Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (34), 2013

Прогноз развития социально-культурных систем северных регионов России

Forecast of development of welfare systems of northern regions of Russia

Авторы


старший инженер
Республика Коми, Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения РАН
kolechkov.1@iespn.komisc.ru

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения населения северных регионов России услугами социально-культурной сферы, от которых напрямую зависят уровень и качество жизни. Проведен анализ мощностей социально-культурных учреждений северных регионов за период 2000-2010 гг., который выявил негативные тенденции. В статье дан прогноз развития инфраструктуры данной сферы до 2020 г., который показал, что только реализация комплекса радикальных мер, направленных на увеличение количества учреждений социальной сферы и изменение качественной структуры системы образования, здравоохранения и культуры, позволит изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Ключевые слова

Социально-культурная инфраструктура, мощности учреждений, обеспеченность населения объектами социально-культурной сферы, сценарные условия прогноза, целевые ориентиры социального развития.

Рекомендуемая ссылка
Колечков Дмитрий Васильевич
Прогноз развития социально-культурных систем северных регионов России// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (34). Номер статьи: 3403. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3403/
Authors

Kolechkov Dmitrii Vasilevich
senior Engineer
Komi Republic, Institute of Social and economic problems of the North, Komi Scientific Center, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences
kolechkov.1@iespn.komisc.ru

Abstract

The article is devoted to an actual problem of providing the population of northern regions of Russia by services of the welfare sphere, which have a direct influence on level and quality of life. The capacities of welfare establishments of northern regions during 2000-2010 are analized and negative tendencies are revealed. In the article the forecast of development of infrastructure of this sphere till 2020 is worked out. It's showed that only a complex of the radical measures, directed on increase of number of establishments of the social sphere and change of qualitative structure of an education system, health care and culture will allow to change current situation to the best.

Keywords

Welfare infrastructure, capacities of establishments, provision of the population with objects of the welfare sphere, scenario conditions of the forecast, target reference points of social development.

Suggested Citation
Kolechkov Dmitrii Vasilevich
Forecast of development of welfare systems of northern regions of Russia. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (34). Art. #3403. Date issued: 2013-04-17. Available at: http://eee-region.ru/article/3403/

Print Friendly, PDF & Email
Уровень и качество жизни населения напрямую зависят от состояния и перспектив развития социальной инфраструктуры территорий, которая находится в прямой зависимости от уровня мощностей её учреждений. В настоящее время социальные нормативы обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры фрагментарны и существуют вне какой-либо системы. Необходимы немалые усилия со стороны государства, нацеленные на достижение оптимальных стандартов обеспеченности населения учреждениями образования, здравоохранения и культуры. Особенно это актуально для северных регионов страны в связи с действием удорожающих факторов, низкой плотностью населения, суровыми климатическими условиями, низкой транспортной доступностью периферийных районов к услугам, негативными последствиями рыночного реформирования и финансово-экономическим кризисом.

Актуальной проблемой последних лет стала напряженность в обеспечении населения дошкольными образовательными учреждениями (ДОУ). За период 2001-2010 гг. изменение числа дошкольных образовательных учреждений и обучающихся в них в целом по России и северным регионам имело равнонаправленную динамику.  Причем, если по России за этот период количество дошкольных учреждений сократилось на 12,1%, то по северным регионам – на 16,3% (рис. 1). Сокращение числа дошкольных образовательных учреждений при росте численности обучающихся в них за 2001-2010 гг. во всех северных регионах привело к увеличению нагрузки с 85 человек на 100 мест в ДОУ до 102. Подобные тенденции наблюдались и в целом по стране, но поскольку численность детей выросла более существенно, то и перегруженность стала повыше, увеличившись с 82 до 107 чел.

Изменение числа дошкольных образовательных учреждений и численности детей в них

Рисунок 1. – Изменение числа дошкольных образовательных учреждений и численности детей в них, в % к 2000 г.

Подобные проблемы характерны и для общеобразовательного и начального профессионального звеньев в системе образования.

В отношении среднего профессионального образования количество учреждений за эти годы осталось практически неизменным, как по северным регионам, так и в целом по стране. Однако численность учащихся в северных регионах имела тенденцию к росту (на 7,4%), по Росси наоборот наблюдалось снижение – на 7,9%. Тенденция была неравномерной – за исследуемый период происходили отдельные всплески повышения числа учащихся в 2001 и в 2003-2005 гг. – на 40%, в 2008 г. – на 20%.

Изменение количества образовательных учреждений высшего профессионального образования и численности обучающихся в них за рассматриваемый период в России и северных регионах имело одинаковую тенденцию роста.
В области здравоохранения в северных регионах наблюдается тенденция смещения приоритетов от стационарного к амбулаторно-поликлиническому лечению: если число больничных коек снизилось почти на 10%, то мощность амбулаторно-поликлинических учреждений выросла на 3%. Эти тенденции в точности соответствуют общероссийским (рис. 2).

Изменение числа больничных коек и мощности амбулаторно-поликлинических учреждений

Рисунок 2. – Изменение числа больничных коек и мощности амбулаторно-поликлинических учреждений, в % к 2000 г.

Заметные улучшения происходят в развитии спортивной инфраструктуры северных регионов: за анализируемый период число спортивных залов и плавательных бассейнов увеличилось на 43%, плоскостных сооружений – на треть. Сходная динамика наблюдалась и в остальных регионах России. Примечательно, что повышение обеспеченности спортивными объектами происходило практически равномерно во всех регионах Севера.

Прогноз развития. Долгосрочный характер прогноза обусловил необходимость согласования расчетов с целями и задачами большинства стратегических документов на уровне страны и регионов – Послания Президента РФ Федеральному Собранию, Стратегии социально-экономического развития РФ до 2020 г., стратегий социально-экономического развития регионов, Указов Президента РФ о совершенствовании государственной политики в социально-культурной сфере, и т.п.
В основу прогноза развития учреждений социально-культурной сферы положен демографический прогноз Росстата 2030 г. (Предположительная численность населения…), скорректированный с учетом данных Всероссийской переписи населения 2010 г. (Итоги всероссийской переписи…).

Вариативность демографического прогноза и сценариев социально-экономического развития страны и регионов определила разработку двух сценариев развития социально-культурной инфраструктуры – инерционного и целевого.

1) Инерционный опирается на более реалистичный «средний» вариант демографического прогноза общей численности населения, в том числе по возрастным группам: моложе трудоспособного, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. При прогнозировании численности населения, пользующимися услугами системы образования целесообразно опираться на численность населения соответствующих возрастных когорт 2-6 лет, 7-18 лет, 19-25 лет. Поскольку в демографическом прогнозе до 2020 г. нет такой возрастной разрезности, используется возрастная группа «моложе трудоспособного возраста». В здравоохранении и культуре за основу перспективной оценки численности, пользующимися услугами данной сферы заложена динамика изменения общей численности населения.

2) Целевой реализует нормативную концепцию прогнозирования. Исходной точкой расчетов послужили целевые ориентиры социального развития, заложенные в Стратегии социально‑экономического развития России до 2020 г.  и стратегиях социально‑экономического развития ряда северных регионов РФ. Относительно этих ориентиров произведены расчеты возможных путей решения указанных  задач. Особенностью данного сценария является то, что он позволяет учитывать несколько факторов влияющих на конечный результат прогноза. Так, кроме изменения численности населения по демографическому прогнозу, учитываются и различные целевые ориентиры, заложенные в программных документах государства.

Все прогнозные расчеты мощности социально-культурных учреждений производятся в электронных таблицах MS Excel.

Инерционный сценарий. Перспективы развития мощностей социально-культурных учреждений определены на основе «среднего» варианта демографического прогноза. Согласно него общая численность населения северных регионов к 2020 г. увеличится на 0,4%, благодаря положительной динамике прироста в нефте-газодобывающих округах, а в среднем по России она сократится на 0,1%. В других регионах Севера снижение общей численности составит от 15,5 в Чукотском АО до 3,6% в Камчатском крае, и связывается оно как с естественной убылью, так и миграционным оттоком населения.

Численность населения моложе и старше трудоспособного возраста, за исключением Чукотского АО, возрастет во всех северных регионах, причем у вторых более резко, чем в целом по России – 29,2 против 19,6%, что связано с резким ростом численности пожилых лиц в нефте-газодобывающих регионах. Все это приведет к сильному увеличению демографической нагрузки и обострению соответствующих проблем в социальной системе.

Численность населения трудоспособного возраста, напротив, будет снижаться практически во всех северных регионах, кроме Ханты-Мансийского и  Ямало‑Ненецкого АО. В целом по северным регионам она снизится на 9,3, по России – на 10,4%.

Поскольку в основе прогноза лежит средний сценарий ожидаемой численности населения моложе трудоспособного возраста, изменение численности обучающихся в учреждениях системы образования приведено в целом, без деления на дошкольные, общеобразовательные, среднеспециальные и высшие  учреждения.

Среднегодовые темпы прироста общей численности обучающихся в учреждениях системы образования за 2010-2020 гг. в северных регионах составят 0,9, по России – 1,1%. За весь прогнозируемый период их число вырастет, соответственно, на 9,4 и 11,8%. Общий рост будет обеспечен  благодаря положительной динамике прироста в нефтедобывающих округах: Ханты-Мансийском (на 20,5%), Ямало-Ненецком (16,8) и Ненецком (15,5). В других регионах Севера снижение общей численности составит от 2 в Сахалинской области до 9,6% в Якутии, что связывается как с естественной убылью, так и миграционным оттоком населения. Снижение  на 2,8% произойдет лишь в Чукотском АО.

В динамике изменения численности обучающихся в учреждениях системы образования северных регионов можно выделить два этапа: первый – период интенсивного роста (2011-2016 гг.), второй – период замедления темпов роста (2017-2020 гг.). В первом среднегодовые темпы прироста составят 1,5, во втором – 0,5%. Связано это с ростом рождаемости во второй половине 2000-х годов, что обеспечило увеличение численности населения молодых возрастов до 2016 г. Далее тенденция роста численности обучающихся продолжится, однако его интенсивность заметно снизится.

В отличие от нефтегазодобывающих регионов, где ожидаются высокие темпы прироста на протяжении всего прогнозируемого периода, в ряде регионов ситуация будет менее динамичной. В республиках Коми и Карелия, Архангельской, Магаданской и Сахалинской областях, Чукотском АО заложен незначительный среднегодовой прирост в первом периоде (2011-2016 гг.) – 0,5-0,9%, смениться падением во втором (2017-2020 гг.) – на 0,3-0,9%., что будет связано со снижением численности населения молодых возрастов и миграционным оттоком в этих регионах.

Исходя из демографического прогноза изменения среднегодовой численности населения численность врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала за прогнозируемый период по северным регионам увеличится на 0,2%, а по России в целом она сократится на 0,1%. Такой незначительный рост численности медицинских работников северных регионов обеспечен двумя нефтедобывающими территориями – Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким АО – где среднегодовые темпы прироста в прогнозируемом периоде составят 1,2%. В большинстве регионов северных территория  будет происходить снижение количества врачей и медперсонала – от 0,4% в среднегодовом исчислении в Камчатском крае до 1,5% в Чукотском АО. Главная причина этому – существенное снижение численности населения трудоспособного возраста, связанное, прежде всего, с интенсивным трудовым миграционным оттоком.

В целом за прогнозируемый период рост численности специалистов системы здравоохранения произойдет на 12,8 в Ханты-Мансийском АО, на 12,4 в Ямало-Ненецком АО, на  2 в Ненецком АО и  на 1,4% в Якутии. Максимальное снижение прогнозируется в Чукотском АО (на 14,1%).
Характерной особенностью динамики численности обучающихся в учреждениях системы образования является то, что отрицательные тенденции периода 2000-2010 гг., в прогнозируемой перспективе сменятся на положительные, причем почти во всех регионах зоны Севера (за исключением Чукотского АО).

Противоположная ситуация будет складываться в системе здравоохранения, где изменение численности врачей и медицинских работников большинства северных территорий с положительной динамикой в 2000-2010 гг. сменится в прогнозном периоде на отрицательный.

Целевой сценарий. Исходя из Стратегии-2020 пик потребности в дошкольных образовательных учреждениях придется на 2015 г., после чего начнется постепенное сокращение численности детей дошкольного возраста, которое по демографическому прогнозу детей в возрасте 2-7 лет в 2020 г. составит в целом по России 6,7% к 2015 г. С учетом существующей межрегиональной дифференциации и прогнозируемой численности населения по территориям среднегодовые темпы снижения численности детей, посещающих ДОУ за 2010-2020 гг. составят по северным регионам 0,6, в целом по России – 0,4, а за весь исследуемый период их число сократится, соответственно, на 6 и 4%.
Наибольшее сокращение произойдет в Магаданской области (на 14,7%), Камчатском крае (11,6%), Республике Коми (11,3%) и Архангельской области (10,3%). Только в Ханты-Мансийском АО произойдет рост на 2,3%.

В прогнозной динамике изменения численности детей, посещающих ДОУ в северных регионах, выделяются два этапа: первый – период роста (2011-2015 гг.), второй – период замедления темпов роста (2016-2020 гг.). В первом среднегодовые темпы прироста составят 0,3, во втором темпы снижения – 1,6%, где наибольшее снижение (более 2% в среднегодовом исчислении) численности произойдет в Республиках Карелия и Коми, Архангельской, Магаданской, Сахалинской областях и Камчатском крае.

По охвату услугами дошкольного образования Россия находится на уровне развивающихся стран. За последние годы охват детей дошкольным образованием увеличился с 58 в 2005 году до 59,8% в 2011 году. Однако этот показатель остается ниже показателя 1991 года, который составлял 63,0 %. Исходя из целевых ориентиров степень охвата детей ДОУ к 2020 г. должна быть выше значений дореформенного периода.

Следует отметить, что охват детей ДОУ на Севере по сравнению с Россией в целом был значительно выше и эта ситуация сохранится на перспективу. Так, в 2020 г. по России будет охвачено ДОУ 67 против 57,4% в 2010 г., по северным регионам 83 против 71,8%. Наибольшая степень охвата будет в Чукотском АО (98,7%), Ненецком АО (95,8%) и Мурманской области (91,6%).

Прогноз численности студентов государственных (муниципальных) учреждений среднего профессионального образований построен с учетом следующих обстоятельств:

1) Согласно целевым ориентирам развития среднего профессионального образования России из Стратегии-2020 к 2020 г. произойдет сокращение спроса на программы начального профессионального образования в пользу среднего на 20-25%.

2) По демографическому прогнозу снижение молодежи в возрасте 17-25 лет к 2016 г. составит 12-15%.

С учетом данных условий и существующей межрегиональной дифференциации численности населения среднегодовые темпы прироста (снижения) количества студентов учреждений среднего профобразования по северным регионам составят -0,1%, в целом по России – +0,6%, а за весь исследуемый период их число сократится на 0,1% и увеличится на 5,6%, соответственно.

Среди северных регионов по изменению численности студентов данного звена системы образования в исследуемой перспективе будет сохраняться высокая степень дифференциация. Максимальный рост произойдет в нефтедобывающих округах: Ханты-Мансийском (на 28,4%), Ямало-Ненецком (18,3%) и Ненецком (14,9), что связано с растущей потребностью в работниках технических специальностей на фоне роста добычи углеводородного сырья в этих территориях. Наибольшее снижение будет в Чукотском АО (на 26,9%), Сахалинской области (17%), Республике Коми (14,2%) и Архангельской области (13,2%), обусловленное отрицательным сальдо трудовой миграции.

В прогнозной динамике изменения численности студентов государственных учреждений среднего профессионального образования северных регионов выделяются два этапа: снижения (2011-2016 гг.), когда среднегодовые темпы снижения составят 1%, и роста (2017-2020 гг.), в котором среднегодовые темпы роста будут находиться в пределах 1,6%. Особенностью динамики, будет стабильный рост численности студентов данных учреждений на протяжении всего прогнозируемого периода в вышеперечисленных нефте-газодобывающих регионах, где среднегодовые темпы прироста будут находиться в интервале 2-3%.

Прогноз изменения  численности студентов образовательных учреждений высшего профессионального образований построен исходя из консервативного сценария развития данного звена общей системы образования.

Согласно этим условиям среднегодовые темпы прироста численности студентов учреждений высшего профессионального образования по северным регионам составят 2,5, в целом по России – 0,8, а за весь исследуемый период их число увеличится, соответственно, на 27,4 и 8,3%.
Среди северных регионов существенный рост численности студентов ВУЗов произойдет в Сахалинской области (на 39,7%),  Республике Коми (35,8%),  Ямало-Ненецком АО (31,9%) и  Архангельской области (30,6%). Менее значительный рост будет зафиксирован в Магаданской области (на 3,2%) и Камчатском крае (7,5%).

Прогноз численности врачей всех специальностей и среднего медицинского персонала северных регионов построен исходя из ориентиров второго сценария Стратегии-2020, который предусматривает сравнительно медленное развитие системы охраны здоровья, поскольку оно будет происходить в условиях минимально необходимого роста объемов финансирования. При этом ожидаемый прирост численности к 2020 г. составит 14%.

С учетом этого, существующей межрегиональной дифференциации и прогнозируемой численности населения по территориям среднегодовые темпы прироста численности врачей всех специальностей по северным регионам составят 1,4, в целом по России – 1,3, а за весь исследуемый период их число увеличится, соответственно, на 14,4 и 14,1%. При этом обеспеченность врачами в расчете на 10000 населения возрастет по северным регионам с 53,8 в 2010 г. до 61,5 в 2020 г., а по России в целом – с 50,1 до 57,2.

Наибольший рост численности врачей ожидается в Ханты-Мансийском АО (на 31,5%) и Ненецком АО (22%). В меньшей степени их число возрастет в Якутии (на 3,1%), Чукотском АО (7,2%) и Мурманской области (7,5%).
Среднегодовые темпы прироста численности среднего медицинского персонала за 2010-2020 гг. по северным регионам, как и по России в целом составят 2,2, а накопленный прирост, соответственно, – 24,9% и 24,5%. В расчете на 10000 населения их число возрастет по северным регионам со 140,5 в 2010 г. до 175,1 в 2020 г., по России в целом – со 105,5 до 131,6.

Среди северных регионов существенный прирост численности среднего медицинского персонала ожидается в Ханты-Мансийском АО (41,9%), Ненецком АО (32,4%). Менее значительный прирост будет зафиксирован в Камчатском крае (19,6%), Республике Карелия (19,3%), Чукотском АО (17,6%) и Якутии (на 13,5%).

Правительство РФ планирует до 2020 г. оптимизировать соотношение стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи, усилить координацию и преемственность между ними, путем более целенаправленной и качественной подготовки медицинского персонала для амбулаторного звена и улучшения технической оснащенности медицинских учреждений, что приведет к сокращению коечного фонда больниц и росту мощности амбулаторно-поликлинических учреждений.

При реализации таких целевых ориентиров развития медицинской отрасли среднегодовые темпы снижения количества коек в стационарных медицинских учреждениях за прогнозируемый период по северным регионам, как и по России в целом составят 1,5%, накопленный темп снижения, соответственно, – 13,6 и 43,9%. При этом в расчете на 10000 населения их численность снизится по северным регионам со 108,7 в 2010 г. до 93,7 в 2020 г., по России в целом – с 93,7 до 80,8.

Наибольшее снижение коечного фонда за прогнозируемый период произойдет в Якутии (на четверть), Чукотском АО (20,9%) и Мурманской области (20,5%). Несмотря на снижение количества больничных коек, их количество в расчете на 10000 в северных регионах останется по-прежнему выше, чем в России. Самая высокая обеспеченность больничными койками будет в Чукотском АО (163,3 койки на 10000 человек), Магаданской и Сахалинской областях (129,9), Ненецком АО (108), Камчатском крае (107,2) и Республике Коми (100,1).

При сокращении коечного фонда возрастет мощность амбулаторно-поликлинических учреждений. По целевому прогнозу среднегодовые темпы прироста количества посещений в смену на Севере, как и по России в целом составят 0,5%, а в целом за прогнозируемый период мощность сети амбулаторно-поликлинических учреждений увеличится, соответственно, на 5,2 и 4,8%.

Среди северных регионов значительный рост мощности амбулаторно-поликлинических учреждений за прогнозируемый период составит в Ханты-Мансийском (на 22,2%) и Ненецком АО (12,7%). Менее значительный рост будет зафиксирован в Республике Карелия (на 1%), Магаданской (2,6%) и Сахалинской (3,6%) областях, а так же Республике Коми (3,8%).

При условии наращивания усилий по поддержке здорового образа жизни доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличится с 17,3 % в 2010 г. до 30 % в 2020 г. Увеличение затрат на эти мероприятия в размере 890 млрд. руб. позволят достичь уровня выполнения норматива обеспеченности населения:
– бассейнами – 27,5 % (по сравнению с 5,7 % в 2010 г.);
– спортивными залами – 44,5 % (31,4 % в 2010 г.);
– плоскостными спортивными сооружениями – 36,4 % (20 % в 2010 г.).

При реализации таких целевых ориентиров развития физкультуры и спорта среднегодовые темпы прироста плавательных бассейнов за прогнозируемый период по северным регионам, как и по России в целом составят 2%, накопленный темп прироста – 22,1% и 21,8%, соответственно. В расчете на 10000 населения их число возрастет по северным регионам с 4,5 в 2010 г. до 5,5 в 2020 г., по России в целом – с 3 до 3,6.

Наибольший рост количества плавательных бассейнов за прогнозируемы период произойдет в Ханты-Мансийском АО (на 39,1), Архангельской области (22%) и Ямало-Ненецком АО (21,5%). Их количество в расчете на 100000 в северных регионах останется по прежнему выше, чем в целом по Росси. Самые высокие показатели по данному критерию будут в Чукотском АО (10,5 бассейна на 100000 населения), Ханты-Мансийском АО (8,1) и Магаданской области (7,3).

Среднегодовые темпы прироста количества спортивных залов по северным регионам составит 1,3%, в целом по России – 1,2%, а за весь прогнозируемый период их число увеличится на 13,4% и 13,1%, соответственно. В расчете на 10000 населения их число возрастет по северным регионам с 7,3 в 2010 г. до 8,3 в 2020 г., по России в целом – с 5,1 до 5,7.

Среди северных регионов существенный рост количества спортивных залов составит в Ханты-Мансийском АО (на 30,4%), Архангельской области (13,3%) и Ямало-Ненецком АО (12,8%). Их количество в расчете на 10000 в северных регионах самым высоким будет в Чукотском АО (13,6 спортивных зала на 10000 населения), Республике Карелия (13,2), Республике Коми (9,5) и Магаданской области (9).

Число плоскостных спортивных сооружений в среднем за год будет прирастать по северным регионам на 1,6%, в целом по России – на 1,5%, а за весь прогнозируемый период их число увеличится на 16,7% и 16,4%, соответственно. В расчете на 10000 населения их число возрастет по северным регионам с 5,6 в 2010 г. до 6,6 в 2020 г., по России в целом – с 9,1 до 10,6.

Наибольший рост количества плоскостных спортивных сооружений за прогнозируемы период произойдет в Ханты-Мансийском АО (на 33,7%), Архангельской области (16,6%) и Ямало-Ненецком АО (16,1%). Их количество в расчете на 10000 в северных регионах будет меньше, чем в целом по Росси. Самые высокие показатели по данному критерию будут в Республике Коми (10,3 спортивных сооружений на 10000 населения), Республике Карелия (9,9), Камчатском крае и Сахалинской областях (по 9,7).

Таким образом, проведенный анализ показал, что за исследуемый период 2000-2010 гг. в инфраструктуре социальной сферы северных регионов, как и в целом по России преобладали негативные тенденции. При сокращении количества объектов сферы образования и здравоохранения и росте численности населения, пользующимися этими услугами, продолжает увеличиваться нагрузка на учреждения данного сектора экономики. В обозримой перспективе, только комплекс радикальных мер, направленный не только на увеличение количества учреждений социальной сферы, но и, прежде всего, изменение качественной структуры системы образования и здравоохранения в целом позволит изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.

Список литературы:

  1. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2030 года // Стат. бюллетень. Режим доступа:  http://www.gks.ru/doc_2010/bul_dr/progn_09.zip.
  2. Итоги всероссийской переписи населения 2010 г. Режим доступа:
    http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.xlsx.

References:

  1. Presumable population of the Russian Federation till 2030 [Predpolozhitelnaia chislennost naseleniia Rossiiskoi Federatcii do 2030 goda]. Stat. bulletin. Access mode: http://www.gks.ru/doc_2010/bul_dr/progn_09.zip.
  2. Results of the All-Russian population census of 2010 [Itogi vserossiiskoi perepisi naseleniia 2010 g.]. Access mode: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol2/pub-02-03.xlsx.

Экономика народонаселения и демография