Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (39), 2014

Финансово-инвестиционный потенциал региона в контексте устойчивого развития

Financial and investment potential of the region in the context of sustainable development

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
Fedotkinaolga@list.ru

Аннотация

Рассмотрены теоретические аспекты формирования финансового потенциала региона с позиции обеспечения его устойчивого развития. Исследована взаимосвязь финансового потенциала региона с финансовой самообеспеченностью и устойчивость региона. Изложены основные подходы к трактовке дефиниции «финансовый потенциал региона», наиболее широко представленные в литературе. Дана расширительная трактовка финансового потенциала региона в контексте системного и комплексного подходов исследования.

Ключевые слова

регион, финансово-инвестиционный потенциал, концепция устойчивого развития, модернизация экономика, устойчивость

Рекомендуемая ссылка
Федоткина Ольга Петровна
Финансово-инвестиционный потенциал региона в контексте устойчивого развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (39). Номер статьи: 3909. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3909/
Authors

Fedotkina Olga Petrovna
PhD, assistant professor of finance and credit
Mordovia State University named N.P. Ogarev
Fedotkinaolga@list.ru

Abstract

Theoretical aspects of the financial capacity of the region from the perspective of its sustainable development. The interrelation of financial capacity of the region's financial self-sufficiency and sustainability of the region. The basic approaches to the interpretation of the definition of "financial potential of the region," the most widely reported in the literature. Dana expansive interpretation of the financial potential of the region in the context of a systematic and comprehensive research approaches.

Keywords

region, financial and investment potential of the concept of sustainable development, modernization of the economy, sustainability

Suggested Citation
Fedotkina Olga Petrovna
Financial and investment potential of the region in the context of sustainable development. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (39). Art. #3909. Date issued: 2014-07-25. Available at: http://eee-region.ru/article/3909/

Print Friendly, PDF & Email

В условиях модернизации экономики, связанной с переходом на инновационный тип развития, одной из стратегических задач государства является повышение финансового потенциала, являющегося базой для обеспечения устойчивости социально-экономического развития страны. Важнейшая роль в решении этой проблемы принадлежит регионам, в которых воспроизводится экономический, человеческий, социальный, инновационный и институциональный потенциалы общества. При этом согласно «Концепции совершенствования региональной политики в Российской Федерации» [5, С. 1] основной целью региональной политики является «обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни». Достижение поставленной цели в значительной степени определяется  возможностью максимизации экономического эффекта от имеющегося экономического пространства с позиции обеспечения устойчивого социально-экономического развития территории.

Критический анализ имеющихся определений устойчивости социально-экономических систем показал, что общепринятого понятия современной наукой не выработано. По крайней мере, можно выделить четыре отличных друг от друга подхода (табл. 1).

Таблица 1 – Подходы к определению устойчивости социально-экономических систем

Сущность подхода

Его сторонники

Устойчивость социально-экономической системы связывается с безопасностью, стабильностью, надежностью, целостностью и прочностью системы Абалкин Л.И., Бобров А.Л., Гордиенко Д.В., Лившиц А., Конопляник Т.М.
Устойчивость как относительная неизменность основных параметров социально-экономической системы, способность системы оставаться неизменной в течение определенного времени Гапоненко А.Л., Ильясов С.М., Калашников В.Д., Краснова Т.Г., Коломийченко О.В., Рохчин В.Е.,Шеломенцев А.Г.
Устойчивость трактуется как способность социально-экономической системы сохранять динамическое равновесие Бодряшов Е.С., Кретинин В.А., Чайковская Н.В.
Устойчивость социально-экономической системы связывается со способность системы стабильно функционировать, развиваться, сохранять движение по намеченной траектории, с саморазвитием Дружинин А.И., Дунаев О.Н., Есекин Б.К., Калинчиков М.Ю., Озина А.М., Сапаргали Ш., Терехов Л.Л.

Ключевым элементом устойчивости региона является финансовая устойчивость, которую определяют сбалансированность финансовых потоков, наличие средств, позволяющих региону поддерживать свою деятельность в течение определенного периода времени.

В настоящее время, несмотря на свою новизну, категория финансовой устойчивости территории привлекает внимание многих экономистов многообразием составляющих элементов и практической значимостью. Ее содержание включает практически все изучаемые экономикой объекты – ресурсы, производство, социальную сферу, народонаселение и др. Особое внимание при проведении исследований в этой области уделяется проблемам управления финансовыми потоками и финансовым состоянием территории в целом, и, как следствие, возможностям достижения показателями финансовой устойчивости пограничных значений, при которых регион будет функционировать стабильно.

В целом, финансовая устойчивость территории –  это такое социально-экономическое состояние территории, при котором обеспечивается улучшение качества жизни населения за счет эффективного функционирования финансовых потоков внутри территориального образования, с сохранением сбалансированности их притока и оттока.

Финансовая устойчивость региона в значительной степени определяется конкурентоспособностью его экономики. Очевидно, что регионы с высоким уровнем конкурентоспособности располагают большими внутренними финансовыми возможностями, что сказывается на их финансовой устойчивости. И, напротив, благодаря финансовой устойчивости регион конкурентоспособен.

В целом под финансовой устойчивостью региона понимается сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе.

Характеризуя финансовую устойчивость, необходимо отметить, что это, прежде всего, способность территории рассчитываться по своим обязательствам, а также состояние экономики, при котором обеспечиваются условия для ведения расширенного воспроизводства за счет собственных источников.

Основным критерием, позволяющим качественно оценить финансовую устойчивость региона, является его финансовый потенциал.

В экономической литературе существуют следующие подходы к определению сущности дефиниции «финансовый потенциал региона»:

  1. Ресурсный подход, в рамках которого финансовый потенциал региона представляет собой объем финансовых ресурсов, меняющийся во времени. При этом сторонники данного подхода определяют различные сектора, где происходит формирование финансового потенциала, а именно: государственные финансы; органы государственной власти региона, собственные финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, финансовые ресурсы финансово-кредитной сферы, финансовые ресурсы общественных организаций, финансовые ресурсы населения и внешние источники;
  2. Результативный подход к определению финансового потенциала основан на получении потенциально возможных доходов (результата). В рамках данного подхода финансовый потенциал определяется как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики, который является элементом планово-прогнозных расчетов и включает в себя: совокупность бюджетного потенциала, доходы населения, денежные и страховые фонды организаций, а также заемные средства. Показатель отражает потенциальные величины доходов, с учетом «параметров неиспользуемых резервов, неучтенных поступлений и потерь в результате влияния различных рискообразующих факторов» [1].
  3. Ресурсно-целевой подход определяет финансовый потенциал как целевое использование ресурсов для социально-экономического развития региона или территорий, обеспечения воспроизводственного процесса отдельных экономических субъектов;
  4. Процессно-ресурсный подход – финансовый потенциал как процесс формирования финансовых ресурсов региона.

Систематизация существующих подходов позволяет определить расширенное и узкое толкование дефиниции «финансовый потенциал региона». Так, согласно узкой трактовке финансовый потенциал сводится к определению «финансового потенциала территории», т. е. совокупности финансовых потенциалов предприятий, расположенных на ней. Расширенное понимание финансового потенциала связано с включением в его содержание следующих элементов: консолидированного бюджета; внебюджетных фондов, межбюджетных потоков, ценных бумаг, эмитированных органами власти и управления субъектов федерации или органами местного самоуправления, финансового потенциала предприятий и организаций всех форм собственности, средств населения, находящихся в наличной форме или в банках и иных финансовых институтах, а также в виде различных ценных бумаг; финансовых ресурсов институтов кредитно-финансовой системы региона, а также средств, привлекаемых банками с других территорий.

Экономическая сущность финансового потенциала региона определяется  совокупностью четырех аспектов:

  1. Финансовый потенциал как способность региона производить ресурсную базу для обеспечения производственно-экономической деятельности, выполнения социальных задач  и обеспечения устойчивости регионального развития.
  2. Финансовый потенциал как совокупность имеющихся на территории финансовых и денежных ресурсов, необходимых для поддержания устойчивости экономической деятельности региона.
  3. Финансовый потенциал как результат экономических отношений региона.
  4. Финансовый потенциал как резерв, возможный к использованию для защиты регионального развития от воздействия факторов риска и неопределенности.

Исходя из вышесказанного, основными характеристиками финансового потенциала региона являются:

  1. Функционирование исключительно в денежной форме, поскольку все источники финансового потенциала имеют стоимостную основу и отражаются в финансовых документах различного уровня;
  2. Динамичность – финансовый потенциал региона обусловлен постоянным перемещением потоков финансовых ресурсов с целью извлечения экономического и социального эффекта, обеспечения устойчивого функционирования региона;
  3. Целенаправленность – движение финансовых ресурсов строго обусловлено определенной целью. Основными потокообразующими факторами территории являются: источники формирования потока: кредитный, бюджетный, инвестиционный; целенаправленность: производственная, социальная, бюджетная, трансфертная и др.; форма собственности: государственная (в лице региональных органов власти), смешанная, частная; временная направленность: постоянная (цикличная), сезонная, разовая.

В современных условиях усиления роли интенсивных факторов воспроизводства возрастает роль качественных характеристик финансового потенциала. Финансовый потенциал, отражая весь спектр существующих экономических отношений территории, является индикатором экономического развития региона и качества управленческих решений. Поэтому управление финансовым потенциалом региона является одним из существенных элементов стратегического, тактического и оперативного управления регионом.

Финансовый потенциал региона и управление им с позиции обеспечения устойчивого развития территории следует рассматривать не с точки зрения источников формирования, как это традиционно делается российскими учёными, а с позиций структурно-функционального подхода по направлениям возможного использования. Такой подход позволяет учитывать временной лаг, существующий между готовыми к использованию ресурсами и предполагаемыми к применению средствами.

Однако возможность дальнейшего развития территорий лишь за счет внутренних резервов и вовлечения временно свободных  финансовых ресурсов в значительной мере исчерпаны. Регионы вправе распоряжаться далеко не всеми мобилизуемыми на их территории финансовыми ресурсами (часть является доходами более высокого уровня государственной власти). Кроме того, в процессе внутригосударственного перераспределения средств вышестоящих звеньев финансовой системы, осуществляемого в целях выравнивания степени финансовой обеспеченности территориального развития, объем финансовых ресурсов, концентрируемых на местах, может превышать размеры имеющегося здесь финансового потенциала. Поэтому в современных условиях особую значимость приобретает инвестиционная составляющая финансового потенциала региона. Кроме того, придание финансовым отношениям инвестиционной направленности является одним из основных факторов, способных обеспечить социально-экономическое развитие региона и его устойчивости.

Финансово-инвестиционный потенциал региона – достаточно новое понятие, сущность которого заключается в единстве трех взаимосвязанных свойств: способности продуцировать и мобилизовать  внутренние ресурсы и резервы территории; способности аккумулировать и привлекать финансово-кредитные и инвестиционные ресурсы извне; способности трансформировать ресурсы и сбережения в инвестиции [6].

Финансово-инвестиционный потенциал в общем виде можно рассматривать как совокупность имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала. В узком смысле финансово-инвестиционный потенциал – это характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические аспекты, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие показатели.

Структурно  финансово-инвестиционный потенциал региона может быть представлен как совокупность трех компонентов: экономического, ресурсного и социального. Данные компоненты взаимосвязаны, взаимодополняемы и проявляются при использовании как его триединая сущность (рис.1).

Экономический компонент финансово-инвестиционного потенциала региона призван обеспечить расширенное воспроизводство и решение социальных проблем, что возможно лишь при условии активного функционирования и взаимодействия всех его элементов. При этом наращивание экономического компонента финансово-инвестиционного потенциала территории определяется, с одной стороны, его собственным экономическим потенциалом (природно-ресурсный, трудовой, производственный, инфраструктурный потенциал), а с другой стороны – способностью институтов власти создать эффективные механизмы управления им (управленческий и внешнеэкономический потенциал).

Чем менее развит экономический компонент финансово-инвестиционного потенциала, тем более зависимым становится регион от внешних ресурсов и процесса экономического взаимодействия с другими регионами.

Структура финансово-инвестиционного потенциала региона
Рисунок 1 – Структура финансово-инвестиционного потенциала региона

Следовательно, основным критерием эффективной реализации экономической составляющей финансово-инвестиционного потенциала территории является повышение оптимальности  управленческих решений, которые должны иметь политическое обеспечение, носить определенную плановую направленность, выражать интересы общественного мнения.

Ресурсный компонент финансово-инвестиционного потенциала представляет собой совокупность финансовых ресурсов региона. Его значение в формировании финансово-инвестиционного потенциала с позиции обеспечения устойчивого развития региона целесообразно рассматривать с трех позиций: способность финансов региона (финансовых ресурсов) поддерживать (обеспечивать) его экономическую деятельность; структура и объем финансовых ресурсов; реальный эффект развития экономического объекта, который можно достичь при максимальном вовлечении финансовых ресурсов, оптимальной структуре используемых ресурсов.

С позиции формирования ресурсного компонента необходимо выделить: 1) созданные (образованные) ресурсы – финансовые ресурсы, которые были получены в результате производственно-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории региона, а также денежные средства населения региона; 2) финансовые ресурсы, которыми располагает регион – представляют собой величину образованных финансовых ресурсов с учетом сальдо перераспределения ресурсов по фондам денежных средств, т.е. ресурсы, которые могут быть использованы на территории региона для его производственного и социального развития.

Основной задачей наращивания ресурсного компонента финансово-инвестиционного потенциала является полное и своевременное обеспечение необходимым объемом финансовых ресурсов к установленным срокам из гарантированных источников финансирования. Объект данного обеспечения в рамках региональной системы – процесс финансирования текущей и инвестиционной деятельности региона и максимизация финансово-инвестиционного потенциала региона в целях повышения его финансовой устойчивости.

В основе процесса наращивания ресурсного компонента финансово-инвестиционного потенциала региона лежит приток и отток финансовых средств, или результат их разности в экономической системе за определенный временной (отчетный) интервал. Данный процесс должен обеспечить максимальное положительное сальдо финансовых ресурсов, позволяющее сформировать запас финансовой прочности для территориального развития.

Приток региональных ресурсов (входящий финансовый поток) включает: налоговые и неналоговые доходы региона за определенный временной интервал; ресурсы инвесторов нефинансового сектора, вложенных в развитие экономики региона за определенный временной интервал; ресурсы кредитной системы региона, обеспечивающей вложение капитала в развитие хозяйствующих субъектов региона за определенный временной интервал; межбюджетные трансферты, получаемые регионами в рамках федеральной поддержки регионального развития.

Отток ресурсов (исходящий поток) направления вложения ресурсов за соответствующий временной интервал:  выделение ресурсов на финансирование потребителей бюджетных услуг (осуществление текущих расходов бюджета); финансирование инвестиционных программ (капитальные расходы бюджета и капитальные вложения инвесторов); оплата ресурсов, полученных от кредитной системы региона; перечисление ресурсов в федеральный бюджет в рамках системы перераспределения доходов бюджета.

Следует отметить, что значение финансовых ресурсов в формировании финансово-инвестиционного потенциала неоднозначно. С одной стороны, в силу своей ограниченности они вынуждают искать более экономичный вариант и интенсифицировать использование имеющихся факторов, т.е. приводит в движение всю систему. С другой – его лимитированный характер может затормозить или погасить формирование и реализацию самого финансово-инвестиционного потенциала.

Социальный компонент финансово-инвестиционного потенциала региона представляет собой совокупность возможностей, которыми располагает регион для обеспечения наиболее благоприятных условий жизнедеятельности населения. Социальный компонент условно можно подразделить на два блока ресурсов: человеческие ресурсы и социальная инфраструктура региона. Человеческие ресурсы с точки зрения отдельного индивида определяются наличными у каждого человека запасами знаний, навыков, мотиваций. Социальная инфраструктура представляет собой совокупность отраслей и видов деятельности, способствующих комплексному воспроизводству человека в процессе реализации его личных и общественных потребностей через предоставление различных услуг. Следует отметить, что усиление значимости данного компонента в структуре финансово-инвестиционного потенциала обусловлена  процессами развития общества и экономики знаний запасы информационного ресурса не уменьшаются, а напротив, увеличиваются.

Взаимосвязь экономического, ресурсного и социального компонентов финансово-инвестиционного потенциала определяют необходимость выявления на практике их оптимального соотношения (исходя из роли и значимости, которую они играют в формировании и развитии потенциала). Изменение какого-либо элемента влечет за собой либо снижение отдачи от него самого, или уменьшение эффективности функционирования остальных элементов, так как все они существуют в системном единстве.

В целом, финансово-инвестиционный потенциал региона представляет собой потенциальные возможности, позволяющие аккумулировать необходимый объем финансово-инвестиционных ресурсов для осуществления инвестиционной деятельности, направленной на формирование  многопрофильной экономики и развитой инфраструктуры.

Объединение разрозненных финансово-инвестиционных ресурсов и направление их в инвестиционные программы трансформации региональной экономики обусловливает необходимость управления финансово-инвестиционным потенциалом.

С позиции обеспечения эффективного управления целесообразно разделять финансово-инвестиционный потенциал региона по уровням: фактический потенциал (достигнутый потенциал) – реальная совокупность ресурсов, средств и источников различного свойства, которыми обладает регион и которые могут быть вовлечены в воспроизводственный процесс для достижения определенного уровня развития региона; перспективный потенциал (вероятный потенциал) – максимальный объем возможностей, имеющихся у региона, вероятность достижения которого определяется качеством регионального управления и благоприятным воздействием внешней среды. Разница между перспективным и фактическим потенциалом региона формирует резерв потенциала региона.

Эффективность управления финансовыми потоками региона с позиции обеспечения его устойчивого развития определяется системным и комплексным подходами (рис. 2).

Управление финансово-инвестиционным потенциалом
Рисунок 2 – Управление финансово-инвестиционным потенциалом

При разработке системной модели финансово-инвестиционного потенциала региона с целью последующего использования ее в ходе регионального управления необходимо учитывать следующие основные аспекты системного анализа [3]: 1) элементный аспект – заключается в выявлении видов потенциалов, формировании дифференцированных характеристик элементов потенциалов, оценке общности и мощности элементов потенциалов; 2) структурный аспект – заключается в установлении структурных характеристик системы потенциалов (типов связей, количественных и качественных взаимозависимостей), определении иерархии потенциалов в зависимости от значимости для устойчивого развития координационных связей системы потенциалов с внешней по отношению к региону средой, определении тесноты данных связей; 3) функциональный аспект – заключается в выявлении функций потенциалов в системе регионального развития, сравнении функций с целью определения сходств и отличий в потенциалах, выявлении функциональной структуры регионального потенциала; 4) интегративный аспект – заключается в выяснении противоречий в системе потенциалов, путей и способов разрешения найденных противоречий; 5) исторический аспект – заключается в рассмотрении потенциалов регионов сквозь призму их исторического развития, выявлении этапов формирования и развития потенциалов, сравнении выявленных тенденций с общероссийскими особенностями развития.

Основными принципами данной модели должный быть следующие: комплексность, т.е. учет всех важнейших аспектов финансово-инвестиционного потенциала региона; системность индикаторов, предполагающих учет взаимосвязей базовых показателей и использование иерархически упорядоченной структуры частных и интегральных показателей регионального развития; учет факторов сравнительной достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития; обеспечение максимальной информативности выходных параметров модели с позиций принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления; достижение оптимального уровня вариативности региональных индикаторов по базовым и интегральным показателям.

В целом формирование модели оптимизации финансового потенциала региона включает следующие направления:

1.   Выявление и систематизация совокупности факторов, которые могут оказать влияние на уровень финансового потенциала и конечном варианте на уровень развития региона. Влияние данных групп факторов способно изменить направление движения вектора экономического развития региона.

2.  Оценка характера и степени влияния факторов на уровень финансового потенциала. Проводится анализ возможных ситуаций, вызывающих образование дефицита либо избытка ресурсов. Осуществляется количественная оценка величины возможного дефицита либо избытка.

3. Минимизация потерь ресурсов, вызванных влиянием случайных факторов. Оптимальным будет тот уровень финансового потенциала, при котором ожидание потерь достигает минимума, ресурсная  база региона максимально задействована, что обеспечивает дальнейшее экономическое развитие региона.

4. Выявление «проблемных мест», полное или частичное устранение которых, позволит сократить размер потерь ресурсов.

5. Разработка организационных мероприятий, реализация которых позволит укрепить финансовый потенциал региона.

Таким образом, формирование финансово-инвестиционного потенциала региона и управление им с позиции обеспечения устойчивого развития является важной задачей, обеспечивающих привлечение и эффективное использование финансово-инвестиционных ресурсов территории. Ограниченность ресурсов может привести к необходимости пересмотра отобранных для реализации программ и проектов или методов влияния на составляющие потенциала.

Основными инструментами воздействия на величину финансово-инвестиционного потенциала должны стать: 1) наращивание потенциала за счет организации многоканальной системы финансирования; 2) формирование институтов финансово-инвестиционной инфраструктуры; 3) активизация региональных рынков финансовых ресурсов.

При этом в силу ограниченности ресурсов возможность  наращивания финансово-инвестиционного потенциала может быть обеспечена за счет организации комплексной региональной системы финансирования инвестиционной деятельности. Эта система должна быть многоканальной, т.е. основываться на сочетании традиционных и сравнительно новых видов и методов привлечения финансовых ресурсов, которые могли бы использоваться как комплексно, так и автономно. К таким инструментам можно отнести: систему государственно-частного партнерства, механизм проектного финансирования, концентрация ресурсов региональной финансово- кредитной системы для осуществления синдицированного кредитования; расширение использования инвестиционных финансовых инструментов, основанных на выпуске собственных ценных бумаг; использование инвестиционных возможностей страховщиков для расширения операций по страхованию жизни и инвестированию резервов в специальные государственные ценные  бумаги; нетрадиционные источники ресурсов.

Таким образом, обеспечение устойчивого социально-экономического развития территории обусловлено с одной стороны за счет формирования и наращивания финансово-инвестиционной инфраструктуры, а с другой – наличия разнообразного финансового инструментария, приемлемого по своим характеристикам для финансово-инвестиционной деятельности региона.

Список литературы:

  1. Боровикова Е.В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. – № 18. – СПС «Консультант Плюс».
  2. Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты // http://www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate
  3. Кириллова, О.С. Экономический потенциал как база оценки налогового потенциала региона  // Финансы и кредит. –2007. – № 6. – С. 44.
  4. Кокурин, Д.И. Инновационная деятельность. – М. : Экзамен, 2001. – С. 126.
  5. Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации. – 23 с. – http: www.region-development.com/documents
  6. Толстолесова Л.А. Финансово-инвестиционный потенциал сырьевых регионов: теория и практика: монография.- Санкт-Петербург: Изд-во Политех. ун-та, 2011.-284с.

References:

  1. Borovikova E.V. Financial capacity as a comprehensive indicator of the effectiveness of fiscal policy [Finansovyi potentcial kak kompleksnyi pokazatel effektivnosti finansovo-biudzhetnoi politiki]. Economic Analysis: Theory and Practice. 2008. № 18. ATP «Consultant Plus».
  2. Study the investment climate regions of Russia: problems and results [Issledovanie investitcionnogo klimata regionov Rossii: problemy i rezultaty]. http://www.raexpert.ru/researches/regions/investclimate
  3. Kirillova, O.S. Economic potential as a base tax capacity estimation region[Ekonomicheskii potentcial kak baza otcenki nalogovogo potentciala regiona]. Finance and credit. 2007. № 6. pp. 44.
  4. Kokurin, D.I. Innovative activity [Innovatcionnaia deiatelnost]. M.: Exam 2001. 126 p.
  5. Improvement concept of regional policy in the Russian Federation [Kontceptciia sovershenstvovaniia regionalnoi politiki v Rossiiskoi Federatcii]. 23 p. http:www.region-development.com/documents
  6. Tolstolesova L.A. Financial and investment potential of the raw regions: theory and practice [Finansovo-investitcionnyi potentcial syrevykh regionov: teoriia i praktika]: a monograph. St. Petersburg: Izd Polytech. University, 2011. 284 p.

Финансы регионов