Главная страница » Публикации » №3 (31) » Проблемы и перспективы реформирования электроэнергетики с учётом региональной специфики Приморского края

Проблемы и перспективы реформирования электроэнергетики с учётом региональной специфики Приморского края

Problems and prospects of the power sector reform, taking into account regional specifics of the Primorsky region

Авторы

Разумова Юлия Викторовна
доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии Школы экономики и менеджмента
Дальневосточный федеральный университет
Yuliya.razumova@mail.ru
Полякова Марина Александровна
главный специалист – эксперт отдела регулирования тарифов Департамент по тарифам Приморского края
Администрация Приморского края
Polyakova_ma@mail.ru
Решетняк Светлана Александровна
ассистент кафедры экономики и управления на предприятии Школы экономики и менеджмента
Дальневосточный федеральный университет

Аннотация

В статье рассмотрены, аргументированы и систематизированы проблемы, связанные с реформированием электроэнергетики в Приморском крае. Раскрыта специфика в вопросах обеспечения края генерирующими мощностями, энергосетями, образования тарифов на электроэнергию. С экономической точки зрения сформулирован ряд задач по решению узловых вопросов технического характера в рамках реформирования отрасли.

Ключевые слова

электроэнергетика, реформирование, ресурсы, тарифы, генерирующие мощности, профицит электроэнергии

Рекомендуемая ссылка

Разумова Юлия Викторовна , Полякова Марина Александровна , Решетняк Светлана Александровна

Проблемы и перспективы реформирования электроэнергетики с учётом региональной специфики Приморского края// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (31). Номер статьи: 3101. Дата публикации: 19.07.2012. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/3101/

Authors

Razumova Yulia Viktorovna
Doctor of Economics, Assistant Professor of the Department of Economics and Company Management of the School of Economics and Management
Far Eastern Federal University
Yuliya.razumova@mail.ru
Polyakova Marina Alexandrovna
Main Expert of the Division of Tariff Regulation Tariff Department of the Primorye Territory
Administration Primorskogo end
Polyakova_ma@mail.ru
Reshetnyak Svetlana Alexandrovna
Assistant of the Department of Economics and Company Management of the School of Economics and Management
Far Eastern Federal University

Abstract

he article considers, argues and systematizes problems concerning the reformation of the electrical energy industry in the Primorye Territory. The specificity of questions of supply of the territory with generating supply, power grids, formation of electrical energy tariffs is revealed. From the viewpoint of economics, a number of problems of solution of main questions of technical character within the bounds of the industry reformation is specified.

Keywords

electric energy industry, reformation, resources, tariffs, generating supply, electric energy surplus

Suggested Citation

Razumova Yulia Viktorovna , Polyakova Marina Alexandrovna , Reshetnyak Svetlana Alexandrovna

Problems and prospects of the power sector reform, taking into account regional specifics of the Primorsky region// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (31). Art. #3101. Date issued: 19.07.2012. Available at: https://eee-region.ru/article/3101/ 

Print Friendly, PDF & Email

Введение

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны восточные регионы рассматриваются как базовые для нефтегазового, лесопромышленного, горнодобывающего комплексов. Но обеспечить необходимые темпы их роста удастся только при опережающем наращивании производства электроэнергии. Ее дефицит будет неизбежно сдерживать экономику.

Вопросы развития ТЭКа восточных территорий отражены в основополагающих документах: «Энергетической стратегии России»,[8] «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ», «Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики», «Генеральной схеме развития газовой промышленности», в программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения, в Федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».[7] Серьезное отношение к долгосрочному планированию топливно-энергетического комплекса Дальнего востока совершенно обоснованно и крайне необходимо. Спрос на электроэнергию возрастает в связи с освоением новых месторождений полезных ископаемых, вводом промышленных предприятий. «Продвижение» России на Восток имеет и важный геополитический аспект — установление стратегического сотрудничества с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, которые нуждаются в российских энергетических ресурсах.
В связи с актуальностью озвученных выше положений в статье обобщены проблемы реформирования электроэнергетики, имеющие отношение к технической составляющей развития отрасли в Приморском крае (рис.1).

Обзор проблем реформирования электроэнергетики Приморского края

В первый блок объединены следующие узловые вопросы реформирования —  недостаточность генерирующего комплекса, а также отсутствие конкуренции среди источников генерации.

Приморский край – традиционный лидер региона по энергопотреблению. (Рис.2) На территории края функционируют отрасли горнодобывающей промышленности, машиностроения и металлообработки, судостроения и судоремонта, обрабатывающей и лесной промышленности. Разумеется, портовые возможности края создают все условия для развития транспорта и добычи морских биоресурсов. Поэтому уже сегодня край потребляет электроэнергии больше других регионов Дальнего Востока, и предполагается, что в ближайшем будущем этот показатель значительно возрастет. Это связано с ролью Приморского края как точки роста ДФО.

Рассматривая энергосистему Дальнего Востока, можно сказать, что в ней наблюдается незначительный профицит электроэнергии (Рис. 2), однако, если рассмотреть структуру выработки и потребления электроэнергии, то видно, что этот профицит сформирован энергосистемой Амурской области (преимущественно благодаря Зейской и Бурейской ГЭС); на территориях же Приморского и Хабаровского краев потребление электроэнергии превышает выработку, что позволяет считать Приморский край энергодефицитным регионом. При этом одна из главных проблем региона сегодня — отсутствие возможности использования имеющихся мощностей сибирских и дальневосточных ГЭС. Возможности генерации превышают пропускную способность действующих линий электропередач. По разным оценкам, «запертые» мощности достигают 10 миллионов кВт. Обусловлено это тем, что при проектировании электросетевого хозяйства не всегда учитывался будущий рост электропотребления. Поэтому первоочередная стратегическая задача — строительство межсистемных линий электропередач — 500, 750, 1 150 кВт, чтобы объединить ОЭС Сибири с энергосистемами европейской части России и ОЭС Востока.

6_clip_image001

Рис. 1. Контур проблем и задач реформирования электроэнергетики Приморского края

6_clip_image003

Рис. 2. Выработка и потребление электроэнергии в операционных зонах Дальнего Востока в 2010 году, млрд. кВт*ч; РДУ – региональное диспетчерское управление [4]

Стоит также учитывать и тот факт, что большая часть существующего электросетевого хозяйства находится не в лучшем состоянии. Многие годы в развитии энергетической отрасли акцент делался на генерацию. Инвестиции и амортизационные отчисления уходили в примерной пропорции 80 к 20 или 70 к 30 процентам. То есть, 80 процентов — на генерацию, 20 процентов — на сети, поэтому износ электросетевого оборудования в отдельных электросетевых организациях достигает 80 – 90 %. (Рис. 3)
На объектах сетевой инфраструктуры края к настоящему моменту отсутствует необходимая пропускная способность. Особенно остро эта проблема наблюдается на юге Приморского края. «Запертыми» является основная часть питающих центров края, что требует значительных инвестиционных вложений в развитие электрических сетей юга Приморского края. Учитывая наличие инвестиционных программ предприятий энергетической отрасли в Приморском крае, утвержденных в установленном порядке, законодательством РФ, модернизация объектов электросетевого хозяйства приведет к более или менее ощутимым результатам только к 2015-2017 г.г., что значительно пролонгирует сроки проведения модернизации технологических комплексов электроэнергетики в крае.

6_clip_image005
Рис. 3. Износ основных средств на начало 2011 г., в % (по электросетевым организациям Приморского края) [6]

В свою очередь, для обеспечения надежности электроснабжения юга Приморья в  настоящее время в крае ведутся работы по модернизации Владивостокской ТЭЦ-2, в части реконструкции источников генерации на газовые с целью улучшения экологической ситуации в г. Владивостоке  и увеличения генерирующей мощности по городу в целом. Кроме того, планируется строительство ТЭЦ в городах Находка и Уссурийск. Установленная электрическая мощность каждой станции составит 370 МВт, тепловая мощность – 560 Гкал/ч. ТЭЦ суммарной стоимостью около 50 млрд. рублей будут построены к 2015 году, что должно обеспечить потребителей качественной электроэнергией.[5]

Совокупное и сбалансированное проведение модернизации генерирующих источников и объектов электросетевого хозяйства, в свою очередь, позволит обеспечить потребителей электроэнергией надлежащего уровня надежности и качества, а также обеспечит возможность присоединения к электрическим сетям новых потребителей края.

На период до 2020 года на территории Приморского края планируется реализация ряда мероприятий, которые повлекут за собой дальнейшее развитие края как крупного транспортного, перерабатывающего и международного дипломатического центра. Так, к 2013 году прогнозируется увеличение полезного отпуска энергии на 1 558,1 млн. кВт*ч.  [3] В основном это связано со строительством на Дальнем Востоке нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан» и объектов к саммиту  АТЭС в 2012 году, а также развитием предприятий горнорудной промышленности. Однако, наряду с прогнозирующейся положительной динамикой в социально-экономическом развитии Приморского края, возникают определенные трудности для формирования надежной и качественной системы электроснабжения строящихся объектов в крае, а также уже существующей электросетевой инфраструктуры. Данное положение актуализирует проблемы, обобщённые во втором блоке рисунка 1.

Третий блок проблем включает высокие тарифы на электроэнергию и перекрёстное субсидирование. Высокие тарифы на электроэнергию являются следствием вышеизложенных положений по первому и второму блоку (Рис. 4).

Аргументация существующего перекрёстного субсидирования позволяет  детализировать проблему высоких тарифов на электроэнергию и выделить региональную специфику данного подхода к формированию тарифов.  Сущность его сводится к следующему. Согласно законодательству РФ [1], тариф  на электрическую энергию состоит из следующих составляющих: средневзвешенная стоимость электроэнергии (включая покупку с оптового рынка), услуги по передаче электрической энергии (мощности), инфраструктурные платежи и сбытовая надбавка гарантирующего поставщика.

6_clip_image007
Рис. 4. Одноставочный тариф для населения на электроэнергию в энергозоне Востока и в среднем по России в 2010 году, рублей/кВт.ч. [2,3]

Поскольку тариф для населения приблизительно равен сумме составляющих на покупку и сбыт электрической энергии, то указанная группа потребителей не является плательщиком составляющей на услуги по передаче электрической энергии. Таким образом, затраты на услуги по передаче электрической энергии перераспределяются на других потребителей электрической энергии (промышленные предприятия, предприятия бюджетной сферы и прочие потребители). Данное перераспределение образует перекрёстное субсидирование. Специфика заключается в том, что доля потребления электроэнергии населением в крае высока (из 8 млн. кв.ч. полезного отпуска по краю 3 млн.кв.ч. потребляется населением — около трети),  отсюда величина перекрестного субсидирования  значительна, что заметно влияет на тариф для предприятий и организаций и, как результат, на производимые ими товары (услуги). При этом население в конечном итоге возмещает данные расходы предприятиям через приобретение товаров и услуг.

Еще одной особенностью организации отношений в электроэнергетике края является то, что Приморский край относится к неценовой зоне оптово­го рынка, где в силу ряда технологических особенностей – изолированности от единой энергетической системы, ограниченного количества поставщиков электроэнергии, наличия существенных сетевых ограниче­ний — организация конкурентного рынка невозможна. Рынок электроэнергии на территории Приморского края функционирует по особой модели. Ее ключевыми осо­бенностями является сохранение полного государственного регулирования всех уровней тарифов, отсутствие свободных цен, наличие единого закупщика (ОАО «ДЭК»), который приобретает всю электроэнергию, реализуемую поставщиками оптового рынка (ОАО «ДГК»).

Учитывая то, что реформирование энергетики, в целом, и тарифной политики, в частности, в основном планировалось проводить с целью либерализации рынка электроэнергии и возможности привлечения в отрасль инвестиционных средств на развитие генерирующих источников и объектов электросетевого хозяйства, можно заключить, что  общепринятые подходы к реформированию отрасли в других регионах России не могут быть работоспособны на территории Приморского края.

Перенос цен, складывающихся на оптовом рынке, в стоимость электроэнергии в розничной торговле – один из базовых принципов системы рынков в электроэнергетике, обеспечивающий ее целостность и устойчивость. Однако главная цель либерализации розничных рынков – возможность для потребителя выбирать сбытовую компанию исходя из цены и качества предоставляемых услуг – не может быть достигнута до решения проблемы перекрестного субсидирования. Проблемы «недореформирования» этой сферы вызывают трудности в распределительном сетевом комплексе (так называемая «последняя миля»), конфликты между сетевыми и сбытовыми компаниями снижают качество обслуживания потребителей.

Последний четвёртый блок сформулирован как отсутствие планомерного подхода к подаче заявок на техприсоединение. В советское время перспективы развития энергетических компаний были увязаны на уровне государственного плана развития населённых пунктов, регионов. На современном этапе вопросы энергообеспечения объектов решаются со значительным запозданием, в лучшем случае заявку подают на стадии проектирования, но чаще тогда, когда объект уже строится. Принимая во внимание тот факт, что объекты энергоснабжения разветвлённые, для их возведения требуются сроки до двух – трёх лет. Кроме того, в отношении отсутствия договорной дисциплины с предъявителями спроса на электроэнергию, усложняется задача определения перспективных направлений развития электроэнергетики.

Необходимо отметить, что наряду с техническими проблемами, существуют и проблемы законодательные. Поскольку производство, транспортировка и сбыт электрической энергии являются регулируемыми видами деятельности, тарифы на электроэнергию устанавливаются исполнительными органами субъектов РФ, основываясь на требованиях законодательства РФ. Однако, в рамках данной статьи этот задел не раскрывается, так как законодательные проблемы распространяются на все регионы России.

Выводы

В целом, реформирование электроэнергетики Приморского края имеет благоприятные прогнозы решений с учётом внимания правительства к перспективным направлениям развития края. Однако ряд рассмотренных в рамках статьи проблем заключён в совершенно обозримый контур. И начало их решения замыкается на единственную составляющую – улучшение инвестиционного климата в крае.  Привлечение инвестиций позволит оживить деловую активность во всех сферах бизнеса, что незамедлительно отразится на успешности развития базовой отрасли – электроэнергетики.

Библиографический список:

  1. Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке: Приказ Федеральной службы по тарифам № 20-э/2 от 6 августа 2004 г.//Российская газета. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/11/02/tarifi-dok.html.
  2. Динамика предельных уровней тарифов на электрическую энергию. РАО ЕЭС Востока. Официальный сайт. Режим доступа: http://rao-esv.ru.
  3. ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания». Официальный сайт. Режим доступа: http://drsk.ru.
  4. Открытое акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (ОАО «СО ЕЭС»), официальный сайт: http://soups.ru/index.php?id=rdu_khabarovsk; http://soups.ru/index.php?id=rdu_amur;http://so-ups.ru/index.php?id=rdu_primorsk.
  5. Пономарёв В. Нашли инвесторов// Эксперт. Электронный ресурс: http://expert.ru/2011/09/14/nashli-investorov.
  6. Сафонова К. И., Решетняк С. А. Пути совершенствования методов тарифного регулирования электросетевых организаций //Энергобезопасность и энергосбережение. – №1 (43). – 2012.
  7. Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/136
  8. Энергетическая стратегия России: http://www.energystrategy.ru.

References:

  1. Concerning the Approval of Methodological Guidelines on the Calculation of Regulated Tariffs and Prices for Electric (Thermal) Energy in the Retail (Consumer) Market: Directive of the Federal Tariff Service #20-э/2 d.d. August 06, 2004 // Rossiyskaya Gazeta. Digital resource. Web link: http://www.rg.ru/2004/11/02/tarifi-dok.html.
  2. Dynamic of the Threshold Levels of the Tariffs for Electric Energy. RAO EES of the East. Official site. Web link: http://rao-esv.ru.
  3. OJSC “Far Eastern Utility Distribution Company”. Official site. Web link: http://drsk.ru.
  4. Open Joint Stock Company “System Operator of the Unified Energy System” (OJSC “SO UES”), official site:
    http://soups.ru/index.php?id=rdu_khabarovsk; http://soups.ru/index.php?id=rdu_amur;
    http://so-ups.ru/index.php?id=rdu_primorsk.
  5. Ponomarev V. The investors are found// Ekspert. Web link: http://expert.ru/2011/09/14/nashli-investorov.
  6. Safonova K.I., Reshetnyak S.A. Ways of Improvement of the Methods of Tariff Regulation of Grid Companies // Energy Security and Power Saving. — #1 (43). – 2012.
  7. Economic and Social Development of the Far East and Transbaikal: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2013/136
  8. Energy Strategy of Russia:  http://www.energystrategy.ru/

Еще в рубриках

Приморский край

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *