Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (31), 2012

Система управления земельными ресурсами региона в ареале влияния объекта всемирного наследия «Кижский Погост»

Land administration system in the region in the area of influence world heritage site «Kizhi Pogost»

Авторы


кандидат экономических наук, старший научный сотрудник
Институт экономики Карельского научного центра РАН
hubieva@mail.ru

Аннотация

В статье автором представлены результаты научно-исследовательской работы ИЭ КарНЦ РАН по разработке Плана управления Объектом Всемирного наследия «Кижский Погост» на период с 2012 по 2022 гг. В публикации представлены наработки по формированию модели регионального управления земельными ресурсами вокруг объекта Всемирного наследия.

Ключевые слова

система управления земельными ресурсами, План управления Объектом Всемирного наследия.

Рекомендуемая ссылка
Чубиева Инна Васильевна
Система управления земельными ресурсами региона в ареале влияния объекта всемирного наследия «Кижский Погост»// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (31). Номер статьи: 3106. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3106/
Authors

Chubieva Inna
Ph.D. in Economics Senior Researcher Institute of Economics
Karelian Scientific Center Russian Academy of Sciences
hubieva@mail.ru

Abstract

In the article the author presents the results of the research work of IE KRC RAS on the development of integrated investment and development management plan for the World Heritage site «Kizhi Pogost» to 2012-2022. The publication presents the results of a model of regional management system the land resources the World Heritage site.

Keywords

management system the land resources, management plan for the World Heritage site.

Suggested Citation
Chubieva Inna
Land administration system in the region in the area of influence world heritage site «Kizhi Pogost». Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (31). Art. #3106. Date issued: 2012-07-21. Available at: http://eee-region.ru/article/3106/

Print Friendly, PDF & Email
Система управления Всемирного объектами культурного наследия воздействует на формирование региональных активов территорий, одновременно формирую современные подходы модели управления региона.

Принципы управления земельными активами региона

К основным принципам управления земельными активами региона относятся:

  • связанные с представлениями собственника об имуществе (полезности, замещения и ожидания др.);
  • обусловленные рыночной средой (спрос и предложения, соответствия, конкуренции и изменения и др.);
  • обусловлены эксплуатацией недвижимости и связанные с представлениями производителей о недвижимом имуществе (предельной продуктивности (вклада); остаточной продуктивности земельного участка; принципе предельной доходности др.).

Основными принципами, рассматривающими памятники истории и культуры и его земельные участки, как культурную ценность, являются принцип целостности и принцип приоритета, закрепленный международным и федеральным законодательством [7, 19]. Этот принцип закреплен, в частности ст. 5 Рекомендации ЮНЕСКО об охране в национальном плане культурного и природного наследия 1972 г. в нем предусмотрено, что культурное или природное наследие должно рассматриваться как единое целое.

Экспертами ЮНЕСКО, комментируя ситуацию в России на 36-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, который проходил Санкт-Петербурге в 2012 г., заявлено о том, что более половины объектов Всемирного наследия в нашей стране находятся под угрозой полного или частичного уничтожения, основная угроза связывается с деятельностью органов власти и различных коммерческих структур.

Российским регионам рекомендовано пересмотреть политики управления объектами Всемирного наследия в соответствии с документами ЮНЕСКО, вырабатывая новую систему управления и механизмы принятия решения, касающиеся территорий объекта культурного наследия. Данная система основывается на нормативно-правовых актах международного, российского, регионального законодательства, позволяющего выстроить систему прав и правомочий различных субъектов управления в решении вопроса сохранения объекта культурного наследия и выявить механизмы и инструменты управления особо охраняемыми территориями, на которых расположены объекты Всемирного наследия (табл. 1) [1, 4, 5, 6,  9, 13,  15,  18, 20, 14, 22, 23, 24, 25, 26].

Таблица 1 — Матрица преобразований земельных отношений вокруг объекта Всемирного наследия «Кижский Погост»

Элементы системы управления

Объект Всемирного наследия «Кижский Погост»

Историко-культурная территория «Заонежье» (в т.ч. земли историко-культурного назначения о. Кижи)

ОЭЗ туристско-рекреационного типа (в т.ч. особо охраняемые природные территории Медвежьегорского муниципального района РК)

Установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования

+

+

NA

Разработка схем зонирования территории

+

NA

NA

Разработка землеустроительной документации (правил землепользования и застройки): на проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ

+

NA

NA

Кадастровая оценка земель историко-культурного назначения

 

+

+

Отнесение территории к достопримечательным местам

NA

NA

NA

Разработка схем территориального планирования в области развития и размещения особо охраняемых природных территорий федерального значения

+ / NA

+ / NA

NA

Реестр собственников и пользователей земельных участков

+

NA

NA

Передача в безвозмездное и бессрочное пользование использования земель историко-культурного назначения для организации и введения предпринимательской деятельности

+

NA

NA

Разработка правил аренды объектов культурного наследия, с установкой льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия

 

NA

NA

Осуществление земельного контроля за использованием земель историко-культурного назначения

+

+

+

Формирование региональной политики в отношении земельного налога и налога на имущество памятников культуры регионального и местного значения

 

NA

NA

Заключение концессионных соглашений в отношении объектов культурного наследия

NA

NA

NA

Разработка стратегии сохранения культурного наследия

+

NA

NA

Принятое федеральное земельное законодательство, законодательство об объектах культурного наследия из-за ряда несоответствий с другими федеральными и региональными нормативно-правовыми актами, а также с международными правовыми актами в отношении объектов всемирного наследия включенных в список ЮНЕСКО, не осуществляет современных подходов и требований к популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) РФ.

Особо охраняемые природные территории и проблемы их содержания

По данным Росстата, на 01.2012 г. 2,2 % российских земель отнесены к категории особо охраняемых природных территорий. По состоянию на 01.01.2012 г. площадь земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Карелия составляет 294,7 тыс. га (1,6 % территории республики в структуре земельного фонда). За последние два года произошло увеличение земель особо охраняемых территорий и объектов в связи с переводом земельных участков из земель запаса- 90,5 га, земель сельскохозяйственного назначения — 139 га. Площадь земель особо охраняемых территорий и объектов на территории РК 2012 г. составила: заповедников «Кивач» и «Костомукшский» и национальных парков «Паанаярви», «Водлозерский», «Калевальский» — 292,8 тыс. га. (99,3 %), рекреационного назначения — 1,8 тыс. га (0,6%), оздоровительного назначения, курорта «Марциальные воды» — 41,7 га, земли историко-культурного назначения занимают 0,1 тыс. га, в т. ч. земли Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи». Особо охраняемые территории и объекты расположены в 12 районах республики, в Сегежском, Кемском, Беломорском, Муезерском, Суоярвском и Калевальском национальном районах особо охраняемые территории и объекты не зарегистрированы [2, 3]. В Медвежьегорском муниципальном районе РК находится три историко-культурных территорий, в том числе расположены на Заонежском полуострове, прилегающих к нему островах и южной части полуострова Лиж — «Заонежье».

На территории РФ действует 130 музея-заповедника, из них 25 расположено на территории Северо-Западного федерального округа. В перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 г. № 176, включены Валаамский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник (острова Валаамского архипелага) и Государственный историко-архитектурный и этнографический музей – заповедник «Кижи» (о. Кижи, деревни: Васильево, Еглово, Ямка, Волкостров, Корба, Воробьи, Подъельники).

Государственный историко-архитектурный и этнографический музей – заповедник «Кижи» расположен в центре уникального природного комплекса «Кижские шхеры» на территории Государственного природного заказника федерального значения «Кижский», находящегося в оперативном управлении ФГУ «Национальный парк «Водлозерский». На историко-культурной территории «Заонежье» расположено 46 исторических поселений XV — XIX вв. постройки, 194 памятника архитектуры русского Севера и государственный историко-архитектурный и этнографический музей – заповедник «Кижи».

В соответствии с Федеральным законом №19-ФЗ от 23.02.2011 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О Музейном фонде РФ и музеях в РФ» и Уставом Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» осуществляет следующие основные виды деятельности: организует и проводит необходимые природоохранные мероприятия в пределах территории Музея-заповедника и зон охраны, в том числе восстановление исторического ландшафта, традиционного землепользования, осуществляемую сложившимися, характерными для данной территории способами; разрабатывает режим содержания и использования зон их охраны, достопримечательных мест и территории Музея-заповедника. За Музеем закреплено 54,22 га, границы 14 участков землепользования в натуре не выделены. Земельные участки, необходимые для выполнения Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» своих уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования. Согласно приказу по Музею-заповеднику 1990 г. земельные участки на о. Кижи были закреплены за 16 пользователями: сотрудниками музея, пожарной части, местными жителями. Большинство земельных участков находится в исторической д. Ямка и в основной экспозиции, представляющие трехпольную систему земледелия в ландшафте о. Кижи.

В 1972 г. впервые осуществлены работы по зонированию территории музея-заповедника «Кижи», в рамках которых определена охранная зона, в 1992 г. утверждены ее границы, а в 1993 г. установлены режимы и произведены работы по натуральному выделению зон охраны — 9990 га [10].

С 2011 г. ведется работа по разработке Плана управления Объектом Всемирного наследия «Кижский Погост» на период с 2012 по 2022 гг., государственный контракт по итогам конкурса был заключен с Институтом экономики КарНЦ РАН.

В рамках разработки управленческих документов по культурной целостности объекта Всемирного наследия в декабре 2011 г. утвержден «Проект зон охраны архитектурного ансамбля Кижского погоста», выполненный в соответствии с требованиями российского законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия и увязан с положениями международной Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Охранная зона для объекта Всемирного наследия Кижского погоста включает весь остров Кижи и прилегающую к острову акваторию Онежского озера. На территории острова Кижи в границе охранной зоны выделены четыре участка с режимами зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности для обеспечения возможности развития инфраструктуры музея «Кижи». Граница зоны охраняемого природного ландшафта Кижского погоста проходит по границе охранной зоны музея, утвержденной Постановлением Верховного Совета Республики Карелия 19.02.1993 г. №ХП-16/484. В границах зоны охраняемого природного ландшафта на территориях исторических поселений выделены зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности [11]. Для сохранения природного наследия заключён договор о сотрудничестве с национальным парком «Водлозерский», осуществляющим охрану природного комплекса на территории государственного природного заказника федерального подчинения «Кижский», в границах которого находится музей–заповедник «Кижи».

Отсутствие документов по зонированию особо охраняемых природных территорий Медвежьегорского муниципального района РК отрицательно влияет на сохранение и восстановление характерного ландшафта историко-культурной территории «Заонежье». Отсутствие реестра собственников, стратегии сохранения культурного наследия на территории Карелии выступают в качестве одних их основных рисков по сохранению, восстановлению и реставрации культурного наследия о. Кижи и Медвежьегорского муниципального района и эффективного развития музея-заповедника «Кижи».

Основные направления реализации государственной политики в сфере национального развития, межнациональных отношений и взаимодействия с религиозными объединениями на территории Республики Карелия до 2020 г. утверждены распоряжением Главы Республики Карелия от 31.12.2007 г. № 1000-р, разработаны в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами РФ, законами РФ, Конституцией РК, законами РК, Концепцией государственной национальной политики РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.1996 г. № 909, Стратегией социально-экономического развития РК до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РК от 10.04.2007 г. № 129р-П, Концепцией социально-экономического развития РК на период до 2012 г., утвержденной постановлением Законодательного Собрания РК от 04.07.2006 г. № 2520-III ЗС является сохранение и развитие духовных ценностей и культурного наследия, расширение и углубление знаний об истории и культуре народов и иных этнических общностей России, для которых территория РК является исконным местом проживания. С 2008 г. в республике ведется работа по территориальному землеустройству на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения – национальных парков и заповедников.

В Постановлении Правительства Республики Карелия от 16.11.2011 г. № 311-П определения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков, в составе земель особо охраняемых территорий, для размещения Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи» – 3,42 руб. / кв. м. Проведенная кадастровая оценка земель особо охраняемых территорий и полученная в ходе нее достоверная информация о стоимости объектов недвижимости позволит осуществить эффективное управление земельными ресурсами и объектами культурного наследия.

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа

Предлагается рассмотреть и применить в качестве одного из стратегических инструментов развития территории региона, при планировании создания особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, дорожной карты, охватывающей культурное пространство приграничных территорий РК и стран ЕС, позволяющих предусматривать: вовлечение муниципальных, региональных органов власти, гражданских институтов в приграничное сотрудничество, содействовать в привлечении инвестиций на проекты, связанные с сохранением всемирного культурного наследия и культурной самобытности региона.

При разработке схем территориального планирования в области развития и размещения, особо охраняемых природных территорий федерального значения необходимо определить экономическую ценность земель историко-культурного назначения с учетом общественной эффективности инвестиционных проектов, направленных на поддержку и развитие культурно-исторических территорий, с учетом потенциальной полезности для сохранения культурного наследия объекта Всемирного наследия «Кижский Погост» и историко-культурной территории «Заонежье» для будущих поколений. Оценку эффективности инвестиций в охраняемые территории рекомендуется проводить при анализе проектов по поддержанию и расширению особо охраняемых природных территории, основным показателем которой является показатель чистой приведенной ценности. Главной составляющей общей экономической ценности культурно-исторической территории является стоимость существования, которая отражается в социальных аспектах жизнедеятельности населения на данной конкретной территории и влияние культурного наследия территории на формирование личности.

В разрабатываемом Генеральном плане Великогубского сельского поселения Медвежьегорского муниципального района РК учтены основные положения, принятых Правил благоустройства и озеленения [17], закрепляющие установление режима особой охраны и возможность изъятия решением органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с федеральным законодательством органы местного самоуправления устанавливают процент отчислений в местные бюджеты от платы за землю исторических территорий и охранных зон, взимаемый с домовладений и иных организаций, расположенных на этих территориях. Полученные финансовые средства направляются на охрану, поддержание и на благоустройство культурных исторических территорий, данное положение в современных условиях не используется местными органами власти для сохранения уникальных памятников культуры, расположенных на территории Великогубского сельского поселения, в том числе и на о. Кижи. Следует отметить, что за последние четыре года наблюдается тенденция увеличения доходной части бюджета Великогубского сельского поселения, с 28 % до 47% от всей суммы доходов без учёта целевых средств (рост на 19% или 1336,8 тыс. руб.), за счёт увеличения доходов от аренды имущества, земли, земельного налога и продажи земельных участков [18]. В республике в целях сохранения культурного наследия необходимо активизировать процесс по формированию региональной политики в отношении земельного налога и налога на имущество памятников культуры регионального и местного значения.

В Плане управления должен найти отражение вопрос обеспечения защиты и поддержания культурного ландшафта как объекта всемирного наследия. Преобразования земельных отношений вокруг объекта Всемирного наследия «Кижский Погост» в результате разработки Плана управления коснутся в 2012 г.:

  • определения и утверждения границы и буферной зоны объекта Всемирного наследия, отражающие выдающуюся универсальную ценность его и его окружения;
  • создания реестра собственников и кадастровой оценки, для всех земель в пределах объекта Всемирного наследия и его буферной зоны;
  • установления моратория на продажу и аренду земель в пределах объекта Всемирного наследия и его окружения, в том числе особо охраняемые природные территорий Медвежьегорского муниципального района РК.

В ходе разработки Плана управления Объектом Всемирного наследия «Кижский Погост» на период с 2012 по 2022 гг., выявлена необходимость заключения договора о не нарушении застройкой видовых и панорамных точек объекта Всемирного наследия, положения которого одновременно вносятся в действующие Схемы территориального планирования Республики Карелия, Медвежьегорского муниципального района и в разрабатываемый Генеральный план Великогубского сельского поселения.

План управления, как отмечает Кистерная М.В., является ценным инструментом для стратегической координации, поскольку для сохранения объекта Всемирного наследия нужны совместные усилия всех заинтересованных сторон [8].

Заключение

В современных социально-экономических условиях землеустроительная деятельность Республики Карелия на особо охраняемых природных территориях направлена на сохранение культурного наследия и включает: разработку стратегии сохранения культурного наследия региона, создание особо экономических зон туристско-рекреационного типа, направленных на популяризацию культурного наследия русского Севера, разработку и внедрение стратегии сохранения выдающихся универсальных ценностей Объекта Всемирного наследия «Кижский Погост».

Библиографический список

  1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
  2. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Карелия в 2010 г. / Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
  3. Доклад о состоянии и использовании земель в Республике Карелия в 2011 г. / Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Республике Карелия.
  4. Закон Республики Карелия от 06.06.2005 г. № 883-ЗРК «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в Республике Карелия».
  5. Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в РК» от 03.07.2008 г. N 1215-ЗРК.
  6. Земельный Кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ.
  7. Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры / Приказ Министерства культуры СССР № 203 13.05.1986 г.
  8. Кистерная М. В. План управления — впервые в России / Газета «Кижи» №2 (86) март 2012.
  9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ
  10. Отчет по I этапу Контракта №34/11 на выполнение НИР по «Разработке Плана управления объектом Всемирного наследия «Кижский погост (Россия С 544)» с 2012 по 2022 гг.» / Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск. 2011.
  11. Отчет о работе по сохранению памятников Кижского погоста (Kizhi Pogost, C544) в 2011 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kizhi.karelia.ru/index.html
  12. Официальный сайт государственного учреждения Республики Карелия Республиканского центра государственной охраны объектов культурного наследия. Электронный ресурс. Режим доступа: http://monuments.karelia.ru/organy-ohrany/
  13. Официальный сайт Правительства РК. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru.
  14. Постановление Правительства РК от 06.07.2007 г. № 102 П «Схема территориального планирования Республики Карелия»
  15. Постановление Правительства РК от 16.11.2011г. № 311-П «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов РК» .
  16. Постановление Правительства РК от 21.02.2009 г. № 29-П Региональная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в РК на период до 2014 г.» .
  17. Правила благоустройства и озеленения территории Великогубского сельского поселения /утвержденные Решением VI сессии II созыва Совета Великогубского сельского поселения от 14.09.2010 г. № 43.
  18. Распоряжением Правительства Республики Карелия от 23.06.2006 г. № 170р-П региональная целевая программа «Развитие сферы культуры в Республике Карелия до 2012 г.» (в ред. Распоряжения Правительства РК от 10.02.2011 г. № 51р-П)
  19. Рекомендации ЮНЕСКО о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ от 19.11.1968 г.
  20. Решением X сессии II созыва Совета Великогубского сельского поселения от 08.02.2011 г. № 78 Устав муниципального образования «Великогубское сельское поселение».
  21. Стратегия социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 г. / Постановление Законодательного Собрания РК от 24.06.2010 г. № 1755-IV ЗС.
  22. Устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» (новая редакция. 2011 г.).
  23. Федеральный Закон от 06.10.2003 г. ФЗ — N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
  24. Федеральный Закон от 21.12.2004 г. № 172 — ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
  25. Федеральный Закон от 24.07.2007 г. № 209 — ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».
  26. Федеральный Закон от 25.06.2002 г. №73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

References

  1. Town-planning code of Russian Federation 29.12.2004 N 190.
  2. A report on the status and use of land in Republic Karelia in 2010.
  3. A report on the status and use of land in Republic Karelia in 2011.
  4. Government Order of Republic Karelia 06.06.2005. № 883 «On State protection of objects of cultural heritage (historical and cultural monuments), peoples of RF in Republic Karelia»
  5. Government Order of Republic Karelia 03.07.2008. N 1215 «On some issues of sme development in Republic Karelia»
  6. Land Code of Russian Federation 25.10.2001 г. № 136
  7. Instruction on the procedure for registration, security, maintenance, and restoration of monuments of history and culture / the order of the Ministry of culture of USSR№ 203 13.05.1986.
  8. Kisternaj M. V. Management plan-for the first time in Russia / newspaper «Kizhi» № 2 (86) March 2012.
  9. Tax code of Russian Federation (part two) 05.08.2000. № 117
  10. Report on the first phase of the contract No. 34/11 «Development of the management plan for the World Heritage site «Kizhi Pogost» 2012-2020 / Institut of Economics Karelian Scientific Center Russian Academy of Sciences Petrozavodsk. 2011.
  11. Report on the work on monuments «Kizhi Pogost» http://kizhi.karelia.ru/index.html
  12. Official site of National Center of public protection of objects of cultural heritage of Republic Karelia. http://monuments.karelia.ru/organy-ohrany/
  13. Official website of Government of Republic Karelia http://www.gov.karelia.ru.
  14. Resolution of Government RK 06.07.2007. № 102 «Scheme for the spatial planning of the Republic Karelia»
  15. Resolution of Government RK 16.11.2011. № 311 «On approval of the State cadastre valuation of land specially protected territories and objects of Republic Karelia»
  16. Resolution of Government RK 21.02.2009. № 29-П Regional program «Development of small and medium-sized businesses in Republic Karelia for the period 2014»
  17. Lndscape rules in Velikogubskogo rural settlement / The VI session of the II convocation of Velikogubskogo rural settlement 14.09.2010 г. № 43
  18. By Order of Government Republic Karelia 10.02.2011 г. № 51 regional development program in the sphere of culture in Republic Karelia until 2012
  19. The UNESCO recommendation on the protection of cultural property endangered by public or private works 19.11.1968
  20. The X session of the II convocation of Velikogubskogo rural settlement 08.02.2011 № 78 The Charter «Velikogubskoe rural settlement»
  21. Strategy for Socio-Economic Development of Republic Karelia 2020. Approved by the Legislative Assembly of Republic Karelia from 24.06.2010. N 1755-III AP.
  22. The Federal Charter of the budget-funded agency «State historical-architectural and ethnographical museum-reserve «Kizhi»
  23. Federal Law «On general principles of organization of local self-government in Russian Federation» 06.10.2003 г. N 131
  24. Federal Law «Translation of land or land from one category to another» 21.12.2004 г. № 172
  25. Federal Law «Development of small and medium-sized businesses in Russia» 24.07.2007 г. № 209
  26. Federal Law «On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) peoples of Russia» 25.06.2002 г. №73

Землеустройство, Экономика природопользования