Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (36), 2013

Вопросы типологии инноваций с учетом развития инфраструктуры промышленного кластера

Typology issue of innovation in industrial cluster infrastructure

Авторы


аспирант
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина
alexbul.85@mail.ru


кандидат экономических наук, доцент
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина


аспирант
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н.Ельцина

Аннотация

В современных российских условиях кластерная форма организации хозяйственного взаимодействия предприятий и организаций является наиболее эффективной. В данной работе уточнена типология инноваций, учитывающая развитие инфраструктуры промышленного кластера, в основе которой лежит гипотеза давления рыночного спроса. Также авторами обоснована необходимость выделения инфраструктурных инноваций в отдельный тип для лучшей идентификации и снижения рисков, связанных с такими инновационными проектами.

Ключевые слова

инновации, кластер, инфраструктура, гипотеза давления рыночного спроса, добавленная стоимость.

Рекомендуемая ссылка
Буланов Алексей Юрьевич , Мезенцева Ольга Владимировна , Мезенцева Анна Владимировна
Вопросы типологии инноваций с учетом развития инфраструктуры промышленного кластера// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (36). Номер статьи: 3603. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3603/
Authors

Bulanov Aleksei Iurevich
graduate student
The Ural federal university named after the first president of the Russia B.N.Eltsin
alexbul.85@mail.ru

Mezentceva Olga Vladimirovna
associate professor
The Ural federal university named after the first president of the Russia B.N.Eltsin

Mezentceva Anna Vladimirovna
graduate student
The Ural federal university named after the first president of the Russia B.N.Eltsin

Abstract

This paper looks at clusters. Clustering, the grouping of firms in close geographic proximity to one another, can enhance the performance of affiliated firms by providing access to complementary resources. The cluster is effective form of firm economic relationship in Russian economy. Also authors offer an original typology of innovations considering development of an infrastructure industrial cluster. This one is founded on Demand Pull Hypothesis. The results indicate necessity of allocation of infrastructural innovations for separate type for the best identification and decrease the innovative project risks.

Keywords

Innovation, Cluster, Infrastructure, Demand Pull Hypothesis, Added value.

Suggested Citation
Bulanov Aleksei Iurevich , Mezentceva Olga Vladimirovna , Mezentceva Anna Vladimirovna
Typology issue of innovation in industrial cluster infrastructure. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (36). Art. #3603. Date issued: 2013-10-27. Available at: http://eee-region.ru/article/3603/

Print Friendly, PDF & Email
В последние 20–25 лет в целом ряде стран накоплен опыт успешного стимулирования инновационного развития в рамках кластерных промышленных систем (Скандинавские страны, Италия, Германия, Франция, Австралия, Япония, Южная Корея, Сингапур, Бразилия, Словения, Канада и др.). В современной литературе по инновациям и способам их внедрения в производство широко признано существенное значение кластеров для упрочения технологических взаимосвязей между отраслями.

Основоположником кластерной концепции развития производственных сетей является М. Портер, который описал идеальный тип кластера.

Кластер — это группа близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса, характеризующихся общностью направлений деятельности и дополняющих друг друга. [1]

По определению свободной энциклопедии кластер (в экономике) (англ. cluster) — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг; инфраструктуры; научно-исследовательских институтов; ВУЗов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.

Эффективность технологических и производственных процессов в рамках промышленного кластера во многом обусловлено развитостью инфраструктуры его производственных предприятий. При этом под инфраструктурой промышленного кластера понимается совокупность технологий используемых на рынке для эффективного обращения товарно-материальных ценностей, материализованная в различных технических средствах, институтах, нормах и правилах.

Учитывая огромную роль инфраструктуры в промышленном кластере, можно сделать вывод, что инновации в инфраструктуре, развивающие её, обеспечивают рост развития промышленного кластера в целом  и могут быть выделены в отдельную категорию инноваций.

Таким образом, мы можем выделить ещё один тип инноваций, в зависимости от принадлежности к структурным элементам кластера. Инновации можно подразделить на производственные и инфраструктурные, рисунок 1.

Инновационная деятельность в экономике объясняется двумя гипотезами. Согласно первой – в основе этого процесса лежит технологический толчок, а второй – давление рыночного спроса. Гипотеза технологического толчка основана на идее автономного развития науки, не придающей значения обратной связи между экономической средой и направленностью технического прогресса [2].  Близкой к данной гипотезе является гипотеза экономического эффекта, взаимоувязывающая изобретательскую активность и частоту последующих инноваций. Действительно, развитие научной мысли относительно независимо от практики, и выражается в виде смены научных парадигм. Ретроспективный анализ развития науки позволяет констатировать: в мире произошли четыре научные революции, а в техническом базисе промышленно развитых стран последовательно сменились четыре технических уклада.

Инфраструктурные инновации промышленного кластера

Рис. 1 Инфраструктурные инновации промышленного кластера

В то время как гипотеза давления рыночного спроса увязывает рост инновационных возможностей экономики с требованиями рынка, с появлением новых отраслей и реконструкцией старых (К. Фридман, Дж. Кларк, Л. Суто, К. Оппенлендер). Японский экономист Т. Коно считает, что существует четыре источника идей, на которых основываются инновации: потребности рынка; возможности науки; потребности и политика компаний; подражание действующим компаниям [3,4].

В подтверждение гипотезы давления рыночного спроса американские исследователи различают два рода факторов, влияющих на эффективность инновационной деятельности: «подтягивание спросом» (demand push) – экономический стимул и «технологическое подталкивание» (technology pull) – осознание новых технических возможностей. Удельный вес каждого из этих факторов по их данным составляет соответственно 74% и 22% [5].

В связи с вышеизложенным выделение инфраструктурных инноваций в качестве отдельного типа является наиболее уместным, так как именно данный тип инновации в наибольшей степени соответствует гипотезе рыночного спроса.

Во-первых, развитие инфраструктуры промышленного кластера, исходя из самого понятия инфраструктуры, происходит параллельно с развитием технологии и производственных возможностей кластера.

Во-вторых, развитие инфраструктуры промышленного кластера а, следовательно, появление инноваций в ней, происходит в значительной степени под давлением рыночных факторов и зависит от состояния рынка в конкретный момент времени.

В-третьих, появление инфраструктурных инноваций возможно только в том случае, если усовершенствованный бизнес-процесс будет генерировать добавленную стоимость, что в последствие создаст возможность для возникновения самостоятельного инновационного бизнеса в инфраструктуре промышленного кластера (Рисунок 2).

Другим немаловажным аспектом развития инновационной деятельности являются вопросы ее финансирования. И здесь снова выделение инфраструктурных инноваций как отдельного типа позволяет обобщить некоторые особенности их финансирования. Поскольку инфраструктурные инновации возможны только при получении добавленной стоимости, этот факт упрощает процесс прогнозирования потенциального дохода и уровня риска инновационного проекта (таблица 1).

Источники добавленной стоимости при реализации инфраструктурных инноваций

Рис. 2. Источники добавленной стоимости при реализации инфраструктурных инноваций

Также важно выделить особенности инновационных проектов стадий «посев» и «старт-ап», получающих инвестиции бизнес-ангелов и венчурных фондов [6]:

  • острая необходимость во внешних инвестициях на ранних стадиях роста;
  • соотношение «высокая прибыль — высокие риски»;
  • ориентация не на быстрые дивиденды, а на продажу доли в компании через несколько лет и фиксацию прибыли через рост капитализации;
  • роль команды и нематериальных активов в качестве основных активов;
  • ориентация проекта на быстрорастущий рынок.

Таблица 1 — Взаимосвязь типа инновации и уровня риска инновационной деятельности

Параметр Значение параметра для инновационной деятельности в производственных подразделениях промышленного кластера Значение параметра для инновационной деятельности в инфраструктуре промышленного кластера
Гипотеза развития инновационной деятельности Технологический скачок Давление рыночного спроса
Вид инновации Производственные, технологические Инфраструктурные
Уровень риска Высокий Относительно низкий
Уровень инвестиционных затрат Высокий Относительно низкий
Перспективы роста стоимости инновационного предприятия Слабо поддаются измерению Вероятны

Именно на основе инфраструктурных инноваций возможно создать бизнес отвечающий вышеперечисленным критериям, так как предложение инновационного продукта в виде услуги и позволяет со сравнительно минимальными затратами получить быстрый рост стоимости инновационного предприятия и снизить риски выхода из проекта.

Список литературы:

  1. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
  2. Яковец Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы. М.: ИЭ РАН, 1996. 280 с.
  3. Конно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987. 260 с.
  4. Анчишкин А.И. Наука – техника – экономика. М.: Экономика, 2005. 280 с.
  5. Gregory F. Nemet. Demand-pull, technology-push, and government-led incentives for non-incremental technical change // Research Policy Volume 38 Febrary 2009, Pages 700-709
  6. Каширин А.И. Инновационный бизнес: венчурное и бизнес-ангельское инвестирование: учеб. пособие. / А.И.Каширин, А.С. Семенов М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2010. 260 с.

References:

  1. Porter M. International competition [Mezhdunarodnaia konkurentciia]. М: International relations, 1993. 896 p.
  2. Iakovetc Iu.V. Economy of Russia: changes and prospects [Ekonomika Rossii: peremeny i perspektivy]. М : IE the Russian Academy of Sciences. 1996. 280 p.
  3. Konno T. Strategy and structure of the Japanese enterprises  [Strategiia i struktura iaponskikh predpriiatii]. М : Progress, 1987. 260 p.
  4. Anchishkin A.I. Science – technology – economy [Nauka – tekhnika – ekonomika]. М: Economy, 2005. 280 p.
  5. Gregory F. Nemet. Demand-pull, technology-push, and government-led incentives for non-incremental technical change//Research Policy Volume 38 Febrary 2009, Pages 700-709
  6. Kashirin A.I. Innovation business: venture and business-angel  investment [Innovatcionnyi biznes: venchurnoe i biznes-angelskoe investirovanie: ucheb. Posobie].  A.I.Kashirin, A.S. Semenov. М:  ANE, 2010. 280 p.

Инвестиции и инновации