Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (32), 2012

Нелегальная миграция: мировой опыт и его применение в Республике Беларусь

Illegal migration: global experience and its application in the Republic of Belarus

Авторы


доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
Белорусский государственный университет


аспирант
Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
igor.351.igor@mail.ru

Аннотация

Изучение мирового опыта показывает, что ограничительные иммиграционные меры активно начали вводиться в период финансово-экономического кризиса. В большинстве стран Европы наложен запрет на импорт неквалифицированной рабочей силы. Борьба с нелегальной миграцией и занятостью в настоящее время, наряду с либерализацией въезда для лиц с высокими профессиональными качествами, составляет одно из главных направлений иммиграционной политики развитых стран мира. Однако значительный арсенал средств этой борьбы используется странами по-разному. Но в целом, эксперты в области борьбы с нелегальной миграцией сходятся в одном: нет единого универсального средства предупреждения нелегальной миграции. Для борьбы с ней используется вся система доступных средств.

Ключевые слова

миграция, локальный рынок труда, иммиграционная политика, международное сотрудничество, рабочая сила, трудовые ресурсы

Рекомендуемая ссылка
Тихонова Людмила Ефимовна , Антоненко Игорь Владимирович
Нелегальная миграция: мировой опыт и его применение в Республике Беларусь// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (32). Номер статьи: 3202. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3202/
Authors

Tikhonov Lyudmila
Doctor of Economics, Professor of Management
Belarusian State University
igor.351.igor@mail.ru

Antonenko Igor
graduate
Belarusian State University of Informatics and Radioelectronics

Abstract

The study of the world experience shows that restrictive immigration measures are actively being introduced during the financial and economic crisis. Most European countries have banned the import of unskilled labor. The fight against illegal migration and employment in the present, along with the liberalization of entry for persons with high professional skills, is one of the main directions of the immigration policies of developed countries. However, the large arsenal of combat used by countries in different ways. But in general, experts in the fight against illegal migration, agree on one thing: there is no single, universal means of preventing illegal migration. To combat it uses all the available system resources.

Keywords

migration, the local labor market, immigration policy, international cooperation, labor, labor

Suggested Citation
Tikhonov Lyudmila , Antonenko Igor
Illegal migration: global experience and its application in the Republic of Belarus. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (32). Art. #3202. Date issued: 2012-11-30. Available at: http://eee-region.ru/article/3202/

Незаконная миграция является сложным социально-экономическим процессом, влияющим на все стороны жизни страны, и в первую очередь на ее безопасность и социально-экономическое развитие. В настоящее время согласно данным Международной организации труда в мире не контролируется около трети потока международной миграции. Это обусловлено как развитием процессов глобализации, которые сопровождаются возрастанием мобильности населения и все большего числа людей в международном перемещении, так и ростом ограничений и запретов на пути легальных форм миграции во многих странах, наиболее привлекательных для мигрантов. Ситуация в значительной степени осложняется тем, что потоки международной миграции остаются трудно контролируемыми, а введение ограничительных мер в отношении легальных мигрантов, обычно сопровождается лишь ростом масштабов нелегальной миграции.

В современном мире проблемы нелегальной миграции приобретают особенно острый характер. Для Беларуси острота данной проблемы обусловлена особенностями экономического развития, географическим расположением между странами исхода и назначения мигрантов, нескоординированностью законодательства и визовых режимов государств, слабой защищенностью государственных границ в связи с безвизовым режимом с рядом стран СНГ, в частности с Россией. Серьезной проблемой также является слабое информационное обеспечение. Количественные и качественные данные, которыми располагают миграционные, пограничные и статистические службы стран зачастую несопоставимы и не дают полного представления об изучаемом процессе. Все это определяет важность всестороннего и взвешенного анализа проблем незаконной миграции, ее причин и последствий, а также разработки эффективного механизма противодействия.

Анализ показал, что миграционная политика в мире по содержанию и формам реализации так же разнообразна, как и история государств, в которых она проводится. В настоящее время все попытки разработать единую модель оптимального управления миграционными процессами на уровне отдельного государства пока не приносят успеха. Усиление мировых хозяйственных связей и миграционных процессов, экономические и демографические процессы внутри стран, непрекращающаяся угроза терроризма требуют постоянной модернизации иммиграционной политики государств.

С начала нынешнего века (в особенности после 11 сентября 2001 г.) новые иммиграционные акты и важные поправки к существующим законам были приняты практически во всех развитых странах. При этом, как показал анализ, направления и характер изменений зависят от иммиграционной истории страны. Страны классической иммиграции – Австралия, Канада, Новая Зеландия и США – всегда отличались либеральным подходом к иммиграции и до недавнего времени были ориентированы на переселения или долговременное пребывание иностранцев. В этих странах экономический рост, в течении долгих лет, зависел от численности иммигрантов. Это осознавалось правительствами данных стран и прослеживалось в политике «открытых дверей».

Сегодня миграционная политика в данных странах реализуется через систему планирования (квотирования) численности иммигрантов. В целях повышения экономической эффективности иммиграции вводятся специальные системы отбора иммигрантов: система преференций в США, а также самая прогрессивная (на наш взгляд) балльная система отбора, используемая в Канаде и Австралии. Современные изменения в иммиграционном законодательстве данных стран преследуют несколько целей. Во-первых, они направлены на повышение экономической эффективности иммиграции. Параллельно, в странах иммиграции развиваются различные программы содействия быстрой интеграции иммигрантов.

В то же время забота о безопасности вынуждает страны принимать особые меры предосторожности для предупреждения проникновения в них преступников и террористов. Это выражается не только в усовершенствовании пограничного контроля, но и в серьезных структурных перестройках иммиграционных служб.

Трансформации мировой и национальных экономических систем в странах Западной Европы также сопровождались изменениями в иммиграционной политике. В отличие от стран классической иммиграции, международная миграция на европейском континенте развивалась в форме временной трудовой миграции. В последние годы в западноевропейских странах наблюдаются существенные усложнения в возможностях трудоустройства для стран-кандидатов.

Изучение мирового опыта показывает, что ограничительные иммиграционные меры активно начали вводиться в период финансово-экономического кризиса. В большинстве стран Европы наложен запрет на импорт неквалифицированной рабочей силы. Борьба с нелегальной миграцией и занятостью в настоящее время, наряду с либерализацией въезда для лиц с высокими профессиональными качествами, составляет одно из главных направлений иммиграционной политики развитых стран мира. Однако значительный арсенал средств этой борьбы используется странами по-разному. Но в целом, эксперты в области борьбы с нелегальной миграцией сходятся в одном: нет единого универсального средства предупреждения нелегальной миграции. Для борьбы с ней используется вся система доступных средств.

В эпоху глобализации интенсификация международных перемещений создает широкие возможности для развития нелегальной миграции. В целом, как показывает опыт, меры против нелегальной миграции можно разделить на пять категорий:

1. Укрепление границ, в том числе с применением «высоких технологий», а также проведения соответствующей визовой политики, в том числе:

  • усиление пограничного контроля с привлечением современных технологий сканирования и идентификации личности (дактилоскопия, создание информационных баз данных и др.);
  • ужесточение визового режима, особенно применительно к государствам возможного исхода нелегальных мигрантов;
  • размещение сотрудников иммиграционного контроля в аэропортах и морских портах других государств;
  • применение санкций против авиакомпаний и пароходств, доставивших в страну нелегальных мигрантов.
    Однако, как показывает опыт, регулирование доступа, даже будучи одним из неизбежных условий, в целом не является мерой, достаточной для эффективной борьбы против нелегальных иностранцев, с одной стороны, и сокращения численности мигрантов с незаконным статусом, с другой стороны.

2. Меры, связанные с торговлей и эксплуатацией людей посредством ужесточения санкций против организаторов нелегальной миграции и траффикинга. Все больше стран в соответствии с Конвенций ООН о траффикинге и контрабанде людей, рассматривают эти преступления в рамках уголовного кодекса. Предусмотрены строгие меры наказания, в частности в Великобритании до 14 лет лишения свободы, в Канаде – вплоть до пожизненного заключения.

3. Ужесточение контроля за пребыванием иностранных граждан:

  • контроль за рынком труда и применение административных, уголовных и гражданских санкций против работодателей, посредников и мигрантов, находящихся в стране на незаконных основаниях;
  • повышение уровня защиты документов внутри страны, выдаваемых на руки иммигрантам с целью предупреждения подделки или подлога;
  • более строгая проверка браков, заключенных с иностранцами с целью предупреждения фиктивных браков ради получения вида на жительство;
  • привлечение местных общин к решению проблемы нелегальной миграции.

Во многих странах данное направление считается особо важным. Здесь используются как уголовные, так и административные меры воздействия. Но, как показывает практика, они имеют зачастую ограниченный эффект. Это связано с тем, что нелегальных мигрантов в основном нанимают мелкие и средние фирмы, которые имеют семейный или носят ярко выраженный этнический характер. Вместе с тем изучение мирового опыта показывает, что в случае привлечения специальных подразделений полиции, борющихся с теневой экономикой, данные меры дают конкретные результаты.

4. Международное сотрудничество в области противодействия незаконной миграции, в том числе:

  • международные соглашения, в частности, по совместной охране границ, борьбе с организованной преступностью, реадмисии и др.;
  • сотрудничество со странами исхода. Имеется в виду общий контроль границ (распространение информации между странами о миграционной ситуации); связи с агентствами по рекрутменту трудовых мигрантов; меры по интеграции мигрантов.

5. Ужесточение процедур депортации незаконных иммигрантов, контролирование численности лиц с незаконным статусом посредством высылки и программ регуляризации. Депортация является одной из главных мер воздействия на нелегальных мигрантов. Однако эта мера имеет иногда обратный негативный эффект. Угроза депортации заставляет нелегальных мигрантов тщательнее скрываться, из-за чего они попадают в большую зависимость от работодателей или контрабандистов. К тому же депортация – это дорогостоящая мера, поэтому численность депортируемых и численность задержанных нелегальных мигрантов значительно различаются. В целом считается, что эту меру трудно реализовывать в массовом масштабе. В ряде стран (Бельгия, Греция, Испания, Италия, Португалия, США, Франция) в качестве меры борьбы с нелегальной миграцией использовалась процедура регуляризации (легализации, амнистии) положения мигрантов. В качестве аргументов за регуляризацию можно привести следующие доводы:
а) в ходе регуляризации можно получить информацию о масштабах и структуре теневой экономики, масштабах распространения нелегальной миграции, о путях проникновения нелегальных мигрантов в страну, о расселении в стране;
б) регуляризация ускоряет процесс интеграции мигрантов.

Следует отметить, что ряд стран категорически  выступает против регуляризации (Австралия, Канада, Германия, Дания, Норвегия, Япония). Они утверждают, что сама по себе эта процедура является стимулом для увеличения численности нелегальных иммигрантов в будущем. Кроме того, эти программы подрывают основы существующей законодательной системы. Также, нарушается принцип социальной справедливости. Легальным мигрантам приходится стоять в длительных очередях, преодолевать сложные бюрократические процедуры. С этой точки зрения в странах с частыми регуляризациями проще получить статус постоянного или временного жителя, пройдя путь нелегального мигранта. В то же время, стоит отметить, что в странах Западной Европы и США программы регуляризации пользуются достаточно широкой поддержкой населения, которое видит большую угрозу в существовании нелегальной миграции, чем в легализации уже живущих в стране мигрантов.

Сравнительный анализ политики недопущения и борьбы против нелегального найма иностранцев, проводимой рядом стран, позволил рассмотреть вопрос о сочетании санкций, не всегда эффективных, трудно применимых и приводящих в определенных обстоятельствах к негативным последствиям, с превентивными нерепрессивными мерами. На наш взгляд, определенные конкретные меры, принимаемые рядом стран, в том числе такие, как заблаговременное объявление о найме, финансовые стимулы для найма надлежащим образом оформленных работников, а также упрощение формальностей при найме, могут применяться и в Беларуси.

Важно указать на то, что все более неотложной становится задача усиления международного сотрудничества в этой области и постоянной модернизации миграционной политики государств. Сегодня ни одна страна не может утверждать, что она способна в одиночку эффективно решать проблему незаконной миграции и бороться против преступных сетей торговцев, проявляющих все большую активность и изворотливость.

В республике пока еще главным в борьбе с нелегальной (транзитной) миграцией являются административные запреты порядка въезда и пребывания иностранных граждан в стране. Жизнь идет, меняется социально-экономическая ситуация, как в мире в целом, так и в стране. Мировой финансово-экономический кризис, начавшееся сокращение прироста трудовых ресурсов в республике, депопуляция, сокращение численности детей и молодежи при одновременном росте населения старших возрастных групп, невысокая (по сравнению с развитыми странами) продолжительность жизни, особенно у мужчин, и другие социально-экономические и демографические изменения, происходящие в стране, требуют внесения корректив в систему регулирования нелегальной (транзитной) миграции.

Представляется, что программу мер эффективного решения нелегальной миграции следует начинать с разработки концепции, которая должна включать:

  • политику государства в области нелегальной миграции;
  • законодательство;
  • цель,  задачи:
  • национальные приоритеты:
  • административные меры, способствующие лучшей управляемости нелегальной миграцией.

При этом, государственные меры должны быть направлены на то, чтобы перемещение населения было взаимовыгодным. Поскольку нелегальная миграция оказывает большое влияние на политические, социально-экономические, демографические процессы, происходящие в стране, а также на проблемы безопасности и охрану окружающей среды – эти вопросы следует иметь в виду при разработке и осуществлении государственных мер. Т.е. политика регулирования нелегальной миграции должна базироваться на доктрине, позволяющей комплексно учитывать все сферы деятельности страны таким образом, чтобы улучшение положения в одной сфере не приводило к ущербу в других. В этом плане следует основываться на концепции управления нелегальной миграцией, разработанной МОМ, предлагающей комплекс вопросов, которые следует иметь в виду при выработке миграционной политики, для любой страны происхождения или назначения мигрантов [1, с.12].

Они предусматривают:

  • возможности легальной миграции (включая программы миграции рабочей силы для ослабления демографического давления, открытия рынков труда и упрощения переводов денежных средств в бедствующие страны происхождения);
  • эффективную организацию охраны границ (для обеспечения безопасности границ, защиты от преступности, борьбы с нелегальной миграцией и в особенности с торговлей людьми и тайным ввозом людей в страну, а также поддержания целостности системы предоставления убежища);
  • понимание связи между миграцией и здоровьем;
  • интегрирование мигрантов в принимающее общество и их участие в жизни этого общества;
  • упрощение и поощрение принимающими странами добровольного возвращения на родину лиц, которые не могут или не хотят возвращаться (включая вторичное приобретение лицами, возвращающимися на родину, гражданства страны происхождения);
  • признание и уважение прав мигрантов и беженцев;
  • наведение мостов между диаспорами и их родиной, чтобы они могли вносить вклад в ее развитие;
  • программы, направленные на устранение «коренных причин» миграции (включая активизацию международной торговли, инвестирования и помощи в развитии на облегчение развития стран происхождения).

Следует особо подчеркнуть, что проблема должна рассматриваться при участии работодателей и профсоюзов. При этом важно иметь точную и достоверную информацию, касающуюся миграции, прав мигрантов, процедур и ожиданий. Это позволит ограничить масштабы незаконной миграции (если будет информация о возможном легальном въезде) и торговлю людьми. Наличие достоверной информации и ее обмена между правительствами позволит более эффективно управлять данным процессом, понять тенденции и провести эффективный контроль, как в странах назначения, так и происхождения нелегальной миграции [1, с.13-14].

Между тем новая экономическая и демографическая ситуация требует разработки более современной миграционной политики. Здесь представляется интересным опыт стран по программе легализации или амнистировании с целью упорядочения пребывания в стране нелегальных трудовых мигрантов, которые не смогли по тем или иным причинам выехать из Беларуси и осели в стране, работая нелегально. Упорядочить их пребывание крайне важно, хотя по оценке экспертов на территории страны их не так уж и много. Как показывает мировой опыт, данные программы устанавливают временные рамки, в течение которых нелегальный мигрант может ходатайствовать о его легализации. При этом почти во всех странах нелегалами уплачивается значительная пошлина за легализацию (в разных странах она различается по величине), и это для бюджета страны немало.

В Беларуси основными мотивами принятия такой программы могут быть следующие. Во-первых, в условиях демографического кризиса дефицит рабочей силы (прежде всего, квалифицированных кадров) может резко затормозить экономическое развитие страны.

Во-вторых, это социально-экономическая ситуация, которая сложилась в новой экономике страны – быстрое и динамическое развитие, как отраслей материального производства, так и сферы услуг. Несмотря на финансово-экономический кризис и отдельные сложности с реализацией продукции такие отрасли, как промышленность, строительство, торговля развиваются динамично. Следует также смотреть в будущее. Финансовый кризис завершится, а численность трудовых ресурсов в стране согласно демографическим прогнозам будет сокращаться. Здесь важно постоянно анализировать баланс трудовых ресурсов не только отчетный, но и перспективный. Особенно важно изучать спрос и предложение рабочей силы по отраслям экономики. Наши расчеты показывают, что уже в ближайшей перспективе страна (это уже происходит в России и Казахстане) столкнется с дефицитом рабочей силы по ряду профессий, прежде всего в таких отраслях экономики, как промышленность, строительство, сельское хозяйство, наука и т.д.

В-третьих, это проблема конкуренции на рынке труда между нелегальной рабочей силой и местным населением. В период финансово-экономического кризиса, когда и так растет число безработных или занятых неполный рабочий день, более дешевая нелегальная рабочая сила может успешно конкурировать с местным населением за ограниченное количество рабочих мест. В таких условиях государство не дополучит средства в бюджет, а местное население будет вытесняться с национального рынка труда нелегальными мигрантами, более выгодными для работодателя.

Представляется, что такие шаги по обеспечению сбалансированной занятости населения в перспективе следует делать уже сегодня. Для чего следует легализовать уже имеющийся нелегальный потенциал работников, обеспечив для них как правовую защиту, так и информационную. Иными словами подготовка программы легализации нуждается как в разработке определенной юридической базы, так и в широком информировании населения о необходимых для экономики страны трудовых ресурсах.

Указанные меры позволят в ближайшее время сбалансировать с одной стороны рынок труда, с другой повести борьбу с теневой экономикой. А в долгосрочной перспективе явятся необходимым условием экономического роста страны. Важно отметить, что если миграционная политика не найдет необходимых инструментов для удовлетворения нужд экономики, когда спрос на определенные профессии есть, а возможность легального въезда и занятости нет, это породит новые неконтролируемые потоки нелегальной миграции, что в свою очередь предопределяет дальнейший рост теневого сектора экономики.

Резюмируя сказанное, следует отметить, что в период глобализации рынка труда проблему нелегальной миграции можно решить только сообща, всем странам вместе. При этом важно учесть, как опыт и практические наработки МОТ в области единой иммиграционной политики, так и опыт отдельных стран, уже столкнувшихся с проблемой дефицита трудовых ресурсов и проводящих комплексную и сбалансированную миграционную политику.

Литература:

  1. Руководство по разработке эффективной политики в области трудовой миграции в странах происхождения и назначения. – МОМ, МОТ, ОБСЕ, 2006. – 345 с.
  2. Мировой опыт миграционной политики (ретроспектива и новейшие тенденции). – М.: МОМ, 2004. – 314 с.

References:

  1. Rukovodstvo po razrabotke effektivnoi politiki v oblasti trudovoi migratcii v stranakh proiskhozhdeniia i naznacheniia. – MOM, MOT, OBSE, 2006. – 345 s.
  2. Mirovoi opyt migratcionnoi politiki (retrospektiva i noveishie tendentcii). – M.: MOM, 2004. – 314 s.

Локальные рынки и межрегиональные связи, Экономика народонаселения и демография