Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (31), 2012

Роль государственной поддержки в формировании инновационной стратегии развития АПК

The role of government support in shaping the innovation strategy of development of agriculture

Авторы


кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и инвестиции»
Южно-Уральский государственный университет
n.a_krasnova@gmail.com

Аннотация

В современном мире уже накоплен богатый опыт проведения инновационной политики, в том числе и в АПК. В связи с этим изучение развития инновационных процессов, становления инновационной инфраструктуры приобрели в последнее время еще большую актуальность, особенно на региональном уровне.

Ключевые слова

инновационная деятельность, инновационная модель развития, инновационная инфраструктура

Рекомендуемая ссылка
Краснова Наталья Александровна
Роль государственной поддержки в формировании инновационной стратегии развития АПК// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №3 (31). Номер статьи: 3102. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3102/
Authors

Krasnova Natalya
associate professor of chair «Economy and Investment»
South Ural State University
n.a_krasnova@gmail.com

Abstract

In the modern world have accumulated rich experience in innovation policy, including in agriculture. In this regard, the study of innovation processes, the formation of an innovative infrastructure acquired in recent years more and more important, especially at the regional level. content of the innovation activities of the regional agricultural sector.

Keywords

innovation, innovation model, innovation infrastructure

Suggested Citation
Krasnova Natalya
The role of government support in shaping the innovation strategy of development of agriculture. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (31). Art. #3102. Date issued: 2012-07-27. Available at: http://eee-region.ru/article/3102/

Print Friendly, PDF & Email

Развитие сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений развития страны, а потому нуждается в эффективной государственной поддержке. Согласно Государственной программе развития АПК на поддержку сельского хозяйства из федерального бюджета в 2008-2009 было выделено около 300 млрд. рублей. Тогда как в 2006 – 2007 гг. было направлено для сельскохозяйственной отрасли порядка 47 млрд. рублей. Разница достаточно большая. В 2011 году планируется, что финансирование составит 107 млрд. рублей.

В целом, агропромышленный комплекс России работает в условиях жесткой конкуренции. Дальнейшее развитие АПК возможно только при переходе на инновационный путь развития. Необходимо наращивать технологическую модернизацию производства, а также развивать инфраструктуру отрасли.

Инновационный путь развития экономики имеет мировую тенденцию. Интерес для исследователей представляет то, как формируются эффективные (или не очень эффективные) подходы к регулированию инновационных процессов, выстраиванию и реализации инновационных стратегий – на макроуровне и в отдельных отраслях, секторах экономики, организациях и предприятиях.

Иерархическая структура (подсистема) инновационной стратегии связана с выделением четырех стратегических уровней: макроуровня, регионального, отраслевого уровня и микроуровня.

Важным является наличие взаимосвязи между этими уровнями. Инновационная стратегия на уровне предприятия или на мик­роуровне очень сильно зависит от инновационных стратегий более высоких уровней. Макроуровень создает условия функцио­нирования предприятия в научно-технических направлениях, соответствующих мировым тенденциям развития. Инновационная деятельность предприятия посредством прямого и косвенного воздействия направляется в русло этих тенденций.

Необходимость формирования стратегии на уровне региона описывается во многих научных трудах. Так, Скрынник Е.В. объясняет специфичность региональной стратегии уникальностью субъектов РФ, так как она зависит от «…потенциала региона, динамики развития, состояния внешней среды и многих других факторов внутреннего и внешнего характера» [10].

Следует согласиться с автором, так как региональные инновационные стратегии нацелены на привязку деятельности предприятия к достижению целей региона, в том числе инновационных. В зависимости от того, что представляет из себя регион, каковы его цели, определяется тип региональной стратегии. Поскольку предприятие территориально привязано к региону, оно не может напрямую противоречить его политике и должно учитывать при формировании своей стратегии региональные интересы. Исходя из важности межрегиональных отношений, в научных работах [1] встречаются попытки определить стратегию на пяти уровнях, в том числе и межрегиональном.

На сегодня усложнение инноваций, междисциплинарный, межотраслевой характер делает инвестиции все дороже и рискованней, что оказывает существенное влияние на формирование инновационной стратегии. Поэтому, если рассматривать инновационную стратегию как способ управления конвергенцией, то предлагаем выделить еще один уровень формирования стратегии – межотраслевой. По нашему мнению, именно межотраслевая инновационная стратегия в составе региональной инновационной стратегии будет способствовать эффективному обмену инновационными продуктами между приоритетными отраслями региона.

Анализ 100 ведущих Российских компаний показал, что стратегии 70 % крупнейших предприятий не превышают и семи лет [9]. То есть, на сегодняшний день, одной из основных проблем модернизации отечественных отраслей экономики (в том числе и АПК), является отсутствие четкой инновационной стратегии.

Необходимость разработки стратегического курса инновационного развития отраслей экономики, в том числе и сельского хозяйства, обуславливается мировыми и национальными тенденциями.

Российская Федерация сегодня стоит на пороге вхождения во Всемирную торговую организацию. Этот шаг существенно увеличит уровень импорта продукции таких отраслей, как пищевая промышленность, сельское хозяйство, машиностроение и металлообработка. Рост объема импорта по пищевой промышленности составит 38%, сельскому хозяйству – 11%, а вот уровень производства в этих секторах снизится, соответственно, на 3 и 14% [8]. Это потребует от всех отраслей экономики, в том числе и АПК, создания дополнительных условий повышения конкурентоспособности продукции.

Кроме того, Соглашение по сельскому хозяйству, принятое ВТО, устанавливает, что присоединяющиеся страны принимают на себя обязательства по снижению уровня государственного регулирования экономики и «переориентации» сельскохозяйственной политики. Это меры, направленные, прежде всего, на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание и т.д.

Задача стратегического курса инновационного развития АПК –  обеспечить в ближайшие годы наиболее полное использование огромного ресурсного агропотенциала, сбалансированное функционирование всех звеньев АПК, повышение занятости сельского населения, достижение высокой конкурентоспособности агропромышленного производства на внутреннем и мировом рынках и продовольственную безопасность страны.

Различные аспекты формирования инновационной стратегии АПК нашли отражение в работах Соломахина А.Н., Скрынник Е.Б., Можаева Е.Е., Балабайкина Б.Ф., Ашиновой М.К., Кирьякова А.Г. [2, 3, 4, 7, 10, 11] .Авторы связывают инновационную стратегию отрасли и конкурентное преимущество АПК страны перед другими странами.

Необходимость государственного регулирования инновационного развития АПК также обосновал А.Г. Козанков, начальник отдела науки и инноваций Минсельхоза России. Успешная реализация инновационной политики, по его мнению, невозможна без принятия соответствующих законов и нормативных актов на федеральном и региональном уровнях, регулирующих деятельность инновационных агроформирований, определяющих механизм защиты интеллектуальной собственности и гарантирующих экономическую заинтересованность научных и проектных организаций в разработке и освоении качественно новой инновационной продукции [5].

Если говорить о приоритетных направлениях развития национального АПК, то необходимость государственной поддержки находится на первом месте.

Непосредственным участником инновационного процесса развития АПК является государство. Хотя оно непосредственно не создает и не распространяет инновации, но решает задачи эффективного функционирования и развития научно-технологического комплекса страны. При этом можно считать, что государство является самым инициативным и активным участником инновационного процесса. Рассмотрим подробнее интерпретацию инновационного процесса в АПК научной литературе и роль государства в этом процессе.

Теории инновационных процессов посвящены труды таких зарубежных авторов, как П.Друкер, Р.Нельсон, М.Роджерс, Р.Солоу, К.Фримэн, Й.Шумпетер и др. Существенный вклад в методологические аспекты инновационного процесса в АПК внесли такие известные отечественные ученые, как А.И. Алтухов, В.Р. Боев, Э.Н. Крылатых, Г.И.Марчук, В.В. Милосердов, А.В. Петриков, И.Г. Ушачев, И.Ф. Хицков, и другие ученые. Почти все авторы определяют, что инновационный процесс в АПК – это циклический процесс получения и материализации результатов интеллектуального труда. Построим на основании анализа литературных источников наиболее простую схему инновационного процесса в АПК в виде логического расчленения единого процесса на отдельные функциональные части (рисунок 1).

В грамотно спроектированном и правильно управляемом инновационном процессе по мере освоения инновации центр тяжести, естественно, перемещается от сферы научно-технических исследований и разработок к сфере сбыта готовой продукции. Как показывает схема, в результате инновационного процесса и осуществления соответствующей инновационной политики в АПК происходит существенная модернизация производства на основе научных достижений, получаемых непосредственно в научной сфере – в институтах и других формированиях, производящих научную продукцию.

Схема инновационного процесса в АПК
Рисунок 1 – Схема инновационного процесса в АПК

Некоторые современные авторы по другому отражают инновационный процесс в АПК. Так Можаев Е.Е. [7] разделил этапы инновационного процесса на две фазы. Первая фаза включает в себя все этапы проведения НИОКР, испытаний, подготовки и организации серийного производства и характеризуется наличием прогнозного экономического эффекта и ростом затрат по инновационному проекту, а вторая фаза – насыщение рынка инноваций и их использование в сфере эксплуатации и  характеризуется последовательным ростом эффективности. Ярин Г.А. [12] заключительным этапом инновационного процесса назвал создание экономической прибыли. Архипенко В.А. [1] устанавливает тесную связь в инновационном процессе между инвестициями и инновациями, определяя процесс как замкнутую схему «инновации - инвестиции - мониторинг конечных результатов - инвестиции и т.п.». На наш взгляд, определение последнего автора более верное, потому что инновационный процесс возникает при передаче информации и ее материальных воплощений из сферы НИОКР в производство, причем результаты этого процесса находят своего потребителя, то есть инвестора.

Роль государства в инновационном процессе определена, по нашему мнению, направлениями инновационной политики. Сутью государственной инновационной политики в аграрной сфере, как и во всем народном хозяйстве, становится, прежде всего, создание и поддержка соответствующих институтов и механизмов, обеспечивающих продвижение в производство ресурсосберегающих проектов и разработок, стимулирование инновационной активности предприятий путем страхования рисков, налоговых послаблений, таможенно-тарифной политики, создания объектов с высоким научным и производственным потенциалом в виде особых экономических и региональных внедренческих зон и наукоградов. На сегодня существует сравнительно небольшое количество организаций (0,03% по отношению к общему количеству по отраслям), занимающихся научными исследованиями и разработками в сфере АПК, тем не менее их количество за 4 года увеличилось на 70%, что можно трактовать как увеличение интереса исследователей в аграрной сфере (таблица 1).

Таблица 1 – Организации, выполняющие исследования и разработки, по видам экономической деятельности

Вид деятельности/год

2004

2005

2006

2007

Всего

3658

3566

3622

3957

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

24

24

24

41

Добыча полезных ископаемых

7

8

7

6

Обрабатывающие производства

244

241

272

304

Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

2852

2757

2735

2875

Образование

422

428

455

544

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

92

95

1025

154

В России сегодня активно используются самые разнообразные (прямые и косвенные, экономические и неэкономические и др.) инструменты государственного регулирования в научно-инновационной сфере. Эти группы инструментов, принципиально разные по существу используемых методов регулирования, в полной мере отражают дуализм современной государственной инновационной политики.

Особый интерес для исследователей представляют федеральные целевые программы. Сложная межведомственная структура большинства федеральных программ создает большие затруднения в их реализации. Поэтому в последнее время написано много научных трудов, ставящих под сомнение эффективность программно-целевого планирования и прогнозирования.

Широко развиты в научной литературе [3, 5, 10] системные подходы к формированию государственного регулирования на основании программно-целевого подхода. Программно-целевой подход к управлению в АПК в научной литературе определяется как завершенный во времени и пространстве комплекс экономических, организационно-технологических, инновационных и других мер по реализации целей и задач конкретных программ развития агропродовольственной сферы.  Применение программно-целевого метода, по мнению Мацнева Д.А. и Самсонова К.П.[6], исходит из необходимости придания как можно более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей. В то же время программно-целевой метод допускает постановку целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением. На сегодня практически не существует методик определения эффективности целевых региональных программ. На наш взгляд, программно-целевой подход должен не только позволять сконцентрировать имеющиеся государственные ресурсы и частные инвестиции на решении ключевых проблем в инновационной сфере, но и запустить механизмы саморазвития региональной отраслевой инновационной системы.

Проанализировав участие государственного сектора в финансировании научных исследований в России и за рубежом, выявили специфическую особенность развития российской науки за счет бюджета, в то время как в других странах наука успешно финансируется предпринимательским сектором.

Ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета составили в 2007 г. 132.7 млрд. рублей против 97.4 млрд. рублей в 2006 г. и 76.9 млрд. рублей в 2005 г..

Внутренние затраты на исследования и разработки, выраженные в текущих ценах, в России составили в 2007 г. 371.1 млрд. руб. В пересчете по паритету покупательной способности их объем по предварительной оценке это всего 17.5 млрд. долл., что заметно ниже, чем в большинстве развитых и некоторых развивающихся странах (США – 141.9 млрд. долл., Япония – 29.2, Германия – 20.8). Таким образом, если в 1991 г. по масштабам финансирования науки Россия уступала лишь США, Японии, Германии и Франции, то в настоящее время она опустилась на  9-е место (таблица 2, 3).

Таблица 2 – Структура внутренних затрат на исследования и разработки по источникам финансирования в 2007 г. (в процентах к итогу)

Государственный
сектор

Предпринимательский сектор

Иностранные
источники

Другие
национальные
источники

Германия

27,8

68,1

3,8

0,4

Италия

48,3

40,4

8,3

3,0

Канада

32,8

47,8

9,0

10,4

Россия

62,6

29,4

7,2

0,7

Великобритания

31,9

45,2

17,0

5,9

США

27,7

66,4

5,8

Франция

38,4

52,4

7,0

2,2

Япония

16,2

77,1

0,4

6,4

Таблица 3 – Ассигнования на исследования и разработки из средств государственного бюджета (в расчете по паритету покупательной способности национальных  валют; миллионов долларов США)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Германия

16788

17234

17770

18651

18924

19293

19954

20838

Италия

9358

10464

10945

10479

Канада

4568

5353

5566

5892

6182

6672

6856

Россия

4785

6005

7170

9088

9047

12707

13535

17513

Великобритания

10346

10814

12873

13137

13184

13766

14769

США

83613

91505

103057

114866

126271

131259

136019

141890

Франция

14722

16161

17125

16863

16945

18100

15988

15539

Япония

21197

23210

24653

25753

26863

27618

28718

29185

На наш взгляд, для повышения инновационной активности субъектов сельской экономики и инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства необходимо сочетать консолидированные усилия со стороны органов власти (как федеральных, так и региональных) и аграрного бизнеса, направленные на формирование инновационной инфраструктуры АПК.

Зависимость научных исследований и инновационных разработок отрасли от государственной поддержки с каждым годом усиливается. Спрос на научно-техническую продукцию формируется преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в которых 60-75% расходов на науку финансирует частный сектор, соизмеримые «проценты» обеспечиваются бюджетом. Отечественная научная система лишь в незначительной степени ориентирована на потребности экономики и общества. Тем не менее, проблема инвестирования науки остается актуальной, особенно в области сельского хозяйства. По данным таблицы 4, внутренние затраты на исследования и разработки в области сельского хозяйства растут более быстрыми темпами (на 91% в 2007 году по отношению к уровню 2004 года), чем в общем по всем видам деятельности (на 89%).

Таблица 4 – Внутренние затраты на исследования и разработки, по видам экономической деятельности (тыс. руб.)

Вид деятельности/год

2004

2005

2006

2007

Всего

196039870,2

230785150,3

288805211,5

371080327,1

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

122747,2

146783,8

168038,5

234711,8

Добыча полезных ископаемых

411813,2

584953,6

759674,8

520979,7

Обрабатывающие производства

10134632,6

10631526,1

14022454,9

17388637,3

Операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг

176248753,3

207643389,9

257434033,3

330188298,2

Образование

8567627,4

11071971,7

15154201,1

20479152,8

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

406234,3

594782,9

785062,1

1389889,6

Капитальные вложения государства и бизнеса в научно-технические организации сферы АПК позволили бы вести высокоинтенсивное сельскохозяйственное производство по перспективным направлениям и технологиям. Участие государства в инвестиционных проектах позволило бы стимулировать внедрение важнейших научно-технических разработок. Существует необходимость в разработке организационно-экономического механизма отношений между инвесторами (предприятиями, региональными и федеральными государственными структурами) и инновационно ориентированными организациями.

Список используемой литературы

  1. Архипенко В.А. Стратегии, модели, механизмы развития крупного промышленного предприятия: инновационно-ориентированный подход – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Ростов-на-Дону, 2008.
  2. Ашинова М.К. Экономический механизм регулирования инвестиционных процессов в АПК региона – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Москва, 2009.
  3. Балабайкин Б.Ф. Стратегическое управление техническим развитием предприятий АПК (теория, методология и практика) – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Челябинск, 2008.
  4. Кирьяков А.Г. Развитие инновационной деятельности  в сельском хозяйстве (теория, методология, практика) – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Ставрополь, 2009.
  5. Лубков А.Н. Инновационная стратегия в развитии АПК – Аграрный вестник Урала – 2009. –  №2
  6. Мацнев Д. А., Самсонов К.П. Программно-целевой метод планирования. -М.: Экономика, 2008. 452 с.
  7. Можаев Е.Е. Развитие научно-технического прогресса в сельскохозяйственном производстве (теория, методология, практика) – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Мичуринск, 2010.
  8. Семин А. Как повысить конкурентный потенциал регионального аграрного производства –  АПК: экономика, управление. — 2007. — № 11. — С. 13-17.
  9. Симонова М. Ненужная революция // РБК. – 2009. – №6. – С.32–35
  10. Скрынник Е. Б. Формирование современной агропродовольственной политики Российской Федерации – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Москва, 2010.
  11. Соломахин А.Н. Стратегия инвестиционного развития агропромышленного комплекса: теория, методология, практика – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Мичуринск, 2008.
  12. Ярин Г.А. Методология и механизмы разработки инновационно-инвестиционной стратегии промышленных предприятий в системе формирования конкурентных преимуществ – автореферат диссертации доктора экономических наук. – Екатеринбург, 2007.

References:

  1. Archipenko, VA Strategies, models, mechanisms of development of large industrial enterprises: innovation-oriented approach - dissertation doctorate in economics. - Rostov-na-Donu, 2008.
  2. Ashinova MK The economic mechanism of regulation of investment processes in agribusiness in the region - dissertation doctorate in economics. - Moscow, 2009.
  3. Balabaykin BF Strategic management of technological development of agricultural enterprises (theory, methodology and practice) - dissertation doctorate in economics. - Chelyabinsk, 2008.
  4. Kiriakov AG The development of innovation in agriculture (theory, methodology, practice) - dissertation doctorate in economics. - Stavropol, 2009.
  5. Lubkov AN An innovative strategy to develop agriculture - Agricultural bulletin of the Urals - 2009. - № 2
  6. Matsnev DA, KP Samsonov Target-oriented method of planning. -M.: Economics, 2008. 452.
  7. Mozhayev EE The development of scientific and technological progress in agricultural production (theory, methodology, practice) - dissertation doctorate in economics. - Michurinsk, 2010.
  8. Semin A. How to increase the competitive capacity of regional agricultural production - agriculture: economics, management. - 2007. - № 11. - S. 13-17.
  9. Simon M. Unnecessary Revolution / / RBC. - 2009. - № 6. - Pp.32-35
  10. Skrynnik EB Formation of modern agri-food policy of the Russian Federation - dissertation doctorate in economics. - Moscow, 2010.
  11. Solomakhin AN Investment strategy of agro-industrial complex: theory, methodology, practice - dissertation doctorate in economics. - Michurinsk, 2008.
  12. Yarin, GA Methodology and mechanisms for developing innovative investment strategies of industrial enterprises in the form of competitive advantage - dissertation doctorate in economics. - Ekaterinburg, 2007.

Инвестиции и инновации