Главная страница » Публикации » №1 (33) » Механизмы государственного управления в развитии резервного спорта Украины

Механизмы государственного управления в развитии резервного спорта Украины

Mechanisms of public administration in the development of sport in Ukraine back

Авторы

Ситникова Наталия Сергеевна
кандидат наук по физическому воспитанию и спорту доцент кафедры торетических основ физического и адаптационного воспитания
Украина, Класический приватный університет, г.Запорожье
ns.sitnikova@yndex.ru

Аннотация

В статье проанализировано состояние резервного спорта Украины на современном этапе, выделены проблемы в его развитии, так как без резервного спорта нет спорта высших достижений. Намечены основные механизмы государственного управления по улучшению данного спортивного направления и определены приоритеты государственной политики в развитии Олимпийского движения Украины.

Ключевые слова

органы государственной власти, резервный спорт, спорт высших достижений, Олимпийское движение, государственной управление, нормативно-прававая база.

Рекомендуемая ссылка

Ситникова Наталия Сергеевна

Механизмы государственного управления в развитии резервного спорта Украины// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Номер статьи: 3309. Дата публикации: 24.01.2013. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3309/

Authors

Sitnikova Nataliia Sergeevna
PhD in Physical Education and Sport Associate Professor toreticheskih foundations of physical education and adaptive
Ukraine, Classic Private unіversitet Zaporozhye
ns.sitnikova@yndex.ru

Abstract

Mechanisms of public administration in the development of sport in Ukraine back. The article analyzes the backup sport of Ukraine at the present stage, to identify problems in its development, because without the backing of sports no sports. Outlines the basic mechanisms of governance to enhance this sports direction and define priorities of the state policy in the development of the Olympic Movement in Ukraine.

Keywords

public authorities, the backup sport, elite sport, the Olympic Movement, government, regulatory pravavaya base.

Suggested Citation

Sitnikova Nataliia Sergeevna

Mechanisms of public administration in the development of sport in Ukraine back// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №1 (33). Art. #3309. Date issued: 24.01.2013. Available at: https://eee-region.ru/article/3309/ 

Print Friendly, PDF & Email

ВВЕДЕНИЕ

В Украине сегодня миллионы людей разного возраста занимаются спортом и считают его неотъемлемой частью своей жизни. Для решения задачи по выравниванию демографической ситуации в нашей стране необходимо привлечение в спорт еще большего числа наших соотечественников, в первую очередь подрастающего поколения. Спорт может стать не только основой здорового образа жизни молодежи, но и ее моральным выбором [3, 8].

Проведение в Украине Евро-2012 послужило толчком к инфраструктурным преобразованиям в стране и формированию положительного имиджа государства в международном сообществе.

Сегодня приоритетным направлением государственной политики Украины стало развитие Олимпийского движения: забота об оздоровлении нации; формирование здорового образа жизни населения; гармоничное воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также способствование достойным выступлениям украинских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях. Именно спорт может создать условия для консолидации нации и социально-экономического развития государства, поэтому большое наше достояние – спортсмены и тренеры, которые приносят в копилку Украины весомые победы, прославляя государство в мировом сообществе [4].

Общеизвестно, что развития Олимпийского движения не бывает без спорта высших дострижений, без детско-юношеского и резервного спорта. Поэтому данное направление в системе развития спорта находится на особом счету во всех странах, которые хотят иметь высокие спортивные показатели и здоровую нацию [7].

Не стоит забывать о неразрывной связи резервного спорта и спорта высших достижений. Те 623 олимпийские награды, которые завоевали наши спортсмены в течение 60-летнего участия в Олимпийских играх, это огромный вклад в историю мирового олимпизма, целая эпоха. Однако сейчас мы должны думать о том, кому продолжать и обогащать эти славные традиции.
Вопрос развития резервного спорта актуален всегда. Чтобы гордиться своими спортсменами, государству необходимо создать условия для того, чтобы дети имели возможность реализовать свои таланты и могли приумножать свои способности и спортивную славу страны. Как поднять престиж занятия спортом и каким образом трансформировать его в высшие достижения, что необходимо урегулировать в законодательной сфере и как усилить спорт страны – все эти вопросы и послужили предпосылками для дальнейшего исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Резервный спорт – направление спорта, которое сориентировано на обеспечение качественного отбора одаренных детей и молодежи для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в избранном виде спорта, создание условий для максимального развития их индивидуальных способностей с целью достижения высоких спортивных результатов и пополнения основного состава национальных сборных команд [7].

В резервный спорт зачисляются спортсмены, прошедшие соответствующую подготовку в учреждениях, относящихся к системе детско-юношеского спорта. Именно здесь подготовка спортсменов доводится до уровня, который дает основания для их перехода к спорту высших достижений.

К системе резервного спорта относятся специализированные учебные заведения спортивного профиля (училища физической культуры, училища олимпийского резерва, школы-интернаты спортивного профиля, лицеи по физической культуре и спорту), спортивные клубы, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, спортивные команды административно-территориальных единиц Украины, физкультурно-спортивных обществ, спортивных федераций и других субъектов сферы физической культуры и спорта, где ведется подготовка резервов национальных сборных команд [6].

В Украине резервный спорт как отдельное направление подготовки спортсменов высшей квалификации только формируется. Существующая система резервного спорта несовершенна и находится в сложном положении: недостаточное финансирование, устаревшая материально-техническая база, низкий уровень научного обеспечения, слабый кадровый потенциал и т.п.

Базовыми для подготовки спортивного резерва являются специализированные учебные заведения спортивного профиля, которые, к тому же, должны взять на себя функции регионального методического центра по организации селекционного отбора в систему детско-юношеского спорта; обеспечению взаимодействия спортивных школ в регионе; оказанию им практической и методической помощи по организации учебно-тренировочного процесса по видам спорта, которые культивируются в заведении; отбору талантливой и перспективной молодежи для обучения [5].

Однако сегодня специализированные учебные заведения спортивного профиля не в полной мере выполняют возложенные на них функции по подготовке спортсменов высокого уровня. Таких заведений в Украине лишь 18 и существуют они всего в 12 регионах [9].

Обстоятельства, которые сложились в последние годы, требуют создания четкой государственной вертикали управления подготовкой спортсменов Украины, механизмов поощрения и ответственности тренеров, функционеров, руководителей и т.д.
Для повышения эффективности подготовки спортсменов необходимо обеспечение преемственности такой подготовки при четком упорядочении взаимоотношений между этими структурными элементами. Так в Национальной доктрине развития физической культуры и спорта на период до 2016 г. предусмотрено: создание условий для развития резервного спорта, вовлечение всех детей в систему кратковременного обучения основным элементам олимпийских видов спорта для ознакомления с ценностями спорта и выявления склонности к дальнейшим занятиям. Это в значительной степени расширит возможности следующей структуры в системе олимпийской подготовки – резервного спорта [7].

Требует дальнейшего упорядочения взаимодействие структуры резервного спорта и спорта высших достижений. Это, прежде всего, касается дублирования программ спортивной подготовки в детско-юношеских спортивных школах и специализированных ДЮСШ. Дублируются также задачи следующего звена –  специализированных учебных заведений спортивного профиля, вместо поставленных задач в подготовке спортсменов высокого класса сегодня часто занимаются подготовкой юных спортсменов на уровне ДЮСШ.

Эффективность подготовки резерва для спорта высших достижений связана с обеспечением последовательности подготовки юных спортсменов в ДЮСШ, СДЮШОР, училищах физической культуры (УФК) и училищах олимпийского резерва (УОР), школах высшего спортивного мастерства (ШВСМ), сборных командах путем перехода из одного организационного звена в другое, что позволит на каждом этапе сконцентрировать внимание на определенной части спортсменов и обеспечить заинтересованность в успешных выступлениях спортсменов всех тренерских кадров, участвовавших в их подготовке [2].

С целью усовершенствования системы резервного спорта целесообразно выработать такую ​​стратегию развития спорта в стране, которая предусматривала бы привлечение всех заинтересованных сторон: государства, общественных организаций, элитных спортсменов, менеджеров, функционеров, зрителей, медиа, бизнес-структур, связанных со спортом и готовых его поддерживать.
Необходимо создавать региональные учебно-спортивные комплексы, которые объединяли бы специализированные спортивные классы общеобразовательных школ, отделение ДЮСШ, СДЮСШОР, специализированные учебные заведения спортивного профиля и школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки в единую методическую структуру, осуществляющую свою деятельность в определенном виде спорта на основе преемственности и усложнения программ подготовки от одного этапа к другому.

Существует потребность в разработке системы стимулов, при которых спортивные школы были бы заинтересованы переводить лучших спортсменов в училища физической культуры, которые, просмотрев программы обучения, были бы нацелены на подготовку спортсменов высокого класса, задействованных в олимпийской подготовке.

Для упорядочения этой системы необходима разработка технических заданий на комплексное изучение системы подготовки ближайшего спортивного резерва, в котором задействовано около до 5 тысяч перспективных спортсменов (ШВСМ, сборные команды, центры олимпийской подготовки), с целью организации подготовки, разработки программ, планов, которые бы обеспечили ее преемственность и усложнение от этапа к этапу. Такое изучение позволит пересмотреть существующие положения, а также сформировать задачи деятельности всех структур, осуществляющих олимпийскую подготовку, определить контингент, систему функционирования, ответственность за конечный результат их деятельности.

Нормализация этого положения позволит существенно повысить возможности ежегодно восстанавливать составы сборных команд спортсменами более высокой квалификации. В свою очередь, это требует задействовать в системе начального обучения видам спорта в спортивных школах до 500 000 детей, из которых по физическим показателям и достижениям на начальном этапе до 10-15% детей должны отбираться для постоянных занятий.

В связи с этим требуется разработка технического задания на комплексное изучение системы удаленного резерва (система детско-юношеского спорта) и общих принципов ее функционирования. При этом необходимо учесть опыт стран, достигших выдающихся успехов в олимпийском спорте в последние годы (Россия, Китай, Австралия, Корея, Германия, Япония и др.).
Существует потребность в учебных программах для ближайшего и отдаленного резервов, которые охватывали бы различные этапы подготовки при условии их преемственности.

Для реального охвата всего контингента резерва сборных команд необходимо создать специальные группы олимпийской подготовки в организациях, имеющих спортивные традиции, кадровое и материально-техническое обеспечение (физкультурно-спортивных обществ, спортивных клубов). Создание таких групп обеспечит дополнительную подготовку спортсменов.

Негативное влияние на подготовку спортивного резерва оказывает чрезмерная коммерциализация отечественного спорта. Особенно это наблюдается в игровых видах спорта. Неподконтрольность обществу структур профессионального спорта (прежде игровых видов: футбол, баскетбол, гандбол) привело к засилью в клубах спортсменов-иностранцев («легионеров»), что негативно повлияло на отраслевой рынок труда. Пытаясь добиться быстрых спортивных результатов за счет «покупки» иностранцев, клубы запустили работу по подготовке спортивного резерва из числа местной молодежи. Вследствие этого спортивная молодежь, не имея возможности профессионального роста, теряет перспективы занять достойное место на национальном рынке труда [1].

С целью решения обозначенных выше проблем, в первую очередь, необходимо осуществить следующие мероприятия:
– создать государственные центров олимпийской подготовки;
– наладить строительство спортивных комплексов с развитой инфраструктурой, бассейнов и других спортивных сооружений для развития приоритетных олимпийских видов спорта;
– определить единые нормативы материально-технического и финансового обеспечения деятельности специализированных учебных заведений спортивного профиля, учитывая результативность и эффективность их работы;
– создать совремнное научно-методическое обеспечение спорта;
– сформировать эффективную систему повышения квалификации тренеров и других специалистов сферы физической культуры и спорта;
– создать штатные спортивные команды резервного состава национальных сборных команд Украины МОН, других заинтересованных министерств и центральных органов исполнительной власти, физкультурно-спортивных обществ для спортсменов, которые имеют реальные возможности для достижения высоких результатов на соревнованиях международного уровня;
– оказать поддержку детско-юношеским спортивным школам, независимо от формы собственности, за счет средств субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на приобретение спортивного оборудования и инвентаря и обеспечение учебно-тренировочного процесса;
– создать систему спортивных клубов по видам спорта различной организационно-правовой формы, которые будут входить в состав местных и региональных организаций всеукраинских общественных объединений по олимпийским видам спорта, законодательно стимулируя при этом их финансирование субъектами коммерческой деятельности (за счет предоставления налоговых и других льгот).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя процессы, происходящие в данной сфере, можно прийти к выводу, что в Олимпийском движении в Украине появились признаки кризиса. Именно спорт во всех его проявлениях может улучшить данную ситуацию, стать не только основой здорового образа жизни, но и укрепить позиции нашей страны на международной арене.

Существующая система резервного спорта несовершенна и находится в сложном положении: недостаточное финансирование, устаревшая материально-техническая база, низкий уровень научного обеспечения, слабый кадровый потенциал и т.п.

Сегодня Государственная служба молодежи и спорта отрабатывает конкретные предложения по внесению соответствующих изменений в законодательную и нормативно-правовую базу, относительно порядка финансирования спортивных школ, спортивных школ физкультурно-спортивных обществ и государственной поддержки, в первую очередь, тех спортивных школ, которые нацелены на подготовку спортивного резерва для национальных сборных команд страны.

Это обеспечит улучшение материально-технической базы резервного спорта, повышение квалификации тренерского состава, расширение видов секций и привлечение к занятиям всех детей и подростков, что, в свою очередь, окажет, безусловно положительное влияние как на улучшение физических показателей развития молодежи, так и на воспитание нравственных ценностей.

Все это даст государству прекрасные возможности для усиления роли Олимпийского движения и популяризации спорта среди украинцев.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Буряченко А.Є. «Фінансування дитячого спорту». – [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.confcontact.com
  2. Волков Л. В. Детский и юношеский спорт: методология исследования и разработка учебной дисциплины // Актуальні проблеми фізичної культури та спорту в сучасних соціально-економічних умовах :  II Міжнародна наукова конференція, 2005 р. : тез. Доповідей. – Запоріжжя, 2005. – С. 14–19.
  3. Мічуда Ю.П. Проблеми вдосконалення механізмів державного управління сферою фізичної культури і спорту в Україні // Фізичне виховання, спорт і культура здоровя у сучасному суспільстві : Зб. наук. пр. – Луцьк, 2002. – Т. 1. – С. 26–28.
  4. Олійник М.О. Теоретичні і методичні основи управління фізичною культурою і спортом в Україні / М.О. Олійник. – Київ: видавництво Національного університету фізичної культури і спорту. – 2000. – С. 13.
  5. Основы управления подготовкой юных спортсменов / [под ред.  М. Я. Набатниковой]. – М. : Физкультура и спорт, 1982. – 280 с.
  6. Положення «Про дитячо-юнацьку спортивну школу». – [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua
  7. Проект Закону «Про фізичну культуру і спорт», реєстр. № 2562 від 17.07.2008. – Режим доступу: http://gska2.rada.gov.ua
  8. Платонов В. Н. Сахновский К. П.  Подготовка юного спортсмена. – К. : Радянська школа, 1988. – 288 с.
  9. Официальный  сайт Национального олимпийского комитета Украины. – Режим доступа: www.noc-ukr.org

REFERENCES

  1. Buriachenko A.Є. «Fіnansuvannya dityachogo sport» [Fіnansuvannia ditiachogo sportu]. Mode of access: http://www.confcontact.com
  2. Volkov L. V. Youth Sports: research methodology and development of the discipline [Detskii i iunosheskii sport: metodologiia issledovaniia i razrabotka uchebnoi distcipliny]. Aktualnі problemi fіzichnoї kulturi ta sportu v suchasnikh sotcіalno-ekonomіchnikh umovakh:  II Mіzhnarodna naukova konferentcіia, 2005 r.: tez. Dopovіdei. Zaporіzhzhia, 2005. pp. 14–19.
  3. Mіchuda Iu.P. The problems of governance mechanisms sphere of physical culture and sport in Ukraine [Problemi vdoskonalennia mekhanіzmіv derzhavnogo upravlіnnia sferoiu fіzichnoї kulturi і sportu v Ukraїnі]. Fіzichne vikhovannia, sport і kultura zdorovia u suchasnomu suspіlstvі : Zb. nauk. pr.  Lutck, 2002.  T. 1. pp. 26–28.
  4. Olіinik M.O. Theoretical and methodological foundations of physical education and sport in Ukraine [Teoretichnі і metodichnі osnovi upravlіnnia fіzichnoiu kulturoiu і sportom v Ukraїnі]. Kiїv: vidavnitctvo Natcіonalnogo unіversitetu fіzichnoї kulturi і sportu. – 2000. p. 13.
  5. Management Essentials training young athletes [Osnovy upravleniia podgotovkoi iunykh sportsmenov]. [ed. M. Ia. Nabatnikovoi].  Moscow, Fizkultura i sport, 1982.  280 p.
  6. Provisions of the «Pro-dityacho yunatsku sports school» [Polozhennia «Pro ditiacho-iunatcku sportivnu shkolu»]. Mode of access: http://zakon.rada.gov.ua
  7. Draft Law «On Physical Culture and Sport» [Proekt Zakonu «Pro fіzichnu kulturu і sport»], Reg. № 2562 from 17.07.2008.  Mode of access: http://gska2.rada.gov.ua
  8. Platonov V. N., Sakhnovskii K. P. Preparing young athlete [Podgotovka iunogo sportsmena]. K. Radianska shkola, 1988.  288 p.
  9. Official site of the National Olympic Committee of Ukraine. – Mode of access: www.noc-ukr.org

Еще в рубриках

Отраслевая экономика регионов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *