратом управления каждым проектом выбирает организация, как и их взаимодействие по вертикальным, так  и по  горизонтальным связям управления.

Список литературы:

  1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами. – М: ДМК Пресс, 2002. – 464 с.
  2. Бронников П.И. Объемно-блочное домостроение. – М.: Стройиздат, 1979. – 160 с.
  3. Гринберг А.С. Информационные технологии моделирования процессов  управления экономикой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  4.  Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования : учеб.  пособие. – М.: Омега-Л, 2006.  – 253 с.
  5. Ивасенко А.Г. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 330 с.
  6. Закон Краснодарского края от 09 июля 2013 года N 2767-кз «О Программе социально-экономического развития  Краснодарского края на 2013-2017 годы».
  7. Король С.П. Управление строительным комплексом: жилищное строительство: монография. – Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. – 190 с.
  8. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2004. – 664 с.
  9. Резниченко В.И. Конструкции крупнопанельных зданий с несущими объемными блоками. – Киев: Будiвельник, 1983. – 80 с.
  10. Управление инновационными проектами. УМК / Под ред. Теккеля И.Л. –     2007. – Режим доступа: http: //www.ii.spb.ru.
  11. Project Management Body of Knowledge (PM BOK), Project Management

    Institute?  Drexel Hill, Pennsylvania, 1987.

References:

  1. Archibal’d R. Management of high-tech programs and projects  [Upravlenie vysokotehnologichnymi programmami i proektami].  M. DMK Press, 2002. — 464 p.
  2. Bronnikov P.I. Space-block building construction [Ob#emno-blochnoe domostroenie]. M. Stroyizdat, 1979. 160  p.
  3. Grinberg A.S. information technology modeling of processes of economic management [Informacionnye tehnologii modelirovanija processov  upravlenija jekonomikoj]. M . UNITY-DANA, 2003.
  4. Ivasenko A.G. Investments. sources and methods of financing [Investicii. istochniki i metody finansirovanija]. Proc. allowance.   M . Omega-L, 2006.  253 p.
  5. Ivasenko A.G. Project Management. a tutorial [Upravlenie proektami. uchebnoe posobie]. Rostov n.d. Phoenix, 2009. 330p.
  6.  The law of Krasnodar Krai on July 9, 2013 N 2767-CP On the program of  socio-economic development of Krasnodar Region for 2013-2017 [Zakon Krasnodarskogo kraja ot 09 ijulja 2013 goda N 2767-kz O Programme social’no-jekonomicheskogo razvitija  Krasnodarskogo kraja na 2013-2017 gody].
  7. Korol’ S.P. Management building complex. Housing. a monograph [Upravlenie stroitel’nym kompleksom. zhilishhnoe stroitel’stvo.monografija]. Krasnodar. Education-South, 2010. 190 p.
  8. Mazur I.I., Shapiro V.D., Ol’derogge N.G. Project Management. a tutorial [Upravlenie proektami].  M. Omega-L, 2004. 664 p.
  9. Reznichenko V.I. Construction of large buildings with bearing room units [Konstrukcii krupnopanel’nyh zdanij s nesushhimi ob#emnymi blokami]. Kiev. Budivelnik, 1983. 80 p.
  10. Tekkelja I.L. Management of innovative projects [Upravlenie innovacionnymi proektami]. 2007. Mode of  access: http: // www.ii.spb.ru.
  11. Project Management Body of Knowledge (PM BOK), Project Management  Institute? Drexel Hill, Pennsylvania, 1987.

Отраслевая экономика