Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (30), 2012

Стратегическое управление взаимодействием субъектов интеграционных структур региональной экономики

Strategic management of the interaction of the subjects of integration structures of the regional economy

Авторы


аспирант
Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная Академия им. В.М. Кокова
shkezh@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы интеграции и предложены механизмы совершенствования взаимодействия субъектов кластера АПК на основе управления интеграционными технологиями.

Ключевые слова

региональная экономика, интеграционные процессы, интеграционное взаимодействие, кластер, стратегическое управление.

Рекомендуемая ссылка
Шкежев Рустам Хамзетханович
Стратегическое управление взаимодействием субъектов интеграционных структур региональной экономики// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №2 (30). Номер статьи: 3001. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/3001/
Authors

Shkezhev Rustam Khamzetkhanovich
Graduate student
Kabardino-Balkarian State Agricultural Academy named after V.M. Kokov
shkezh@mail.ru

Abstract

The article deals with the problems of integration and the mechanisms of interaction between actors to improve the cluster-based agribusiness management integration technologies.

Keywords

regional economics, integration processes, integration interaction, a cluster, strategic management.

Suggested Citation
Shkezhev Rustam Khamzetkhanovich
Strategic management of the interaction of the subjects of integration structures of the regional economy. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (30). Art. #3001. Date issued: 2012-04-28. Available at: http://eee-region.ru/article/3001/

Print Friendly, PDF & Email

Актуальность проблемы обеспечения управления взаимодействием субъектов интеграционных структур региональной экономики обусловлена тенденциями развития интеграционных процессов, кластеризацией региональных экономик.

Кластеры становятся реальностью при совершенствовании организационных структур отраслей экономики, эффективным механизмом обеспечения единых, технологически замкнутых процессов производства и реализации продукции. Кластеризация не обошла стороной и сельское хозяйство Кабардино-Балкарской Республики. Для аграрного сектора экономики КБР решение проблем управления взаимодействием его субъектов имеет важное значение ещё и потому, что оно является определяющим фактором устойчивого развития и что связанно с продовольственной безопасностью страны.

Анализ ситуации в сельском хозяйстве и в перерабатывающей промышленности КБР за последние 5 лет свидетельствуют об увеличении количества убыточных хозяйств в аграрном секторе. В первой половине 90-х годов их насчитывалось около 50%. С 2001 года наблюдается положительная тенденция сокращения доли убыточных хозяйств. Однако этот показатель по-прежнему достаточно высок и составляет на конец 2010 года около 24 процентов. [1]

На  уровень развития как предприятий сельского хозяйства, так и предприятий перерабатывающей промышленности существенно влияет состояние механизма взаимодействия между ними. Вопросы развития и совершенствования организационно-экономических отношений между предприятиями АПК всегда являлись предметом исследования и дискуссий в экономической литературе. Вместе с тем, проблема требует дальнейшего изучения и выработки конкретных и адекватных нынешним условиям хозяйствования рекомендаций и предложений.

Субъектами кластера АПК могут стать:

  •  предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, - «А»;
  •  предприятия перерабатывающей промышленности, - «B»;
  •  технологически зависимые предприятия (поставщики сырья и материалов, транспорт, предприятия сбыта, предприятия сельскохозяйственного машиностроения и сервиса, - «C»;
  •  предприятия, организации и учреждения институциональной структуры (налоговая инспекция, страховые компании, предприятия финансового сектора и т.п.), – «D»;
  •  другие предприятия и организации (суды, образования, таможенные структуры, государственные и муниципальные органы управления…),- «E».

Субъекты интеграции А, B и C,- во взаимодействии преследуют цели формирования единых, замкнутых технологических процессов, что предполагает соучастие в производстве или переработке сельскохозяйственной продукции.

Организации и учреждения групп «D» взаимодействуют с предприятиями А, B и C в рамках институциональной структуры кластера с соответствующими целями.

На наш взгляд, прежде чем выстраивать организационно-технологическое и экономическое взаимодействия субъектов интеграции (кластера) необходимо предварительно решить следующие задачи:

  • обосновать мотивы, предпосылки, цели и ожидаемый результат от интеграции;
  • установить субъекты интеграции, взаимодействием с которыми будет обеспечено решение текущих и стратегических целей и задач;
  • разработать и согласовать технологии взаимодействия (интеграционные технологии);
  • установить и оценить реальность механизмов обеспечения воспроизводственного подхода (как простого, так и расширенного) в системе взаимодействия. Здесь имеется ввиду:

- во-первых обеспечить устойчивую оборачиваемость оборотных фондов в рамках нормативных коэффициентов финансовой независимости и обеспеченности собственными оборотными средствами, а также иных статей себестоимости;
- во-вторых- обеспечение высокого уровня рентабельности актива и продаж, достаточной для финансирования стратегического развития;

  • оценить возможность более эффективной реализации конкурентных преимуществ кластера и его субъектов;
  • создать механизм реализации менеджмента технологиями взаимодействия. Здесь необходимо понимание того, что представляют из себя технологии взаимодействия, как самостоятельный вид экономической деятельности. При этом, необходимо отделять технологически обусловленное взаимодействие от взаимодействия в рамках институциональной структуры кластера. Интеграционные технологии предполагают наличие централизованного менеджмента, поэтому они должны быть четко прописаны и обустроены нормативно-правовой базой.

Автором разработаны концептуальная модель-алгоритм формирования условий для эффективной интеграции и результативного взаимодействия субъектов кластера АПК, включающая концептуальную модель отраслевого кластера (Рис.1) и алгоритм формирования взаимодействия его субъектов (Рис.2)

Концептуальная модель кластера сельского хозяйства КБР

Рис.1. Концептуальная модель кластера сельского хозяйства КБР

Как видно из схемы, новациями в модели кластера являются:

  • построение взаимодействия между субъектами кластера АПК не только на основе заключаемых договоров, но и на базе интеграционных технологий, как самостоятельного вида деятельности. Интеграционные технологии (их перечень и порядок исполнения) должны стать составной частью (разделом) коммерческого договора. На сегодня это проблема, поскольку нет практического опыта разработки централизованного управления их реализацией;
  • впервые предусматривается организационное и правовое обустройство интеграционных технологий, что значительно повысит реализуемость договорных обязательств;
  • и, также впервые в бизнес практике предлагается создание менеджмента по управлению интеграционными технологиями.

Субъект интеграции, преследуя «личные» цели должен иметь ввиду, что интеграция требует и объединения производственно-экономических резервов и потенциалов и делегирования (централизацию) некоторых функций управления на централизованный уровень. К этому необходимо быть готовым. Кроме того, вхождению в интеграционное взаимодействие должна предшествовать определенная подготовка субъекта.

Нами для решения этой задачи предложен алгоритм подготовки субъекта кластера к взаимодействию на основе интеграционных технологий.

При разработке «концептуальной модели кластера» и «алгоритма формирования взаимодействия» учитывались:

  • актуальность обеспечения воспроизводственного подхода;
  • стремление субъектов интеграции к получению синергетического эффекта и удовлетворению собственных интересов;
  • необходимость обеспечения функционирования кластера как единого технологически замкнутого комплекса на базе интеграционных технологий;
  • отсутствие в настоящее время централизованной модели менеджмента в интеграционных структурах АПК с функциями обеспечения реализации интеграционных технологий. Интеграционные технологии, их разработка и управление реализацией,- требуют специалистов особой квалификации. К сожалению, этому мало где учат. В Вузах нет образовательных программ подготовки менеджеров по интеграционным технологиям.
  • отсутствие квалиметрической системы контроля и оценки результатов реализации интеграционных технологий. Это тоже новая проблема: сложная и неоднозначная. Что выбрать за критерий оценки? Какими показателями измерять результат взаимодействия? Требуются специальные методики.

Алгоритм формирования взаимодействия

Рис. 2. Алгоритм формирования взаимодействия

Качественная проработка предложенных рекомендаций обеспечит эффективное (неформальное) вхождение субъектов сельскохозяйственной отрасли КБР в кластерную структуру и получение ими синергетического эффекта от управляемого взаимодействия.

Систему централизованного менеджмента взаимодействием целесообразно наделять следующими функциями (Рис.3).

Функции централизованной службы менеджмента кластера АПК

 

Рис.3. Функции централизованной службы менеджмента кластера АПК

Как видно из схемы, функции корпоративного менеджмента взаимодействием субъектов кластера АПК можно сгруппировать в следующие блоки:

  • Блок согласований – проводит подготовку коммерческих договоров и интеграционных технологий до уровня когда возможны качественный контроль и оценка хода реализации интеграционных технологий в соответствии с договорными обязательствами.
  • Блок функций обеспечивающих управление интеграционными технологиями взаимодействия субъектов кластера.
  • Блок функций обеспечивающих управление стратегическим развитием субъектов кластера, через реализацию стратегических технологий взаимодействия.
  • Блок функций диспетчерского управления и координации с задачами оперативного согласования текущих отключений в процессах реализации интеграционных технологий взаимодействия.
  • Блок функций анализа и обобщения,- с задачами дальнейшего совершенствования формирования и реализации интеграционных технологий взаимодействия.
  • Блок функций определяющих статус сотрудников централизованного менеджмента (права и обязанности сотрудников системы корпоративного менеджмента, организационно-экономическая и правовая база, квалиметрический инструментарий).

В совокупности, рекомендуемые направления совершенствования взаимодействия субъектов кластера сельского хозяйства КБР (любой его подотрасли) составляют механизм оздоровления деятельности сельского хозяйства региона.

Среда трансформированного взаимодействия требует создания комплекса факторов и условий, создающих реальную возможность управления реализацией интеграционных технологий. Схематически это выглядит так (Рис.4)

Модель среды трансформационного взаимодействия субъектов кластера

Рис.4. Модель среды трансформационного взаимодействия субъектов кластера

Как видно из Рис.4, аспектами организации интеграции на базе интеграционных технологий являются:

  • осмысление и установление целей и задач;
  • формирование среды взаимодействия;
  • разработка и согласование, подлежащих управлению интеграционных технологий;
  • определение по каждой интеграционной технологии ожидаемых конечных результатов и их оценочных показателей;
  • организация центра или службы (отдела) управления интеграционными технологиями;
  • создание квалиметрической системы оценки результатов интеграционного взаимодействия.

Ключевой проблемой региональной экономики была и остается проблема обеспечения рентабельной работы её субъектов. На фоне усиливающихся трансформационных процессов и жестокой конкуренции отдельным видам экономической деятельности в одиночку не справиться с проблемами. И в первую очередь это относится к аграрному сектору. В агропромышленном секторе экономики КБР происходят сложные процессы становления рыночных отношений.

Перспективным направлением решения проблем может стать создание кластерных структур. Новая организационная структура может сыграть существенную роль, так как способна аккумулировать те незначительные ресурсы, которыми располагает хозяйствующие субъекты АПК. Однако, необходимо менять и подход к формированию интеграционных структур. Механическое объединение субъектов экономики, как показывает практика,  к существенным позитивным сдвигам не приводит. В качестве основных условий обеспечения эффективного функционирования кластеров, которые и ранее выдвигались известными учеными, необходимо отнести:

  • обеспечение «секторного управления» (Дж. Холлигсуорт), т.е. формирование интеграционных структур и отладка в них корпоративного менеджмента;
  • «рост производительности труда» (М. Портер), - сугубо экономический подход, ориентированный на эффективное использование ресурсов  и рабочего времени;
  • повышение эффективности использования «человеческого, технико-технологического, природно-климатического и организационно-информационного факторов обеспечения конкурентоспособности (А. Гранберг).

Нам представляется, что для обеспечения названных условий, предложенных нами, рекомендации и модели могут стать эффективным инструментом.

Библиографический список:

  1. Ивантер В.В., Узяков М.Н. Перспективы развития экономики России на ближайшие 20 лет// Вестник РАН. Том 78.№2. 2008 г.
  2. Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного и муниципального управления и административная реформа. – М.: Европроект, 2006, - 352 с.
  3. Некрасов Н.Н. Региональная экономика: Теория, проблемы, методы – М.: Экономика, 1987.
  4. Пчелинцев О. Региональная экономика в системе устойчивого развития. М.: 2006.

References:

  1.  Ivanter V.V. Uzyakov M.N. Prospects for Russia's economic development over the next 20 years / / Herald of the RAS. Volume 78. № 2. 2008.
  2. Lexin V.N., Lexin I.V., Chuchelina N.N. Quality of Public Administration and Administrative Reform.-M.: Europroject, 2006 - 352 p.
  3. Nekrasov N.N. Regional Economics: Theory, Problems and methods – M.: Economics, 1987.
  4. Pchelintsev O. Regional Economy in the system of sustainable development. M.: 2006.

Государственное и муниципальное управление