Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (37), 2014

Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Приморском крае

Current situation and perspectives of the innovative activity in Primorsky region

Авторы


доцент кафедры менеджмента
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
natvakhr@mail.ru

Аннотация

В статье осуществлен анализ уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае и предложены возможные направления ее активизации. На основе оценки уровня развития инновационной деятельности в Приморском крае предложены направления стимулирования инновационной активности в регионе, среди которых: создание новых и повышение активности существующих организаций инновационной инфраструктуры; развитие институтов венчурного финансирования; совершенствование регионального законодательства в сфере инноваций; расширение практики использования форм государственно-частного партнерства.

Ключевые слова

инновационная экономика; регион; региональная инновационная система; инновационная активность; программно-целевые методы.

Рекомендуемая ссылка
Рукавицына Мария Николаевна
Состояние и перспективы развития инновационной деятельности в Приморском крае// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (37). Номер статьи: 3702. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3702/
Authors

Rukavitcyna Mariia Nikolaevna
Аssociate Professor of Management
Vladivostok State University of Economics and Service
natvakhr@mail.ru

Abstract

The article deals with identification and assessment of current situation of the innovative activity in Primorsky region and suggestion the deployment directions. The following directions are suggested based on the assessment of innovative activity in Primorsky region: creation of new units of innovative infrastructure and development of existent innovative infrastructure units; venture financing development; regional innovative legislation improvement; further implementation of state-private partnerships.

Keywords

nnovative economy; region; regional innovative system, innovative activity; target-oriented method.

Suggested Citation
Rukavitcyna Mariia Nikolaevna
Current situation and perspectives of the innovative activity in Primorsky region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (37). Art. #3702. Date issued: 2014-01-25. Available at: http://eee-region.ru/article/3702/

Print Friendly, PDF & Email
Современные процессы социально-экономического развития Российской Федерации оказывают существенное влияние на пространственную и субъектную структуру экономики и взаимосвязи между ее элементами. В условиях становления инновационной экономики происходит смещение акцентов инновационного развития на уровень регионов, возрастает их роль как самостоятельных экономических агентов, активно участвующих в деятельности отечественных и зарубежных рынков инноваций. Новая пространственная стратегия социально-экономического развития страны направлена на активизацию традиционных и создание новых «точек» инновационного роста с учетом экономико-географической специфики субъектов РФ и их инновационного потенциала.[1] Решение этих задач, как доказано мировой практикой, возможно путем создания региональной инновационной системы как совокупности особых  институтов и механизмов активизации и регулирования инновационных процессов на уровне региона. К основным направлениям создания инновационной системы субъекта РФ относятся:

  • формирование региональной инновационной стратегии, включая межведомственное и межрегиональное взаимодействие;
  • создание благоприятной экономической и правовой среды для деятельности инновационных компаний;
  • формирование инфраструктуры инновационной деятельности;
  • создание механизмов мониторинга инновационной деятельности;
  • развитие кооперации между научными организациями и промышленностью;
  • совершенствование механизмов государственной поддержки коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок. [6]

Важным инструментом в вопросе формирования региональной инновационной системы являются программно-целевые методы, позволяющие осуществить системный подход к решению поставленной задачи, обеспечивая интеграцию системы целей, механизмов распределения ресурсов и организационных форм реализации программы, а также системы контроля и оценки эффективности ее реализации.

В настоящее время в процессы построения собственной инновационной системы вовлечены большинство субъектов РФ, к числу лидеров можно отнести Республику Татарстан, г. Москва и Московскую область, г. Санкт-Петербугрг, Калужскую область, Воронежскую область, Томскую область, Пермский край. Это регионы с наиболее развитой производственной и финансовой инфраструктурой, сильным научным и образовательным потенциалом. При этом интересен опыт регионов «второго» эшелона, т.е. имеющих средний уровень инвестиционной привлекательности и инновационной активности, к которым относится и Приморский край.

Приморский край, входящий в состав Дальневосточного федерального округа (ДФО), по данным Госкомстата за 2011 г. занимает второе место по производству валового регионального продукта (ВРП) среди субъектов округа и 25 место среди субъектов Федерации, производя 1,2% от общероссийского объема ВРП, с  темпом роста 107% (по сравнению с 2010 г.).[7] Преобладающими отраслями в структуре ВРП за анализируемый период  являлись строительство, пищевая промышленность, электроэнергетика, добыча угля, судоремонт, горнодобывающая, рыбная, лесная и лесоперерабатывающая промышленности, транспорт и связь, оптовая и розничная торговля. Перспективы развития инновационного потенциала Приморского края определяются такими факторами как географическое положение (близость со странами-экономическими лидерами Азиатско-тихоокеанского региона), запасы природных ресурсов, высокий научно-технический и образовательный потенциал (наличие на территории края институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук и высших учебных заведений федерального и регионального уровня).

Основой реализации эффективной политики Администрации Приморского края, направленной на повышение конкурентоспособности экономики края, как центрального российского региона в АТР и обеспечения высокого качества жизни населения, является «Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.» (далее – Стратегия).
К основным задачам развития Приморского края, согласно Стратегии, относятся:

  • повышение производственно-технологического статуса российского Приморья и эффективности использования ресурсов Тихого океана с целью развития собственной экономики;
  • формирование устойчивых экономических связей промышленных и сырьевых районов Сибири и Дальнего Востока с участниками азиатского рынка за счет эффективного использования потенциала Приморского края;
  • приведение транспортной системы Приморья в соответствие с требованиями к общей транспортной системе стран АТР;
  • формирование на базе г. Владивостока крупного российского политического, экономического и культурного центра в АТР;
  • развитие и капитализация культурных и образовательных ресурсов Приморского края.

С целью достижения поставленных задач разработан целевой сценарий развития, включающий следующие приоритетные направления развития экономики края:

  • развитие кластера по транспортировке и глубокой переработке углеводородного сырья;
  • развитие транспортно-логистического кластера;
  • развитие рыбохозяйственного кластера:
  • формирование Владивостокской агломерации;
  • развитие инновационной деятельности;
  • развитие энергопроизводственного кластера.[3]

Таким образом, в названном программном документе учтено, что получение реальных экономических и социальных выгод в виде позитивного структурного развития хозяйственного комплекса края неразрывно связано с развитием инновационной деятельности. Приоритетными направлениями развития инновационной деятельности в Приморском крае, согласно Стратегии, являются создание инновационной инфраструктуры, особое место в которой отводится сети технологических парков и исследовательских центров, ориентированных на создание и передачу новых знаний из области науки в производство, внедрение и реализацию наукоемкой продукции; создание научно-образовательного центра федерального значения (Дальневосточного федерального университета); формирование благоприятного инвестиционного климата; развитие института венчурного финансирования как системообразующего элемента инновационной деятельности.

Подчеркнем, что Стратегия увязывает развитие традиционных, являющихся основой регионально-хозяйственного комплекса, отраслей экономики и располагаемых финансово-бюджетных ресурсов с формированием новых отраслей экономики региона, обеспечивающих в среднесрочной перспективе инновационный, многоотраслевой и сбалансированный характер ее развития.
В деятельности по инновационному развитию края очень важна реализация Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 гг.». Данная программа нацелена, в частности, на предоставление государственной поддержки субъектам инновационной деятельности за счет средств федерального и краевого бюджета.[5]

Одним из важных этапов активизации инновационной деятельности является создание региональной организационно-правовой базы, регулирующей и стимулирующей научно-техническую и инновационную деятельность. Первым шагом в этом направлении является принятие в 2008 г. Закона «Об инновационной деятельности в Приморском крае». В настоящее время ведется работа по совершенствованию данного правового акта.

Оценивая нынешнее состояние инновационной деятельности Приморского края как результат усилий и взаимодействия органов власти, бизнеса, а также научных и образовательных учреждений, представляется возможным сделать вывод о положительной динамике развития. Так, в 2011 г. доля инновационных предприятий (осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации) составляет 11,5% (в 2010 – 7,5%) от общего количества предприятий края и  этот показатель является пятым среди других субъектов ДФО (после Магаданской области, Хабаровского края, Камчатского края, Чукотского АО), что несколько выше среднего показателя по ДФО и среднероссийского (11,2% и 10,4% соответственно). [7]

Наибольший уровень инновационной активности наблюдается у предприятий государственной формы собственности (федеральной, региональной и муниципальной) – 22,6%, рост по сравнению с 2010 г. составил 11,2%. Несколько ниже инновационная активность у предприятий частной формы собственности – 10,1%, однако также зафиксирован рост этого показателя по сравнению с предыдущим годом на 2,2%. Преобладающее число инновационно-активных предприятий функционируют в сфере промышленного производства (50,1%), среди которых производители электрооборудования,  электронного и оптического оборудования, предприятия связи, производители пищевых продуктов. Данные 2011 г. не прерывают сложившийся тренд – наиболее внедряемыми инновациями являются технологические (в том числе продуктовые и процессные), на втором месте – организационные, на третьем – маркетинговые. Величина затрат на технологические инновации в 2011 г. составила 2415,8 млн. руб., что выше аналогичного показателя в 2010 г. на 151,5%. Численность персонала, занятого в научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделениях предприятий возросло с 767 чел. в 2010 г. до 3262 чел. в 2011 г. Вместе с этим удельный вес инновационной продукции в общем объем произведенной в крае продукции (работ, услуг) составляет 1,5%.[4]

Важную роль в развитии региональной инновационной системы края, как показывает мировая практика, играют высшие учебные заведения.[2] В настоящее время в Приморском крае сосредоточены 7 ВУЗов, а также их филиалы. Одним из направлений реализации инновационного вектора развития края стало создание Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), реализующего модель образовательно-исследовательского инновационного университета. Наряду с традиционными для ВУЗа функциями (образовательная, научно-исследовательская, воспитательная и т.д.) университет в сферу его деятельности входят такие, как инновационно-венчурная, предпринимательская, кластерная. Так, при взаимодействии научных школ университета, крупных предприятий и научно-исследовательских организаций региона ведется работа по созданию пяти научно-образовательных инновационных кластеров в области нанотехнологий («Тихоокеанский центр нанотехнологий»), биомедицины, энергосберегающих технологий (Технопарк в сфере высоких технологий), освоения ресурсов мирового океана (Морской биотехнопарк «Островной»).

Среди инновационных проектов, реализуемых с участием ДВФУ, выделяются проект по организации высокотехнологичного инновационного производства зданий и сооружений, организованный совместно с ОАО «Приморсклеспром», в рамках которого предусмотрено создание научно-производственного объединения в составе домостроительного комбината и конструкторско-технологического бюро, а также проект по разработке интеллектуального автономного необитаемого робототехнического комплекса, реализуемый на партнерских началах с ОАО «Дальневосточный завод «Звезда»».

Свой вклад в развитие региональной инновационной инфраструктуры вносят и региональные ВУЗы. Так, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС), позиционирующий себя как предпринимательский университет, реализует стратегию интеграции с бизнес-сообществом в соответствии с инновационными потребностями региональной экономики и предпринимательства. Информационные и телекоммуникационные системы и технологии, организационно-управленческие инновации, рациональное природопользование, биомедицинские технологии, основанные на биоресурсах региона, являются приоритетными сферами инновационной деятельности университета. Индикаторами уровня инновационной активности ВГУЭС за 2010-2011 гг. являются такие показатели, как количество полученных патентов и свидетельств – 18; количество лицензионных договоров на право пользования результатов интеллектуальной деятельности, заключенных между ВГУЭС и малыми инновационными предприятия – 6; количество госконтрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «У.М.Н.И.К» — 7; количество контрактов, заключенных по результатам конкурсов программы «СТАРТ» — 6; количество зарегистрированных малых инновационных предприятий – 9. На базе университета создан и функционирует инновационный бизнес-инкубатор, осуществляющий организационную, техническую и правовую поддержку инновационных инициатив студентов и преподавателей. К числу других элементов инновационной инфраструктуры университета относится «Бюро интеллектуальной собственности», деятельность которого направлена на формирование системы управления интеллектуальной собственность ВГУЭС, а также выявление и внедрение в хозяйственный оборот коммерчески перспективных инновационно-ориентированных результатов интеллектуальной деятельности.[8]

Анализ статистических данных, касающихся уровня инновационной активности Приморского края, указывает на то, что ситуация в этой сфере не в полной мере соответствует сложившемуся инновационному потенциалу региона. Однако, следует отметить, что большинство амбициозных проектов инновационного развития края рассчитаны на среднесрочную и долгосрочные перспективу и наметившиеся положительные тенденции в процессе построения региональной инновационной системы демонстрируют действенность выбранной стратегии развития.

С целью придания функциональной полноты реализации инновационной политики Приморского края, как представляется, необходима реализация следующих мер:

  • создание новых и повышение эффективности существующих элементов инновационной инфраструктуры региональной инновационной системы;
  • развитие института венчурного финансирования;
  • более активное использование всех форм государственно-частного партнерства в сфере развития инновационного сектора;
  • совершенствование краевого законодательства в области инновационной деятельности.

Решение этих задач позволит создать инновационную систему Приморского края, обеспечивающую взаимосогласованное развитие всех ее элементов в целях перехода экономики края на инновационный путь и достижения устойчивого социально-экономического развития.

Список литературы:

  1. Васин В.А., Миндели Л.Э. Пространственные аспекты формирования и развития национальной инновационной системы // Инновации. 2011. №11(157). С. 24-34.
  2. Клюев А.К. Программы инновационного развития региона и университетов: поиск соответствия [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (дата обращения 02.06.2013)
  3. О стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 г.: закон Приморского края от 20.10.2008 №324 КЗ: принят Законодательным собранием Приморского края 02 октября 2008. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  4. Об инновационной деятельности в организациях Приморского края. 2012: Аналитическая записка/Приморскстат, 2012. 49 с.
  5. Об утверждении государственной программы Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 2013-2017 годы: постановление Администрации Приморского края от 07.12.12 №382-па. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
  6. Роль субъектов Федерации в формировании модели развития экономики России/Отв. ред. Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 232 с.
  7. Федеральная служба государственной статистики [официальный сайт]. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science/#  (дата обращения 01.06.2013)
  8. Черная И.П., Крюков В.В., Латкин А.П. Задачи социального развития Дальневосточного региона и приоритетные направления деятельности ВГУЭС // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. №5(18). С.5-13.

References

  1. Vasin V.A., Mindeli L.E. Spatial aspects of the formation and development of the national innovation system  [Prostranstvennye aspekty formirovaniia i razvitiia natcionalnoi innovatcionnoi sistemy], Innovatons  n. 11(2011): 24-34
  2. Kliuev A.K. Program of innovative development of region and university: search of compliance[Programmy innovatcionnogo razvitiia regiona i universitetov: poisk sootvetstviia]. http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/12/1214795221/2010-1-4.pdf (accessed 02.06.2013)
  3. On the strategy of socio-economic development of Primorsky Territory until 2025: the law of the Primorsky Territory 20.10.2008 № 324 BB: adopted by the legislative assembly of Primorsky Krai October 2, 2008. [O strategii sotcialno-ekonomicheskogo razvitiia Primorskogo kraia do 2025 g.: zakon Primorskogo kraia ot 20.10.2008 №324 KZ: priniat Zakonodatel-nym sobraniem Primorskogo kraia 02 oktiabria 2008]. Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  4. On innovation activities in organizations of Primorsky Krai. 2012: Policy Brief [Ob innovatcionnoi deiatelnosti v organizatciiakh Primorskogo kraia. 2012: Analiticheskaia zapiska]. Vladivostok. 2012. p. 49
  5. On approval of the state program of Primorsky Territory «of economic development and innovation economy Primorsky Territory» for the years 2013-2017: the resolution of the Primorsky Territory Administration from 07.12.12 № 382-pa. [Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Primorskogo kraia «Eko-nomicheskoe razvitie i innovatcionnaia ekonomika Primorskogo kraia» na 2013-2017 gody: postanovlenie Administratcii Primorskogo kraia ot 07.12.12 №382-pa.]. Access from inquiry-legal system «Konsul’tatnt pljus»
  6. Role in the formation of the Federation model of economic development in Russia [Rol subektov Federatcii v formirovanii modeli razvitiia ekonomiki Rossii]. Ed. E.M. Bukhvald, A.V. Vilenskii sia Moscow. 2009. 232 p.
  7. Federal State Statistics Service [Federalnaia sluzhba gosudarstvennoi statistiki [official site]]. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/science  (accessed 01.06.2013)
  8. Chernaia I.P., Kriukov V.V., Latkin A.P.  Social development objectives of the Far East region and priorities VSUES [Zadachi sotcialnogo razvitiia Dalnevostochnogo regiona i prioritetnye napravleniia deiatelnosti VGUES]. Vladivostok. n. 5 (2012): 5-13

Инвестиции и инновации