Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (29), 2012

Регламентация оценки эффективности региональных инвестиционных проектов

Regulation of evaluating the effectiveness of regional investment projects

Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет
mim@mcnip.ru


кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет


кандидат экономических наук, доцент
Вятский государственный университет

Аннотация

В статье рассматривается вопрос регламентации деятельности в области финансирования региональных инвестиционных проектов. В частности представлены требования к региональным инвестиционным проектам, показатели, критерии, методики оценки инвестиционных проектов, а также показаны направления дальнейшего совершенствования нормативной базы по данным вопросам.

Ключевые слова

Региональные инвестиционные проекты, показатели эффективности, критерии эффективности, требования к региональным инвестиционным проектам, инвестиционный фонд РФ

Рекомендуемая ссылка
Скопин Алексей Олегович , Бакланова Юлия Олеговна , Скопин Олег Викторович
Регламентация оценки эффективности региональных инвестиционных проектов// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (29). Номер статьи: 2905. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2905/
Authors

Skopin Alexey Olegovich
PhD, Associate Professor
Vyatka State University
mim@mcnip.ru

Baklanova Julia Olegovna
PhD, Associate Professor
Vyatka State University

Skopin Oleg Victorovich
PhD, Associate Professor
Vyatka State University

Abstract

This paper examines the regulation of the financing of regional investment projects. In particular are the requirements for regional investment projects, the indicators, criteria, methods of evaluating investment projects, and also shows the directions of further improving the regulatory framework on these issues.

Keywords

Regional investment projects, performance indicators, performance criteria, the requirements for regional investment projects, investment funds of Russia

Suggested Citation
Skopin Alexey Olegovich , Baklanova Julia Olegovna , Skopin Oleg Victorovich
Regulation of evaluating the effectiveness of regional investment projects. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (29). Art. #2905. Date issued: 2012-01-24. Available at: http://eee-region.ru/article/2905/

Print Friendly, PDF & Email

Актуальность вопроса оценки эффективности региональных проектов

Работа по поддержке региональных инвестиционных проектов за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации была начата в июне 2008 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации. Как отмечено в справке «Инвестиционный фонд Российской Федерации — эффективный инструмент государственно-частного партнерства» [8]. В целях выполнения поручения Президента утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2008 г. №468 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. №134». В соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации была введена новая категория проектов Фонда – региональные инвестиционные проекты, установлены требования к структуре проектов и определен порядок рассмотрения заявок на финансирование региональных инвестиционных проектов.

Попытка государства одновременно оказать содействие бизнесу в реализации общегосударственных и региональных инвестиционных проектов и в то же время количественно и качественно улучшить социально-экономическую инфраструктуру страны, как показывает Петров А. [7], привела к принятию Постановления Правительства РФ от 1 марта 2008 г. «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации». Это способствовало становлению четкой регламентации деятельности, связанной с финансированием региональных инвестиционных проектов.

Требования к региональным инвестиционным проектам

Письмом Министерства регионального развития РФ от 09.12.2008 N 32559-ВБ/11 определены требования, которым должны удовлетворять региональные инвестиционные проекты, среди них [1]:

  • соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, утвержденной в установленном порядке;
  • наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией регионального инвестиционного проекта;
  • невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки;
  • стоимость регионального инвестиционного проекта составляет не менее 500 млн. рублей;
  • соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации минимальному уровню такого финансирования проекта;
  • соответствие регионального инвестиционного проекта критериям финансовой, экономической и бюджетной эффективности.

В 2011 г. утверждены Правила устанавливают порядок распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (далее — Фонд) бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (далее соответственно — региональные инвестиционные проекты, субсидии) [3]. Согласно эти Правил, субсидии предоставляются в целях создания (строительства, реконструкции):

а) транспортной, энергетической и (или) инженерной инфраструктуры, необходимой для обеспечения функционирования создаваемых инвестором объектов капитального строительства, относящихся к объектам производства или инфраструктуры;
б) объектов капитального строительства в рамках концессионных соглашений.

Субсидии предоставляются на реализацию региональных инвестиционных проектов, соответствующих следующим критериям [3]:

а) в рамках регионального инвестиционного проекта осуществляются:
создание объекта (объектов) капитального строительства государственной собственности субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной собственности, с одной стороны, и объекта (объектов) капитального строительства частной собственности инвестора, с другой стороны;
создание объекта (объектов) капитального строительства в рамках концессионного соглашения;
разработка проектной документации на объект (объекты) капитального строительства, создание которого предполагается в рамках концессионного соглашения, и создание указанного объекта (указанных объектов);
б) участие в реализации регионального инвестиционного проекта инвестора, соответствующего требованиям, Правил, должно составлять не менее 50 процентов стоимости регионального инвестиционного проекта;
в) срок реализации регионального инвестиционного проекта, который включает в себя финансирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства в рамках регионального инвестиционного проекта, а также разработку проектной документации в случае, если в рамках регионального инвестиционного проекта осуществляются разработка проектной документации на объекты капитального строительства, создание которых предполагается в рамках концессионного соглашения, и создание указанных объектов, не превышает 5 лет;
г) региональный инвестиционный проект соответствует критериям финансовой, бюджетной и экономической эффективности, установленным методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов (далее — методика);
д) региональный инвестиционный проект прошел отбор в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации об утверждении положения о региональном инвестиционном фонде;
е) региональный инвестиционный проект соответствует приоритетным направлениям предоставления бюджетных ассигнований Фонда;
ж) минимальная стоимость регионального инвестиционного проекта определяется Правительственной комиссией по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение;
з) дополнительные критерии могут содержаться в положении о региональном инвестиционном фонде, утвержденном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Стоимость регионального инвестиционного проекта складывается из суммы сметных стоимостей строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, создаваемых в рамках регионального инвестиционного проекта (за вычетом расходов на разработку проектной документации и расходов на проведение государственной экспертизы проектной документации).

В случае если региональный инвестиционный проект включает в себя разработку проектной документации и создание объекта капитального строительства в рамках концессионного соглашения, в стоимость регионального инвестиционного проекта входит предполагаемая стоимость строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, включая стоимость разработки проектной документации.

Показатели эффективности региональных инвестиционных проектов

В дальнейшем особое внимание при формировании нормативной базы по финансированию региональных инвестиционных проектов уделялось методическим основам оценки эффективности бюджетных средств и реализации проектов. В настоящее время именно оценка региональных инвестиционных является объектом пристального внимания как законотворческих и исполнительных органов власти, так и представителей бизнес-структур.

Одновременно разрабатываются документы, регламентирующие порядок и методику оценки эффективности региональных инвестиционных проектов. В частности, взамен утратившей силу методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, утвержденной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N 117 , Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.10.2009 N 493 [5] утверждена новая методика расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Согласно данной методике 2009 г. [5] эффективность региональных инвестиционных проектов определяется на основе совокупности групп показателей эффективности.

Таблица 1 — Показатели эффективности региональных инвестиционных проектов

Показатели Методики определения  показателей
Показатель экономической эффективности Определяется как часть суммарного за все годы реализации регионального инвестиционного проекта произведенного объема валового регионального продукта в субъекте Российской Федерации, который может быть обеспечен в результате реализации указанного инвестиционного проекта
Показатели финансовой эффективности Определяются как чистая приведенная стоимость проектов и внутренняя норма доходности проектов.
Показатель бюджетной эффективности Определяется как отношение дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией данных проектов, к дисконтированному объему бюджетных ассигнований Фонда
Показателями социального эффекта Являются:
а) повышение уровня занятости населения в трудоспособном возрасте;
б) повышение уровня обеспеченности населения благоустроенным жильем;
в) улучшение состояния окружающей среды;
г) повышение доступности и качества услуг населению в сфере транспорта, здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры, жилищно-коммунального хозяйства.

Критерии эффективности региональных инвестиционных проектов

Методикой расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации [5] определены критерии эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (табл. 2).

Таблица 2 — Критерии эффективности региональных инвестиционных проектов

Критерии Примечания
1 Соответствие регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации Оценка соответствия регионального инвестиционного проекта стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации осуществляется в части:
а) соответствия проекта приоритетным направлениям развития субъекта Российской Федерации, определенным в стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;
б) соответствия целей и ожидаемых результатов реализации проекта количественным и качественным целевым индикаторам и планируемым результатам реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
2 Наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией регионального инвестиционного проекта
3 Невозможность реализации регионального инвестиционного проекта без государственной поддержки Подтверждается одновременным выполнением следующих условий:
а) необходимость создания и/или реконструкции в рамках реализации регионального инвестиционного проекта объектов, которые в соответствии с федеральными законами находятся в государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
б) невозможность привлечения заемных финансовых ресурсов ввиду длительного срока окупаемости регионального инвестиционного проекта.
4 Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта Соответствие сметной стоимости региональных инвестиционных проектов минимальной стоимости регионального инвестиционного проекта (500 млн. рублей) определяется на основании данных технико-экономического обоснования регионального инвестиционного проекта, подтвержденных сводным заключением государственной экспертизы на проектную документацию по инвестиционному проекту
5 Соответствие объема финансирования регионального инвестиционного проекта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации установленному минимальному уровню финансирования проекта
6 Соответствие региональных инвестиционных проектов критериям финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта Расчет показателей финансовой и бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта осуществляется на основе цен и валютных курсов, сложившихся по состоянию на 1 января года, в котором подается заявка на получение бюджетных ассигнований Фонда для реализации проекта (далее — заявка). Основным условием обеспечения финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта является положительное значение чистой приведенной стоимости (Net Present Value, NPV) проекта.
7 Критерии финансовой эффективности регионального инвестиционного проекта Оценка финансовой эффективности проекта осуществляется на основе финансовой модели регионального инвестиционного проекта
8.7.1. Критерий чистой приведенной стоимости проекта (NPV).
8.7.2. Применение критерия внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR) основано на расчете показателя IRR (с учетом использования государственной поддержки)
8.7.3. Оценка операционного и инвестиционного денежных потоков регионального инвестиционного проекта
8.7.4. Средневзвешенная стоимость     капитала регионального инвестиционного   проекта   на  начало  периода  t,  WACC
8.7.5. Срок прямого прогнозирования денежных потоков регионального инвестиционного проекта принимается равным 10 годам (далее — прогнозный период).
8.7.6. Региональный инвестиционный проект признается соответствующим критерию финансовой эффективности в случае, если подтвержденное значение показателя чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта, рассчитанного с учетом использования государственной поддержки, положительно и внутренняя норма доходности, рассчитанная с учетом использования государственной поддержки, превышает средневзвешенную стоимость капитала регионального инвестиционного проекта за период (1, …, T).
8.7.7. Наряду с показателями чистой приведенной стоимости регионального инвестиционного проекта и внутренней нормы доходности также рассчитываются:
8.7.7.1. Период окупаемости  регионального инвестиционного проекта T
8.7.7.2. Удельная финансовая эффективность регионального инвестиционного проекта
8 Индекс бюджетной эффективности регионального инвестиционного проекта Бюджетная эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается через сопоставление объема инвестиций из средств Фонда в региональный инвестиционный проект и всей совокупности дисконтированных налоговых поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта
9 Критерий экономической эффективности регионального инвестиционного проекта 8.9.1. Экономическая эффективность регионального инвестиционного проекта оценивается по его способности влиять на формирование валового регионального продукта субъекта Российской Федерации и обеспечивать динамику экономического роста.
8.9.2. Оценка экономической эффективности регионального инвестиционного проекта основывается на определении добавленной стоимости (VA), генерируемой региональным инвестиционным проектом.
8.9.3. Длительность временного периода, на котором осуществляется оценка добавленной стоимости, соответствует длительности прогнозного периода.
8.9.4. Годовой индекс экономической  эффективности регионального t инвестиционного проекта Э характеризует   влияние   регионального инвестиционного   проекта   на   рост  валового  регионального  продукта  и оценивается   по   соотношению величины  добавленной  стоимости  в  ценах предыдущего года к объему валового регионального продукта предыдущего года, рассчитанного в условиях отказа от реализации инвестиционного проекта

Согласно методике оценки [5] по каждому инвестиционному проекту строится финансовая модель, описывающая региональный инвестиционный проект. Временные ряды используемых в ней данных должны обеспечивать потребности модели при оценке финансовой, бюджетной и экономической эффективности регионального инвестиционного проекта на прогнозный период. Финансовая модель включает связанные прогнозные отчетные формы: отчет о прибылях и убытках, балансовый отчет и отчет о движении денежных средств, выполненные на срок прямого прогнозирования денежных потоков. Результатом построения финансовой модели регионального инвестиционного проекта должны являться временные ряды показателей, требующихся для оценки финансовой, бюджетной и экономической эффективности регионального инвестиционного проекта. Финансовая модель должна содержать основные характеристики инвестиционной и производственной программы регионального инвестиционного проекта (в том числе объемы производства в натуральном и стоимостном выражении, объемы и цены реализации на внутреннем и внешнем рынках, объемы инвестиций в основной капитал, объемы привлеченных кредитов и график их погашения, объемы закупок импортной продукции).

Оценка эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения

Согласно приказу Минэкономразвития РФ «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» от 24.02.2009 N 58 [6] оценка эффективности инвестиционных проектов осуществляется на основе следующих качественных критериев (рис. 1).

Качественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов

Рисунок 1 — Качественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов

Оценка эффективности на основе качественных критериев рассчитывается по следующей формуле:

Оценка эффективности на основе качественных критериев,

где:
4_clip_image006 — балл оценки i-го качественного критерия;
4_clip_image008 — общее число качественных критериев;
4_clip_image010 —  число  критериев, не применимых к проверяемому инвестиционному проекту.

Оценка эффективности осуществляется на основе следующих количественных критериев [6]:

Количественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов
Рисунок 2 — Количественные критерии оценки эффективности инвестиционных проектов

Оценка эффективности на основе количественных критериев рассчитывается по следующей формуле:

4_clip_image014

где:
4_clip_image016 — балл оценки i-го количественного критерия;
4_clip_image018 — весовой коэффициент i-го количественного  критерия, в процентах;
4_clip_image020 — общее число количественных критериев.

Интегральная оценка (Эинт) определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе качественных и количественных критериев по следующей формуле:

4_clip_image022,

где:
4_clip_image024 — оценка эффективности на основе качественных критериев;
4_clip_image026 — оценка эффективности на основе количественных критериев;
0,2  и  0,8  —  весовые  коэффициенты  оценок  эффективности  на основе
качественных и количественных критериев соответственно.

Оценка эффективности инвестиционных проектов федеральных округов

Согласно Постановления Правительства РФ от 03.08.2011 N 648 [2], основной целью инвестиционных проектов федеральных округов является создание новых центров социально-экономического развития (точек регионального экономического роста) и сети территориально-производственных и туристических кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий федеральных округов.

Реализация приоритетных инвестиционных проектов предусматривает решение следующих задач:
а) привлечение инвестиций в экономику федеральных округов;
б) реализация конкурентных преимуществ территорий федеральных округов и развитие их экономической специализации;
в) создание новых рабочих мест;
г) повышение уровня социально-экономического развития территорий федеральных округов, на которых реализуется инвестиционный проект;
д) комплексное и гармоничное развитие территорий федеральных округов.

Инвестиционный проект должен соответствовать следующим требованиям:

Таблица 3 – Требования к инвестиционным проектам

Сущность требований

1

осуществление в рамках инвестиционного проекта инвестиций в объекты капитальных вложений на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, входящих в состав федерального округа;

2

соответствие инвестиционного проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегиям социально-экономического развития федеральных округов, основным направлениям деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период, концепциям и стратегиям развития отраслей экономики на среднесрочный и долгосрочный периоды, а также стратегиям социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

3

наличие положительного социально-экономического и бюджетного эффекта от реализации инвестиционного проекта;

4

суммарный объем капитальных вложений в инвестиционный проект (стоимость инвестиционного проекта), составляющий не менее 500 млн. рублей.

Выводы

Следует отметить, что в настоящее время финансирование региональных инвестиционных проектов регламентировано на федеральном уровне. Региональные органы власти руководствуются в своей деятельности указанными выше нормативными документами. Однако необходимо отметить, что в нормативных документах отсутствует ряд вопросов, в частности, четко не прописан пошаговый алгоритм мониторинга эффективности региональных инвестиционных проектов на разных стадиях реализации проектов, не предусмотрены минимальные условия, при которых возможно и необходимо дальнейшее финансирование проектов с учетом их достигнутой эффективности и др. Это требует дальнейшего совершенствования правовой базы, регламентирующей деятельность по финансированию региональных инвестиционных проектов.

Библиографический список:

  1.  Письмо Министерства регионального развития РФ «Об отборе региональных инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки для их реализации из средств Инвестиционного фонда РФ» от 09.12.2008 N 32559-ВБ/11.
  2.  Постановление Правительства РФ «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов») от 03.08.2011 N 648.
  3.  Постановление Правительства РФ «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (вместе с «Правилами распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение») от 30.10.2010 N 880 (ред. от 30.12.2011).
  4. Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов» от 31.07.2008 N 117.
  5.  Приказ Министерства регионального развития РФ «Об утверждении Методики расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» от 30.10.2009 N 493.
  6.  Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении Методики оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения» от 24.02.2009 N 58.
  7. Петров А. Реализация инвестиционных проектов // Законность. 2009. N 9. С. 48 — 49.
  8. Справка «Инвестиционный фонд Российской Федерации — эффективный инструмент государственно-частного партнерства» // Официальный сайт Министерства регионального развития. http://www.minregion.ru/invest_phound

References:

  1. Letter of the Ministry of Regional Development of Russian Federation «On the selection of regional investment projects to provide public support for the implementation of the Investment Fund of the Russian Federation» dated 09.12.2008 N 32559-VB/11.
  2. RF Government Resolution «On the procedure of selecting and coordinating the implementation of priority investment projects of the federal districts and amendments to some acts of the Government of the Russian Federation» (with the «Rules of the selection and coordination of the implementation of priority investment projects of the federal districts») from 03.08.2011 N 648.
  3. RF Government Resolution «On the order of distribution and allocation within the budget of the Investment Fund of the Russian Federation to the budgets of the Russian Federation grants for projects of regional and interregional importance» (with the «Rules of the distribution and provision within the budget of the Investment Fund of the Russian Federation, the budgets of the Russian Federation grants for projects of regional and interregional importance «) from 30.10.2010 N 880 (as amended on 30.12.2011).
  4. Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation «On Approving the Methods of calculating and applying the criteria of effectiveness of regional investment projects» from 31.07.2008 N 117.
  5. Order of the Ministry of Regional Development of the Russian Federation «On Approving the Methods of calculating and applying the criteria of effectiveness of regional investment projects eligible to receive state support through the budget of the Investment Fund of the Russian Federation» dated 30.10.2009 N 493.
  6. Order of the Ministry of Economic Development, «On Approval of Procedures assess the effectiveness of the use of federal budget funds allocated for capital investment» from 24.02.2009 N 58.
  7. Petrov, A. Implementation of investment projects / / legitimacy. , 2009. N 9. Pp. 48 — 49.
  8. Help the «Investment Fund of the Russian Federation — an effective instrument of public-private partnership» / / The official website of the Ministry of Regional Development. http://www.minregion.ru/invest_phound

Инвестиции и инновации