Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (31), 2012

Кластерный подход в формировании инновационной экономики: опыт Владимирской области

Cluster approach in shaping the innovation economy: the experience of the Vladimir region

Авторы


Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент»
Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых
erlygina@mail.ru

Аннотация

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется социально-экономическим развитием регионов. В целях активизации инновационной деятельности и восстановления внутрирегиональной производственной кооперации рассматриваются проекты кластеров в различных отраслях на примере Владимирской области. В работе проанализированы причины, мешающие реализации проектов кластеров, рассмотрены преимущества кластерного подхода для субъектов экономических отношений.

Ключевые слова

кластерный подход, инновационное развитие, региональная экономика.

Рекомендуемая ссылка
Ерлыгина Елена Геннадьевна
Кластерный подход в формировании инновационной экономики: опыт Владимирской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (31). Номер статьи: 3104. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3104/
Authors

Erlygina Elena
PhD, assistant professor of "Management"
Vladimir State University them. A.G. and N.G. Stoletovs
erlygina@mail.ru

Abstract

The competitiveness of the modern innovative economy is largely determined by socio-economic development of regions. In order to promote innovation and restore intra-regional industrial cooperation projects are considered clusters in various sectors of the example of the Vladimir region. This paper analyzes the causes hindering the implementation of projects of clusters, discusses the advantages of the cluster approach to economic agents.

Keywords

cluster approach, innovative development, the regional economy.

Suggested Citation
Erlygina Elena
Cluster approach in shaping the innovation economy: the experience of the Vladimir region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (31). Art. #3104. Date issued: 2012-07-21. Available at: http://eee-region.ru/article/3104/

Print Friendly, PDF & Email
Развитие современной экономики России неразрывно связано с развитием научно-технического прогресса, предполагающим производство интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Активизация инновационной деятельности требует фундаментальных изменений в структуре общественного производства, образовании и составе рабочей силы. С учетом этого необходимо существенно преобразовать отечественные институциональные условия ведения бизнеса, сформировать благоприятный инновационный климат, осуществить прорыв в сфере использования современных информационных и коммуникационных технологий, как в области воспроизводства знаний, так и в отраслях, использующих нововведения.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному типу экономического развития предлагается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий [4].

Под кластерами понимаются комплексы предприятий (промышленных компаний, научно-исследовательских и образовательных организаций, объединений предпринимателей, органов государственного управления разных уровней и пр.), сформированных на базе территориальной концентрации сетей, связанных между собой производственно-технологическими и иными отношениями [5]. Формирование сети устойчивых связей между всеми участниками кластера является важнейшим условием эффективной трансформации изобретений в инновации, а инноваций – в конкурентные преимущества, поэтому особенность кластера заключается в его инновационности. В связи с этим кластерный подход способствует повышению конкурентоспособности, усилению инновационной направленности, повышению уровня жизни населения и, как следствие, является мощным инструментом для стимулирования регионального развития [3, с. 25]. Кластерный подход в управлении региональным развитием – это, прежде всего, новая управленческая технология, позволяющая повысить конкурентоспособность региона или отрасли, а вместе с тем и государства в целом.

Таким образом, кластер представляется как интегрированная инновационная система, объединяющая инновационные структуры вуза, профильные производственные предприятия, предпринимательские структуры малого бизнеса, имеющая потенциал, превышающий простую сумму потенциалов отдельных составляющих, в результате сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров на длительном периоде, сочетания кооперации и конкуренции. Постоянное взаимодействие между структурами входящими в кластер способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

Во многих странах кластерный подход стал активно использоваться при формировании и осуществлении национальной промышленной политики, кластеры стали привычной формой организации бизнес-сообществ. В качестве характерных примеров можно назвать автомобильный (Северный Рейн-Вестфалия, Германия), химический (Сингапур), биотехнологический (Швеция), продуктовый (Аризона, США), телекоммуникаций (Италия), аэрокосмический (Испания) кластеры.

Примером потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмические кластеры в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный кластер в Санкт-Петербурге и т.п.

Кластерный подход является основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства с целью выявления проблем развития науки и производства, путей наиболее эффективной реализации имеющихся инвестиционных возможностей и необходимых мер государственной политики. В таблице 1 представлены преимущества кластерного подхода для субъектов экономических отношений.

Таблица 1 — Преимущества кластерной интеграции для субъектов экономических отношений

Субъекты экономических отношений

Преимущества

Региональная власть — увеличения количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы;
— увеличение доходов бюджета, за счет налоговых поступлений;
— появление удобного инструмента для взаимодействия с бизнесом;
— снижение зависимости от отдельных бизнес-групп;
— появление основания для диверсификации экономического развития территории;
— создание новых рабочих мест;
— повышение конкурентоспособности региона;
— усиление инвестиционной привлекательности региона.
Бизнес — улучшение кадровой инфраструктуры;
— появление инфраструктура для исследований и разработок;
— снижение издержек;
— получение дополнительного дохода;
— появление возможности для более успешного выхода на межрегиональные и международные рынки;
— возможность участия в крупных инвестиционных проектах;
— повышение конкурентоспособности на внутреннем рынке и за его пределами;
— повышение уровня квалификации кадров.
Университет — развитие научных исследований, творческой, инновационной деятельности;
— расширение рамок диверсификации научных исследований и инновационной деятельности;
— рост качества и объемов финансирования научных исследований и инновационных проектов;
— обеспечение современного уровня технической поддержки научных исследований и организации научно-исследовательских работ и инновационной деятельности;
— возможность участия в крупных инвестиционных проектах;
— повышения уровня квалификации кадров.

Взаимодействие органов государственной власти с участниками кластера предполагается осуществлять через систему управления кластером, в функции которой входит определение перспективных проектов для разработки, организация конкурсов на получение бюджетного и внебюджетного финансирования. В таблице 2 представлен комплекс задач, реализуемых кластером.

Таблица 2 — Комплекс задач, реализуемых кластером

Задачи

Решение

Образовательная Решается в рамках деятельности учебно-инновационного комплекса, входящего в инновационный научный кластер
Научно-инновационная Решается в рамках деятельности научно-исследовательского комплекса, входящего в инновационный научный кластер
Расширение взаимодействия со стратегическими (производственными)  партнерами Расширение взаимодействия с органами законодательной и исполнительной власти, бизнес-партнерами, профильными производственными предприятиями, малыми предприятиями в рамках деятельности производственного комплекса, входящего в инновационный научный кластер
Управленческая Организация, сопровождение и управление научной и инновационной деятельностью в рамках деятельности организационно-управленческого комплекса, входящего в инновационный научный кластер

Структуры, входящие в состав кластера, получают возможность: готовить высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами организаций; адаптировать предприятия к изменению существующих стандартов в связи с переходом на новую систему образования; сокращать сроки передачи технологий на рынок от разработчика к потребителю; повышать уровень оценки значимости научных результатов за счет развития экспериментальной базы; участвовать в системе отношений частно-государственного партнерства на принципах проектного управления.

Центр стратегических разработок «Северо-Запад» провел исследование инновационного потенциала российских регионов [6]. В результате исследования эксперты выделили 6 групп (кластеров) регионов, характеризующихся разным уровнем инновационности. Владимирская область относится к кластерам 3 группы. Регионы третьего кластера имеют более низкий интегральный индекс инновационности, чем кластеры 1 и 2 групп, однако уровень показателей, характеризующих качество человеческих ресурсов и рыночную составляющую инновационности, здесь примерно одинаков. В большинстве регионов данного кластера существуют крупные города, есть кадры для создания новых знаний.

В целях активизации инновационной деятельности и восстановления внутрирегиональной производственной кооперации сегодня на территории Владимирской области рассматриваются и реализуются проекты кластеров в различных отраслях.

Наиболее типичным региональным кластером Владимирской области можно считать концентрацию промышленного производства Гусь-Хрустального района, где сконцентрировано стекольное производство, тесно взаимодействующее между собой технологически и ассортиментно. Доля стекольной отрасли от всей выпущенной продукции в районе составляет 96 %, при этом основной характеристикой данного кластера является взаимосвязанная технологическая цепочка: начиная от добычи сырья, заканчивая выпуском готовой продукции.

Формируется большой химический кластер. Достаточно широко развивается производство фармацевтической продукции. Так, планируется создание фармацевтического кластера, в который войдут: завод по биопрепаратам, институт ветеринарной вирусологии и микробиологии, фирма «Лекко», институт защиты животных. Ряд новых производств с участием российских и южнокорейских инвесторов работает в плане комплектующих для автомобильного машиностроения. Также сформировался солидный кластер «белой» техники: стиральные машины, холодильники, телевизоры. Развивается производство строительных материалов, кровельного материала, мини-стекловолокна, мебели [1].

Рассмотрен проект «Регионального туристско-рекреационного кластера по развитию экотуризма и зеленого сельского туризма «Экопарк «Суздаль» в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)». Проектом предусматривается размещение значительного числа взаимосвязанных туристических объектов рекреационной и культурной направленности, предоставляющих уникальные для России услуги нарождающегося экологического туризма и агроэкотуризма. Проект создан на основе единых стандартов, гармонизированных с рекомендациями ВТО, TIES и ЮНЕСКО по развитию экотуризма. Экотуризм и зеленый сельский туризм – достаточно новое направление в индустрии гостеприимства в России. Проект «Экопарк «Суздаль» является по сути инновационным, т.к. в нем будут реализованы новейшие достижения не только в области экотуризма и зеленого сельского туризма, но и экологического земледелия и производства экопродуктов, в строительстве умных экодомов и «зеленой энергетике» [7].

В настоящее время подготовлен «Комплексный инвестиционный план развития монопрофильной территории поселка городского типа Ставрово» (далее – КИП), который предусматривает формирование промышленного парка на базе градообразующего предприятия ОАО «Ставровский завод АТО». Администрацией г. Камешково и компанией «РОЭЛ Консалтинг» завершается разработка КИП города Камешково. Подобная работа также ведется в моногородах Лакинск и Меленки, что позволит местным органам власти реально оценить социально-экономическое положение и внутренний потенциал моногородов, обозначить приоритетные направления деятельности. Результатами их реализации должны являться создание новых рабочих мест, развитие малого и среднего предпринимательства, модернизация комплексной инфраструктуры и создание альтернативных производств.

Практика развитых стран в области кластеризации региональных экономик доказала, что кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, в результате происходит повышение конкурентоспособности региона [2]. Кластерный механизм способствует устойчивому развитию не только головного предприятия кластера, но и смежных видов экономической деятельности, и экономики региона в целом.

Анализ практики развития кластеров в развитых странах позволяет выделить ряд преимуществ, связанных с наличием кластера в регионе и пребывания предприятий в кластере:

  • наблюдается повышение производительности труда благодаря наиболее эффективной комбинации факторов производства, доступу к информации, лучшей координации деятельности, созданию общественных благ (квалифицированная рабочая сила, специализированная инфраструктура, снижающая издержки и т.д.), стимулированию соперничества, ограничению влияния недобросовестной конкуренции;
  • происходит возникновение новых деловых структур внутри кластера благодаря информированности о существующих нишах в производстве продукции и услуг, способах реализации, концентрации и доступности любых необходимых для образования предприятия ресурсов, в том числе информационных;
  • возникают тесные внутрифирменные связи: в связи с территориальной концентрацией в кластере динамично развивается межфирменное сотрудничество, сильны неформальные личностные коммуникации между участниками, поэтому распространение наиболее успешного опыта применения новых технологий и методов управления в кластере происходит предельно быстро;
  • идет широкое распространение инноваций благодаря быстрому реагированию на изменяющиеся потребности покупателей, наличию информации о новых методиках, технологиях, возможностях осуществления поставок или экспериментирования с меньшими издержками.

Кроме того, преимущество регионального кластера заключается в «эффекте масштаба». Несколько крупных хозяйствующих субъектов, составляющих «ядро кластера», создают территориально сконцентрированный спрос на однообразные комплектующие, рабочую силу соответствующей квалификации, сервисы и услуги определенной направленности, которые локализуются вокруг «ядра кластера». Возникает экономия на сбытовых и транспортных издержках.

Таким образом, региональный кластер – это совокупность фирм, университетов и других организаций, связанных в определенной производственной области в определенном регионе, где благодаря одновременно кооперации и конкуренции между участниками достигается синергетический эффект в экономическом развитии как отдельного региона, так и всей страны. По мнению многих специалистов, в XXI веке конкурентоспособность национальных экономик будет определяться наличием у них эффективных инновационных регионов.

Однако, стоит отметить, что большинство проектов кластеров, в том числе во Владимирской области, еще не достигли стадии практической реализации, что вызвано рядом причин, среди которых:

  • не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;
  • недостаток квалифицированных кадров;
  • отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;
  • ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников;
  • наличие различных административных барьеров; и. др.

Создание кластера в регионе обеспечит региональной экономике устойчивое развитие социальных процессов, повышение конкурентоспособности и привлекательности региона, позволит стимулировать региональное развитие, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, то есть способствовать эффективному экономическому росту региона.

Библиографический список:

  1. Владимирская область. Регион на пути обновления. URL: http://www.vip-premier.ru/inside.php?action=statia&id=6947&pid=625 (дата обращения: 01.10.2011).
  2. Гудкова А.А., Баткилина Ю.М. Формирование и развитие региональных инновационно-технологических кластеров. URL: http://innclub.info/index.php/2011/02/16/формирование-и-развитие-региональны/ (дата обращения: 15.10.2011).
  3. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. 2007. № 4. С. 20 – 30.
  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 08.08.2009 № 1121-р) «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90601 (дата обращения: 23.10.2011).
  5. Хасбулатов О.Р. Региональная экономическая политика развитых стран мира: Автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2008.
  6. Центр стратегических разработок «Северо-Запад». Инновационная карта России. URL: http://www.csr-nw.ru/content/news/default.asp (дата обращения: 03.11.2011).

References

  1. Vladimir region. Modernization on March. URL: http://www.vip-premier.ru/inside.php?action=statia&id=6947&pid=625.
  2. Gudkova A.A., Batkilina Y.M. Formation and development of regional innovative-technological clusters. URL: http://innclub.info/index.php/2011/02/16/.
  3. Markov L.S. Realization problems of cluster policy in Russia // The Scientific Expert. 2007. № 4. P. 20 – 30.
  4. The Order of the Government of the Russian Federation from November, 17th, 2008 № 1662-r (in edition from 8/8/2009 № 1121-r) «About the statement of the Concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period till 2020». URL: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=90601.
  5. Hasbulatov O.R. Regional economic policy of the developed countries of the world: Abstract of dissertation of Ph.D. in economics. M., 2008.
  6. The centre for strategic development «North-West». The innovative map of Russia. URL: http://www.csr-nw.ru/content/news/default.asp.

Инвестиции и инновации