Главная страница » Публикации » №3 (31) » Концептуальные подходы к оценке влияния инфраструктуры на региональное развитие

Концептуальные подходы к оценке влияния инфраструктуры на региональное развитие

Conceptual approaches to assessing the impact of infrastructure on regional development

Авторы

Котлярова Светлана Николаевна
кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник
Институт экономики УрО РАН
Sv.gavrilova@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы инфраструктурной обеспеченности территорий и подходы к оценке влияния инфраструктуры на региональное развитие. Определены виды эффектов функционирования инфраструктуры в зависимости от различных критериев. Обосновано, что в современных условиях изменился характер и направление взаимодействия подсистем производства и расселения с подсистемами инфраструктуры, что требует соответствующего комплексного подхода к оценке влияния инфраструктуры на различные сферы регионального развития.

Ключевые слова

инфраструктура, региональное развитие, размещение производительных сил

Рекомендуемая ссылка

Котлярова Светлана Николаевна

Концептуальные подходы к оценке влияния инфраструктуры на региональное развитие// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (31). Номер статьи: 3103. Дата публикации: 21.07.2012. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3103/

Authors

Svetlana Kotlyarova
PhD, Associate Professor, Senior Researcher
Institute of Economics, Ural Branch of RAS
Sv.gavrilova@mail.ru

Abstract

The problems of infrastructure support areas and approaches to assess the impact of infrastructure on regional development. The types of effects of infrastructure according to various criteria. It is proved that under modern conditions have changed the nature and direction of the interaction of the subsystems of production and resettlement with the subsystems of infrastructure, which requires a corresponding integrated approach to assessing the impact of infrastructure on various areas of regional development.

Keywords

infrastructure, regional development, the distribution of productive forces

Suggested Citation

Svetlana Kotlyarova

Conceptual approaches to assessing the impact of infrastructure on regional development// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (31). Art. #3103. Date issued: 21.07.2012. Available at: https://eee-region.ru/article/3103/ 

Print Friendly, PDF & Email

Инфраструктура является категорией пространственной организации производства, расселения населения, природопользования, культуры, управления и пр. и потому связана прямыми и обратными связями со многими элементами в системе территориальной организации общества. Этот принцип является основным в региональных исследованиях инфраструктуры.  Методологические и методические особенности изучения инфраструктуры в системе территориальной организации регионов состоят в применении комплексного, системного подхода к ее исследованию, ключевое значение в решении этой задачи имеет оценка влияния инфраструктуры на разные аспекты территориальной организации региона [14].

Известным является факт, что в зависимости от уровня экономической сформированности регионов по-разному проявляется характер и направление взаимодействия подсистем производства, обслуживания и расселения. В урбанизированных, сложившихся в хозяйственном отношении регионах наблюдается взаимная зависимость подсистем, каждая из которых играет важную роль в развитии других подсистем. Во вновь осваиваемых регионах, создание территориальных структур происходит под преобладающим влиянием производственной подсистемы, которая предопределяет формирование сети населенных пунктов, развитие связей между ними, демографическую структуру населения и т.д., и соответственно этому – территориальную организацию сферы обслуживания [9].

Проблеме оценки влияния инфраструктурного комплекса на региональное развитие в разные годы уделяли свое внимание географы, экономисты и градостроители, исследовались различные направления влияния инфраструктуры на общественное производство. В частности, Чернавский И.Ф. [11] утверждал, что инфраструктура является интегральным элементом производительных сил и оказывает влияние на развитие отраслей материального производства. По оценкам Ю.В. Блохина производственная инфраструктура выполняет активную роль и проявляется в темпах и пропорциях развития экономики региона, воздействии на специализацию и территориальную организацию регионального производства [1]. Системообразующую роль инфраструктуры подчеркивал в своих работах Трейвиш А.И., поскольку на каждом территориальном уровне инфраструктура взаимодействует со всеми остальными хозяйственными и социальными объектами [7]. Последнее время инфраструктура все чаще рассматривается как  «организатор пространства» – экономического и социального. [4, 10]

Рассматривая инфраструктуру в качестве предпосылки размещения производительных сил, Н.С. Мироненко отмечал, что, несмотря на то, что размеры и состав инфраструктурных отраслей зависят от экономико-географического положения региона (ЭГП), определенный минимум инфраструктурной обеспеченности необходим для всех регионов. Задача экономической географии, по его мнению, заключается в поиске оптимальных региональных характеристик инфраструктуры [6].

Наиболее выгодное ЭГП обусловливает более интенсивное инфраструктурное освоение территорий. В свою очередь инфраструктурная обеспеченность становится одним из важнейших факторов, влияющих на количественные характеристики ЭГП. Таким образом, пространственное размещение производственной инфраструктуры определяется выгодами экономико-географического положения в общем случае, с  ростом благоприятности ЭГП наблюдается увеличение инфраструктурного потенциала на базе теории экономико-географического положения, что приводит к изменению отраслевой структуры ВРП и позволяет увеличивать долю сферы услуг как основы постиндустриального общества. Общеизвестным является факт, что ЭГП территории может изменяться во времени в зависимости от транспортного фактора. И именно поэтому для восточных регионов страны изменение географического положения связывается с увеличением интенсивности освоения пространства [2].

Территориальный аспект развития производственной инфраструктуры заключается в специфическом характере размещения и пространственной организации ее материально-технической базы. Важную роль здесь играют роль, место и функции отраслей инфраструктуры в территориальной структуре хозяйства, а также их технико-экономические особенности.

Помимо того, что инфраструктура традиционно рассматривается как фактор размещения производительных сил, участник пространственных процессов, инструмент региональной политики, также инфраструктура играет огромную роль в экономическом развитии регионов. Так, наличие в регионе хорошо развитой производственной и социальной инфраструктуры способствует интенсивному притоку новых инвестиций, повышает эффективность уже действующих в регионе предприятий, помогает обеспечить все предприятия рабочей силой в необходимом количестве за счет местных и иногородних ресурсов.

Повышение роли инфраструктуры на современном этапе связано с резким повышением требований к качеству инфраструктурной обеспеченности территорий, происходит дифференциация и специализация услуг, усиливается «адресность» инфраструктурного обеспечения. Вместе с тем, чем выше уровень развития инфраструктуры, тем в большей степени падает ее «видимая» роль. Ее наличие и бесперебойное функционирование становится «естественным», само собой разумеющимся исходным фактором, а видимая зависимость от нее территориальной структуры хозяйства ослабевает.

Необходимо отметить, что изучение влияния инфраструктуры на развитие территории носит, как правило, фрагментарный характер. Крайне неравномерно изучены различные конкретные связи инфраструктуры, в частности, взаимосвязанное влияние развития транспорта и расселения, производственной инфраструктуры и промышленности, строительства и промышленности, социальной инфраструктуры и расселения населения. Единичные работы посвящены изучению роли инфраструктуры в территориальном развитии в целом, а не отдельных ее элементов [5]. Не создана общая концепция воздействия инфраструктурных систем на территориальное развитие. Если экономисты, например, определяют внеотраслевой эффект от строительства и функционирования транспортных объектов как экономию на суммарных затратах, то экономико-географы ищут его в индуцировании освоенческих и районообразующих функций на прилегающие территории [4].

Уровень, особенности и направленность инфраструктурного обустройства территории определяют ее функциональную специализацию. Именно от этого в первую очередь зависит, насколько территория перестает быть «пассивным» полигоном размещения, «поглотителем» набора объектов и становится активным участником воспроизводственных и рыночных процессов, реализуя при этом свои специфические, иногда даже уникальные свойства [3].

Необходимость опережающего инфраструктурного развития в формировании территориально-хозяйственных систем в разное время обосновывали К.П. Космачев (1973), П.Я. Бакланов (1986), Г.А. Гольц (1981), В.Н. Бугроменко (1987), Н.П. Каючкин (2003), С.Б. Шлихтер (1986) и другие. В работе Чикиновой М.С. эта проблема рассматривается шире – инфраструктура как потенциал, резерв развития территории [12].

Освоенческие функции инфраструктурных систем подробно разработаны в экономико-географической литературе. В настоящее время вопрос ставится шире: территория рассматривается как ресурс, как резерв развития, исходя из того, что разные территории по-разному реагируют на хозяйственную деятельность, по-разному способствуют или препятствуют ей («трение» пространства).

Именно поэтому весьма актуальным становится разработка концептуальных подходов к оценке влияния инфраструктурных систем (инфраструктурного потенциала) на региональное развитие и процессы развития и размещения производительных сил региона, влияние инфраструктурной доступности на экономический рост, уровень и качество жизни населения.

Необходимо отметить, что значительная часть сведений для исследований инфраструктурной тематики собирается в виде первичных статистических данных. При этом до сих пор инфраструктура не является единой учетной единицей статистики, также она не объединена единой системой управления, не сложилась и система показателей для оценки уровня зрелости и темпов ее развития. В этой связи при сборе и группировке данных, как правило, исходят из необходимости получения информации в целях выявления основных тенденций формирования, развития и функционирования инфраструктуры.

В силу комплексности инфраструктуры в экономической науке существует множество критериев ее классификации. В соответствии с выполняемыми функциями инфраструктуры и решаемыми задачами, определим структурно-элементный и отраслевой состав инфраструктуры (рисунок 1).

4_clip_image002
Рисунок 1 — Структурно-элементный и отраслевой состав инфраструктуры

Наибольшую трудность представляет выделение отдельных элементов институциональной инфраструктуры, которая призвана обеспечить управление хозяйством страны или региона. Данная инфраструктура представляет собой систему разнородных, но тесно связанных между собой элементов. Часть ее учреждений непосредственно управляет воспроизводственным процессом, другая часть обслуживает сферу обращения (например, учреждения финансово-кредитной и банковской системы). Однако финансово-кредитная вынесена нами в отдельный элемент  инфраструктурного комплекса, поэтому целесообразным, на наш взгляд, является выделение в составе институциональной инфраструктуры следующих элементов: нормы рынка (поведения); институты управления, к которым относятся органы принятия решений различного уровня и структуры специальных государственных органов, создающих и контролирующих состояние конкурентной среды; институты содействия предпринимательству (например, торгово-промышленные палаты, профессиональные ассоциации предприятий);  институты посредничества призваны обеспечивать взаимодействие участников рынка, избавлять от возможных потерь финансовых, временных и иных ресурсов, сокращения числа контактов, необходимых для организации взаимодействия меду участниками рынка (например, аукционы, биржи).

Следует отметить, что представленный структурно-элементный состав инфраструктуры не является исчерпывающим. Так, например, в работе Руссковой Е.Г. наряду с традиционными производственной и социальной инфраструктурами, предлагается категория «организационная инфраструктура», которая представляет систему обеспечения связей и отношений между субъектами и поддержки органов, осуществляющих субординационное и координационное регулирование экономических связей между хозяйствующими субъектами, и включает специфические виды инфраструктуры соответственно видам рынка [8].

В отдельных работах встречаются определения «предпринимательская инфраструктура, «деловая инфраструктура», «рыночная инфраструктура», которые, по сути, говорят об одних и тех же современных элементах инфраструктуры – учреждениях и организациях, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке, осуществление предпринимательской деятельности. К таким организациям, как правило, относят банки, биржи, ярмарки, страховые компании, консультационные и информационно-маркетинговые фирмы и т. д.

На создание и развитие инфраструктуры затрачиваются значительные объемы производственных ресурсов (трудовых, капитальных вложений). Поэтому одной из главных групп показателей являются показатели,  характеризующие затраты на создание и функционирование (содержание) инфраструктуры и ее отдельных отраслей. Как правило, эти показатели отражают состав инфраструктуры, показывают удельный вес ее основных отраслей по численности рабочей силы и по объему капитальных вложений. Вторая группа используемых при исследовании показателей дает картину уровня обеспеченности регионов инфраструктурой. Как правило, для оценки обеспеченности территории региона и проживающего на ней населения, а также хозяйствующих субъектов услугами инфраструктурных подсистем используют так называемые условные показатели, которые рассчитываются исходя из соотношения объема основных фондов, протяженности сетей или наличия тех или иных объектов инфраструктуры на площадь территории или соответствующее количество населения. Данные группы показателей позволяют оценивать лишь состояние инфраструктуры, инфраструктурный потенциал территории и не дают возможности измерить виды и степень влияния развития инфраструктуры на региональное развитие (размещение производительных сил), оценить внешние эффекты функционирования и развития инфраструктуры.

В зависимости от различных критериев эффекты функционирования инфраструктуры можно подразделить на следующие виды.

Экономический и социальный. Экономический эффект может возникнутьпри росте объема производства и при сокращении затрат. Инфраструктурным предприятиям, как правило, соответствует первый вариант, в то время как их деятельность на обслуживаемых предприятиях приводит ко второму варианту эффекта, вызванному экономией ресурсов. Социальный эффект проявляется, как правило, в результате функционирования всех видов инфраструктуры.

Внешний и внутренний. Внутренний эффект отражает интегральный результат функционирования инфраструктурного предприятия в процессе трансформации различных факторов производства при создании товаров и оказании услуг, а также с учетом влияния на него всех видов инфраструктуры. Внешний эффект обусловлен, наоборот, воздействием факторных видов инфраструктуры на деятельность хозяйствующего субъекта, использующего их услуги [8].

Экстернальный и интернальный. Воспроизводство инфраструктуры — непрерывный процесс создания общих условий непрерывности воспроизводства всей экономики и специфических условий, ресурсов и факторов воспроизводства каждого из видов самой инфраструктуры. Воспроизводство инфраструктуры приводит к экстернальным и интернальным эффектам. Экстернальный эффект связан с воздействием инфраструктуры на основное производство, он может быть положительным и отрицательным. Экстернальные эффекты возникают вследствие деятельности субъекта (вида деятельности) в других субъектах хозяйствования. Интернальный эффект возникает в случае, когда агенты инфраструктуры в процессе сотрудничества с основными структурами совершенствуют свою деятельность.

Замещения. Эффект замещения применительно к инфраструктуре действует в двух аспектах: во-первых, услуги являются товаром для конечных потребителей; во-вторых, ресурсом при производстве товаров. Во всех вариантах потребители инфраструктурных услуг как товара или ресурсов принимают решение в зависимости от соотношения их цены и качества с последующим замещением, т.е. действует классический эффект замещения — изменение величины спроса на товар в результате замещения (замены) более дорогих товаров менее дорогими.

Эффект масштаба. Представляет собой соотношение между изменением объемов используемых ресурсов и изменением соответствующих производственных результатов. Эффект масштаба может быть положительным или отрицательным. Если увеличение затрат ведет к непропорционально большему росту выпуска — имеет место положительный эффект масштаба. Отрицательный эффект масштаба возникает в случае  снижения экономической эффективности при увеличении масштаба, объема деятельности, возникающее в условиях, когда долговременные средние издержки возрастают по мере увеличения объема выпускаемой продукции сверх некоторого предела.

Положительный для одного вида инфраструктуры рост масштаба производства может быть отрицательным для предприятий другого вида инфраструктуры. Данный факт может быть объяснен разным уровнем обобществления труда и производства в различных сферах деятельности, несопоставимыми по величине капиталовложениями и трудозатратами, степенью государственного вмешательства и монополизации инфраструктурной отрасли.

Синергетический эффект.  Синергетический эффект обусловлен взаимодействием всех видов инфраструктуры, необходимых для основного производства. Влияние инфраструктуры на экономическую систему усиливается по мере расширения ее видов, функций, форм организации и взаимосвязи с основным производством.

Прямой и косвенный. Прямой эффект — эффект получаемый от результата деятельности инфраструктуры непосредственно самой инфраструктурной составляющей. Косвенный эффект — эффект в тех отраслях экономики на которые направлены усилия инфраструктуры. Вторичный эффект всегда более ощутим в сравнении с первичным эффектом. Эффективность инфраструктуры в большей мере оценивается вторичным эффектом.

Мультипликативный эффект. Развитие инфраструктуры территории способно обеспечить мультипликативный рост производительных сил за счет создания благоприятной среды развития, предоставляя жизненно важные услуги по цепам, обеспечивающим конкурентоспособное функционирование. Объем материальных ресурсов, необходимых для возникновения эффекта мультипликативного развития, в значительной степени может быть снижен за счет варьирования технологических решений инфраструктурного обустройства территории. Достижение такого результата напрямую зависит от правильного выбора приоритетов инфраструктурного и хозяйственного развития территории, исходя из его экономико-географических особенностей развития, сложившегося хозяйственного профиля, и т.п. В практическом плане это реализуется через технологическое совершенствование инфраструктурного комплекса территории, с позиций энергосбережения и снижения энергозатрат па единицу предоставляемых инфраструктурных услуг.

Направления влияния инфраструктуры на региональное развитие различно. Инфраструктура влияет на процессы общественного разделения труда и развитие сферы обращения, на улучшение условий труда в общественном производстве, на размещение производительных сил и создание агломерационных эффектов, является условием роста базисных отраслей и т.д. Этот список можно продолжать. Инфраструктура образует прямые и обратные связи с населением, хозяйством, природой и культурой [13]. Количественной оценке влияния инфраструктуры на различные сферы регионального развития, требующей комплексного подхода и определении множества показателей, будут посвящены дальнейшие исследования.

Библиографический список

  1. Блохин Ю.В. Производственная инфраструктура региона (Вопросы методологии и методики, опыт исследования). Кишинев: Штиинца, 1980. — С. 41.
  2. Булаев В. М., Новиков А.Н. Географическое положение как предмет исследования конкретной территории.. –Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2002. –140c.
  3. Комарова Т.М. Транспортные коридоры как фактор экономического развития региона (на примере Еврейской автономной области). [Электронный ресурс] URL: http://www.dvcongress.ru/index.htm
  4. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 400 с.: ил С.64
  5. Маергойз И.М. Территориальная структура хозяйства. – Новосибирск: Наука, 1986. – 304 с.
  6. Мироненко Н.С. Категория производственной инфраструктуры в экономико-географическом страноведении // География производственной инфраструктуры в зарубежных социалистических странах. М., 1986. – С.5
  7. Полян П.М., Трейвиш А.И. Территориальные структуры в науке и практике. М.: Знание, 1988. — С.14
  8. Русскова Е.Г. Инфраструктура рыночной экономики: методология системного исследования. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006.
  9. Тимчук Н. Ф. Город и район: регулирование комплексного развития. – М., 1980. С.14
  10. Ткаченко А.А. Территориальная общность в региональном развитии и управлении. -Тверь: Твер. гос. ун-т, 1995. 155 с.
  11. Чернавский И.Ф. Инфраструктура сельскохозяйственного производства: (Вопросы теории и практики). М.: Экономика, 1979. – 232 с.
  12. Чикинова М.С. Оценка инфраструктурного потенциала юга Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета, Томск, 2009, № 325 (август 2009), С. 211-214.
  13. Яковлева  С.И. Инфраструктурное обеспечение регионального развития : дис. … д-ра экон. наук : 08.00.05 СПб., 2005 320 с. РГБ ОД, 71:07-8/138
  14. Яковлева С.И. Территориальные функции, роль и дисфункции инфраструктуры. // Вестник тверского государственного университета. Серия география и геоэкология. 2004, №1(3). – С.91.

Bibliographical list

  1. Blokhin Y. The industrial infrastructure of the region (the methodology and techniques, research experience). Chisinau Shtiintsa, 1980. — S. 41.
  2. Bulaev VM Novikov, AN Geographical position as a subject of study a particular area .. Ulan-Ude: Publishing House BSC SB RAS, 2002. -140c.
  3. Komarova T. Transport corridors as a factor in economic development of the region (for example, the Jewish Autonomous Region). [Electronic resource] URL: http://www.dvcongress.ru/index.htm
  4. Lipiec YG Pulyarkin VA, Schlichter SB The geography of the world economy: studies. book for students. — M.: humanity. ed. VLADOS Center, 1999. — 400 p.: Ill P.64
  5. Maergoiz IM The territorial structure of the economy. — Novosibirsk: Nauka, 1986. — 304.
  6. NS Mironenko Category of industrial infrastructure in the economic and geographical area studies / / Our production infrastructure in the socialist countries. Moscow, 1986. — C.5
  7. Polian PM, Treyvish AI Territorial structure in theory and practice. M.: Knowledge, 1988. — C.14
  8. Russkova EG The infrastructure of a market economy system research methodology. Volgograd: Volgograd Science Publishers, 2006.
  9. Timciuc NF city and region: regulation of integrated development. — M., 1980. C.14
  10. AA Tkachenko Territorial community in regional development and management. , Tver: Tver. State. University Press, 1995. 155.
  11. IF Chernavskii Infrastructure for Agricultural Production (Theory and Practice). Moscow: Economics, 1979. — 232.
  12. Chikinova MS Assessment infrastructure capacity south of West Siberia / / Bulletin of the Tomsk State University, Tomsk, 2009, № 325 (August 2009), pp. 211-214.
  13. SI Yakovlev Infrastructure support for regional development: Dis. … Dr. Econ. Sciences: 08.00.05 SPb., 2005 320 s. RSL OD, 71:07-8 / 138
  14. SI Yakovlev Territorial function, role and dysfunction infrastructure. / / Bulletin of the Tver State University. Series of Geography and Geoecology. 2004, № 1 (3). — P.91.

Еще в рубриках

Региональная экономика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *