Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (26), 2011

Влияние процессов глобализации и перехода к постиндустриальному обществу на устойчивое развитие Ростовской области

The influence of globalization and the transition to a postindustrial society on sustainable development of the Rostov region

Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
yuma.1@list.ru

Аннотация

В статье рассмотрены общемировые макроэкономические условия (контекст) развития Ростовской области. На основе анализа основных общемировых тенденций, оказывающих существенное воздействие на экономику и социальную сферу региона (увеличивающаяся ограниченность ресурсов, повышающаяся роль человеческого и природного капиталов, формирование модели «зеленой экономики»), в статье выявлены вероятные угрозы и возможности для его интеграции в систему мирохозяйственных связей и перехода к устойчивому развитию.

Ключевые слова

устойчивое развитие, регион, зеленая экономика, ограниченность ресурсов, человеческий и природный капитал.

Рекомендуемая ссылка
Пономарева Марина Анатолиевна
Влияние процессов глобализации и перехода к постиндустриальному обществу на устойчивое развитие Ростовской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (26). Номер статьи: 2601. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2601/
Authors

Ponomareva Marina Anatolyevna
Ph.D. in Economics
Rostov State University of Economics
yuma.1@list.ru

Abstract

This article contains information about the global macroeconomic environment (context) of Rostov region. On the basis of an analysis of major global trends which have a significant impact on the economy and social sphere of the region (the increasing scarcity of resources, increasing the role of human and natural capital, forming a model of "green economy"), article identified potential threats and opportunities for its integration into world economic relations and the transition to sustainable development.

Keywords

sustainable development, the region, the green economy, limited resources, human and natural capital.

Suggested Citation
Ponomareva Marina Anatolyevna
The influence of globalization and the transition to a postindustrial society on sustainable development of the Rostov region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (26). Art. #2601. Date issued: 2011-06-29. Available at: http://eee-region.ru/article/2601/

Print Friendly, PDF & Email

Функционирование региональных систем определяется не только их внутренним потенциалом, но и макроэкономической средой, предъявляющей собственные требования к параметрам и приоритетам их развития регионов и предоставляющей как возможности, так и угрозы в случае определенных несоответствий данным параметрам. От того, насколько верно будут определены данные возможности и угрозы, во многом будет зависеть успешность интеграции региона в систему мирохозяйственных связей и эффективность его стратегий устойчивого развития. В целом Ростовская область имеет благоприятные предпосылки для вовлечения в систему международного разделения труда  (выгодное геополитическое положение, наличие основы для развития инфраструктуры, в том числе, транспортной, развитый экспортоориентированный сектор). Однако для более эффективной реализации потенциала региона необходимо учитывать изменившиеся приоритеты развитых стран и мирового сообщества в целом, что требует их детального анализа. Данным вопросам и посвящена данная статья.

1. Растущая ограниченность ресурсов как предпосылка для формирования постиндустриальной экономики и ее влияние на развитие Ростовской области.

Основной современной тенденцией развития стран мирового сообщества является формирование постиндустриальной экономики, которое происходит под влиянием роста ограниченности  ресурсов, в особенности, энергетических и пространственных. Экономики большинства развитых стран существенно зависят от энергетического сырья (в первую очередь, нефти и газа), что ставит под угрозу их экономическую и национальную безопасность. В связи с этим ряд стран предпринимают попытки по переводу своей энергетики на альтернативные виды энергетического сырья, развивая «безопасную» атомную энергетику (Франция , ряд развивающихся стран), инновационные технологии обогащения угля (Германия), альтернативные экологически чистые виды энергетики (использование солнечной, ветровой энергии и т.п.). Одновременно осуществляется модернизация национальных экономик в направлении внедрения энергоэффективных технологий, обеспечивающих экономию энергопотребления и снижающих их зависимость от мировых цен на нефть. Энергоэффективность становится одним из основных направлений модернизации национальных экономик стран ЕС и ставится как одна из основных задач в рамках достижения устойчивого развития [7].

Во Франции за счет внутренних источников покрывается лишь около 50% общего энергопотребления. Хотя эта доля растет, одним из главных ограничений в производстве энергии остается нехватка собственных ресурсов. Объем добычи угля, нефти и природного газа невелик. Для улучшения снабжения собственной энергией с 1970-х годов реализуется обширная программа развития атомной энергетики.

В 2002 году десятка стран, лидирующих в процентном отношении по выработке электроэнергии на АЭС, выглядела следующим образом: Литва (80,1%), Франция (78%), Словакия (65,4%), Бельгия (57,3%), Болгария (47,3%), Украина (45,7%), Швеция (45,7%), Словения (40,7%), Армения (40,5%) и Швейцария (39,5%).(Сергей ЛЕСКОВ, Известия 28.06.2003).

Для Ростовской области мировой энергетический кризис может сыграть определяющую роль. В настоящее время регион является энергоизбыточным (табл. 1).

Таблица 1 – Основные показатели энергоэффективности экономики Ростовской области, 2007-2010 гг.

Показатель

2007

2008

2009

2010

Выработано электроэнергии, млн кВт.-час

19894,8

22104,2

20383,8

25749,8

Потреблено всего, млн кВт.-час

15671,9

16243,1

15435,2

16652,8

Валовой региональный продукт (ВРП), млн руб.

450 435,0

576 386,0

548 663,0

629 499,3

Энергоемкость ВРП, кВт.час/руб. ВРП

0,0348

0,0282

0,0281

0,0265

Составлено и рассчитано автором по: Центральная База Статистических Данных. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

Реализуемые в настоящее время в регионе программы в области обеспечения энергоэффективности привели к некоторому положительному эффекту: показатель энергоемкости ВРП снижается с 0,035 кВт-час/руб. в 2007 г. до 0,027 кВт-час/руб. в 2010 г., что говорит о том, что за данный период на один руб. произведенного в регионе валового продукта стало расходоваться в 1,3 раза меньше энергии.

В тоже время, Ростовская область является регионом со сравнительно высокой энергоемкостью ВРП [5], что связано, прежде всего, с отличием в структуре экономики и промышленности. В области доля энергоемких отраслей (электро- и теплоэнергетика, металлургия, машиностроение, добыча угля и прочие) выше, чем в целом по Российской Федерации, в связи с чем разумным выходом из данной ситуации представляется структурная перестройка экономики, рост производительности труда, энерго- и ресурсосбережение. В особенности необходимо обратить внимание на модернизацию энергоемких отраслей с учетом внедрения в них энергоэффективных технологий.

С 1990 года энергоемкость экономики области снижалась за счет сдвига в сторону менее энергоемких отраслей и повышения загрузки производственных мощностей, но к 2009 году этот потенциал снижения энергоемкости был исчерпан. По экспертным оценкам, для реализации областного потенциала повышения энергетической эффективности необходимы государственные и частные инвестиции в 3 раза меньшие, чем потребуются для наращивания за аналогичный период производства и потребления энергоресурсов, с целью сохранения темпов развития экономики, достигнутых в период с 2000 по 2009 годы [5].

Дальнейший рост производственной сферы региона может быть ограничен объемами производимой электроэнергии, что требует также существенной модернизацией энергоемких отраслей экономики и инфраструктуры региона на базе энергоэффективных технологий, а также дальнейшей реализации программ по энергосбережению в жилищно-коммунальном секторе.

Кроме того, энергетический сектор Ростовской области (имеющий в своем составе электростанции, работающие на нефти), в определенной степени зависим от складывающейся конъюнктуры на рынке нефтепродуктов, как на мировом, так и на национальном. В связи с чем необходимы меры по его дальнейшей реструктуризации в направлении развития безопасной атомной энергетики и инновационных энергетических технологий на базе угольнодобывающей промышленности. Кроме того, в регионе практически не исследованы возможности по развитию альтернативных «зеленых» отраслей энергетики.

Пространство само по себе также становится ресурсом, а то, насколько эффективно оно организовано, влияет на степень интеграции территории в систему мирохозяйственных связей. По мере роста численности населения планеты все большее пространство осваивается людьми и все меньшая его часть остается условно свободной. Сокращение свободных пространственных ресурсов на Земле и ожидание еще большего их сокращения и дефицита, увеличивает их общую ценность [4]. В этой связи инфраструктура как основная несущая конструкция, обеспечивающая перемещение и мобильность факторов производства (людей, материальных ценностей, информации) в пространстве, а также создающая жизнеобеспечивающие системы, становится одним из основных условий эффективного обустройства территорий (регионов) и их вовлечения в систему мирохозяйственных связей.

Неэффективно используемые ресурсы, и в том числе, пространство как ресурс, на фоне их острого дефицита могут стать предметом притязаний более эффективных собственников, а в крупно-территориальных масштабах (межнациональных) — создавать предпосылки для возникновения и развития военно-политических конфликтов. В этой связи как перед Российской Федерацией, так и перед Ростовской областью, стоят проблемы сохранения национально-территориальной целостности за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов.

2. Влияние основных ресурсных компонент постиндустриальной экономики на устойчивое развитие региона.

В силу усиления ресурсных ограничений, описанных в разделе 1 данной статьи, формирование постиндустриальной экономики стало определяться следующими «ресурсными» компонентами:

  • повышающейся ролью человеческого и природного капиталов;
  • формированием «зеленой экономики» и переходом к устойчивому развитию на базе инновационных стратегий.

Человеческий капитал — накопленные знания и умения, образовательный уровень населения.

Природный капитал — широкое понятие, включающее в себя помимо невозобновимых ресурсов все возобновимые и квазивозобновимые ресурсы (тропические леса, озоновый слой, атмосферный углеродный цикл и т.д.). Любой природный актив, создающий поток экологических услуг с экономической ценностью (стоимостью) является природным капиталом.

«Зеленая экономика» — понимается не только как развитие альтернативных «зеленых» отраслей, но и как создание экономики, обеспечивающей стратегии снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду за счет масштабной модернизации производственной сферы на основе энергоэффективных, экологически чистых технологий («наилучших доступных технологий», НДТ).

Устойчивое развитие – понятие не только экономическое, но в первую очередь, политическое. Было введено в науку и политику как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» (Всемирная комиссия по окружающей среде и развитию Брутланд, 1987 г.); развитие общества на базе неистощительного, экологически целесообразного природопользования, обеспечивающее высокое качество жизни людей в цепи поколений (здоровье человека, высокую продолжительность деятельной жизни, благоприятную – желаемую и объективно здоровую среду обитания, экологическую безопасность и т. п.). Устойчивое развитие выдвигается как основная задача человечества на конец XX – начало XXI в.

2.1. Первой глобальной тенденцией развития мировой экономики является повышающаяся роль человеческого капитала. Всеми странами-участниками ООН (189 государств) были приняты Цели развития тысячелетия (ЦРТ) [6], которые направлены на развитие человеческого потенциала, планируется их достичь к 2015 году. Система индикаторов «Цели развития тысячелетия (ЦРТ)» предложена ООН для оценки эффективности действий по реализации политики развития человеческого потенциала в разных странах. Система имеет трехуровневую конфигурацию, в ней выделены 8 важнейших целей развития, для каждой из которых указаны более конкретные задачи, измеряемые количественно. Введены конкретный временной период (1990-2015 гг.) и конкретные цифры изменения показателей задач – их уменьшения или увеличения за данный период.

Приоритеты ЦРТ основаны на концепции развития человеческого потенциала, но их выбор, а затем и формулирование конкретных целей отражают представления о значимости и остроте тех или иных социальных проблем. Структура целей и задач представлена в табл. 2.

Таблица 2 – Цели и задачи развития тысячелетия*

Цель

Задачи

  1. 1
Сокращение крайней бедности и голода 1.Сократить вдвое за 1990-2015 гг. долю населения с доходами ниже 1 долл. США (ППС) в день.
2. Сократить вдвое за 1990-2015 гг. долю населения, страдающую от голода.
  1. 2
Достижение всеобщего начального образования 3.Обеспечить к 2015 г. для всех детей (мальчиков и девочек) возможность закончить полный курс начальной школы.
  1. 3
Обеспечение гендерного равенства и улучшение положения женщин 4.Исключить гендерное неравенство в начальном и среднем образовании в основном к 2005 г. и на всех уровнях образования, включая высшее, к 2015 г.
  1. 4
Снижение детской смертности 5.Сократить на 2/3 смертность детей в возрасте до 6 лет к 2015 г.
  1. 5
Улучшение здоровья матерей 6.Сократить на ¾ за период с 1990-2015 гг. показатель материнской  смертности.
  1. 6
Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией и другими болезнями 7.Остановить рост заболеваемости СПИДом к 2015 году и добиться снижения его распространения.
8.Остановить к 2015 г. рост заболеваний малярией и другими болезнями и добиться снижения их распространения.
  1. 7
Обеспечение экологической устойчивости 9.Включить принципы устойчивого развития в национальную политику и программы, сократить потери природных ресурсов.
10.К 2015 г. сократить вдвое количество населения, не имеющего устойчивого доступа к питьевой воде.
11.К 2020 г. добиться значительного улучшения уровня жизни не менее, чем 100 млн. жителей трущоб.
  1. 8
Формирование глобального партнерства в целях развития 12.Развивать открытую, регулируемую, предсказуемую, недискриминационную систему торговли и финансов. Цель включает обязательства по эффективному управлению и развитию, снижению бедности, как на национальном, так и международном уровнях.
13. Удовлетворять особые потребности наименее развитых стран.
14. Удовлетворять особые потребности стран, не имеющих выхода к морю, и малых островных развивающихся стран.
15.Содействовать разрешению долговых проблем развивающихся стран с помощью национальных и международных усилий для достижения долгосрочной долговой устойчивости.
16. В кооперации с развивающимися странами развивать и внедрять стратегии для обеспечения достойной и продуктивной работы молодежи.
17. В кооперации с фармацевтическими компаниями обеспечить доступ к основным лекарствам в развивающихся странах.
18. В кооперации с частным сектором сделать доступными достижения новых технологий, особенно в сфере информации и коммуникаций.

*  Составлено по: Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития / Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2005. Под общей ред. проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой. – ООО «Тверская фабрика печати», 2005.

Если проанализировать в данном контексте Ростовскую область, то следует отметить следующие основные проблемы региона по развитию человеческого капитала (табл. 3).

Таблица 3 – Динамика основных показателей развития человеческого капитала Ростовской области**

Показатель

Годы

2003

2004

2008

2010

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

0,747

0,754

0,801

0,701

ВРП, долл. по паритету покупательской способности

5014

5505

9407

Индекс дохода

0,653

0,669

0,758

0,601

Ожидаемая продолжительность жизни

66,3

66,7

68,88

Индекс долголетия

0,689

0,696

0,731

0,784

Грамотность %

99,1

99,1

99,1

Доля учащихся в возрастах 7-24 лет, %

71,8

71,4

75,6

Индекс образования

0,900

0,899

0,913

0,732

** Составлено автором по таблицам развития человеческого потенциала РФ по регионам 2010, 2008, 2004, 2003/Сайт ПРООН в России // www.undp.ru: URL: http://www.undp.ru/nhdr2006_07rus/NHDR_Russia_2006-07rus.pdf http://www.undp.ru/nhdr2010/Nationa_Human_Development_Report_in_the_RF_2010_RUS.pdf (дата обращения 03.04.2011) и по данным сайта Открытый проект: ИРЧП // viperson.ru: URL: http://viperson.ru/ipc.php?i=252&m=132 (дата обращения 21.04.2011)

По индексу развития человеческого потенциала Ростовская область занимает 30 место среди субъектов Российской Федерации. Регион является индустриально-аграрным, с обширной сельской периферией. Почти ¼ населения проживает в городе миллионере, а более 65% в пределах Ростовской и Шахтинской городских агломераций. Устойчиво растут промышленное производство, доходы населения и потребительский рынок, но одновременно и усиливается социально-экономическое неравенство. Бюджет области остается дотационным, 1/3 его доходов составляют безвозмездные перечисления из бюджета РФ.

За годы экономического роста уровень бедности сократился с 33 до 18,5%. Однако ситуация в сельской местности остается проблемной: официальная зарплата составляет 700-800 руб., общее число детских дошкольных учреждений сократилось в 2 раза, сократилась сеть общеобразовательных школ – на 13,5% с 1995 года [3], в результате более 25% сельского населения Ростовской области не имеет доступа ни к дошкольному, ни к общему образованию в месте проживания.

Что касается гендерного неравенства, то для Ростовской области это составляет значительную проблему. Наиболее остро стоит вопрос трудоустройства одиноких, многодетных женщин, имеющих детей-инвалидов и детей дошкольного возраста. По данным Союза “Женщины Дона”, мужчины занимают 87,5% “высших” и 60,6% “главных” должностей. А преобладание женщин начинается с группы руководителей низшего звена – 66% и нижних этажей государственной службы – 88%. За все годы выборов в Законодательное собрание Ростовской области из 104 депутатов было только 7 женщин. Однако женщины возглавляют более 50% общественных объединений [3].

Младенческая и детская смертность в Ростовской области на треть выше средней по стране, материнская смертность начала снижаться только с 2002-2003 гг. В сфере борьбы с туберкулезом и его профилактики сохраняется неудовлетворительный уровень раннего выявления заболевания. Остро стоит проблема экологической устойчивости области. Уровень коммунального благоустройства в области ниже среднего по стране, обеспеченность канализацией составляет всего 62%. Во многих городах существует проблема с подачей воды, особенно в летний период. В рамках проблемы обеспечения молодежной занятости существует профессионально-квалификационный и территориальный дисбаланс спроса и предложения, связанный с недостатком профессиональных кадров, адекватных требованиям рынка, с низкой мобильностью рабочей силы и низкой ценой труда [3].

В этой связи основными приоритетами социально-экономической политики Ростовской области должны быть направлены на обеспечение устойчивости экономики региона, и в первую очередь, за счет стимулирования инвестиций в человеческий капитал.

Влияние данных ЦРТ на развитие экономики Ростовской области определяется необходимостью формирования условий, соответствующих международным стандартам, для развития трудового потенциала региона. В регионе сформированы мощные предпосылки для развития человеческого потенциала (развитая система образования, в том числе, ВПО, научно-исследовательский сектор), однако отсутствие благоприятных условий для практического применения полученных навыков, знаний и умений, приводит к тому, что регион теряет высококвалифицированные кадры, которые мигрируют в регионы и страны с более благоприятными для самореализации и самоактуализации условиями.

2.2. Еще одной глобальной тенденцией развития является формирование зеленой экономики и переход к устойчивому развитию на базе инновационных стратегий. В Ростовской области в настоящее время практически не развиты основные институты устойчивого развития, что приводит к снижению конкурентоспособности ее отраслей и продукции на зарубежных рынках.

Несмотря на сложность положения, предопределенной кризисом, для Ростовской области сейчас создается уникальная ситуация, когда можно предотвратить сползание экономики к сырьевому типу и заложить основы инновационной экономики. Экологизация экономики, развитие «экологически чистого» производства и инноваций должно поддерживаться всем спектром экономических инструментов [1].

Современная ситуация в экономике предоставляет уникальное «окно возможностей» для проведения путем использования инструментов экологической политики реструктуризации экономики, перехода от ресурсной модели развития к преимущественно инновационному развитию. Экологическая политика может быть активно использована в качестве преодоления кризисных тенденций в экономике [10].

Для успешного внедрения принципов устойчивого развития в Ростовской области необходимо продолжить работы по развитию институтов социальной ответственности, государственно-частного партнерства, внедрению показателей устойчивого развития в региональный управленческий процесс. Необходимо также обеспечить более эффективное взаимодействие органов власти с другими общественными институтами: некоммерческими организациями, научным сектором, общественностью.

Заключение

Таким образом, развернувшиеся в мировом сообществе процессы глобализации и формирования постиндустриального общества в целом могут оказать позитивное воздействие на экономику региона и повышение уровня жизни населения. Для более эффективного использования имеющегося потенциала в рамках международного сотрудничества и интеграции региона в систему мирохозяйственных связей Ростовская область должна стремиться к обеспечению дальнейшего экономического роста, однако не на базе ресурсоемких и энергозатратных технологий, а за счет вовлечения предпринимательского сектора и общественности в процессы модернизации и внедрения энергоэффективных, экологически чистых технологий, при одновременном развитии институтов устойчивого развития и формировании модели «Зеленой экономики».

Такая модернизация производства*** позволит получить двойной эффект, связанный с одновременным, параллельным обеспечением экономической эффективности и сокращением вредных выбросов за счет внедрения «наилучших доступных технологий», учитывающих природоохранные факторы. В современных макроэкономических условиях требования масштабного технологического переоборудования экономики региона на основе экологически чистых, безотходных технологий, энерго- и ресурсосберегающих современных технологий – есть основная специфика и необходимость очередного этапа развития Ростовской области, необходимое условие для формирования основ постиндустриальной экономики.****

____________________

***Если говорить о модернизации как о процессе эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. как о некотором перманентном процессе, осуществляющемся посредством проведения реформ и инноваций (что и означает сегодня переход к постиндустриальному обществу).

****Framework Directive 2005/32/EC for the setting of eco-design requirements for energy using products (EuP). EC (2005). Термин «наилучшая существующая технология» заимствован из Директивы 96/61/EC от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предупреждении и контроле загрязнений». Определение, данное в Директиве о комплексном контроле и предотвращении загрязнения, звучит следующим образом: «Наиболее эффективные новейшие разработки для различных видов деятельности, процессов и способов функционирования, которые свидетельствуют о практической целесообразности использования конкретных технологий в качестве базы для установления разрешений на выбросы / сбросы (загрязняющих веществ) в окружающую среду с целью предотвращения загрязнения, или, когда предотвращение практически невозможно, минимизации выбросов / сбросов в окружающую среду в целом». Таким образом, трактовка  НДТ включает в себя следующие принципиальные критерии: под «технологией» понимается как используемая технология, так и способ, с помощью которого объект спроектирован, построен, эксплуатируется и выводится из эксплуатации; под «доступной» понимается технология, которая достигла уровня, позволяющего обеспечить ее практическое внедрение в соответствующем секторе промышленности с учетом экономической и технической обоснованности, принимая во внимание затраты и преимущества; при этом субъект хозяйственной деятельности, на котором предполагается внедрение такой технологии, должен иметь к ней доступ, вне зависимости от того, разработана ли обсуждаемая технология в том государстве-члене ЕС, в котором предполагается ее использование; под «наилучшей» понимается технология, основанная на достижении общего высокого уровня защиты окружающей среды.

Библиографический список:

  1. Бобылев С.Н. Экология и экономика: приоритеты развития / Материалы круглого стола в Институте современного развития. – Режим доступа: www.riocenter.ru/ru/news/5325.
  2. Данные сайта Открытый проект: ИРЧП // viperson.ru: URL: http://viperson.ru/ipc.php?i=252&m=132.
  3. Доклад о развитии человеческого потенциала: Регионы России: цели, проблемы, достижения/Сайт ПРООН в России //www.undp.ru: URL: http://www.undp.ru/nhdr2006_07rus/NHDR_Russia_2006-07rus.pdf
  4. Могилевкин И.М. Глобальная инфраструктура: механизм движения в будущее / И.М. Могилевкин; ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2010.
  5. Областная долгосрочная целевая программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ростовской области на период до 2020 года // Постановление Администрации Ростовской области № 186 от 16.09.2010.
  6. Россия в 2015 году: цели и приоритеты развития / Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2005. Под общей ред. проф. С.Н. Бобылева и А.Л. Александровой. – ООО «Тверская фабрика печати», 2005.
  7. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности // Комплексное предотвращение и контроль загрязнения.Европейская комиссия. Генеральная дирекция Объединенного исследовательского центра. Институт перспективных технологических исследований. Отдел конкурентоспособности и устойчивости. Европейское бюро по Комплексному предотвращению и контролю загрязнения. – июнь 2008 г.
  8. Таблицы развития человеческого потенциала РФ по регионам 2010, 2008, 2004, 2003/Сайт ПРООН в России // www.undp.ru: URL: http://www.undp.ru/nhdr2006_07rus/NHDR_Russia_2006-07rus.pdf; http://www.undp.ru/nhdr2010/Nationa_Human_Development_Report_in_the_RF_2010_RUS.pdf.
  9. Центральная База Статистических Данных. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
  10. Юргенс И.Ю., Захаров В.М. Обращение к Президенту Российской Федерации.  М.: Институт устойчивого развития / Институт современного развития, Комиссия по экологической политике и охране окружающей среды Общественной палаты РФ, 2009.
  11. Framework Directive 2005/32/EC for the setting of eco-design requirements for energy using products (EuP). EC (2005).

References

  1. Bobylev S.n. Ecology and economy: developmental priorities/proceedings of the round table at the Institute of contemporary development. – Access mode: www.riocenter.ru/ru/news/5325.
  2. Site data: an open source project HDI// viperson.ru: URL: http://viperson.ru/ipc.php?i=252&m=132.
  3. Human development report: regions of Russia: objectives, challenges, achievements of UNDP in Russia /website //www.undp.ru: URL: http://www.undp.ru/nhdr2006_07rus/NHDR_Russia_2006-07rus.pdf.
  4. Mogilevkin I.M. Global infrastructure: the mechanism of the future / I.M. Mogilevkin; IMEMO RAN. -M.: Magister, 2010.
  5. Regional long-term programme of energy saving and energy efficiency in the Rostov region for the period up to 2020 / / Decision of administration of the Rostov region № 186 of 16 September 2010.
  6. Russia in 2015: objectives and priorities of development/human development report 2005 in the Russian Federation. Under the red. Prof. S.n. Mr Bobylev’s and a.l. Alexandrova in Odesa on. — OOO «Tver factory press», 2005.
  7. Background document on best available technologies for energy efficiency // Integrated pollution prevention and control. -The European Commission. Directorate-General Joint Research Centre. Institute for prospective technological studies. Division of competitiveness and sustainability. European Bureau for integrated pollution prevention and control. -June 2008.
  8. Table of human development of Russia regions 2010, 2008, 2004, 2003/ The UNDP site in Russia// www.undp.ru: URL: http://www.undp.ru/nhdr2006_07rus/NHDR_Russia_2006-07rus.pdf; http://www.undp.ru/nhdr2010/Nationa_Human_Development_Report_in_the_RF_2010_RUS.pdf.
  9. Central Statistical Database. Official website of the Federal State statistics service. – Access mode: http://www.gks.ru.
  10. Jürgens I.Y., Zakharov V.M. Appeal to the President of the Russian Federation.  M.: Institute for Sustainable Development / Institute of contemporary development, Commission on environmental policy and environmental protection of the public Chamber of Russian Federation, 2009.
  11. Framework Directive 2005/32/EC for the setting of eco-design requirements for energy using products (EuP). EC (2005).

Экономика народонаселения и демография