Главная страница » Публикации » №1 (37) » Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости национальных экономик

Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости национальных экономик

Theoretical-methodological bases of clusters and their role in enhancing the sustainability of national economics

Авторы

Яшева Галина Артемовна
доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории и маркетинга
Витебский государственный технологический университет
editorial-board@yandex.ru
Кунин Владимир Александрович
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и бухгалтерского учёта
Санкт – Петербургский академический университет управления и экономики

Аннотация

Выявлены проблемы устойчивого развития экономик России и Беларуси. Обоснована сущность кластера с точки зрения самоорганизации экономических систем и роль кластеров в устойчивом развитии национальной экономики. Проведён сравнительный анализ различных типов кластеров. Проанализированы кoнкурентные преимущества и выявлены риски участников кластеров.

Ключевые слова

устойчивое развитие экономики, инновационное развитие, инновации, конкурентоспособность, кластер, кластерная политика.

Рекомендуемая ссылка

Яшева Галина Артемовна , Кунин Владимир Александрович

Теоретико-методологические основы кластеров и их роль в повышении устойчивости национальных экономик// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (37). Номер статьи: 3706. Дата публикации: 23.01.2014. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3706/

Authors

Vladimir Kunin
Doctor of economics, associate professor of, professor of «Finance and Financifal Acounting» department
St. Petersburg academic university of management and economics
Iasheva Galina Artemovna
Doctor of economics, associated professor, Head of the Department «Economic theory and marketing»
Vitebsk State Technological University
editorial-board@yandex.ru

Abstract

Problems of sustainable development of economics of Russia and Belarus are revealed.
The essence of the cluster in terms of self-organization of economic systems, the role of clusters in innovative development of national economy is proved. The comparative analysis of various types of clusters is carried out. Competitive advantages and risks of the participants of the clusters are analyzed.

Keywords

sustainable economic development, innovative development, innovation, competitiveness, cluster, cluster policy.

Suggested Citation

Iasheva Galina Artemovna , Vladimir Kunin

Theoretical-methodological bases of clusters and their role in enhancing the sustainability of national economics// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (37). Art. #3706. Date issued: 23.01.2014. Available at: https://eee-region.ru/article/3706/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Достижение устойчивого развития — одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед всеми странами мира. Цель — обеспечить экономический подъем и одновременно защитить ресурсную базу и окружающую среду с учетом интересов будущих поколений. Устойчивость экономического развития представляет собой такое состояние экономики, при котором поддерживается стабильность выходных (конечных) параметров развития производственных, социальных и экономических показателей.

Новая волна технологических изменений существенно усилила роль инноваций в мировом социально-экономическом развитии. Это связано с усилением воздействия науки и техники на все стороны жизни общества, фундаментальными технологическими сдвигами, ведущими к крупномасштабным социально-экономическим и историческим переменам. Соответственно меняется набор основных факторов и источников экономического роста. Важнейшими из них являются научные знания и интеллектуальный капитал, которые становятся главным источником создания конкурентных преимуществ и устойчивого развития социально-экономических систем.

В ответ на глобальные вызовы, начиная с 90-х годов страны Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), страны Европейского Союза, США, Китай, Индия и многие другие приняли кластерную концепцию инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономик.  Масштабы кластеризации в мире возрастают. По данным Кластерной обсерватории в ЕС насчитывается  около 3 тыс. кластеров, в которых занято  примерно 40 % рабочей силы [2]. Доля ВВП США, производимого в кластерах, составляет 61%. Во многих развитых  странах кластерный подход к структурированию экономики, уже является общепризнанным. Так, например, в Японии успешно функционирует 18 крупных кластеров [4, с.40]. Зарубежный опыт свидетельствует об эффективности кластерной политики и ее положительном влиянии на уровень конкурентоспособности экономики. Кластеризацией уже охвачено более 50% экономик  ведущих стран, начинаются процессы кластеризации и в странах постсоветского пространства – России, Латвии, Украине, Таджикистане, Казахстане и др.

Хотя роль кластеров в экономическом развитии и активизации инновационной деятельности отмечалась во  многих экономических исследованиях, однако   в мировой науке пока не сложилась единая теория кластеров. Вопросы, связанные с экономическими кластерами, активно рассматриваются западными учеными-экономистами. Среди них, в первую очередь, необходимо отметить М. Портера, основоположника кластерного подхода. Вклад в разработку данной проблемы внесли также зарубежные экономисты: М. Бест, М. Гулати, А. Гроув, Е. Дахмен, П. Кругман, Е. Лимер, Х. Надви, С. Розенфельд, В. Фельдман,  Х. Шмиц,  О. Солвел, Д. Якобс, Л. Янг и многие другие. В последние годы возрос интерес к кластерному подходу среди ученых-экономистов России и стран ближнего зарубежья. Данной проблемой занимаются: М. Афанасьев, В. Бороненко, М. Войнаренко, В. Евтушенков, С. Лозинский, Е. Лурье, А. Мигранян, Л. Мясникова, А. Олейник, А. Праздничных, В. Третьяк, С. Соколенко, Г. Хасаев, Т. Цихан  и другие.

В Республике Беларусь системные исследования в области кластеров и кластерного подхода не проводились, несмотря на глубокую проработку отдельных аспектов в трудах отечественных ученых. Например, различные типы кластеров рассматривали В.Ф. Байнев, Н.И. Богдан, В.В. Валетко, С.Г. Галуза, А.В. Марков,  И.А. Михайлова-Станюта, М.В. Мясникович, Л. Н. Нехорошева, П.Г. Никитенко, Б. Н. Паньшин, С. Ф.  Пятинкин, Н.Г. Синяк  и др.   Преимущества территориально-производственных комплексов и корпоративно-кластерной структуры экономики обосновывали в своих исследованиях Я.М. Александрович, А.А. Быков, С.С. Полоник, В.В. Пинигин. Исследователи, рассматривая кластеры, отмечают различные аспекты их влияния на экономический рост и повышение эффективности деятельности  субъектов. Существует множество определений понятия «кластер», различные подходы к формированию кластерной политики. При этом отсутствует общепринятая классификация кластеров и единый подход к исследованию и формированию кластерных структур.

В Беларуси и России кластерный подход к инновационному развитию экономики  нашел отражение в Государственных программных документах, а также в Программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ до 2020 года. Так, В Республике Беларусь кластерный подход к экономическому развитию экономики нашел отражение в программных документах –Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы,  Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы, Стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года. Всеми программами предусмотрено к 2015 году создать 7 кластеров.

Такие задачи требуют теоретического осмысления кластеров и разработки теоретико-методологических основ кластерного подхода к устойчивому экономическому развитию национальных экономик.

Таким образом, положительный зарубежный опыт кластеризации, процессы глобализации и усиление международной конкуренции, недостаточная разработанность кластерного механизма устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики  предопределили цель и задачи исследования.

Цель исследования – обосновать возможность повышения устойчивости национальных экономик России и Беларуси на основе реализации кластерной политики.

Задачи исследования:

  • обосновать проблемы устойчивого развития экономик России и Беларуси;
  • определить сущность и проанализировать  типы кластеров в экономике;
  • обосновать роль кластеров в устойчивом развитии национальной экономики;
  • выявить преимущества и риски участников кластерных экономических структур.

Проблемы устойчивого развития экономик России и Беларуси

Анализ показал, что последние восемь лет российский и белорусский ВВП ежегодно увеличивается на 7-9 процентов. Это значительно больше, чем в целом по странам Большой семерки, ежегодный прирост ВВП в которых не превышал 2-3% [9]. Следует отметить, что в связи с мировым финансово-экономическим кризом, в 2009году ВВП во всех странах существенно снизился (таблица 1).

Таблица 1- ВВП на душу населения в Беларуси, России  и в странах-лидерах, долларов, 1990-2011 гг.

Год Беларусь США Россия Китай Япония Германия Франция
1990 1852 22717 3838 359 25390 21669 21381
1991 1847 23232 3767 372 28826 22711 21298
1992 1748 24362 3291 433 31280 25709 23386
1993 1650 25360 3068 549 35705 24800 21999
1994 1457 26686 2734 494 39082 26357 23110
1995 1363 27632 2683 635 42848 30795 26450
1996 1464 28894 2640 740 37704 29647 26361
1997 1372 30366 2734 810 34567 26201 23719
1998 1477 31672 1834 852 31239 26448 24418
1999 1187 33301 1331 890 35314 25880 24089
2000 994 35041 1765 957 37631 22903 21822
2001 1199 35840 2094 1049 33044 22832 21887
2002 1506 36711 2371 1152 31583 24347 23594
2003 1815 38068 2968 1299 34101 29388 28914
2004 2330 40121 4095 1521 36865 33033 32942
2005 3053 42329 5311 1778 36173 33511 34009
2006 3784 44448 6898 2158 34452 35173 35674
2007 4626 46188 9072 2691 34431 40283 40580
2008 6301 46621 11602 3472 38318 43941 44249
2009 5085 45169 8549 3864 39786 40034 40703
2010 5732 46455 10409 4515 43371 40169 39641
2011 5754 47882 13008 5440 46404 43864 42649

Источник: [9]

С 2010 г. начался выход из кризиса, что отмечено во всех странах ростом  ВВП. Что касается Беларуси, то негативным фактором, сдерживающим устойчивое развитие,  является снижение доли в мировом ВВП. Так доля Беларуси в мировом  ВВП снизилась с 0,99 в 2008 г. до 0,78 в 2011 г. [9]. С 2011 года темпы роста ВВП снижаются (2011 г. – 105,5%,  2012 г. — 101,7%) [8].

Важным показателем, отражающим социально-экономическое развитие страны, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).  В состав ИРЧП входят индексы, характеризующие уровень образования, ожидаемую продолжительность жизни (ИОПЖ), ВВП на душу населения. По данным ПРООН в 2012 г. по показателю ИРЧП Россия заняла 55 место среди 187 стран и территорий вместо прежнего 66-го, поднявшись на одиннадцать позиций.  Белоруссия  заняла 50 место, поднявшись на 15 позиций. Если по индексу образования Беларусь и Россия занимают 27 и 28 место в мире соответственно, опережая такие развитые страны, как Японию – 35 место, Израиль – 36 место, то по индексу ожидаемой продолжительности жизни между развитыми странами и двумя славянскими государствами существует значительный разрыв. По данным ПРООН по индексу ожидаемой продолжительности жизни Беларусь и Россия занимают 103 и 114 место в мире, уступая таким государствам, как Белиз, Уругвай и Вьетнам [13] .

В рейтинге конкурентоспособности  по Индексу глобальной конкурентоспособности (ИГК) за 2010-2013гг. по оценке Всемирного экономического форума и НИЦ Мизеса АЦ «Стратегия» Беларусь ухудшила свои позиции на 5 мест  с 93 места в 2011/12 гг. до 98 места в 2013/14 гг., Россия наоборот поднялась с 66 места в 2011/12 гг. до 64 места [14].

Экономический рост России и Беларуси пока не стал инновационным. Факторы инновационности в оценке глобальной конкурентоспособности в Беларуси и России примерно одинаковы и находятся по оценке 2013/14 гг. в Беларуси — на 104 месте из 148 стран, а в России – на 99 месте,  выше на 6 позиций [14].

Источником экономического роста  в наших странах  по-прежнему являются не высокие технологии, а минеральные полезные ископаемые, экспортируемые в развитые страны мира. Так, в 2012 году на минеральные продукты приходилось 71,4% всего российского и 36,0% белорусского экспорта [8, 7] . О сохранении экспортно-сырьевой направленности экономики говорят и низкие расходы на НИОКР. Так наукоемкость ВВП в 2011 г. составила 0,76 [1, с. 63].

Таким образом, анализ выявил общие проблемы в социально-экономическом развитии России и Беларуси: низкий уровень конкурентоспособности экономик; низкая инновационная активность и результативность инновационной деятельности; асимметрии между уровнем развития человеческого капитала и результативностью инноваций.

Одним из инструментов инновационного развития и повышения конкурентоспособности, признанным в мире, являются кластеры. Использование его в качестве метода преодоления  кризисных явлений в сфере науки и технологии, а также устойчивого развития отмечено в межгосударственных документах – в Программе инновационного сотрудничества стран-участниц СНГ до 2020 года, а также в Стратегиях устойчивого развития наших стран на долгосрочную перспективу.

Понятие кластера и типы кластеров в экономике

Генезис кластера включает следующие формы организации экономических систем: «промышленные районы» в Великобритании (которые исследовал А. Маршалл), «фильеры» — технологически связанные секторы во Франции (И. Толенадо и Д. Солье), «кейретцу» (keiretsu) в Японии, «блоки развития» в Швеции (Е. Дахмен), «промышленные кластеры», которые глубоко  исследовал М. Портер [6].

В современной экономической науке хорошо известны и изучены технологические кластеры, под которыми понимаются технопарки, технополисы, научно-технологические центры. Их значение в активизации инновационной деятельности субъектов бесспорно. В представленном исследовании рассматривается совершенно иная форма объединения участников по регионально-отраслевому принципу – кластер товаропроизводителей.

Кластер товаропроизводителей рассматривается  как сетевая структура комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в т.ч. услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.

Кластеры в экономике иногда смешивают со статистическими кластерами. Статистические кластеры, полученные в результате статистического анализа, представляют собой однородные объекты, схожие по определенным признакам.

Кластерные структуры, которые включают разнородные экономические объекты (организации, производственные предприятия, учреждения, организации услуг и др.) и определяются при помощи идентификации субъектов кластера, структурирования кластеров, анализа конкурентоспособности кластера, анализа качества сетевого сотрудничества являются экономическими кластерами.

Расширенная классификация различных типов экономических кластеров приставлена в таблице 2.

Таблица 2 — Типы экономических кластеров

Тип кластера Описание
Формирующийся Состоит из звеньев технологически взаимосвязанных предприятий, иногда разрозненных территориально.
Деятельность ограничена набором типовых функций (добыча ресурсов, обработка, сборка и т. п.).
Применяются современные, но не передовые технологии.
Региональный Пространственная агломерация подобных экономически связанных видов деятельности, формирующая основу местной среды за счет распространения знаний и навыков, способствующая и стимулирующая различные формы обучения и адаптации; характеризуются наличием пространственных связей, и кластеры, как правило, строго детерминированы территориальными границами определенных регионов
Территориально-отраслевой Представляет комплекс разнородных производств, использующих местные ресурсы и объединяющее предприятия и  организации по технологической цепи.
Отсутствует «ключевой» продукт, объединение субъектов не основано на принципе законченного производственного цикла; присутствуют отношения кооперации, нет конкуренции
Использование новых технологий ограничено сферой контроля качества и управления персоналом
Товаропроизводителей
(промышленный)
Сетевая организация комплементарных, территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций (включая специализированных поставщиков, в том числе услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, которая связана отношениями партнерства с местными учреждениями и органами государственного и регионального управления с целью повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и национальной экономики.
Инновационный Географически сконцентрированная группа взаимосвязанных организаций, специализирующихся на генерации и коммерциализации взаимосвязанных инноваций, включающая инновационных компаний-разработчиков и производителей, базирующихся на пятом и шестом технологическом укладе; поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг; группа, действующая вокруг центров идей и научных знаний (научно-исследовательских институтов, вузов, технопарков, бизнес-инкубаторов), взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом в результате синергетического эффекта, дополнительных выгод от внутрикластерной конкуренции и кооперации
Транснациональный сеть производителей, поставщиков, потребителей и других элементов промышленной инфраструктуры двух или более стран, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости
Трансграничный добровольное объединение независимых компаний, ассоциированных институтов, других субъектов трансграничного сотрудничества, которые географически сосредоточены в трансграничном регионе (пространстве); сотрудничают и конкурируют;
специализируются в различных отраслях, связаны общей технологией и навыками и взаимно дополняют друг друга для изготовления совместного продукта или услуги, что в конечном результате дает возможность получения синергических и сетевых эффектов, диффузии знаний и навыков.

Источник: разработка авторов

Высшим типом развития кластеров являются промышленный и инновационный кластеры.

Признаки промышленного кластера: локализация и агломерация предприятий, организаций и общественных институтов, объединенных горизонтальными и вертикальными связями; комплиментарность субъектов; производство «ключевого» товара; присутствие отношений конкуренции и кооперации; развитие неформальных связей и сотрудничества между субъектами кластера, а также партнерства между ними и органами регионального управления; единая инфраструктура и институциональная среда; объединение предприятий вокруг научно-образовательного центра).

Признаки инновационного кластера: значимая (по сравнению с отраслевыми и страновыми показателями) доля инновационной продукции кластера, а также  сформированная инновационная инфраструктура, включающая взаимодействие между собой стейкхолдеров региональной инновационной системы (образовательные учреждения, центры исследований и разработок, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования научным оборудованием, общественные организации, финансовые институты, центры кластерного развития и пр.).

Исходя из сформулированного определения кластера товаропроизводителей, и на основе синтеза некоторых общих закономерностей кластерной структуры в зарубежных исследованиях,  предлагается следующий состав кластера в общем виде (рисунок 1).

Состав кластера в общем виде

Рисунок 1 — Состав кластера в общем виде
Источник: собственная разработка [11, с. 35]

Развитие взаимосвязей в кластере (благодаря локализации и агломерации) создает источник конкурентных преимуществ кластеров – сотрудничество, которое базируется на  длительных формальных и неформальных отношениях и подразделяется на два вида: сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство (ГЧП). Теоретико-методологические основы сетевого сотрудничества и ГЧП рассмотрены в работе Г.А. Яшевой   [10, с. 53-65].

Сетевое сотрудничество и ГЧП в кластере, как социально- экономической системе создают синергетический эффект, который является свойством всех систем и проявляется в различных сферах деятельности субъектов кластера — образовании, научных исследованиях, маркетинге, сбыте, инвестиционной деятельности, производстве, снабжении. Синергетический эффект состоит в том, что факторы инновационного развития (и в целом факторы конкурентоспособности) субъектов кластеров становятся выше, чем факторы не ассоциированных  в кластеры предприятий и организаций.

Таким образом, кластеры являются самоорганизующимися системами, в которых создаются стратегические конкурентные преимущества в развитии человеческого капитала, активизации инноваций, повышении конкурентоспособности продукции при ограниченных в условиях нестабильной внешней среды ресурсах благодаря синергетическому эффекту от сетевого сотрудничества и ГЧП.

Для организационного обеспечения кластеров в мировой экономике используют различные правовые формы объединений участников – промышленные ассоциации, финансово-промышленные группы, государственно-частные партнерства, холдинги и др. Наибольшее распространение за рубежом получила промышленная ассоциация. Характеристика различных институциональных форм организации кластеров представлена в работе автора [12, с. 174-175].

Роль кластеров в устойчивом развитии национальной экономики

Объединение в кластер создает преимущества как для самих субъектов кластера, так и для региональной и национальной экономики в целом. Мировой опыт доказывает роль кластеров в экономическом развитии и повышении конкурентоспособности региональных и национальных экономик, что подтверждается следующими обстоятельствами.

1. Кластеры способствуют активизации  инновационной деятельности, а инновации являются важным фактором повышения конкурентоспособности. Это происходит за счет следующих факторов:

  • накопления в кластерах знаний коммерческого и производственного характера и быстрой диффузии знаний в кластере;
  • создания инноваций благодаря внутренней конкуренции между производителями кластера;
  • ускорения внедрения инноваций в результате сотрудничества между поставщиками и производителями;
  • приобретения новшеств в рамках международного технологического сотрудничества кластеров (СП, франчайзинговые предприятия).

2. Кластеры способствуют росту  ВВП/ВРП и налоговых поступлений в бюджеты в результате:

  • совместных с членами кластера инвестиций, в т.ч. привлечения иностранных инвестиций;
  • привлечения средств местных бюджетов для финансирования инновационных проектов развития технологий и инфраструктуры в рамках проектов государственно-частного партнерства;
  • взаимного кредитования участников кластера, а также взаимных гарантий и поручительств в случае устойчивых долговременных кооперационных связей. В состав кластера могут входить не только промышленные предприятия, но и финансовые и инвестиционные компании, в том числе специализированные инвестиционные банки и  лизинговые компании.

3. Кластеры стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в регионах  за счет:

  • формирования отношений субконтрактинга (аутсорсинга), когда малые и средние предприятия выполняют продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера;
  • открытия новых зон предпринимательства в производственной цепи кластера (цепочке ценностей).

Важнейшим условием эффективного  функционирования кластера является высокий уровень коммуникации между участниками кластера. Участие в кластере даёт его участникам определённые конкурентные преимущества, которые были исследованы и систематизированы  в работе [3, с.39] и представлены в таблице 3.

Преимущества кластеров для основных участников базируются на форме сотрудничества, которая известна в экономической литературе как субконтрактные отношения (субконтрактинг). Как отмечается в [3], субконтрактинг (субконтрактация) — одна из форм производственного (промышленного) аутсорсинга, применяемый промышленными предприятиями для оптимизации производственных процессов. Заключается в том, что одно промышленное предприятие (контрактор) размещает на другом предприятии (субконтракторе) заказ на разработку или изготовление некоторой продукции, или на выполнение технологических процессов в соответствии с требованиями заказчика, позволяющее компании-контрактору выстроить более действенную и эффективную организационную структуру производства.

Исходя из сущности субконтрактинга, в роли контрактора выступает крупное предприятие, а в роли субконтракторов – малое. Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию (контрактору) избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производственных мощностей и сконцентрировать усилия на важнейших задачах — технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы, выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона.

Таблица 3 — Преимущества для участников кластерного образования и преодолеваемые ими проблемы в рамках реализации кластерного проекта

для малого промышленного предприятия

для крупного предприятия

для научно-исследовательских учреждений

для образовательных организаций

для региональных органов власти

  • рост технического уровня производства продукции и услуг, минимизация издержек и, как следствие, повышение конкурентоспособности
  • облегчение доступа к заемному капиталу для развития бизнеса
  • получение новых идей, знаний и технологий
  • развитие взаимодействия между подобными малыми предприятиями
  • заинтересованность поддержки развития бизнеса со стороны органов власти

 

  • концентрация усилий и ресурсов на стратегических направлениях своей деятельности
  • рост производительности труда, снижение товарных запасов и, как следствие, снижение издержек и повышение конкурентоспособности
  • прямой доступ к инновационным идеям
  • эффективная трансформация инвенций в инновации
  • успешная коммерциализация инноваций
  • дополнительные возможности эффективной реструктуризации
  • повышение эффективности управления

 

  • повышение эффективности научно-исследовательской деятельности за счет тесных связей с предприятиями
  • наличие «полигона» для апробирования и внедрения инновационных разработок
  • решение вопросов финансирования научно-исследовательской деятельности
  • более эффективное нацеливание научных проектов на потребности практики за счет обратной связи
  •  привлечение внимания властных структур к своей научно-исследовательской деятельности
  • наличие постоянного заказчика образовательных услуг
  • повышение качества и эффективности образовательного процесса и научной работы за счет привлечения специалистов-практиков и тесного взаимодействия с предприятиями и научно-исследовательскими учреждениями
  • наличие «полигона» для апробации инновационных образовательных идей
  • повышение эффективности производственной практики

 

  • повышение собираемости налогов
  • увеличение объема производства в регионе и производительности труда и, как следствие, повышение притока инвестиций в регион
  • привлечение дополнительных инвестиций для развития инфраструктуры региона
  • повышение уровня качества жизни населения и его покупательной способности и, как следствие, увеличение спроса  и денежных потоков в бюджет

Что это: Использование ресурса   «лобби»??

уменьшение безработицы и социальной напряженности в обществе

  • уменьшение уровня правонарушений и преступности
  • наличие возможностей для выполнения «внутренних» заказов в регионе (в т.ч. связанных с ЖКХ)
  • развитие кооперации
  • повышение устойчивости
  • снижение и распределение рисков
  • выход на крупные рынки, включая мировые
  • расширение возможностей обучения персонала (в т.ч. льготного)

Источник: собственная разработка на основе [3]

Применение субконтрактинга позволяет крупным предприятиям не только снизить издержки, связанные с содержанием недогруженных производств, но и сконцентрировать свои усилия на разработке и выпуске новых инновационных продуктов. Малые предприятия, выступающие в качестве субконтракторов, повышают стабильность получения заказов, и, как следствие, стабильность денежных и товарных потоков. Таким образом, применение субконтрактинга позволяет его участникам решать наиболее болезненные проблемы их деятельности: недогрузку мощностей для крупных предприятий и нестабильность получаемых денежных потоков – для малых. Это обстоятельство повышает гибкость крупного бизнеса, сотрудничающего с малым бизнесом на условиях субконтрактинга, и даёт крупным промышленным предприятиям возможность использовать малые предприятия в качестве экспериментальной площадки для отработки инновационных идей.

Основной проблемой, тормозящей внедрение субконтрактинга в практику промышленного предпринимательства, является  необходимость обеспечения малыми предприятиями – субконтракторами требований международных стандартных качества и прохождения ими дорогостоящей процедуры международной сертификации качества. В этой связи весьма интересен опыт Санкт – Петербурга, где Комитет экономического развития города в рамках программы поддержки малого предпринимательства берёт на себя 50% расходов по международной сертификации малых предприятий – субконтракторов.

Необходимо также отметить, что, участие в промышленном кластере и применение субконтрактинга сопровождаются частичным переносом рисков одних субъектов предпринимательской деятельности на другие субъекты, что должно учитываться при  управлении рисками предпринимательских структур, участвующих в субконтрактных отношениях.

Для крупных предприятий, входящих в состав кластера и работающих с предприятиями малого бизнеса на условиях субконтрактинга, необходимо учитывать риски поставки некачественных комплектующих.  В целях снижения указанных рисков важно с одной стороны обеспечить сертификацию продукции по международным стандартам качества малых  производственных предприятий, сотрудничающих с крупными предпринимательскими структурами,  а с другой стороны, обеспечить жёсткий входной контроль качества, получаемых   субконтрактором комплектующих изделий.

Для малых предприятий, входящих в состав кластера и работающих с крупными предприятиями на условиях субконтрактинга, характерны повышенная зависимость от изменения рыночной конъюнктуры и ужесточение конкуренции на рынке продукции. В целях снижения рисков, порождаемых этой зависимостью, малые предприятия должны диверсифицировать свою хозяйственную  деятельность, чему может способствовать участие в кластере.

Несмотря на преимущества кластеров, следует отметить дополнительные  риски участников кластерных проектов. К таким рискам для региональных и федеральных органов власти Министерством экономического развития Российской Федерации были отнесены [5]:

  • риски выбора ошибочных приоритетов финансирования мероприятий кластерной политики из бюджетных источников;
  • риск недостаточной координации деятельности при реализации кластерных проектов на федеральном, региональном и местном уровнях;
  • риск недостаточного участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в реализации кластерных проектов;
  • риск неэффективности мониторинга реализации кластерной политики,  вследствие отсутствия четкой системы показателей оценки их эффективности.

Для снижения негативного влияния рисков, на государственном уровне в России и Беларуси целесообразно разработать кластерную политику, а также механизм ее реализации.

Заключение.

В результате проведенного исследования выявлены проблемы в социально-экономическом развитии России и Беларуси: замедление темпов роста ВВП; низкая доля Беларуси в мировом  ВВП; низкий уровень конкурентоспособности экономик; низкая инновационная активность и результативность инновационной деятельности; не инновационные источники экономического роста.

Для обеспечения устойчивого развития национальных экономик в посткризисный период  целесообразно использовать кластерный подход. Кластеры являются самоорганизующимися системами, в которых создаются стратегические конкурентные преимущества благодаря синергетическому эффекту от сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. Кластеры способствуют росту  ВВП/ВРП и налоговых поступлений в бюджеты, экспорта, стимулируют развитие малого и среднего бизнеса в регионах. Благодаря эффекту самоорганизации, кластеры способствуют восстановлению параметров экономической системы, нарушенных негативным воздействием (например, кризисов, международной конкуренцией и другими факторами).

Важным следствием развития кластерных инициатив является укрепление связи вузов с производственными предприятиями, что должно способствовать практической нацеленности высшего образования и научных разработок вузовской науки. Участие в кластере даёт важные  конкурентные преимущества его участникам и, вместе с тем требует учёта дополнительных рисков, выявленных в настоящем исследовании.

Использование преимуществ кластеров для обеспечения устойчивого развития национальных экономик России и Беларуси требует разработки и реализации кластерной политики.

Библиографический список

  1. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: статистический сборник – 2012. – Национальный  статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Источник доступа: http://www. belstat.gov.by.
  2. Кластерная обсерватория в ЕС. Сайт ЕС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.clusterobservatory.eu  – Дата доступа: 09.01.2014.
  3. Кунин В.А., Александрова Е.А. Анализ зарубежного опыта поддержки малого предпринимательства //Российское предпринимательство. 2011. —  №1.  – С.36 -43.
  4. Кунин В.А., Александрова Е.А. Управление развитием малого промышленного  предпринимательства  // Экономика и управление. – 2010.- № 2 –  С.35 – 41.
  5. Министерство экономического развития РФ. Методические рекомендации  по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации, декабрь 2008.
  6. Портер, М. Конкуренция / М. Портер: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 Министерство экономического развития РФ. Методические рекомендации  по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. — 495 с.
  7. Российский статистический ежегодник – 2012. – Росстат. [Электронный ресурс]. – 2013. – Источник доступа: http:// www.gks.ruy.
  8. Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2011. – Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. –  Дата доступа: 10.01.2012.
  9. Сайт Института экономики и права Ивана Кушнира.  [Электронный ресурс]. – 2013. – Источник доступа:http://www.be5.biz/makroekonomika/gdp/gdp_belarus.html#2
  10. Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: монография. – Витебск: УО «ВГТУ», 2010. – 373с.
  11. Яшева Г.А. Кластеры в  белорусской экономике // Наука и инновации. — 2012. — № 8 (114). — С. 34—36.; № 9 (115). — С. 4—20.
  12. Яшева Г. А. Обоснование кластерного подхода к  повышению эффективности  регионального производства // Вестник Витебского государственного технологического университета. – 2012. — № 23, С. 171-181.
  13. Human Development Report  2013 «The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World». 2013. Mode of access:  http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_EN_complete.pdf.
  14. The Global Competitiveness Index 2012-2013 rankings. 2012.  The Global Competitiveness Index 2013-2014 rankings. 2013.  World Economic Forum [Electronic resource]. 2013. Mode of access:  http://www3.weforum.org/.

References:

  1. Science and Innovation in the Republic of Belarus: statistical compilation – 2012 [Nauka i innovatcionnaia deiatelnost v Respublike Belarus: statisticheskii sbornik – 2012]. National Statistical Committee of the Republic of Belarus. 2012. Source access: http://www. belstat.gov.by.
  2. Cluster Observatory in the EU [Klasternaia observatoriia v ES]. EU website [electronic resource]. Source access: www.clusterobservatory.eu.  Date of access: 09.01.2014.
  3. Kunin V.A., Aleksandrova E.A. Analysis of foreign experience of small business support [Analiz zarubezhnogo opyta podderzhki malogo predprinimatelstva]. Russian entrepreneurship. 2011. №1. 36 -43 pp.
  4. Kunin V.A., Aleksandrova E.A. Management of small industrial business development [Upravlenie razvitiem malogo promyshlennogo  predprinimatelstva] // Economics and Management. 2010. № 2. P. 35 – 41.
  5. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Methodological recommendations on implementation of cluster policy in subjects of the Russian Federation [Upravlenie razvitiem malogo promyshlennogo  predprinimatelstva], December, 2008.
  6. Porter, M. Competition [Konkurentciia]: translation from English. M.: Publishing house «Williams», 2002. — 495 p.
  7. Russian statistical Yearbook 2012. [Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik – 2012]. 2013. Source access: http:// www.gks.ruy.
  8. Ministry of Statistics and Analysis Republic of Belarus [Ministerstvo statistiki i analiza Respubliki Belarus]. Minsk, 2011. Source access: http://www. belstat.gov.by.  Date of access: 10.01.2012.
  9. Site of the Institute of Economics and Law Ivan Kushnir [Sait Instituta ekonomiki i prava Ivana Kushnira]. 2013. Source access: http://www.be5.biz/makroekonomika/gdp/gdp_belarus.html#2.
  10.  Iasheva G.A. Cluster concept of increasing the competitiveness of enterprises in the context of the network of cooperation and public-private partnership [Klasternaia kontceptciia povysheniia konkurentosposobnosti predpriiatii v kontekste setevogo sotrudnichestva i gosudarstvenno-chastnogo partnerstva]: monograph. Vitebsk: VSTU, 2010. 373p.
  11. Iasheva G.A. Clusters in the Belarusian economy [Klastery v  belorusskoi ekonomike]. Science and innovations. 2012. № 8 (114). С. 34—36, № 9 (115). P. 4—20.
  12. Iasheva, G. A. Justification cluster approach to improve the efficiency of regional production [Obosnovanie klasternogo podkhoda k  povysheniiu effektivnosti  regionalnogo proizvodstva]. Vestnik of Vitebsk State Technological University. 2012. № 23. P. 171-181.
  13. Human Development Report  2013 «The Rise of the South: Human Progress in a Diverse World»  [Electronic resource]. – 2013. – Mode of access:  http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_EN_complete.pdf.
  14. The Global Competitiveness Index 2012-2013 rankings. 2012.  The Global Competitiveness Index 2013-2014 rankings. 2013.  World Economic Forum [Electronic resource]. – 2013. – Mode of access:  http://www3.weforum.org/.

Еще в рубриках

Республика Беларусь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *