Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (35), 2013

Экономическая эффективность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций

The economic efficiency of the state financial support of agricultural organizations

Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Россия, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт
buhngiei.i@yandex.ru

Аннотация

Рассмотрены проблемы совершенствования механизма государственной поддержки сельхозпроизводителей и сформулированы основные недостатки аграрной политики России, предложены меры по повышению ее эффективности.

Ключевые слова

сельское хозяйство, аграрная политика, бюджетная поддержка, субсидии, дотации.

Рекомендуемая ссылка
Фролова Ольга Алексеевна
Экономическая эффективность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (35). Номер статьи: 3508. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3508/
Authors

Frolova Olga Alekseevna
PhD, Associate Professor
Russia, Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics
buhngiei.i@yandex.ru

Abstract

The problems of improving of the mechanism of the stete support of agriculture producers are considered; the main disadvantages of agrarian policy of Russia are formulated, the measures to its efficiency are offered.

Keywords

agriculture, agrarian policy, budget support, subsidies, dotations.

Suggested Citation
Frolova Olga Alekseevna
The economic efficiency of the state financial support of agricultural organizations. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (35). Art. #3508. Date issued: 2013-07-27. Available at: http://eee-region.ru/article/3508/

Print Friendly, PDF & Email

Сельское хозяйство, в силу своих особенностей, является одной из немногих отраслей  экономики, как в развитых, так и в развивающихся странах, которые подвержены усиленному государственному регулированию. При этом государственная поддержка аграрного сектора является одним из приоритетных направлений экономической политики любой страны.

Как показывает исторический опыт, государство всегда оказывало, оказывает и будет оказывать как позитивное, так и негативное влияние на развитие сельского хозяйства страны. Все мы понимаем, что без эффективной государственной политики, без государственной поддержки сельское хозяйство, как это принято во всем мире,  не только не сможет выполнять свою миссию  в формировании социального государства, оно просто перестанет существовать [2].

Произошедшие за последние десятилетия негативные изменения в сельском хозяйстве повлекли за собой снижение темпов производства в сельскохозяйственных организациях, занимающихся производством продукции. Такие факторы как снижение производственного потенциала,  ухудшение материально-технической базы предприятий, низкий уровень реальных доходов населения, определяющий платежеспособный спрос на продукцию, а также неблагоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся на рынке сельскохозяйственной продукции, определили тенденцию развития сельскохозяйственного производства в регионе и его главную особенность – преобладание производства картофеля и овощей в хозяйствах населения, а зерна, молока, мяса крупного рогатого скота – в сельскохозяйственных организациях.

В динамике посевных площадей размер сельскохозяйственных угодий, в том числе и пашни, в хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах повысился, а сельскохозяйственных организациях, наоборот, снизилась. Однако урожайность сельскохозяйственных культур в сельскохозяйственных организациях значительно выше по сравнению с другими категориями хозяйств.

Приведенные данные свидетельствуют, что хозяйства населения и К(Ф)Х являются мощными конкурентами сельскохозяйственным организациям. Поэтому, несмотря на значительный спрос населения на овощи, картофель, сельскохозяйственные организации вынуждены сокращать посевные площади под ними, так как не могут составить конкуренцию малым формам хозяйствования.

Дальнейшее развитие сельскохозяйственных организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, не может  быть обеспечено  без соответствующей государственной поддержки. При этом дотации и субсидии должны направляется как из федерального, так и из региональных бюджетов.

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса Нижегородской области осуществляется посредством предоставления субсидий из областного и федерального бюджетов.

Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области из федерального и областного бюджетов

Рис. 1. Финансирование агропромышленного комплекса Нижегородской области из федерального и областного бюджетов, млн. руб.

Законом Нижегородской области «Об областном бюджете на 2009 год» на поддержку агропромышленного комплекса было предусмотрено 1917,4 млн. рублей. В течение 2009 года за счет дополнительных доходов областного бюджета было выделено еще 375,5 млн. рублей. Организации фактически получили из областного бюджета 2206,2 млн. рублей, в том числе на финансирование социального развития села было направлено 602,7 млн. рублей.

Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета в 2009 году были: субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в кредитных организациях; субсидии на поддержку животноводства; субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах; расходы на покупку продовольственного зерна в областной стабилизационный фонд и др.

Таблица 1 — Финансирование АПК Нижегородской области из областного бюджета, млн. рублей

Показатели

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

Темп роста, коэф.

1

2

3

4

5

6

7

Финансовая поддержка по приобретению средств химизации

1,4

5,5

24,6

81,6

135,2

96,6

Агрохиммелиорация

16,0

38,7

41,4

55,3

77,5

4,9

Финансирование работ по агролесомелиоративным мероприятиям

1,5

2,7

3,4

1,5

Ремонт и содержание мелиоративных систем

5,3

7,0

5,0

7,0

10,5

2,0

Агрохимобследование

4,8

5,0

6,0

6,0

7,1

1,5

Кадровое обеспечение

10,7

11,1

11,6

20,6

23,4

2,2

Финансовая поддержка развития племенного дела в животноводстве

9,6

26,7

36,8

67,9

63,8

6,6

Финансовая поддержка за реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства:
— продукция растениеводства
— продукция животноводства

57,2
142,1

102,9
211,0

24,2
303,4

21,7
212,3

24,6
214,0

0,4
1,5

Дотация на производство льна и конопли

3,8

2,2

5,9

4,9

6,0

1,6

Финансовая поддержка элитного семеноводства и закупки семян

22,9

25,1

21,7

22,0

21,3

0,9

Возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в Российских коммерческих организациях на приобретение племенного скота

62,9

79,9

134,8

301,8

383,2

6,1

Возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, полученным ЛПХ, КФХ и кредитными, снабженческими и потребительскими кооперативами

0,8

6,9

12,6

Возмещение части страховых платежей

34,5

65,6

47,7

25,2

34,2

0,9

Возмещение части затрат на оплату первоначального взноса при получении техники по лизингу

77,0

63,4

90,0

165,9

Финансовая помощь по приобретению ГСМ

52,8

88,1

206

Субсидирование части затрат на электроэнергию сельхозтоваропроизводителям

112,0

Реструктуризация долгов

17,4

11,3

10,3

6,3

Финансовое обеспечение возврата льготных кредитных ресурсов, привлекаемых кредитными кооперативами в коммерческих банках

30,0

30,0

Областная целевая программа «О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области» на 2007-2010 гг.

3,9

4,8

Компенсация части затрат на приобретение техники и запасных частей

21,7

Безвозмездный бюджетный кредит на закупку техники и племенного скота

12,4

Финансирование подведомственных организаций

1,0

1,6

1,8

2,2

2,2

Научно-прикладные работы

2,1

2,3

1,9

1,9

2,1

Консультационное обслуживание

6,7

6,0

6,0

9,6

9,7

1,4

Материальное стимулирование предприятий АПК и районов

14,2

18,5

19,0

21,4

21,5

1,5

Формирование региональных продовольственных фондов

3,9

16,7

1,8

0,4

29,4

7,5

Финансовая помощь на ликвидацию последствий стихийных бедствий

36,6

6,3

0,1

0,003

Финансовая помощь сельхозпредприятиям на проведение весенне-полевых работ

110,9

Финансовая поддержка закладки и ухода за многолетними насаждениями

0,3

0,3

0,3

0,5

Прочие

5,3

7,2

15,1

8,2

Капитальные вложения в сельском хозяйстве

90,0

117,9

237,6

563,7

602,7

6,7

Итого:

701,2

839,4

1112,7

1774,2

2206,1

3,1

В структуре финансирования сельскохозяйственных предприятий в 2001 году областной бюджет занимает 83 %, федеральный – 17 %. В 2009 году областной бюджет занимает 58 %, федеральный – 42 %. Значительный рост финансирования средств из областного бюджета наблюдается с 2005 года.

Анализ показывает, что общая величина финансирования агропромышленного комплекса Нижегородской области из областного бюджета увеличивается к 2009 году более чем в 3 раза. Наблюдается увеличение почти по всем направлениям финансирования, за исключением финансовой поддержки элитного семеноводства и закупки семян, на возмещение части страховых платежей, размер финансовой помощи на ликвидацию последствий стихийных бедствий и т.д. В свою очередь, значительно растет финансовая поддержка по приобретению средств химизации (более чем в 96 раз), финансирование капитальных вложений в сельском хозяйстве (почти в 7 раз) и т.д.

Между тем, полностью прекратилось финансирование сельскохозяйственных предприятий на проведение весенне-полевых работ, компенсация части затрат на приобретение техники и запасных частей. Приостановились выдачи за счет областного бюджета безвозмездного бюджетного кредита на закупку техники и племенного скота и прочая финансовая помощь. Энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций АПК Нижегородской области на 100 га посевной площади в начале финансирования  по Программе составила:
— энергомощность тракторов – 1 131,8 тыс. л.с. (в 2009 г. – 1 311,8);
— энергомощность зерноуборочных комбайнов – 473,2 тыс. л.с. (517,9);
— энергомощность кормоуборочных комбайнов – 153 тыс. л.с. (178,8);
— энергомощности, всего – 1 758 тыс. л.с. (в 2009 г. – 2 008,6 тыс. л.с.).
— энергомощности на 100 га – 142 л.с. (в 2009 г. – 155 л.с.).

На развитие агропромышленного комплекса в 2009 году было направлено 2,1 млрд. руб. на поддержку производства, в том числе 440 млн. руб. на социальное развитие села.
Основными видами финансовых поддержек из областного бюджета в 2009 году были:

  1. субсидии на возмещение сельхозтоваропроизводителям части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в кредитных организациях и займам полученным в российских кредитных организациях – 500,3 млн. рублей;
  2. субсидии на стабилизацию и увеличение поголовья КРС – 330,6 млн. руб. (99,5 %);

Из федерального бюджета поступило 1581 млн. руб. (100 %). Основная часть средств федерального бюджета была направлена на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам полученным в кредитных организациях.

По нашему мнению,  одной из проблем развития сельского хозяйства является не столько низкий уровень его поддержки на федеральном и региональном уровнях, сколько неэффективное использование выделяемых средств, ограниченность масштабов применения инноваций. Медленное повышение эффективности различных форм хозяйствования связано также с тем, что выделенные денежные средства по улучшению их работы были направлены преимущественно на решение организационных вопросов.

Большинство руководителей АПК России бюджетную помощь аграрному сектору в основном сводят к его финансовой поддержке. Это ошибочное мнение является следствием того, что аграрная политика в стране базируется на суженном понимании роли государства в экономике. Однако ситуация в отрасли усугубляется еще и тем, что сама модель ее бюджетной поддержки имеет ряд существенных недостатков. Так, в большинстве субъектов РФ  значительная часть средств, предназначенная для помощи отрасли, направляется на управленческие цели. В целом  в субъектах РФ на содержание аппарата райсельхозуправлений и государственных учреждений, контролирующих деятельность сельхозпроизводителей расходуется 30 – 50 %   средств, выделенных на поддержку аграрного сектора. Таким образом, фактическая бюджетная помощь отрасли значительно ниже официальной.

Для повышения конкурентоспособности аграрного сектора России финансовую помощь следует рассматривать лишь как одно из направлений государственной поддержки. Именно с комплексным характером поддержки, прежде всего, связаны успехи развитых стран в области сельского хозяйства. Так, в США, Канаде и в других странах кроме финансовой помощи, сельхозпроизводители  получают информационную, правовую, инновационную, маркетинговую и иные виды поддержки.

Парадоксально представляется и то, что в соответствии  с принятой моделью бюджетной поддержки, чем выше ставка по кредитам, тем больше считается помощь сельхозпроизводителям. Увеличение помощи подобным образом, прежде всего, выгодно кредиторам, а не сельхозпроизводителям. Естественно, такой вариант поддержки отрасли не способен дать желаемого эффекта. Более того, необоснованное накопление ресурсов в банковской сфере усиливает кризис в экономике. Чтобы снизить негативное влияние перечисленных факторов и объективно оценить объем бюджетной помощи отрасли, его необходимо определять исходя из адресных субсидий, полученных непосредственно сельхозпроизводителями [1].

Важно отметить, что аграрный сектор России весьма чутко реагирует на бюджетную помощь. Существует тесная зависимость  производственных показателей от размеров финансовой помощи, оказываемой государством и поэтому существенный научный и практический  интерес  представляет экономическая эффективность государственной финансовой поддержки путем определения основных  ее показателей.

В российской экономической науке проблемы государственной поддержки бизнеса нашли свое отражение в работах Ф. И. Шамхалова, В. А.Рубе, Б. Н.И Читовкина, А.О. Блинова, А. В.Виленского, А. Ю.Чепуренко, В. С. Лазарева, А. А.Колесниковой, и др. Во многих работах отмечается, что развитие предпринимательства сдерживается отсутствием единого системного подхода к его развитию и поддержке.

Наличие отдельных разрозненных разработок в данной области подчеркивает необходимость комплексного, разностороннего анализа проблемы формирования системы государственной поддержки сельского хозяйства и особенностей ее функционирования в России на основе применения междисциплинарного подхода и анализа нормативных, статистических и аналитических материалов.
Эффективность – относительный показатель результативности.

Под эффективностью также понимают:
— определённый конкретный результат (эффективность действия чего-либо);
— соответствие результата или процесса максимально возможному, идеальному или плановому;
— функциональное разнообразие систем;
— числовую характеристику удовлетворительности функционирования;
— вероятность выполнения целевых установок и функций;
— отношение реального эффекта к требуемому (нормативному) эффекту.

По нашему мнению,  эффективность  государственной финансовой поддержки  – это сложная экономическая категория, показывающая максимальную производственную отдачу от совокупности средств и выгод, получаемых сельхозпроизводителями и сельскими территориями безвозмездно или на льготных условиях из бюджета разных уровней, а так же от действия законодательных и других государственных мер, обеспечивающих условия эффективного функционирования сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности на селе.

Данную эффективность можно оценить на основе следующих показателей:
— бюджетные субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельхозорганизаций на 1 га с.х. угодий;
— прибыль до налогообложения по всей деятельности сельскохозяйственных организаций на 1 га с.-х. угодий (включая субсидии из бюджетов, без субсидий из бюджетов);
-чистая прибыль организации на 1 га с.-х. угодий;
— прибыль до налогообложения по всей деятельности, включая субсидии из бюджетов;
— прибыль до налогообложения по всей деятельности  без субсидий из бюджетов;
— сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток организации).

На основе данных показателей, нами был проведен анализ  экономической эффективности государственной финансовой поддержки  сельскохозяйственных организаций Нижегородской области, и в ходе  исследования  было  обнаружено несколько зависимостей, имеющих важное научное и практическое значение (табл.2). Например, установлено, что по мере роста доли сельскохозяйственной продукции производимой сельскохозяйственными организациями различных организационно-правовых форм уменьшается получаемая ими прибыль по всей хозяйственной деятельности в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий. Наибольший размер субсидий получен АО с долей выручки от сельскохозяйственной продукции до 33 %, они же получили  самую большую прибыль от реализации продукции, как с учетом, так и без учета субсидий.

Таблица 2 — Экономическая эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Нижегородской области, тыс. руб.

Удельный вес производства сельскохозяйственной продукции в общем объёме

Количество организаций

Бюджетные субсидии, относимые на результаты хозяйственно-финансовой деятельности сельхозорганизаций на 1 га с.х. угодий

В среднем по группам в расчете на 1 га с.х. угодий

В среднем по группам

Прибыль до налогообложения по всей деятельности сельскохозяйственных организаций

Чистая прибыль
организации

включая субсидии из бюджетов

без субсидий из бюджетов

Прибыль до налогообложения по всей деятельности, включая субсидии из бюджетов

Прибыль до налогообложения по всей деятельности  без субсидий из бюджетов

ООО

до 33%

29

0,16

-2,26

-2,42

0,48

-884

-946

33%-67%

9

0,62

0,62

-0,00

-0,63

785

-1,8

67%-100%

269

1,79

2,06

0,27

-0,00

4438

581

СПК

до 33%

13

0,06

-0,58

-0,64

-0,67

-457

-511

33%-67%

2

0,00

0,00

0,00

0,28

1,08

1,08

67%-100%

239

0,41

0,41

-0,00

0,09

858,2

-6,01

АО

до 33%

5

5,98

16,1

10,1

9,63

11296

7105

33%-67%

1

0,00

0,00

0,00

-0,77

12

12,92

67%-100%

86

2,74

4,15

1,4

0,13

14074

4772

Прочие хозяйства

до 33%

5

0,00

0,00

0,00

0,00

1,8

1,8

33%-67%

2

5,00

8,14

3,14

3,11

15649

6039

67%-100%

24

1,6

2,24

0,58

0,08

5280

1364

Анализ свидетельствует о недостаточной аграрной политике, о необходимости внесения существенных изменений в систему государственного управления АПК. Совершенствование аграрной политики является обязательным условием обеспечения  конкурентоспособности АПК России.  Для решения данной проблемы, прежде всего, необходимо перейти к комплексному характеру государственной поддержки аграрного сектора, усовершенствовать кадровую политику на всех уровнях управления АПК, снизить дифференциацию бюджетной помощи отрасли по регионам и внутри них. Кроме финансовой помощи оказывать сельхозпроизводителям информационную, правовую, инновационную, маркетинговую и иные виды поддержки.  При разработке стратегии управления отраслью следует иметь учитывать, что среди сельскохозяйственных товаропроизводителей сельскохозяйственные организации эффективнее используют бюджетную поддержку  и имеют наиболее высокие  экономические показатели.

Список литературы:

  1.  Адуков Р.Х. Эффективность и перспективы аграрной политики России/Р.Х. Адуков, А.Н. Адукова // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.  2010.  № 4 (5).  С. 9 – 14.
  2. Кузнецов В.В. Еще раз о роли государства в формировании эффективного сельского хозяйства АПК// Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010.  № 4.  С. 21 – 22.

References:

  1. Adukov R.Kh. Efficiency and prospects of the agrarian policy of Russia [Effektivnost i perspektivy agrarnoi politiki Rossii]. R.Kh. Adukov, A.N. Adukova. Economics, labour, management in agriculture. 2010. № 4 (5). P.9-14.
  2. Kuznetcov V.V. About the questions of the state role in formation of effective agriculture   in agriindustrial complex [Eshche raz o roli gosudarstva v formirovanii effektivnogo selskogo khoziaistva APK]. Economy of the agricultural and processing enterprises. 2010. № 4. P. 21-22.

АПК и сельское хозяйство региона, Государственное и муниципальное управление