Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (32), 2012

Тенденции молодежного рынка труда Республики Татарстан

Trends in the youth labor market of the Republic of Tatarstan

Авторы


кандидат социологических наук, доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
danaprof@mail.ru


кандидат социологических наук, доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
ira.ahmetova@mail.ru

Аннотация

В статье исследуется ситуация на молодежном рынке труда Республики Татарстан, выявляется механизм оказания помощи в трудоустройстве молодым специалистам со стороны служб занятости, предлагается проект вузовского центра трудоустройства.

Ключевые слова

рынок труда, адаптация молодых специалистов на рынке труда, трудоустройство выпускников, служба занятости, центр трудоустройства.

Рекомендуемая ссылка
Шигапова Д.К. , Ахметова И.А.
Тенденции молодежного рынка труда Республики Татарстан// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3204. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3204/
Authors

Shigapova D.K.
PhD in Sociology, Associate Professor
Kazan (Volga) Federal University
danaprof@mail.ru

Akhmetov I.A.
PhD in Sociology, Associate Professor
Kazan (Volga) Federal University
ira.ahmetova@mail.ru

Abstract

We study the situation on the labor market of the Republic of Tatarstan. For the solution of problems of youth on a labor market, we offer to open own center of employment at the university.

Keywords

labor market, young professionals, successful adaptation of young professionals in the labor market, the services of еmployment, the Center of employment.

Suggested Citation
Shigapova D.K. , Akhmetov I.A.
Trends in the youth labor market of the Republic of Tatarstan. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (32). Art. #3204. Date issued: 2012-11-25. Available at: http://eee-region.ru/article/3204/

Print Friendly, PDF & Email
Трудоустройство выпускников высших профессиональных учебных заведений и их адаптация к рынку труда, является одной из наиболее актуальных социально-экономических проблем. Рынок труда является важнейшим  элементом общего рынка. В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Рынок труда является важнейшим  элементом общего рынка. В самом общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей. Ценой рабочей силы является заработная плата. На рынке труда одна сторона (продавцы) представлена лицами, ищущими подходящую работу, другая (покупатели) — работодателями,  предпринимателями или их представителями. Рынок труда реализуется через государственную, коммерческую службы занятости, а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.

На рынке труда реализуется возможность:

  • свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
  • найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
  • независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально — квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение ус­ловий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;
  • свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале  [1, с.12].

Решение проблемы занятости молодых специалистов на рынке труда, состоит преимущественно в обеспечении соответствия между подготовкой кадров и потребностью в них в условиях рыночной экономики, а также в повышении степени удовлетворенности работой. В нашей стране одновременно существует дефицит определенных профессий среди выпускников вузов и недоиспользование профессионального квалифицированного труда. Это говорит о медленной адаптации подготовки кадров к технологическим новшествам и экономическим переменам и о недостаточной связи «вуз-работодатель».

Анализ кадрового состава предприятий выявил проблему необходимости омоложения персонала. Необходимо возобновить целевую систему подготовки квалифицированных кадров для производства. В связи с данным фактом, необходимо разработать концепцию трудоустройства выпускников ВУЗов.  Концепция организации трудоустройства выпускников вузов, должна строиться на сочетании государственной системы распределения и трудоустройства, которая использовалась на протяжении предшествующих десятилетий, и системы самостоятельного трудоустройства, неизбежной в условиях рыночной экономики. [2, с.94].

Службы занятости обладают уникальной информацией о потребностях в той или иной профессии и о возможности трудоустройства выпускников различных учебных заведений. Представляется целесообразным иметь в региональной службе занятости отдельный блок информации о вакансиях для молодых специалистов, а также базу данных о молодых специалистах, обратившихся в службу занятости, создать Центр трудоустройства молодых специалистов. Большинство выпускников высших учебных заведений  РТ находят работу, однако доля занятых среди молодых специалистов  постепенно сокращается:  68%  — в 2009 г., 58% — в 2011 г. [3, с.210].

Для оказания помощи в трудоустройстве молодым специалистам,  службам занятости Республики Татарстан, рекомендуется строить  деятельность  по такому алгоритму:

  • Сбор информации от всех республиканских вузов о предстоящем выпуске по специальностям (за год до окончания учебного заведения) с полной квалификационной характеристикой по каждой специальности.
  • Сбор информации о наличии вакантных рабочих мест от предприятий, расположенных в  республике, с полным описанием требований к должности.
  • В случае согласия выпускника занять ту или иную должность, проводить тестирование на профессиональную пригодность (или пройти   переподготовку). Служба занятости на основе соглашения (договора) с учебным заведением или работодателем организует учебный процесс.

На основании заявок центры занятости могут формировать заказы для ВУЗов и специалистов конкретных специальностей, заключать отраслевые договора на их подготовку, а также осуществлять  взаимодействие с государственными и общественными органами аккредитации, государственными органами трудоустройства, государственными и муниципальными органами управления образованием. Кроме этого, принимать участие в организации подготовки, переподготовки и повышении квалификации молодых специалистов, по определенным научным направлениям.

Установлено, что для создания условий эффективного функционирования информационной системы должно быть обеспечено ее взаимодействие с органами исполнительной власти РФ, территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения, с региональными отделениями российской ассоциации студенческих профсоюзных организаций вузов и работодателями на региональных рынках труда.

На сегодняшний день, в Республике Татарстан ситуация на рынке труда такова. Первая тенденция, на которую следует обратить внимание: в большинстве своем, молодежь нацелена получить высшее образование. По  данным социологов  (приводятся данные татарстанской статистики 2005-2010гг.),  более половины вчерашних выпускников школ идут в ВУЗы, и  к предельной цифре молодежного возраста (29 лет) желание получить высшее образование остается  у  4%.

Что касается, системы высшего профессионального образования в стране, то здесь можно отметить следующее. Инновационная инфраструктура, в системе высшего профессионального образования, которую необходимо сформировать, по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечит сотрудничество бизнеса и учебных заведений  в реализации высокотехнологичных  инновационных проектов. Государство намерено обеспечить условия, необходимые для привлечения в отечественные ВУЗы передовых представителей научной школы,  для развития бизнес-центров, технопарков, инновационных производств, использующих кадровый и научный потенциал высшей школы. На финансирование программ развития ведущих классических университетов Российской Федерации  в 2010 — 2012 годах предусмотрены 10 млрд. рублей бюджетных ассигнований федерального бюджета. Основными направлениями развития научно-исследовательского потенциала сферы высшего образования будут поддержка кооперации ВУЗов с ведущими отраслями промышленности, создание новых лабораторий по ключевым направлениям развития науки и технологий, с участием ВУЗов. В этих целях в 2010 — 2012 годах Правительством Российской Федерации в рамках реализации соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации предусмотрены средства федерального бюджета в размере 39 млрд. рублей. В период с 2007 по 2010 год из федерального бюджета на программы развития федеральных университетов было направлено 18,7 млрд. рублей. Ключевые задачи, отличающие федеральные университеты (в настоящее время функционирует 7 таких университетов по федеральным округам) от других вузов, связаны с организацией и координацией (в федеральном округе) работы по сбалансированному обеспечению программ социально-экономического развития регионов квалифицированными кадрами [1].

Как показывают данные социологических исследований в Российской Федерации, в соответствии с требованиями работодателей потребуется переподготовить  около 25% выпускников вузов. Что касается нашей республики, то большинство молодых респондентов (около 80%) уверены, что им хватает знаний для выполнения работы, вместе с тем им часто приходится повышать квалификацию на различных курсах, тренингах, семинарах (67%), к чему они относятся весьма положительно, тем более что подобные формы повышения квалификации оплачивает работодатель.

Вторая тенденция,  в начале 2000-х годов, молодежная рабочая сила  характеризуется ориентацией на высокую заработную плату, причем без особой разницы — квалифицированный это труд или нет. Также отмечалось, что около половины опрошенных выпускников ВУЗов не знали, чем  будут заниматься. По данным социологов в 2005-2010 годах, нашла работу только половина из них. Большое недовольство среди молодежи вызывает оплата труда, только пятую часть из них она устраивает. Более 40% обучающихся студентов еще и параллельно работают. Кроме того, значительная часть молодежи стремится заработать как можно больше и не прилагая особых усилий, что  чревато обострением криминогенной ситуации в стране. По опросам социологов (приводятся данные мониторинга ВЦИОМ 2005-2010гг.), каждый 5-й в возрасте до 20 лет и каждый 10-й в возрасте от 25 до 35 лет будет искать любые возможности, чтобы поддержать высокий уровень жизни.

Кроме того, проблемой является и тот факт, что при найме на работу от соискателей требуется наличие стажа, а откуда у молодого выпускника стаж работы. Данные обстоятельства снижают конкурентоспособность выпускников, в итоге получаемая работа — далека от соответствующей квалификации. Что касается форм собственности, то  первое место по найму молодежи (третья часть) занимает частный сектор, и на последнем месте -государственный сектор (6%). Однако следует сказать, что в государственном секторе, молодежи предлагают более квалифицированные рабочие места. По опросам социологов (приводятся данные мониторинга ВЦИОМ 2005-2010гг.), каждый 5-й в возрасте до 20 лет и каждый 10-й в возрасте от 25 до 35 лет будет искать любые возможности, чтобы поддержать высокий уровень жизни.

Анализ выборочных исследований населения по проблемам занятости, проводимый Комитетом государственной статистики РТ, свидетельствует о росте доли молодых специалистов в области предпринимательской деятельности, права, социальных проблем, экономики. Увеличивается доля молодежи в категории среднего персонала, занятого в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности.

Трансформируемая экономика формирует повышенные требования к образовательному уровню рабочей силы. Соответственно изменяется жизненная стратегия молодежи. Молодые люди стремятся к освоению новых профессий, получению параллельно второго высшего образования, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Около половины  студентов выпускных курсов, параллельно обучаются в двух ВУЗах, причем лидирует юридическое образование, на втором месте — иностранные языки, на третьем – психология.

Так, среди окончивших вуз,  не по специальности работали  в 2000-2005 гг. – 45% выпускников, а среди выпускников 2006-2011 гг. —  60 %.  Данные показатели, в первую очередь, связаны  с инертностью системы образования, которая не успевает реагировать на изменения на рынке труда,  на его потребности, готовя специалистов по уже неактуальным специальностям, заранее обрекая выпускников вузов на долгие  и безуспешные поиски работы, переобучение и как возможный итог — трудоустройство не по специальности.

Для решения  проблем молодежи на рынке труда, нами предлагается открыть  собственный центр трудоустройства в ВУЗе. К числу основных задач  центра трудоустройства,  можно отнести следующие:

  • Сбор и анализ данных на всех выпускников конкретного вуза. Создание банка данных на специалистов с указанием основных реквизитов: кода специальности по классификатору, наименования специальности и специализации, личных данных. Картотека ранее трудоустроенных выпускников может быть использована для статического изучения рынка труда по видам специальностей  и мониторинга карьерных успехов специалистов; массив выпускников, которым требуется трудоустройство, сопоставляется с существующими или намечающимися вакансиями в соответствии с заявками от предприятий и организаций. На специалистов,  трудоустроенных вузовским центром трудоустройства, ведется отдельная статистика.
  • Разработка предложений для органов республиканского и муниципального управления профессиональным образованием: по устранению дублирования в подготовке кадров; корректировке перечня профессий и специальностей; созданию новых специальностей и специализаций; оптимизации сети профессиональных образовательных учреждений в регионе.
  • Разработка предложений для заказчиков трудовых ресурсов на подготовку и переподготовку специалистов родственных направлений,  в соответствии с заявками на специалистов, поступающих от разных отраслей. Подготовка и переподготовка могут проводиться как на базе заказчика, так и ВУЗов, силами собственного профессорско-преподавательского состава.
  • Обеспечение связи и взаимодействие с рекрутинговыми агентствами и службами занятости, проводящими подбор персонала из числа безработных граждан. Участие в проведении или организации ярмарок вакансий  совместно со службой занятости республики, с целью повышения экономического и социального потенциала региона.
  • Кооперация  с вузовскими и региональными центрами трудоустройства в виде периодического проведения совещаний, интернет-конференций, семинаров по обучению сотрудников с привлечением  представителей бизнеса,  промышленности и других сфер- потребителей трудовых ресурсов.
  • Организация  договоров и контрактов с фирмами-заказчиками на целевую подготовку специалистов требуемой квалификации, которая должна постепенно вытеснить форму государственного задания на специалистов. Расширение сферы образовательных услуг для представителей организаций-заказчиков и населения. Сбор и обработка  заявок на специалистов от совместных и иностранных предприятий, удовлетворение этих заявок путем использования контингента выпускников. Содействие трудоустройству выпускников, пользовавшихся государственными возвратными субсидиями.

Следующая тенденция. На российском рынке труда и рынке труда Республики Татарстан, для молодежи характерно то, что она часто увольняется, однако также быстро и трудоустраивается,  этот факт говорит о ее высокой мобильности. Около 80% опрошенных молодых специалистов меняли работу в течение 2-3 лет и практически тут же находили новую работу. То есть, в целом, период безработицы для данной возрастной группы населения наименее длительный. Опрос, проведенный среди респондентов через год после окончания высшего учебного, обнаружил, что большинство из них (91%) трудятся в качестве наемных работников. Лишь менее 10% заняты бизнесом (в качестве руководителя малого предприятия или индивидуального предпринимателя), в то время как на последнем курсе  желание заниматься бизнесом высказывали 26% опрошенных. Видимо, барьеры для вступления на стезю предпринимательства оказались чрезмерно высокими. Выбор стратегии поведения на рынке труда формируется под воздействием представлений о востребованности полученной специальности. Большинство сменивших профессию (63%) полагают, что  работу по полученной в вузе специальности можно найти, но она плохо оплачивается, еще 12% — что работу по специальности найти нельзя. Среди тех, кто работает по специальности, так считают соответственно 52 и 5% . То есть имеет место другая стратегия —   стратегия – профессионализации, то есть трудоустройство молодых специалистов и дальнейшая работа по полученной специальности. В данном случае, задача всех субъектов рынка труда сделать эту стратегию приоритетной.

Таким образом, изученные тенденции и результаты, полученные в ходе социологического исследования  в Республики Татарстан, показали, что в трудоустройстве молодых специалистов – выпускников ВУЗов  достаточно  нерешенных проблем. Тем не менее, у субъектов рынка труда, имеются и возможности и резервы для  успешной адаптации молодых специалистов на рынке труда.

Литература:

  1. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда (практическая макроэкономика труда): Учебник. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2009. – 300с.
  2. Шигапова Д.К., Валиуллин М.А., Сайдашева Г.Т. Молодые специалисты на рынке труда /Интеграционные процессы в современном профессиональном образовании — Материалы Международной научно- практической конференции. Казань: КГАСУ, 2010.- С. 93-96
  3. Шигапова Д.К. Динамика показателей удовлетворенности трудом молодых специалистов в Республике Татарстан // Экономические науки.- М.: ООО «24 Принт», 2012, № 10.-С. 208-217.

References:

  1. Odegov Iu.G., Rudenko G.G., Luneva N.K. Rynok truda (prakticheskaia makroekonomika truda): Uchebnik. – M.: Izdatelstvo «Alfa-Press», 2009. – 300s.
  2. Shigapova D.K., Valiullin M.A., Saidasheva G.T. Molodye spetcialisty na rynke truda /Integratcionnye protcessy v sovremennom professionalnom obrazovanii — Materialy Mezhdunarodnoi nauchno- prakticheskoi konferentcii. Kazan: KGASU, 2010.- S. 93-96
  3. Shigapova D.K. Dinamika pokazatelei udovletvorennosti trudom molodykh spetcialistov v Respublike Tatarstan // Ekonomicheskie nauki.- M.: OOO «24 Print», 2012, № 10.-S. 208-217.

Экономика труда