Главная страница » Публикации » №4 (32) » Осуществление общественного контроля за расходами местных бюджетов: опыт Украины

Осуществление общественного контроля за расходами местных бюджетов: опыт Украины

Implementation of public control over the expenditures of local budgets: the experience of Ukraine

Авторы

Покатаев Павел Сергеевич
кандидат наук по государственному управлению, докторант
Классический приватный университет, г.Запорожье, Украина
victor3007778.8@yandex.ru

Аннотация

В статье исследована сущность общественного контроля как форма государственного управления деятельностью органов местного самоуправления. Исследовано понятие общественного бюджетного контроля и порядок его осуществления. Установлены проблемы, препятствующие общественности полноценно реализовывать предоставленные им права в этой сфере. Внесены предложения по дальнейшему развитию данной формы участия граждан в осуществлении управления.

Ключевые слова

общественный контроль, общественный бюджетный контроль, обращения граждан, расходы местных бюджетов.

Рекомендуемая ссылка

Покатаев Павел Сергеевич

Осуществление общественного контроля за расходами местных бюджетов: опыт Украины// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3210. Дата публикации: 24.11.2012. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3210/

Authors

Pokataev Pavel
Ph.D. in public administration, Ph.D.
Classical Private University, Zaporozhye, Ukraine
victor3007778.8@yandex.ru

Abstract

The article explored the essence of social control as a form of state control over the activities of local governments and other entities. The concept of "public budgetary control" and its execution. Established contemporary problems impedes hromadkosti fully implement grant them rights in this area. The proposals for the further development of this form of public participation in the implementation of control.

Keywords

social control, public budget control, appeals, expenditures of local budgets.

Suggested Citation

Pokataev Pavel

Implementation of public control over the expenditures of local budgets: the experience of Ukraine// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Art. #3210. Date issued: 24.11.2012. Available at: https://eee-region.ru/article/3210/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

Динамика изменений во властно-общественных отношениях, происходящих в Украине за годы независимости, свидетельствует о неуклонном удалении власти от ее первоисточника – народа. Последний наиболее ощутимый шаг в этом направлении сделан в 2006 г., когда народные депутаты почти всех уровней были избраны исключительно на партийно-пропорциональной основе. И если избиратели не так уж и остро ощутили удаление от них народных представителей, то на местном уровне потеря связи между избирателями и новым депутатским корпусом является, по сути, подрывом института представительной демократии.

Тему взаимодействия представителей власти с общественностью затрагивает в своих исследованиях ряд российских ученых, среди которых: Н. Боброва, С. Купреева, В. Лучин, А. Панарин, В. Румянцева, В. Чиркин. Среди украинских ученых можно выделить, прежде всего, тех, кто исследует вопросы локальной демократии и ее формы, то есть деятельность органов самоорганизации населения и других общественных организаций, общественные слушания, общие собрания, обращения граждан и тому подобное: М. Баймуратов, А. Батанов, Я. Лазор, А. Лазор, А. Лысяк, Н. Мишина, А. Орловский, С. Саханенко, Т. Яременко и др. Н. Лукбей исследовала именно вопросы осуществления общественного контроля за использованием средств местных бюджетов. Но в научных трудах рассматривались лишь отдельные аспекты общественного контроля, тогда как этот вопрос требует комплексного исследования.

Изложение основного материала

Бюджетный кодекс Украины определяет расходы бюджета как средства, которые направлены на осуществление программ и мероприятий, предусмотренных соответствующим бюджетом. К расходам бюджета не относятся: погашение долга, предоставление кредитов из бюджета, размещение бюджетных средств на депозитах, приобретение ценных бумаг; возврат излишне уплаченных в бюджет сумм налогов и сборов (обязательных платежей) и других доходов бюджета, проведение их бюджетного возмещения (ч. 13, п. 1, ст. 2 [2]).

Под понятием расходов местных бюджетов следует понимать экономические отношения, связанные с распределением и использованием средств основных централизованных фондов государства, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления [3, с.136].

Осуществление расходной части местных бюджетов позволяет обеспечить необходимые общественные блага, создавать желаемые объекты инфраструктуры, реализовывать определенные функции по перераспределению доходов. Использование бюджетных средств непосредственно связано с выполнением государством и органами местного самоуправления возложенных на них задач, важнейшей из которых является регулирование общественного воспроизводства, удовлетворение потребностей населения, управление государством, обеспечение охраны правопорядка, функционирования национальной обороны, осуществление международного сотрудничества, охрана окружающей среды. Специфика функционирования и особая роль местных бюджетов отражается через состав и структуру их расходов, что позволяет исследовать сущность местных бюджетов, существование которых подчинено решению задач местного значения.

Последнее время актуальной формой контроля во всех сферах общественной жизни и в финансовой сфере в частности является общественный контроль. Это одна из функций управления. Он осуществляется путем сопоставления деятельности подконтрольных объектов с определенными социальными нормами, избранными как эталонные, на основании чего делается вывод о соответствии этой деятельности установленным требованиям.

Главной целью общественного контроля является устранение и предупреждение причин, порождающих это несоответствие, обеспечение соблюдения объектами контроля соответствующих норм (формальных и неформальных). Задача общественного контроля состоит в недопущении действий контролируемых субъектов вне пределов законности и правопорядка, предупреждении возможного отклонения от намеченных целей и защите интересов общества и отдельных его субъектов в случае нарушения их законных прав и интересов с последующим устранением негативных последствий, вызванных такими действиями.

Следует отметить, что именно представительные и исполнительные органы местного самоуправления являются основными группами общественного контроля. Однако на сегодня проблема общественного контроля является весьма острой, что обусловливает разработку и принятие ряда нормативно-правовых актов по  усилению этого вида контроля. В то же время в Украине нет специального Закона об общественном контроле, хотя были предложения отдельных народных депутатов, по его принятию. Так, в июне 2008 г. народным депутатом С. Кириченко был предложен проект Закона Украины «Об общественном контроле», в котором среди основных задач этого вида контроля предлагалось выделить:

  • организацию рассмотрения заявлений, обращений, предложений граждан, заинтересованных в оказании им помощи органами общественного контроля;
  • содействие недопущению или устранению ранее допущенных нарушений Конституции Украины, законов Украины, других нормативных актов;
  • усиление государственной дисциплины объектами общественного контроля;
  • определение общественной оценки нарушений или безопасности, которая обусловлена осуществляемой или планируемой деятельностью объектов общественного контроля;
  • принятие активного участия в повышении правового сознания населения;
  • развитие у граждан чувства ответственности за положение всего общества в целом и каждого субъекта индивидуально [8].

С. Кириченко предлагал создание профильных подразделений по соответствующим направлениям общественной деятельности (контроля потребительского рынка, контроля системы здравоохранения, экологического контроля и т.п.), в состав которых должны были входить лица с должной профессиональной подготовкой и опытом работы в соответствующих областях. Эти комиссии должны были обеспечить необходимый уровень компетентности в деятельности профильных подразделений соответствующего уровня путем проведения обучения и аттестации общественных контролеров, готовя для них методические пособия и осуществляя методическое руководство их работой. Они должны были принять акты реагирования по результатам текущего контроля и проверок по обращениям граждан [8]. Однако данный законопроект, так и не был принят.

В последнее время в научных кругах появилось понятие «общественный бюджетый контроль», который осуществляется гражданами и их объединениями. Он может осуществляться группами специалистов, которые создаются при парламентских комитетах и комиссиях Советов народных депутатов, а также непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях на основе добровольности и безвозмездности. Наличие развитой системы связи с общественностью позволяет учесть замечания и предложения специалистов в процессе составления и исполнения бюджетов [9].

Важной предпосылкой для осуществления общественного бюджетного контроля бюджетных средств является наличие свободного доступа контролирующих субъектов к информации о выполнении местных бюджетов.
На сегодня существует ряд нормативно-правовых актов, предоставляющих право общественности осуществлять контроль в этой сфере. Так, ст. 40 Конституции Украины законодательно закрепляет право каждого гражданина направлять индивидуальные или коллективные письменные обращения или лично обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, к должностным и служебным лицам этих органов в части получения ответа относительно волнующих их вопросов [6].

В исполнение требования этой статьи был принят Закон Украины «Об обращении граждан», где ст. 1 закреплено право обращения в органы государственной власти, местного самоуправления, к объединениям граждан, предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от формы собственности, средствам массовой информации, должностным лицам в соответствии с их функциональными обязанностями с замечаниями, жалобами и предложениями, касающимися их основной деятельности, с заявлением или ходатайством относительно реализации своих социально-экономических, политических и личных прав и законных интересов или с жалобой об их нарушении [5]. Выполнение местных бюджетов связано именно с реализацией физическими лицами своих социально-экономических интересов, потому как из местных бюджетов осуществляются расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения, а именно:

  • финансирование программ местного значения относительно женщин, семьи, детей, молодежи;
  • финансирование местных программ социальной защиты отдельных категорий населения: малообеспеченных, бездомных и т.д.;
  • финансовая поддержка центров социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений исполнения наказаний;
  • денежные компенсации льготного проезда отдельных категорий граждан;
  • оказание финансовой поддержки и кредитования ветеранских организаций (п. 1, ст. 91 [2]).

К тому же ст. 5 Закона Украины «Об информации» закрепляет право каждого гражданина свободно получать, использовать, распространять, хранить и защищать информацию, необходимую для реализации своих прав, свобод и законных интересов [4].

Постановлением Кабинета Министров Украины «О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» утверждено обязанность областных, городских госадминистраций размещать информацию в отношении:

  • сведений о выполнении бюджета соответствующего уровня;
  • показателей заработной платы, денежного обеспечения, пенсий, стипендий и других социальных выплат;
  • показателей расчетов за энергоносители;
  • сведений об уплате местных налогов и сборов, коммунальных платежей, в том числе о действующих тарифах и льготах отдельным группам плательщиков, расчетов юридических и физических лиц с бюджетом соответствующего уровня;
  • сведений о проведении закупки товаров (работ, услуг) за государственные средства и т.д. [7].

Практика привлечения общественности к осуществлению контроля за использованием бюджетных средств существует в США, где еще в 1970-х гг. муниципальными органами были созданы и разработаны возможные влиятельные роли для групп граждан, как, например, участие в распределении федерального гранта. Должностные органы штата Иллинойс (США) наделяли основной властью и полномочиями по принятию решений жителей города в части распределения доходов муниципальных бюджетов и планирования его основных статей [1, с.154].

Однако на сегодня существуют определенные проблемы, препятствующие представителям общественности полноценно реализовывать предоставленные им права, к которым можно отнести:

  • правовой нигилизм граждан о наличии предоставленных им прав в отношении осуществления бюджетного контроля и порядке их реализации;
  • отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей порядок осуществления общественного контроля за использованием бюджетных средств;
  • отсутствие опыта граждан и их объединений по осуществлению контроля за использованием средств местных бюджетов;
  • ограниченное количество информации, которая публикуется в средствах массовой информации, в частности через Интернет, в отношении официальных данных по использованию бюджетных средств, несвоевременность их обнародования и сложность поисковых систем;
  • инертность представителей общественности к вопросам финансового обеспечения местного самоуправления;
  • сложность и бюрократизм относительно процедуры получения информации гражданами и их объединениями о выполнении местных бюджетов через процедуру обращения к распорядителям бюджетных средств.

Выводы

Сложившаяся ситуация, прежде всего, препятствует осуществлению полноценного общественного контроля за использованием средств местных бюджетов, что способствует увеличению правонарушений в хозяйственной сфере и служебной деятельности со стороны должностных лиц органов местного самоуправления. Для решения этого вопроса считаем необходимым осуществить нижеперечисленные меры, а именно:

  • разработать и принять нормативно-правовой акт, который бы регламентировал процедуру осуществления общественного контроля во всех сферах общественной жизни: социальной, экономической, правовой и других, каким бы мог стать Закон Украины «О порядке осуществления общественного контроля». Данный Закон должен урегулировать теоретические основы реализации такого контроля, согласовать все процедурные моменты его осуществления в виде общественных слушаний, общественных экспертиз, закрепить объекты контроля и перечень субъектов с определением их полномочий;
  • упростить процедуру обращения граждан и их объединений к распорядителям бюджетных средств непосредственно, а также с использованием Интернет путем направления заявлений (обращений) через официальные сайты органам государственной власти и местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, независимо от форм собственности, что обуславливает необходимость внесения изменений в ст. 5 Закона Украины «Об обращениях граждан»;
  • сократить срок предоставления обязательного ответа на такие обращения должностными лицами с одного месяца до десяти дней, что требует внесения изменений в ст. 20 Закона Украины «Об обращениях граждан»;
  • упростить процедуру доступа граждан к публичной информации по выполнению местных бюджетов путем создания ссылки на такую информацию на главной странице официальных сайтов областных государственных администраций.

Библиографический список

  1. Бабинова А.А. Развитие местного самоуправления в контексте совершенствования форм сотрудничества местной власти с населением: мировой опыт / А.А. Бабинова // Стратегические приоритеты. – 2007. – № 4 (5). – С.150–156.
  2. Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/2456-17/print1329896557051809.
  3. Демьяшин В. Проблемы сущности и состава расходов местных бюджетов / В. Демьяшин, А. Тулюлюк // Мир финансов. – 2008. – № 3 (16). – С.135–144. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/svfin/2008_3/16-135.pdf.
  4. Закон Украины «Об информации» от 02.10.1992. № 2657-XII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/.
  5. Закон Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.1996 г. № 393/96-ВР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/393/96-% D0% B2% D1% 80
  6. Конституция Украины : принята на пятой сессии Верховной Рады Украины 28.06.1996 г.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=254% EA% 2F96% E2% F0 & p = 1287728439146274.
  7. Постановление Кабинета Министров Украины «О Порядке обнародования в сети Интернет информации о деятельности органов исполнительной власти» от 04.01.2002 г. № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3-2002-% D0% BF/print1330005617355960.
  8. Проект Закона Украины «Об общественном контроле»  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ppsls.org.ua/uk/2008/06/1132/.
  9. Яцкин Р.А. Особенности осуществления бюджетного контроля в Украине / Р.А. Яцкин // Держава та регіони. Серія: Право і деражвне управління. – 2012. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum / Ptdu/2012_1/files/PD112_17.pdf.

References

  1. About the Order of the publication on the Internet of information about the activities of the executive power [electronic resource]: the Resolution of Cabinet of Ministers of January 4, 2002, N 3. — Mode of access: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/3-2002-% D0% BF/print1330005617355960
  2. Babinova AA Development of local government in the context of improving the forms of co-operation of local authorities with population: the international experience / AA Babinova / / Strategic Priorities: scientific journal. — 2007. — № 4 (5). — P.150-156.
  3. Demyashin, Problems and essence of local budget expenditures / B. Demyashin, A. Tulyulyuk / / The world of finance. — 2008. — № 3 (16). — P.135-144. [Electronic resource]. — Mode of access: www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/svfin/2008_3/16-135.pdf
  4. On citizens [electronic resource]: the Law of Ukraine on October 2, 1996, N 393/96-VR. — Mode of access: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/393/96-% D0% B2% D1% 80
  5. On information [electronic resource]: the Law of Ukraine of 02.10.1992., № 2657-XII. — Mode of access: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/
  6. On public control [electronic resource]: the draft Law of Ukraine. — Mode of access: http://ppsls.org.ua/uk/2008/06/1132/
  7. The Budget Code of Ukraine dated July 8, 2010, N 2456-VI [electronic resource]. — Mode of access: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ show/2456-17/print1329896557051809
  8. The Constitution of Ukraine [electronic resource]: adopted at the fifth session of the Verkhovna Rada of Ukraine on 28 June 1996. — Mode of access: http://zakon1.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=254% EA% 2F96% E2% F0 & p = 1287728439146274.
  9. Yatskin RA Features of the implementation of budgetary control in Ukraine / RA Yatskin / / state and the regions. Series: Law and Public Administration. — 2012. — № 1 [electronic resource] .. — Mode of access: http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum / Ptdu/2012_1/files/PD112_17.pdf

Еще в рубриках

Финансы регионов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *